Как животные дрессируют нас. Негативное подкрепление

Воспитывая ребенка, родители сталкиваются с множеством трудностей. Единых правил для каждой семьи нет и быть не может. Но на помощь всегда придет метод положительного и отрицательного подкрепления поведения, когда выполняя что-то правильно, ребенок получает похвалу или другое достойное моральное вознаграждение. И наоборот, совершив проступок, следует наказание или иная форма негативной оценки.

Правила манипуляции берут начало в теории научения. Суть ее состоит в том, что те действия, которые так или иначе удовлетворяют родителя, нужно подкреплять, а те, которые не устраивают, - не подкреплять.

Многие родители интуитивно пользуются этим правилом, однако регулярно совершают ошибку, полагая, что наказывают ребенка, а на самом деле лишь негативно его подкрепляют.

О формировании поведения методом подкрепления и пойдет речь в этой статье.

Плохое поведение как следствие неверного воспитания

Считается, что все так называемое плохое поведение ребенка - это следствие неверных воспитательных действий родителей.

Ребенок захотел, чтобы ему купили игрушку в магазине. Он впервые тихонько похныкивает. Мама на это не реагирует. В следующий раз ему игрушка понравилась настолько сильно, что он зарыдал отчаянно. Народ стал останавливаться и косо смотреть на мать. Чтобы прекратить назревающий скандал, она покупает игрушку. Мать научила ребенка тому, что нужно не тихо похныкать или шепотом попросить, а орать так, чтобы всем вокруг мало не показалось.

Подросток курит. Отец его выпорол. Ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал. Результат: отец научил ребенка курить так, чтобы не попадаться.

Мальчик лет шести врывается в трамвай, расталкивая других пассажиров, садится на сиденье. Рядом становится его бабушка, стойко охраняющая внука от любых происков других пассажиров. Ребенок давно научился тому, что у него есть право сидеть в трамвае. Никто и никогда не сказал ему, что у бабушки тоже есть такое право и что он уже обязан уступать место маме и бабушке (и всем другим женщинам старшего возраста).

Ребенку уступают место в трамвае. Но он начинает хныкать и нудеть, что хочет сесть у окна. Сердобольные бабульки тут же освобождают место. Ребенок успокаивается и начинает глядеть в окно, грязными сапогами упираясь в одежду пассажиров. Взрослые не подумали о том, что научили малыша попирать права других, а точнее - вообще не интересоваться ими.

Но есть родители, которые осуществляют воспитание детей иначе. Когда их ребенку уступают место, они отвечают, что их мальчик - будущий мужчина, а потому он постоит, чтобы сели другие люди, больше заслуживающие это место. Значит, можно обучить ребенка тому, чтобы он уважал других людей и тем самым научился уважать себя (стоит напомнить, что уважение к другим - необходимое условие самоуважения, личностного роста, а в дальнейшем - умения любить).

Все это - примеры манипуляций детей, которые позволяют или не позволяют делать взрослые. Позднее маленькие манипуляторы вырастают в больших монстров, управляющих своими близкими. Тогда последние начинают искать того врага, который во всем виноват и на которого стал похож их ребенок. Часто их обвинения обрушиваются на другого родителя или его родственников.

Как соблюсти ту замечательную середину, при которой у ребенка будет детство, но он вырастет ответственным и сочувствующим? Как не путать наказание и отрицательное подкрепление?

Если после некого действия родителя, то или иное поведение ребенка прекратилось - родитель наказал ребенка. Наказание - то действие, после которого определенное поведение ребенка исчезает.

Если действие изменилось, но продолжилось (ребенок стал курить так, чтобы отец этого не замечал) - взрослый негативно подкрепил ребенка.

Метод негативного и позитивного подкрепления при воспитании ребенка

Проблема состоит в том, что подкрепление может быть позитивным и негативным. Девочка вымыла посуду, мама погладила ее по голове и сказала: «Надо же, у меня помощница растет». Это пример положительного подкрепления, а потому более чем вероятно, что девочка будет и дальше мыть посуду по собственной инициативе.

Но мама могла отреагировать иначе: «Надо же, впервые догадалась посуду помыть, да даже этого не смогла! Теперь все перемывать». Это негативное подкрепление, и, скорее всего, дочь не только больше не станет добровольно мыть посуду, но и вообще инициативу забудет проявлять. А родитель будет удивляться, откуда взялся такой ленивый ребенок, если сама мама всегда была активисткой.

При отрицательном подкреплении взрослый научает ребенка избегать неприятных событий. В данном случае - негативной оценки своих действий. Но большинство детей избегает крика родителей, поэтому перед их приходом быстро готовят кое-как домашнее задание или прибирают в комнате, рассовывая вещи по углам.

Подкрепление поведения - это действие, усиливающее предыдущее действие. А действие, исключающее некое поведение, - наказание. Вспомним пример с курением. Мальчик курит. Отец берет его с собой на занятия в спортивный зал или на футбол (любое спортивное мероприятие). Он общается с ребенком, знакомит с друзьями и детьми друзей, которые не курят и заботятся о здоровье. Мальчик перестает курить. Отец не стал подкреплять курение, но показал другой образ жизни и подкрепил его.

На этом примере отрицательного подкрепления и наказания видно, что ошибки связаны с тем, что взрослые совершают действия, которые впоследствии не соотносят с результатами. Они ведут себя так, как будто ребенок может чему-то научиться по волшебству. Сами родители забыли, как их учили разным навыкам, и им иногда кажется, что они многое освоили самостоятельно. Если вы делаете нечто, а поведение ребенка не меняется, значит, своими действиями вы лишь подкрепляете его поступки, а вовсе не наказываете его.

Ваши дети «стучат» друг на друга? Значит, кто-то в вашей семье поощряет ябедничество.

Ребенок не делает домашнее задание без вас? Значит, он знает, что с вами сделает быстрее и правильнее. И вы, понимая, что он не выспится перед школой, в 12 часов ночи сами решаете за него задачу, подкрепляя его несамостоятельность. Ему остается только переписать ее не задумываясь.

Ребенок настаивает на том, что сначала поиграет на компьютере, а потом займется делом? Значит, на кого-то в вашей семье это действует и после нудных приставаний «слабое звено» соглашается, лишь бы малыш от него отстал.

Ребенок не хочет заниматься спортом. Но занимаетесь ли спортом вы сами? Ходите ли вы с ребенком на спортивные занятия?

Младшего ребенка перед сном не отогнать от компьютера? И он не идет спать? Но ведь это его родителям выгодно, чтобы он тихо играл на компьютере, пока они вечером заняты своими делами.

