Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. Занятия ритмикой для детей – как удобнее их проводить? Методы диагностики личностного развития кружковцев

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Можайского

Муниципального района Московской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Можайска»

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД

«Дом детского творчества г. Можайска»

/С.В. Савина/

«Согласовано»

решением методического совета

МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Можайска»

Протокол № от .

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ритмика»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы 2 года

Составитель: педагог дополнительного образования

Логинова Мария Петровна

г. Можайск

2015 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмика» имеет художественную направленность.

Занятия ритмикой - это развитие полноценной гармонически развитой личности ребенка, наилучшее средство удовлетворения личных потребностей ребенка дошкольного возраста в познании окружающего мира.

Учащиеся усваивают основные виды танцевальных движений и других видов движений посредством развития музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, развития легкости и гармонии движений, ощущения собственного тела в пространстве и умения свободно управлять им.

Движения, исполняемые под музыку, формируют художественный вкус детей, способствуют развитию творческих способностей, приобщают к миру музыки, танца и театра.

Новизна и актуальность программы

Занятия ритмикой – это дополнительный резерв двигательной активности детей, источник их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.

Настоящая программа занятий танцевальной ритмикой предполагает комплексный подход в обучении детей дошкольного возраста основам музыкальной грамоты, движению и танцу.

Цель

Развитие и воспитание у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование навыков хореографической пластики, музыкальности, развитие их творческих способностей.

Задачи

Обучающие:

  • обучать умению правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии заданному ритму;
  • обучать исполнять правильно и выразительно танцевальные композиции и упражнения;
  • обучать выполнять законы исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • развивать хореографические способности учащихся, пластичность и выразительность движений;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать и расширять двигательный опыт учащихся посредством усложнения ранее освоенных упражнений;
  • прививать чувство ответственности, пунктуальности, аккуратности;
  • развивать музыкальный слух, ритмичность.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированность;
  • воспитывать и содействовать повышению уровня духовно-нравственной, коммуникативной культуры;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать морально-волевые, эстетические качества;
  • прививать стремление к здоровому образу жизни.

Новизна и отличительные особенности программы

Данная программа построена на основе методического пособия по ритмике Ионовой И.И. разработанной для педагогов дополнительного образования. В ходе составления программы мной были внесены некоторые изменения: упрощен ряд танцевальных движений в соответствии с возрастными особенностями учащихся, были добавлены упражнения и разминки в современном стиле, что нравится детям, добавлен ряд упражнений на релаксацию.

Возрастные особенности детей

Младший дошкольный возраст (5-7 год жизни)

У ребенка начинается стремительное увеличение роста, накопление мышечной силы, выносливости, усиление подвижности. Хрящевинными остаются части костей кисти, стопы. Дети не могут выполнять мелкие и точные движения.

Движения тела уже достаточно координированы, точны. Дети уже учатся регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возрастает работоспособность, дети могут дольше сохранять нужную позу, охотно выполняют движения многократно, присутствует волевой характер движений. Возрастает сила мышц конечностей.

Походка ребенка становится правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие сутулятся, но голову опускают уже меньше. Шаг становится равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы (носки, пятки, внешние стороны стоп).

Игра остается главным видом деятельности, но наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче выполняют и понимают исходные положения.

В этом возрасте ребенку становится легче правильно построиться в шеренгу, сохранять свое место во время занятий. Педагогу необходимо обращать особое внимание на положение ног учеников (т.к. они стремятся их сгибать), плеч (очень напрягают). Дети уже могут подчинять движения общему ритму, делать упражнения согласовано. Многие хорошо воспринимают музыкальное сопровождение. Дети прекрасно участвуют в играх-импровизациях, охотно фантазируют, вживаются в образ (например, деревья, цветы). Получают удовлетворение от красоты движения. Умеют анализировать движение, охотно включаются в игры-соревнования. Становятся отзывчивыми на похвалу, высшая награда - это демонстрация их умения выполнять упражнение другим ребятам.

У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу важно сохранять доброжелательное отношения к ребенку, создавать благоприятный психологический климат назанятии.

Формы и режим занятий

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группы набираются дети 5-6 лет и 6-7 лет. Форма занятий групповая. В группе занимается от 12-15 человек. Продолжительность занятия - 25 минут для 1-го года обучения и 30 минут для 2-го года обучения.

Обучение предмету «Ритмика» состоит из двух основных разделов - это обучение движению под музыку и обучение основам музыкальной грамоты, в соответствии с этим занятия организовываются, таким образом: первое занятие в неделю - это танцевальная ритмика, 2-ое занятие – музыкальная ритмика.

Ожидаемые результаты

По прохождении данной программы учащиеся будут знать:

  • комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию
  • основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений
  • элементы музыкальной грамоты
  • иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний
  • правила техники безопасности на уроке и в ДДТ

Уметь:

  • эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие программе
  • исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами
  • выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений
  • работать с реквизитом в танце
  • выполнять законы исполнительского мастерства
  • внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации
  • работать коллективно, слаженно

Методика выявления ожидаемых результатов

Результаты оцениваются педагогом с помощью метода наблюдения. В ходе занятия педагог оценивает, насколько понятен материал и вносит соответствующие изменения. С помощью дополнительных пояснений, повторного показа упражнения, комментирования ведется работа над ошибками.

