Что следует делать если ребенок ворует. Причины возникновения склонности воровства у детей младшего школьного возраста

Ребенок начал воровать? Не спешите брать в руки ремень, узнайте виды детских краж и их причины.

Детское воровство – не редкость, но для каждой семьи это становится трагедией, нарушающей привычный ритм спокойных будней. Сначала родители замечают, что из кошелька пропадают мелкие купюры, а потом о нечестности ребенка сообщают учителя, родственники, соседи. Не стоит спешить впадать в панику, сначала нужно разобраться, почему дети воруют, какой бывает детская клептомания и как с ней бороться.

Как становятся маленькими ворами

Как утверждают психологи, дети воруют у родителей часто. Родители скрывают этот поступок, как алкоголизм у своего взрослого родственника. Они связывают воровство с криминальным миром и, как правило, испытывают неловкость и растерянность.

Одни родители ругают своего малыша, другие стараются уверить себя, что это они ошиблись в подсчете денег в своем кошельке.

Чтобы правильно реагировать и уберечь свое чадо от неприятных последствий, нужно разобраться, почему ребенок начал воровать? Может быть, его соблазняет легкость добывания денег, на которые в магазине можно приобрести сладости или другие полезные мелочи. Или он протестует против одиночества.

После первой неловкости и боязни за свой поступок, постепенно дошкольник начинает чувствовать себя смелым, ловким и хитрым. Он понимает неблаговидность своего поведения, но желание купить понравившуюся вещь пересиливает чувство стыда. Маленького ребенка часто удерживает от кражи только страх наказания. Но, когда есть надежда, что кража останется незамеченной, то ничего не остановит даже воспитанного малыша. Определив тип кражи, проще найти решение проблемы.

Импульсивное воровство

Поведение малыша, подчиненное требованиям социума, формируется ближе к школьному возрасту. Но подвижные возбудимые дети с трудом сдерживают свои желания.
Причины возбудимости малыша:

  • олигофрения;
  • повышенная возбудимость;
  • психические травмы.

Причиной психической травмы могут быть ссоры родителей, переезд на другое место, поступление в первый класс.

При импульсивном воровстве ребенку сильно хочется чем-то обладать, и он не в состоянии удержаться. За такими детьми нужно строго следить, контролировать их покупки или новые мелкие вещи. Он должен знать, что даже за мелкое воровство его ждет неминуемое наказание. Не следует закрывать глаза на воровство малыша, но не нужно также впадать в панику и жаловаться соседям и родственникам.

Если ребенок ворует у чужих людей, то ни в коем случае замалчивать факты краж не нужно. Как бы ни было неприятно, следует рассказать потерпевшим о краже и заставить виновника вернуть все украденное. Неприятная процедура может послужить хорошим уроком, возможно, она спасет от более тяжких поступков.

Воровство как знак протеста

Ребенок может начать воровать в знак протеста, борясь тем самым с кажущейся ему несправедливостью. Вот реальная история с наглядным примером и советом специалиста, как отучить ребенка воровать.

Мама Васи пришла к психологу с просьбой помочь разобраться с семейной проблемой. Ее сын ворует не только у родителей, но и чужих людей. Выяснилось, что Вася родного отца своего не помнит. Его мама очень удачно вышла второй раз замуж за бизнесмена. Вскоре у них родился общий ребенок, в котором отец и мать души не чаяли.

Мама устроилась на работу, заботилась о младшем, а Вася рос беспризорным парнем. Он замкнулся, мало разговаривал, не имел друзей. Мальчик остро чувствовал свое одиночество, потому что в отличие от младшего брата, на него мало обращали внимание.

Сначала мальчик украл кольцо у бабушки. Она, жалея внука, утаила факт кражи. Но потом он начал брать деньги у своего отчима. На ворованные средства он покупал сладости и просто раздаривал своим менее обеспеченным друзьям. Иногда уносил вещи из дома и дарил их нищим.

Психолог посоветовал родителям выделять сыну деньги на его личные нужды, а часть средств держать в тайном для мальчика, месте. Он порекомендовал ненужные вещи сдавать в благотворительное общество, поручив это старшему сыну. Но, главное – проявлять к мальчику больше внимания и любви.