Зачем вообще вечером ребенку компьютер, если дошкольник все может делать вместе с мамой: и ужин готовить, и прибирать в квартире? Он может быть активно включен в реальную и интересную деятельность по преображению квартиры в волшебное гнездышко, где все любят друг друга, заботятся о близких и готовят ужин не потому, что обязаны его готовить, а потому, что любят тех, для кого готовят.

За это время он расскажет близким о том, что происходило в детском саду. А они подскажут ему, как лучше наладить . Можно всем вместе сочинить сказку. Только это потребует от взрослых дополнительных душевных сил, которых, как им казалось в начале вечера, просто нет. Но стоит родителям перестать монотонно выполнять свои обязанности по дому, думая при этом о том, как приятно было бы сейчас посидеть в Фейсбуке, а вместо этого организовать игру «Мы волшебники, преображающие наш дом», как силы тут же появятся. Ощущение себя в роли творящей феи существенно отличается от ощущений всеми терроризируемой Золушки.

Если же мы посадили ребенка за компьютер и не научили получать удовольствие от реальных дел, то на каком основании мы потом будем его от этого отрывать? Он ведь не научился готовить ужин и прибирать квартиру не с ненавистью, а с удовольствием. Он умеет только жать на кнопки и вызывать к жизни яркий мир иллюзий, заманчивый и легко управляемый даже малышом.

Как только взрослый поймет, что сон ребенка - это свободное время, он начнет делать все, чтобы дошкольники и младшие школьники были в постели в 9 часов вечера. Но если ребенок знает, что у родителей есть невидимая кнопка, нажав на которую можно не спать до 12 часов ночи, то, конечно, он будет нажимать на нее.

Если ваш ребенок с безысходностью будет осознавать, что ложиться спать можно только в девять вечера и других вариантов нет, он будет ложиться спать в это время. Главное, чтобы вы об этом помнили.

Семья - это только идея, миф. Миф о том, что некая группа людей вместе живет и вместе же смотрит на мир определенным образом. Но всякий миф должен поддерживаться ритуалами - совместной деятельностью.

А потому в дружной семье и ребенку, и младшему школьнику, и подростку есть чем заняться по вечерам вместе с родителями: обсудить возникшие проблемы, получить дельный совет и т. д. Но для этого вечером, пока дети не легли спать, они должны вместе со всей семьей заниматься делами, общаясь с другими. Пусть кто-то готовит ужин, кто-то накрывает на стол, а кто-то помогает прибрать все так, чтобы утром можно было встать в чистоте. После ужина стоит сесть и почитать книгу, которая задана для чтения старшему ребенку. Каждый сможет высказать мнение по поводу действий героев и сформировать собственное мнение в процессе дискуссии, а вы заново окунетесь в свое детство и посмотрите на себя и на мир другими глазами - глазами ваших детей. Возможно, это расширит границы вашего видения, принесет в дом покой и взаимопонимание.

Когда-то говорили, что отдых - это смена деятельности. Переход всех членов семьи от рабочей деятельности к домашней не только станет восприниматься как отдых, но будет таковым и являться.

Конечно, бывают моменты, когда кто-то из родителей учится, уезжает в командировку и т. д. Наконец, все могут уставать. Тогда уставший честно признается в этом, и его близкие ведут себя тихо, создавая условия для отдыха. Семья, в которой никто не встречается хотя бы раз в день за столом или на общем диване, чтобы пообщаться, постепенно перестает быть семьей. Она превращается в группу людей, где каждый действует за себя, а не вместе со всеми. А действие за себя - это всегда манипуляция.

Очевидно, что это идеальная картина, когда дети и родители готовы к общению и не испытывают усталости. Обычно вечером собирается уставшая команда игроков. Тогда манипуляции неизбежны, поскольку желания различны и нужно успеть загнать другого в угол, пока туда не загнали тебя. Дети здесь справляются лучше, и они быстрее побеждают родителей точно рассчитанными капризами, нытьем и истериками.

Как работает метод подкрепления поведения

Проблема состоит в том, что негативное и позитивное подкрепление поведения человека работает различным образом. Негативное подкрепление надежно работает всегда. Повесьте ремень на спинку стула ребенка, орите, как будто вас режут: это работает надежно. Только после этого противно общаться всем, да и сам родитель ощущает абсолютную некомпетентность и опустошенность.

Позитивное подкрепление требует творчества со стороны тех, кто его использует. Нужно менять и его силу, и способ. Потому-то одно и то же положительное подкрепление перестает со временем работать: если каждый день говорить ребенку, что он молодец, он начет воспринимать это как вежливые слова «здравствуйте», «до свидания» и т. д.

Кроме того, пытаясь применить наказание, родители часто путают его с отрицательным подкреплением, и примеров тому немало.

Наказание не связанно с унижением, болью, душераздирающим криком, хлопаньем дверью с обещанием сдать ребенка в детский дом. Все это - негативное подкрепление, а значит, после этого ребенок предпримет все усилия, чтобы вы так себя не вели: не орали, не топали ногами, не угрожали разными страшными вещами (при этом на душе у него будет неспокойно, а накопленный негатив может быть реализован не сейчас, а потом, когда вы станете слабыми и захотите к себе человеческого отношения).

Наказание состоит в том, что вы садитесь рядом с ребенком и говорите ему, что его действия причинили вам боль. Вы рассказываете ему, как нужно было поступить, чтобы не совершить подобной ошибки. Если у вас теплые отношения с ребенком, он, скорее всего, так больше вести себя не будет.

Каждый раз, когда вы орете и топаете ногами, вы обучаете ребенка тому, что, когда становится плохо, нужно снимать напряжение за счет самого слабого. Он обязательно этому научится, поскольку вы регулярно будете подкреплять эту модель поведения. Но в то же время вам стоит помнить, что он будет взрослеть, а вы - стареть. И когда-нибудь он начнет орать, топать ногами, а вы не сможете ответить, потому что будете более слабыми.

Однако все не так просто. Есть правила, которые необходимо соблюдать для получения нужного эффекта. Подкрепление желаемого поведения и наказание должны следовать за проступком «сразу». И чем младше ребенок, тем скорее он должен их получить.

Ребенок трех лет падает на дорогу от усталости и утверждает, что дальше идти не может. Вы берете его на руки и несете до дому. В следующий раз он обязательно упадет, утверждая, что уже умер. Вы же сами научили его, что в этом случае его возьмут на руки!