На протяжении года ведется диагностика темпа освоения программы. Учащиеся оцениваются по трехбалльной системе, баллы суммируются, вычисляется средний балл группы.

Диагностика осуществляется в три этапа:

  • начальная (сентябрь)
  • промежуточная (декабрь)
  • итоговая (май)

Оценку эффективности осуществляет педагог.

Методы оценивания и выявления освоения учащимися содержания программы

  1. педагогическое наблюдение
  2. устный опрос по теме, разделу программы
  3. контрольное выполнение практического упражнения
  4. конкурс на лучшее исполнение практических упражнений (внутри группы)

Эффективность занятий определяется показателем общего состояния, ребенка в конце года, его адаптации к нагрузке, успеваемости.

Формой подведения итогов являются выпускные концерты перед родителями в конце учебного года, участие в мероприятиях ДДТ, которые наглядно показывают, насколько освоен ребенком учебный материал.

Учебно-тематический план 1 - го года обучения

Тема

теория

практика

всего

Вводный раздел.

Вводное занятие. Ритмика и мы. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ.

Марш, движение под маршевую музыку.

Набор танцевальных элементов.

Упражнения на ориентирование в пространстве.

Русский танцевальный фольклор. Хоровод.

Вальс.

Основные законы исполнительского искусства.

Участие в мероприятиях ДДТ.

16.2

37.8

Слушание музыки.

Разучивание песен.

11.9

Всего часов:

21.6

50.4

  1. Вводный раздел. (1 час)

Тема № 1.Вводное занятие. Ритмика и мы. - 1 час.

Теория - 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритмики в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности.

Практика - 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.

(54 часа)

Тема №1. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.

Практика - 5.6 ч.: Разминки: «Руки на пояс», «Делай так» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Буратино», «Незнайка» на развитие мышц и суставов рук и ног «Цветочек», «Куклы» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника.

Тема №2. Марш, движение под маршевую музыку. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему марш, виды марша. Прослушивание музыкального материала, понятие ритма марша. Наглядный показ движения.

Практика - 4.2 ч.: Маршировка на месте и с продвижением вперед, назад и по кругу, марш в обход зала, в колонну через центр зала и по диагонали, марш со сменой ведущего, разучивание перестроения по 2 (в кругу).

Тема №3. Набор танцевальных элементов. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка, пояснения.

Практика - 5.6 ч.: Шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, приставной шаг, пружинка, шаг с притопом, прыжки на месте (простые, с поджатыми ногами, с открыванием ног в сторону), бег, поскоки, галоп (боковой, прямой), со сменой направления, бег и шаг с высоким подниманием колена, шаг в полуприсяде, вынос пятки и носка вперед и в сторону, гармошка, приседания, повороты на месте, обход вокруг себя.

Тема №4. Упражнение на ориентирование в пространстве. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Объяснение построения танцевального рисунка, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Перемещение в обход зала по одному и в парах, перестроение в парах, построение в шеренгу, колонну, круг, полукруг. Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке. Упражнения на выдерживание дистанции: в кругу, в колонне, шеренге. Равнение в колонне, шеренге.

Тема №5. Русский танцевальный фольклор. Хоровод. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему русский танцевальный фольклор. Прослушивание музыки, показ и объяснение танцевальных элементов, пояснение, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Изучение русского народного поклона, хороводный шаг. Танцевальные элементы: круг, «змейка», «улитка», «воротца». Хоровод «Светит месяц».

Тема №6. Упражнения и игры, активизирующие внимание. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры

Практика - 5.6 ч.: «Задом–наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Колобок», «Невод», «День и ночь», «Займи место первым», «Веселая змейка», различные эстафеты.

Тема №7. Вальс. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему вальс, показ простейших танцевальных элементов, прослушивание музыки, понятие ритма вальса.

Практика - 4.2 ч.: Постановка рук в паре. Передвижение в парах по классу. Разучивание простых танцевальных элементов (покачивания из стороны в сторону, вперед и назад), поклон, повороты вокруг себя, обход партнера, движение в «лодочке», в паре друг к другу и обратно. Этюд «Поющие руки».

Тема №8. Основные законы исполнительского искусства. - 2 часа

Теория - 0.6 ч.: Беседа на тему законы исполнительского искусства: не вставать спиной к зрителю, улыбаться на сцене, голова повернута к зрителю во время исполнения движения, не ронять предметов, с которыми вышли выступать, а если уронили - не поднимать, не разговаривать между собой во время исполнения танца.

Практика -1.4 ч.: Применение на практике законов исполнительского искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев.

Тема №9. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа

Теория - 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.

Практика - 2.8 ч.: Подготовка к праздничному мероприятию. «Праздник осени», «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.

  1. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

(17 часов)

Тема №1. Слушание музыки. - 3 часа

Теория – 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.

Практика – 2.1 ч.: Прохлопывание музыкальных отрезков произведения.

Тема №2. Разучивание песен. - 8 часов

Теория - 2.4 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).

Практика - 5.6 ч.: Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.

Тема №3. Элементы музыкальной грамоты. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Объяснение элементов музыкальной грамоты, пояснения, корректировка.

Практика - 4.2 ч.: Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа куплетной формы, жанров музыки (марш, танец, песня), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.

Учебно – тематический план 2 - го года обучения

Тема

Теория

Практика

Всего

Вводный раздел.

Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ.

Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.

Ритмика - родная сестра спорта.

Построения и перестроения.

Игры с пением и танцами.

Хороводно-игровой танец.

Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов.

Полька - веселый танец.

Основные движения польки.

Галоп.

Упражнения и игры, активизирующие внимание.

Участие в мероприятиях ДДТ.

16.8

39.2

Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

Слушание музыки.

Разучивание песен.

Элементы музыкальной грамоты.

10.5

Всего часов:

21.6

50.4

  1. Вводный раздел. Вводный раздел. (1 час)

Тема №1. Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. - 1 час

Теория – 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритма в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности

Практика – 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.

  1. Раздел: Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.

(56 часов)

Тема № 1. Ритмика - родная сестра спорта. - 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему «Ритмика и здоровый образ жизни!»

Практика - 2.8 ч.: Музыкальные эстафеты, танец с препятствием, упражнения со спортивным инвентарем.

Тема № 2. Построения и перестроения. - 6 часов

Теория - 1.8 ч.: Изучение схем посторенний и перестроений. Прослушивание вариантов маршевой музыки.

Практика - 4.2 ч.: Расстановка детей в шахматном порядке в классе. Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух колонн перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, три, четыре; ходьба по залу противоходом; по диагонали, концентрическими кругами. Перестроения по два, по три, по четыре. Игры с элементами строя.

Тема №3. Игры с пением и танцами. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Прослушивание различных по характеру музыкальных фонограмм.

Практика – 5.6 ч.: Музыкальные игры с речевым сопровождением: «Птички», «Дождик», «Вертушки». «Пройдем в ворота», «Лошадки», «Жмурки».

Тема № 4. Хороводно-игровой танец. – 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Беседа на тему «виды хороводов». Наглядный показ, пояснение, корректировка.

Практика – 4.2 ч.: Хороводная пляска с платочком, танец «Топотушки». Хоровод «Зимние узоры».

Тема №5. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.

Практика - 5.6ч. Разминки: «Золотой ключик», «Изобретатель» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Зоопарк», «В мире сказок» на развитие мышц и суставов рук и ног «Путешествие», «Мы и природа» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника. «Ладошки», «Пальчики» упражнения для разработки мышц кистей.

Тема№ 6. Полька - веселый танец.- 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Беседа-рассказ на тему «Происхождение танца полька»

Практика - 4.2 ч.: Изучение основных элементов танца «Полька-ладошки», изучение рисунка и схемы танца.

Тема № 7. Основные движения польки. - 8 часов

Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ, корректировка.

Практика - 5.6 ч.: Шаги польки по кругу по одному и в паре. Упражнение лодочка, повороты вокруг себя, поскоки на месте и в продвижении по кругу, в паре, танцевальный элемент «лодочка».

Тема №8. Галоп.- 2 часа

Теория – 0.6 ч.: Наглядный показ, корректировка.

Практика – 1.4 ч.: Разучивание шага - галоп (боковой, прямой, в паре, лицом и спиной в круг, со сменой направления движения: вправо, влево).

Тема №9. Упражнения и игры, активизирующие внимание. – 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры. Практика – 2.8 ч.: Различные эстафеты. «Ищи», «Тихие ворота», «Плетень», «Поездка в город», «Бабочки и пчелы», «Снежный ком», «Кот и мыши», «Фото-обложка».

Тема № 10. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа

Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.

Практика - 2.8 ч. Подготовка к праздничному мероприятию. Репетиция. «Праздник Осени2, «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.

  1. Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.

(15 часов)

Тема № 1. Слушание музыки. - 3 часа.

Теория - 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.

Практика - 2.1ч.: Прохлопывание в ладоши ритма музыкальных отрезков.

Тема №2. Разучивание песен, ритмичные танцевальные песни.- 6 часов.

Теория - 1.8 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).

Практика - 4.2 ч. Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.

Тема № 3. Элементы музыкальной грамоты. – 6 часов

Теория – 1.8 ч.: Рассказ-беседа об элементах музыкальной грамоты.

Практика – 4.2ч.: Метроритм-определение пауз и сильных долей на примере различных музыкальных отрезков, тактирование (понятие такт и затакт), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.

Методическое обеспечение

Структура занятия танцевальной ритмики:

  1. Поклон
  2. Разминка
  3. Изучение танцевальных элементов
  4. Танцы и игры

Структура занятия музыкальной ритмики:

  1. Поклон
  2. Слушание музыки
  3. Изучение элементов музыкальной грамоты
  4. Разучивание песен

Материально-техническая база

  1. Музыкальные фонограммы
  2. Аудио - магнитофон, музыкальный центр
  3. Танцевальный класс, оборудованный зеркалами

Дидактическое обеспечение

  1. Схемы танцев
  2. Спортивный и танцевальный реквизит
  3. Учебно - методическое пособие по преподаванию предмета «Ритмика» со схемой и ходом урока
  4. Детские танцевальные песни и мелодии, тексты детских песен, театральные шумы, стихи для двигательно - речевых упражнений

Методы бучения

  • Метод систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса ритмики, соотношение практической и теоретической частей урока.
  • Метод сознательности и активности опирается на активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия. Активность стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми, и методами поощрения.
  • Метод наглядности осуществляется путем практического показа движения педагогом.
  • Метод доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей учащихся. Индивидуальный подход предполагает учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного статуса ребенка.

