Дрессировка — это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика. Дрессировка и воспитание собак

Множество, если не большинство поступков собак представляют собой результат безусловных и условных рефлексов, которые мы сейчас обсудим. Лучше нам говорить о собаке именно с этой точки зрения, чем рассуждать о ее разуме. Вопрос о мышлении двойственный. Возможно, кому-то хочется убедить нас, что раз кто-то провозгласил или написал, будто собака обладает сверхъестественным разумом, стало быть, так оно и есть. Нельзя отрицать существование привидений, но это никому не дает права их выдумывать. Мы не должны говорить о способности собак к рассудочной деятельности в отрыве от мозга. Собака, безусловно, представляет собой личность. Особенности характера можно разглядеть и понять, они отличают собак друг от друга. Их внешний вид, поведение - вот что составляет личность. Поэтому мы любим собаку, поэтому она живет в нашей памяти. Но вне нашего сознания и памяти личность перестает существовать после смерти собаки.

Рефлекс есть реакция собаки на стимул, ни в коей мере не зависящая от обучения. Приведем пример для иллюстрации: если почесать почти любую собаку по спине или по боку, она припадет к земле и почешет плечо задней лапой. У некоторых пород этот рефлекс выражен сильнее, чем у других. Может быть, ярче всего он проявляется у шотландских терьеров.

Посветите собаке в глаза, и зрачки сузятся - это другой рефлекс. Собака - настоящий сгусток рефлексов. Медицинский словарь, определяя рефлекс как «бессознательную, неизменную адаптивную реакцию на стимул», перечисляет и описывает 250 рефлексов. Многие носят имена исследователей, обнаруживших их существование у людей. Собаки обладают большинством таких рефлексов и другими, которые у нас отсутствуют. У некоторых собак имеются рефлексы, несвойственные другим собакам. В том числе «рефлекс улыбки», который я описал много лет назад. Вы когда-нибудь видели «улыбающуюся» собаку? Всякий раз, ощутив удовольствие, она растягивает губы и вроде бы улыбается. Другой рефлекс - резкого оголения полового члена - наблюдается, насколько я могу судить, лишь у близких собаке видов. У основания полового члена находится чувствительная область - луковицы, - при нажатии на которую половой член кобеля тут же оголяется. Если сдавить луковицы двумя пальцами, почти каждый кобель продемонстрирует этот рефлекс. Другая впервые описанная мной рефлекторная область находится в вульве (петле). Давление на эту область головки или ягодиц щенка во время родов заставляет суку тужиться, чтобы помочь малышу появиться на свет. Я часто использовал этот рефлекс, помогая сукам щениться, не способным или не желавшим тужиться. Если вставить палец в петлю, согнуть его и потянуть назад, они почти всегда начинают активно тужиться.

Возможно, этот рефлекс, вызывающий перистальтику, или волноподобные движения матки, помогает оплодотворению. Луковицы полового члена кобеля очень сильно надавливают на эту область, вызывая перистальтику, которая направляет сперматозоиды к яичникам.

Естественные реакции собак на все стимулы - рефлексы - не надо путать с инстинктами, которые мы рассмотрим в главе 8. Теперь же попробуем разобраться, что такое условный рефлекс.

Большей частью известного нам сегодня о реакциях наших собак мы обязаны ныне покойному великому русскому ученому Ивану Павлову. В наше время все должны знать, что такое условный рефлекс. Собственно, сам профессор Павлов не сразу осознал колоссальную важность своих открытий и не стал продолжать исследование обнаруженных им явлений.

Слава Павлова росла, пока он не стал одним из влиятельнейших в России ученых, единственным, кто мог выражать свое мнение по поводу новых порядков. Но несмотря на всю содержавшуюся в его работах критику, их ценили так высоко, что правительство пошло даже на предоставление ему не имеющей себе равных в мире лаборатории для изучения психологии. Приступая к исследованиям, Павлов не интересовался изучением механизмов мозга, занимаясь главным образом процессами пищеварения, причем отметил многие особенности, связанные со слюнотечением у собак, которое в первую очередь было связано с типом попавшей в рот пищи. Слюна выделяется в разных количествах и разной консистенции. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании - водянистая. При сухой пище выделяется много слюны, при жидкой совсем мало.

Для этого не требуется никакой умственной деятельности. Это простые рефлексы, которые возникают в ответ на сигналы, поступающие из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту. Когда мы с вами жуем крекер, нам не приходится думать: «Пускай слюнные железы поторопятся и выделят побольше слюны». Они работают и без этого. Но - и это крайне важно - они работают и тогда, когда мы просто думаем. Мы с вами можем, сидя в кресле, мысленно вообразить аппетитное пирожное, и рот тут же наполнится слюной. Еще до того, как мы пробуем пищу на зуб, рот начинает увлажняться. Я хорошо помню трепку, заданную мне в детстве немцем, игравшим в уличном оркестре в Бруклине, который давал концерты под фонарями, зарабатывая на жизнь. Мы, мальчишки, приносили посыпанные сахаром лимоны, останавливались рядом с оркестрантами и принимались жевать. У музыкантов при виде этого рты наполнялись слюной, та попадала в инструменты, которые издавали забавные звуки. Тогда они пускались за нами в погоню.