Вы не должны подкреплять действия, которые вам не нужны. А потому в подобной ситуации вы говорите, что согласны подождать, пока малыш отдохнет, а потом пойдете с ним вместе домой.

Конечно, торопясь, вы можете взять ребенка на руки и принести домой, а потом угрожать и наказывать различными способами. Но эти угрозы не помогут: они слишком удалены от события, а исполнение их постфактум будет восприниматься как несправедливость.

Вообще, планируя досуг с ребенком, никогда не ограничивайте себя во времени. Иначе вы будете связаны временем, а ребенок - нет. Вы будете нервничать и совершать необдуманные поступки. Отправляясь куда-либо с ребенком, подумайте о том, сколько он сможет пройти пешком сам. Возьмите с собой велосипед или любое другое средство передвижения, которое позволит ему двигаться самостоятельно, а не на ваших руках.

Маленький ребенок не чувствует вашу боль и собственную тяжесть. Чтобы начать их чувствовать и сопереживать вам, он должен пережить это состояние сам. Если вы не позволите ему устать, как он узнает, что вам тяжело его таскать?

Помните, что негативное подкрепление работает надежнее, чем позитивное, и при этом оно намного проще в исполнении. Но оно препятствует теплым отношениям между вами и вашими детьми. Стали вы человеком или нет, вы сами оценить не сможете. Надо спросить, как оценивают жизнь с вами те, кто рядом.

Негативное подкрепление может быть всегда одинаковым. И оно всегда надежно работает. Чтобы вы не выпороли и не орали, ребенок будет перед вашим приходом быстро размазывать грязь по полу, наспех мыть посуду или ускоренно делать уроки. Он не будет это делать по внутреннему желанию: вы не научили его получать радость от своей деятельности, потому что сами моете полы и окна с безысходностью, а на работу ходите, как на каторгу. Чтобы не слушать нотации, крики и вопли, ребенок готов кое-как привести свою комнату в некое соответствие с вашими требованиями вне зависимости от собственных желаний.

Необходимо помнить, что человек рождается с полным набором негативных эмоций: гнев, страх и отвращение уже представлены в его арсенале эмоциональной экспрессии. Но весь спектр позитивных эмоций в нем должны сформировать те, кто за ним ухаживает. Завораживающая взрослого улыбка ребенка появляется на третьем месяце жизни. Чем шире спектр позитивных эмоций у родителей, тем шире он у их детей.

Более того, природа устроила так, что мы бываем счастливы лишь мгновение. Человек не может переживать счастье годами. Он может годами переживать горе. Это важный эволюционный механизм, который заставляет живое существо всегда двигаться вперед.

Именно поэтому нужно менять систему положительного подкрепления.

Позитивное подкрепление требует творчества от того, кто его выбирает. Чтобы механизм работал, нужно поощрять каждый раз иначе. Любовь - это всегда творчество и разнообразие. Как только она превращается в рутину, чувство исчезает. Лишь ненависть однотипна, проста и сегодня может не отличаться от того чувства, что было год назад. Ненависть и созидание - две вещи несовместные, что было отмечено нашим главным поэтом.

Чтобы подкрепление положительного поведения было эффективным, оно не должно быть очень большим. Вспомните дрессированных медведей в цирке: прокатившись по арене на велосипеде, они получают маленький кусочек сахара. Если бы они получали мешок сладостей, то, скорее всего, забыли бы про сидящих в зале людей, заплативших за зрелище, и принялись за лакомство. С ребенком в случае манипуляции все должно происходить примерно так же, только величину этого воображаемого сахара надо менять, чтобы ребенок был в тонусе.

Именно поэтому, используя метод позитивного подкрепления, нельзя стимулировать правильное поведение ребенка деньгами, поскольку величину оплаты придется постоянно увеличивать, чтобы ему было интересно играть с вами в эту игру. И если в первом классе ему будет достаточно 10 рублей, то в конце одиннадцатого класса может потребоваться мерседес. Даже если у вас есть такие возможности, стоит помнить, что когда-нибудь платежные способности родителя могут перестать соответствовать возрастающим потребностям ребенка (которые, стоит заметить, взлелеял сам взрослый).

Положительное подкрепление должно:

  1. Следовать сразу за поступком ребенка.
  2. Меняться по величине и качеству.
  3. Иногда быть случайным.

Метод случайного подкрепления поведения

На помощь всегда придет форма случайного подкрепления поведения. Например, ребенок месяц получал хорошие оценки, и вдруг в воскресенье родители объявляют: «Так хорошо было целый месяц - никаких проблем с учебой! Завтра пойдем в Макдоналдс». Или в другое место, о котором мечтает ребенок. Просто посидеть в кафе. Главное, чтобы для него это было приятно и неожиданно. В следующий раз можно придумать что-то другое, но ребенок не должен знать, что это будет и когда. Так у него неосознанно сформируется представление, что его последовательное адекватное поведение внезапным образом заканчивается хорошими вещами. При этом он знает лишь о вероятности события.

Лучше вообще не интересоваться оценками ребенка. Он не должен ждать, как оценит его действия учитель, а хотеть получить знания и уметь самостоятельно оценивать, насколько он усвоил то, что предлагается в школе. Следовательно, родитель должен подкреплять в ребенке не желание получать оценки, а желание познавать мир и самому отвечать за свою . Потому, когда малыш приходит из школы, взрослый должен спрашивать его не о том, какой балл он получил, но о том, что он узнал. Позже, вечером, родитель может заглянуть в учебник, проявить интерес к тому, что изучается, вспомнить новый факт или вместе найти в Интернете что-то, что будет интересно всем.

Стоит подчеркнуть, что ребенку нужно всегда объяснять причины собственного недовольства.

Дети и родители по-разному оценивают то, что происходит в семье, а потому детские обиды, привнесенные человеком во взрослую жизнь, обычно связаны с непониманием того, за что он некогда был наказан. Маленькие дети злятся на родителей и, становясь старше, уже в подростковом возрасте часто отказываются принимать поощрение, поскольку воспринимают его как плату родителей за то, что те орали и топали ногами в момент наказания.

Правило: чтобы понять, подкрепили вы поведение ребенка или наказали, проверьте результат. Если такое поведение исчезло, значит, имело место наказание, если осталось - негативное подкрепление и, следовательно, необходимо менять тактику.

Пользуясь манипуляцией, стоит помнить, что в большом объеме она разрушает отношения с ребенком.

Многие современные родители дезориентированы простыми формулами о том, что у детей есть права и что у ребенка должно быть детство.

