Половое воспитание дошкольников.
(сообщение из опыта работы воспитателя Чикуровой Т.И.)
Основы полового воспитания, как часть системы нравственного воспитания, закладываются в семье. От того, как оно было поставлено, часто зависит очень многое в формировании личности ребенка.
В половом воспитании дошкольника в семье существенным является буквально все. Важен уход за ребенком. Значительную роль играет и климат семейной жизни, вся эмоциональная сфера, в которой растет ребенок. Царят тли в доме мир и согласие, или отношения между членами недоброжелательные. Относятся ли к ребенку тепло, с любовью, лаской, заботой, или же напротив, на него смотрят как на обузу. Проявляют ли родители живой интерес к миру маленького человека или они равнодушны к нему и отмахиваются от его вопросов и рассказов, как утомительных и назойливых…
Именно в семье, в отношениях с родителями, ребенок впервые получает образцы переживания, отзывчивости и взаимопомощи. Нежность и любовь нужны ребенку для того, чтобы став взрослым, он смог передать своим детям эстафету доброты, ласки и заботы. Ссоры родителей обременяют ребенка отрицательными переживаниями. Если у него нет ощущения семейного очага, нет четких привязанностей, то как он потом будет создавать семью, каким будет отцом или матерью?
Едва достигнув трехлетнего возраста, малыши начинают обращаться к нам со своими бесчисленными «почему?». Мир открывает перед нами каждый день, каждый час множество чудес, и дети хотят немедленно все знать, во всем разобраться. Своими неожиданными вопросами они часто ставят взрослых в тупик. Можно сказать, то и для родителей в эту пору начинается период педагогических « почему?» и «как?». И, пожалуй, ничто не приводит взрослых в такое замешательство, как вопросы вроде «откуда берутся дети?» А вопрос этот возникает неизбежно, «потому что ребенок видит приготовления в семье к появлению братика или сестренки и, наконец, встречает новорожденного дома, он слышит разговоры о том, что у знакомых или у соседей родился ребенок. Да и безотносительно к рождению других детей малыш, несомненно, будет пытаться решить первую в его жизни философскую проблему в процессе осознания своего собственного «Я» - как он проявился. Ребенок делает важное для себя открытие, когда понимает: «Я мальчик» или «Я девочка». Родители часто интуитивно, испокон веков развивали у ребенка представление о принадлежности к своему полу, поощряя при этом в мальчике – мужские, а в девочке – женские черты характера. Например мальчику внушают: «Ты будешь мужчиной, солдатом, а солдаты не плачут». А девочке говорят: «Ах, какие красивые у тебя бантики!» И это совершенно правильно. Воспитание в мальчике мужественности, а в девочке женственности нужно прививать с малых лет. Не следует забывать, что будущий человек формируется в детстве и именно в этом периоде возможно наилучшее и наиболее воздействие на него, необходимо то, что мы называем половым воспитанием. Окончательно осознав свой пол, ребенок естественно задается вопросом: откуда берутся дети? Причем этот вопрос для него столь же важен, как и все другие: «Почему трава зеленая? Как летает птица? Откуда снег?» И так же невинен. Обычно это происходит в 3 – 4 года. Вопрос ребенка должен быть встречен родителями совершенно спокойно. Поверьте, что малыш отнюдь не ждет от вас подробных разъяснений. Чем спокойней будет тон ответа, тем меньше вероятность зафиксировать внимание ребенка. Нужно сделать так, чтобы вопрос принял в его сознании свой естественный вид и не вызывал мыслей о чем-то запрещенном, стыдливом.
