Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Игровая ситуация в подготовительной группе

Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе.
Автор: Уфимцева Ю. А.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, которая возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Специально созданные ситуации, требуют определенной подготовки. Эти ситуации разрабатываются, планируются. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности. Предоставляет ребенку возможность проявить себя.
Проблемные педагогические ситуации делятся на 3 группы:
1. Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
2. Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия.
3.Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения. При анализе ситуации необходимо определить, к какому виду она относится. Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса: Дидактического – согласования целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения; Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала (на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля) , отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью. действенностью (мобильностью) , прочностью Психологического - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей) ; Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей (равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д.) ; Социологического – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования «эмоциональных потенциалов» коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс; Организационного – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей (следовательно, разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д.), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения. 1 ситуация. Педагог говорит детям: -Вы видели, сколько стаканчиков я насыпала на блюдце, а теперь поиграем:я насыплю крупу так,чтобы вы не видели,как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут. Решение. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела (3 стаканчика) и неаказалось,что ее меньше. Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали, можно поставить две кружки рядом с блюдцем.Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Дети убеждаются в том, что оно другое. Вывод. Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь, как крупу насыпали, трудно точно угадать ее количество.
2 При работе с рисунком в тетради: - Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». Решение. Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются « голубыми» , они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
3 ситуация. Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку. Педагог говорит детям: - На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода. -Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? Решение. Следует использовать прозрачные емкости, так как, сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше. Проблемная игровая ситуация № 4 “Всеми любимая роль!”Воспитатель: Какие у тебя самые любимые игры?Давай поиграем в одну из твоих любимых игр в “Автобус” (воспитатель выбирает игру, исходя из интересов ребенка).Ты кем хочешь быть в этой игре?Ой, а я тоже хочу быть водителем! (воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок). Что нам с тобой делать? Как нам договориться?Ребенок предлагает свои варианты.А что если нам сделать двоих водителей автобуса: один водитель – управляет автобусом до конечной остановки, а второй – его сменит на обратном пути. При чем два водителя едут вместе. Так же веселее! Они могут разговаривать на различные темы, петь песни, рассказывать анекдоты.Далее воспитатель проигрывает с ребенком данный вариант решения.После этого воспитатель спрашивает ребенка, как еще можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.Ребенок предлагает свои варианты.Далее воспитатель вместе с ребенком приходят к общим вариантам решения ситуации:
Можно по ходу игры меняться ролью.
Можно по жребию определить, кто будет играть данную роль.
Можно сделать волшебный цветочек, где лепесток “говорит” кому какая роль досталась.
Можно устроить конкурс лучшей роли, где каждый сможет попробовать себя в ней.

Познавательная деятельность. Игровые ситуации в подготовительной группе

Шкрет Юлия Михайловна МБДОУ № 12 воспитатель

Город Урай Тюменская область ХМАО-ЮГРА

Задачи : обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;

Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;

Формировать социально-коммуникативные качества(сотрудничество, гибкость,

терпимость);

Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к

другу;

Закладывать нравственные основы личности в процессе формирований представлений о дружбе;

Развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;

Продолжать работать над осознанием основных эмоций- радости, гнева, удивления, страха;

Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов

Оборудование : письмо, кирпичики из картона для домика, буквы, акварель, кисточки,

Трубочки для коктейля, восковые мелки, маленькие и большие круги для рисования, пиктограммы эмоций.

План: 1.Приветствие

2.Игра «Составь слово»

3.Мозговой штурм

4.Модель дружбы

5.Тренинг эмоций

6.Игра «Мир друг без друга»

7.Игра «Паутинка добрых слов»

8.»Салют радости»

9.Физминутка

10.Пословицы и поговорки о дружбе

11.Стихотворение «Гостеприимство» О.Григорьев

12.Игра «Покажи настроение»

13.Портрет друга

14.Итог занятия

Ход занятия: Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь,

Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете друг друга, когда приходите в детский сад?

Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро»,»Привет».

Воспитатель : Давайте сейчас поздороваемся со своими товарищами не словами, а телом.

Когда я хлопну один раз в ладоши, вы пожмете друг другу руки, два- дотронетесь локтями, три хлопка – спинами..

Игра «Приветствие»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто-то бросил нам в окошко письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишко, пролетая обронил?

Давайте попробуем по этой песенке, от кого это письмо

Звучит запись песни «Шапокляк»

Молодцы! А вы помните, что с ней произошло?

