Когда покупать вещи для новорожденного ребенка? Чего делать нельзя. Чудодейственный физический контакт

Не только новоиспеченным маме и папе, но и остальным членам семьи необходимо понимать, как правильно держать новорожденного, каким образом его следует брать на руки и укладывать в кроватку. Необходимо обеспечить малышу комфорт и полную безопасность, а для этого следует придерживаться строгих правил.

Забота о безопасности

При неправильной поддержке в процессе ношения новорожденного ребенка на руках горизонтально или столбиком возникает риск искривления позвоночника, повреждения тазобедренных суставов, падения грудничка с высоты. Если регулярно держать новорожденного неправильно, ухудшается его мышечный тонус (он снижается или возникает перенапряжение мышц), нарушается развитие моторных навыков.

Обратите внимание:

  • На первом месяце жизни у малыша очень слабая мышечная система, суставы и кости отличаются высокой пластичностью и их легко деформировать. Из-за уязвимости скелета необходимо очень аккуратно обращаться с грудничком.
  • Головку малыша требуется поддерживать до той поры, пока он сам не начнет ее уверенно держать – это происходит приблизительно в три месяца при правильном развитии ребенка. Когда берете, укладываете, держите младенца горизонтально или столбиком, строго следите, чтобы головка не свисала, запрокинувшись назад.
  • Вес ребенка, когда его носят на руках столбиком или в иных позах, должен равномерно распределяться по ключевым точкам опоры – следует поддерживать и фиксировать голову, спину, таз.
  • Чтобы малыш срыгнул воздух после кормления, оставив молоко в желудке, его носят столбиком в течение нескольких минут. Но вертикальная нагрузка на позвоночник в первые два-три месяца жизни не должна быть длительной, это опасно для неокрепшего скелета.

  • Суставы грудничка в первые недели чрезвычайно слабы, их легко вывихнуть, малыша нельзя приподнимать, держа за ручки. рекомендуется выполнять после достижения трехмесячного возраста.
  • Не следует сильно прижимать ребенка к телу при ношении столбиком и в других позах, это чревато повреждением грудной клетки. Если поддерживать ребенка под лопатки, нагрузка на позвоночник распределится правильно.
  • Никогда не поднимайте малыша одной рукой, поскольку его легко случайно уронить. Обязательно используйте обе руки, чтобы обеспечить безопасность.

Как брать на руки

Собираясь взять ребенка на руки для кормления или купания, подойдите к кроватке, ласково заговорите с малышом, подведите ладонь одной руки под затылок малыша, а второй – под таз. После чего поднимайте грудничка плавно, не торопясь, но уверенно. Важно, чтобы голова располагалась несколько выше, чем поясница и ножки.

Если малыша в возрасте более двух недель выложили на животик, возьмите его на руки, подсунув ладонь под его грудь, при этом придерживайте шейку ребенка полукольцом из большого и указательного пальца. Другую ладонь следует подвести под живот.

Как положить новорожденного

Если вам требуется положить грудничка в кроватку после купания или кормления, осторожно прижмите его к себе, вместе с малышом наклонитесь над кроваткой. Одна ладонь должна поддерживать плечи и шею с головой, вторая – таз и спинку. Аккуратно отведите малыша от себя, опустите его на постель.

Несколько секунд не убирайте руки, чтобы сохранить контакт, пока ребенок привыкает к новому положению. Затем осторожно высвободите ладони и укройте младенца одеялом.

Поза «колыбелька»

Как правильно держать новорожденного в классическом варианте «колыбелька»? Для этого младенца укладывают на предплечье одной руки, вторая рука при этом придерживает ножки. Поза удобна для ношения и кормления, поскольку голова лежит у сгиба локтя, ножки и ручки не болтаются. Ребенок ощущает комфорт и безопасность. Стремясь избежать деформации скелета, держите ребенка попеременно на обеих руках.

Поза «на животе»

При ношении на животе у новорожденного укрепляются все мышцы тела, развивается навык держать голову. Малыша следует держать таким образом, чтобы он опирался грудью на предплечье одной руки взрослого, вторая рука размещается под животом. Ножки ребенка свободно свисают, ручки располагаются над опорным предплечьем.

Сбоку на руках

Этот способ ношения ребенка на руках подходит для новорожденных и малышей до полугода, он создает эффект уютного гнездышка, в котором малыш ощущает тепло мамы. Младенец, не умеющий самостоятельно держать голову, имеет возможность затылком опереться на мамино плечо, благодаря чему поза комфортна и безопасна.

Ребенка берут вертикально с небольшим наклоном на себя, развернув лицом вперед. Придерживать его следует в районе груди и подмышек одной рукой, ручки малыша при этом располагаются поверх вашего предплечья. Второй рукой обхватите ступни и приподнимите их так, чтобы развести бедра и колени малыша.

В такой позе ребенок чувствует себя защищенным и при этом имеет возможность знакомиться с окружающим миром. Одновременно происходит тренировка мышц шеи и брюшного пресса, тазобедренные суставы располагаются в позиции, полезной для профилактики дисплазии.

Во время кормления

Если во время кормления мама сидит, малыша следует держать в позе «колыбелька» – этот вариант подходит для естественного и искусственного вскармливания. Тельце и голова размещаются на предплечье, ножки придерживайте второй рукой. Для кормления лежа малыша укладывают параллельно маминому телу, немного запрокинув ему голову назад.

После кормления (поза «столбиком»)

После того, как грудничок поел, его требуется подержать столбиком, дав возможность срыгнуть воздух, попавший при сосании груди или бутылочки. Для правильной поддержки малыша столбиком его разворачивают вертикально в положение лицом к себе. Одной рукой осторожно фиксируйте голову и шею, а второй ладонью – ноги и таз. В положении столбиком ребенок должен опираться подбородком о плечо взрослого.

Избыток воздуха в желудке оборачивается коликами или провоцирует срыгивание пищи, подробнее о том, как распознать и чем лечить данные явления, читайте в статье по ссылке . Малыша требуется носить столбиком после еды до тех пор, пока он не научится самостоятельно сидеть.

При купании

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно и ассоциировал купание с приятными эмоциями, действуйте особенно осторожно и бережно. В позе на спине голова ребенка должна размещаться на запястье руки, которая поддерживает спинку, второй рукой можно его мыть. Следите, чтобы нос и рот не погружались в воду. В позе на животе малыш может поплавать в большой ванне. Придерживайте грудничка пальцами одной руки за подбородок, контролируйте, чтобы вода не попала в рот и нос.