Мать должна просто, в доступной форме рассказать малышу, что он находится у нее в животе, а потом, когда подрос и ему там стало тесно, вышел наружу. Говорить надо только правду. Ребенок не глупее нас, он просто менее опытен и может решать серьезные вопросы, но на уровне своего соответствующего опыту понимания. Поэтому напрасно скрывать от ребенка то, что в ближайшем будущем должен узнать. Уводящие в сторону ответы, сказки про аиста, капусту, магазин и т. д. удовлетворяют любопытство ненадолго и рано или поздно будут разоблачены. Грубый ответ в этом случае не только гасит пытливость детского ума, но и разрушает взаимопонимание между взрослыми и малышом, уменьшает его доверие к взрослому. Ведь ребенок задает эти вопросы не от того, что уже аморален и думает о недозволенном. Он хочет знать все об устройстве мира и имеет право задать подобный вопрос. Поэтому не надо уклоняться от ответов и очень важно поддерживать доверительное отношение к вам ребенка. Однако любопытство малыша следует удовлетворять на его уровне.
Если ребенок не задает вам таких вопросов, это вовсе не значит, что подобные вещи его совершенно не интересуют. Скорее всего, он уже получил достаточную информацию на стороне или понял, что тема эта запретная и спрашивать ничего нельзя. И в том, и в другом случае родителям следует быть внимательными, а когда найдется повод для разговора на эту тему, начать его самим. Таким образом, можно установить нужный контакт с ребенком, и появится надежда, что в дальнейшем он уже будет приходить с расспросами к вам. К тому же можно понять, что именно малыш уже знает, выяснить источники и, в некоторых случаях, предохранить его от дурного влияния.
В дошкольных учреждениях, где открытые детские туалеты и ребята обоих полов видят друг друга обнаженными у детей, как правило, нет интереса к различиям в строении их тел. Поэтому сексологи даже рекомендуют разрешать детям пользоваться совместным туалетом, мыть разнополых детей вместе. Причем лучше всего начинать это с самого раннего детства. В проблеме полового воспитания главное значение имеют не какие-то частные приемы и готовые фразы, а весь фон воспитательной работы с ребенком в семье, детском саду.
Вот что говорил по этому поводу А.С Макаренко:»Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям, интересам, мы тем самым воспитываем его в половом отношении». Таким образом, речь идет в первую очередь о нравственном воспитании в широком смысле слова. Ребенок не должен расти эгоистом, всеобщем баловнем, которому все и всегда позволено. Важно привить ему умение поступиться своими интересами ради других людей – взрослых и маленьких, необходимо воспитать мальчика в духе рыцарского уважения и вежливости по отношению к девочкам. Не касаясь при этом вовсе вопроса пола, а основывая свои советы и требования на том, что он мальчик, сильнее своих сверстниц и должен всегда и во всем им помогать.
Дети должны жить по твердо установленному режиму дня. Аккуратно соблюдаемый распорядок сна и бодрствования, игр и приема пищи имеет большое значение для правильного развития вообще и для полового воспитания в частности. Ребенок, привыкший засыпать в одно и тоже время, будет ложиться в постель для того, чтобы тут же уснуть, а не предаваться всякого рода фантазиям и грезам. Еще важнее, чтобы он не залеживался в постели утром. Кстати сказать, постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Полезно привить ребенку привычку спать, положив руки поверх одеяла, лежа на спине или на правом боку. Необходимо избегать каких бы то ни было раздражающих и возбуждающих воздействий на половые органы. Прежде всего, ребенка нужно ежедневно купать. Соблюдая все эти несложные правила можно избежать раннего, преждевременно появления у детей половой возбудимости, которая может привести к тому, что ребенок будет стремиться повторить, воспроизвести понравившиеся ощущения и пристрастия к искусственному возбуждению половых органов. По той же причине следует немедленно обращаться к врачу в случае, если у ребенка появится зуд в области половых органов, вызванный кожным заболеванием или же глистами – острицами.