Дети: Она улетела на воздушных шариках

Воспитатель зачитывает письмо Шапокляк

«Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут

Я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили крокодил Гена и его

друзья, остался далеко позади.Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуй-

ста, найти друзей. Я больше не буду вредничать и хулиганить. До свидания. Ваша

Шапокляк».

Как же мы можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.

Воспитатель: давайте построим дом дружбы и пригласим Шапокляк жить в нем.Но кирпи-

чи для стройки будут особенные, их мы получим, если правильно выполним задания.

Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, и нам предстоит выполнить не одно

задание, пройти длинный путь. Каждое задание – это один кирпичик, а каждый кирпич

это часть дома, нашего дома Дружбы.

Итак, 1 задание: Составь слово

Составить слово из букв, которые находятся перед вами на доске:РДУАЖБ

Какое слово получилось (Дружба)

«Мозговой штурм « - что такое дружба ?

Первый кирпичик крепим на доску.

«Модель дружбы»

Как нужно относиться к своим друзьям? Каким надо быть? (добрым, щедрым, великодушным.

Помогать друзьям в беде, радоваться их успехами, кто всегда спешит другу на

помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет прощать, тот никогда не переложит

на него свою вину. Это дети играют вместе, делятся игрушками, не обижаются друг на

житься в трудную минуту.)

Воспитатель: А у нас в группе умеют дружить?

Назовите своего лучшего друга, расскажите о нем.

Рассказы детей.

Воспитатель: А бывает, что друзья ссорятся?

Что нужно делать, чтобы не ссориться? Активизировать детей дополнительными вопросами

Дети:- Не драться, делиться игрушками, договариваться. Соблюдать правила игры, уважать мнение и желание других детей, не жаловаться, уметь прощать

друг друга, уступать.

Воспитатель приглашает все детей на ковер, сидя на нем все рассматривают сюжетные

картинки и рассказывают о них.

Молодцы! Пройден еще один этап и кирпичик крепится на домик.

Тренинг эмоций (рисунки на доске)

Жили-были две подружки: Плакса и Злюка. Однажды гуляя, они попали под

Дождь и сильно промокли. Покажите, как они себя ведут.

Какую из подружек было приятнее изображать и почему?

Поведенческий тренинг: А можно помочь Плаксе? (выбирается ребенок –плакса,

остальные успокаивают)

А как можно помочь Злюке? (выпускаем злость в шарик)

А сейчас давайте потопаем ногами и представим себе, что мы надуваем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в него и лопнем! Хлопнули - шарик лопнул, а вместе с

ним исчезла наша злоба и обида. Как вы думаете, почему такие разные девочки

смогли подружиться?

(На земле много людей и они разные, но все дружат между собой, потому

что умеют уступать, поддержать, успокоить, имеют общие интересы)

Крепим еще один кирпичик на домик

Воспитатель: я хочу предложить еще одну игру «Мир без друга»

Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

Мир без друга был бы неинтересным, потому что…

Мир без друга был бы безрадостным, потому что…

Мир без друга был бы мрачным, потому что…

Я обижаюсь на друга, когда он…

Я сержусь на друга, когда он…

Я радуюсь с другом, когда он…

Я доволен другом, когда он…

Я помогаю другу, когда он…

Следующий кирпичик крепится на доску

Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу узнать, крепкая ли у нас дружба?

Игра « Паутинки

Упражнение «Паутина добрых слов» -

У меня есть «клубочек дружбы» , который я передаю рядом стоящему ребенку (Оле) , она

обмотает свободным концом ладошку и передаст другому, сопровождая движение

добрым пожеланием или комплиментом (передаем клубок всем ребятам с добрыми словами).

А теперь посмотрите, какая паутинка добрых слов у нас получилась! Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? Почему?

Дети: настроение стало радостным, веселым, потому что приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А самим приятно было говорить добрые слова друзьям?

Следующий кирпичик для дома Дружбы также «отправляется» на свое место.

А теперь предлагаю всем устроить « Салют Радости»! На рабочих столах находятся кисти,

краски, трубочки для коктейля - каждый делает салю на свое усмотрение (можно дуть из трубочек, можно и рисовать) .

Молодцы! Салют получился чудесный, как настоящий!

Ставим следующий кирпичик на доску.

Физкультурная минутка: Теремок

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему

заданию.

На поляне теремок

Дверь закрыта на замок,

Из трубы идет дымок,

Вокруг терема забор,

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук-тук!

Открывайте! Я ваш друг!

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы о дружбе:

Ссора до добра не доводит.

Один за всех и все за одного.

Нет друга- ищи, нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друзья познаются в беде.

Следующий кирпичик крепится на доску.

