Кольца на шее женщины. Длинная шейка карен

Женщины с кольцами на шее — Племя Каян Таиланд. Очутившись в приграничной зоне с Мьянмой, приходиться решать – пересечь границу и окунуться в атмосферу десятилетней давности или посетить один из питомников в северной части Таиланда. Но если хочется чего-то и впрямь неординарного и запоминающегося, стоит посетить диковинное племя карен, расположившееся недалеко от тайско-бирманской границы. А необычно это поселение тем, что в нем проживают туземцы с неестественно длинными шеями.

Женщины с кольцами на шее. История

Племя карен сформировалось около двадцати лет назад, когда спасающиеся от агрессии бирманских военных жители Мьянмы пересекли границу. Сами же представители племени называют себя каян. Большинство из жителей поселения – уроженцы Таиланда, однако гражданства этого государства не имеют. В одно время ООН попыталось внести предложение, согласно которому предоставляется помощь в поиске места жительства для длинношеего племени. Однако, правительство Таиланда присвоило тем статус экономических мигрантов, а не беженцев. Именно поэтому ООН не имеет никакого влияния в этом вопросе. Только поговаривают, что подобное положение дел очень выгодно неким бизнесменам, которые с помощью возведения деревни для племени карен и завлечения в них туристов зарабатывают вовсе неплохие деньги.

Женщины с кольцами на шее. Услуга для туристов

В относительной близости от города Маэхонгсон (Mae Hong Son), расположившемся на северо-западе Таиланда, проживают разные племена, в том числе и каян. За экскурсию в это место каждому желающему придется выложить 500 бат. Много туристов ждут незабываемых и ярких впечатлений от поездки на территорию карен, однако, иногда их ожидания не оправдываются.

Женщины с кольцами на шее племени в течение всего дня сидят за прилавком сувенирных лотков, ожидая, чтобы кто-то приобрел одну из памятных вещиц, большинство из которых слишком однообразные настолько, что позже задаешься вопросом: «И зачем я это покупал?» Кто-то мастерит клетчатые полотна за ткацким станком. Находятся и те, кто пытается заработать с помощью пения и игры на гитаре. Попадаются даже диски с записями мировых синглов, не очень умело перепетых местными на их родном языке. Чем-то все это напоминает сумбур в зоопарке.

Но по признаниям самих жителей племени, лучше жить здесь, чем в том месте, где над тобой издеваются, насилуют или даже убивают. Это хоть какое-то убежище. Вот так живут представители их племени в Мьянме. Но непонятно: жестокие гонения над ними совсем недавно то ли прекратились, то ли существуют до сих пор. Почему-то и кажется, что все живущие здесь женщины с кольцами на шее осознают, что они выставляют свою жизнь на всеобщее обозрение. И в их взгляде читается: «Спустя несколько лет никто не сможет заставить меня сделать еще хоть что-то для этих любопытных зевак».

Пытаясь завести разговор с местными на тайском, которым большинство жителей владеет на базовом уровне, наталкиваешься только на недвусмысленные ответы, вялые улыбки и простую вежливость. Мало кто искренне здесь может улыбаться и хохотать. Наверное, приезд туристов – не совсем подходящий для этого момент.

Женщины с кольцами на шее. Мифы и реальность

Не все женщины и девушки племени карен носят кольца на шее. Это зависит, прежде всего, от даты рождения. Среди местных была маленькая девочка с такими кольцами, а присутствующая рядом ее мать – вообще без единого кольца. Оказывается, что кольца шею не удлиняют, а, наоборот, давят на ключицы. В будущем это влечет за собой неприятные и даже прямо-таки опасные последствия: тело укорачивается, начинаются проблемы в работе дыхательной системы, так как легкие постоянно испытывают серьезное давление. Возникают логичные, но несколько неудобные вопросы: «А как почесать шею?» или «Каким образом вы моете шею?»