Работа с родителями

  1. проведение родительских собраний
  2. индивидуальные консультации с родителями
  3. проведение открытых уроков для родителей

Литература, используемая при составлении программы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. (1989г.)
  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 12.11.2012)
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного обр. детей. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012г. №504
  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 № ПК-2). – Внешкольник № 12/2004: - Официальные документы в образовании, № 8/2005.
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
  7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей

(прил. к письму Департамента молодежной политики воспитанияи соц. поддержки детей Минообрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)

  1. Дополнительные образовательные программы №4(4).- Новое образование, 2009
  2. Родительские собрания: тренинги, консультативные вечера, творческие лаборатории, игровые практикумы/ авт.- сост. О.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964.
  4. Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003г.
  5. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва- 1999 г.
  6. Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М.,1998г.
  7. Зарецка Н.В.Танцы для детей младшего дошкольного возраста.- М.:Айрис-пресс,2007 г.

Литература для родителей и учащихся

  1. Березовский.Б.Л. Методика выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии. Киев 1987г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» изд. Сфера; Москва; 2003г.
  3. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.- 1997г.

Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе «Ритмика и танец» для детей 1 года обучения (5-6 лет). Это открытое занятие первого полугодия. В нем представлены танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения.

Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок. Предназначен для тех, кто работает с детьми 5-6 лет, для хореографов, работающих с дошкольниками, а также для работников дошкольных учреждений.

План урока

1. Тема урока : «Навыки выразительного движения. Работа в парах»

2. Тип урока: комбинированный

3. Цель : всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

4. Задачи:

Развивать чувство ритма;

Учить слушать и слышать музыку;

Способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;

Прививать учащимся культуру общения между собой

5. Форма работы: групповая, парная, игровая

6. Оборудование и источники информации:

Музыкальный центр

Аудио записи

Фортепиано

7. Методы обучения : практический, словесный

8. Структура урока:

1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты

2. Разминка на середине: (разогрев всех групп мышц) - 10 минут

3. Прыжки по кругу - 7 минут

4. Основная часть: игроритмика (танцы - игры по кругу под чтение стихов), музыкально - ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре) - 20 минут

5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон - 5 минут.

6. Подведение итогов. - 5 минут.

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?

Для чего нужна ритмика?

Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.

Какую же пользу несет ритмика детям?

  • Развивает музыкальные способности.
  • Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
  • Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
  • Способствует развитию творческого воображения.
  • Формирует навык самовыражения с помощью движений.
  • Развивает эстетические чувства, вкус.
  • Повышает познавательную активность ребенка.
  • Помогает дать выход отрицательной энергии.
  • Поднимает настроение.
  • Снимает излишнее нервное напряжение.
  • Повышает активность.
  • Способствует развитию инициативы.
  • Улучшает координацию движений.
  • Помогает дошкольнику развиваться физически.
  • Формирует уверенность в себе.

Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.

Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.

При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.

С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?

Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.

Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.

На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.

Особенности танца в ритмике

Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.

Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.

Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.

Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.

Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.

Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.

Программа по ритмике

Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.

Кроме того, такие программы решают и другие задачи:

  • прививают детям основы музыкальной культуры;
  • помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
  • учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.

На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:

  • основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
  • основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
  • простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).

Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.

Музыкально-ритмические движения

К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.

Игры

Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.

Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.

Танцы (пляски, хороводы)

Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:

  • с фиксированными движениями;
  • комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
  • свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
  • плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
  • характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
  • бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).

Ритмические упражнения

Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.

Ритмика дома

Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.

Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.

Комплекс для младших дошкольников

Вводная часть:

  1. ходьба солдатиков (бодрым шагом);
  2. катящийся мячик (легкий бег);
  3. прыгающий мячик (выполняются прыжки на обеих ногах);
  4. дуновение ветерка (ребенок плавно покачивается с ноги на ногу, держа руки над головой).

Основная часть:

  1. покачивание головой в такт мелодии (руки опущены, ноги на ширине плеч);
  2. в том же положении – приподнимание плеч при полуобороте в стороны поочередно;
  3. из того же исходного положения наклоны вперед, руки также вытягиваются вперед ладонями вверх;
  4. исходное положение не меняется, ребенок поворачивает туловище в стороны, руки при этом расслаблены, по инерции заводятся за спину;
  5. руки на поясе, пружинящие повороты в стороны с легким подпрыгиванием.

Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).

Комплекс для среднего дошкольного возраста

Вводная часть:

  1. ходьба бодрым шагом с пятки;
  2. топание;
  3. ходьба с высоким подниманием ног;
  4. ходьба на пятках;

Основная часть:

  1. Руки опущены, ладони вперед. Ребенок сгибает одну руку, смотрит на нее, повторяет с другой рукой.
  2. Исходное положение такое же, руки развернуты внутрь. Малыш поворачивается в одну сторону, вытягивая выпрямленные руки вперед, повторяет в другую сторону.
  3. Из того же положения малыш выполняет наклоны вперед, отводя руки назад, затем – в стороны (руки также отводятся назад).
  4. Исходное положение похоже, руки нужно согнуть и приподнять к предплечьям. Ребенок приседает, одновременно разгибая руки.
  5. Основная стойка та же, руки развернуты ладонями вперед. Ребенок должен под музыку кружиться в стороны поочередно, переступая с ножки на ножку.
  6. Из той же стойки, руки на поясе, малыш выставляет одну ногу вперед и ставит на пятку, затем повторяет в другую сторону. Можно повторить с легким полуприседанием.
  7. Ноги малыша немного расставлены, руки опущены ладонями вперед. Малыш выполняет 4 подпрыгивания на месте, затем 4 перешагивания с ноги на ногу – также на месте, на прямых ногах.

Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.

Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.

Сюжетно-игровое занятие по ритмике «Поездка в лес» для детей 5-6 лет

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по ритмике

Сюжетно игровое занятие «Поездка в лес»

Цель занятия : улучшение эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Задачи:
Воспитание любви и интереса к музыке,
Обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
Знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
Развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
Обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
Развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
Тип занятия: урок закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия: урок
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр (ТСО);
- CD – диски с фонограммой
-проектор со слайдами леса

Ход урока:

Вход детей в танцевальный класс. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, как вы думает куда мы с вами отправимся? (показ иллюстраций)
Ответ детей: В лес
Педагог: Правильно, в лес. Но для начала отгадайте загадку на чем мы туда отправимся:
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь, прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…
(паровоз)
Ответ детей: Паровоз
Педагог: Правильно, паровоз. Для того чтобы попасть на паровоз, мы отправляемся на станцию.

Поворачиваемся друг за другом. Идем, высоко поднимаем колени, энергично работаем руками. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Ну вот мы и пришли на станцию и садимся на паровоз.
Идем друг за другом топаем ногами (паровоз едет), руки сгибаем локти прижмем к груди (колеса крутятся). Когда паровоз набирает ход бежим друг за другом. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Вот мы и приехали с вами в лес. И что же мы видим? Отгадайте загадку:
Стоят в лугу сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.
(ромашка)
Ответ детей: Ромашка
Педагог : Давайте с вами соберем букет?
Идем друг за другом, делаем 2 шага, наклоняемся и срываем цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)

Педагог : Молодцы, большие букеты получились.
Слушаем загадку, кого еще в лесу мы видим:
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белочка)
Педагог : Правильно, белочка. Давайте и мы с вами поиграем в белочек.
Делаем большой круг, прижмем ручки перед собой (лапки), 4 раза киваем головой, делаем 8 пружинистых приседаний, прыгаем 3 раза вперед – поворачиваемся друг другу спиной, 3 прыжка вперед – поворачиваемся лицом друг к другу. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)

Педаго г: Молодцы.
Послушайте еще одну загадку, кого мы видим:
Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза
Это чудо…
(стрекоза)
Ответ детей: Стрекоза
Педагог : Правильно, стрекоза. Поиграем с вами в стрекоз?
Поворачиваемся друг за другом, ручки раскрыли в стороны (крылышки), бежим на носочках, в конце музыки присели на цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Молодцы. Встаем имитируем с вами лес:
Ветер дует нам в лицо Машут руками по направлению “к себе”, как веером
Закачалось деревцо. руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону
Ветерок все тише, тише плавные движения руками вперед – вверх – вниз
Мы присядем ниже, ниже. Приседаем

Педагог: Ребята вы заметили здесь проскакали лягушки? Давайте и мы поиграем в лягушек?
И.П. - Садятся в одну линию, колени широко раскрыть в стороны, руки на полу перед собой.
1-8 – 8 раз головой вправо-влево,
1-4 – выпрыгивают наверх первые лягушки
5-8 – вторые лягушки; 1-4 – первые лягушки встают, делают 2 хлопка в правой стороне, сели;
5-8 – делают вторые лягушки, 2 хлопка в левой стороне;
1-8 – все вместе делают 8 хлопков вправо-влево.
С началом новой фразы несколько лягушек выпрыгивают вперед и засыпают, игра продолжается. (Е. Железнова «Лягушата»)

Педагог : Молодцы. А вы знаете ребята, что зверята тоже любят играть? Во что мы с вами поиграем?
Ответ детей: В «Замри»
Описание: Под музыку дети бегают, с окончанием музыки замирают в позе. Педагог просит кого-нибудь из детей изобразить то, что он придумал.

Педагог : Наигрались? Ну что ж, вот и пришло время возвращаться домой. Садимся на паровоз.
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу. Давайте будем прощаться.
Дети выстраиваются в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу. Выход детей из танцевального зала.
Список литературы для обучающихся:
1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
3. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
6. Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5.

Транскрипт

1 Программа «Веселая ритмика» для детей 5-6 лет Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время на занятиях физического воспитания детей применяются различные нетрадиционные средства: ритмопластика, игровой стретчинг, танцы и другие. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных это занятия по ритмике. Какая польза от таких занятий для детей 5-6 лет? Ритмика помогают творчески реализовать потребность в двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.

