Основную ответственность за воспитание ребенка несут. Безразличие взрослых - угроза детству

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из многочисленных социальных бед современной России - неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. Значительное число детей, учитываемых в соответствии со ст. 122 СК РФ в качестве оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами. Они приобретают этот правовой статус при живых родителях, которые пренебрегают своими обязанностями - не обеспечивают детей необходимым питанием, одеждой, не обеспечивают получение ребенком образования.

Нередки случаи жестокого обращения родителей с детьми, их эксплуатации, унижения их человеческого достоинства. Подобное поведение родителей не только способно причинить физические и нравственные страдания ребенку, но и, как правило, негативно влияет на будущую социализацию ребенка, деформирует его психику, формирует у ребенка неверное представление о семейных отношениях.

В этой связи внимание общества привлекает вопрос о том, как предотвратить дальнейшее ухудшение положения детей в семье и какими мерами способствовать надлежащему исполнению родителями их обязанностей.

Актуальность темы вытекает из исключительной ценности институтов семьи, заменяющих семье (опека, попечительство, патронатная семья и т.д.), их непроходящего значения в воспитании подрастающего поколения, передачи важнейших духовных ценностей, накапливаемых поколениями. Защищая права несовершеннолетних детей, государство и общество создают благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития. Этим самым обеспечивается достойное во всех отношениях будущее нашей страны, государства, общества.

Цель работы - изучить права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ.

Задачи работы:

Изучить понятие прав и обязанностей родителей;

Рассмотреть осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей;

Изучить обязанность реализовать неимущественные права ребенка;

Изучить ограничения родительских прав и отобрание ребенка;

Изучить порядок и основания лишения родительских прав

Для теоретической разработки данной работы были использованы следующие материалы: труды таких ученых как Азарова Е.Г., Алманова А.М., Букшина С.В., Лемеш К.И., Мезина Д.К., Певцова И.Е.

1. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве РФ

1.1 Понятие прав и обязанностей родителей

Родительские права (понятие родительских прав) - это совокупность прав родителя по воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей. Несовершеннолетним ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Понятие родительских прав включает вопросы содержания и воспитания своего несовершеннолетнего ребенка, защиты прав и законных интересов ребенка. Также родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители несовершеннолетнего ребенка обязаны обеспечить ребенка основным общим образованием и создать условия для получения среднего общего образования детьми.

Родители не имеют права осуществлять свои права в разрез интересам своих несовершеннолетних детей. В случае возникновения разногласий между родителями и детьми, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Если даже родитель ребенка проживает отдельно от ребенка, то он имеет такие же права и несет обязанности, как и родитель, который проживает совместно с ребенком. Родитель, который не проживает с ребенком, имеет право на общение с ребенком, если судом не установлено иное. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение - это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке.

В Семейном кодексе нашего государства закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

В случае неисполнения родителями или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях, они могут быть привлечены, к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения. Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей Всеобщая декларация прав человека.

Учет мнения несовершеннолетнего ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

1.2 Осуществление и защита прав родителей по воспитанию детей

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности.

Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности, в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ). При этом не имеет значения, в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. Они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Так как с момента приобретения дееспособности в полном объеме, гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Из этого правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если, исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей расходятся с интересами ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила, возможно, только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В-пятых, правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.

Осуществление родительских, как и иных семейных прав, возможно, двумя способами: посредством активных действий родителей (право на воспитание ребенка, на общение с ребенком); посредством требования соответствующего поведения от других лиц (право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его не на основании закона или судебного решения).

Осуществление субъективных родительских прав и исполнение обязанностей проявляется в основном в длящихся, многократно повторяющихся действиях (право и обязанность воспитывать ребенка, забота о здоровье и развитии ребенка и др.).

Так как родители наделены равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, предполагается, что и осуществлять их они должны в одинаковом объеме. При этом участие каждого родителя в решении вопросов воспитания и образования ребенка может происходить в различных формах. Например, супруг, с которым проживает ребенок, может выбрать для ребенка учебное заведение, детский сад, другой может одобрить выбор и предоставить средства на обучение, либо предложить свой вариант выбора учебного заведения или детского сада.

2. Семейно-правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения родительских обязанностей

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы и методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Именно так закон определяет осуществление родительских прав, и нарушение данных предпосылок влечет ответственность родителей, осуществляющие свои права и обязанности в ущерб правам и интересам своих детей, в виде лишения родительских прав или ограничения в родительских правах.

Лишение родительских прав - крайняя мера, применение ее не всегда целесообразно или возможно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. В подобных случаях в качестве меры защиты его прав и интересов суд может ограничить родительские права, приняв решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них).

Ограничение родительских прав - это отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав имеет двойной смысл для родителей и для самого ребенка.

