Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Мария Соболева

Как воспитать патриота?

Можно ли из современных детей воспитать патриотов, и насколько это актуально сегодня? С какого возраста начинать патриотическое воспитание, какова роль семьи, детского сада, школы? Как научить ребенка любить свою страну, знать историю, уважать традиции — об этом пойдет речь в нашей статье.

Юные патриоты — учим любить Родину

Само по себе понимание патриотизма не приходит. Ребенка нужно учить любить Родину с раннего детсадовского возраста.

Все начинается с семьи. Именно родители учат своих детей азам патриотизма — любви к близким, к природе, интересу к окружающему миру, к народному творчеству, приучают к труду и уважению к старшим.

Прежде всего родители сами должны быть патриотично настроены, чего, к сожалению, не скажешь о многих молодых людях.
Тогда патриотическое воспитание полностью ложится на плечи воспитателей и учителей.

Чему можно научить детей детсадовского возраста?

Младшие дошкольники должны знать ближайших родственников, кем работают их мама и папа, помогать взрослым по дому. Малыши учатся называть свой адрес, знать, в каком городе и в какой стране они живут.

Дети среднего дошкольного возраста уже должны больше знать об истории своей семьи, о профессиях родителей. Ребята понимают, что нужно беречь окружающую природу. Они знают достопримечательности своего населенного пункта.


Старшие дошкольники больше знают о своей стране — могут назвать президента, знакомы с символикой государства, с праздниками, которые отмечают в стране. Их учат народным традициям, знакомят с выдающимися людьми своей страны.

Патриотическое воспитание малышей

Патриотическое воспитание дошкольников происходит не только на конкретных занятиях по разным темам: «Мой дом», «Моя семья», «Наш детский сад», «Наш город», «Праздники моей страны» и т. д.

Малыш каждый день познает что-то новое, поэтому важно и дома, и в детском саду постоянно ненавязчиво акцентировать внимание на каких-то моментах.

Гуляете с малышом — обратите внимание на цветочную клумбу, аккуратно подстриженные кусты и расскажите, кто за ними ухаживает, зачем это делать (чтобы на нашей улице было красиво).


Погуляли на новой детской площадке — объясните ребенку, что в вашем городе заботятся о детях, оборудуют все больше мест, где ребятишки могут играть. А также обязательно напомните, что нужно бережно относиться ко всему, что сделано руками человека.

Попутно рассказывайте о профессиях. Увидели дворника — поясните важность его труда, всем же нравится, когда вокруг чисто.

Рассказывайте о доступных пониманию малыша занятиях — о труде водителя автобуса, продавца в магазине, врача в поликлинике, воспитателя в детском саду.

Игры в профессии очень популярны у детворы, в них можно играть и дома, и в саду.

С народным творчеством детей знакомят с самого раннего возраста. Потешки, поговорки, прибаутки, сказки — все это малыш слышит с первых дней своей жизни.

Детей трехлетнего возраста уже нужно приучать к пониманию того, кто их предки, какой национальности, как много существует народных песен, сказаний, танцев. Разучивайте их с малышней, устраивайте концерты с приглашением родственников.

Патриотическое воспитание — все начинается с семьи

Приучайте детей к семейным традициям — на 8 Марта обязательно делаем подарки маме, бабушкам, сестре, тете. На Пасху — ходим в храм святить куличи, навещаем родственников. На Рождество идем в гости к крестным, в День Победы ходим на парад и возлагаем цветы к памятникам павшим воинам.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать многое о своих близких, уважать своих бабушек и дедушек.

Показать еще

Как объяснить детям, откуда берутся дети? Нет, пожалуй, более трудной и деликатной темы для родителей. Что можно рассказать ребенку в разном возрасте, стоит ли использовать детские энциклопедии и обучающие мультфильмы – узнайте мнение психологов на этот счет.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям - непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар - и нашу большую Родину» Д.С. Лихачев. Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке -это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия - подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. * Обращайте внимание ребенка на красоту родного города * Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. * Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. * Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. * Расширяйте собственный кругозор * Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. * Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа * Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПАТРИОТА?

Содержание патриотического воспитания дошкольников: * приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм. * знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями; * проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое; * организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости. Советы родителям. Как приобщить детей к нравственно - патриотическому воспитанию? 1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге. 2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям. 3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья. 4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики. 5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете. Какую пользу приносит ваш труд людям.Расскажите, что вам нравится в вашем труде. 6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру « Кто больше заметит интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице» Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось. 7. Любовь к Родине - это любовь к природе родного края.Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

Ответ на вопрос на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так С. Ожегов определял патриотизм как «..преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978); .

Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В отечественной педагогике формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение К. Д. Ушинский, который считал, что необходимо учить детей родному языку, приобщать к родной культуре.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание, начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной, духовной пищей, в которой он так нуждается. Ребёнок учиться восхищаться тем, что его окружает, проявляет заботу к окружающему, постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине является одной из главных задач, которая стоит перед дошкольными учреждениями в современном мире.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте.

Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Педагог также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья - важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • · развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
  • · формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
  • · формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
  • · развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Система работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения :

  • - воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
  • - воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими;
  • - воспитание чувства дружбы к людям других национальностей.

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

  • -воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);
  • - бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
  • - воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
  • - знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
  • - знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

  • - воспитание любви к природе родного края;
  • - воспитание бережного отношения к родной природе;
  • - воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • · занятия в соответствии с темами;
  • · увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
  • · работа с родителями;
  • · экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Одним из главных факторов при формировании патриотического воспитания является сотрудничество педагогов образовательных организаций и родителей. Такими формами сотрудничества могут быть: посещения семьи ребенка, в рамках этой формы, перед педагогом открывается уклад семьи, традиции, взаимоотношения между членами семьи и исходя из полученных данных педагог планирует свою работу. Так же широко используются семинары - практикумы, где молодые родители делятся своим опытом, получают новые знания.

Условиями воспитания патриотических чувств в ДОУ является использование игровой деятельности, народной культуры, литературы.

Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста во многом формируется через игровую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • - знакомства детей с сюжетно - ролевыми и дидактическими играми, направленными на воспитание гражданственности и патриотизма.
  • - приобщение дошкольников к истории родного города, местным достопримечательностям через игровую деятельность.

Человек живет в определенной окружающей среде. Все быстрее и быстрее становится ритм жизни. Все больше общается человек с миром машин. И вот он уже не замечает тоненькую березку под окном, наступает на первые весенние цветы, не слышит журчанье речки. Он не видит красоты вокруг, он черствеет душой. Как избежать этого, как научить наших детей умению жить среди людей, сделать их более устойчивыми к нежелательным влияниям? патриотический воспитание образовательный дошкольник

Перед педагогами стоит множество задач: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или края.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.Макаренко

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления. Механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребенка. Стабилизация чувства сопереживания, переход его в собственные переживания – это одно из важнейших приобретений нравственного развития ребенка, изменения внутренней установки его отношения к людям, объектам природы, проявления радости от общения с ними.

Ребенок испытывает радость от похвалы взрослого за успех в какой-то деятельности. Разнообразные формы реагирования ребенка, вызванные нравственным переживанием, закаляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становятся его особенностью, свойством личности . В дальнейшем это свойство будет обуславливать и способ поведения в подобных ситуациях. Общая положительная направленность, связанная с формированием чувства сопереживания, создает стержень личности ребенка. В дошкольном детстве начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для их воспитания в малыше заложены, прежде всего, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Образные выражения “любовь к Родине-матери”, “преданность Отчизне”, “отчий край” и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств

Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: “любовь к матери – любовь к Родине-матери”, “любовь к отцу – преданность к Отчизне”. Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч с другими взрослыми: жителями дома, села, города, работниками музея, библиотеки, при знакомстве с местными достопримечательностями. “Родился”, “родители”, “родственники”, “родной дом”, “родной детский сад”, “родная улица”, “родное село, город, край” - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке чувство Родины. Зарождение таких чувств внутренне обусловлено.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, что было доказано многовековой практикой. Не случайно многие отечественные педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей. Русский философ В.В. Зеньковский писал: “Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа… Мы…не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие ”.

Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера . Соблюдение национальных традиции и обычаев дает понять национальные особенности своего народа, обеспечивает связь, преемственность поколений. На них держится духовно-нравственная жизнь народа: например, сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский не уставал напоминать тем, кто занимается воспитанием детей: “Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого… и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники”.

Душа народов, высокие традиционные национальные ценности успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.

