«Развитие речи детей в повседневной жизни. Развитие речи ребёнка в повседневной жизни: на прогулке, на кухне, на даче Развитие речи в повседневной жизни дошкольников

Тема доклада: «Работа воспитателя по развитию речи детей в

повседневной жизни»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

    помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;

    помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);

    способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

    помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

    являются образцами поведения детей;

выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши - зелёные, у Никиты - синие, у Маши - коричневые,... У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати - сапоги,...»

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляет названия, демонстрирует форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаёт вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

    «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),

    «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

    «Да вай искать на кух не с лова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),

    «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из вишни... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

    Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

    Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

    «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

    «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

    «Пе репутаниц а». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц.. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.

«Уп рямые слова ». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Также над речевым развитием ребёнка работает учитель-логопед. И решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедической группы под руководством логопеда.

Развитием речи в логопедической группе занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.

На занятиях и в повседневной жизни педагоги логопедических групп учат детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Речь не передается ребенку по наследству, он перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы речь родителей, бабушек и дедушек, была грамматически правильной, связной и последовательно излагающей мысли. Если дома постоянно говорят громко, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
По дороге на работу, или с работы, часто наблюдаю такую картину: мама быстро тянет за руку ребенка, раздраженно делает ему замечания и не реагирует при этом на реплики малыша. Другая картина: мама идет впереди, ребенок сзади. В молчании доходят до дверей детского сада. Или, ребенок задает маме вопрос, но она в грубой форме просит его замолчать, или просто игнорирует его.
Не уклоняйтесь от вопросов, задаваемых ребенком. Он видит в вашем лице интересного собеседника. Не идите по дороге домой, или в детский сад, молча. Спросите ребенка, чем он занимался в детском саду. Если ему читали интересную сказку, попросите пересказать ее вам. Проходя мимо березы, обратите внимание ребенка на цвет ствола, расположение веток, прочитайте стихотворение, загадайте загадку.
Взрослых всегда интересует вопрос, что кушал ребенок в детском саду. Используйте его с пользой для развития связной речи: предложите ребенку подобрать слова-определения к слову суп.
- Какой суп ты ел сегодня? – гороховый, вкусный, горячий, ароматный, полезный.
Если ребенок подобрал одно слово - определение, назовите ему остальные определения и закрепите их в речи ребенка.
Читая малышу сказку, рассказ, внимательно рассмотрите иллюстрации к произведению. Попросите ответить, что изображено на картинке. Задайте вопросы по содержанию и предложите пересказать сказку, или рассказ.
В ходе высказывания не следует перебивать ребенка, дайте ему возможность завершить ваше задание до конца. Запомните неточности и ошибки в речи ребенка, затем укажите на них, дав правильный образец.
Любимым развлечением детей является просмотр мультфильмов. Попросите ребенка поделиться с вами впечатлениями о мультфильме, назвать героев и, по возможности, пересказать содержание.
Не оставляйте без внимания купленную или подаренную ребенку новую игрушку: рассмотрите ее внимательно вместе, опишите все ее части, обыграйте подарок. Можно попросить его самостоятельно описать игрушку по вашему плану:
1. Назвать игрушку (Это мяч)
2. Какого цвета (Мяч синий, с красной полосой)
3. Какой формы (Мяч круглый)
4. Как ты будешь играть с игрушкой (Я буду его катать, подбрасывать и ловить, играть в футбол и т. д.)
Как бы вы ни были заняты, всегда старайтесь выслушать ребенка до конца. Покажите, что вы уважаете его, как собеседника. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок испытывал удовольствие от общения с вами, братьями и сестрами. От старших членов семьи ребенок должен получать новые знания, обогащать свой словарный запас, научиться последовательно излагать мысли, грамматически правильно строить предложения.
Только совместная работа детского сада и семьи по формированию связной речи поможет ребенку стать общительным, преодолеть молчаливость и застенчивость, разовьет уверенность в своих силах.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает осваивать и понимать родной язык. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни исключительно на родном языке.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми, а потому включения ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.

Совокупность развитых у детей речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему принимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Основные задачи речевого развития:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи: диалогической и монологической.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

Овладение родным языком – стержень формирования личности дошкольника. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи: речи содержательной, логической, последовательной и организованной.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связанное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отображает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития ребенка. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных, литературных произведений, творческое рассказывание очень важно при выборе языковых изобразительно-выразительных средств, для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможность для нравственного воспитания – прежде всего, для воспитания любви, интереса к родному языку, его богатству, красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, а также содержание картин, народных игрушек. Ознакомление детей с литературой, пересказ, составление рассказов способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения.