Забирая у родителей деньги, заброшенный ребенок, таким образом, хочет обратить на себя их внимание. В деньгах такой ребенок не нуждается. Пусть его поругают и даже накажут, но обратят на него, наконец, внимание. Тогда специалисты советуют просто не обращать внимания на пропажу денег или просто пожурить малыша.

Поможет простая похвала за школьные успехи и домашние дела. Попробуйте купить ему долгожданный подарок или сводить в парк, кино, кафе. Маленький человек испытает чувство стыда, которое удержит его от дальнейшей кражи.

Воспитание вора своими руками

Нередко случается, что родители сами виноваты в детском воровстве. Они мечтают, чтобы дети в старости были им опорой и поощряют предприимчивым наклонностям. Взрослые не контролируют детские расходы и бывают довольны, что они не просят у них деньги. Потом удивляются, когда их приглашают в отделение полиции.

Там родители и слышат о страшных поступках своего сына или дочери. Они узнают, что подросток вымогал деньги у учеников младших классов или шантажировал старших. Родители только поощряли самостоятельность своего наследника, желая вырастить его сильной личностью. Но ребенок в определении «сильная личность» может глубоко ошибаться.

Зависть как толчок к краже

Иногда ребенок ворует в школе из зависти. Он завидует более богатым детям и хочет им отомстить. Такое происходит, если родители при школьнике осуждают зажиточных соседей или просто знакомых. Подросток, стремясь восстановить классовую несправедливость, начинает красть. Если его вовремя не остановят родители, то это сделает полиция.

Необходимо следить за своим малышом и вовремя устранять непорядки в его воспитании. Даже если вам свойственно чувство зависти, не выражайте эмоции при детях.

Клептомания – редкое заболевание

Клептомания – это психическое, заболевание, но оно встречается нечасто – из ста взрослых воров клептоманией страдают примерно пять человек. Но, многие из них просто симулируют заболевание. Дети клептоманией почти не болеют, поэтому не спешите ставить диагноз самостоятельно.

Что делать если ребенок ворует деньги без видимых на то причин? Отведите его к психологу, чтобы исключить или подтвердить неприятный диагноз. Постарайтесь отвлечь сына или дочь, например, заведите домашнее животное, воспользовавшись нашими , или помогите ему освоить новые .

Профилактика и осторожность

Если ребенок ворует деньги, советы психолога, начинаются с профилактических мер.

  1. Лучшая профилактика – не давать малышу повода украсть деньги. Нельзя, чтобы он знал, где родители хранят сбережения.
  2. Ребенок должен знать границу между своими и чужими вещами. Своими вещами он может пользоваться, но не имеет право дарить или продавать их. Чужие вещи он не имеет право брать.
  3. Нужно выделять деньги на карманные расходы. К таким деньгам ребенок будет относиться ответственно. Даже младшие школьники, считая эти средства своими, копят их на дорогие вещи. Таким образом, они преодолевают свою импульсивность. Регулярная выдача маленькой суммы научит его бережно относиться к чужой собственности и не воровать.

Теперь вы знаете основные причины детских краж и что делать, если ребенок ворует деньги и врет. Если эти советы не помогут, не затягивайте, а как можно раньше обратитесь к профессионалу.

Многие родители сталкиваются с так называемым детским воровством. Казалось бы вполне благополучная семья и у ребенка есть абсолютно все и даже больше. Но ребенок все равно не упустит момента взять чужое. Причем встречаются случаи вовровства как у знакомых и друзей, так и у своих близких родственников. С чем это связано, почему дети воруют?

Да, вполне благополучная семья и у ребенка есть абсолютно все и даже больше, а как хочется иметь вон ту ломаную машинку как у Миши или штопанного-перештопанного зайца как у Маши! Попытки и желание родителей дать ребенку всё, что пожелает и по первому требованию не всегда приводят к ожидаемому результату... Зачастую воруется что-то такое, казалось бы, незначительное, но такое важное для ребенка:))! Обратите внимание на это. Да, некоторые дети все равно не упустят момента взять чужое. Поначалу мы все не знали и не понимали, что такое «чужое». Важно объяснять ребенку на том уровне, который доступен для понимания в его возрасте (одними словами и примерами в 2 года, иными - в 12).