Игра « 1-2-3 как я обрадовался, покажи! (разозлился, улыбнулся)

Воспитатель: как много трудных заданий мы выполнили! Очень много знаем о дружбе,

это значит, вы без труда сможете найти друзей, быть верными и хорошими товарищами.

Благодаря вашим стараниям дом Дружбы для Шапокляк получился красивым и простор-

ным, но мне кажется кого-то не хватает?

Дети: Людей, новоселов.

Воспитатель: кто же будет жить в этом доме? Правильно, наши друзья. Предлагаю всем

присутствующим (и гостям в том числе) нарисовать портреты (приготовленные

заранее) и прикрепить в окнах дома Дружбы. Наш дом согрет теплом наших сердец.

Воспитатель приглашает всех в круг и произнести слова:

Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня,

Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня,

Мир, любовь, добро – всем –всем-всем!

В завершении –упражнение «Всем-всем-до свидания»!

(Кулачки ставят в один столбик – кулачок на кулачок)

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Жанна Малая
Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы «Путешествие в Долине фей»

Игровая образовательная ситуация для детей подготовительной группы

Тема : «Путешествие в Долине фей »

Ф. И. О. Малая Ж. Т.

Полное наименование место работы участника, должность : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Малышок» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район ,

Цель : закрепить полученные ранее знания с использованием дидактических игр.

Программные задачи.

Способствовать формированию умений пользоваться схемами при выполнении заданий.

Закреплять умение ориентировки на листе бумаги в клетку.

Закреплять знания о составе числа 5, о геометрических линиях.

Уметь применять знаки неравенства при решении задач.

Совершенствовать знания детей о дорожных знаках .

Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Воспитывать интерес к математическим занятиям

Воспитание взаимопомощи и дружеских отношений.

Материал и оборудование : мультимедийная установка, презентация «Помощь долине фей » , конверты с заданиями, раздаточный материал, карандаши простые, тетради в клеточку.

Предварительная работа : математические дидактические игры.

Ход игровой образовательной ситуации

Воспитатель. Ребята. Утром ранним кто-то странный заглянул ко мне в окно. На ладони появилось ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло. Будто руку протянуло тонкий лучик золотой. И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной. Смотрите, какое яркое и весёлое солнышко заглянуло к нам. Как оно нам улыбается. Давайте и мы друг другу подарим свои улыбки

Ребята, к нам на электронную почту поступило сообщение. Вы хотели бы узнать, что там? Да это добрые Феи прислали нам сообщение. Оказывается у них беда (показ слайда 1-3) . На их Долину фей налетел сильный ураганный ветер и разбросал маленькие домики фей по всей долине . Ребята, а вы любите этих героев? За что? А хотели бы вы им помочь?

А как же нам найти эту долину ? Как вы думаете, чем пользуются люди, когда отправляются в путешествие , что им помогает?

Дети. Карта.

Воспитатель. Вот и наши волшебницы прислали нам карту, как нам добраться в сказочный лес .

Обратите внимание , что на карте есть знаки. А вы знаете, что это за знаки?

Дети : Дорожные знаки.

Воспитатель : А какую роль они выполняют на дорогах, подскажите мне? А как думает Ваня? А Лиза? А кто думает иначе?

Воспитатель. Добрые феи побеспокоились, чтобы мы не сбились с дороги, и чтобы были предупреждены об опасности. Надо отправляться в путь. А на чём мы будем передвигаться? (Дети предлагают свои варианты) . Чтобы это узнать, нам предстоит разгадать зашифрованный рисунок.

Выполняется графический диктант

Возьмите волшебные карандаши и слушайте, куда нам надо передвигаться. Что получилось у Вани? А что нарисовал волшебный карандаш Киры? На чём поедет Вероника? Дорисуйте машине двери и колеса.

Воспитатель. Вот теперь мы готовы. Для того чтобы машина поехала, нам нужно ответить на вопросы. «Какое сейчас время года? Какой день недели? Какой месяц?» и посчитать от 1 до 10.

Вот теперь мы можем двигаться вперед.

Машина везет нас и не устает,

Посмотрите ребята впереди знак, который перегородил нам путь. Подскажите, пожалуйста, о чём он нам говорит? А как думает Артём? А Лиза?

Воспитатель : Этот знак предупреждает, что впереди крутой поворот. А чтобы продолжить путь нам надо выполнить задание. Для этого надо найти конверт с этим знаком. Ваня, помоги мне найти этот конверт. (Ребёнок выбирает нужный конверт) .Вам интересно, что в этом конверте? Илья, посмотри, что там.