При подмывании

Новорожденного требуется несколько раз в день подмывать, чтобы избежать раздражения чувствительной кожи выделениями. Если делаете это в одиночку, действовать нужно очень осторожно, поскольку держать ребенка приходится одной рукой.

При подмывании младенец должен лежать животиком на раскрытой ладони, грудью на предплечье, головой на локтевом сгибе. Вторая рука остается свободной для манипуляций. После завершения подмывания накиньте на малыша пеленку и отнесите на пеленальный столик вытираться и одеваться, придерживая второй рукой.

Недоношенный малыш

Все рекомендации, которые относятся к новорожденным, подходят и для недоношенных детей, которые родились с дефицитом массы тела. Важно понимать, что к таким малышам следует относиться особенно бережно, так как выше риск нанести вред неокрепшему организму. Но это не повод реже держать недоношенного ребенка на руках – напротив, именно таким малышам требуется постоянный тактильный контакт с мамой, это способствует их росту и развитию.

Вопрос, как правильно держать новорожденного, в первую очередь актуален для молодых, неопытных родителей. Но сложности будут возникать лишь в первые дни общения с грудничком. Через две-три недели все действия выполняются родителями автоматически. Опыт, интуиция и здравый смысл подсказывают, как обращаться с ребенком, чтобы не причинить ему вред и создать комфортные условия.

"Ребенок должен жить на руках!" — сказала мне врач, когда моей дочке был один день от роду и я робко пожаловалась, что она все время желает быть на руках, но даже так не успокаивается. При всей категоричности этого замечания в нем большая доля истины. Доктор тут же показала мне, как правильно взять ребенка, и — о чудо! — малышка тут же затихла. Действительно, мамины руки — самое теплое, мягкое и родное место для младенца, они обнимут, согреют, помогут, поддержат. Именно на маминых руках детки первого года жизни проводят большую часть времени — спят, едят, общаются с мамой, познают окружающий мир.

Природой задумано, что женщина рождается с материнским инстинктом , он зреет и просыпается в разные периоды ее жизни, обостряется в беременность. Специалисты считают, что окончательно он запускается в процессе родов, точнее, в конце потужного периода. Именно поэтому так важно, чтобы сразу после рождения малыш попал маме на грудь — это своеобразный сигнал для организма матери: с младенцем все в порядке, он жив и нуждается в мамином молоке. Получение такого сигнала помогает в дальнейшем и , и избежать послеродовой депрессии .

Но ведь малыша нужно не просто любить, поддаваясь инстинктам, о крохе нужно заботиться, ухаживать, помогать ему расти. Тут вступает в силу понятие материнского поведения . Конечно, что-то мама делает именно инстинктивно, и делает правильно, но чему-то, как ни странно, можно и нужно учиться. Именно учиться!

Возникает резонный вопрос: а как же раньше? Раньше: когда не было ни курсов для молодых родителей, ни консультантов по вскармливанию и уходу, ни даже умных книжек для мам и пап? Ответ: преемственность поколений . Маленькая девочка, а потом девушка и вот уже будущая мама всегда была окружена большим числом разновозрастных сестер, братьев. Училась искусству материнства у собственной мамы, становясь старше — помогала маме и старшим сестрам с их детьми и, родив своего ребенка, уже вполне умела с ним обращаться. В традиционных культурах до сих пор так и есть, но в цивилизованном обществе говорят, что по-настоящему опытной мама становится только после рождения четвертого ребенка.

А что же делать мамам, родившим первенца, которым, возможно, и не суждено иметь четверых детей? Так и оставаться неопытными? Конечно, нет! Всему можно научиться, и родительству в том числе.

Начинаем

Итак: что нужно знать маме, чтобы правильно начать носить младенца на руках? Что новорожденный не умеет держать голову, его позвоночник еще не имеет изгибов, необходимых для сидения и прямохождения; что лучше всего малыш первых недель жизни видит на расстоянии 30 см (как раз расстояние от маминого лица до груди); что большой поток зрительной информации может повредить младенцу.

Прежде всего, маме стоит научиться носить кроху в положении классической колыбельки . Малыш повернут к маме животиком или немного развернут на спинку, полностью лежит на одной руке или поддерживается двумя, но обязательное правило: голова малыша чуть запрокинута и лежит в локтевом сгибе мамы. Так можно и спать, и бодрствовать, и при необходимости — сосать мамину грудь.

Важно, чтобы головка была немного запрокинута, а не наклонена к груди — тогда малышу не будет трудно дышать и ротик свободно открывается для захвата груди. Таким образом, на одной зрительной линии должны находиться ушко, плечо и бедро крохи.

Порой детки не засыпают у груди, а в этом положении, если требуется, малыша удобно укачать спать. Чаще всего маме сподручнее носить ребенка только на одной стороне (причем это не зависит от того, левша мама или правша), и все же рекомендуется использовать попеременно правую и левую руки. Это служит профилактикой искривления позвоночника ребенка, способствует гармоничному развитию всего скелета и мышечного аппарата, правильному развитию зрения и даже, как показывают некоторые исследования, развитию мозга. Кроме того, так малыш может одинаково по времени сосать левую и правую грудь, не происходит дисбаланса количества молока и размера желез, а у крохи идет правильное развитие челюстного аппарата. Ношение на разных руках также немаловажно для маминой осанки, здоровья спины, плеч, рук.

Еще одно надежное и удобное положение, которое нравится многим деткам с рождения: ношение "столбиком" . Бывает, малыш расстроен, плачет или кричит и ему практически невозможно дать грудь — тогда это положение незаменимо, чтобы успокоить младенца. Малыш головой располагается на плече мамы, она поддерживает его сначала двумя, а по мере приобретения навыка — одной рукой, что освобождает вторую руку для .

Новорожденного важно поддерживать в районе лопаток, а не снизу позвоночника под попу, чтобы не создавать нежелательной компрессии (сдавливания) позвоночника. Если новорожденный поддерживается одной рукой (головка поддерживается указательным пальцем под ушком), его удобно практически положить на плечо, т.е. не только головка младенца, но и ручки окажутся у мамы на плече. Так можно полулежать с малышом, сидеть, стоять и ходить.