Да, встречаются случаи воровства у знакомых и друзей, у близких родственников. Может быть им, деткам, кажется, что это безопасно, что простят, что не заметят, не подумают, пожалеют…

Детское воровство может быть … агрессией по отношению к родителям. Бывает так, что родители в конфликте, не обращают внимания на ребенка, либо слишком контролируют, давят на него, не дают самостоятельности. И ребенок вдруг (?) начинает воровать. Не понятно, как эти вещи связаны? Ребенок пытается привлечь внимание, пытается выразить агрессивную позицию по отношению к взрослым. И если взрослые поймут его мотивы, примут то, что ребенок злится, реагируя на то, что происходит в его семье (или в классе, или в какой-либо другой значимой для него среде), то родители смогут изменить ситуацию. В этой ситуации важно сказать ребенку то, что понимаете его, важно предложить ребенку вместе подумать, как выйти из сложившейся ситуации - скорее всего контакт с ребенком восстановится и подобного больше не повторится.

Кроме того, очень важно, чтобы ребенок понимал моральные аспекты того, что он ворует, т.е. что воровство - это плохо. Понятно, что ребенок может не понимать, что это плохо. У них еще нет понимания «свое-чужое», «плохо-хорошо … Важно дать почувствовать ребенку, что Вы его принимаете и любите, чтобы у него не было ощущения незащищенности, чтобы у него была возможность говорить вам, родителям, напрямую то, что его волнует, чем он не доволен, чего он хочет. Объясните, что вы попытаетесь не ругаться, а понять, почему он так поступил. Изначально идите с посылом, что вы верите в то, что ребенок хороший, любимый.

Важно понять мотивы. Почему ребенок так поступил, что это было за действие с его стороны?

Например, когда к ребенку повышен контроль со стороны родителей: когда родители проверяют все его карманы, когда нарушают его личные границы, не позволяют совершать самостоятельные поступки, принимать свои (пусть и ошибочные!) решения. Может оказаться, что у ребенка нет своего пространства. Вообще… Ворует, чтобы было свое, которое никто другой, даже самый любимый, не смог бы трогать, видеть, знать. Поэтому детское воровство оценивается, как способ спрятать что-то свое от постороннего взгляда любого человека. Важно, чтобы у ребенка было своё пространство, где только он хозяин, то пусть это будет его и только его! Пусть это будет его детская комната, или «волшебная» коробочка, девичий дневник или, как делали многие из старшего поколения, «секретики», которые мы закапывали в землю, а сколько там было ценного (пуговички, красивые стекляшки, записки)!

Или - другая крайность - это когда, наоборот, ребенку не хватает внимания, от мамы и папы в первую очередь. И воровством он привлекает это внимание к себе. Да, вот таким способом он сможет получить внимание родителей, хоть и со знаком «минус» (будут ругать, наказывать)… Вот и таким вниманием ребенок очень часто довольствуется.

Ребёнок растёт тем более уверенным и более спокойным , не нуждающимся в дополнительной релаксации, к которым относится не только алкоголь, наркотики, но и попытки завоевать авторитет у сверстников путём подкупа, путем совершения «смелых» поступков и т.п., чем меньше у него выражено внутреннее противоречие . Внутреннее противоречие может появиться, если ребёнок лишен возможности, в равной степени, принимать каждого из своих родителей, если ребёнок должен «присоединиться», пусть даже только мысленно, к одному родителю против другого. Тогда, когда родители в конфликте между собой, когда используют ребенка как средство манипуляции, спекуляции - ребенку плохо и он, как может, выживает!