Точно так же, стоит лишь предложить собаке мясо, как рот у нее наполнится вязкой слюной. Ей даже не надо его есть, слюна все равно выделяется. Но если предложить что-нибудь обладающее неприятным вкусом, о чем собаке известно по опыту, рот наполнится жидкой слюной, что свидетельствует об отвращении. Она помнит прежние ощущения, и память подсказывает реакцию. Я какое-то время отучал собак лаять, засовывая в пасть при каждом взлаивании чайную ложечку горькой соли. Они усвоили, что лаем выпрашивают не лакомство, а горькое лекарство. Вскоре, завидев, как я подхожу с ложечкой, собаки начинали пускать слюни. Я понял, что хоть этот изобретенный мною способ отучения от лая не самый лучший, так как не вызывает достаточно неприятных ощущений, со временем он все же дает результат.

Павлов привлек внимание всего мира к условным и безусловным рефлексам, пусть даже не он дал им это название. Он не был психологом, но заложил основы наших познаний в области психологии, подобно Пастеру, который, будучи не бактериологом, а химиком, заложил основы наших познаний в области бактериологии. Павлов начал исследования, используя метроном и пищу. Он установил в комнате, где собак ничто не могло отвлечь, метроном, который можно было пускать в ход снаружи, так же как выдвигать из стены миску с едой. Наблюдатель следил за происходящим в отверстие. Собака не была знакома с метрономом, но когда прибор начинал тикать, обращала на него внимание. Затем появлялась миска с едой, и собака ела, первое время не связывая эти два события. Она постепенно усваивала, что как только метроном начнет тикать, тут же появляется миска с едой. После этого, даже если миска появлялась не сразу, у собаки все равно начинала выделяться слюна. Естественный безусловный рефлекс - выделение слюны, когда перед собакой стоит миска с едой или когда еда оказывается у нее в пасти, - превратился теперь в условный. Короче говоря, тиканье метронома вызывало слюнотечение с таким же успехом, как поставленная перед собакой еда.

Павлов сделал собаке небольшую операцию, выведя проток слюнной железы под щекою наружу, получив возможность наблюдать, как стекает слюна и собирается в пробирку. Затем он пошел дальше - оперативным путем ушил часть желудка, вывел из образовавшегося слепого желудочка трубку, позволяющую проводить наблюдения, и обнаружил, что при стуке метронома выделяется также желудочный сок.

Вскоре после того, как Павлов начал свои исследования, американец Джон Б. Уотсон очень многое выяснил о человеческом поведении. Уотсон слегка обжег ребенку пальцы. Держа перед глазами малышки зажженную свечу, он установил, что она реагирует на свет точно так же, как мошки, летящие к смертоносному для них пламени. Потянувшись к огню, девочка ощутила жар. Это не остановило ее от стремления коснуться свечи. Она потянулась еще ближе и вместо того, чтобы сунуть пальцы в огонь, согнула их прямо около свечи и не обожглась. Почувствовав жар, она совершила рефлекторное действие. Уотсон обосновал и ввел понятие «условный рефлекс», которым мы и по сей день пользуемся в разговорной речи.

Приобретенный в течение жизни рефлекс - условный, в отличие от безусловного, которому нет необходимости обучаться. Условные рефлексы оказывают на собак менее сильное воздействие, чем безусловные, а иногда условные рефлексы становятся безусловными. Хозяева биглей, например, нередко замечают, что определенная собака, которую научили никогда не брать след других животных, кроме кроликов, становясь старше, как бы «перерастает» курс обучения и преследует лис и оленей, к великому неудовольствию владельца.

Мы можем вырабатывать у собак условные рефлексы, одни с большой легкостью, другие с большим трудом. Их можно устанавливать как с помощью наказания, так и с помощью поощрения, но мы увидим, что эффективней всего применять оба способа одновременно.

Закончим на этом разговор о фундаментальных трудах Павлова и Уотсона. Если бы я читал курс по дрессировке собак, то сперва выделил бы занятие для демонстрации слушателям действия условных рефлексов на них самих. Для этого хорошо использовать безусловный рефлекс расширения зрачков в темноте и сужения на свету.