Деток часто успокаивает покачивание, самое безопасное и удобное для спины мамы: скручивания влево и вправо вокруг позвоночника. Такая поддержка может помочь крохе избавиться от доставляющего дискомфорт проглоченного во время кормления воздуха. (Напомним, что рекомендация "Держать малыша столбиком после кормления" актуальна скорее для деток, кормящихся из бутылочки. При заглатывания воздуха практически не происходит.) Поддержка "столбиком" способствует укреплению мышц спины новорожденного и правильному развитию позвоночника.

Непривычно?

Порой детки по тем или иным причинам рождаются с какими-то родовыми травмами, неврологическими заболеваниями, или у них могут просто болеть, например, ушки. Тогда мама ищет положение, в котором малышу наименее больно быть на руках, сосать грудь. А какие-то положения даже способствуют более быстрому выздоровлению.

Пример: 2-недельный малыш, страдающий кривошеей, отказывался от одной груди и хотел быть у мамы на руках только с одной стороны (это довольно быстро может привести к снижению лактации, отказу и от второй груди, не говоря уже о мамином подавленном душевном состоянии). Очевидно, ему было просто больно лежать на втором боку. Выходом становится кормление и ношение малыша из-под мышки : таким образом, мама меняет руки и кормит обеими грудями, но малыш всегда находится на одном боку и не испытывает дискомфорта несмотря на заболевание.

Рассмотрим эту интересную и почему-то часто игнорируемую мамами позу: малыш располагается из-под мышки , большая часть веса тела малыша приходится на мамино бедро, одной рукой мама придерживает спинку и голову ребенка, вторая рука при этом свободна. Такая поза очень подходит для спеленатого малыша. Напомним, что в любом случае должно быть свободным: ручки складываются на груди или животе ребенка, ножки могут свободно двигаться в пеленке. Можно припеленывать только ручки, особенно если они мешают крохе спать или сосать грудь. Или только ножки (пеленка тогда пройдет под мышками малыша), особенно если мама пользуется многоразовыми подгузниками .

Многим деткам нравится такое положение: лежа животиком у мамы на руке . Рука согнута в локте, предплечье прижато к животу мамы, ладонь мамы под грудью ребенка (для наглядности: поза чем-то напоминает вид леопарда, лежащего на ветке). Рука мамы может быть и под ушком крохи, если он совсем маленький и полностью помещается на предплечье. Вторая рука может быть свободна, а может тоже поддерживать младенца.

Эта поза хороша, если малыш капризничает, а также — если слишком долго спит, например, в кроватке, и его нужно разбудить для кормления (многие детки быстро просыпаются, если их берут на руки, переворачивают на живот и голова лишается опоры). Отметим, что это безопасное положение, если малыш еще не держит голову. Так можно носить кроху с рождения и пока он помещается на предплечье. Подросшие детки воспринимают такой способ ношения как игру: это же так здорово — летать на родительских руках, рассекая воздух, как вертолет или Карлсон!

На предплечье малыша также можно располагать головой в сторону локтя взрослого, и тоже можно придерживать или не придерживать второй рукой. Если прижать руку с ребенком в животу носящего, вес придется отчасти на руку, отчасти на живот. Пока кроха помещается на предплечье — отличная поза для хождения с деткой по дому.

Мы упомянули, что есть способы поддержки, позволяющие быстро и безболезненно разбудить спящего младенца. Для этого также очень подходит так называемая шейно-тоническая гимнастика . Новорожденный держится взрослым двумя руками вертикально, большие пальцы проходят под мышками и оказываются на грудке, остальные пальцы направлены вверх, крепко поддерживают голову в районе затылка около ушек и чуть выше. Малыша в таком положении можно понаклонять вперед-назад, покачать из стороны в сторону — маленькие глазки практически сразу откроются.

Лягушка на бедре

Малыш подрастает, увереннее начинает держать голову, в возрасте примерно месяца или чуть позже ему уже может не нравиться бодрствовать в положении колыбельки (зато кормиться и спать так — по-прежнему очень удобно, а главное надежно!). Кроха все больше и больше хочет располагаться вертикально. Если малыш уже согласен широко разводить ножки (примерно с полутора месяцев, а с двух-трех месяцев — точно), значит, уже безопасно носить его на животе или бедре с широко разведенными ножками ("поза лягушки") . До месяца младенцу ножки широко не разводят (по крайней мере, для длительного ношения) из-за особенностей младенческой системы кровообращения.

Сначала мама все-таки учится брать и носить кроху на животе, можно назвать такую поддержку "столбиком с разведенными ножками" . На бедре малышей рекомендуется носить примерно с 3 месяцев, т.к. на бедре сложнее контролировать головку и неокрепшую спину младенца. Поначалу, пока малыш еще не очень хорошо держит спинку, кроху нужно обязательно поддерживать, направляя свое предплечье по диагонали от лопаток к ножкам ребенка, можно даже ладонью держать бедро ребенка. Становясь старше, детки, которых часто носят таким способом, довольно быстро учатся разводить ножки, как только их берут на руки, и сразу "цепляются" за маму, практически сами за нее держатся, помогая маме их нести.

На бедре малыша носить легче (можно его поддерживать лишь одной рукой), он как бы сидит на бедре, при этом плотно прижат к маме, и нежелательной нагрузки на его позвоночник и промежность не происходит. Зато на животе удобно нести спящего ребенка, поддерживая его двумя руками. Так малыша относительно легко и очень удобно носить довольно долго, до 3-4 лет, т.е. до того возраста, пока ребенку требуется хоть иногда быть у мамы на ручках. Поза безопасна для спины взрослого (родитель при этом не прогибается, не наклоняется в одну из сторон).

Как правильно носить новорожденного и показать ему мир?

Примерно в возрасте 3-4 месяцев или немного раньше многие мамы замечают, как они говорят, желание малыша быть только лицом от мамы. Давайте разберемся: чего же на самом деле хочет ребенок? Познавать мир, смотреть вокруг себя! Но так как ползать или самостоятельно сидеть кроха пока не в состоянии, приходится изучать окружающий мир на родительских руках. Как быть?

Маме нужно понять, что ребенок желание "быть лицом от мамы" как таковое выразить пока просто не может — он мал еще для принятия таких решений. Мал он так же и для того, чтобы воспринимать и обрабатывать огромный поток зрительной, эмоциональной информации, которую он получит, будучи повернут лицом от взрослого, — особенно если мама несет малыша, и "картинка" все время стремительно меняется. Да, детки при этом затихают, даже успокаиваются, если плакали, но хорошо ли такое видимое "спокойствие" для их психики.