Опасность, угроза, исходящая от родителей (одного из них), делает невозможным их личное участие в воспитании несовершеннолетнего. Прямая связь с опасностью означает, что следует как можно скорее отобрать ребенка у родителей. То же самое происходит, если родители (один из них) не могут и (или) не хотят оградить своего ребенка от существующей в семье угрозы, поскольку, в конечном счете, не имеет значения, каков источник ее возникновения.

Наряду с лишением родительских прав, ограничение в родительских правах также направлено на защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей.

Однако, в отличие от лишения родительских прав как крайней меры, наступающих при виновных действиях родителей, ограничение родительских прав направлено на то, чтобы уберечь детей от опасности со стороны родителей.

Вопрос об ограничении в родительских правах по ст.. 73 СК возникает в случаях, если:

Оставление ребенка с родителями (одного из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, с течением тяжелых обстоятельств и другие);

Оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав. В этом случае, учитывая противоправность поведения родителей, закон установил, что если родители (один из них) не изменяют своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, обязан предъявить иск о лишении их родительских прав. Вместе с тем, если этого требует интересы ребенка, такой иск может быть подан до истечения этого срока.

С иском в суд, об ограничении родительских прав, могут обратиться: близкие родственники ребенка, т.е. дедушка и бабушка, братья и сестры, органы и учреждения, на которых законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, т.е. органы опеки и попечительства, комиссии по делам не совершеннолетних, дошкольные образовательные, общеобразовательные и другие учреждения, которые имеют непосредственное касательство к ребенку, прокурор. Рассмотрение в суде дела об ограничении родительских прав происходит по правилам искового производства, т. е. иск подается в суд по месту нахождения ребенка. Дело может быть рассмотрено и в суде по месту жительства истца, если одновременно с иском об ограничении родительских прав он заявляет и требование взыскание алиментов на детей (ребенка).

Однако не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие своих родительских обязанностей вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по причинам, от них не зависящим.

Вынесение решения о лишении родительских прав влечет за собой утрату родителями (одним из них) не только тех прав, которые они имели до достижения детьми совершеннолетия, но и других, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений.

Однако лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своих детей (ребенка).

Если лицо, лишенное родительских прав, изменило свое поведение, образ жизни (или) отношение к воспитанию ребенка в лучшую сторону и это оно может подтвердить официальным заключением органа опеки и попечительства, то возможно восстановление данного лица в родительских правах, (п.1 ст. 72 СК).

Следует иметь в виду, что восстановление в родительских правах допускается только в том случае, когда этого требуют интересы ребенка.

К сожалению, данная тема близка очень многим родителям. На разногласиях в вопросах воспитания ломается немало копьев. Несоответствие взглядов на воспитание детей может привести даже к развалу семьи, после чего споры не утихают, а разгораются с новой силой. Два родителя, являясь одновременно законными представителями ребенка, не могут найти общий язык даже в непринципиальных вопросах. К желанию «сделать, как лучше» часто примешивается желание самоутвердиться, отомстить за прошлые обиды, манипулировать ребенком в своих личных целях. Конечно, чаще всего, в силу различных причин, ребенок остается с матерью, и именно от позиции матери во многом зависит, как сложатся отношения между бывшими супругами по вопросам воспитания их детей. Но, часто и отцы используют данные им законом права для выяснения личных отношений с бывшей женой, расспросов ребенка о личной жизни матери, сведению счетов. Часто отцы после развода вовсе не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию, либо выполняют их нерегулярно и стихийно, "по вдохновению", не понимая или не желая понимать, что ребенок нуждается в полноценном и регулярном общении с отцом, а также в его материальной поддержке вплоть до совершеннолетия.

Материалы по данной тематике подготовлены на основе Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, семейного законодательства России.

Заключение

Подводя итоги вышесказанного, считаем, что необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы, уроки, консультации по конституционному и семейному праву. Нужно с раннего возраста ребенку, детям разъяснять их конституционные, семейные, гражданские права, ведь эти дети, в скором времени повзрослев, сами станут родителями. Мы думаем, что проблемы по вопросам реализации прав и обязанностей родителей, закладываются на начальном уровне жизни человека.

Проблема, рассмотренная в работе, заслуживает дальнейшей разработки:

во - первых, нужно к проблемам семьи и детей активно привлекать общественность. Надо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, способствующие укреплению семейных уз между родителями и детьми;

во - вторых, можно даже ввести на организациях и предприятиях по инициативе руководства, профсоюза, где работают родители детей, специальные лекции по правам и обязанностям родителей, ведь основное время люди проводят на работе;

в - третьих, органам местного самоуправления, как в городах, так и в селах наиболее активно изучать и анализировать проблемы, существующие в семье между родителями и детьми, выявлять эти проблемы, а потом эффективно их решать;

в - четвертых, расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

В - пятых, разграничить права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем.

В целях сокращения масштабов нарушения прав детей и в целях предотвращения такого нарушения должны быть предприняты неправовые, но наиболее действенные меры: стабилизация социальных отношений, формирование у граждан жизненного целеполагания и уверенности в завтрашнем дне, накопление в обществе опыта семейного общения и заботы друг о друге.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017)

Учебники и журналы

1. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 65-81.