Важным фактором патриотического воспитания является природа . Природе отводится особая роль в воспитании патриотизма, поскольку она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильными, значимыми, так как может для них что-то сделать, помочь им, сохранить жизнь и т.п. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на его эмоциональное и эстетическое развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Ведь она побуждает ребенка подолгу и нераздельно заниматься наблюдением какого-либо явления, одного впечатления. В результате в нем воспитываются сосредоточенность и глубина мысли.

Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне планомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества: экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла. Причем это согласовывается с демократическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания.

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе Родины – родные. Вспомним их народные названия: “Медведица” (Большая и Малая), “Млечный Путь”. По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы Родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник-журавлинный глаз

Все, что согласуется с природой, рассматривается как благо; что противоречит ее развитию, - как зло и извращение. “Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой …корректив.… Наше воспитание такой же корректив. И поэтому только и возможно воспитание. Разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам, жизни, среди её цветов и сквозь вихри её бурь, может каждый человек, если он действительно захочет это сделать” (А.С.Макаренко)

На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. Формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных устремлений обусловлено характером воспитательных влияний среды, семьи, педагогов, других значимых для ребенка людей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности). Ребенок их не выбирает, повлиять на них он не в состоянии.

Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми. Возможности самих детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно утверждать о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов.

Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Эта особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу создания тех педагогических условий, которые благоприятствуют качественному изменению личности ребенка, его отношений с окружающими, первоначально в совместной деятельности со взрослыми, а затем и в свободной самостоятельной деятельности.

Раскрывая детям красоту родной природы, приобщая к культурному наследию, формируя любовь к родному дому, пробуждая и развивая генетическую память, воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формирую нравственное действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине .



Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго - западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

«Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Исаева Е. А.

Москва 2015 – 2016г.

Патриотическое воспитание дошкольников

Описание материала: Предлагаю вам свою разработку на тему «Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма». Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей, а также для тех, кого интересует данная тема.