Каждый должен посмотреть на свет. Когда свет гаснет, звучит гудок. Зрачки глаз расширяются. Потом всем присутствующим предоставляется кнопка выключателя, они должны нажать на нее, после чего загорается свет и раздается гудок. Потом добавляем другой стимул. Я произношу слово «меньше», затем позволяю ученикам зажечь свет и услышать гудок. Все это повторяется, и повторяется раз, скажем, тридцать-сорок. К этому времени я могу сказать слово «меньше», и без нажатия кнопки, без вспышки света, без звука гудка зрачки у людей расширятся. Теперь я имею над ними власть, которая сохранится на протяжении нескольких недель: скажу «меньше» - и у них расширятся зрачки! Никто никогда прежде не имел над ними такой власти. Таков основной принцип формирования условного рефлекса, равно как и многих видов внушения. Единственный способ, позволивший бы моим ученикам избавиться от этого, - долговременный перерыв, в течение которого рефлекс угасает. Это также основной принцип дрессировки собак. А заодно и гипноза. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Безусловный рефлекс есть постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой; условный рефлекс - временная. Когда собака голодна, она добывает пищу. Любой связанный с этим поступок будет обусловленным, нацеленным только на то, чтобы ощутить в пасти еду. Психологи называют все подобные действия ассоциативными, а физиологи - условными рефлексами, но это одно и то же.

Безусловные рефлексы одни психологи называют врожденными, другие - общими, третьи - адаптивными, четвертые - стереотипными. Для условных рефлексов существует несколько терминов - индивидуальные, приобретенные и усвоенные в результате обучения.

Жизнь собак состоит из множества условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные рефлексы. Врожденных, адаптивных рефлексов великое множество, а число условных рефлексов просто неизмеримо, поскольку врожденные рефлексы часто обусловливаются, причем каждый несколькими способами.

Врожденные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные - с высшими. При удалении полушарий головного мозга простые врожденные рефлексы сохраняются, а связанные с ними условные - исчезают.

Важное значение для формирования условных рефлексов имеет степень интенсивности стимулов.

Самое трудное - сформировать у любой собаки первый условный рефлекс. Чем больше они учатся, тем легче идет дело. Они охотнее сосредоточивают внимание, и начинает казаться, будто чувствуют, чего от них ждут, и пребывают в готовности.

Новая реакция модифицируется настолько, что ее вызывает уже новое условие. И этот новый стимул называют условным раздражителем. Это очень важно понять.

Впервые реагируя на свисток, собака настораживается, что проявляется в ее позе. Это простой рефлекс и простой стимул. Затем, если при звуке свистка собаку каждый раз кормят, свисток становится условным раздражителем; затем, если собака выделяет слюну до того, как получит еду, у нее проявляется условный рефлекс. Вы должны это усвоить как основу для дальнейших рассуждений.

Поймите, что любой ощутимый для собаки стимул можно преобразить в условный; его не обязательно слышать, это может быть вкусовой, тактильный, зрительный раздражитель, запах, чувство равновесия или просто нечто, повторяющееся регулярно через определенные периоды времени.

Другой принцип: рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется в том случае, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного, предпочтительно меньше, чем на секунду. Даже двух секунд чересчур много.

Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установленного условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. Скажем, собака привыкла реагировать на свисток, выделяя слюну. В поощрение она получает еду. Теперь мы хотим заменить свисток словесной командой «Ешь». И снова повторяем весь процесс формирования условного рефлекса.

В ходе этого процесса мы время от времени будем давать свисток, но не станем предлагать пищу, так что реакция на свисток начнет угасать. Но если желательно, чтобы собака реагировала и на первичный, и на вторичный стимулы, следует изредка давать свисток после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, и вслед за этим предлагать лакомство, поощрение. Таким образом мы получим собаку, которая будет одинаково реагировать на оба стимула.

Можно приучить собаку и к третьему условному стимулу, однако к четвертому уже нельзя. Отсюда понятно, почему так важно, чтобы все, кто имеет дело с собакой, использовали, добиваясь необходимой реакции, один и тот же словесный стимул или не больше двух слов. Обучая своих собственных собак прекращать лай, я могу сказать «Тихо» или «Спокойно», и они реагируют одинаково хорошо.

Сила условных рефлексов неуклонно ослабевает и совсем угасает при исчезновении вызывающих их стимулов. Голод - внутренняя потребность - стимулирует так называемое «пищевое поведение». Когда собаку хорошо кормят, она не чувствует голода и не проявляет признаков подобного поведения. Защитные реакции угасают обычно сами собой. Собаки, которые чешутся, представляют собой яркий тому пример. Зуд исчезает, и они прекращают чесаться, не испытывая больше в этом потребности.

Но все это случаи кратковременного угасания. А как насчет долговременного? Угасание представляет собой негативное обучение. Вот что важно запомнить: в один день приобретенная реакция может совершенно не проявляться, а в следующий способна вспыхнуть в полную силу. Старые психологи внушали нам, что, раз получив негативный опыт, никогда нельзя допускать исключений; если вы не готовы пройти через негативное обучение до конца, не стоит и начинать.