Иногда можно услышать разговоры о том, что кольца ни в коем случае нельзя снимать. Из-за атрофированных мышц шеи, неспособных удерживать голову, произойдет удушье. Однако это не соответствует действительности. В сувенирных лавках встречаются фотографии женщин со снятыми с шеи кольцами. Только подобное зрелище приводит в состояние непонятного смятения и ступора. Это было бы подобно тому моменту, когда женщин заставляют оголиться на потеху любопытным туристам.

Женщины с кольцами на шее. Мужская гордость

Когда именно появилась традиция украшать шею кольцами – неизвестно. Ясно только то, что мужчины племени каян прямо-таки благоговеют перед женщинами с кольцами и считают подобный атрибут важным показателем женственности и красоты. Конечно, это очень поражает. Но, наверное, это сродни попыткам выделиться, корректируя внешность с помощью хирургических операций.

Фотографии. Фотографии странных, с длинными шеями женщин, украшенных металлическими кольцами и спиралями смотрели на меня со страниц книг и журналов о путешествиях и дальних странах. Они сидели на фоне красочных полосок и сосредоточенно ткали. Головы их, поддерживаемые шеями в латунных кольцах, казалось, висели в пустоте. Со своими невероятно длинными, словно у жирафа, шеями эти женщины казались не более реальными, чем жители какой-нибудь сказочной Нарнии или Средиземья, а может быть, даже меньше. Я, конечно, никогда не думала, что в один прекрасный день столкнусь с ними лицом к лицу.

Связь племен

Государство Мьянма занимает большую территорию в Юго-Восточной Азии и проживает в нем много разных народов и народностей, являющихся источником культурного богатства и огромных политических проблем. Беспокойная народность карен почти 60 лет вела войну с правительством. Только 12 января 2012 года представители правительства Бирмы и Национального союза Карен пожали друг другу руки во время мирных переговоров. Возможно теперь, после внесения изменений в действующую Конституцию, они получат столь желанную автономию и внутри страны воцарится спокойствие.

Численность этой народности составляет около 7% от всего населения Мьянмы, то есть примерно 4 миллиона.

Живут карен в южной и юго-восточной части страны. Это не однородная группа, сообщество пяти близкородственных племен, названия которых происходят от цвета национальной одежды: черные, белые, красные карен… Вот красные карен нас и интересуют. Они, в свою очередь, состоят из нескольких подгрупп Kayan, одна из которых – Kayan Lahwi. Уф, еле добрались до нужной. Это племя имеет кроме этого, еще несколько названий: “падаунг”, “длинная шея Карен”, “женщины жирафы”, “племя длинношеих женщин”, “длинная шея у женщин”, но сами они называют себя Kayan.


Но что есть красота?

Что только не делают женщины во имя красоты! Носят туфли на высоченных каблуках, делают весьма опасные операции по увеличению груди или болезненные пирсинг и татуировки… Но все это меркнет перед идеалом красоты с почти 30-сантиметровой шеей и латунными кольцами на ней, от ключицы до подбородка, весящими килограммов десять… Украшают не только шейки, но и на руки надевают тяжелые браслеты, а на ногах, ниже колен тоже носят металлические спирали.

Племя Kayan Lahwi или племя длинношеих женщин (“Long Neck”) и есть придумщики той самой невероятной и экзотичной красоты, что для меня находилась, где между пигмеями и людоедами. Численность в Бирме этой народности совсем мизерная, да и из них что-то около 400-500 человек переселились в Таиланд и живут там в трех деревнях. Но что интересно, у этого племени есть близкородственная группа, называемая “Длинные уши” (“Long Ears”), для которых вся женская красота заключается уже не в длинных шеях у женщин, но в удлиненных ушах. Дамы этого племени вставляют в проколотые ушки кусочки резного слоновьего бивня. Сначала кусочки маленькие, потом побольше и еще больше. А как результат, растет дырка в мочке уха, и может достигать 18-20 сантиметров. Неслабо, да?

Женщины племени одеты в яркие костюмы, материал для которых они сами же и ткут. Если на женщине надета белая блуза с бусинами – то это незамужняя девушка, а красно-синий наряд полагается замужней даме. Фиолетовые с зеленым головные уборы дополняют эту непривычную нам красоту.


