Ребенок не хочет писать буквы что делать. Как научить пятилетнего ребенка писать цифры и буквы? Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться

Как подготовить руку ребенка к письму - этот вопрос становится актуальным задолго до начала школы. Нетерпеливые родители, желая помочь малышу освоиться с ручкой и карандашом, совершают много ошибок.

Учитель начальных классов и логопед Анастасия Сперанская рассказывает, как аккуратно подойти к этому ответственному делу.

Начинать писать надо не раньше 7 лет

Учить ребенка писать до школы не стоит. До этого возраста у большинства детей не созрел механизм нервно-мышечной регуляции.

Письмо - это очень тонкий процесс, который требует правильной посадки, фиксации руки, определенной последовательности действий. Поэтому лучше доверить это дело профессионалу. Педагог работает на уроке с каждым учеником и следит, чтобы процесс становления почерка проходил правильным образом.

Подготовить руку к письму помогут упражнения на развитие мелкой моторики

Лучшей подготовкой к письму станут игры на развитие мелкой моторики . Лепите из пластилина, играйте с крупой, нанизывайте бусины на нитку, рвите бумагу и делайте из нее аппликации. Это подготовит мышцы руки к нагрузке.

Также можно просто рисовать (карандашами или восковыми мелками), раскрашивать, делать несложные штриховки, спирали, узоры, прямые и волнистые линии разной длины. Отработка таких элементов до школы поможет ребенку быстрее освоиться с прописями.

Сначала карандаш, потом ручка

Если желание научить ребенка письму непреодолимо, дайте ему карандаш. Обучение должно быть интересным занятием, и нужно постараться избегать стресса. Написание первых букв - это большое напряжение для любого малыша. Поэтому у него всегда должна быть возможность исправить первые ошибки. А это удобно делать, если буквы написаны карандашом.

Заниматься нужно не больше 5 минут за раз

Одну строчку написали, потом отдохнули - первое правило для заботливых родителей. Время концентрации в 7-8 лет у детей очень маленькое, и сосредоточиться на буквах они могут максимум 5 минут (лучше 2-3) .

Как ни парадоксально, но на начальном этапе обучения чем меньше школьник пишет, тем лучше у него получается.

Часто взрослые покупают ребенку три разных прописи и заставляют прописывать каждый день по странице. Так делать нельзя категорически.

Учите ребенка ориентироваться на листе бумаги

Если у ребенка есть проблемы с написанием конкретной буквы (например, путает «в» и «д», пишет «е» не в ту сторону) или он съезжает со строчки, то надо работать над ориентацией на листе бумаги.

Для тренировки подойдут задания: найди 10 отличий, нарисуй точку внизу (вверху, посередине, слева, справа от какого-нибудь объекта на странице). Учитесь рисовать маленькие и большие круги и соотносить их размеры.

Используйте тетрадки в косую линейку с дополнительной линией. В них косая строчка идет очень часто, а не как в обычной тетради (каждые 2–4 сантиметра). Частые линейки помогают держать правильный наклон и соблюдать нужную ширину букв.

Начинайте сразу с прописных букв

Писать печатными буквами, конечно, проще. Но есть риск, что ребенок запутается, когда ему надо будет хоть и постепенно, но освоить 4 вида букв. Печатные большие и маленькие, прописные большие и маленькие - как и что надо правильно написать, трудно выучить даже внимательному ребенку.

Рисуйте образ буквы в воздухе

Отрабатывайте написание букв в воздухе. Сначала делайте это всей рукой – рисуйте большие буквы. Затем в течение одного занятия «уменьшайте размер» («а» большая, «а» средняя, «а» маленькая). Последнюю букву (самую маленькую) ребенок должен рисовать, используя только кисть руки.

Выделяйте красивые буквы

Важно поощрять ребенка за его успехи, а не ругать за ошибки. Поэтому возьмите зеленую ручку (или дайте малышу) и попросите его самостоятельно обвести те буквы, которые получились лучше других. Вот увидите, в следующий раз он будет ориентироваться на них.

Ребенку и так очень сложно писать, а если постоянно делать упор на то, что не получилось, он совсем не захочет учиться.