С чем связано то, отчего дети воруют? С этим важно разбираться родителям, т.к. единой причины, общего мотива - нет. У каждого конкретного случая, у каждой семьи - свои уникальные, присущие только им причины, ситуации. Это может быть и вышеперечисленные причины, и скрытые семейные динамики (системные семейные расстановки!), или наследственность (!), или желание быть «крутым» как кто-то известный (или неизвестный), желание помочь … маме, сделать подарок брату, купить попкорн и билеты в кино для всей компании… Причин множество и важно разбираться деликатно и с уважением к ребенку! Он может это делать вместо кого-то или для кого-то, не осознавая своей неправоты!

Необходимо различать: в каких ситуациях ребенок ворует, что он ворует и что он делает с объектом, который украл, как потом относится ко всей этой ситуации.

Многие замечали, что ребенок ворует, если его соблазняет то, что он хотел бы иметь, но у него этого нет. В этом случае логичным оказывается воровство детей, которые лишены в своей жизни важных для них вещей, их уровень жизни хуже, чем у сверстников, и они попросту завидуют. Но как объяснить, что воруют дети из хорошо обеспеченных семей?

При более длительном наблюдении и изучении соответствующей литературы можно прийти к выводу, что за проблемой детского воровства стоит нечто большее, чем просто импульс обладать тем, чего у них нет. Для этого рассмотрим такое понятие как символическое мышление . Его основы закладываются на самых ранних стадиях развития.

Вначале ребенок полностью зависит от матери и ее ухода за ним. Вначале мать создает благодаря своему почти полному соответствию потребностям ребенка возможность переживать иллюзию, что мать и ее грудь - это часть ребенка . Мать как бы находится под магическим контролем ребенка.

Получая от матери молоко, ребенок символически переживает с ней единство. То хорошее, что есть у матери, ребенок присваивает себе. Это происходит в том случае, если мать находится в ресурсе (физическом и эмоциональном). Если мать истощена (физически, конфликтами, внутренними напряжениями, нестабильностью социально-экономической ситуации в семье), то она присутствует с ребенком формально, ее нет на эмоциональном уровне, она не может раствориться в потребностях ребенка. Подобные примеры мы можем встретить в случае матерей, рано вышедших на работу (в 2-3 месяца жизни ребенка), в ситуации, если мать холодная и отчужденная от своих эмоций (она все старается сделать правильно, но никогда не бывает в контакте с потребностями самого ребенка). При таком сравнении ребенку «не додает материнского тепла» и асоциальная мать, которая просто его бросает, и мать - бизнес-леди, которая ориентирована на бизнес и карьеру , хотя и создает комфортные условия для жизни.

Если достаточно хорошая мать в состоянии соответствовать потребностям ребенка, то она берет на себя поддерживающую функцию Я . У ребенка появляется иллюзия, что грудь или мать - это часть его самого, над которой он обладает магическим контролем, а внешняя реальность отвечает его собственным созидательным способностям. Без такой иллюзии невозможен контакт между психикой и окружающим миром. Постепенно происходит расширение области эмоциональных переживаний младенца, а также формируются механизмы структуры “Я-САМ” .

Винникотт различает две типичные формы выражения антисоциальных тенденций. Это воровство и деструктивность . Воровство имеет либидонозный характер и выражает поиски первичного объекта (эмпатической матери), к которому можно проявить любовь . Деструктивность же имеет, напротив, агрессивные черты. Ребенок приобретает внутреннюю стабильность, если мама выдержала его агрессивные импульсы и не ответила агрессией на агрессию, осталась «не разрушенной». Тогда целостной будет психика ребенка.

Самыми ранними симптомами антисоциальных тенденций Винникотт считал жадное, алчное поведение в том, что касается питания (а также его парное дополнение - отсутствие аппетита), нечистоплотность, ночное недержание мочи. В жадном и алчном поведении, которое Винникотт рассматривал как предтечу воровства , выражается сильнейшее инстинктивное притязание. При достаточно хорошем соответствии поведения матери потребностям младенца жадное и алчное поведение у него, как правило, не проявляется. В этом благоприятном случае оно представлено импульсом любви.