Как удлиняется шея

А шея-то совсем и не удлиняется. Это невозможно. Удлинение шеи является оптической иллюзией за счет деформация ключицы под тяжестью носимых колец. Поэтому название женщин “длинные шеи” не совсем корректно: ведь традиционные латунные катушки не меняют размеров шейных позвонков, но вес и жесткость этих “украшений” заставляют ключицы и лопатки смещаться вниз и в сторону грудной клетки, делая верхнюю часть груди ниже и более плоской. На сделанных рентгеновских снимках это было хорошо видно.

Малышки с пяти лет начинают носить на своих тоненьких шейках сначала одно кольцо, а потом, каждый год на шейке прибавляется дополнительно еще по одному. Вес меди толкает ключицы вниз и сжимает грудную клетку. И так прибавляют штук до 20-25. Больно ли им? Им не больно, но дискомфорт все же есть – не от веса колец, но от трения их о кожу, поэтому они прокладывают салфеточку.

Женщины с длинной шеей, так же, как и все прочие, выходят замуж, имеют детей, выполняют домашнюю работу, ткут и шьют. Девушки играют в волейбол. Правда, пить им приходится через соломинку.

Несмотря на то, что фактически удлинение шеи отсутствует, все же именно этот обычай и породил название “женщины жирафы” для леди со столь непривычной внешностью.


Происхождение традиции

Истоки ее происхождения скрыты в глуби тысячелетий. Существуют только более или менее вероятные предположения о происхождения этой традиции:

  • Культурная идентичность
  • Длинные и стройные шеи делают их более красивыми и привлекательными в глазах мужчин, это признак благополучия
  • Уродливость, с точки зрения представителей других племен, охраняет их от похищения и рабства
  • Это защита от злых духов
  • Намек на сходство с драконом, который является важной фигурой в Kayan фольклоре
  • Защита от тигров, хватающих, как известно, свою добычу за загривок
  • Своеобразный семейный банк драгоценных металлов.

Выбирайте на свой вкус. Я придерживаюсь первой, как мне кажется, наиболее правдоподобной версии.

Что будет, если снять кольца с шеи?

Говорят, что длинная шея у женщин сломается под тяжестью головы. Что бедняжка из племени длинношеих женщин непременно погибнет, если снимет кольца. Легенды сообщают о подобных случаях трагической гибели женщин, медленного и мучительного умиравших от удушья после удаления с шеи колец. Мол, так беспощадно и сурово наказывается в племени супружеская неверность.


Настоящее и будущее этой традиции

Очень сложно прогнозировать будущее этого обычая. С одной стороны, женщинам с длинной шеей неприятно неуважение к их частной жизни, их культуре и традициям, Досаждает им также неугомонное и бесцеремонное любопытство туристов. С другой стороны – это уже не столько образ жизни, сколько бизнес, приносящий им весьма неплохой доход, от которого им не хочется отказываться. Как в мультфильме: Крокодил Гена в костюме и шляпе приходит в зоопарк, где он работает крокодилом. Он аккуратно снимает с себя атрибуты цивилизации, аккуратно определяет их на вешалку и, в неглиже, идет на свое рабочее место изображать крокодила.

О своих впечатлениях от встречи с женщинами жирафами, я уже рассказывала в . Перед поездкой, читая отчеты туристов, рассматривая фотографии этих женщин, я все удивлялась, до чего же все эти женщины похожи друг на друга. Неразличимы, ну, словно японцы или китайцы. Оказалось, ларчик открывался просто. Это была одна и та же бабушка на множестве фотографий разных людей! Шитая белыми нитками экспозиция для туристов, так сказать представительская деревня. Дежурные улыбки, позирование для фото, демонстративная работа на ткацких станках под взглядами туристов, предложения купить сувениры… Но все такое – не настоящее.

Молодые женщины этого племени стали стремиться получить образование, поэтому в большинстве перестают следовать традиции носить кольца и уезжают. Остаются немногочисленные немолодые женщины и девочки.