У ребенка действительно есть права, и у него должно быть детство. Но у него ровно столько же прав, сколько обязанностей, как и у всех остальных членов семьи. И если родители имеют больше обязанностей, у них соответственно и прав больше. Пока у ребенка нет ни одной обязанности, у него есть лишь право на жизнь и защиту, здоровье и обучение. Но когда он начинает получать знания, появляется обязанность учиться, а когда его лечат, на него тут же ложится обязательство сохранять свое здоровье и поддерживать его.

В огромном числе современных семей у детей есть лишь права, а у родителей - обязанности. В этих условиях не будут работать никакие методы воспитания. Только методы манипуляции, когда родители загоняют ребенка в угол, чтобы он хоть что-то делал, а ребенок манипулирует родителями, пытаясь их разобщить, чтобы по отдельности вить из них веревки.

Очень важно, чтобы с момента рождения ребенок ощущал меру своей ответственности за круг социальных явлений, на которые он имеет право.

Он имеет право смотреть телевизор сколько угодно, если у него есть обязанность самостоятельно вставать по утрам и идти в детский сад. Если его утром будит мама, то у мамы есть право выключить телевизор в 9 часов вечера и уложить малыша спать.

У ребенка есть право иметь игрушки, если у него есть обязанность каждый вечер складывать их в коробку. Знание своих прав и обязанностей он должен получать с того самого момента, когда встанет на две ноги и начнет самостоятельно осваивать мир.

У ребенка есть право поиграть на компьютере, если он уже выполнил свои обязанности и сделал все уроки. Очень важно, чтобы у него не было возможности сначала реализовать право и лишь затем заняться обязанностями.

Было время, когда даже в воздухе не носилось идеи нечто просить у родителей. В послевоенных условиях каждый чувствовал, что, прося что-то для себя, он словно отнимает это у кого-то другого. Уважающий себя ребенок пяти лет четко осознавал это.

Объяснение малышу его прав и обязанностей не должно быть эмоциональным: вы же не говорите трагично, что наступила зима или идет дождь. Так устроен мир, и мы принимаем его устройство как данность. Ребенок с самого раннего возраста (не позднее одного года жизни) должен четко понимать, что все имеет свою оборотную сторону: если он поиграл с мамой, ему нужно убрать игрушки (это не значит, что в год необходимо все правильно сложить: конечно, мама ему помогает, но у него не должна сформироваться идея, что он в этом процессе не участвует).

То же самое касается школы: ребенок должен знать, что обучение - это его право, которое подразумевает обязанность готовиться к урокам и делать домашние задания. И стоит осознать, что если он имеет право на отдых, то такое право есть и у его родителей.

Конечно, жизнь малыша не должна превращаться в казарму. И если завтра вся семья отправляется в развлекательную поездку, то какие-то обязанности можно отложить на потом. Однако подобные исключения нужны для того, чтобы подтверждать правило и свидетельствовать о том, что все члены семьи ценят эти совместные действия, любят друг друга и им радостно быть всем вместе.

Очень важно , чтобы ребенок любого возраста понимал, что умывание, прием пищи по часам, употребление полезных продуктов, одежда по погоде, поведение в общественных местах, соответствующее социальным нормам, и выполнение определенных обязанностей - это безысходность. Во всем остальном у ребенка есть абсолютная свобода быть уникальной творческой личностью, которую ограничивает только полет собственной фантазии.

Статья прочитана 616 раз(a).

Мы с вами выяснили, почему наказания не только неэффективны с точки зрения воспитания, но и вредны. А также мы начали разговор о том, какие есть более действенные способы исправить поведение ребенка.
Мы выяснили, что все методы воздействия на поведение другого человека можно разделить на 7 видов. Если не считать уже скомпрометировавшего себя наказания. Мы разобрали первые 2 метода воздействия:
1. Избавиться, когда вы физически устраняете источник неприятностей
2. Угашение, когда вы даете нежелательному поведению исчезнуть самому по себе.
А сегодня мы с вами узнаем об остальных 5 способах исправления поведения без наказаний. В прошлой статье мы начали говорить о подкреплении. Это весьма действенный метод влияния на поведение.


Метод 3 Подкрепление

Подкрепление может быть отрицательным и положительным. Важно не путать с наказанием и поощрением. Давайте сравним.

Наказание: Представьте себе ситуацию: дочка выкроила себе платье из шелкового занавеса. Увидев ваше расстроенное лицо, она уже и сама поняла, что поступила неправильно. И уже сама пожалела об этом. И наказание никак не отменит случившегося и не поможет вернуть занавес.

Т.е. ребенок совершенно беспомощен перед наказанием , ведь он не может изменить прошлое.

В такой ситуации, когда все уже случилось, вместо наказания гораздо уместнее взять себя в руки. Вспомнить, что в действиях ребенка не было злого умысла. Спокойно объяснить, что вы расстроены утратой занавеса, и как следует в будущем поступать, если захочется сшить себе платье.

Подкрепление: Представьте себе: ребенок забрался в обуви на диван. Вы нахмурили брови и строго сказали, что залезать на диван в обуви нельзя. Сердитое лицо и строгий голос - это неприятный сигнал, отрицательное подкрепление .

Ребенок снял обувь или слез с дивана. Ваше лицо тут же смягчилось . Никто не в обиде.
Т.е. ребенок может своими действиями прекратить неприятный сигнал. Ребенок может контролировать ситуацию. Это дает ему чувство уверенности и учит, как вести себя, чтобы не получать от вас неприятных сигналов.

Для ребенка его поведение четко связывается с вашей негативной реакцией . В дальнейшем, возможно, вам даже не потребуется что-либо говорить, вы только нахмурите брови, и ребенок сам прекратит нежелательное поведение. Правда, нельзя гарантировать, что оно не будет совершаться в ваше отсутствие.

Подкрепление - это нечто приятное в случае положительного подкрепления или неприятное в случае отрицательного подкрепления, совпадающее по времени с поведением, на которое вы хотите повлиять.

Отрицательное подкрепление используется, когда вы хотите, чтобы поведение прекратилось, и положительное - чтобы данное поведение было чаще.
Что действительно важно при использовании этого метода, так это своевременность . Отрицательный сигнал совпадает с нежелательным поведением и прекращается сразу, как только ребенок перестал делать то, что вам не нравится.

Подкрепление - это современный метод, который сейчас все более активно используют тренеры, в том числе спортивные, получающие прекрасные и быстрые результаты у своих учеников. И к сожалению, этот метод пока очень мало используется в обычной школе.