Не используйте насадки на ручки

В канцелярских магазинах сейчас продаются резиновые насадки, которые помогают сформировать правильный захват ручки. Их можно использовать на самом первом этапе, когда ребенок только берет карандаш или ручку.

Потом следует от них отказаться. Гораздо эффективнее показать малышу, как держите ручку вы. Или сделать захват вместе. Поставьте пальчики ребенка в нужное положение, затем обхватите его руку своей и начинайте писать. Пусть он почувствует процесс: где нажимаете сильно, где ослабляете руку.

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.

Хороший эффект дают следующие упражнения:


Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Занимайтесь не более 15 минут в день

sugar-home.ru

Письмо - сложный навык, требующий согласованной работы мышц руки, развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, внимательности и усидчивости. Освоить всё это сразу дошкольнику сложно. Поэтому возьмите за правило: немного пописали - отдохнули. Перегрузки плохо сказываются на развитии детского организма.

Не торопите


verywellfamily.com

Исследования показывают Young Children’s Knowledge of the Symbolic Nature of Writing , что дети начинают видеть разницу между словами и рисунками уже в три года вне зависимости от того, умеют они читать или нет. Однако в столь раннем возрасте малыши ещё не готовы к письму: их мозг сформирует необходимые навыки только к 5–7 годам.

Проверить готовность к письму можно так:

  • Дайте ребёнку лист бумаги и предложите что-нибудь нарисовать.
  • Попросите закрасить часть рисунка.
  • Если малыш будет постоянно поворачивать лист бумаги и с трудом менять направление линии, значит, он ещё не готов к написанию букв.

Не заставляйте


userapi.com

Если ребёнок не хочет учить буквы, не насилуйте его. Займитесь лучше упражнениями , развивающими мелкую моторику, пространственное мышление и память.


Формального требования «уметь писать» к будущему первокласснику нет. В возрасте 5–7 лет стоит отдать предпочтение подготовке руки к обучению письму в школе.

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам»

Подавайте информацию в игровой форме


twimg.com

Не превращайте занятия в обязаловку, а себя - в строгого учителя. Обучение дошкольника должно напоминать занимательную игру.

По словам Марины Суздалевой, необходимо исключить любые отрицательные эмоции, оценки и критику.

Не учите рукописным буквам


o-krohe.ru

Об этом просят родителей педагоги начальных классов. Дело в том, что способы написания букв в учебниках разнятся.


Родители научат соединять и писать буквы одним способом, а требования по программе будут другие. И ребёнку придётся переучиваться.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов, разработчик пособий для детей, родителей и педагогов

Если у родителей и, главное, малыша всё же есть желание освоить каллиграфию, займитесь отработкой элементов букв. Такие упражнения можно найти в прописях для дошкольников.

Подготовка - 3–5 лет

Развивайте мелкую моторику

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику . Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять Do fine motor skills contribute to early reading development? действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

Научите сидеть за столом

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Помните, что неправильное положение за столом приводит к нарушению кровообращения и заболеваниям позвоночника, задерживает развитие грудной клетки.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола - не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.


Depositphotos.com/maia3000

Покажите, как держать карандаш

Для начала возьмите толстые трёхгранные карандаши : на них проще объяснить, как поставить пальчики. Когда перейдёте на круглые, можете воспользоваться тренажёрами-насадками для правильного письма.

Лучше всего показать ребёнку, как вы сами держите карандаш, и ручкой или фломастером отметить на детских пальчиках места, где должен располагаться инструмент.

Некоторые педагоги для улучшения почерка требуют, чтобы кончик карандаша был направлен к правому плечу у правшей или левому у левшей.

Вы также можете сделать простое упражнение. Возьмите карандаш указательным и большим пальцем правой руки в том месте, где заканчивается краска. Левой рукой ухватитесь за противоположный край и переверните инструмент.

Если пальчики съезжают, поправьте их. Переучить ребёнка потом будет очень сложно. Следите, чтобы малыш не сжимал карандаш слишком сильно. В перерывах делайте пальчиковую гимнастику .

Многие педагоги сходятся во мнении, что желательно прививать навык письма с помощью карандаша, а не авторучки. Ребёнок не будет бояться своих ошибок (можно ластиком стереть неудачный вариант), а также научиться контролировать степень нажима.