С другой стороны, а нужно ли сохранять такую традицию, которая вредит здоровью женщин и девушек? Сразу напрашивается аналогия с ушедшим в прошлое китайским обычаем бинтования ног. В бирманском обществе мнения по этому поводу очень неоднозначны.


В заключение

В начале 20-го века, некто по имени Бертрам Миллс, разъезжал по Европе со своим цирком, в котором среди человеческих диковин и аномалий демонстрировались женщины племени Карен. Прекрасно, что те времена канули в Лету. Но женщины жирафы, безусловно, так и остаются самым известным брендом азиатского региона. Для многих туристов именно эти женщины с длинной шеей являются единственной причиной для поездки в Мьянму. Но не забывайте, что, даже имея спирали медных колец вокруг своих длинных шей, это не инопланетяне, а люди. Обычные люди, такие же, как и все мы! И прекрасной стране Бирме, стране с доброжелательными людьми, с экзотической культурой, богатой природой и невероятными достопримечательностями есть что показать и кроме этого!

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

Приходится только удивляться, насколько разными могут быть представления о красоте у разных народов. Недавно Материнство писало о женщинах , украшающих свои подбородки татуировками наподобие бороды. Сегодня речь пойдет о представительницах народности падаунг из Мьянмы, которые отличаются противоестественно длинными шеями.

Для чего женщины падаунг носят кольца на шее?

Версий, объясняющих этот обычай, несколько. Одни говорят, что кольца якобы способны защитить от укусов тигра. Другие утверждают, что украшения на шее мешали женщинам убежать в соседнее селение. Есть даже мнение, что таким образом женщины хранили принадлежащие семье драгоценные металлы. Но наиболее правдоподобной представляется объяснение, основанное на народной легенде.

Падаунги верят, что они произошли от союза ветра и драконихи. Узнав, что дракониха беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Так или иначе, длинная шея у падаунгов считается признаком красоты и благополучия. Поэтому, начиная с пятилетнего возраста, девочки носят на шее медные спирали (со стороны похожие на кольца). Постепенно число колец (точнее, витков спирали) увеличивается, и шея становится все длиннее и длиннее.

Наращивать число колец на шее женщины прекращают после выхода замуж. К тому же к этому возрасту шея перестает расти. У взрослой женщины количество колец на шее может доходить до двадцати, а их вес составляет четыре-пять килограммов.

А вот утверждение, что в случае снятия колец женщина не в состоянии удерживать голову и в любой момент может сломать шею - не более чем миф. На самом деле, падаунги вполне способны поворачивать голову и управлять ею, разве что ослабшие мышцы шеи придется укреплять. Говорят, шея приходит в нормальное состояние через пару лет.

Как надевают кольца на шею?

Медную проволоку закручивает на шее девочки специально обученная мастерица, которая постоянно занимается этим ремеслом. Витки укладываются плотно друг к другу, образуя сплошной воротник из колец.

Как женщины моют шею?

Женщины имеют возможность смещать кольца, чтобы вымыть шею. Сами кольца они тоже моют с помощью мочала.

Вероятно, впервые европейцы увидели необыкновенных женщин с длинными шеями, когда три из них приехали в Лондон в 1935 году. Фотографии сохранили для нас эту историю.

В наши дни ношение колец уже не столь обязательно, но женщины падаунг не спешат их снимать. Дело в том, что они сделались своего рода аттракционом для туристов, приезжающих в деревню падаунгов в великом множестве и готовых платить немалые деньги, чтобы посмотреть на «женщин-жирафов».

Белая блузка простого покроя с V-образным вырезом - традиционная одежда падаунгов. Ее носят все, от маленьких девочек до старух.

Падаунги носят обручи не только на шее, но также на руках и ногах.

Туристы и падаунги:)

С момента написания статьи о женщинах с кольцами на шее из народности Падаунго в (Длинные шеи, длинные уши) прошло уже пять лет. С тех пор мне не раз приходилось бывать в деревнях падаунгов (вынужденно — сопровождая других путешественников). Кое-что можно уже и дополнить.

Женщины с кольцами на шее.

Начну с распространенных заблуждений о женщинах с кольцами на шее.