Совместная целенаправленная работа, осуществляемая на занятиях, в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию самоценности всего окружающего, умению общаться с взрослыми и сверстниками, расширить словарный запас, звуковую сторону языка.

Звуки речи, отдельные элементы интонации, сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе нечего не обозначают, но без них не может существовать речь. Ребенок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться: артикулировать все характерные для данного языка фонемы, произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях, в соответствии с традицией, создавать интонацию.

От звукового оформления речи мо многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, что самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Но именно на основе анализа звукового строя языка создаётся база для осмысления процессов, происходящих в языке.

Работа над звуковой культурой речи с детьми дошкольного возраста включаю упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики: развитие восприятия речи, формирование речевого аппарата, речевого слуха, интонация, темп речи.

Основной задачей работы детей с детьми шестого года жизни по усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков правильной выразительной речи.

В специальных упражнениях детям предлагаю дифференциацию пар звуков, провожу различение свистящих, шипящих и сонорных, мягких и твердых звуков – изолированных, в словах и фразовой речи. Сначала детей учу вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками.

Для обработки дикции, силы голоса, темпа речи, использую скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически, интонационно продолжающее это предложение.

Детей приучаю менять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Специальные задания побуждают детей использоваться вопросительные, восклицательной, повествовательной интонацией, а это умение необходимо им для построения связного высказывания.

В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка, то есть правилами и нормами, по которым данный язык живет.

В сознательном усвоении ребенком грамматического строя речи заложены предпосылки для развития связной монологической речи, осознания его особенностей, формирования обобщений явлений языка и речи.

Словообразование и словотворчество в дошкольном возрасте рассматривается как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических обобщений. К.И. Чуковский показал, что словотворчество является закономерным этапом в усвоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребенок путем аналогий усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка.

В процессе формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивать сознательный выбор языковых средств, в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания, а также понимать уместность употребления разных типов предложений в разных контекстах.

При формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста их необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности. При этом даю детям ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитываю языковое чутью, внимательное отношение к языку, критическое отношение к своей и чужой речи, желание правильно говорить. Детей обучаю выбирать из ряда слов словообразовательную пару. Они учатся находить однокоренные слова, разбросанные в тексте, и наоборот – образовывать однокоренные слова, исходя из смысла текста.

Развитие речи включает не только расширения общего объёма слов, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению. Каждое слово именует определенное представление, образ и понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающем в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. Чтобы осознать смысловую сторону слова, ребенок проходит длинный путь на протяжении всего дошкольного детства и на каждом возрастном этапе по-разному понимает значения слов. Понимание речевого сообщения окружающих обусловлено, с одной стороны, практическим опытом ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром, с другой стороны, – его собственным опытом языкового общения.

Одним из важных принципов словарной работы с дошкольниками – это принцип работы со значением слова. Прежде всего, связан с объединением слов в тематические группы и расширением ассоциативных связей между словами. То есть слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано со смыслом.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания, те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Словесные обозначения предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей действительности. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Все виды лексической работы проводятся в виде словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В формировании связной речи – т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной – особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.

В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придаётся особая роль. При пересказе художественных произведений учу детей связно, последовательно и выразительно выстраивать текст, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

При составлении рассказа по картине формирую умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывая место и время действия, придумывая события предшествующие и изображенным и последующим за ним. В рассказывании по серии картинок формирую умение развивать сюжетную линию.

Особую роль отвожу развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи и правильности использования в зависимости от ситуации.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети научатся замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять чуткость, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Одна из задач ознакомления с художественной литературой, научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, они получат возможность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

В старшей группе предусматривается чтение авторских произведений большого размера, чтобы помочь запомнить сюжет произведения, лучше усвоить текст использую следующие приемы: игровые действия детей, предметная наглядность, объяснение непонятных слов еще до чтения произведения, ведение слов – этических оценок поступков героев, привлечение внимания к грамматическим конструкциям текста, замене их синонимичными конструкциями, сравнение двух произведений сходных по теме или противопоставляет поведении двух героев, постановка поисковых вопросов.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

“Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить не один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог познакомить не один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которые не мог бы дать ни один философ”.