Однако если поведение матери не соответствует потребностям ребенка, то посредством жадного и алчного поведения младенец обычно может потребовать от матери исправить, исцелить этот недостаток. Он как бы забирает то, что изначально принадлежит ему. В практике мы можем встретить ненасытных детей: ненасытность проявляется в отношении к еде, к сладкому, к обладанию игрушками, к развлечениям и т.д. Такой ребенок переживает, что всего «мало». Его внутренний голод никогда не утоляется. Ощущая внутреннюю пустоту (если от мамы нечего было взять), такой ребенок превращается во взрослого, который все время накапливает и ни с чем не может расстаться. Примером является старшее поколение, среди которых много «Плюшкиных» - а вдруг завтра пригодится. Житейская практичность может перерасти в психическое заболевание.

Если ребенок по жизни встречается с людьми, которые могут дарить ему безусловную любовь и эмоциональное тепло, то они как бы на символическом уровне являются для него «более хорошей принимающей мамой», чем их собственная. Расставаясь с таким человеком или самой ситуацией, ребенок хочет оставить себе «частицу хорошей мамы». Пережитое чувство эмпатии и любви в свой адрес проецируется на переходный объект - украденный предмет. Этот украденный предмет на символическом уровне будет означать эмоциональное тепло «родительского объекта». Такое иногда встречается при работе с детьми в детской терапии.

Вспоминаются случаи из практики. Работая психологом в школе (еще училась в институте), проводила тестирование с 9-летним мальчиком. Он оказался из многодетной, почти асоциальной семьи (был 1993 год), был неухоженным и всегда голодным, его родители сильно пили. Помню его навязчивость и прилипчивость. В кабинете брать особо было нечего, но ему было важно, чтобы я хоть что-то давала с собой. Мы подружились, и он много времени проводил со мной.

И теперь, много лет спустя, проводя исследования в интернате, я приносила с собой игрушки, краски и другое оборудование. После того, как закончился учебный год, я забрала свои вещи и не досчиталась нескольких фигурок, которые пользовались особой популярностью у 5-го класса, с которым я работала.

Были подобные случаи и в индивидуальной работе. В течение года проводила игровую терапию с 11-летним мальчиком. После каждого сеанса что-то оказывалось «случайно» унесенным с собой. Мальчик был из семьи с хорошим достатком и как будто ни в чем не нуждался. Позже мы с ним договорились, что он будет просить меня, если ему что-нибудь захочется взять с собой. Его воспитывала одна мама, у которой был свой бизнес. Мальчик также был ненасытным в еде и не переносил ограничений. Дефицит материнского тепла чувствовался во всем его поведении.

Исходя из практической работы, скажу, что для удовлетворения жадности требуются года аналитической работы, и чем раньше родители обращаются, тем лучше результат для ребенка.

Детское воровство. Первый тревожный звоночек для родителей (не настолько тревожный, чтобы впадать в панику!). Такое явление (за исключением клептомании) указывает, на существующие неблагоприятные факторы внутри семейных отношений.

Существует масса, всевозможных ситуаций, выделю несколько из них:

1) Из-за недостатка внимания. Часто происходит, когда родители заняты только своими заботами, контролируя на "автомате" своего ребенка, без эмоционального проявления интереса к его жизни, переживаниям и впечатлениям.

2) Последствия психотравмирующих ситуации. Ребенок оказывается свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительном отношении родителей друг к другу.

3) Положение золушки. В процессе воспитания часто допускаемая ошибка, ребенок чувствует, что он лишний в семье , особенно проявляется, на фоне безграничной любви и заботе к другому ребенку.

В любом случае, все, так или иначе, крутиться вокруг одной точки, либо недостатке, либо переизбытке внимания родителей.

Если такое происходит, то в первую очередь, близким окружающим людям следует разобраться в своем поведении.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

    Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 - 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

    Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

    Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

    У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

    Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали – неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику. "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

    отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

    несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

    "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

    ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

    тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

    Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

    Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

    Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

    Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

    Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

    Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

    Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

    Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

    Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

    Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

    Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

    По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

    Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

    Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

    Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

    Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

    Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!