Кроме того, в 3-4 месяца зрение младенца еще не до конца сформировалось. Очевидно, что четкого, понятного изображения малыш не получит, а получит мелькающие с большой скоростью кадры. Это уже не полезное изучение мира, а перегрузка детского мозга, порой даже ведущая к своеобразному "отключению" — когда малыш засыпает в таком положении. Но это не здоровый сон — это защитная реакция, усталость от полученной информации. То есть такое положение становится чем-то вроде вредной привычки для младенца.

Как же показать малышу мир без вреда для него? На помощь приходят позы для ношения, когда кроха имеет возможность смотреть вокруг и в любой момент уткнуться в маму носиком, спрятаться, передохнуть. Это уже описанные способы ношения на бедре, на животе взрослого, когда ребенок смотрит из-за спины (в положении столбиком), лежит на руке взрослого, на спине взрослого (ношение в слинге или эргономичном рюкзачке).

Стоит также упомянуть, что положение на руках "лицом от взрослого" никак не способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата ребенка и даже может быть опасным при каких-то уже имеющихся проблемах. Взрослому в таком положении нести малыша намного тяжелее, чем, например, на бедре. Весь вес тела ребенка приходится на руки, поэтому приходится прогибаться назад, наклоняться в одну из сторон, что неизбежно ведет к боли и дальнейшим проблемам в области поясницы, плечевого пояса.

Замечено, что частое и долговременно пребывание лицом от мамы также может провоцировать . Если малыш успел привыкнуть к такому способу ношения и уже протестует против остальных, никогда не поздно его "переучить", стоит проявить лишь немного терпения и родительской настойчивости — ведь это нужно вашему чаду!

Существует способ ношения малыша, присаживая его на руку (на предплечье) взрослого . В этом положении нет ничего нежелательного для ребенка, даже того, который еще не сидит сам, однако это довольно тяжело для взрослого. Возможно, такой способ хорош для того, чтобы кратковременно взять ребенка на руки, но не для длительного ношения.

Отметим, что если ребенку не нравится тот или иной способ ношения, порой стоит разобраться, почему. Возможно, малышу неудобна одежда — например, когда малыш разводит ножки на бедре взрослого, ползунки могут чрезмерно натягиваться и давить на маленькие пальчики, доставляя дискомфорт. Всегда прислушивайтесь к чаду, иногда выражаемое недовольство — сигнал того, что у малыша что-то болит. При смене положения дискомфорт уменьшится, но проблема может остаться, и ее нужно решать.

Тяжело?

Порой от молодой мамы можно услышать что-то вроде: "Сын (дочка) уже весит столько! Как же я буду носить его через пару месяцев!?" Да, детки растут, но если мама постоянно носит кроху на руках и делает это правильно, руки привыкают, и постепенное увеличение веса практически не замечается. Так, мама при необходимости может довольно долго нести даже 3-4-летнее дитя (например, если чадо заснуло). Стоит помнить такую простую истину: ребенка нести всегда намного удобнее и легче, чем что-то ровно такого же веса, но в одной руке, например, в сумке.

Если мама испытывает трудности со спиной, страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата — это повод заняться своим здоровьем, выяснить причины, обратиться за помощью к врачам различного профиля, массажистам. Но это не повод не носить малыша на руках, так как правильные (подчеркиваем!) способы ношения ребенка никак не могут отрицательно сказаться на здоровье матери.

На собственном родительском опыте и в практике помощи другим мамам я заметила, что порой женщины старшего поколения еще чаще, чем молодые мамы, стремятся то взять малыша спиной к себе (при этом неестественно прогибаясь в пояснице!), то посадить его на руку и долго нести. Причем не потому, что так просит ребенок, а просто потому, что других способов себе не представляют. Или (что еще хуже!) стараются пореже брать кроху на руки, так как считают, что носить ребенка очень тяжело, неудобно и вредно для спины. Сталкивалась я также и с настоящим удивлением и даже восторгом бабушек и дедушек: малыша, оказывается, можно носить на бедре и к тому же это совсем не тяжело!

Так что порой к изучению информации об уходе за младенцем можно и нужно подключать и старшее поколение — тех, кто будет присматривать за малышом в родительское отсутствие. Для обучения навыкам родительства, в том числе способам ношения ребенка, полезно обращаться за помощью к опытным, вырастившим и выкормившим грудью не одного малыша мамам или специалистам по естественному вскармливанию, по уходу за детьми. Таким образом, такой важный для человечества принцип преемственности, конечно, видоизменяется, но все-таки не исчезает бесследно.

Фото предоставили: Ольга Белова, Полина Мальченко, Марина Маслакова, Александра (shusya3), Анастасия Полугрудова.

Как и любая мамочка, я очень долго готовилась к рождению ребенка, изучала литературу и интернет, боялась что-то упустить или забыть! Логично было составить список и следовать ему. Опросив подружек и найдя просто огромное количество списков в интернете, и в частности на бебиблоге, за что девочкам огромное спасибо, у меня получился подробный список. Соответственно ему всё было куплено перед родами, что то до куплено в процессе! И по прошествии вот уже 4 месяцев я поняла, что списки конечно замечательные и подробные, но в них только перечислено, что нужно купить, а приходилось ли это и как пользовались вещами при появлении малыша, нет. Я добавлю свой список с подробными комментариями вещей, что приходилось, что еще докупила, а что в следующий раз (а я надеюсь он еще будет) не куплю вообще! Возможно кто то со мной не согласиться, но у каждого свой опыт, я поделюсь своим.

Вот собственно и список!

Средства гигиены

□ Подгузники (для новорожденных или на 3-6 кг)

□ Пеленки одноразовые

Особо не пригодились, в поликлинику брала обычные пеленки, дома под пеленку подкладываю клеенку.

□ Крем под подгузник

Тоже не пригодился. Покупала фирмы бюбхен. Но у малыша с рождения ни сыпи, ни покраснений, и лишний раз приучать кожу к химии не хочу. Если когда то и были пятнышки, несколько раз мазала мазью бепантен, вот она действительно понравилась, пригодилась и в роддоме, мазала ею соски, чтобы не так болели. Мы родились в ноябре, уже было холодно, возможно летом, когда будет жара и кожа будет хуже дышатьчем-то воспользуюсь, но пока не нуждаемся.

□ Сухие салфетки

Собственно тоже не пригодились, нечего ими еще вытирать, слюни которые у нас уже текут вытираю специально подготовленными платочками.