2 Организация образовательного процесса Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности. Образовательный процесс рассчитан на детей 5-6 лет. Численный состав групп 0-2 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 25 минут. Таким образом, образовательная программа по ритмике рассчитана на 72 учебных часа. Структура занятия по ритмопластике общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.. Подготовительная часть занятия занимает 5-5% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. 2. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. 3. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог. В работе использую современные диагностики музыкально-двигательного развития детей старшего дошкольного возраста («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева)

3 Цели и задачи программы Цель программы «Веселая ритмика» всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств дошкольника, средствами музыки и ритмических движений. На занятиях проводится работа с детьми по следующим направлениям, которые решают следующие задачи: Развитие музыкальности: Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать её настроение и характер, понимать ее содержание; Развитие музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма); Развитие музыкальной памяти. Развитие двигательных качеств и умений: Развитие ловкости, точности, координации движений; Развитие гибкости и пластичности; Формирование правильной осанки, красивой походки; Воспитание выносливости, развитие силы; Развитие умения ориентироваться в пространстве; Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений; Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку: Развитие творческого воображения и фантазии; Развитие способности к импровизации в движении. Развитие и тренировка психических процессов: Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; Тренировка подвижности нервных процессов; Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности: Воспитание умения сопереживать другим людям и животным; Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

4 Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса для реализации поставленных задач Принципы: принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику; принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; принцип обучения владению культурой движения: гибкость, пластичность. Методы:. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения образы. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения. Приемы: комментирование; инструктирование; корректирование.

5 Содержание программы Содержание программы по Ритмике определяют следующие разделы: игроритмика; танцевально-ритмическая гимнастика; игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги); пальчиковая гимнастика; строевые упражнения; игровой самомассаж; музыкально-подвижные игры; креативная гимнастика; элементы хореографии; образно-игровые движения (упражнения с превращениями); «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры (Приложение 6). «Танцевально ритмическая гимнастика». Здесь представлены образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов (Приложение 7). «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме). Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их корригирующего значения (Приложение 4). Cтретчинг это система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить

6 ее. Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и уверенности в себе. Йога это тренировка тела и духа. Цель йоги - формировать правильную осанку; сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов; учить детей чувствовать свое тело во время движений; развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Нехитрые упражнения позволят ускорить развитие детской моторики, укрепят уверенность малышей в себе и своих силах, сделают маленьких непосед уравновешенными и научат их добиваться цели. А самое главное поднимут настроение. «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мир внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. (Приложение4). «Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в классе. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в классе, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов (Приложение 2). «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления (Приложение 9). Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике (Приложение 8). «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

7 Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности (Приложение 3). «Элементы хореографии». Они используются с целью развития координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища. Все хореографические упражнения являются прекрасным средством формирования осанки и культуры движений (Приложение). «Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д. (Приложение 3). Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно условно разделить на 3 этапа:. Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению). 2. Этап углубленного разучивания упражнения. 3. Этап закрепления и совершенствования упражнения. Техническое оснащение занятий - Ленты разных цветов по 2 шт. на ребенка. - Платочки разных цветов (размер см). - Цветы небольшие нежных оттенков. - Обручи легкие пластмассовые. - Шнур яркий длиной 3-4 метра. - Мячи среднего размера по числу детей в группе. - Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник). - Гимнастические палки большие и маленькие. - Куклы и мягкие игрушки. - Скакалки.

8 Раздел Содержание раздела Учебно-тематический план Дидактические игры и упражнения Кол-во часов О Т Пр Элементы хореографии танцевальные позиции ног: I, II, III; танцевальные позиции рук (подг., I, II, III); выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях; «Балет», «Рисуем солнышко на песке», «Цветочек», «Лебеди», «Совы», «Ветер и деревья», «Пружинка», поклон «Приветствие». 6 5 полуприседы; комбинации хореографических упражнений. 2 Образноигровые упражнения ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег легкий, широкий (волк), острый; «Медведи и медвежата», «Пингвины», «Раки» (спиной назад), «Гуси и гусеницы», «Слоны», «Бежим по горячему песку» (острый бег), «Зайцы», «Белки» (прыжки и поскоки), «Лягушата», «Лошадки» (прямой галоп). 7 6 прыжковые движения с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки 3 Строевые упражнения построение в шеренгу и в колонну; перестроение в круг; «Солдаты», «Матрешки на полке», «Звери в клетках», «Хоровод», «Хитрая лиса», «У каждого свой домик», 7 6

9 бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; «Поздороваемся», «Поменяемся местами». перестроение из одной шеренги в несколько; перестроение «расческа». 4 Танцевальноритмическая гимнастика танцевальные движения общеразвивающие упражнения образнотанцевальные композиции (из ранее разученных движений). «Чебурашка» «Я на солнышке лежу», «Петрушки», «Куклы», Игропластика группировка в положении лежа и сидя; перекаты впередназад; сед ноги врозь широко; растяжка ног; упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях. «Камушки», «Кочки», «Улитка», «Побежали пальчики», «Яблочко», «Бревнышко», «Бабочка». «Верблюд», «Корзинка», «Змеи», «Пантеры», «Рыбка», «Бегемоты». 8 7

10 6 Музыкальноподвижные игры игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; «Карлики и великаны», «Круг, колонна, шеренга», «Автомобили», «Воробьи и журавли», «Поздороваемся», «Собачка в конуре», «Ракета»; «Соседи»; «Шапочка». 8 7 подвижные игры; игры-превращения; 7 Дыхательная гимнастика Упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания: дыхание с задержкой; грудное дыхание; «Ветер»; «Воздушный шар»; «Насос»; «Подышите одной ноздрей»; «Паровоз»; «Гуси шипят»; «Волны шипят»; «Ныряние»; «Подуем»; 5 4 брюшное дыхание; смешанное дыхание; 8 Пальчиковая гимнастика упражнения для развития: ручной умелости; мелкой моторики; координации движений рук; «Мартышки»; «Бабушка кисель варила»; «Жук»; «Паучок»; «Чашка»; «Червячок» 5 4