2. Алманова А.М. Возникновение негативных последствий для ребенка вследствие неисполнения родителями обязанностей по воспитанию // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 192-196.

3. Андреева Л.С. Историко-правовой аспект осуществления родительских прав // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 44-46.

4. Афанасьева И.В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3-6.

5. Беспалов Ю.Ф. Семейные правоотношения с участием ребенка // Семейное и жилищное право. 2015. № 1. С. 3-7.

6. Букшина С.В. Правовое положение несовершеннолетних. учебно-методическое пособие. Барнаул, 2013.

7. Воронцов А.Л., Воронцова Е.В. Роль семейного законодательства в укреплении семейных ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 2. С. 51-55.

8. Голубчикова А.А. Права и обязанности родителей в Российской Федерации // В сборнике: Права человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 140-144.

9. Гонгало Б.М. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017.

10. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016.

11. Жильникова О.С. Специфика реализации конституционной обязанности родителей по воспитанию детей // В сборнике: Актуальные проблемы современного права и политики (К 90-летию со дня рождения Ю.И. Малышева (1924-2009) сборник научных трудов по материалам Всероссийской студенческой научной конференции. Ответственный редактор: Д.В. Ирошников. 2014. С. 23-26.

12. Матвеев П.А. Позитивная юридическая ответственность в семейном праве // Правовая инициатива. 2014. № 1. С. 19.

13. Нечаева А.М. Интересы ребенка как объект семейно-правовой защиты // Государство и право. 2012. № 1. С. 77-85.

14. Трофимова Г.А. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы // Адвокат. 2015. № 4. С. 64-69.

15. Шакирова М.Л. Осуществление родительских прав и исполнение обязанностей: некоторые актуальные вопросы правого регулирования // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. № 41. С. 96-101.

«Ответственность родителей за воспитание детей.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей»

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения - это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  • право на воспитание и образование детей,
  • право на защиту прав и интересов детей,
  • право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право родителей на воспитание детей обеспечивается исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились, и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование . Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге, прежде всего родителей. Защита родителями прав и интересов ребенка осуществляется в соответствии со ст. 8 СК (см. комментарий к этой статье). Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. ст. 54 - 58, 60 СК. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Прямое указание на родителей как обладателей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно в необходимых случаях предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Противоречия между интересами родителей и детей любого возраста не относятся к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. В данном случае родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями, либо глубоко заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. Но чем бы эти противоречия ни вызывались, в таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для родителей главное - обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные.

Кроме того существуют более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе . Они не могут, во-первых, причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором - в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно - правовая - ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, гражданско - правовая - ст. ст. 1073, 1074 ГК РФ, семейно - правовая - ст. 69 СК РФ, уголовная - ст. 156, 157 УК РФ и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 6.10(2)

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или «одурманивающих веществ» - влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей.

При этом для определения правонарушения достаточно появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте и употребление им любого спиртосодержащего продукта вне зависимости от содержащегося в нем алкоголя.

Несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет, которые появились на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность несут административную ответственность по ст. 20.21 КоАП самостоятельно, данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст атья 5.35.

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию, игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно, и зависят только от его воспитания.

Несомненно, при проведение бесед, лекций с подростками обращается их внимание на то, чтобы они более осмысленно относились к собственному поведению, так как своими действиями они в первую очередь подводят собственных родителей. Поэтому темы административной и уголовной ответственности несовершеннолетних подаются через призму внутрисемейных и внутришкольных взаимоотношений.

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения. Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено, то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям. И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.

И напоследок хочется всем вам посоветовать – будьте друзьями для своих детей, интересуйтесь их проблемами и заботами, и тогда они обязательно будут радовать вас своими хорошими делами и поступками.


Ответственность родителей за воспитание детей утверждена в Семейном Кодексе РФ. Конвенция по правам несовершеннолетних провозгласила эту обязанность, подтвердив, что обеспечить интересы своего потомства должны мать с отцом. Дети вырастут, станут достойными гражданами нашей страны - образованными, воспитанными, ответственными перед государством и заботливыми с предками. Для достижения положительного результата не нужно перекладывать заботы о подрастающем поколении на бабушек и дедушек и педагогов.

Равноправие всех членов в семье

Конституция и Семейный кодекс РФ определили ответственность родителей за воспитание детей. Кроме обязательств они имеют права, которые будут прекращены сразу после совершеннолетия подопечных. Положения закона так разработаны, что с одной стороны дана привилегия жить с ребенком, распоряжаться его временем, если это не противоречит его интересам, с другой — условия становятся долгом опекуна. Все установки в Семейном кодексе взаимосвязаны.