Ура! Мы, наконец, переходим к добрым методам!

Пример положительного подкрепления
Спортсмен во время тренировки делает удачное движение и мгновенно слышит одобрительный возглас тренера. И этот удачное движение таким образом закрепляется.
Также и с ребенком: когда он делает то, что вы одобряете, Вы отвечаете чем-то приятным для него: улыбаетесь ему, обнимаете, говорите добрые слова, разрешаете поиграть, или играете с ним вместе, угощаете вкусненьким и т.п. В зависимости от ситуации.

И опять - главное - своевременность . Т.е. подкрепление должно происходить именно в тот момент, когда ребенок сделал что-то желательное.

Кстати, мы часто не обращаем внимание, когда ребенок делает что-то хорошо. Вроде бы так и надо, о чем тут думать. Вот когда плохо, мы сразу видим! Если мы хотим использовать эффективные методы воспитания, нам нужно развивать большую внимательность к ребенку.

Но, разумеется, использовать подкрепление можно относительно того поведения, которое встречается хоть иногда. Например, если ребенок никогда не застилает постель, то и подкрепить это поведение нет возможности.


Метод 4. Поведение, несовместимое с нежелательным

Займите ребенка чем-то другим более приятным, тем, что ему будет интереснее.

Для этого, разумеется, вам тоже понадобится внимательно присмотреться к тому, что происходит с ребенком.

Например, ребенок шумит и бесится.

  • Может быть ему требуется физическая разрядка
  • Может быть, ваше внимание
  • А может быть он просто развлекается таким образом.

В зависимости от этого предложите ему:

  • Вместе с вами сделать зарядку или спойте вместе песню.
  • Предложите ему перекусить
  • Переключите его на что-то, чем он с удовольствием занимался бы.

Метод 5. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу

А в дальнейшем вы перестанете давать этот сигнал .

Есть притча про мудрого старика, который ценил тишину и покой. Рядом с его домом повадилась играть шумная компания детей.
Однажды старик вышел к детям и дал им по монетке, сказав, что ему очень нравится слушать их веселые крики. И на следующий день он им снова дал по монетке. Так продолжалось некоторое время. А затем старик вышел к детям и сказал, что у него больше нет для них денег. Дети ответили: «Мы что идиоты - кричать для тебя бесплатно?» и ушли.

Ребенок шумит и бесится. Предложите ему вместе с вами по команде устроить как можно больший шум. Сделайте так пару раз по команде. Во-первых, это весело, и необычно. Во-вторых, такое занятие требует много энергии и утомляет довольно быстро. А потом не давайте такую команду.

Или ребенок устраивает в комнате беспорядок, разбрасывает свои вещи. Договоритесь устроить по команде за 5 минут как можно больший беспорядок в комнате. Возможно, ребенок раньше вообще не замечал своих раскиданных вещей. Теперь заметит. После того, как он (возможно с вашей помощью) наведет порядок, не давайте больше таких команд.

Да, тут нужна определенная смелость и фантазия. Конечно, воспитание детей - это вызов, и требует творческого подхода.

Метод 6. Подкрепление смены поведения

Вы подкрепляете любое другое поведение, кроме нежелательного.
Например, ребенок выпрашивает у вас дорогой подарок, который вы не собираетесь делать, и уже сообщили об этом. А он ноет и ноет.
Вы не реагируете на его нытье, (применяете метод угашения)

При этом важно именно не реагировать. Никак. А не демонстрировать свое нежелание обсуждать ту или иную тему. Если, скажем, на нытье о подарке вы будете постоянно повторять: " Я не желаю с тобой это даже обсуждать!" или "Ну, сколько можно ныть, ты же видишь, я не реагирую на твои просьбы!" - ребенок же прекрасно видит, что вы реагируете и еще как!

Но как только ребенок начинает говорить о чем-то другом, живо на это откликаетесь.
Важно именно подкреплять смену темы . Сразу заметить это и поддержать. Не пропустить этот момент.

Метод 7. Изменение мотивации

Это самый лучший метод, но и наиболее сложный. Изменение мотивации значит, что ребенку расхотелось делать то, что вы считаете плохим, или захотелось делать то, что вы считаете хорошим.

Как это работает: поведение ребенка связано с его потребностями.

Представьте себе, что ваш ребенок раздражен и разговаривает с вами грубо, по-хамски.

А происходит это, например, потому что устал и не выспался.
Помогите ему организовать правильный режим, и раздражение исчезнет.

Если его хамство связано с неуверенностью в себе и попыткой отыграться на вас, найдите способы укрепить его веру в себя.

А может, он хамит, потому что расстроен ссорой с друзьями. Поддержите его, покажите, что понимаете его чувства, но не лезьте с советами. Так вы лучше поможете ему справиться с огорчением.


Резюме

Основная идея, которую мне хотелось бы вам передать в этой статье: воспитание - это творческий процесс. Это поиск новых путей.
Если на сегодняшний день ребенок вас не слушается и делает не то что нужно, значит те методы, которые вы сегодня применяете не работают. И надо пробовать другие.
Наказания не работают.

Учитесь контролировать свои порывы. Когда вы даже только начнете отмечать свое желание наказать, это уже несколько ослабит пыл, переключит вас с эмоций на разум и поможет проанализировать ситуацию.

Конечно же, и семье и в коллективе жизнь становится гораздо приятнее, когда используются "добрые" методы влияния.
Вы помните, «добрые методы» - это:

  1. Положительное подкрепление;
  2. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  3. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  4. Подкрепление смены поведения;
  5. Изменение мотивации.

Пробуйте новые способы влияния на поведение вашего ребенка. Экспериментируйте. Используйте больше «добрых» методов.

На наших Курсах "Управление Будущим" мы активно используем все "добрые" методы влияния на поведение. Например, для положительного подкрепления у нас даже существуют специальные бонусы.
Это такие маленькие карточки, которые дети получают, когда делают что-то удачно, пробуют новые успешные модели поведения.

Например, стеснительный ребенок набрался смелости и высказал свое мнение. Он сразу получает бонус. Или, наоборот, чересчур активный смог вести себя более сдержанно. Он тоже получит бонус - за выдержку.
Ребятам очень важно, что даже самые маленькие их успехи замечены ведущими.

А потом бонусы суммируются и обмениваются на подарки.

Некоторым ребятам так нравится наша система бонусов, что они предлагают своим родителям ввести ее дома. Это делает успехи ребят более заметными и воодушевляет их стараться.