Дошкольное детство - важный период формирования первых чувств патриотизма.
Дошкольное детство важный период становления личности, период формирования у детей первых чувств патриотизма. Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна в дошкольной педагогике и независимо от политических реформ и общественных преобразований в стране главная задача детского сада - растить гражданина. Какие в этой связи стоят перед нами задачи и как мы их реализуем? Каковы возможные направления патриотического воспитания в нашем детском саду?
Несомненно, что воспитание гражданина - это целенаправленный систематический и многогранный процесс, включающий целый комплекс задач.
Первостепенной задачей в системе патриотического воспитания мы считаем воспитание чувство к Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, привязанности к самым близким людям - родителям, к родному дому. Чувство Родины неразрывно связано с тем местом, где ребенок родился и живет.
С первых лет жизни мы прививаем любовь к близким людям. Но чтобы это чувство стало началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети увидели гражданское лицо своих родителей. Поэтому мы организуем встречи с родителями разных профессий, на которых дети воспринимают своих мам и пап как тружеников, вносящих вклад в общее дело. При этом чувство любви дополняется чувством гордости и уважения.
Такой вид работы помогает вывести ребенка из узкого личного мирка и показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что важно для воспитания патриотических чувств.
Чувство Родины... Оно неразделимо от воспитания любви к родной природе. Начинаясь в семье, оно продолжается у порога детского сада, где буквально на каждом этапе педагогического -процесса мы приобщаем детей к миру природы, будь то наблюдение на прогулке, различные экскурсии или занятия по ознакомлению детей с природой.
Соприкасаясь с природой, любуясь ею, дети получают незабываемые яркие впечатления, которые остаются в памяти на всю
жизнь.
От любования красоты природы мы постепенно переходим к пониманию детьми значения бережного отношения ко всему живому и роли труда человека к природе, Любовь к природе должна быть действенной. Вот почему наши воспитанники ухаживают за животными комнатными растениями, оказывают посильную помощь на цветнике и огороде, по уборке территории детского сада и т. д. Неоценимую роль в воспитании у детей любви к природе играют экологические занятия, которые дают наиболее полный объем знаний о мире флоры и фауны, учат любить природу родного края, знать его природные ресурсы.
Не менее важным для воспитания патриотических чувств является задача воспитания любви к родному городу, к своей малой Родине. Мы знакомим детей с улицами города, объясняем, почему так или иначе называется улица и в честь кого названа. Организуя экскурсии на эти объекты, мы рассказываем об их назначении, подчеркиваем, что все это создано для удобства людей города, который с каждым годом растет и хорошеет. Дети должны знать, чем живет их город.
Здесь уместно сказать о приобщении дошкольников к традициям нашего города, в том числе и детского сада, что является важным средством патриотического воспитания. Например, стали традицией детские спортивные олимпиады, праздник Лета, который проводится в День защиты детей, чествование медалистов школ, экологические конференции.
Важно, что, приобщаясь к этим традициям, дети нашего сада являются их активными участниками.
Неизменно живет в народе традиция чтить память воинов, погибших в ВОВ. Накануне Дня Победы старшие дети идут к памятнику погибшим воинам, читают стихи, поют песни и возлагают цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.
А чтобы дети осознанно воспринимали происходящее, мы прежде совершаем с детьми экскурсию в прошлое, знакомим с основными веками нашей страны и народа. В частности, в доступной форме и на конкретных примерах их бабушек и дедушек рассказываем о ВОВ, о фронтовых подвигах русского народа, о значении победы для всех нас, даем детям такие понятия как "долг перед страной"» «любовь к Отчизне», «военная присяга» и др. Помогаем маленькому гражданину, показывая связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.
Мы рекомендуем родителям показать детям ордена и медали, фотографии военных лет. Пусть они услышат рассказ о том, за что они получены. И тогда ребенок будет по праву гордиться тем, что близкие ему люди для всех детей огромной ценой завоевали право на счастливое детство и мирное небо для всех народов, населяющих нашу огромную страну.
В связи с этим мы даем представление о необъятности просторов нашей страны, знакомим с разными национальностями, даем понимание того, что у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, своя культура.
На музыкальных занятиях дети слушают музыку разных народов, разучивают украинские и белорусские пляски, национальные игры. Ребятам нравятся изделия прикладного искусства, будь то украинская вышивка или грузинская чеканка. И после знакомства с ними детям доставляет огромную радость выполнение таких изделий своими руками на занятиях ИЗО.
Но еще большее значение мы придаем воспитанию детей как граждан России. В связи с этим на занятиях мы знакомим детей с символами России: гербом, флагом, гимном.
В старших группах оборудованы мини-уголки по патриотическому воспитанию, где широко представлен разнообразный материал: символика России и родного города, кукла в национальном костюме, пословицы о матери, труде, Родине, фотографии достопримечательностей столицы.
Постоянно рассказываем нашим воспитанникам о достижениях в стране, приобщаем к культурным ценностям народа, в частности, знакомим с культурой города. Успешному решению этой проблемы способствуют регулярные посещения нашего музея и КВЦ, где дети периодически знакомятся с новыми экспонатами и выставками местных художников, в результате чего в детях пробуждается радость от того, что в нашем городе есть, чем гордиться.
Помимо приобщения к культурным ценностям не менее сильным средством патриотического воспитания может стать художественная литература, являющаяся ценной детской энциклопедией, которая дает ребёнку знания буквально обо всём: и о прошлом нашей родины (Л. Кассиль "Твои защитники"), и о природе (Пришвин "Золотой луг", "Разноцветная земля" Н. Сладкова), и о современной жизни страны ("Первый полет" Митяева), и о труде на благо Родины.
Но художественные произведения дают малышу не только знания они учат его сопереживанию. Нельзя не согласится с В. А. Сухомлинским, когда он говорил, что «Сопереживание - одна из самых тонких сфер познания, познания мыслями и сердцем».
В конечном счете, мы растим не только гражданина, любящего свою Родину, но и человека, преданного ей, человека честного, справедливого, трудолюбивого.
Все эти качества будущего гражданина мы развиваем в повседневной жизни дошкольника, а конкретнее - в трудовой и игровой деятельности. Труд и игра - неоценимые средства патриотического воспитания. Посильное участие в общих делах с малых лет воспитывает в ребенке хозяина своей страны, будущего гражданина - труженика.
В играх, особенно в сюжетно-реальных, таких как «Семья», «Детский сад», «Почта», «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Магазин» и др., дети реализуют полученные знания об окружающем мире, проявляют самостоятельность, выдумку, инициативу, учатся общаться друг с другом, приобщаются к миру взрослых, стремятся к дальнейшему познанию жизни. Именно в игре проявляются основные качества ребенка как личности и как маленького гражданина своей
Родины.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, на всех этапах и на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Главное - зародить в нём это великое чувство - быть гражданином своей родины.