Научите ориентироваться на листе бумаги

Ребёнок должен овладеть пространственным мышлением и уметь ориентироваться на листе бумаги. Это поможет ему в дальнейшем считывать размер и расположение буквы на строке, понимать количество входящих в неё элементов, выбирать наклон и размах. Освоить этот навык помогут графические диктанты .


babyblog.ru

Освойте алфавит

Прежде чем писать, ребёнку нужно выучить алфавит и . Для этого существует много техник: азбука и буквари, кубики Зайцева , «Складушки» и «Теремки» Воскобовича, динамические кубики Чаплыгина. Выберите способ, который подходит вашему ребёнку.

Обучение элементам и печатным буквам - 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки - «м» или «мь».

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.

Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

направление , положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

Известна ли Вам ситуация, когда ребёнка годами учат писать по обводке, а результата не видно, ребёнок не может научиться писать? При этом, ребёночек непоседлив, невнимателен. Возможно, у него даже стоит диагноз « синдром двигательной расторможенности» или «СДВГ». При таких диагнозах часто бывает нарушение зрительно-пространственной ориентации и конструктивного праксиса. Младший школьник уже давно научился читать, но письмо очень отстаёт. Или же вам более знакома ситуация, когда малыш очень поздно взял в руку карандаш и, когда его сверстники уже вовсю пишут буквы, он только учится раскрашивать? Его пальчики, скорее всего, слабы, а движения некоординированы. Или же, наоборот, ручка вашего ребёнка постоянно находится в гипертонусе (например, при), и это не дает ему научиться писать. Также мешать процессу письма может писчий спазм.

Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными ами в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.

1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.

2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.

3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.

4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.

Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.

Научившись захватывать большим и указательным пальчиками горошинку, фасолинку или изюминку, ребёнку будет значительно проще правильно взять в руку карандаш и удерживать его. Пособия для таких игр можно изготовить самостоятельно или подобрать среди подручных материалов. Например, в капроновой крышке можно сделать отверстия для горошинок и наполнять горохом или фасолью банку. Прекрасно для этих целей подойдёт жестяная банка с капроновой крышкой от недорогого кофе. Саму банку можно как-нибудь интересно декорировать. Мне повезло-я нашла уже готовую банку с дырочками в крышке, предназначенную для хранения букв из флексики. Также можно опускать фасолинки и изюминки в пластиковую бутылку, предварительно сделав из неё «куколку» и прорезав «ротик». Итак, ребёнок научился брать пинцетным захватом мелкие предметы. Самое время предложить ему задание посложнее-обычные бельевые прищепки. Надевая их на предварительно вырезанный круг из цветного картона, можно сделать «солнышко», если хорошенько потрудиться. От этого задания пальчики, конечно же, устанут. Не забудьте дать им отдых. После нескольких месяцев таких упражнений ребёнок с даже слабыми пальчиками сможет взять в свою ручку карандаш и начать раскрашивать. Обратите, чтобы малыш сразу захватил карандаш правильно. Помочь ему в этом может так называемая «»--специальная насадка на карандаш и ручку. Она выпускается для правшей, левшей и для деток с ДЦП. Насадка не только учит правильно держать ручку, но и предохраняет руку ребёнка от преждевременной усталости.(фото4) Ребёнок начал «калякать» на бумаге и раскрашивать…Предоставим ему крупные простые раскраски, для начала-с объёмным контуром. Вы можете сэкономить деньги на таких раскрасках, изготовив их самостоятельно. Для этого потребуется купить в канцелярском магазине глиттер с золотыми или серебряными блёстками и намазать им контур обычных раскрасок. Несмотря на то, что малыш уже держит карандаш и справляется с раскрашиванием, его пальчики всё ещё нуждаются в упражнениях. На этом этапе идеально подойдёт маленький мячик, помещающийся в детскую ручку. Такие мячики различной расцветки продаются сейчас в каждом магазине игрушек. Предлагаем ребёнку пять раз сжать мячик рукой как можно сильнее и бросить его вам. Затем вы сжимаете мяч пять раз и передаёте его ребёнку. Итак, ручка малыша стала сильнее и увереннее. Он уже раскрашивает, не выходя за объёмный контур рисунка. Глиттер нам больше не нужен. Предоставим ребёнку возможность раскрашивать теперь рисунки с обычным контуром. Единственное условие-они должны быть несложными и достаточно крупными, но не настолько, чтобы ребёнок устал, пока раскрасит до конца. Если же ваш малыш вообще не хочет браться за рисование и раскрашивание, но с удовольствием наблюдает за тем, как это делаете вы, позвольте ему наблюдать и рисуйте бесконечно много. Рано или поздно его ручка всё равно потянется к карандашу. К раскрашиванию и играм с «сыпучками» полезно подключить лепку из пластилина. Постарайтесь в самом начале не испугать ребёнка сложностью заданий. Лепите колбаски и шарики, просто называя цвета, ровно столько, сколько это будет интересно ребёнку. Даже простое отщипывание мелких кусочков пластилина от большого бруска-это уже укрепление пальчиков. Наступает момент, когда можно предложить ребёнку совершить свой первый маршрут карандашом по специальным тренировочным дорожкам. (фото6). Вначале я тоже предлагаю сделать их контур объёмным, используя глиттер. После обычных дорожек переходим к крупным буквам, внутри которых есть пунктир. (фото7). Постепенно уменьшая размер таких букв, в конце концов, отказываемся от контура вообще и оставляем только пунктир. Теперь это уже обыкновенные прописи для дошкольников с печатными буквами. Отработать написание букв, как печатных, так и прописных, помогут сенсорные дорожки (фото8).

Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку (фото9) Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка, писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом-шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым--влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.

Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение-следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра.

Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду. Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные ические упражнения для языка--артикуляционная гимнастика.

Для развития конструктивного праксиса ребёнка,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом-соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы, то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом, мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.

Нужно отметить, что нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия.

И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание-это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21век на дворе!

Все мы родом из детства, все мы ходили в школу. И каждый из нас кто с трепетом, кто с гордостью, кто с ужасом вспоминает эти годы. Много всего было в этот период и хорошего, и интересного, и веселого, и не очень. Но неотъемлемой частью школьной программы является выполнение домашнего задания, и у всех нас есть свой опыт в данной области. Но сейчас этого опыта набираются наши дети и никак не хотят делать эти ненавистные уроки. Даже если вам известна цена на курсовую работу, вы всегда сможете помочь своему ребенку справиться с домашним заданием.

Одной из причин, по которой школьники не хотят выполнять домашнее задание, является лень. Да, обыкновенная лень. Вот тут-то каждый изощряется как может! От банального «ничего не задали», «заболел учитель», «завтра только пение, чтение и физкультура» до шедевров вранья, когда даже сам ребенок начинает верить тому, что говорит. На самом деле, в каждом человеке заложена природная лень, только одни с ней борются, другие - плывут по течению, не особо напрягаясь. Ведь лень, по большому счету, не так уж и плохо, даже существует мнение, что все блага современной цивилизации достигнуты благодаря этому качеству человеческой натуры. А вот ложь - это уже серьезная проблема. И с ней бороться как раз не только можно, но и нужно.

Еще одной причиной нежелания выполнять домашнее задание, может быть то, что ребенок не понял темы урока, не усвоил всего, что необходимо для его выполнения. В этом случае, надо объяснить, что домашнее задание - это самоподготовка, проверка своих знаний. Если школьник все понял на уроке, то он без труда все выполнит, если же нет, то стоит подойти к учителю и попросить, чтобы повторил еще раз. Ведь в этом нет ничего стыдного и зазорного. Как вариант, можно самим родителям вместе с детьми позаниматься, попытаться разобраться в сложной задаче или непонятной теме.

Как следствие названых выше причин, многие школьники списывают домашнее задание. Вот тут, с высоты жизненного опыта, можно и объяснить, что во-первых это неудобно, так как надо кого-то просить, а потом быть обязанным, во-вторых, можно просто не успеть, переменка ведь короткая, в-третьих, учитель может увидеть и наказать. Гораздо проще и безопаснее самому дома сделать уроки.

Очень важно не заставлять ребенка, не обижать, не говорить, что он лентяй, что ничего не знает и не умеет. Надо просто объяснить, что у каждого из нас есть свои обязанности, и хочешь ты или нет, а выполнять их надо. А для школьника одной из самых главных обязанностей является учеба и выполнение домашнего задания.