Наказание — это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. А если неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время его, то это уже называется отрицательным подкреплением.

Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем.

Например, мы приходим вечером домой, и обнаруживаем в квартире Содом и Гоморру, и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, ибо отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как, впрочем, и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуалу встречи вашего щенка. И вы заметите, как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его!).

Или ваша собака что-то подобрала на улице и, тщательно пережевывая это что-то, подходит к вам, выполняя команду «Ко мне!». Вы, естественно, ее дерете аки сидорову козу, и это является наказанием для подбора пищи (и бесполезно, вы сами знаете), но и отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.

И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на диван, и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права, и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и вся история человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.

Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что как следствие, очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе — вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака совершила еще с десяток безобидных поступков. Как же ей понять, какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.

Американский ученый Б. Скиннер, один из основоположников «Оперантного научения», показал, что результат, для того, чтобы стать подкреплением какому-либо действию, должен следовать за ним не позднее десяти секунд. Подчеркиваем, что это правило работает в естественной среде, когда животное может совершать в секунду массу самых разнообразных нужных и ненужных действий. И.П. Павлову в его знаменитой «Башне молчания» удавалось вырабатывать условные рефлексы при отставлении подкрепления до 30 минут и более от условного раздражителя. Такие рефлексы были названы отставленными условными рефлексами; оказалось, что они вырабатываются с трудом или не вырабатываются вовсе. И с точки зрения отечественной физиологии высшей нервной деятельности наказание можно определить как далеко отставленное отрицательное подкрепление.

Наказание не учит, не дает информацию животному о том, какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще, наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому, как правильное себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в дальнейшем избежать его последствий.

Присмотритесь к себе — чаще всего, наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.

Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, оно служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.

Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное, или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.

Отрицательное подкрепление, по мнению Карен Прайор, это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.

Для того чтобы понять отличия отрицательного подкрепления от наказания, давайте разберем следующий пример. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится, и вы отучаете ее следующим образом — как только застаете на диване собаку, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, наше агрессивное поведение прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.

Если следовать вашей логике, то, благодаря вашим воздействиям, собака должна понять, что лазать на диван ей нельзя. Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорее слезай, чтобы избежать трепки.

Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на пороге комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с ее агрессивным поведением во время диванного положения и в присутствии хозяина ведут себя, как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково — диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным — это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть таким педагогическим воздействием вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).

Таким образом, хотелось бы показать, что отрицательное подкрепление (как, впрочем, и положительное) какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце его, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять, изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.

А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одного добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить его на диван.

Отрицательное подкрепление очень эффективный способ формирования поведения. Но это не делает его лучшим. Последите за собой: в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им. Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение — это норма. Так и должно быть, и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое — и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не замечаем, а обращаем внимание только на огрехи.

Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности и себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому, что собака в первую очередь начинает понимать — появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естественно, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении.

Применяя отрицательное подкрепление, вы должны научиться прекращать его сразу же, как только поведение собаки улучшилось (изменилось) хоть немножечко, и обязательно давать возможность животному компенсировать наличие отрицательных эмоций получением положительного подкрепления.

Применяя закон эффекта Торндайка, Скиннер использовал свою терминологию. Согласно Скиннеру, первая часть закона, в которой поведение выполняется для получения приятного или удовлетворяющего последствия, называется подкреплением . Вторая часть, в которой поведение не выполняется, поскольку его последствие является неприятным или неудовлетворительным, называется наказанием . Каждое из этих обстоятельств может разделяться согласно тому, что - предъявление или удаление некоего стимула происходит при осуществлении целевого поведения. Результатом такого разделения являются четыре возможных варианта последствий: позитивное подкрепление, негативное подкрепление, позитивное наказание и негативное наказание , как показано в таблице.

При позитивном подкреплении , или обучении вознаграждением, субъект получает вознаграждение за свое поведение, и такое поведение усиливается (становится более вероятным). Голубь клюет клавишу и таким образом получает доступ к кормушке с пищей; ребенка хвалят за то, что он поделился игрушкой с другим ребенком.

При негативном подкреплении , также называемом обучением спасением, или обусловливанием активным избеганием, в результате поведения нечто неприятное или отвратительное удаляется или просто не происходит. Здесь можно предсказать усиление такого поведения. Голубь клюет клавишу, чтобы отключить слабый электрический ток, подведенный к его ступне (спасение — сайт), или клюет клавишу, чтобы предотвратить включение тока (избежание). С точки зрения оперантного обусловливания фобии человека поддерживаются негативным подкреплением: человек, испытывающий фобию, приближаясь к объекту или ситуации, вызывающим ее, чувствует испуг и уходит, но страх остается. Поэтому если оставлять фобию без лечения, она будет постоянно рождать сама себя. Человек никогда не выдержит достаточно долгого пребывания вблизи от объекта его страхов. Он не успеет понять их необоснованность, т. е. выяснить, что пчелы обычно не кусаются до тех пор, пока их на это не спровоцируют, что большинство змей не опасны и т.д.

При позитивном наказании , также называемом пассивным избеганием, результатом поведения является предъявление или осуществление чего-либо неприятного. Голубь, наученный клевать клавишу для получения пищи, сейчас вместо нее получает удар током и вскоре перестает клевать клавишу. Ребенка ругают за плохое поведение, и, в идеале, оно прекращается.

Наконец, при негативном наказании , или обучении прекращением, поведение приводит к тому, что нечто приятное или желательное удаляется; это также должно вызывать прекращение такого поведения или делать его менее вероятным. В случае с голубем кормушка с пищей появляется регулярно, за исключением тех случаев, когда он клюет клавишу. В случае с ребенком у него отнимаются такие привилегии, как просмотр телевизора. Популярной версией негативного наказания в школе является процедура тайм-аута. Ребенок, который плохо себя ведет, отводится в тихую комнату и остается в одиночестве на короткий период времени. Логика этой техники заключается в том, что ребенок ведет себя плохо, чтобы привлечь к себе внимание других детей и учителя, поэтому последствиями такого поведения является лишение внимания вообще.

Существуют еще две важные процедуры оперантного обусловливания. Первая из них - это формирование реакции, благодаря которой закрепляются различные модели поведения. Например, голуби обычно не занимаются тем, что клюют клавиши, но их необходимо научить этому. Научение осуществляется посредством последовательных приближений. При помощи ручного управления экспериментатор вызывает появление кормушки всякий раз, когда голубь просто поворачивается в сторону клавиши. Затем кормушка появляется, когда голубь подходит к клавише, далее, когда он случайно касается ее, и только со временем, когда он клюет ее. Ту же самую процедуру можно использовать для приучения ребенка к туалету: сначала похвала достается ребенку за то, что он движется в сторону уборной, затем - за вход внутрь, после этого - за карабканье на горшок и успешное осуществление акта опорожнения.