11 9 Игровой самомассаж поглаживание рук и ног в образноигровой форме; «Лепим лицо»; Упругий живот»; 5 4 поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образноигровой форме; «Ушки»; «Ладошки»; «Красивые руки»; «Быстрые ноги»; 0 Игроритмика хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; только на -ый счет; выполнение движений руками в различном темпе; «Хлопушки», «Топотушки», «Лошадки бьют копытом», «Ловим комаров», «Пушистые снежинки» 6 5 различие динамики звука «громкотихо». Креативная гимнастика упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы. «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три замри», «Ледяные фигуры»

12 Ожидаемые результаты и критерии их оценки. К концу учебного года ребенок средней группы должен уметь: Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения; Передавать основные средства музыкальной выразительности; Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений; Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов; Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки; Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей; Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании; Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры; Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами; Дети 5-6 лет, прошедшие обучение по данной программе, должны знать: Назначение спортивного зала и правила поведения в нём; Правила подвижных игр. Основные танцевальные позиции рук и ног; Понятия: круг, шеренга, колонна.

13 Список литературы.буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, с. 2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, с. 3.Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М.: Скрипторий, 2003, с. 4.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, с. 5.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, с. 6.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб.: Детство-пресс, с 7.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес- Данс»: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-пресс, с. 8.Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, с.

14 Сведения о разработчике программы Ф.И.О. Краснова Анна Анатольевна Место работы: Центр Внешкольной Работы Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Образование: средне-специальное, Серовское педагогическое училище, квалификация «Воспитатель в дошкольных учреждениях», 99 г.; высшее, Уральский государственный педагогический университет, квалификация «Организатор-методист дошкольного образования», 200 г. Педагогический стаж работы- 6 лет. квалификационная категория.


Пояснительная записка Данная программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста. С целью укрепления здоровья, развития музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственно-коммуникативных

Занятия ритмопластикой Руководитель: Куликова Юлия Николаевна Инструктор по физической культуре Высшая квалификационная категория Куликова Ю.Н. осуществляет организацию занятий по ритмопластике, используя

МБДОУ «Детский сад 24 «Светлячок» План работы кружка по ритмической гимнастики «Искорка» Автор: Мазалова Ольга Александровна воспитатель Г.Междуреченск,2013 Пояснительная записка Работа кружка по ритмической

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Рассмотрена на педагогическом совете МАУДОД «Детская школа искусств»» (протокол 3 от 30.11.2011 г.) УТВЕРЖДАЮ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа относится к художественной направленности и предназначена для реализации в системе оказания дополнительных платных услуг. Искусство танца это средство воспитания

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся: -развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; -формировать навыки самостоятельного выражения

План работы танцевального кружка «Топ - хлоп, малыши!» Музыкальный руководитель Киселевич Елена Юрьевна Пояснительная записка Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных средств развития

Использование игровых технологий на занятиях по физической культуре 1 Игра это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения,

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика» разработана на основе: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 0 «Чебурашка» г. Волжского Волгоградской области Утверждена педагогическим советом Протокол от 20 г. Заведующий

Пояснительная записка Программа кружка «Танцевальный флешмоб» предназначена для детей дошкольного возраста 3-7 лет. Имеет физкультурно-спортивную направленность. Решает задачи физического воспитания детей

Структура рабочей программы Пояснительная записка Цели Задачи Условия реализации образовательной программы Описание форм и методов проведения занятий Учебно-тематический план Содержание программы Ожидаемые

Санкт-Петербург 2013 г Пояснительная записка Цель программы "Ритмическая мозаика" развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 «Росинка» комбинированного вида Истринского муниципального района Программа музыкального кружка ритмики «Топотушки - хлопотушки» Программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Ритмическая мозаика» Направленность художественная Уровень базовый Рассчитана на детей от 5 до 7 лет Срок реализации (общее количество часов)

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» для детей от 3 лет до 5 лет Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под

План программа кружка художественно-эстетического направления «Хореография» Составлено: музыкальным руководителем Гущиной Л. В. Согласовано: с зам. зав.по ВМР Белоцкой А. В. Утверждено: Заведующим ДОУ

Пояснительная записка Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы «Танцевальная мозайка», которая, на наш взгляд, является универсальной, - психологическое раскрепощение ребенка через

ГБОУ СОШ 129 Дошкольное отделение Дополнительное образование Танцевальная ритмика студия «ЗАДОРНЫЙ КАБЛУЧОК» Педагог доп. образования: Мироненко Татьяна Анатольевна Программа по танцевальной ритмике:

Содержание образовательной программы Первый год обучения 4-5 лет Для детей 1 года обучения продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю 2раза. Итого - 64 часа в год. Приоритетные задачи:

Пояснительная записка Танцевальная пластика - важное направление для полноценного развития ребенка особенно для детей дошкольного возраста, когда ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Открытое занятие по платной услуге «Са-Фи-Данс» «Путешествие в Кукляндию» Руководитель