В этих словах великого педагога К.Д. Ушинского указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку – учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности (лепка) подготовительная группа

“Животный мир жарких стран”

Программное содержание:

  • формировать умение составлять описательный рассказ о животных, отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
  • научить лепить животных Африки (слона, жирафа, львицу, зебру, крокодила) из пластилина, подбирать соответствующий цвет;
  • знакомить с особенностями строения животных жарких стран;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации животных жарких стран, Айболит, заготовка фона Африки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, музыкальные композиции, технические средства: проектор, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент. Слайд 1. Приветствие “Здравствуйте”

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок! Здравствуйте, гости дорогие. Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота, Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор … Айболит. Слайд 2

2. Беседа по сказке К. Чуковского “Доктор Айболит” Слайд 3

Расскажите дети, кто написал сказку о докторе?

Кого лечит доктор Айболит?

Кто однажды к нему прискакал?

Что сообщалось в телеграмме?

Ребята помогите доктору Айболиту, отправимся с ним в Африку.

– Какие еще материки вы знаете?

– Ребята, кто помогал доктору Айболиту добираться до Африки? (Волки, кит, орлы).

А сегодня я предлагаю поехать на поезде.

Динамическая пауза “Мы едем, едем, едем в далекие края” Слайд 4

Слайд 5. Вот у нас какая Африка! Только что-то она какая-то пустынная.

– Кого здесь не хватает?

3. Игровое упражнение: Отгадай, кто это?

Ребята, а хотите, узнать какие животные живут в Африке? Но для этого нужно отгадать загадки.

  • Лошадь как лошадь,
    Но только в полоску,
    Видел когда-нибудь
    Лошадь – матроску?
    Зебра слайд 6
  • Нам с поляны шлет поклон
    Толстый, добрый, умный
    Слон слайд 9
  • Вот так ноги! Вот так шея!
    Не видали вы длиннее!
    Словно вышка между трав
    Возвышается …
    Жираф слайд 7
  • Толстокожий, толстогубый,
    А во рту четыре зуба
    Если он раскроет рот,
    Булки просит …
    Бегемот слайд 10
    По реке плывет бревно-
    Ох, и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит …
    Крокодил слайд 8
  • Уж очень вид у них чудной:
    У папы локоны волной,
    А мама ходит стриженной.
    За что она обижена
    недаром часто злится
    На всех мамаша …
    Львица слайд 11

Вот как много животных вы знаете.

4. Составление описательных рассказов по предложенному плану. Слайд 12

Давайте посмотрим их на иллюстрации, сможем ли узнать их.

– Что характерно для жирафа? Расскажите о нем, опишите его цвет, особенности строения, способа передвижения, питания. Дети описывают жирафа.

– Что мы знаем о слоне, крокодиле, льве?

Опиваются все животные.

5. Упражнение “Проговори скороговорку”

Какое животное начинается на звук “с” (слон) Слайд 13

Научимся говорить скороговорку о слоне в разном темпе:

Слоненок удивил ребят,
Слоненок стал на самокат,
Немножко покатался –
И самокат сломался.

Динамическая пауза. “Звериная зарядка” Слайд 14

Слайд 15. Ребята, животные не появились.

6. Практическая работа.

Давайте сделаем этих животных и поместим в Африку. Сначала каждый решит, какое животное он будет выполнять, подберем нужный пластилин.

Из каких частей состоит животное? (туловище, голова, конечности, хвост) Слайд 16

Изготовление основных деталей, способом скатывания.

Затем отделка его дополнительными деталями: сделаем длинную шею жирафу и пятнышки, крокодилу пасть, зебре полоски, слону большие уши, хобот.

Готовое животное поместим в Африку.

Итог занятия Слайд 17

Рассматривается композиция. О каких животных мы сегодня говорили и поместили в Африку? (Дети перечисляют) Вот так Африка! Ну и Африка.

Ребята, наше путешествие окончено. Доктор Айболит на прощание советует вам, чаще мыть руки, делать зарядку и тогда вы не будете болеть. Закройте глазки и мы переносимся как по волшебству в детский сад. Слайд 18

Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко, образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр педагог учит детей замечать небылицы в сказках, в его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. Методика игр «Кто больше заметит небылиц?», «А если бы...», «Придумай небылицу» разработана А. К. Бондаренко.

Руководство связной речью детей в повседневной жизни

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать.

Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.

Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.

Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).