Интересно узнать, что при выполнении собаками легкой работы рефлексы на самом деле усиливаются и обостряются. Если они, например, возят груженую тележку и вес груза постепенно увеличивается, рефлекс усилится до предела. Однако по достижении этого предела у всех собак с недавно сформировавшимися условными рефлексами они ослабевают до нуля. У собак со старыми условными рефлексами они угасают примерно до 60 процентов .

В процессе увеличения рабочей нагрузки рефлексы угасают в том же порядке: сначала рефлексы на механическое раздражение, скажем, на укол булавки, потом на слуховые, потом на зрительные раздражители. После отдыха рефлексы возвращаются или восстанавливаются в обратном порядке. Усталость (утомление) возникает за счет образования химических веществ в мышцах, что отражается на коре головного мозга и других областях полушарий мозга.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу . Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главнейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой - любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса согласно классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 - чувствительный нерв языка, 2 - слюнная железа, 3 - черепная коробка, 4 - пищевой корковый центр, 5 - слуховой чувствительный нерв, 6 - слуховой нервный центр; 7 - соединительный нервный путь, 8 - пищевой безусловный центр, 9 - продолговатый мозг, 10 - двигательный (секреторный) нерв.


Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него - в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя . Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Первый метод - механическая дрессировка . Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка . В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т. е. является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых , на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых , образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного метода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то избегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды - сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке навыка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты - зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоянии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

Большинство поступков собаки представляет собой результат действия условных и безусловных рефлексов. Рефлекс - естественная реакция на стимул, не зависящая от обучения собаки. Слово «рефлекс» произошло от латинского глагола, который в переводе означает отражать, поворачивать назад». При помощи рефлексов осуществляется взаимодействие живого организма со средой, но он всегда обусловлен действием совершенно определенных причин.

Путь, по которому проводятся импульсы возбуждения при рефлексе, называется рефлекторной дугой (рис. 1). Она состоит из следующих компонентов: рецептор, чувствительный нейрон, участок центральной нервной системы, двигательный нейрон и орган, реагирующий на раздражение, а также нейрон обратной афферентации, который информирует об исполнении команды.

Рис.1. Дуга условного рефлекса.

Рефлексы собаки следует отличать от инстинктов

Рефлексы следует отличать от инстинктов, о которых будет сказано позже. Собака - обладает большим количеством рефлексов: всеми теми, которые свойственны людям, а также многими другими. Условными называются, приобретенные в течение жизни, безусловными - врожденные рефлексы, которым нет необходимости обучаться. Условные рефлексы имеют меньшее значение в поведении собаки, чем безусловные Безусловный рефлекс - это постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой, условный - временная.

Если собака голодна, она будет добывать пищу. Цель любого ее поступка в этом состоянии - ощутить в пасти еду. С точки зрения психологии, все действия такого рода называются ассоциативными, с точки зрения физиологии - это условные рефлексы. Большей частью того, что известно сейчас о реакциях собак современная наука обязана великому русскому ученому И. П. Павлову.

Открытие великим ученым условного рефлекса привело к созданию целой науки - физиологии высшей нервной (психической) деятельности. В своих исследованиях И.П. Павлов интересовался в первую очередь не механизмами мозга, а процессами пищеварения.

Он отметил многие особенности, связанные со слюнотечением у собак, связанным, в первую очередь с типом попавшей в рот пищи. Слюна выделяется в разных количествах и разной консистенции. Если пища сухая, выделяется много слюны, если жидкая - совсем мало. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании - водянистая.

Для этих простых рефлексов не требуется никакой умственной деятельности: они возникают в ответ на сигналы, которые поступают из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту. Благодаря памяти о прежних ощущениях, рот собаки будет наполняться вязкой слюной, если ей просто предложить мясо, и жидкой, если предложить что-то несъедобное (выделение жидкой слюны свидетельствует об отвращении). Павлов начал свои исследования, используя пищу и метроном.

В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил метроном. Пускать его в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с метрономом, обращала на него внимание, когда прибор начинал тикать. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой.

Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что тиканье метронома начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой. Затем Павлов сделал собаке небольшую операцию - он провел проток слюнной железы под щекою наружу. Таким образом, ученый получил возможность наблюдать, как слюна стекает и собирается в пробирку. Потом он пошел еще дальше - ушил часть желудка, из образовавшегося слепого желудочка вывел трубку, с помощью которой он мог проводить наблюдения.

Так Павлов обнаружил, что при стуке метронома выделяется не только слюна, но и желудочный сок. Труды Павлова были дополнены исследованиями американского ученого Д.Б. Уотсона, который ввел понятия условного и безусловного рефлекса.