  • Многие взрослые наверняка вспомнят из своего детства, как брали пару копеек без спроса у родителей на мороженое или конфетку. А может быть и незаметно, без какого-либо умысла, клали в карман жевательную резинку в магазине или брали без спроса понравившуюся вещь друга. Но все это осталось в далеком детстве. Повзрослев, большинство из нас стали законопослушными гражданами. Но как же отнестись к своим детям, которых уличили в воровстве? Стоит ли их наказывать или же следует серьезно с ними поговорить?
  • В современном мире ловят детей на воровстве, как и 30-40 лет назад. Большинство из них не в чем сегодня не нуждается. Родители стараются обеспечить своим детям светлое будущее. И они испытывают настоящий шок, узнав, что их любимое чадо украло какую-нибудь безделушку в магазине. Начинают воображать криминальное будущее своего ребенка. Чтобы предотвратить этот сценарий не находят другого выхода, как строго наказать дите за проступок. И это самая главная ошибка взрослых, потому что такие методы не заставят ребенка отказаться от краж, если ему это понравилось. Он просто будет лучше продумывать свои действия и срывать свое маленькое преступление.
  • По мнению психологов, дети отказываются от воровства сами, если с ними поговорить серьезно и спокойным тоном. Но прежде, чем начать беседу, следует узнать мотив кражи. Детские психологи выделяют , по которым ребенок решается на воровство

Зависть

  • Это самое распространенное чувство, оно присуще всем живым существам. И когда ребенок видит понравившуюся ему вещь, он, не задумываясь, берет ее без спроса. С возрастом дети начинают лучше различать, что можно делать, а что нельзя. Результатом является прекращение присваивания чужого имущества. Если контролировать свои действия ребенок не может и в подростковом возрасте, то это говорит о серьезных психических расстройствах. В этом случае следует обратиться за помощью к психологу.
  • Скромные дети, у которых к тому же занижена самооценка, пытаются добиться расположение ровесников в коллективе с помощью игрушек, угощений. Они считают, что если другим детям давать «взятки», то они непременно будут с ним дружить. Детям-тихоням просто необходимо чувствовать свою значимость среди сверстников.

желание стать лидером в компании

  • В компаниях подростков часто встречается подначивание, подстрекательство. И если ребенок стремится стать лидером, то он решается на воровство. Доказывая своим сверстникам, что ему ничего не страшно, что он все может, даже украсть какую-нибудь вещь.

недостаток родительского внимания

  • В силу своей загруженности на работе, родителям порой просто не хватает времени уделить больше внимания ребенку. И чтобы привлечь внимание к себе ребенок решается на воровство, начинает грубить и бросает учебу. Все это может свидетельствовать о недостатке внимания. Проявите нежность, заботу, старайтесь выделять больше времени на общение и прогулки. И проблема воровства сама по себе исчезнет.

отсутствие карманных денег

  • Если по каким-либо родители ограничивают ребенка в карманных деньгах, это также может послужить причиной краж. Не все дети решаются воровать деньги у родителей, но чтобы удовлетворить свои потребности некоторые из них идут на этот поступок.
Месть
  • У слишком импульсивных детей чувство мести плохо контролируется. И чтобы отомстить обидчику, вполне могут пойти на воровство.
Если причина детского воровства выявлена, следует разработать план по ее устранению. Не следует сразу кричать и физически наказывать, лучше всего будет спокойно поговорить. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другим, который более воспитанный и порядочный. Задачей родителей является как можно яснее и доступнее донести до детей возможные последствия совершенного им действия. Даже можно привести пример, как плохо будет тем людям, у которых он украл. Если беседа имела положительный эффект, то никогда не возвращайтесь к этой теме и побольше внимания уделяйте своему любимому чаду. Но если ребенок продолжает нарушать закон, то, скорее всего, у него имеются какие-то скрытые психологические расстройства и следует обратиться к детскому психологу, который поможет скорректировать действия родителей и установить причину воровства. Многие родители не понаслышке знакомы с ситуацией, когда ребенок, обеспеченный абсолютно всем необходимым, совершает воровство. Благополучную семью этот факт серьезно огорчает и озадачивает, вызывает панику, заставляет задуматься о правильности воспитания.