Питание ребенка должно быть умеренным. Надо избегать обильной горячей пищи перед сном. Ни в коем случае нельзя давать крепкий чай, отказаться от натурального кофе. Совершенно излишни в рационе ребенка возбуждающие специи – перец, корица, цикорий и т. п. Необходимо следить за тем, чтобы дети своевременно опорожняли кишечник и мочевой пузырь, а не приплясывали при позывах к мочеиспусканию, будучи не в силах оторваться от увлекательной игры. У девочки привычка не опорожнять своевременно мочевой пузырь и кишечник может стать одной из причин возникновения смещений матки. Если ребенок по долгу засиживается на горшке, с этим также следует бороться, предварительно обратившись к врачу. Возможно малыш страдает запорами, и врач посоветует, какие меры необходимо принять в таком случае. Желательно, чтобы дети старше трех лет, если позволяют условия, спали в отдельной комнате. Постель должна быть индивидуальная. Бурные ласки, поцелуи, шутливые пошлепывания, щекотание - все это совершенно не нужно ребенку, а скорее даже вредно. В.М. Бехтерев подчеркивал, что в этих случаях в результате раздражений частей тела, связанных с сексуальной сферой, у ребенка возникает половое возбуждение. Таким образом, создаются условия к появлению у него к ранней сексуальности, а иногда упорного стремления к самоудовлетворению едва пробудившегося полового чувства. Совершенно ясно также и то, что всякие неровности в поведении взрослых по отношению к малышу – будь то чрезмерная ласка или излишняя строгость – создают ненужные перегрузки для его еще хрупкой нервной системы, способствуют возникновению неуравновешенности и капризности.
Огромную роль в половом воспитании играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития ребенка – гимнастические упражнения, закаливание, воздушные и солнечные ванны. Немалое значение имеет борьба с детским рахитом и его предупреждение. Особую опасность это заболевание представляет для девочек. Правильный режим жизни и питания ребенка, употребление витамина «Д», умеренное, но достаточное ультрафиолетовое облучение – надежная гарантия от рахита. Половой инстинкт, как и все инстинкты, является наследственным, врожденным. Однако природа мудро позаботилась о том, чтобы инстинкт этот до определенного возраста оставался скрытым, необнаруженным в отличии от других инстинктов (пищевого оборонительного, ориентированного), ранее проявление которых является жизненно необходимым. Мера по предупреждению половых возбуждений – соблюдение ряда гигиенических правил.
Довольно распространенной ошибкой, которую допускают взрослые в половом воспитании, является незаметное для них самих культивирование антагонизма между мальчиками и девочками. «Чего ты разревелся, как девчонка!» «Так вести себя стыдно. Ты же мальчишка!»- такие и подобные фразы нередко приходится слышать от родителей и воспитателей. Тем самым у детей формируется понятие о превосходстве одного пола над другим. Ведь и без того малышам присущ некоторый антагонизм. Правда, антагонизм этот в основном напускной, показной. Мальчик дергает девочку за косичку, к которой испытывает смутное, непонятное тяготение, старается досадить ей по мелочам, стремясь обратить на себя ее внимание - .это «болезнь роста», проявление процесса осознания своего пола. Это результат первых сопоставлений, которые по каким- то скрытым психологическим закономерностям на определенном этапе приводят уже к противопоставлению. Мы, взрослые, не должны усиливать такого рода душевные контрасты в своих воспитанниках. Это чревато в дальнейшем неуважительным и даже грубым отношением между юношами и девушками. Нужно стремится в работе с детьми не противопоставлению мальчиков и девочек, а к развитию между ними здоровых, дружеских отношений, к воспитанию с ранних лет чувства мужского благородства у мальчиков и разумного чувства собственного достоинства у девочек. Достаточно подчеркнуть то, что мальчик сильнее физически, а поэтому он призван всегда помогать девочке в выполнении трудной работы, уступать место, пропускать ее вперед, входя в дверь, подать руку выходя из автобуса и т.п.
Очень важный фактор в половом воспитании – личный пример родителей (например их отношениях их друг к другу и ко всем членам семьи). Дети подмечают и чувствуют тончайшие ньюансы в поступках старших, в их высказываниях, в их настроении. Взрослея ребенок обнаруживает все большую склонность анализировать поведение родителей. И хотя этот анализ подчас наивен и поверхностен, тем не менее, он свидетельствует об острой наблюдательности ребенка. В случаях когда дети становятся случайными и постоянными свидетелями внимания, взаимной заботы и теплоты родителей друг к другу, это может только благотворно сказаться на психическом развитии дошкольников, создает хорошую почву для воспитательной работы. Но ни в коем случае даже маленькие дети не должны становиться очевидцами интимной стороны жизни супругов. Необходимо предостеречь родителей от заблуждения, будто дети «все равно ничего не поймут и ничем таким не интересуются».