1-е заблуждение о длинношеих женщинах.

«У Каренов кольца для туристов».

Цитирую фразу из одного интернет-обсуждения этой темы: «Есть поселения каренов много где, в районе Пая и Чиангмая, но кольца они не носят, кольца для туристов».

Красные карены.

Разберемся. Поселений каренов вокруг Пая, Чианг Мая и Чианг Рая (туристические места Северного Таиланда) действительно много. Но карены каренам рознь. В состав этого народа входит множество народностей. Женщины с кольцами на шее относятся только к одной из этих народностей — к Падаунгам . Более того, далеко не все женщины-падаунги носят кольца на шеях. Это характерно только для нескольких из пятнадцати кланов.

А потому в деревнях вокруг Пая и Чианг Мая карены кольца не носят по той простой причине, что они не относятся к кланам падаунгов , для которых это характерно.

В тех же местах, в которых мы можем увидеть женщин с кольцами на шее — они их носят по причине следования традиции. А не потому, что это «для туристов». Другое дело, что они используют данное обстоятельство для зарабатывания денег, но, что в этом удивительного?

Женщина из народа Каренов (падаунги).

Отмечу также, что в «выставочных деревнях», где туристы смотрят на длинношеих женщин, их проживает всего несколько сотен. Остальные несколько тысяч живут в Бирме (Мьянма), никаких туристов не видят и при этом продолжают носить кольца.

2-е заблуждение о длинношеих женщинах.

У женщин-падаунгов длинные шеи.

Женщин с кольцами на шее принято называть длинношеими. Это не совсем корректно. Шеи их от ношения колец не увеличиваются, это только видимость. Изменения происходят в других местах. Как показали рентгеновские исследования «длинношеих женщин», атрофируется вся плечевая зона и плечевой пояс опускается под тяжестью колец, грудная клетка сдвигается вниз, опускаются ключицы и ребра.

3-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Снять кольца невозможно — шея сломается.

Дети падаунги.

Якобы именно так наказывали провинившихся женщин-падаунгов за измену их мужья (кстати, среди горных народов у падаунгов разводов меньше всего). На самом деле все не так печально. В обыденной жизни кольца нередко снимаются в связи с той или иной необходимостью (например, при болезни или для замены на новые) и вновь надеваются. При полном отказе от ношения колец тело приходит в надлежащее состояние за период от года до трех. Существуют социальные программы при поддержке благотворительных организаций, направленные на оказание помощи, женщинам-падаунгам, желающим отказаться от ношения колец. Среди молодежи таких все больше и больше.

Опасным снятие колец может быть тогда, когда они были слишком высокие для женщины и ее голова все время находилась в приподнятом положении, что приводит к атрофированию мышц шеи. В этом случае помогают специальные упражнения и физиотерапия.

4-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Из-за этих колец женщины-паадунги живут недолго.

Существенного влияния на продолжительность жизни ношение колец не оказывает. Женщины с кольцами на шее из народа Падаунг живут не меньше, а по некоторым данным даже больше (благодаря знанию лечебных трав), чем женщины других горных народов.

5-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Деревни падаунгов следует бойкотировать.

В одной из деревень падаунгов.

Те, кто призывают к бойкоту деревень, где проживают женщины с кольцами на шее, считают, что «человеческие зоопарки не должны существовать». Однако всё не столь однозначно.

Во-первых, все падаунги на территории Таиланда - беженцы из Бирмы, живущие в резервациях и не имеющие каких-либо прав, в том числе и права на работу. «Выставочные деревни» — не самый удачный, но все-таки метод выживания. Из тех денег, что туристы платят за вход, самим падаунгам достаются крохи, но туристы периодически что-то у них покупают - а это уже их личные деньги.

Во-вторых, многое зависит от самих туристов. Если они бегают по деревне и возгласами «гы-гы» фотографируются с длинношеими женщинами, то, скорее, сами представляют зоопарк на выезде. Если же им интересна культура, традиции и обычаи падаунгов и ведут они себя тактично, то в этом нет ничего плохого.