В жизни собаки

В жизни собаки присутствует множество условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные. Безусловные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные - с высшими. Если животному удалить полушария, простые врожденные рефлексы останутся, а связанные с ними условные - исчезнут. Условные рефлексы представляют собой ответные реакции организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Это тот путь, при помощи которого человек может управлять поведением собаки.

Выработка у собаки определенных условных рефлексов и составляет психофизиологическую сущность дрессировки. Если изменяются условия, вызвавшие условные рефлексы, они угасают, так как представляют собой временные реакции. Они осуществляются высшими отделами головного мозга. Кора головного мозга может оказывать как активизирующее, так и тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, и таким образом, либо усиливать, либо тормозить ответные действия.

Для формирования условных рефлексов, то есть дрессировки, большое значение имеет интенсивность сти­мула, а также общее состояние собаки. Если здоровье животного находится в плохом состоянии, внутренние раздражители будут отвлекать его внимание от дрессировщика.

Если кожа собаки раздражена, и она постоянно чешет и кусает беспокоящие ее места, то дрессировка практически невозможна. Самой трудной задачей является формирование у собаки первого условного рефлекса. По мере обучения процесс дрессировки становится все более и более простым. Любой ощутимый для собаки стимул (зрительный, вкусовой, тактильный, обонятельный и т.д.) можно преобразовать в условный раздражитель. Условный рефлекс может быть сформирован, например, следующим образом.

Собака впервые слышит звук свистка, она всей своей позой выражает настороженность. Если при звуке свистка собаку всякий раз кормить, свисток превращается в условный раздражитель. Когда собака начинает выделять слюну до того, как получит еду, можно сказать, что у нее сформировался условный рефлекс. Существует также другой принцип формирования условного рефлекса, который состоит в том, что рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется тогда, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного.

Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установившегося условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. На практике это может выглядеть, например, так: собака привыкает реагировать на свисток, выделением слюны, получая за это еду. Теперь можно заменять свисток словесной командой типа «Ешь!», повторяя снова весь процесс формирования рефлекса. Чтобы реакция на свисток угасла, по ходу формирования нового рефлекса нужно периодически свистеть в свисток, но не давать собаке пищи.

Чтобы сохранить реакцию и на первичный, и на вторичный стимул, нужно изредка давать свисток после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, а после этого предлагать поощрение в виде лакомства. Собаку можно приучить и к третьему условному стимулу, но к четвертому уже нельзя. Поэтому важно, имея дело с собакой, добиваться от нее какой-то определенной реакции, используя один и тот же словесный стимул или не более двух слов для одной реакции.

Рассмотрим еще один пример

Рассмотрим еще один пример - выработку у собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!» (рис. 2). Дрессировщик говорит команду, которая в данном случае является условным раздражителем, и сразу же нажимает рукой в области поясницы (безусловный раздражитель).

Команда воспринимается слуховым рецептором, и нервный импульс доходит до слухового центра коры головного мозга.

Рис 2. Схема образования рефлекса на команду «Сидеть!»

Таким образом, возникает первый очаг возбуждения. Под влиянием давления в области поясницы возникает второй очаг возбуждения, и собака садится. При многократных повторениях этого упражнения в коре образуется связь между слуховым и двигательным центрами, после чего команда будет вызывать необходимую реакцию со стороны собаки.

Механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связи между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Сила условных рефлексов находится в прямой зависимости от вызывающих их стимулов. Интересно то, что рефлексы обостряются при выполнении собаками легкой работы. Если собака возит груженую тележку и вес груза постепенно увеличивать, то рефлекс усилится до предела.

Но по достижении этого предела возможен противоположный исход - рефлекс может начать угасать. Рефлексы также могут угасать под влиянием усталости, так как в перегруженных мышцах образуются химические вещества, оказывающие влияние на головной мозг, особенно на его кору. Но после отдыха они возвращаются.

В процессе жизни собаки

В процессе жизни собаки осуществляется постоянная смена приобретенных рефлексов. Одни из них закрепляются, другие исчезают, благодаря процессу торможения. И.П. Павлов установил существование двух видов торможения - безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение является врожденным свойством нервной системы. Оно появляется при действии посторонних сильных раздражителей и тормозит проявление условных рефлексов.

Поэтому выработка первоначальных навыков у собаки должна осуществляться в спокойной, привычной для собаки обстановке. Если длительное нервное перевозбуждение превышает предел работоспособности нервных клеток, развивается торможение еще одного вида - охранительное, или запредельное. Поэтому, при дрессировке нужно или иной инстинкт, когда все условия, гормональные, физиологические и возрастные на лицо, интенсивность запускающего его в ход раздражителя, начинает падать.