Дается гарантия матери со стороны закона в ее вправе сына:

  • опекать, рассказывать сказки, читать книги;
  • растить по правилам ею установленным;
  • воспитывать по семейным устоям.

В статье 61 СК РФ утверждено родительское равноправие. Отец должен проявлять заботу о дочери, развивать:

На обоих родителях лежит одинаковая ответственность за воспитание детей, у них преимущество перед другими родственниками:

  • бабушкой;
  • дедом;
  • сестрой;
  • братом.

Но запрет на встречи с родными людьми они не могут объявить, не имеют права мешать общению с ними. При разводе семейной пары и раздельном проживании, они должны прийти к мирному соглашению о дальнейшем нахождении несовершеннолетних граждан. Когда договориться не могут, этот вопрос переходит в судебную инстанцию.

Как в суде решают проблему при расторжении брака?

Ответственность родителей за воспитание детей, права и обязанности - равные. На этом основании, когда в суде рассматриваются дела по семейным конфликтам, во главу ставится интерес ребенка.

При бракоразводных процессах судьей учитывается детское:

  • мнение;
  • привязанность к матери или отцу;
  • любовь к сестре или брату;
  • возраст;
  • нравственность каждого попечителя;
  • сложность отношений, если они возникли с опекунами.

В правовом органе изучат, какие возможности есть у гражданина для воспитания своего ребенка:

  • работа, распорядок дня;
  • квартира;
  • уровень доходов;
  • отсутствие вредных привычек;
  • чистота перед законом.

В статье 66 Семейного кодекса РФ даны гарантии родителю, которому суд определит жить отдельно от детей:

  • воспитывать;
  • общаться;
  • принимать участие в жизни, образовании.

Мать не может препятствовать отцу в воспитании несовершеннолетних отпрысков, если судом установлен порядок встреч. Когда будет доказано, что такие свидания опасны для здоровья, наносят вред детям — человека лишат родительских прав. Виновный родитель понесет наказание при невыполнении судебных определений. Он может опротестовать решение правового органа, который пересмотрит все условия и если интересы ребенка ущемлены, передаст его судьбу достойному воспитателю, при условии, что мнение несовершеннолетнего учтено.

Кто ответит, если дети нарушают закон?

Нарушение общественного порядка, совершение неправомерных действий другим лицам, на совести представителей несовершеннолетних, они обязаны вырастить достойных граждан для государства. Принадлежит ответственность родителям, за ненадлежащее воспитание детей. Это требование указано в Гражданском кодексе РФ, объясняют положения статьи 1073, 1074. Законодательные акты утверждают, за проступки малолетних граждан до исполнения ими 14 летнего возраста ответ предстоит держать:

  • родителям;
  • попечителям, опекунам;
  • сотрудникам соцзащиты;
  • организациям, где ребята находятся на содержании, если нет родственников;
  • образовательным учреждениям;
  • медицинским заведениям;
  • надзирающим органам.

После 14 дня рождения за тяжкие преступления подросток ответит по УК РФ. Нанесенный ущерб должны будут возместить родственники или усыновители, у которых он находится на попечении. С 18 лет закон об ответственности родителей за воспитание детей теряет свою актуальность, требования полностью переходят на совершеннолетнего.

Если произошло лишение остаются обязательства еще 3 года наблюдать и отвечать за преступные выходки малолетних отпрысков.

Неуважительное отношение к закону происходит по причине недостатка воспитательных мер, если мать с отцом были отстранены от ребенка, значит, по их вине появилась асоциальные намерения.

На педагогов возлагается контроль над поведением детей, устроенных в заведениях:

  • дошкольных;
  • образовательных;
  • спортивных.

Школьного учителя накажут, когда его ученик вместо занятий отлучится в торговый центр, украдет там игрушку, конфеты. Он обязан предупредить об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей, сообщить им о прогуле или позвонить в правоохранительные органы.

Воспитатель детского сада тоже отвечает за поступки малышей, пока они там находятся или их повели в развлекательный центр. Педагоги могут переложить вину на официальных представителей детей, если докажут плохое содержание, отсутствие заботы со стороны взрослых, для этого семью нужно поставить на учет в надзорные организации, как неблагополучную.

Преступные деяния с уголовными последствиями

В законе об ответственности родителей за воспитание детей, УК РФ указывает на возрастное ограничение, на этом основании назначают наказания. В статье 20 п.1 сказано, что по уголовному праву судят граждан с 16 лет.

Есть исключения в п.2 акта, там обозначены преступления, отягчающие приговор и подсудность в 14 летнем возрасте:

  • умышленных убийствах;
  • сексуальных насильственных действиях;
  • намеренно нанесенных увечьях;
  • хищениях в крупных размерах;
  • транспортных угонах;
  • вымогательствах;
  • террористических актах.