Многие, наоборот, впадают в другую крайность – создают вокруг ребенка стерильную среду, этакое безвоздушное пространство, в котором объявлены крамолой такие слова, как «жених», «муж и жена», «роды» и т.п. здесь мы встречаемся с стремлением уйти от объяснения этих понятий сыну или дочери, с попыткой оттянуть до определенного срок взросление дитяти, перенести всю ответственность и все тяготы полового воспитания в школу. В такой семье пожалуй, и «Сказку о царе Салтане» сочтут за безнравственную и не детскую книжку. Ханжество и лицемерие не совместимы с понятиями нравственности и чистоты. Мы должны стремиться к естественности и простоте в обращении с детьми, во всем стиле воспитательной работы. Пусть мать отец, работник детского сада, не превращаются в подружку или в приятеля, а станут для ребенка настоящими, умными, искренними друзьями, то может только помочь в деле полового воспитания.
Еще раз хочется напомнить, что начинать его нужно с младенчества. Иначе оно по существу оказывается уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные в свое время. Правильно поставленное половое воспитание помогает решению и преодолению многих вопросов и проблем, встающих перед ребенком, способствуя в итоге формированию цельной, гармонической личности.
ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой) ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систематическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни. Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем моментам: I) складывающиеся отношения между родителями; 2) родительские чувства к детям; 3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы. Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне к др. Можно выделить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон полового воспитания: I) это сложная психолого-педагогическая задача, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения; 2) социально-гигиеническая сторона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей; 3) комплекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полового развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим развитием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генерирование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудняет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и общественной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни. Для Девочек характерно: - игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное; - они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хвалят, они получают больше положительных оценок; - склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, заботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстников; - повышенный интерес к своей внешности, они более чувствительные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения. Для мальчиков характерно: - ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые; - лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях; - больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредоточены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, играх в войну; - более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ; - ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообразным машинам и механизмам. Задачи воспитания мальчиков и девочек : 1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками; 2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пода; 3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни. Основные Направления полового воспитания дошкольников : - полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности; - сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований; - подготовка будущих семьянинов. В раннем возрасте должна осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела. Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же игрушки. На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тематики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые половые представления и поведение. Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина: - формирование у детей понятия значения семьи, важности и необходимости для человека; - формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи; - воспитание любви к родителям; - подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены; - приучение детей к участию в семейных делах. В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительной справедливости в - оценке положительных и отрицательных событий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, предупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положительных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто менее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-гражданском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение доставляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понимает мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - слабовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания подают жестокий отец и всепрощающая мать. Условия Правильного полового воспитания детей в семье: - согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме; - педагогическая культура родителей; - положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми; - ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качества, на формирование мужественности и женственности.
ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой)
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - система психолого-педагогической, медико-биологической, социально-гигиенической и правовой работы с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие с физиологической, нравственной и эстетической точек зрения.
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.
Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания
Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем моментам:
I) складывающиеся отношения между родителями;
2) родительские чувства к детям;
3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы.
Существуют различные мнения за рубежом о том, что способствует развитию психических различий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И. С.Кон, Т. А.Репина, В. С.Мухина, Я. Л.Коломинский. В настоящее время вопросы полового воспитания в семье и в детском саду рассматриваются в работах Д. И.Исаева, В. Е.Кагана, З. С.Кириловой, А. Н.Липник, А. Г.Асмолова, Л. А.Арутюновой, Н. Н.Плисенко.
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация самым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне к др.
Можно выделить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон полового воспитания:
I) это сложная психолого-педагогическая задача, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;
2) социально-гигиеническая сторона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;
3) комплекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полового развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим развитием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генерирование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудняет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и общественной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни.
Данные научных исследований показывают, что мальчики и девочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические Отличия , а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.
Для Девочек характерно;
Более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запахам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;
Игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;
Они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хвалят, они получают больше положительных оценок;
Склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, заботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстников;
Повышенный интерес к своей внешности, они более чувствительные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.