Дети. В конверте какие –то линии.

Воспитатель. Саша, тебе знакома эта линия, а тебе Софья?

Дети называют линии. Проводится игра «Назови линии» .

А вот и первые домики нашлися. Путь открыт. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог, впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

Осторожно, тормозите ребята. Я вижу знак, только не вспомню, как он называется. Нужна ваша помощь. Саша, ты мне подскажешь? А Лиза знает этот знак? (Ответы детей ) .

Воспитатель. Этот знак «Главная дорога» . А что вы знаете про этот знак? Вы его видели у нас в посёлке? Надо найти конверт с очередным заданием, помоги мне, пожалуйста, Рита. (Ребёнок находит конверт) . Ребята, в конверте какие-то схемы и пирамидки. Кто знает, что надо сделать? (Надо раскрасить кольца пирамидки согласно схеме) .

Задание «Распиши пирамидку» .

Воспитатель. Вот и с этим заданием справились. Смотрите ребята, вот ещё два домика нашлись. Сколько же всего мы уже нашли их?

Дети. Четыре.

Воспитатель. А как считает Артём, Валя правильно посчитала? Целых четыре домика мы с вами нашли. Поехали дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Что-то там впереди опять. Что вы видите ребята?

Дети. Знак дорожный.

Воспитатель. Ребята, подскажите, какой?

Дети. Место отдыха.

Воспитатель. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети. Отдохнуть.

Физминутка. Мультзарядка

Воспитатель. Смотрите ребята, ещё обнаружились домики, целых два. Кто уже подсчитал, сколько домиков у нас всего? А у Киры сколько получилось? А какой результат у Толика? Какие мы молодцы, и отдохнули и домики нашли. Отправляемся дальше.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает.

Нажимайте на тормоз, нас встречает знак. Кто узнал его?

Дети : Знак внимание.

Воспитатель. Может кто-то хочет рассказать об этом знаке.

Ответы детей .

Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали про этот знак. Будем внимательны и найдём конверт с этим знаком и заданием. Валера уже нашёл его.

Игра «Реши задачу, не ошибись» .

Задача № 1

«На большом диване в ряд Куклы Танины сидят : 2 матрёшки, Буратино, И весёлый Чиполлино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки. (3)

Задача № 2

«Во дворе гулял павлин, Подошёл ещё один, 2 павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами!» (4)

Задача № 3

У бабушки Даши внучка Маша

Кот, Петушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

Воспитатель. Какие вы были внимательные и поэтому не ошиблись ни разу. (На экране высвечивается домики) . А вот и пропажа, ещё домики. Сколько уже их нашлось, ребята?

Дети : Восемь.

Воспитатель. Ребята, мы с вами всё ближе и ближе. Уже видна долина фей . Будьте осторожны впереди вновь знак. Кто уже увидел его? Дима, а как ты думаешь, что это за знак?

Воспитатель. Ребята, нам надо собрать яблоки в корзинку , решив пример, в сумме который даёт 5. Только не обгонять друг друга (ведь знак нас предупреждает, дать высказаться друг другу.

Игра «Собери яблоки в корзинку» .

Воспитатель. Ребята. Смотрите, мы с вами нашли ещё два домика. А вот и долина фей . Вы видите домики? Вы хотите помочь жителям этой долины . А как это сделать, кто знает?

Дети. Надо используя схемы расположить домики фей.

Воспитатель. Ребята, выбирайте схемы и домики, которые мы нашли и верните их на свои места. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Ура! Все домики на месте. Какие вы ребята настоящие друзья. Сразу согласились помочь феям, выполнили все задания, восстановили домики. Как радуются фей. Ребята, феи хотят знать, как труден был путь к ним. Какие задания вы выполнили?

Ответы детей .

Воспитатель. Что было интересного?

Что было ново?

(ответы детей )

Воспитатель. А теперь нам надо вернуться обратно в наш детский сад . Закроем глаза и посчитаем все в обратном порядке от 10 до 0 . Да, ребята, вы молодцы! Я была в вас уверенна! И за ваши подвиги феи вам говорят спасибо. Они передали вам на память сувениры о сегодняшней встрече.

Публикации по теме:

Игровая образовательная ситуация по аппликации. «Кораблик из салфеточных шариков». Активизировать и разнообразить технику работы с салфеткой:.

Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Игровая образовательная ситуация по формированию знаний о геометрических фигурах «Пригласительный билет» (младшая группа) Игровая образовательная ситуация на тему: «Пригласительный билет».(младшая группа) Цель: развивать умение детей различать геометрические.