Расследования уголовных происшествий с участием граждан возрастом 14 -17 лет находятся под особым контролем. Когда дело доходит до суда, во внимание принимается:

  • физические, интеллектуальные показатели;
  • соответствует ли подросток по умственным способностям, развитию своим одногодкам;
  • полученное образование;
  • как оценивает свои действия, насколько понимает, что совершил;
  • в каких условиях рос и воспитывался.

Перевоспитывают сложных подростков принудительным педагогическим воздействием. По возможности и степени совершенного деяния его могут отпустить под правовую ответственность родителей за воспитание детей или поместить в медицинское заведение, где учат и лечат. На судебных заседаниях должны присутствовать представители несовершеннолетних преступников.

Где будут рассмотрены:

  1. В каких условиях жил нарушитель порядка.
  2. Степень участия в жизни подростка его попечителей.
  3. Среду обитания, в которой формировалась личность.

По мнению юристов, от плохих отношений с близкими людьми, связи с криминогенным обществом, проявляются противоправные склонности. Если за воспитание детей несут ответственность родители по Семейному кодексу и статье 61, то наказания за нарушения этих положений наступает по УК РФ, о чем раскрывает статья 156.

Статистические выводы

Делая выводы по статистическим данным, аналитики утверждают, что неблагополучные семьи увеличивают преступный контингент, там в основном растут ребята без надзора. Хотя романтика из криминальных сериалов привлекает на совершение необдуманных поступков и подростков, выросших у интеллигентных профессоров, успешных бизнесменов.

Когда они выслушивают беседы об ответственности родителей за воспитание детей - не верят, что их дочь- отличница или сын- победитель олимпиад, которым не было ни в чем отказа, принимали участие в разбойном нападении. Судья при рассмотрении дела с участием несовершеннолетних лиц примет во внимание:

  • доказанную халатность к воспитательным обязанностям со стороны попечителей;
  • поддержку членов семьи противоправного поведения;
  • аморальное состояние представителей ребенка;
  • отсутствие досуга, развивающего интеллект.

Взрослые, занятые работой, материальным благополучием, порой забывают о моральной поддержке своим подопечным, одинаковой ответственности родителей за воспитание и содержание детей. Если в суде обнаружат злостные нарушения - ограничат или лишат родительских прав.

Какие предусмотрены наказания

После судебных разбирательств определяется тяжесть вины отцов и матерей за проступки их отпрысков.

От серьезности преступления зависит мера наказания:

  1. 100 000 руб. - штрафные санкции.
  2. 400- часовые обязательные отработки.
  3. 2-летний исправительный труд.
  4. 3 года принудительных работ.
  5. Отстранение от работы на 5 лет в определенном виде деятельности;
  6. 3-летнее заключение под стражу.

Старшему поколению придется возместить ущерб, который подростки нанесли пострадавшим. Оплатить лечение, если нанесен вред здоровью, компенсировать денежным эквивалентом моральное унижение.

Тесная связь семьи и школы

Постоянное взаимодействие представителей учеников с администрацией образовательного заведения поможет вовремя предупредить преступление. Классный руководитель расскажет о своих наблюдениях и подозрениях в сфере обучения, новых опасных интересах, обнаруженных вокруг школьного общества. Учитель предупредит о необходимости посещать род. собрания, ответственности родителей за воспитание детей.

Но она лежит на всех взрослых, которые по долгу службы или происхождению занимаются несовершеннолетними. В правовых актах нет положений, которые бы обязывали законных попечителей учащихся посещать совещания организованные для родителей, но только там они получат достоверную информацию об образовании и реализуют свои права принимать участие в учебном процессе.

Кто может заменить?

Постоянная загруженность работой не всегда позволяет встретиться с педагогами в школе. Нужно заранее предупредить классного руководителя, что известна ответственность родителей за воспитание детей, но родительское собрание посетит ближайший родственник, няня, работающая официально в семье.

Бабушкам, дедушкам, тетям и дядям никто не запретит прийти на беседу к учителю, если отец чрезмерно занят производственными делами, а мать не может оставить младенца, но они не официальные представители ребят, поэтому не могут принимать ответственных решений по обучению.

Когда наступает административная ответственность родителей за воспитание детей?

Когда ребенку исполнится 16 лет, он ответит за свои незаконные действия, если у него есть имущество и доход. Отсутствие заработка автоматически перекладывает возмещение ущерба на его попечителей. До этого возраста ответственность за воспитание и обучение детей — на родителях.

К административным правонарушениям принадлежат проступки:

  • антисоциального характера;
  • периодические пропуски занятий в школе;
  • совершение опасных для окружающих действий;
  • мелкие хищения, хулиганское поведение.

За это накажут:

  • штрафом;
  • публичным извинением перед потерпевшими;
  • оплатой компенсаций за моральный и фактический ущерб.

Подросток может сам оплатить расходы за последствия противоправных действий, если у него имеются собственные средства. В обратном случае издержки возмещают родители. Для законных представителей предусмотрены наказания, если контролирующие органы за содержанием малолетних обнаружат:

  • ребенок социально не воспитывается;
  • плохо одет и накормлен;
  • отсутствует обучение;
  • нарушены права, интересы.