□ Влажные салфетки

Вот это вещь нужная, особенно в роддоме, понравились всё те же pampers обычные и с ромашкой, покупала гипоаллергенные, они ужасно пахнут(?

□ Молочко или масло для тела

Как писала ранее, младенческую кожу с рождения не пичкаю химией, так что складочки да и всю кожу ничем я не мазала, за почти 5 месяцев отрицательного эффекта нет, ничего не краснеет и не шелушиться, так что куча купленных пузырьков стоит и не одним из них не пользуюсь!

□ Присыпка

Не пригодилась (см выше)

□ Ватные диски

Нужны. Протирала ими глаза и умывала первые месяца 2 лицо.

Ватные палочки (обычные и детские)

Тоже нужны, но только детские, ими чищу нос и ушки.

□ Маникюрный набор

Вот тут ждал меня сюрприз. В детских магазинах огромное количество детских ножниц, я решила выпендриться и купила целый детский маникюрный набор, в нем специальные ножницы и закругленными концами, щипчики и пилочка, всё в чехле, чтобы не терялось. Из всего этого не пользуюсь ни чем. Щипцы и пилку использовать вообще некуда, а ножницы жутко не удобные, подлезть ими под крошечный детский ноготок просто невозможно. Купила обычные взрослые маникюрные ножницы с тонкими лезвиями, классической формы. Вот это другое дело, режут на ура. Еще не разу ими не поранились и не порезались. В любом случае, с ножницами нужно быть аккуратными.

□ Расчёска и щетка для волос

Пару раз чесала щекой, эффекта не заметила, корочки, которы появляются на голове после рождения ими не убираются. Всё лежит в шкафу, ждет своего часа.

□ Комплект одежды на выписку

Состоял из комбинезона, шапочки, пеленки, одеяла в конверт и самого конверта.

Теплый комбинезон или конверт для улицы 2 шт.

2 штуки не нужны. Мы родились в ноябре, было уже холодно, конверт купили на овчине, очень теплый. Прежде чем в него положить, пеленали в одеяло. Так проходили всю зиму, конверт как новый. Весной уже купили комбез, т к малыш отказывался сидеть связанным, да и потеплело, в конверте стало жарко.

□ Пеленки (тонкие – 10 шт., байковые – 10 шт.)

Пригодились, но недели на 3 или 4. После этого пеленание стало мучением. Ребенок без подгузника в пеленке(по совету "опытных матерей" я старалась не злоупотреблять подгузниками, одевала их на ночь и на прогулку), просто не мог днем спать, как только я его укачивала и перекладывала в кроватку, делал свои "мокрые дела" и тут же посыпался, приходилось менять пелёнку и укачивать по новой. И так весь день. И к тому же ему очень не нравилось что связаны руки, он старался выбраться из пленки, что тоже мешало спать. Без пеленки руками себя не будил. Недавно я еще столкнулась с информацией о том, что тугое пеленание вообще вредно для детей, оно мешает развитию суставов на ножках. Сейчас испльзую пеленки когда малыш лежит на диване, он еще не ползает, а только переворачивается и лежит то на спине, то на животе. 10 пеленок вполне достаточно.

□ Распашонки (тонкие – 2 шт., байковые – 2 шт.)

Не нужны, абсолютно неудобная вещь, вечно задираются.

□ Комбинезоны тонкие и тёплые. (6-8 шт.)

Вот это самая удобная детская вещь. Сейчас их великое множество, у нас из в процессе взросления появилось штук 15 разных, теплых велюровых и тонких хлопковых, с царапками и без, с закрытыми ножками и открытыми, на кнопках и на змейке. Положил ребенка сверху, ручки-ножки засунул и застегнул, никаких проблем.

□ Боди (6-8 шт.)

Вот тут дела обстоят сложнее. Купила я несколько боди, но новорожденного туда очень страшно засовывать, т к головку он еще не держит, а одеваются они именно через голову. А под росший ребенок просто отказывается просовывать руки в рукава и голову в горловину. Боремся и с горем пополам одеваем. Сверху угодно одевать штанишки.

□ Ползунки (2-4 шт.)

Не нужны, по крайней мере пока не ползает.

□ Носочки тонкие/теплые (2-4 пары)

□ Чепчики тонкие/теплые (2-4 шт.)

□ Шапочка для улицы

□ Трусы (4 шт.)

□ Майки (4 шт.)

Трусы и майки новорожденному не нужны, это можно приобрести когда начнет сидеть.

Для купания

□ Детская ванна и горках.

Купили цветную с рисунком, потом прочитала что желательно брать белую, в ней видно какой концентрации марганцовка или травы, в которых купают после рождения.

□ Детское и хозяйственное мыло

Твердое мыло пока не пригодилось, пользуемся только жидким.

□ Жидкое детское мыло

□ Средство для купания

Вот это средство для меня загадка. Купила фирмы бюбхен, на нём так и написано, средство для купания. Когда собрались купать, я так и не поняла для чего оно нужно, льется оно прямо в ванную, но это не пена для купания. Мылить его на мочалку нельзя. Если кто нашёл применение - напишите!

□ Шампунь

Пользуемся. Фирмы бюбхен. Пахнет хорошо, но мылиться плохо, пены почти не дает. Следующий раз попробую другого производителя.

□ Губка или мочалка

Используем где то с месяца, когда раз в неделю купаем с мылом. Остальные дни просто обливаем малыша водичкой без всяких средств.

□ Термометр для воды

Нужен где то месяцев до 3, потом научилась определять температуру воды просто рукой.

□ Кувшин для ополаскивания

Почему-то не купили и сейчас руки не доходят, но столкнувшись понимаю что очень пригодилась бы эта вещь, когда моешь головку, да и вообще всего малыша.

□ Полотенце с капюшоном

Купили 3 штуки, очень удобно.

Для прогулок и путешествий

□ Коляска

У нас 3 в 1, фирмы zippy. Коляской в целом довольно, но автолюлька нам практически не пригодилась, начали использовать месяца в 4, а она рассчитана до 6 месяцев, так что лучше купить отдельное автокресло и отдельно коляску.

□ Матрас для коляски

У нас уже был в коляске, не покупали.

□ Дождевик для коляски

Тоже шел в комплекте, как и москитная сетка

□ Слинг или рюкзак-переноска

Не купила, о чем жалею. Малыш практически с 3 месяцев отказывается сидеть в коляске на улице, о чем оповещает громким криком, приходится носить его на руках пока не заснет, а потом перекладывать. Подумываю все таки купить слинг, чтобы разгрузить руки.