Принят и утвержден на пед. совете 1 МБДОУ детский сад 49 Протокол 1от 31 августа 2016 г. Утверждаю Г.Ю. Цветкова заведующий МБДОУ детский сад 49 пр. от 31.08.2016г. 105 Перспективный план работы танцевального

Программа для работы с детьми 4-5 лет. «Ритмическая мозаика». Пояснительная записка Большой популярностью пользуется танцевально - ритмическая гимнастика. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной

Структура программы I. Пояснительная записка - Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе - Срок реализации программы - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 15 «Ручеёк» ПРОГРАММА Дополнительной общеобразовательной услуги по ритмике «Тип Топ» Преподаватель: музыкальный

Пояснительная записка Цели и задачи Цель формирование разносторонне физически и творчески развитой личности, готовой к активной реализации своих способностей. Развитие творческой самостоятельности посредством

~ 1 ~ Cтруктура учебного плана: Пояснительная записка Цели Задачи Условия реализации образовательной программы Описание форм и методов проведения занятий Учебно-тематический план Содержание программы Ожидаемые

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...3 1.1. Цели и задачи программы...4 1.2. Ожидаемые результаты освоения воспитанниками программы...5 1.3. Диагностический инструментарий...7 2. Учебно-тематический

1 Пояснительная записка Рабочая программа по ритмике составлена на основе примерной программы А.А.Айдарбековой «Ритмика» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл. под

1 ПРИНЯТА на Педагогическом совете 23.08.2016, протокол 3 УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МДОУ 90 «Золотой ключик» от 16.09.2016 386 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мозаика»

Пояснительная записка Дошкольный возраст- один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей 6» Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная образовательная программа относится к художественной направленности и предназначена для реализации на платной основе. Эта программа поможет детям познакомиться с таким интересным

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 16 «Кораблик». Утверждена приказом МБДОУ «ЦРР детский сад 16» «Кораблик» от 07.09.2016г 121 - п Дополнительная

Приложение 15 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 244 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развитию детей»

МКДОУ детский сад 62«Звездочка» Музыкальный руководитель: Труханова И.А. Пояснительная записка кружка «Непоседа» Программа дополнительного образования для детей для старшего дошкольного возраста по танцевальной

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колобок» Дополнительная образовательная программа по образовательной области «Физическое развитие» кружка «Крепыш». Срок реализации: 2015-2016 учебный год. Руководитель:

«Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ.» Выполнила воспитатель МАДОУ 16 Демко Елена Витальевна «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Детство уникальный период в жизни

Пояснительная записка Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, танцевать. Очень рано у ребенка появляется потребность в умении эстетически организовать эту стихию. Ему хочется

Разделы рабочей программы 1. Введение 2. Пояснительная записка 3. Тематический план 4. Содержание программы 5. Условия реализации программы. 6. Прогнозируемый результат реализации программы. 7. Библиография

Танцевальная студия «Карамелька» Пояснительная записка. Программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет. Рабочая программа по дополнительному образованию составлена с учетом Федеральных

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКАЯ РИТМИКА» ОДШО 796 ГБОУ Гимназии 1507 Образовательная программа «Детская ритмика» составлена на основе программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» для

Содержание: 1.Пояснительная записка. 2. Цель и задачи программы. 3. Критерии оценки уровня двигательного развития ребенка.. Учебный план программы «Художественная гимнастика» для детей старшего возраста

Пояснительная записка Программа «Танцевальная студия «Фантазия» имеет художественную направленность и разработана на основе программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной,

Роль музыкально-ритмических движений в всестороннем развитии дошкольника. Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики,

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Принят педагогическим советом Протокол 2016г. Утверждаю Заведующий МБДОУ Д/с «Соловушка» с. Соловьёвка Стебунова Н. П. 2016г. Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста «СТУПЕНЬКА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга 197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Зосимова, д. 4, литера

В последнее время появился ряд новых, нетрадиционных в массовом оздоровительном движении видов двигательной активности. Стретчинг (гимнастика поз) направлена на развитие у детей физических, коммуникативных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПО РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Ритмические движения под музыку являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района

МОУ прогимназия «Центр детства» Городское методическое объединение для воспитателей старших групп Сообщение на тему: «Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика как средство интеграции двигательной и познавательной

Пояснительная записка. Ритмика - это, в первую очередь, воспитание музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоциональнонасыщенного движения. В период

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете приказом 2 МАДОУ д/с 20 от 19..11.2013г. Заведующий МАДОУ д/с 20 Протокол 1 Г.Д. Зонкович от 19..11. 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка Программа «Непоседы» разработана на основе программы «Ритмическая мозаика» (автор А.И. Буренина), которая допущена Министерством образования Российской Федерации в качестве программы

Пояснительная записка Танец это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное

МАДОУ «Детский сад 453» Дополнительная образовательная программа «Бэби-Данс» (средний дошкольный возраст) Нижний Новгород Пояснительная записка Занятия в танцевальном кружке "Беби-данс" разработаны на

Программа дополнительного образования «Танцевальный коллектив «Радуга» (ритмика)» Возраст детей 3-5 лет Срок реализации программы 2 года Составила педагог дополнительного образования Кулешова Елена Владимировна

Рабочая программа педагога дополнительного образования Абдуразаковой Татьяны Васильевны по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Ритмика-аэробика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ставропольский Дворец детского творчества ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»