Когда родитель не уделяет полноценного внимания для нормального развития детей, халатно относится к своим обязанностям, ответственность наступит в обязательном порядке. Если не вмешается школа - органы попечительства, соцзащита поставит на место нерадивых воспитателей.

Злоупотребление правом — что это?

Между административной ответственностью родителей за ненадлежащее воспитание детей и уголовной — тонкая грань. Вначале семью обязуют выплатить штраф в размере 500 руб. по КоАП РФ и статье 5.35. Законодательный акт дает такие основания в применении наказания. Если граждане систематически уклоняются от выполнения обязанностей, по достойному содержанию подрастающего поколения, злоупотребляют своим родительским правом, деяния могут сразу переквалифицироваться из одной степени в более серьезную, где штрафами не отделаться.

К таким действиям относятся:

  • постоянное отсутствие на школьных собраниях;
  • одежда не по сезону, при заболеваниях игнорирование медицинских обследований, плохое питание - все это признаки халатного отношения к детскому здоровью;
  • физические наказания, моральные унижения нецензурной бранью;
  • регулярные пьянки в семье;
  • привлечение несовершеннолетних к аморальным поступкам - кражам, попрошайничеству;
  • место проживания детей скрывают от отца, когда мать занимается воспитанием и наоборот;
  • дети школьного возраста не учатся в образовательных заведениях.

Есть семьи, в которых каждый год появляется младенец, но старшие ребята вообще не учатся в школе и даже не записаны там. Дать им образование — это обязанность родителей и право детей. Взрослые объясняют недостатком средств, собственной безграмотностью, нет денег, чтобы собрать школьников для обучения. В государстве разработаны программы для обеспечения малоимущих семей, если ячейка общества не воспользовалась такой помощью, значит, учеников переселят в заведения, где будут предоставлены все условия для достойного воспитания.

Чтобы восстановить семью, вернуть право на воспитание, гражданам долго придется доказывать:

  • пройдено ли лечение от зависимостей и реабилитация;
  • в квартире или доме выполнен ли ремонт, налажены ли коммуникации;
  • есть ли официальная работа, стабильный заработок;
  • куплены ли детские вещи, предметы обихода, заполнен ли холодильник продуктами.

Отец или мать лишенные прав на своих детей для их восстановления должны быть готовы:

  • забрать детей из интернатов для личного воспитания в чистое жилое помещение;
  • выбрать образовательный и воспитательный способ, который безопасен для учеников и не противоречит их интересам;
  • развивать духовно и психологически личность будущего взрослого человека.

Детство в нашей стране должно проходить благополучно. Правительство озабочено демографической ситуацией, для ее улучшения предлагают государственную помощь. Но дети должны не только рождаться, но и расти, воспитываться, получать образование в нормальных условиях. Это не значит, что, когда на свет появился гражданин РФ, вся забота переходит на госбюджет. Пока малышу не исполнится 18 лет, за него отвечают родители. Все поступки, мысли, мечты, намерения находятся под их контролем, чтобы знать, какого человека они передадут на службу государства.

Правовые аспекты ответственности родителей за воспитание детей

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Люди вступают в брак добровольно, как правило, хорошо осознавая не только свои права, но и обязанности. У супругов рождаются дети. В выборе своих матери и отца они не властны. Закон обязан защищать их интересы. Что касается родителей, то с рождением ребенка они вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей.

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Права и обязанности родителей в отношении своих детей регулируются целым рядом законов РФ. Основные из них: Конституция РФ, Семейный, Гражданский, Административный, Уголовный Кодексы РФ; Закон РФ « Об образовании». Кроме того, в нашей стране действуют положения Международной Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Приведем некоторые положения законов, определяющие права и обязанности родителей.

Семейный Кодекс РФ. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИРОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1.Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. ( вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Семейный Кодекс РФ. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители.

Из Закона Российской Федерации «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»:

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (пункт введен Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ).

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми полного общего образования. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование . Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Семейный Кодекс. Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 65: При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращении, оскорбление или эксплуатацию детей.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.

Семейный кодекс РФ. Статья 69 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, вредно влияют на них своим аморальным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишая безответственных родителей родительских прав, государство устраняет не только их неблагоприятное, вредное влияние на детей, но и прекращает фикцию воспитания, т. е. такое положение, при котором создается педагогический вакуум, заполняемый нередко отрицательными стихийными воздействиями. Лишенные родительских прав родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты тем, кому ребенок передан на воспитание, а сами перестают получать назначенные детям пособия. Основой элементного обязательства являются семейные отношения – брак, усыновление (удочерение) и др.. Право на алименты имеют несовершеннолетние дети, а в ряде случаев нетрудоспособные взрослые члены семьи. На детей алименты выплачивают в первую очередь родители (усыновители), а в случае их смерти – другие члены семьи (дед, бабушка, взрослые братья и сестры и другие так называемые фактические воспитатели). В соответствии с Семейным Кодексом РФ алименты взыскиваются по схеме: из заработка перечисляются ежемесячно 25% на содержание одного ребенка, 30% на содержание двоих детей и 50% на содержание троих и более детей. Судам предоставлено право увеличивать или уменьшать размеры алиментов с учетом материального и семейного положения сторон. Кроме того, закон лишает таких родителей соответствующих прав, предусмотренных нормами гражданского и трудового права.