Формирование реакции также имеет хороший терапевтический эффект при работе, например, с аутичными детьми, которые вообще не говорят, и поэтому их невозможно втянуть в процесс общения: первое вознаграждение ребенок получает за издание любых вокальных звуков, затем - за звуки, напоминающие речь, и только после этого - за настоящие слова.

Вторая процедура - частичное подкрепление - более типична для повседневной жизни, чем обсуждавшееся до сих пор «продолжительное» подкрепление. При частичном подкреплении подкрепляются только некоторые случаи определенного поведения, а не каждый случай реализации такого поведения. Частичное подкрепление может принимать различные формы, но наиболее эффективным его вариантом является план переменного соотношения. Непредсказуемым образом некоторые примеры поведения подкрепляются, а некоторые - нет. Результат данной процедуры выражается в том, что если подкрепление долго не появляется, субъект упорно и гораздо дольше демонстрирует поведение. Результаты плана частичного подкрепления можно увидеть у детей, закатывающих истерики в магазине в попытке получить игрушку или сладость. Иногда родители уступают ребенку и покупают ему игрушку, чтобы прекратить демонстрируемое им смущающее и раздражающее их поведение. Поэтому ребенок научается упорствовать в своих попытках, даже когда родители не откликаются на них. Если его действия не имели успеха в этот раз, то это не значит, что они не помогут потом. Родители могут невольно формировать более длительные и более интенсивные вспышки негативного поведения, если будут долго пытаться сдерживаться, а затем уступать ребенку.

Все рубрики

Выберите рубрику Диагностика и коррекция детско-подростковой дезадаптации Закономерности формирования взглядов на психику ребенка Криминологический анализ психобиологических предпосылок асоциального поведения Обследование детей с неврозами, личность родителей и отношения в семье Особенности воспитания, патогенез неврозов у детей и подростков Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации Подходы к развитию детей в основных психологических школах Познавательные процессы, способности и эмоции юношеского возраста Превентивная психология — современная охранно-защитная концепция профилактики Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска Психоаналитическая педагогика в оценке агрессивности и страхов Развитие самосознания у подростков, самоуважение и самооценка Роль неформальных подростковых криминогенных групп в десоциализации несовершеннолетних Своеобразие психического развития детей, страх и тревога в генезе неврозов Управление и педагогическое руководство, семейное воспитание Юность и юношество, социализация и ее институты Дополнительные тематические материалы: исследования, статьи, обзоры и пособия Динамика семейных отношений Семья и брак, супружество и брачные отношения Супружеские конфликты Истинные причины старения человека Поведение человека Демографические и экологические проблемы Психология и педагогика Волевая сфера человека Мотивационная сфера человека Предметно-практическая сфера человека Учебная деятельность школьника Эмоциональная сфера и учебная деятельность Реализация умственного потенциала Скрытый гипноз и тайны технологий гипноза Общие положения Оперативное гипновоздействие — эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование Основы внушения (суггестии) Порча и сглаз Процесс освоения приемов скрытого гипноза Цыганский гипноз Цвет в нашей жизни Ахромные цвета Зеленые тона Основные периоды и этапы в процессе взросления человека Символика цвета, цвет в искусстве и в моде Социальность и цветовая символика Теплые цвета Эволюция человека от рождения и до самой смерти Беременность и периоды развития плода, рождение ребенка и его здоровье Взаимосвязь между личностными особенностями человека, его семьей и его работой Выход на пенсию, стрессы и чувство удовлетворенности в пожилом возрасте Дети в возрасте от 2 до 6 лет: физическое и речевое развитие, мышление и познание мира Научно-исследовательские подходы к пониманию закономерностей развития человека Подростковый возраст, физическое развитие и особенности мышления в этот период Проблемы, с которыми часто сталкиваются люди среднего возраста Процесс взросления подростков — формирование идентичности, становление личности и рискованное поведение Развитие младших школьников в рамках социального познания, ответственности и предписаний Раннее детство — страхи, тревоги и агрессивность. Стили воспитания и просоциальное развитие детей Смерть и отношение к смерти в разных культурах, представления об умирании Социальный и культурный контексты развития человека и методы их изучения Среда обитания и наследственность человека: генетика, семья и развитие Средняя взрослость — физическое развитие и изменения интеллектуального функционирования Физические изменения, которые несет с собой старение, и основные проблемы пожилых людей Физическое развитие в период ранней взрослости и факторы, воздействующие на жизнь взрослого Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Мышление и интеллект, моторика и обучение Формирование личности младенца, просоциальное поведение и социокультурное развитие Человек Этапы физического и речевого развития ребенка в его первые два года

Подкрепление и наказание играют ключевую роль в процессе научения. Большинство экспертов согласны в том, что подкрепление важнее наказания. Первым теоретическим обоснованием принципа подкрепления при научении, который и поныне является ведущим, стал классический закон американского психолога Торндайка - закон эффекта.

Закон эффекта

По словам самого Торндайка, закон эффекта (lawofeffect ) гласит: «Из нескольких реакций индивидуума на одну и ту же ситуацию с большей вероятностью будут повторены те из них, которые сопровождаются или за которыми близко следует удовлетворение (подкрепление)... те же, которые сопровождаются дискомфортом (наказанием) ... будут повторены с меньшей вероятностью». С точки зрения практики большинство ученых-бихевиористов, даже имеющих когнитивную ориентацию, в целом признают обоснованность этого закона. Он неод-

нократно проявлялся в строго контролируемых экспериментах по научению, и его действие можно непосредственно наблюдать в повседневной учебной практике.

Хотя закон эффекта широко признан, бывают случаи, когда когнитивная рационализация со стороны личности может его нейтрализовать. Так, например, на лиц с неадекватной самоэффективностью могут не влиять последствия их действий. На рабочем месте это обстоятельство оказывается серьезной проблемой для менеджеров. Лица с неадекватной самоэффективностью, у которых раз за разом случаются неудачи в работе, не учатся на своих ошибках и не реагируют на рекомендации менеджера. Эти люди обладают высокой самоэффективностью (считают, что формы их поведения способствуют успешному выполнению задачи), но они ошибаются.