В этом случае говорят о падении величины порога раздражителя, необходимой для пробуждения инстинкта. В результате этого даже очень слабые раздражители могут запустить инстинкт в ход. Исследователи говорят, что в конечном счете, инстинкты начинают проявляться вообще без воздействия каких бы то ни было раздражителей или под влиянием таких раздражителей, которые в обычных условиях не способны запустить данную инстинктивную реакцию.

Раздражителями инстинктов, регулирующих отношения между отдельными особями, могут быть голоса, движения, позы, запахи и т.п. Со многими инстинктами у животных ассоциируется чувство приятного удовлетворения. Как и человек, животное с удовольствием принимает пищу, любит себе подобных, строит жилище и т.п. Поэтому неудивительно, что животное испытывает потребность проявлять доставляющие удовольствие инстинкты.

Пример тому - интерес собаки ко всему, что связано с охотой и добыванием пищи. Инстинктивные действия начинают проявляться сильнее по мере роста и созревания животного. На степень проявления инстинкта влияет гормональное, физиологическое состояние и упитанность особи. Некоторые из них подвергаются изменению посредством обучения. Владельцы собак далеко не всегда правильно воспринимают инстинктивное поведение своих питомцев, объясняя его рассудительностью и умом своей собаки, что является в корне ошибочным. Многие инстинкты наиболее целенаправленно проявляются в самых обычных условиях.

Опытному собаководу нетрудно понять, что-то или иное действие животного было вызвано именно инстинктом, а не разумным поведением, хотя внешне может создаваться полное впечатление, что животное владеет и управляет своими действиями. Поведение, обусловленное специфическими раздражителями, доводится до конца и может повторяться, если раздражитель проявляется столь же сильно. Но если инстинктивная деятельность в течение долгого времени не приводит к желаемой цели, действие раздражителя ослабевает.

Иногда раздражители двух или более инстинктов проявляются одновременно в одинаково сильной форме. В этом случае можно наблюдать, что животное проявляет инстинктивное действие, для которого данные раздражители не являются пусковыми. Действия такого рода называют смещенной реакцией (своего рода сублимация). Можно привести следующие примеры смещенных реакций.

Приветствуя своих хозяев

Приветствуя своих хозяев, собака может обнажать зубы, демонстрируя некое подобие улыбки. Такое объяснение на самом деле неверно. Дело в том, что гримасничанье - это существенный элемент агрессивного поведения собаки. Если бы собака могла вести себя так, как ей хочется, она бы набросилась вам на шею и принялась лизать лицо и шею.

И это было бы для нее самым естественным способом поприветствовать любимого хозяина. Но такое поведение животного оттормаживается полученными в ходе воспитания навыками, и эта противоречивая ситуация (радость встречи + невозможность ее выразить адекватно своим инстинктам) порождает гримасу, которая в данном случае является надежным признаком того» что собака ему рада.

На восприимчивость собаки к различным раздражителям в значительной степени влияет ее настроение. Чаще всего собака наиболее чувствительна к тем раздражителям, которые в большей степени соответствуют ее настроению. Раздражители же, не отвечающие настроению собаки в данный момент, могут ею просто не восприниматься.

Например, когда сука находится во власти полового или материнского инстинкта в период выхаживания щенков, она до крайней степени чувствительна ко всему, что так или иначе, связано с проявлением этих инстинктов. В то же время она крайне слабо реагирует на то, что касается охоты или даже приема пищи. Недостаточно сильный раздражитель может привести к неполной инстинктивной деятельности: животное совершит первые инстинктивные движения или даже их начальную часть.

Такая же картина может наблюдаться в том случае, если раздражитель достаточно сильный, но животное еще недостаточно созрело для той или иной инстинктивной деятельности. Вообще довольно много инстинктов собаки и ее действий может проявляться только в виде начального движения. Этих начальных движений бывает достаточно, чтобы сородичи собаки правильно поняли передаваемую ей информацию. Большинство из них известны животному с самого рождения, остальные оно познает на практике, из отношений со своими сородичами.

Инстинкт заключается в унаследованной группе рефлексов, действующих на животное в целом, а не просто вызывающих, например, реакцию небольшой группы мышц. Благодаря племенной работе, человек может изменять врожденные формы поведения собаки, но на уровне обучения и дрессировки это не возможно. При помощи обучения можно лишь совершенствовать те или иные врожденные формы поведения собаки, но для этого они должны быть положены в основу обучения как отправная точка, которую ни в коем случае нельзя игнорировать.