Игровая образовательная ситуация по математическому и сенсорному развитию детей второй младшей группы «Бусы для мамы» Игровая образовательная ситуация № 1. Бусы для Мамы. Программное содержание Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Подготовительная группа

Проблемные ситуации

Ситуация

Если расстроилась твоя подруга (друг), что нужно сделать, как помочь?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие.

У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь?

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход.

Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?

Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей?

Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий.

Плачет девочка, как её успокоить?

Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников.

Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека.

Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил?

Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов.

Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение?

Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка?

Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию.

Если в театре выключили свет, твои действия?

Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах.

Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался?

Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой

Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность.

Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия?

Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.

Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь?

Развивать трудолюбие,ответственность, доброжелательность.

Оделись на прогулку,Артем забыл варежки дома…

Развивает отзывчивость к другим,сочувствие.

На занятии достались новые краски не всем,как быть?

Учит не быть жадным по отношению к другим.

За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить…

Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных.

Тебе хочется побегать поиграть,а мама приболела.

Сопереживание, по отношению к близким.

Тебе очень понравилась игрушка в магазине …

Развивает терпение.

Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать?

Умение находить выход из ситуации.

Тебе хочется завести домашнее животное…

Чувство ответственности:«Мы в ответе за тех кого приручили..»

К тебе прилетел Карлсон-проказник,как ты его встретишь?

Развивать чувство доброжелания.

Тебе хочется мороженое,а мама не разрешает..

Понимание по отношению к близким

Твой друг упал,а другие смеются…

Сочувствие сопереживание к близким.

У друга нет носового платочка, надо ли ему дать?

Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким.

В автобусе нет свободных мест,а тебе очень хочется сесть

Развивает терпение

Дети были на весеннем лугу,и всем захотелось сорвать цветы,можно ли?

Развивает чувство ответственности

Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку.

Представление о способах поддержания родственных связей(переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу.

Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой?

Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях.

Каким я вижу себя в будущем?

Кем хочу стать?

Представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания. ,строительство, сельское хозяйство), и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование).

Где работают твои близкие, родственники и кем?

Представление о ценности труда родителей и близких родственников

Жизнь детей разных стран.

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям).

Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?

Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками.

Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним.

Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа?

Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении.

Если бы я был воспитателем?

Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр.

Догадайся, почему возникло такое настрое?

Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых.

Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом?

Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге.

Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова.

Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.

Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг

Реагирование на негативные действия других детей, их последствия

Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд; кто страшный,и кто красивый. (стр.20)

Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать.

Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему?

Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта.

« Как подружить Лису и Журавля?»

Развивать коммуникативные отношения.

Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр.41)

Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза.

«Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр.41)

Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом.

«Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон - громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?»

Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять.

«Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?»

Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым

Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча?

Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается.

«Что бы вы попросили у золотой рыбки?»

Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям.

«Какой путь ты выберешь?»

Прямо пойдешь - встретишь старушку, которой нужно помочь

Налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку.

Направо - найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям.

Мальчик - инвалид сидит в коляске, но хочет поиграть с вами в мячик.

Как быть?

Приучать детей даже в ущерб себе помогать слабым (чувство доброты).

«Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?»

Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам.

«Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр.124)

Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать.

Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться?

Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться.

Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела).

Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле.

Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр.85)

Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства.

1.успокоить, угостить конфетой.

2.помочь найти дорогу.

3.посмеяться над ней.

4.пройти мимо.

Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда.

«Скучен день до вечера коли делать нечего!»

1.Вы скучали когда- нибудь?

2.Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр.91)

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение.

«Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?»

Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы.

«Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?»

Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе.

Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр.109)

Воспитывать чувство щедрости.

Что такое страх?... Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то:

Можно упасть с балкона

Впустить в квартиру преступника

Попасть под машину;

Обжечься

Затеять пожар

Быть укушенным собакой. . (стр.115)

Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков.

Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки?

1.Где живется животным лучше?

2.Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка?

3.Чего нельзя делать в зоопарке?

4.Чтение рассказа «Медвежонок заболел»

5.Рассказ воспитателя об охране белых медведей

6.Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр.150)

Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке.

«Что мы можем сделать для леса?»

1.Рассматривание серии картин

«Что случилось с мальчиком?»

2.Чем лес помогает нам?

3.Чем мы поможем лесу?

4.Чтение письма Лесовичка.

5.Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр.141)

Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать.

Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга.

Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться.

Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?..

Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать.

Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите?

Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех.

Если вы читаете это сообщение, значит регистрация прошла успешно и вы можете начать вести свой сайт