Для мальчиков характерно:
Ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;
Лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;
Больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредоточены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, играх в войну;
Более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;
Ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообразным машинам и механизмам.
Задачи воспитания мальчиков и девочек :
1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представлений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и девочками;
2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существования как представителя пода;
3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Основные Направления полового воспитания дошкольников :
Полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности;
Сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;
Подготовка будущих семьянинов.
В раннем возрасте должна осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, элементарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.
Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же игрушки.
На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тематики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые половые представления и поведение.
Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:
Формирование у детей понятия значения семьи, важности и необходимости для человека;
Формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;
Воспитание любви к родителям;
Подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;
Приучение детей к участию в семейных делах.
В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительной справедливости в - оценке положительных и отрицательных событий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, предупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положительных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все более утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобретает особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстранение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли только на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к исполнению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто менее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-гражданском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противоположность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение доставляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понимает мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - слабовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания подают жестокий отец и всепрощающая мать.
Условия Правильного полового воспитания детей в семье:
Согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;
Педагогическая культура родителей;
Положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;
Ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качества, на формирование мужественности и женственности.
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом. Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация (В.И.Гарбузов, В.Е.Каган, Д.В.Колесов, Т.А.Репина). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Причем половая принадлежность, осознание себя мальчиком или девочкой - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя (И.С.Кон).
Итак, в свете современной науки становится очевидной необходимость полового воспитания уже на ступени дошкольного детства. В 20-е гг. о целесообразности дифференцированного в зависимости от пола подхода в воспитании детей говорили многие видные педагоги и психологи (Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, П.П.Блонский, М.М.Рубинштейн и др.). Но в силу ряда причин начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного» существа (Т.А.Репина). А результаты не заставили себя ждать: мальчики оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни. Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов. Итак, невнимание к проблеме полоролевой социализации детей обернулось многими бедами для них самих и для общества в целом.
Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.
Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро. Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых, необходимой им для полового воспитания детей.
Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.
Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон и др.), формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет.
Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Почему такие представления надо формировать у маленького ребенка? Специальными исследованиями доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.
Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже цвет которой говорит о поле ребенка (голубой-розовый), в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Оказывается, в половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком ногти и т.д.
В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано «включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома.
Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!» Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты», «подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость, покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать менее дифференцирование относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка. Вот почему ее роль в половой идентификации ребенка несколько ниже, чем отца. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родственники или друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой социализации.
У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольном возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверить нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем - искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки, внимание.
Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания («Руки отвалятся! Никто играть с тобой не станет!»), болезненные шлепки. Все это укрепляет ребенка в представлении о греховности, срамности своего полового органа и всего, что с ним связано. Таким же неприличным они, повзрослев, будут считать все, что связано с половой жизнью.
Необходимость родителей искать с ребенком приемлемый, доверительный тон объясняется тем, что в дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания.
С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и кино-, видеогероев. У девочек это принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки танцуют («как в балете»), поют, рисуют.Все это говорит об одухотворенности половой идентификации, повышении эстетической культуры девочек. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.
Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика, приучают к традиционным для него занятиям и формам поведения. И растет своего рода Пеппи Длинный чулок. Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребенка, подогреют «дуализм полового влечения» (З.Фрейд). Даже невинные на первый взгляд переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка различных сексуальных отклонений.
Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может вызывать отрицательные переживания ребенка, омрачить и последующую его жизнь.
Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца). Семье принадлежит приоритетное значение в половой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Но следует учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Представьте себе современного мужчину, который не может приготовить завтрак, погладить свою рубашку. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, «бабьему делу» (Н.К.Крупская), а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красить забор. И мальчику надо быть иногда нежным и чувствительным, а девочке - твердой и решительной.
Итак, роль семьи в процессе половой социализации ребенка очень значительна. Но будет ли этот процесс успешным, если ребенок лишен общества сверстников? Докажите, что группа сверстников существенно влияет на формирование полоролевого поведения. Проанализируйте возможности сюжетно-ролевых игр в развитии половой идентичности детей
Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки.
