Когда угасает сосательный рефлекс. О сосательном рефлексе у грудничка (почему может быть слабым)

Сосание — это очень сложный процесс. За его реализацию отвечают 5 пар нервов в черепной коробке. Проверить этот рефлекс у ребенка легко — достаточно погладить его щечку или дотронуться до губ. Малыш приоткроет ротик и начнет двигать языком, словно хочет сосать.

Сосательный рефлекс у новорожденного — это умение сосать материнскую грудь либо соску на бутылочке со смесью, вложенную в ротик. Сосанию ребенка никто специально не обучает, поскольку это не навык, а один из важнейших рефлексов (формируется еще в процессе внутриутробного развития). Дальше этот рефлекс оказывает положительное воздействие на детскую психику и с помощью него грудничок утоляет голод.

Возникает он в первые часы и относится к группе врожденных рефлексов, которые обеспечивают выживание новорожденного. В процессе кормления, когда происходит касание нёба, малыш принимается высасывать молоко из груди или из бутылочки. Выраженность сосательного рефлекса у грудничка определяет — голоден малыш или сыт.

Инстинкт ослабевает после еды, однако, спустя час снова о себе напоминает. Ритмичное сосание оказывает хорошее успокаивающее действие на ребенка. В процессе сосания кроха может даже уснуть, поскольку чувствует себя под надежной маминой защитой, ему спокойно и уютно.

Сколько продолжается это явление

До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?

Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.

Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.

По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.

Определить слабость инстинкта касания можно в процессе кормления. Здоровые малыши сразу и с жадностью берут грудь матери и достаточно активно ее сосут. А новорожденные, у которых этот рефлекс снижен, засыпают во время кормления, они редко сглатывают, вялые, зачастую полностью отказываясь от материнской груди.

К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:

  • гипоксию во время беременности или родов;
  • тяжелые соматические состояния;
  • умственную отсталость;
  • парезы лицевых нервов;
  • иногда ОРВИ, .

Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:

1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.

  • подбородок грудничка прижат к груди;
  • его ротик широко раскрыт;
  • нижняя губка отодвинута вниз;
  • расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.

3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или ) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.

4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – .

Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.

Отсутствие рефлекса

Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • языка;
  • круговой мышцы рта.

Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.

Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.

У детей, которые только что появились на свет, присутствует несколько естественных врождённых рефлекторных навыков. Среди них: хватательный, сосательный, Галанта, Моро, Переса и другие.

Свойства рефлекса

У здорового малыша все рефлекторные способности должны быть развиты на должном уровне. Если обнаруживается, что у крохи слабое умение высасывать пищу, то нужно разбираться в причинах. Умение сосать формируется у детей ещё в утробе матери. Он очень важен, ведь от него зависит питание и рост маленького организма. В последствии, данная способность накладывает свой отпечаток на психологическое состояние человека. Благодаря умению высасывать пищу, младенец утоляет своё чувство голода, которое появляется через 2-4 часа после рождения.

Сосательный рефлекс у новорождённых первых 2 дней жизни бывает недостаточно сильным. Он ещё довольно слаб и не умеет удобно захватывать сосок, чтобы раздобыть молочко. У роженицы настоящее молоко ещё не появилось, вместо него течёт молозиво.

Добывать еду из маминой груди не так просто. Многие малыши потеют и сопят при такой трудной работе. Если сосательные нервы и мышцы лица в порядке, то при любом прикосновении к губам или щёчке ребёночка, он откроет рот и начнёт сосущие движения губами.

Почему его не бывает?

Часто на такую ситуацию влияют тяжёлые роды или неправильное внутриутробное развитие, последствием которого является умственная отсталость. Отсутствие умения сосать бывает свидетельством:
Умственной отсталости;
Сомантического состояния;
Дефектов лицевых нервов.

Наиболее часто отсутствием сосательных движений страдают детки, у которых поставлен диагноз гипоксии. Изредка встречаются случаи такой проблемы из-за стоматитов, ангин, ОРВИ и ОРЗ. Такие младенцы получают питание через специальный зонд. Естественно, всех мам волнует то обстоятельство, когда у новорождённого нет сосательного рефлекса.

Если дело не в нарушении умственной деятельности, то помочь могут регулярные тренировки рефлекторных навыков. Нужно постоянно перед кормлением прикладывать палец к губам малыша. По мере устранения проблем со здоровьем рефлексы будут возвращаться. Это потребует от родителей и их родственников большого терпения.

Дело может быть и не в малютке

Первые пару дней ребёнок не берёт грудь, но дело может оказаться совсем не в рефлекторных нарушениях. Часто у женщин, которые рожают впервые неразработанные соски. Их форма не позволяет грудничку нормально питаться. Попробовав разок и не получив питания, он может противиться такому способу насыщения.

В этом случае мамочка не должна нервничать. Ситуацию необходимо исправлять в двух направлениях: разрабатывать соски матери и тренировать навыки высасывания у грудничка. Если при осмотре педиатра крошку не отправили к невропатологу, то дело не в мозговых или нервных нарушениях.