Нередко выяснение причин и обстоятельств совершенного поступка сопровождается бурей негативных эмоций: родителям стыдно, они злятся на ребенка, обвиняют себя, опасаются общественного порицания. В воображении встают безрадостные картины будущего ребенка, связанные с клептоманией и криминалом. А ведь от реакции семьи на детский проступок зависит, будет ли ребенок и дальше воровать.

Поэтому предлагаем обойтись без пессимистичных прогнозов, не делать поспешных выводов, а детально обсудить проблему воровства детей: почему они воруют, как поступать в такой ситуации и не допустить ее повторения.

Лучший способ не допустить детского воровства - установить с ребенком искренние и доверительные отношения .

Возраст имеет значение

Итак, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни взял без разрешения чужую вещь. Проще говоря, украл. Назвать точную причину этого поступка очень сложно. И возраст ребенка для грамотной оценки случившегося играет важную роль.

Вряд ли кто-то осмелится назвать вором малыша в возрасте от 2 до 4 лет, у которого понятия «моё» и «чужое» пока еще только формируются. В 4-6 лет у ребенка появляются нравственные привычки, он имеет представление о личной собственности и личном пространстве. Но желания малыша еще крайне импульсивны, они-то нередко и провоцируют совершение ребенком кражи.

Подвижным и возбудимым детям в возрасте 6-7 лет также сложно контролировать свои желания (равно как и спокойно высидеть на уроке, выслушать учителя). Объясняется такое поведение особенностями темперамента, психологическими травмами (проблемами в семье, переездом, началом учебной деятельности) или же серьезными психическими отклонениями.

В 8-11 лет воровство детей чаще всего связано с тем, что волевая сфера у них развита недостаточно. Ребенок хочет обладать какой-либо вещью и справиться с этим соблазном ему не удается. Потом ему будет стыдно за такой поступок, он знает, что воровать нельзя, но своему желанию противопоставить ничего не может.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство осознанно, в этом возрасте наличие таких фактов может говорить и о наличии вредной привычки.

Почему дети воруют

Для решения проблемы важно установить причину детского воровства. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
  • Неблагополучие в семье
При острой нехватке родительского внимания и любви, отсутствии понимания и поддержки ребенок начинает воровать как дома, так и вне семьи, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Такое его поведение является безмолвным криком о помощи, местью вечно недовольным родителям.
Если за проступком следует скандал и строгое наказание, ребенок убеждается, что выбранная им стратегия – правильная. Его логика проста: уж лучше пускай наказывают, чем совсем не замечают. В этом случае родителям рекомендуется не заострять внимание на факте детского воровства, а уделять должное внимание ребенку, подчеркивая его значимость в семье и важность положительных поступков.
  • Воровство детей как попытка самоутвердиться
Это тревожный сигнал о психологическом неблагополучии ребенка (как правило, дошкольника или младшего школьника). Часть ребенку бывает сложно завести новых друзей . С помощью различных угощений или красивых вещей он пытается завоевать расположение сверстников. Чаще это происходит, когда в семье ребенок испытывает дефицит внимания и не ощущает своей значимости. Классическая ситуация: ребенок берет из маминого кошелька деньги, чтобы накупить конфет и раздать их детям взамен на их расположение и дружбу. Такой способ повысить собственную значимость представляется ему единственно возможным.

Решать эту проблему должны родители: повышать самооценку малыша, развивать его способности и таланты, формировать навыки общения с детьми, объяснять, а при необходимости и моделировать наиболее сложные ситуации.

