Материал по развитию речи (младшая группа) на тему: Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников". Опыт работы «Развитие речи детей младшего возраста

Шапкина Юлия
Развитие речи младших дошкольников

Тема : «Развитие речи младших дошкольников »

Провели : Шапкина Ю. П., воспитатель

Альжева Т. С., воспитатель

Цель :

Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка .

Ход СОБРАНИЯ:

1 часть :

«Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям :

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей :

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи . Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления . Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста ? Чему должны учить ребёнка?

Формирование звуковой культуры речи .

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи .

Обучение рассказыванию, связной речи .

- Развитие выразительности речи .

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть :

Игра-путешествие по стране «Развитие речи »

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей . На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1. Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам :

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

2. Станция «Сказочная»

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями.

Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число что активизирует речь.

3. Станция «Наши руки не знают скуки» .

Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

Пальчиковые игры (без предметов) .

1) 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого) .

Маме осенний букет отнесём («шагают» по ладошке ).

2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)

(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

3) Пальчиками можно рассказывать стихи.

«Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

4. Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке . Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .

Чистоговорки :

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа» .

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу» .

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки» .

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова : самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог родительского собрания :

Родители задают вопросы на уточнение.

- проводится рефлексия : родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция "Мы", превращается в собственную позицию "Я", то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самому и испытывает гордость, когда у него что-то получается.

Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.

В зависимости от этих изменений, происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра "рядом", когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру "вместе". Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.

Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.

Темпы освоения ребенком как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. Проиллюстрируем это примерами.

На ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других - процесс накопления слуховых образов слов совершается скрыто. Тогда словарь растет скачкообразно.

Рассмотрим динамику освоения разных сторон речи.

Звукопроизношение. Речевой слух ребенка достигает известного совершенства уже в раннем возрасте. К полутора годам дети правильно воспроизводят числе слогов в двусложных словах, а к двум - в 75 % случаев в слове из трех все три слога. Сравнительно легко дети воспринимают ритм слова, ударение, интонационную окраску (радость, недовольство, страх). Сходно произносимые звуки ребенок к концу второго года усваивает сразу группами. На третьем году, слыша образец, пытается исправить свое произношение. В это же время, не умея еще произносить правильно какой-нибудь звук, ребенок улавливает ошибочное его произнесение другими. К трем годам дети неплохо различают сходнозвучащие слова: "сосулька - Сашулька", "баран - барабан", "шар - шарф, шкаф".

Однако о полном совершенстве речевого слуха говорить еще рано, так как в жизни ребенок слышит преимущественно фразы, связную речь, а воспринять ее на слух сложнее, чем отдельные слова. Напомним, что даже взрослые лучше всего удавливают фразы, состоящие не более, чем из 10 слогов. Тогда при их устном и письменном воспроизведении не бывает пропусков и смысловых ошибок. Слова, занимающие среднее положение в фразе, распознаются хуже, чем начальные и конечные. Поэтому важно, чтобы дети хорошо слышали новое слово или отрабатываемые звуки.

Особенности произношения детей на третьем и четвертом году жизни во многом общие. А.Н. Гвоздев характеризует это время как период усвоения звуков, когда наряду с правильным произношением наблюдаются пропуски, замены, уподобление звуков, смягчение их.

Известно, что трудными для произношения являются свистящие, шипящие и сонорные звуки (р, л). Начинают их осваивать дети на третьем году, а на четвертом их произношение в словах существенно (с 38 до 80 %) улучшается, если ребенок повторяет за воспитателем правильный образец слова. Вместе с тем и в этот период произношение звуков неустойчиво; дети редко (1/3 часть случаев) произносят их правильно сами, когда не слышат образец: нередко бывает, что, произнося чисто новый звук, дети ошибаются в произношении тех, которые освоили ранее.

В младшем дошкольном возрасте правильное произношение легко нарушается при ослаблении педагогической работы, при перегрузке групп, в шумной обстановке, в период заболевания детей. Чисто говорящие дети, попав в общество сверстников или малышей, имеющих дефекты произношения, начинают искажать слова. Дефекты произношения до пяти лет обычно считают допустимыми, физиологическими, т.е. связанными с незавершенностью строения и функций речевого аппарата, дыхания, и т.д.

В три года речь становится средством общения между сверстниками. Однако изучение того, как реагирует младший дошкольник (2-4 года) на незнакомого человека: стремится установить контакт? выжидает? не отвечает на общение? - выявили следующее (данные А.Г. Рузской). Если незнакомый взрослый не обращается к ребенку или выражает свое расположение лишь мимикой и улыбкой, то лишь 2 % детей пытаются войти с ним в контакт. Правда, на активное обращение откликается уже каждый восьмой ребенок этого возраста.