Половое воспитание дошкольников – это направленное, систематическое медико - педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.
Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. Проблему полового воспитания детей сегодня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за поведением детей; интимность, сексуальность переживаний, склонность детей держать все в тайне и др.
Можно выделить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон полового воспитания:
I) это сложная психолого-педагогическая задача, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;
2) социально-гигиеническая сторона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;
3) комплекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полового развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим развитием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генерирование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудняет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и общественной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни.
Данные научных исследований показывают, что мальчики и девочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические отличия, а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.
Основные моменты полового воспитания
1. Половое воспитание – это не отдельная сторона, а один из компонентов общего воспитания ребенка. Не стоит на этом заострять внимание, все должно проходить гармонично, планомерно, в соответствии с возрастом ребенка.
2. Половое воспитание начинается с самого рождения ребенка, а не в период полового созревания. В раннем детстве закладывается фундамент личности ребенка, который в дальнейшем что-то исправить уже практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка уже в дошкольном детстве были сформированы правильные представления об окружающем мире.
3. Между ребенком и родителями должны быть доверительные отношения, чтобы он мог спокойно, не боясь и не стесняясь, задавать интересующие вопросы. Ребенок должен быть уверен, что взрослые его выслушают и не накажут за это.
4. Если родители краснеют и стыдятся неловких вопросов своего ребенка, - это личные комплексы и психологические проблемы родителей, поэтому необходимо провести работу родителям, над своими стереотипами и не передать ребенку свои комплексы.
5.Поколение родителей и поколение детей отличается. Современные дети быстро взрослеют, поэтому и интерес к интимным вопросам возникает раньше, чем это было у родителей. Взрослым с этим остается только смириться и сделать все зависящее от них, чтобы их ребенок получил нормальное половое воспитание. И нельзя говорить ребенку, что в этом возрасте вы еще интересовались куклами (машинками), а не мальчиками (девочками).
Как правильно донести ребенку информацию по деликатным вопросам
Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко.
Ребенку нужно дать понять, что зачатие, то есть секс, - это не то, чего нужно стыдиться, это не что-то грязное и постыдное. Очень важно, чтобы ребенок понял, что интимная близость, зачатие происходит по любви между мужчиной и женщиной. Каким образом донести все это до ребенка-дошкольника?
Во-первых , реакция взрослых на интерес ребенка к интимной сфере человеческой жизни должна быть естественной, как будто вам ребенок задает вопрос, почему летают птицы, зачем кошке хвост и т. д. Ответ нужно дать тут же, не откладывая его на потом. Причем надо помнить, что ответы на такие вопросы не должны превращаться в лекции. Ясный вопрос – короткий и четкий ответ. И конечно, ответ должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, не надо вдаваться в детали. Ребенку в дошкольном возрасте достаточно узнать об этом лишь поверхностно.
Во-вторых , можно и не дожидаться того момента, когда ребенок сам захочет узнать информацию по интимным вопросам. Но при этом не стоит ни с того, ни с сего заводить разговор, иначе ребенок обязательно спросит, почему об этом заговорили, что еще больше обескуражит родителей. Если чувствуете, что наступил подходящий момент, если это будет уместно, то начните разговор сами.
В-третьих , ребенок должен почувствовать, что вы доброжелательно относитесь к его вопросам. Поэтому ни в коем случае нельзя кричать, стыдить, смеяться. Если у самих родителей такое неправильное представление и отношение к интимной стороне жизни человека, то не надо свои комплексы передавать своим детям.
В-четвертых , если ребенок задал вопрос, то не надо уходить от ответа, иначе он будет искать информацию у недостоверных источников – своих сверстников, которые могут наговорить такое, о чем взрослые даже не подозревают.
Значение семьи в половом воспитании ребёнка
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать желания получать в отношениях с другими людьми то, что ему недостает дома (понимания, сочувствия).
Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.
Из чего же складывается половой опыт у маленьких детей
Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.
Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.
Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.
У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт.
Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.
Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.