□ Кроватка

Купили маятник, я довольна. Не всегда конечно помогает уложить, но иногда малышу нравиться качаться.

□ Матрас

Купили средней ценовой категории, из кокосового волокна. Сверху постелили клеенку, чтобы не пачкался, но подумываю её снять. Когда малыш спит в кроватке, спина всегда мокрая, когда спит на нашей кровати такого нет. Я так понимаю что от клеенки кожа совсем не дышит и потеет.

Постельное белье (3-4 шт.)

Купила 4 комплекта. Из каждого комплекта пользуюсь только простынью. Подушкой нельзя пользоваться до года, так мне сказал педиатр. Одеяло в наборе идет просто огромное, я боялась что дышать под ним будем нечем, соответственно пододеяльником не пользуюсь тоже. Сделала вывод что полноценный комплект можно купить после года, а в начале зачастить простынями. Когда их не хватало, стелила пелёнки.

□ Бампер в кроватку

Когда я покупала бампер, подумала я о своем ремонте и интерьере, и о том что люблю голубой цвет. В итоге купила нежно голубой бампер, точнее целый набор, в нем 8 предметом, с рисунком в белый цветочек. В изголовье только был нарисован мишка. И когда малыш подрос, ему стало интересно все цветное и яркое, так что медведя он только и рассматривал. А я сожалела о том, что не купила яркий и цветной бампер с выделяющимся рисунком. С постельное бельем та же беда. Малышу очень нравится рассматривать рисунки,лежа на животе, так что чем цветнее, тем лучше.

□ Одеяло тонкое

□ Одеяло теплое

Оба одеяла надо покупать маленьких размеров, или ушивать большие. Нам 4 месяца и я до сих пор боюсь им накрывать ребенка.

□ Клеёнка (4-5 шт.)

Уже писала выше что по стелила одну на матрас, но думаю снять. Другую стелю под пелёнку, когда лежим на родительской кровати.

□ Мобиль в кроватку.

С ними у нас целая драма. Я еще месяце на 5 увидела мобиль фирмы Fischer price "мечты о бабочках", такой милый и нежный. Купили, принесли домой, собрали, а на кроватку он не крепиться, ни на одну из сторон. Пришлось возвращать в магазин. Следующим был не очень дорогой мобиль, даже не знаю что за фирма. К кровати он прикрепился, был на пульте, в который мы батарейки меняли каждые 2 недели. Еще одним недостатком было то, что висячие игрушки не крутились. Но играла музыка и было что-то типа ночника. И кстати игрушки были такие длинные, что ложились прямо на ребенка, пришлось укорачивать. 3 мобилем был подарок от бабушки из Америки. Вот он то, что надо. Длинное крепление отлично подошло к кроватке. Сам механизм заводиться от ключа, крутится и играет музыка. Ребенок в восторге.

Дополнительно

□ Детский стиральный порошок (ручной и автомат)

Покупаю Bimax для детского, раздражения и аллергии никогда не было.

□ Кондиционер для белья

Когда какой придется, больше всех понравился lenor

□ Отбеливатель

Не пригодился, отбеливала им взрослые вещи

□ Пятновыводитель

Вот это полезно, сыплю при каждой стирке, фирмы разные, между жидким средством и порошком разницы не почувствовала

□ Средство для мытья посуды

Подобный совет получила в свое время и я, находясь в роддомовской палате с новорожденной дочкой. Опытная мама второго ребенка со знанием дела изложила все ужасы, которые меня ждут, если я буду таскать малышку на руках. Она говорила убедительно, и я часами катала пластиковую люльку, вместо того, чтобы просто положить ребенка рядом с собой. Когда мы приехали с дочкой домой, и я впервые положила ее в детскую кроватку, то поразилась несоответствию крошечного тельца и этого огромного пространства. Дочка разделила мое мнение и закатила дикий скандал. Но к кроватке же надо приучать, и множество последующих дней прошли под девизом "Я! Занимаюсь! Ребенком!" Мама готовила еду и убиралась, мне было некогда. А действительно, когда? Пока покормишь, пока поносишь столбиком, пока поизучаем мир... А потом долгий увлекательный процесс приучения-ребенка-к-кроватке. Дочка сосет, засыпает у меня на руках, я опускаю ее в кровать. Не дыша отползаю, но стоит мне достигнуть двери, как начинается рев, и все сначала - грудь, засыпание, перекладывание. Часа через три мне удавалось наконец усыпить ребенка, я бессильно валилась в кресло и заявляла, что смертельно утомлена. Через неделю такой жизни мама заявила, что у нее тоже есть семья, и она не может больше служить у меня домработницей. "Ну поорет немножко в кроватке, все же орут, и ничего" - сказала мама. А я по-прежнему не могла видеть кричащего младенца и купила слинг. Проблемы решились сразу - ребенок спал и ел у меня на руках, пока я занималась домашними делами. Поняв, что мама всегда рядом, приходит по первому зову и никогда не откажет в контакте, дочка росла спокойной и уравновешенной, без страха изучала окружающий мир.