Дрессировка и натаска

Условные и безусловные рефлексы у собак

Часто в литературе при описании работ, выполняемых собаками в процессе воспитания, вольно или невольно применяется терминология «понял», «проследил», «усвоил», «осознал» и т. д. Она зачастую используется и нами в изложении разделов, касающихся дрессировки и натаски собак. Однако это делается вопреки известному положению, что применение охотничьих собак основано на знании как их природных, так и вновь созданных и закрепленных навыков и рефлексов. В основе работы с животными лежат современная наука об этологии собак, учение об условных и безусловных рефлексах. Правильно воспитать собаку - значит развить у нее необходимые, полезные для человека инстинкты и подавить нежелательные (мешающие ее использованию), а затем правильно обучить ее, иначе говоря, создать необходимые рефлексы и навыки, дающие возможность сохранить ее жизнь и продуктивно использовать на охоте - в этом и заключается дрессировка спаниеля.

Поведение животного - это совокупность его действий. Под воздействием внешних факторов у животного вырабатываются соответствующие реакции (рефлексы), которые бывают простыми и сложными. Простой рефлекс - это реакция на внешний раздражитель какой-либо определенной системы или органа, а сложный рефлекс - реакция на внешний раздражитель в целом организме или в ряде органов. Кроме того, рефлексы подразделяются на безусловные и условные. Безусловные - это прирожденные рефлексы, которые проявляются у всех животных. Примером безусловного рефлекса может служить рефлекс сосания у щенка, половой рефлекс у взрослых собак и целый ряд других. Условные же рефлексы приобретаются животными в процессе жизни. Они вырабатываются при дрессировке на выполнение собакой определенных команд. Из проявляемых собакой сложных реакций (инстинктов) основными являются ориентировочный, пищевой, оборонительный и половой. Для спаниелей очень важен ориентировочный инстинкт, который позволяет собаке в поле и в лесу быстро и точно реагировать на запахи и шумы и различать их. Охотник должен хорошо знать и прочие инстинкты собак и умело их использовать в практической работе с животными.

Сложные действия спаниелей на природе, представляющие собой сочетание безусловных рефлексов и приобретенных в процессе жизни и дрессировки, принято называть навыком. Примером навыка может служить подача птицы на охоте. Например, охотник сидит на утренней зорьке, затаился со своей взрослой собакой в лодке. Вдруг собака настораживается. Она слышит приближающийся свист утиных крыльев. Выстрел охотника - и утка падает в воду. Собака, следившая за всеми движениями хозяина, без команды прыгает в воду, берет утку и плывет обратно. Надо взять у нее добычу, помочь влезть в лодку и дать ей возможность отряхнуться, огладить, повторяя: «хорошо, хорошо». Если холодно, то необходимо накрыть спаниеля чем-нибудь теплым.

Как необъяснимы, а, порой, и непонятны бывают действия, проявленные на наших глазах впервые молодой собакой. И именно о таких помощниках, отбросив «научную» терминологию, говорят: «собака с понятием», «умная собака» и т. д. Проиллюстрировать это можно таким примером. На весенней охоте в районе поселка М. Слудицы Гатчинского района Ленинградской области с молодой собакой под кличкой Тэсси был отстрелян кряковый селезень, который упал в воду в 30-40 м от берега. В рюкзаке у охотника была легкая капроновая надувная лодка. Собака хорошо подавала крыло или тушку вальдшнепа с подброса, по ей никогда не приходилось подавать отстрелянных уток вообще. Посылать в ледяную воду молодую необстрелянную собаку за птицей, ей незнакомой, значило рисковать тем, что она откажется выполнять известную команду. Это было чревато потерей всего того, что достигнуто предшествующей дрессировкой. Решили достать утку с лодки и стали ее накачивать, но, вдруг, заметили, как собака сама, без команды вошла в холодную воду и поплыла, причем с большим трудом, так как пришлось перебраться через топляк, взяла утку и вынесла ее на берег.

А разве неизвестна бывалым охотникам способность некоторых собак анонсировать (докладывать) о причуянной дичи, что свидетельствует о высшей форме проявления навыка.

В целом можно сказать, что охота с хорошо поставленным спаниелем непохожа на охоту с собаками других пород, в ней есть свои прелести и преимущества.

Безусловные рефлексы - это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере развития нервно-мышечной и эндокринной систем животного (рефлексы движения, половые). Щенок, например, рождается способным находить сосок вымени, выделять слюну при попадании в рот пищи и т. д.

Животное для проявления безусловных рефлексов не надо обучать, оно рождается с готовыми рефлекторными механизмами, которые стойко передаются по наследству.

У собак принято выделять четыре основных безусловных рефлекса: пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

Следовательно, врожденные рефлексы направлены на обеспечение основных жизненных потребностей организма животного, на сохранение индивидуума и вида. Например, чувство голода вызывает у собаки влечение к пище; в предчувствии опасности животное проявляет повышенную настороженность и т. д. Оборонительный рефлекс, связанный с самозащитой, проявляется в активной (наступательной) или пассивной (отступательной) форме.