  • Украл, чтобы отомстить
Ребенка обижали во дворе, долго хвастаясь новой игрушкой? Неудивительно, если малыш принял осознанное решение украсть ее. Его рассуждения просты: меня мальчик побил, а я за это заберу его машинку. Как бороться с воровством детей такого плана? Убеждать и объяснять, как правильно следует вести себя в подобных ситуациях.
  • Ребенок не различает свои и чужие вещи
Такая ситуация характерна для детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда малыш не знает границ между своим и чужим. В этом случае рекомендуется рассказывать, что у ребенка есть своя кроватка, свои игрушки, свои вещи, свой уголок, а также обращать его внимание на переживания хозяина, который остался без любимой игрушки.
  • Неудовлетворенные потребности ребенка
Частое игнорирование родителями потребностей ребенка приводит к нарастанию у него сильного напряжения и тревожности. Желание владеть определенной игрушкой или вещью может быть настолько сильным, что ребенок совершает кражу, не осознавая того. Речь не идет о сиюминутных желаниях, потребность в которых на самом деле отсутствует. Совет родителям: прислушиваться к желаниям ребенка и стараться хотя бы частично их удовлетворять.
  • Отсутствие понимания, что воровать нельзя
Ребенок может совершить воровство из добрых побуждений, решив, к примеру, сделать подарок маме. О том, что так поступать нельзя, он даже не догадывается. Правильно говорить "нет" ребенку непросто, и все же родители должны постараться доступно объяснить это.
  • Подражание или копирование поведения взрослых
Может быть, в семье с завистью обсуждаются люди, которые зарабатывают на жизнь нечестным путем? Или папа приносит с работы что-либо и радуется, что ему это удалось? Если такие ситуации и разговоры в семье считаются нормальными, не нужно, чтобы ребенок становился их свидетелем.
  • Вымогательство со стороны детей старшего возраста
Защитить ребенка, пресечь шантаж и запугивание – задача родителей и педагогов.
  • Клептомания
Среди детей это заболевание, требующее помощи психиатра или психоневролога, встречается крайне редко.

Ошибки в воспитании детей, приводящие к воровству

Какие родительские ошибки провоцируют воровство детей? Назовем наиболее распространенные их них:
  • в воспитании нет последовательности (за одним проступком следует наказание, а за другим – нет);
  • семья живет по принципу «двойной морали» (родители говорят одно, а поступают по-другому);
  • требования взрослых несогласованны (мама разрешает то, что папа запрещает);
  • ребенок растет в обстановке вседозволенности, превращается родителями в кумира;
  • поведение и действия ребенка находятся под тотальным контролем со стороны родителей.

Как поступить в случае детского воровства

Существует несколько общих правил, как следует вести себя родителям, если ребенок совершил воровство.
Обойдитесь без скандалов и истерик, не применяйте в качестве наказания физическую силу. Ситуация усугубится тем, что ребенок в следующий раз просто спрячет украденное. Дав волю эмоциям, можно раз и навсегда лишить любимого сына или дочь уверенности в себе.

Важно! Выяснение причин и обстоятельств проступка не должно происходить при посторонних людях! Наедине с ребенком в доброжелательной форме должен состояться доверительный разговор: почему он так поступил, для чего ему нужна эта вещь, кто ее хозяин.

Дайте понять ребенку, что вы очень огорчены произошедшим (постарайтесь при этом избегать слов «воровство», «кража», «преступление»). Осуждайте поведение, поступок, действия, а не личность ребенка. Расскажите, как плохо хозяину вещи без нее.

Не обвиняйте ребенка без доказательства его вины! Не вешайте ярлыков! Не сравнивайте его с другими детьми! Не травмируйте необходимостью приносить публичные извинения! Не требуйте клятвенных обещаний больше так не поступать! Не возвращайтесь к проступку, когда ситуация разрешена, не упрекайте ребенка!
Постарайтесь вернуть украденную вещь без свидетелей и разделить ответственность с малышом.

Если ребенок взял и потратил деньги из семейного бюджета, нужно рассказать, для чего они были предназначены, и ограничить семью на определенный период, например, в покупке сладостей или походах в кино.

Наконец, найдите истинную, глубинную причину проступка и работайте с ней.

Подведем итоги

Воровство детей – явление распространенное, возникающее по различным причинам. Реакция и дальнейшее поведение родителей в данном случае играют очень важную роль. Необходимо помнить, что эта ситуация вполне разрешима, и ребенку можно и нужно помочь. А лучшая профилактика детского воровства заключается в полном взаимопонимании, искренних и доверительных отношениях между ребенком и его родителями, гармонии в семье.