Ребенку жизненно необходимо чувствовать тепло материнского тела

В это время в руки мне впервые попала книга Ж. Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым". Из нее я узнала, что ребенок не просто так не слезает с моих рук - ему жизненно необходимо чувствовать тепло моего тела и слышать стук моего сердца, он к этому привык за девять месяцев внутриутробной жизни и не представляет себе жизни по-другому. Автор пишет о том, что желание новорожденного младенца все время находиться на руках у матери - не прихоть и не избалованность, а естественное ожидание такого обращения, заложенное за тысячелетия существования человечества. Тысячелетиями младенцы находились на руках у матерей, а не одиноко лежали в кроватках, и младенец, родившийся у цивилизованной мамы, ничем не отличается от младенца индейского племени, они оба ждут от жизни одного - тепла материнского тела, постоянного движения, стука материнского сердца. Новорожденный младенец не ощущает течения времени, у него еще нет памяти, нет прошлого опыта, и если он страдает, то не может утешиться надеждой, что страдание когда-нибудь кончится, для него оно вечно. Поэтому все попытки приучить к чему-то новорожденного младенца обречены на провал и просто бессмысленно жестоки. Когда мать оставляет малыша в одиночестве, он не знает, что она скоро вернется. Инстинкт подсказывает ему, что плачем можно исправить дело, но и это чувство исчезает, если ребенку "дают проораться", если на плач не следует немедленной реакции. Не теряя веры в правильность своей жизни, как и заложено в нем Богом, он делает единственное, что у него пока получается - продолжает плакать и плакать, кричит до хрипов в горле и боли в груди, как ему кажется, вечно. Потом вопли слабеют, малыш погружается в безнадежное, безвременное отчаяние. Это существо не способно думать, не умеет надеяться, но уже умеет страдать. Когда ребенка берут на руки, он снова возвращается к жизни, слышит знакомое сердцебиение, наслаждается вкусом молока, насыщается и впадает в дремоту. Пробуждается он снова в аду - сладкие воспоминания и надежда еще не способны принести успокоение и напоминание о встрече с мамой. Если на плач не следует реакции, желание сигнализировать о своих потребностях слабеет, ребенок становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Впоследствии из детей, подвергнутых подобной жестокой "дрессировке", вырастают люди замкнутые, не умеющие выражать положительные эмоции, говорить комплименты, с трудом устанавливающие близкие отношения. Эти люди сами страдают от особенностей своего характера, но справиться с ними уже не могут. Позволяют им немного оттаять их же собственные дети, единственные, которых они могут без стеснения обнять и приласкать. Другая же категория людей - это бывшие "ручные дети", открытые, жизнерадостные, эмоциональные личности, легко заводящие знакомства и не испытывающие проблем в общении. Мне хотелось верить, что моя дочь вырастет именно таким человеком, поэтому я никогда не отказывала ей в контакте. Для какой-нибудь мамы идея постоянного ношения малыша кажется дикой - "мы же не цыгане!" Да, только новорожденный этого не знает. "Мы живем в цивилизованном обществе, и ребенка нужно приучать к цивилизованной жизни!" - бесспорно, но уже в том возрасте, когда малыш будет уже в состоянии что-либо понимать, и не раньше.

В "ручной период" формируются важные качества характера

"Ручной период" является жизненно необходимым для ребенка и во многом определяет дальнейшее отношение человека к жизни. Да, этот период для современной женщины легким не назовешь - но он действительно короток, и можно немного потерпеть для блага ребенка и своего собственного. В то время как мать, занимающаяся борьбой с собственным ребенком, сама не понимая этого, закладывает основу для будущих проблем. Сейчас моей дочке уже два года, можно сделать какие-то выводы. Период "ручного ребенка" остался позади, закономерно сменившись этапом познания окружающего мира. Дочь очень привязана ко мне, растет ласковой и нежной, но при этом далеко не "мамсик", очень общительна, прекрасно контактирует со взрослыми и детьми, а в случае необходимости вполне способна постоять за себя. Она значительно спокойней многих других детей, не испытывает страха перед окружающим, самостоятельна, подолгу играет рядом со мной, в то время как я занимаюсь своими делами, или же оказывает мне посильную помощь в домашнем хозяйстве. Уверена, что формирование этих качеств характера и есть заслуга "ручного периода". Хочется призвать мам, находящихся в растерянности перед новой для них ролью, мам, которым кажется, что любимое чадо хочет полностью поработить их своим желанием все время быть рядом, не бояться брать своих малышей на руки и удовлетворять это желание. Ни о какой избалованности в первые месяцы речи быть не может, желания младенца чисты и бесхитростны, он еще не умеет манипулировать и научится нескоро. "Ручной период" надо просто пережить, он закончится очень быстро, на первый план выступит познание окружающего, и вы с умилением будете вспоминать дни, когда к вам тесно прижималось крошечное тельце.

Http://matrony.ru/


Когда ребенок только рождается, мама старается уделять малышу все возможное время, наблюдает за ним, кормит, укладывает спать, передвигаясь по квартире, постоянно носит его на руках. Ребенок привыкает находиться всегда в контакте с мамой, чувствовать ее, ощущать ее запах и настроение, которое передается и ему. Но ребенок растет, и мама уже не может проводить с ним все свое время, ребенку начинает не хватать внимания мамы, он капризничает. Как же отучить малыша от постоянного контакта с мамой, как не сделать его "ручным ребенком"? Может ли излишняя опека и потакание ребенку плохо отразиться на его развитии, самостоятельности, не будет ли это вредным для его дальнейшей жизни?

Пока мама молодая, ей хочется запомнить каждое мгновение развития малыша, не пропустить даже самой малости, а груз колоссальной ответственности побуждает ее постоянно следить за ребенком. Однако, старшее поколение, мамы и бабушки, которые воспитали зачастую не одного ребенка, уверяют нас, что вредно ребенку всегда находиться у мамы на руках, отучать малютку от рук гораздо сложнее, чем в принципе не допустить привыкания.

Основной совет взрослого поколения – брать ребенка на руки только в случае необходимости! Если ребенок сухой, сытый, то он должен самостоятельно играть, его всегда можно чем-то занять, или занимаясь делами, разговаривать с ним, но не носить из комнаты в комнату, чтобы постоянно он был рядом с вами.

Действительно, когда малышу уже 7-8 месяцев, он самостоятельно сидит и ползает, а вам необходимо приготовить ужин или обед, устройте малышу на кухне безопасное пространство, где бы он мог спать или играть, но он должен всегда видеть вас. Это может быть специальная передвижная кроватка, коляска или стульчик. Вы будете находиться в поле его зрения, он будет спокоен, вы всегда сможете контролировать его.

Если вы работающая мама, и занимаетесь чем-либо за компьютером, поставьте кроватку неподалеку, и периодически подходите к ребенку, постоянно разговаривайте с ним, иногда можете взять на руки и походить с ним, но не держите его около компьютера, пусть малыш занимается своими детскими заботами, играет, разглядывает что-то.

Молодым мамам кажется, что они будут хорошей мамочкой, если будут 100 процентов времени проводить с ребенком, многие перестают даже ухаживать за собой, полностью увлекаясь заботами о ребенке. Этого делать категорически не следует, вы будете замечательной мамочкой даже если не будете постоянно "сюсюкать" с ребенком, постоянно развлекать его и носить на руках.