Безусловный рефлекс осуществляется простой так называемой рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга - это путь, по которому возбуждение приходит от воспринимающих нервных клеток (рецепторов) по чувствительному нерву к центральной нервной системе и направляется от нее по двигательному нерву к рабочему органу, который ответит на раздражение. Такова схема рефлекторной дуги, выражающая простую ответную реакцию на раздражения.

Пищевой рефлекс - это влечение к пище. Он возникает в результате очень сложных реакций внутри организма. Недостаток в питательных веществах вызывает изменение в химическом составе крови, через которую питается нервная система, железы, участвующие в пищеварении. Возникает огромная цепь реакций, которая проявляется в факте схватывания пищи. Эта реакция проявляется по-разному в зависимости от степени голода и особенностей отдельного животного. У жадной собаки пищевая реакция выражена сильно, все процессы протекают с большой быстротой и активностью, у другой же эти проявления проходят менее ярко.

Оборонительный рефлекс - это готовность животного к обороне, активной или пассивной. Это реакция, мобилизующая силы организма и всех его систем: мускулов, сердечно-сосудистой системы и т. п. к сопротивлению. Собака, вступающая в активную оборону, должна победить врага или выйти из схватки, сохранив жизнь. Трусливые собаки используют чаще всего пассивную оборону, стремясь уйти от опасности.

Ориентировочный рефлекс проявляется так же, как акт сохранения жизни от опасных явлений окружающей среды: видеть, слушать, ощущать - очень важные средства защиты. Собака не полезет в огонь, видя и ощущая его, она не станет находиться и не войдет в удушливую атмосферу, если чувствует посторонний запах.

Половой рефлекс проявляется с большой активностью. Половое влечение может активизировать оборонительный рефлекс, подавлять ориентировочный и т. п. Известно, что в борьбе за самку самцы пренебрегают иногда опасностью, которая в обычное время вызывала бы оборонительный или ориентировочный рефлекс. Влечение к самке проявляется в том, что самец отказывается подчиняться человеку; в присутствии суки в охоте не следует заставлять кобеля выполнять какое-либо упражнение.

В коре больших полушарий создается так называемая половая доминанта - господствующий очаг возбуждения. Особенность доминанты состоит в том, что она тормозит осуществление рефлексов других центров и усиливает свое возбуждение за счет других, даже посторонних импульсов, идущих в центральную нервную систему.

Мы назвали четыре безусловных рефлекса потому, что дрессировщик собак встречается с ними на практике чаще всего. Понимание этих рефлексов определяет подход к животным и возможности их обучения.

В жизни организма эти явления более многочисленны и разнообразны.

Например, собаку укусило насекомое. Болевое раздражение, воспринятое чувствительными клетками - рецепторами, расположенными в коже, передается в центральную нервную систему, от нее идет по двигательному нерву сигнал к мышце, которая по этому сигналу сократится и отпугнет насекомое - это защитная реакция.

Другой пример: переполнение мочевого пузыря вызывает раздражение, и в ответ на него происходит рефлекс мочеиспускания. Словом, какие бы действия животного мы ни наблюдали, они всегда являются ответами на раздражение.

Всякое раздражение влияет на функциональное состояние всей нервной системы: в одних участках раздражение вызывает возбуждение, в других - процесс торможения. Поэтому рефлекс является не изолированным актом, а сложной реакцией всего организма.

Очень важно знать условия, при которых возможны изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Практикам известен случай, когда два помета щенков были разделены на две группы, выращенные в разных условиях. Одну группу щенят выращивали свободно среди разнообразных внешних условий, другую - в однообразной спокойной обстановке. В результате такого опыта оказалось, что собаки, выращенные в однообразной благоприятной внешней среде, проявляли пассивно-оборонительную реакцию (трусость). Этот же факт подтверждается доктором биологических наук Л. В. Крушинским. На основе собранного материала он считает, что собаки, выращенные в питомниках, в условиях группового содержания и ухода, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, выращенные в условиях индивидуального содержания. Но и у собак, выращенных в одинаковых условиях, оборонительные реакции могут проявляться различно. Это может зависеть от врожденных особенностей, полученных по наследству от родителей. В служебном собаководстве не рекомендуется использовать в качестве производителей животных с пассивно-оборонительной реакцией.

Кроме того, у собак могут быть рефлексы, присущие только одной данной породе; например, подружейная собака при обнаружении птицы делает стойку; гончая собака идет по следу зверя с лаем.

Безусловные рефлексы, как база для образования условных, имеет важное значение при дрессировке собак; это фундамент, на котором строится обучение. Но одни безусловные рефлексы не обеспечивают всей сложной связи животного с внешней средой.

Для нормального существования требуются дополнительные реакции. Такие дополнительные реакции И. П. Павлов назвал условными рефлексами.