Несмотря на теоретические дискуссии, немногие могут оспорить важность подкрепления в процессе научения. Теоретические усилия, предпринятые вне закона эффекта, потерпели не­удачу в попытке всесторонне объяснить феномен подкрепления.

Определение подкрепления

Часто цитируемое определение подкрепления, не выходящее, правда, из порочного логического круга, характеризует его как все то, что человек воспринимает в качестве поощрения. Это определение не очень ценно, ибо использует слова «подкрепление» и «поощрение» как взаимозаменяемые при том, что ни одно из них не имеет собственного операционального определения. Более операциональное определение: подкрепление (reinforcement ) может быть определено как то, что повышает интенсивность ответной реакции и стимулирует к повторению ведения, которое предшествовало подкреплению.

Вознаграждение - это всего лишь то, что считает желаемым лицо, предоставляющее вознаграждение. Подкрепление определено функционально. Нечто является подкреплением лишь в случае, если оно усиливает реакцию, ему предшествующую, и стимулирует повторение этой реакции. Например, менеджер, казалось бы, вознаграждает работника, который обнаружил ошибку в отчете, похвалив его публично. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что коллеги раздражены поведением этого работника и осуждают его, поэтому в будущем частота обнаружения ошибок может уменьшиться. В этом примере «вознаграждение» не является подкреплением. И все же, несмотря на формальную разницу между подкреплением и вознаграждением, оба термина нередко используются как взаимозаменяемые.

Чтобы лучше понять сущность подкрепления, следует разграничить подкрепление пози­тивное и негативное.

Позитивное и негативное подкрепление

Существует большая путаница в терминах «позитивное подкрепление», «негативное подкрепление» и «наказание». Прежде всего, необходимо понять, что подкрепление, позитивное или негативное, усиливает ответную реакцию и повышает вероятность ее повторения, однако позитивное и негативное подкрепление оказывает воздействие на поведение совершено разными путями. Позитивное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что демонстрирует его желаемые последствия. Негативное подкрепление усиливает и повышает вероятность поведения тем, что прекращает или устраняет его нежелательные последствия.

Последствие

Вознаграждение

(нечто желаемое)

Пагубные стимулы

(нечто неприятное, нежелательное)

Обстоятельство

Применение

ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Устранение

НАКАЗАНИЕ

(поведенческая реакция ослабевает)

НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

(поведенческая реакция нарастает)

Рис. 7.1. Сводная таблица операциональных определений позитивного и негативного подкрепления и наказания

Негативное подкрепление - явление более сложное, чем подкрепление позитивное, однако не следует приравнивать его к наказанию. По существу, они оказывают на поведение противоположные воздействия. Негативное подкрепление усиливает желательное поведение и делает его более вероятным, в то время как наказание ослабляет его и делает менее вероятным. На самом деле негативное подкрепление - это своего рода социальный шантаж, поскольку побуждает личность поступать определенным образом, чтобы избежать наказания.

Значение и использование наказания

Наказание Является одним из наиболее применяемых, хотя и наименее понятых и плохо управляемых аспектов научения. Для изменения поведения или контроля за ним - будь то вос­питание детей или руководство подчиненными в сложной организации - родители и менедже­ры, вместо того чтобы использовать позитивное подкрепление, часто обращаются к наказанию. Обычно считается, что наказание противоположно подкреплению, но столь же эффективно для изменения поведения. Однако эта простая аналогия с подкреплением может и не иметь доста­точных оснований. Дело в том, что наказание - явление весьма сложное и его следует тщатель­но изучить и использовать с осторожностью.

Наказание - это все, что ослабляет поведение и уменьшает вероятность его повторения. Наказание обычно заключается в применении нежелательных действий и появлении пагубных последствий, однако, как показано на рис. 7.1, его также можно определить как устранение желательных последствий. Например, лишение менеджера с плохими показателями деятельности некоторых организационных привилегий можно рассматривать как наказание.

Независимо от различий между наказанием в форме получения нежелательных послед­ствий и в форме устранения желательных последствий можно сказать, что наказание подейст­вовало, если имеет место ослабление и снижение интенсивности поведения, которое ему пред­шествовало. До тех пор пока поведение работника, которому начальник сделал словесное заме­чание, не изменится в лучшую сторону, нельзя утверждать, что это замечание было наказанием. Во многих случаях, когда руководители считают, что наказывают работников, на самом деле они закрепляют их поведение, поскольку оказывают работникам внимание, а внимание являет­ся важным фактором подкрепления.

- Приведите примеры

Мнения относительно применения наказаний широко разнятся - от заклинаний никогда их не использовать до утверждения, что наказание является единственным эффективным мето­дом изменить поведение. Пока исследования не дают оснований полностью поддержать ни ту, ни другую точку зрения. Однако мало сомнений в том, что наказание может вызвать много не­желательных побочных эффектов. Поведение наказуемого скорее всего будет лишь временно подавлено, но не полностью изменено, и он будет чувствовать напряжение, озлобление и обиду на того, кто его наказал. Таким образом, применение наказания в качестве стратегии контроля за поведением является подходом, в результате которого обе стороны проигрывают. Если нака­зание не является очень суровым, нежелательное поведение проявится очень скоро вновь. Од­нако чем более сурово наказание, тем сильнее его побочные эффекты.

Для минимизации проблем тот, кто использует наказание, должен всегда предоставлять приемлемую альтернативу наказуемому поведению. Наказание всегда должно следовать за не­желательным поведением как можно ближе по времени. Неэффективно вызывать подчиненных «на ковер» и делать выговор за нарушение какого-то правила, происшедшее неделю назад. Та­кого рода выговор является всего лишь наказанием за то, что их поймали на нарушении. Нака­зание за поведение, связанное с нарушением правил, малоэффективно. При осуществлении на­казания необходимо помнить, что оно оказывает воздействие также на тех, кто его наблюдает и имеет отношение к происшедшим событиям.

На практике менеджеры по персоналу должны реализовать следующий принцип: чтобы изменить поведение, всегда стремитесь использовать подкрепление вместо наказания. Более того, стратегия подкрепления обычно более эффективна для повышения частоты возникнове-

ния желаемого поведения, нежели наказание - для торможения нежелательного поведения, поскольку подкрепление не сопровождается какими-либо побочными эффектами.

Пожалуй, лучшим практическим советом может быть старое дисциплинарное правило: наказанию должно предшествовать предупреждение, и оно должно быть немедленным, после­довательным и не задевать достоинства личности. Кроме того, наказание должно соответство­вать ситуации и усиливаться постепенно.