Конечно, дети робеют, но главное они не имеют опыта взаимодействия с разными людьми; у них недостаточно развиты мотивы общения и средства для осуществления этой деятельности.

То же можно сказать и о взаимообщении детей. Период его "взлета" (в смысле разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В младшем дошкольном возрасте наблюдается известный спад: однообразие мотивов общения и простота их языкового выражения, что более подробно будет разобрано в ходе дальнейшего изложения.

Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдения и рассматривания картин обращать внимание детей на красоту явлений природы, уже в 4-6 лет они начинают осваивать соответствующий словарь и способы характеристики. Хотя пока они в основном говорят о цвете и размере объектов, третья часть даваемых ими определений, развернутые, т.е. с перечислением 2-3 признаков, элементами сравнения, объяснения: "Снег белый и немножко голубой", "Блестит, как золотой". На пятом году несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует распространению простых предложений и превращению их в сложные.

В процессе обучения детей рассказыванию у них формируются многие элементы связной речи.

Так, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительное группах и даже у школьников начальных классов (в среднем 25-45 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например, завершенность темы, интеграция между частями рассказа и другие. Так, в пятой части случаев у наблюдаемых нами воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в картине части и высказаться в 2-3 предложениях по каждой. Хотя в целом это пока лишь отдельные проявления того или другого признака связной речи.

Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16 %).

Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20 %). Немаловажное значение имеет и методика обучения.

Возросшая на пятом году активность и самостоятельность в деятельности облегчает детям освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают - 40 % от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

До четырех лет у детей, как описывалось выше, наблюдаются случаи индукционных отношений между речью и игровыми действиями. Ребенок легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается.

Таким образом, речевую практику детей не только во время занятий, но и разных видов деятельности можно с успехом использовать для закрепления речевых навыков и совершенствования мышления.

У детей, начиная с 3,5 лет, постепенно создается речевая основа для формирования дружеских взаимоотношений, усвоения правил поведения. Но для этого необходимо знать особенности проявления общения и пути его совершенствования.

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

8. Распространение опыта работы на муниципальном,

региональном уровнях.

«Развитие речи детей младшего возраста»

Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи является важным направлением нашей педагогической деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, именно поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного сознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

Развитие речи в дошкольном возрасте (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.

Актуальность

На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

При поступлении в школу педагоги сталкиваются с такими проблемами:

    односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    Бедность речи, недостаточный словарный запас.

    Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

    Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

    Плохая дикция.

Технология опыта

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

    расширение, обогащение и активация словаря;

    воспитание звуковой культуры речи;

    формирование правильной разговорной речи;

    развитие связной речи.

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строю на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей.

Применяю такие приемы обучения, как: динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.

Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.

Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.

Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.

Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.

В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.

В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.

Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.

Именно младший возраст благоприятен для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более подвижными органы речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ.

При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее. Уже в первой младшей группе я учу детей говорить и быстро и медленно. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.

Анализ речи детей в младшей группе (2 – 4 года)

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно?

К концу года дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.

У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.

Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?

Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

Из этих общих задач вытекают конкретные задачи:

Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря.

Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:

Может понимать значение слова, но не использовать его в своей речи;

Узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»);

Понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях.

Характерные особенности развития речи в младших группах (из практического опыта работы)

Начнем с весьма существенного фактора – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и другие. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) разного возраста в любое время дня.

В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью. Один из важных факторов – это общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе. «Смотри – это бегемот. А это крокодил плохой», - показывает Соня картинки маленькой Олечке. Та закрывает крокодила ладошкой и что-то лепечет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!». Соня снимает руку малышки с картинки и решительно перелистывает страницу книги.

При каждом удобном случае я поручаю кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение несет характер просьбы, чтобы ребенок почувствовал уважение к себе и оценку его как компетентного человека. Например: «Егорка, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, пожалуйста, вместо меня, какие фрукты собрал Кирюша. Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя какое-то время я спрашиваю: «Как дела? Спасибо тебе, Егорушка, за помощь!»

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослыми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие хрестоматии и книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В многочисленных сборниках литературы даны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. Например «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись».

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь говорю: «Ой, что-то я Диму не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети начинают смеяться, говорят, что Димочка здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаюсь к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обращаюсь к нему и приговариваю:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н. Пикулаева «Лисий хвостик»)

Я отпускаю ребенка от себя, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, начинают то прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши), читаю стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах (гитара, металлофон, пианино и др.) очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Так, например, распевая песенку «Петушок, петушок…» - играем на металлофоне.

Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальный руководитель констатирует, что дети, с которыми работают поющие воспитатели, заметно отличаются от сверстников, чьи воспитатели не поют: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Значительным является фактор создания речевой развивающей среды.