В воспитании детей не должно быть крайностей. Ребенок очень чувствует маму, ему передается ее психо-эмоциональное состояние, он начинает капризничать, если маму что-то беспокоит, если мама плохо себя чувствует и т.д. А это значит, что потребность у ребенка в маме существует, и очень сильная. Непосредственно после рождения малыша, следует носить его на руках, особенно когда вы укладываете его спать, он чувствует себя спокойно и засыпает. Только во всем нужно знать меру, если в самом начале ребенок плохо осознает окружающий мир, ему очень нужна мама, ее внимание и ласка, то чем старше он становится, тем больше ему нужно свободы и личного пространства, но многие мамы так же продолжают навязывать ребенку свое излишнее внимание.

Польза от контакта малыша с мамой

В самом начале жизни контакт с мамой необходим ребенку, он помогает правильной работе всего организма. Мамино тепло его согревает, грудное молоко быстрее позволяет набираться сил, ребенок становится крепче, лучше адаптируется к новому для него миру и ритму. В возрасте до трех месяцев у малышей из-за слабого еще пищеварительного тракта бывают колики, в этом случае мама может легко помочь ребенку, положив его животиком себе на животик, малыш согреется и колики пройдут.

После шести месяцев у крохи начинают резаться зубки, постоянный зуд и боль беспокоит ребенка, он больше капризничает, хуже кушает, и только мама облегчит его страдания, прижмет к груди и обнимет, так боль утихнет и малыш заснет.

Если малыш простудился, у него температура, именно тепло мамы будет согревать его во сне, ему будет легче на руках у мамы, к тому же необходимо кормить малыша грудным молоком во время болезни, оно поможет ему справиться с вирусом быстрее, ведь в молоке мамы находятся полезные вещества, так необходимые для роста и развития здорового детского организма.

К тому же пребывание малыша на руках у мамы очень благотворно влияет на его физическое развитие. Сразу после рождения ребенок еще не может управлять своим телом его мыщцы не слушаются, движения хаотичны и непонятны, он не может самостоятельно держать головку и поворачивать ей. Лежа в кроватке он не тренирует мыщцы, они постоянно расслаблены, на руках у мамы происходит обратный процесс, наоборот, ребенок вынужден постоянно тренировать их, ведь ему приходиться быть в постоянном движении, ведь и мама постоянно движется, меняет направление, наклоняется, поворачивается, у ребенка тренируется вестибулярный аппарат. Происходят мягкая и постоянная тренировка крохи, это позволяет лучше и быстрее развиваться физически. С одной стороны, он не делает ничего самостоятельно, однако мышцы вынуждены постоянно напрягаться и расслабляться, тренируясь таким образом. Если ребенка регулярно носить на руках, он раньше начнет держать головку и научится переворачиваться со спинки на животик, быстрее научится ползать.

Ношение крохи на руках положительно сказывается на его психологическом состоянии. Когда он был в животике у мамы, ему было спокойно и комфортно, он слышал стук сердца, ощущал тепло, получал питание и кислород, слышал тихие голоса. Когда он родился, чтобы ему плавно перестроиться новому миру, ему просто необходимо слышать стук маминого сердца, получать питание от мамы, ощущать ее запах. Пока ребенка все пугает, ему нужно создать спокойную атмосферу, немного похожую на ту, к которой он привык, поэтому если вы совсем малютку оставите в кроватке, он заплачет, испугавшись, что остался один, он еще не знает, что с этим делать. Если же вы будете регулярно оставлять его, у него появятся внутренние страхи, например, потерять близких, страх одиночества, они могут сохраниться и перейдут во взрослую жизнь, трансформировавшись в комплексы. Поэтому педиатры советуют мамам не оставлять ребенка одного, даже если он в кроватке, то он должен видеть вас, если вы в другой комнате, то старайтесь скорее вернуться или дождитесь, пока малыш уснет, а потом занимайтесь делами. Не обязательно всегда держать его на ручках, достаточно находиться рядом, разговаривать с ним ласково, петь песенки, чтобы он слышал добрый голос и ощущал вашу любовь.

Дети больше привязаны к тем родителям, которые носили их в детстве на руках, у них более развито чувство взаимопонимания. Они лучше чувствуют проблемы и радость друг друга, такие семьи крепче, дети общаются с родителями всю жизнь ласковее, отношения более добрые, в отличие от тех, когда ребенок был предоставлен сам себе и его не носили на руках.

Как правильно носить ребенка на руках?

Носить ребенка на руках можно и нужно, но делать это следует в меру и чем старше малыш, тем меньше стараться брать его на руки, но мало просто носить кроху, нужно делать это правильно, чтобы не нанести травму хрупкому телу и позвоночнику ребенка.

Многие мамы очень бояться брать новорожденного на руки, бояться переворачивать его, чтобы поменять подгузник, боятся купать, чтобы не причинить боль, таким хрупким созданием выглядит младенец. Этот страх и приводит к тому, что они не часто берут ребенка на руки, а только, чтобы покормить или переодеть.

Существуют положения, в которых ребенок чувствует себя комфортно, и даже младенцу удобно на руках, и нежные косточки не повредятся. Главная проблема у новорожденных – они не могут держать головку, об этом следует помнить, когда вы берете ребенка на руки, и кладете в кроватку.

Если вам необходимо взять ребенка из кроватки или с пеленального столика, то сделайте это следующим образом: двумя рукам поднимайте его под ручки, а пальцами сзади поддерживайте головку, чтобы хрупкие шейные позвонки не получили сильную нагрузку.

Носить ребенка следует так: головка должна находиться на локтевом сгибе, спинка на предплечье попка поддерживается ладонью мамы, вторая рука страхует ребенка сверху. В таком положении ребенок может кушать, спать и просто перемещаться вместе с мамой, его тело не устает. После еды следует держать малыша вертикально, потому что у крохи бывает отрыжка, а в таком положении ему легче отрыгнуть. Такое положение очень удобно детям, когда они не хотят спать, они наблюдают за людьми, предметами, изучают мир вокруг, в таком положении его лучше всего видно. Необходимо развернуть ребенка к себе животиком, прижать к себе, поддерживая своим предплечьем его спинку, положить головку на плечо. Не давите на ребенка, но страхуйте его головку, чтобы она резко не откинулась назад, и не причинила ему неудобство и боль. Не сажайте его на вторую руку, а именно прижимайте к себе, ведь у крохи еще неокрепшие тазобедренные суставы, поэтому сидячее положение противопоказано, особенно девочкам до 6 месяцев.

Каждая мама сама решает для себя. Сколько носить ребенка на руках, но тот факт, что взаимодействие с мамой необходимо ребенку для правильного развития, неоспорим, ведь дети чувствуют любовь, которую дает им мама.