В деревне горного народа Акха — Бан Лорча

Идеальным был бы вариант, как, например, сделано в деревне народа Акха — Бан Лорча, когда вы платите за вход, но для вас проводят тематическую экскурсию, знакомя с бытом и традициями народа . Тогда ощущения зоопарка не возникает.

Зачем они носят кольца?

В вышеупомянутой моей статье приводились три возможные причины. Приведу их и здесь и дополню этот список.

1. Женщин привязывали за шею ревнивые мужья и это перешло в обычай (верится с трудом, учитывая, что у Падаунгов - одна из форм матриархата).

2. Защита от тигра. Тигры нападают сзади и перекусывают шейные позвонки. Кольца защищают от них.

Длинноухая женщина.

3. Память о предках. Падаунги ведут свое происхождение от Ветра и Драконихи. Кольца - символ танца Ветра, узнавшего, что его любимая забеременела.

4. Женщины Падаунгов - очень красивые. Чтобы их не воровали мужчины из других народов их защищали кольцами.

5. Это красиво. Так считают сами Падаунги.

6. Этот вариант перекликается с четвертым.

Падаунги — отличные ткачи. Жили они на территории бирманского штата Кайя. Чтобы красивых женщин-ткачих не забирали к бирманскому двору в наложницы, их специально таким образом увечили.

А если пофантазировать, то обычай этот мог возникнуть следующим образом. Когда-то очень давно одна из женщин этого народа надела на шею кольцо. Это понравилось и ей и ее подругам. Кто-то из подруг - надел два кольца. Следующая - три. И, понеслось. В массовом сознании этого народа укрепилось представление о том, что это красиво.

6. Обновление от 10.01.2016. Изучая работы этнографов о падаунгах, которых они, скорее относят к кая, чем к каренам, обнаружил еще одну версию. Итак, «обычай носить такие украшения возник в связи с тем, что куски латунной проволоки служили обменной единицей, а спираль - показателем богатства». Вот и вся красота 🙂

Где в Таиланде посмотреть деревни женщин с кольцами на шее.

Некоторые «предприниматели» устраивают показ женщин-падаунгов в туристических местах, таких, как Паттайя и Аютайя. Я в таких местах не был и бывать не хочу. Это уж точно — «человеческий зоопарк». Если уж смотреть женщин с кольцами на шее, то на Севере Таиланда в местах, где они вынуждено обитают.

Процесс торговли.

Таких мест здесь несколько.

1. Бан Най Сой (около двадцати километров от Мэ Хонг Сона). Здесь находится большой лагерь беженцев каренов, известный, кстати, тем, что именно его как-то посетила Ангелина Джоли. Его составная часть - селение Падаунгов . Это самая большая деревня длинношеих женщин на территории Таиланда. Вход 250 батов.

2. Деревня Падаунгов километрах в десяти от Тхатона (ехать по направлению к Мэ Салонгу - по правой стороне). Средних размеров деревенька. Вход 350 батов (если не ошибаюсь).

Выставочная деревня в Тачилеке.

3. «Выставочная деревня» горных народов в 12 км от Чианг Рая (в сторону Мэ Сая по правой стороне). Кроме женщин с кольцами на шее из народности Падаунгов здесь еще можно ознакомиться с такими народами: Акха, Лаху , Палонг (длинноухие), Яо. Вход - 500 батов.

4. «Выставочные деревни» возле Чианг Мая (Мэ Рим) и Чианг Дао. Сам не был. Подробностей не знаю. Вход — 500 бат.

5. В 2016 году подобную деревню открыли в Пае. Несколько домиков и торговые ряды. Вход — 100 батов — пожалуй, самый недорогой вариант по всему Северному Таиланду.

6. «Выставочная деревня» горных народов в Тачилеке (Бирма). Ее можно посетить, если вы по визовым соображением переходите границу с Бирмой. Можно сразу назад в Таиланд, а можно - сделать небольшой тур по Тачилеку с посещением этой деревни. Но, скажу откровенно, — это худшая из подобных деревень, в которых я бывал.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.