Уменьшение желания высасывать

Если у ребёночка пропало желание питаться ГВ, то этому могут быть разные объяснения. В первую очередь необходимо проверить полость рта на наличие ранок или язвочек. Если таковые имеются, то во время лечения кормите грудничка из шприца.

Приучать к бутылочке не стоит, потом он может отказаться питаться ГВ. Во вторую – заболевания гортани. Это бывает при ангине и простуде. Обычно такие заболевания сопровождаются температурой. В этих случаях осмотр врача необходим.

Причиной может стать молоко матери. Возможно, по каким-то причинам оно перестало устраивать ребёнка. Попробуйте дать смесь или молоко животных (козы, коровы), если малыш проявил к нему интерес, значит дело в маме.

Потребуется консультация с доктором и различные диеты. Если причиной явилось разовое употребление какого-то продукта, который малютке не понравился, то исключив его из своего меню, мамочка очень скоро приведёт своё молочко к прежнему вкусу.

В этом случае, не гарантируется, что кроха опять захочет питаться таким способом.

Сосательный рефлекс - один из важнейших врождённых рефлексов ребёнка. О чём свидетельствует его снижение или отсутствие? Можно ли развить сосательный рефлекс и как это сделать?

Сосательный рефлекс у новорождённых

Формирование сосательного рефлекса происходит в период, когда ребёнок ещё находится в утробе матери. Эта безусловная реакция возникает в первые часы жизни малыша. Данный врождённый рефлекс является одним из самых главных, так как именно он обеспечивает выживание ребёнка. С помощью сосания младенец утоляет голод. Определить, хочет ли ребёнок есть, можно по выраженности рефлекса. Он ослабевает сразу после еды. Безусловная сосательная реакция даёт о себе знать уже спустя час после приёма пищи. Рефлекс оказывает прямое воздействие на психическое и физическое развитие ребёнка. Его наличие свидетельствует о здоровье младенца, правильном формировании его нервной системы.

До 12 месяцев сосательный рефлекс выполняет защитную функцию. К году он ослабевает, а к 3-4 годам и вовсе пропадает.

Отсутствие сосательного рефлекса у новорождённого

Слабый сосательный рефлекс либо его отсутствие у новорождённого определяется простым методом - кормлением малыша. Если ребёнок здоров, то он сразу берёт грудь, жадно сосёт. Новорождённые, у которых наблюдается снижение этого важного для жизнедеятельности рефлекса, сосут вяло, редко сглатывают, периодически отказываются от груди, при кормлении могут уснуть. Снижение данного безусловного рефлекса происходит по различным причинам:

  • гипоксия при родах либо в период беременности;
  • невралгические синдромы (например, ослабление лицевых нервов);
  • тяжёлые соматические заболевания;
  • ринит, стоматит, ОРВИ;
  • плоская форма сосков у матери.

При сниженной сосательной реакции ребёнок недоедает, а значит - не получает норму полезных веществ, что сказывается на его развитии. Решением проблемы может стать докармливание малыша с ложечки или бутылочки каждые два часа. Это нужно делать только по рекомендации доктора.

Заметив ослабление сосательного рефлекса, важно сразу же обратиться к врачу. Симптом в динамике должен наблюдать невролог. Применять любые меры без консультации со специалистом строго запрещено, так как можно навредить малышу.

Почему нет сосательного рефлекса у новорождённого, с чем это связано? Отсутствие такого важного для выживания рефлекса говорит о серьёзной патологии. Диагноз может поставить только врач, однако если у новорождённого наблюдается отсутствие сосательного рефлекса, то причины этого обычно кроются в невралгической плоскости. Такой симптом может свидетельствовать о повреждении центральной нервной системы, что скажется на дальнейшем развитии малыша. Причиной отсутствия рефлекса может являться слабость мышц рта и языка, жевательной мускулатуры. При полном отсутствии сосательного рефлекса новорождённого кормят через зонд. Неполноценность базовых рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей.

Восстановление сосательного рефлекса у новорождённого

У здорового новорождённого вызвать сосательный рефлекс очень легко. Для этого необходимо всего лишь прикоснуться к губам и языку малыша своим пальцем, младенец автоматически среагирует на это и откроет рот в готовности сосать молоко. Если у новорождённого наблюдаются какие-либо отклонения безусловных реакций, то не стоит отчаиваться - разработать рефлексы, в частности и сосательный рефлекс, можно. В этом поможет чёткий график кормления, докармливание, пустышка. Чтобы развить безусловный сосательный рефлекс, часто рекомендуют выполнять специальные процедуры, например, массаж лица перед едой.