Семейный Кодекс Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В нашей стране существует система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактической работой с семьями, защищать права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений. В них входят:

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Органы управления социальной защитой

    Органы управления образованием

    Органы опеки и попечительства

    Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения

    Органы по делам молодежи, службы занятости

    Органы внутренних дел

Современное право достаточно подробно регламентирует права и обязанности родителей по отношению к своим детям. И все же, в заключение хотелось бы привести слова Льва Николаевича Толстого:

«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

И вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».

Детство - первая ступень развития человека. На страже защиты детских прав стоит государство, которое предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Это не случайно. Ведь родителям отводится главная роль на пути становления юного гражданина: они должны принять меры, чтобы их ребёнок получил необходимое образование, развитие и воспитание.

Защита детских прав - обязанность родителей

Детство - это пора, которая должна быть счастливой, беззаботной, безопасной, наполненной теплом материнской и отцовской любви, заботой любящих бабушек и дедушек. Это тот самый возраст, когда человек, словно губка, впитывает в себя общепринятые поведенческие нормы, приобретает ценностные ориентиры и основные навыки общения с окружающим миром, приучается жить в обществе по установленным правилам.

Семья является основным звеном социализации для детей. Главная ценность для ответственных родителей - благополучие и безопасность собственного ребёнка. С момента рождения и до наступления совершеннолетия на страже его интересов должны стоять родители: защищать имущественные и личные права, право на достойное воспитание, необходимое содержание, успешное обучение, обеспечить защиту от насилия и жестокости, а также информации, которая вредит здоровью и развитию.

Нарушение прав ребёнка в семье приводит к тому, что наступает правовая ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.


Основа воспитания - обучение

Конституция РФ гарантирует право граждан на образование. Основное общее образование на основе федеральных государственных стандартов является обязательным, и именно родители должны обеспечить его получение детьми.

Семейный кодекс определяет, что обучение и воспитание - не только право, но и важнейшая обязанность родителей, которые, согласно закону «Об образовании», являются первыми педагогами в жизни ребёнка. Они должны формировать личность будущего гражданина, заложив в раннем возрасте основы развития: физического, нравственного, интеллектуального.

Образование, которое ребёнок должен получать, начиная с 6,5 лет (но не позже 8), представляет собою целостный процесс развития и воспитания, направленный на получение социально значимых знаний и навыков в разнообразных областях деятельности. Итогом получения необходимых знаний является соответствующий документ об образовании.

Образование может быть получено в форме очной, заочной, очно-заочной. Родители могут выбрать форму семейного образования, заняться самообразованием ребёнка или выбрать экстернат в зависимости от состояния его здоровья, потребностей и возможностей, учитывая мнение самого ребёнка и рекомендации специалистов. Если этого не происходит, то неизбежно наступает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.


Важная составляющая воспитания - содержание ребёнка

Воспитание ребёнка напрямую зависит от условий его содержания. Семейный кодекс закрепляет за ребёнком право иметь достойный уровень жизни и предусматривает обязанность родителей содержать детей. Под содержанием понимается наличие продуктов питания для ребёнка в соответствии с его возрастом, одежды, соответствующей сезону и погодным условиям, предметов, которые необходимы для развития, обучения, организации отдыха и досуга.

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей наступает в том случае, если эти требования не соблюдаются, оба родителя (или один из них) не понимают и не желают понимать всей степени ответственности за своих детей, не осознают размера их потребностей, уклоняются от родительских обязанностей, тем самым нарушая имущественные права несовершеннолетних. Противоправным считается проживание ребёнка в антисанитарных условиях, если ему негде спать или делать уроки, а родители систематически употребляют алкоголь, вредно влияя на его развитие.

Российское законодательство устанавливает необходимость наказания родителей, совершающих противоправные действия: взыскание алиментов с нерадивых пап или мам (а в отношении злостных неплательщиков - применение норм административного воздействия), привлечение к уголовной ответственности, лишение или ограничение родительских прав.

Защита детей от вредоносной информации

Составной частью воспитания является информационная защита детей. Для предупреждения вреда от негативной информации необходимые меры принимаются субъектами Российской Федерации: запрещается нахождение детей ночью в общественных местах и на объектах, где реализуются товары только сексуального характера, алкогольная продукция, пиво, а также в иных местах (например, в учреждениях с выходом в интернет, на стадионах, вокзалах и мостах), перечень которых субъекты РФ определяют и утверждают самостоятельно с учётом особенностей региона или отдельного муниципалитета.