Восстановление рефлекса должно осуществляться с учётом причины патологии. Правильное лечение, в случае если у новорождённого наблюдается слабый сосательный рефлекс, может назначить только врач, ведь любое отклонение от нормы требует тщательной диагностики. Если у новорождённого наблюдается полное отсутствие сосательного рефлекса, то лечение проходит стационарно, так как такой младенец должен находиться под присмотром врачей, что позволят оперативно среагировать на ухудшение его состояния.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

Жизнедеятельность организма любого человека обеспечивается благодаря выполнению комплекса рефлексов. Что касается новорожденных детей, то они имеют также определенный комплекс природных рефлексов, которые являются своеобразным проявлением ответной реакции их организма на внешние и внутренние раздражители. Все движения закладываются задолго до появления на свет новорожденного, при внутриутробном развитии.

Одним из первых появляется сосательный рефлекс, однако многие не знают, до какого возраста он присутствует и когда должен угасать. Зачастую родителям на снимках с УЗИ удается увидеть, как еще находясь внутри утроба матери, малыш может сосать свой пальчик. Уже после рождения этот рефлекс начинает оттачиваться и усовершенствоваться, едва соска или маминой груди коснутся губы новорожденного. Благодаря этому действию грудничок питается.

За движение отвечают 5 нервных пар, находящихся в черепной коробке ребенка. Новорожденный малыш способен сосать все, что попадает в его ротик, будь то грудь мамы или соска при искусственном вскармливании. Способность сосать не является привычкой, так как формируется еще в период внутриутробного развития. Этот рефлекс закладывается задолго до появления новорожденного на свет, примерно после 15 недели развития, и оказывает существенное влияние на раннее формирование детской психики. Также благодаря владению данным рефлексом новорожденный имеет возможность утолять собственный голод, что обеспечивает, без преувеличения, ему выживание.

Как показывают исследования, дети, которые имели возможность длительное время пребывать на грудном вскармливании или их не до достаточно взрослого возраста, в дальнейшей жизни в меньшей степени подвержены различным вредным привычкам, они более спокойны и уравновешены.

Каждая мама может убедиться, что как только соска или ее сосок коснется неба в ротике малыша, он тут же начинает сосать. Уже в первые часы своей жизни малыш готов взять мамину грудь. Реализуется рефлекс на практике ритмичными сосательными движениями, которые успокаивают раздраженного ребенка. В процессе сосания соски задействовано около 4 мышц, а при сосании маминой груди – порядка 40. Во время сосания малыш может даже уснуть, так как чувствует себя защищенным, ему уютно и спокойно.

После утоления чувства голода рефлекс начинает ослабевать и, наоборот, усиливается, как только ощущение сытости пропадает. Так, периодически повторяясь, сосательный рефлекс у новорожденных дает о себе знать.

Сигналом для реализации данного явления, будет элементарное прикосновение к щечке или губам ребенка. Как только мама коснется соском или соской щечки, малыш тут час же повернет голову в ее сторону и приоткроет ротик. Этот сигнал указывает на то, что грудничок готов сосать и мама должна предоставить ему эту возможность.

Сколько длится данное явление

Как уже было отмечено, появившийся на свет ребенок начинает сосать через пару часов своей жизни, а формирование и появление этого рефлекса возникает вообще задолго до появления на свет. Спустя несколько часов после рождения малыш начинает достаточно активно искать грудь мамы, чтобы поддержать и реализовать свой природный инстинкт.

Продолжительность, при которой сосательный инстинкт наиболее ярко выражен у грудных детей – это первый год жизни. Постепенно, ближе к годовалому возрасту, он начинает ослабевать. Примерно к 3-4 годам полностью угасает.

В этой связи многие специалисты указывают на необходимость кормления грудью ребенка до полного угасания сосательного рефлекса в соответствии с заложенными природой нормами.

Ослабленный рефлекс сосания и его отсутствие

На практике бывают случаи, когда сосательный рефлекс проявляется в меньшей степени, он ослаблен или отсутствует вовсе. На недостаточно развитый навык будут указывать следующие симптомы:

  • ребенок во время кормления редко сглатывает;
  • сам по себе малыш будет вялым;
  • во время кормления грудничок может очень слабо сосать и даже засыпать;
  • в редких случаях ребенок вообще не может взять мамину грудь.

Основными причинами слабого сосания считаются парезы лицевых нервов, тяжелые соматические состояния, умственная отсталость и прочие отклонения в развитии центральной нервной системы. Такие состояния могут наблюдаться у новорожденных в результате перенесенной гипоксии при родах или во время беременности. Другими, более редкими случаями, провоцирующими отклонения, могут стать простудные и вирусные заболевания или .

При первых же подозрениях у родителей на слабый сосательный инстинкт или его отсутствие — ребенка следует показать специалистам.

Чтобы установить нарушения или отклонения в этом сложном физиологическом процессе понадобится проведение тщательной диагностики, после чего возможно лечение.

Со стороны родителей любое самолечение в данном случае недопустимо . Единственное, что они могут обеспечить ребенку — это питание из ложечки. Для этих целей можно использовать или смеси. Кормить ребенка из ложечки необходимо более часто, так как он может не наедаться в один заход.

Если у ребенка все в порядке, то родители могут быть спокойны о состоянии здоровья и нервной системы своего ребенка. В данном случае формирование и развитие его организма происходит гармонично.