Важный момент: нахождение детей в определённых региональными законами местах влечёт административное воздействие в отношении должностных и юридических лиц, юридическую ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей, если они допустили, что ребёнок ночью находится в указанных местах.


Какие бывают виды ответственности

К родителям, виновным в совершении правонарушений в отношении своих детей, применяются меры государственного принуждения.

Существуют разные виды ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. Среди них: административная ответственность, предусмотренная Семейным и Гражданским кодексами гражданско-правовая и уголовная.

Каждая из них характеризует определённые противоправные действия родителей, а также устанавливает санкции, соответствующие форме правонарушения и его тяжести.

Административная ответственность

Действия, указывающие на пренебрежение родителями основными нуждами и потребностями, воспитанием детей, нежелание встать на защиту их прав, признаются российским законодательством противоправными (ст. 5.35 КРФ об АП). Для наказания за подобные действия, продолжающиеся длительное время, применяется административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Законодательство предусматривает юридическую ответственность и в тех случаях, когда у ребёнка отсутствует возможность общаться с близкими родственниками и родителями, когда остаётся без исполнения судебное решение, определяющее место его проживания.


Гражданская ответственность

Гражданская ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей кратко, но ёмко предусмотрена Семейным и Гражданским кодексами.

Гражданский кодекс указывает, что родители обязаны проживать с детьми, которые не достигли 14-летнего возраста, тем самым определяя, что родители, передающие без веских на то оснований воспитание своих детей другим людям, не исполняют родительские обязанности.

Семейный кодекс предусматривает лишение или ограничение в судебном порядке родительских прав. Это происходит в случае злостного уклонения родителей от своих обязанностей, жестокого обращения с детьми, признания родителей больными наркоманией (алкоголизмом).

Если ребёнку угрожает опасность, связанная с проживанием в семье, то органами системы профилактики может быть произведено отобрание у родителей ребёнка, а затем обращение в суд с ходатайством об ограничении (лишении) родительских прав.


Уголовная ответственность за противоправные действия родителей

В соответствии с Уголовным кодексом уголовная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (в совокупности с жестоким обращением) наступает в соответствии со ст. 156. Она предусматривает наказание за действия родителей, приведшие к негативным последствиям для несовершеннолетних: ухудшилось здоровье, нарушено нормальное психическое развитие, неправильно формируется личность.

Жестокость может выражаться в том, что ребёнку, к примеру, не предоставляются необходимое питание, одежда, жильё, его запирают на длительное время, систематически унижают, избивают, издеваются над ним.

По данной статье предусмотрены санкции в виде штрафа, обязательных работ, ограничения свободы (на срок до 3 лет) - мера наказания зависит от тяжести совершённого преступления.

Уголовная ответственность предусмотрена и за такие действия родителей, как намеренное уклонение от уплаты алиментов, так как это затрудняет создание условий, необходимых для достойного воспитания. Уголовный кодекс предусматривает санкции: исправительные или принудительные работы, арест, лишение свободы (ст. 157).

Защита прав детей в Республике Беларусь

Если сравнивать системы наказания родителей за нарушение прав детей, то российской правовой системе в большой мере соответствует законодательная система Республики Беларусь.

Право и обязанность родителей заниматься воспитанием детей, проявлять заботу, создавать необходимые для нормального развития и обучения условия, предоставлять средства на содержание закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 32).

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей в РБ подразделяется на административную, гражданскую, уголовную.

Согласно законодательству РБ государственной защите подлежат несовершеннолетние, родители которых ведут образ жизни, признанный аморальным, больны алкоголизмом или наркоманией, ненадлежащим образом выполняют родительские обязанности в отношении детей, которые в результате этих действий находятся в социально опасном положении.


Безразличие взрослых - угроза детству

Российское законодательство, заботясь о защите прав своих несовершеннолетних граждан, предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей в РФ. К родителям приравнивают усыновителей и приёмных родителей, опекунов и попечителей, роль которых может быть отведена не только гражданам, но и должностным лицам органов и государственных учреждений, на которые возложена обязанность государственного опекуна.

Обязанность воспитывать детей возложена на родителей (лиц, их заменяющих) вплоть до совершеннолетия ребёнка.

Принимая во внимание, что в большинстве случаев дети не могут сами обратиться за помощью в случае нарушения их прав, социально неблагополучные семьи не должны оставаться без должного внимания со стороны органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Долг неравнодушных граждан - помочь детям, воспитывающимся в семьях, где отсутствуют элементарные условия для их развития, воспитания, содержания, где дети подвергаются насилию со стороны взрослых.

О ставших известными фактах нарушения прав детей можно сообщить участковому, инспектору по делам несовершеннолетних, в органы опеки и попечительства при отделе образования, специалисту комиссии по делам несовершеннолетних.

Пусть дети будут живы, здоровы и счастливы.