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.

Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Использование самых разнообразных игровых заданий и упражнений, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно. Рассмотрим эти задания и упражнения.

Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают, баюкают куклу и т.п., при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, далее только мальчики, которые обещают не обижать ее, наконец, один ребенок, который предлагает спеть для нее, почитать и т.п. (индивидуальных предложений может быть 5-6). Когда дети говорят хором, надо следить, чтобы они не переходили на крик.

Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.

Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…», рассказ Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием. В конспекты также включены народные игры, в процессе которых один ребенок-водящий (или несколько, договорившись между собой) показывает какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй ребята, не зевай…»).

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы магнитов.

Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или несколько сюжетов) без предварительной подготовки.

Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах – стол, стул, диван, кровать). Для этого я делаю пособия «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При помощи таких пособий ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.

Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно использую всевозможные картинки, активируя детей в ответах (мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.

Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время экскурсии, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.

Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание и развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются «вторыми оригиналами действительности», первый же – образы окружающего его мира, то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи, музыкальный слух и так далее. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах. Так, например, игра «Какого цвета». Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее). Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять на развитие наших воспитанников.

Демонстрировали наглядный материал с помощью разных консультаций, проводили родительские собрания, анкетирование, приглашали родителей на праздники, индивидуальные рекомендации (сообщали об успехах ребёнка в речевой деятельности, какие потешки и песенки выучил), обучали родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной диагностики (с помощью моделей и схем, а также практического показа).

    Научились рассказывать об эмоционально значимых событиях используя высказывания из двух – трех предложений

В заключение еще раз напомним о том, что ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевают еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.

В процессе ежедневной работы по развитию речи, дети расширяют словарный запас, учатся общаться с взрослыми и сверстниками. В результате целенаправленной работы дети

    Освоили первые формы монологической речи

    Научились рассказывать об эмоционально - значимых событиях, используя высказывания из двух – трех предложений

    Слушают и понимают содержание литературных произведений

Наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

Советы для родителей. Развитие речи у детей 2-3 лет

С 2-3 лет словарь малыша увеличивается в 3- 4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее. Частое обращение к взрослому и сверстникам способствует развитию речи детей. Речь детей под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Для этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача раннего возраста.
Частое общение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим как куда то ходили, что видели. Речь под руководством взрослого быстрее совершенствуется.
Характерным для этого возраста интенсивном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличии трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
1-ребенок может понимать слово, но не использует его в своей речи;
2-узнает и называет предмет, лишь в привычных сочетаниях и условий;
3-понимает и правильно использует слово-названиев любых доступных его пониманию связях и отношениях.

Формы работы по развитию речи ребенка 2 - 3 лет.
В детских садах приняты две формы обучения:
Обучение на занятиях и в повседневной жизни.
Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов и методов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, формировать важнейшие речевые умения и навыки. Речь ребенка формируется в различных видах деятельности: играя, общаясь, он активно пользуется речью.
С детьми младшего возраста рекомендуется:
- Развивать способность детей понимать речь окружающих; воспитывать внимания и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, формировать первичные представления о умение устанавливать первичные представления о них и умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
-Развивать связную речь: учить детей понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы, к концу года рассказывать 2- 4х фразах о нарисованном на картинках, об увиденном на прогулке.
- Формировать словарь: учить детей по словесному указанию взрослого находить предметы по цвету, размеру(принеси мне желтый мяч) различать их место расположения(кукла на нижней полке), имитировать действия людей и движения животных(покажи как поливают цветочки леечкой, покажи как прыгает зайка).
-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия транспорта(трактор, автобус), частей автомобиля(колесу, руль),растений(дерево, цветок), домашних животных(кошка, собака) фруктов(яблоко, банан), трудовые действий (мыть, вытирать, гладить), прилагательными обозначающими величину, цвет, вкус(сладкий, кислый, большой, красный), наречиями (сейчас, близко, медленно, темно).
- Воспитывать звуковую культуру: приучать детей говорить правильно, не торопясь, звукоподражать (Динь-дон, тик-так, м-у) , учить произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса(тихо, громко).

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей.
- Давайте ребенку перебирать разные крупы, пуговицы. Перемешайте горох, бобы и перебирайте с малышом вместе.
- Не перебивайте ребенка, пока он не закончит говорить.
- Позаботьтесь о том, что бы у малыша были новые впечатления.
- Продолжайте и дополняйте речь ребенка – делайте его предложения распространенными предложениями.
- Не разговаривайте на языке малыша (бо-бо, ня-ня) Речь взрослого должна быть четкая и внятная.
- Читайте с ребенком художественную литературу, беседуйте о прочитанном.
- Играйте с ним в песок, пластилин(катайте колобок, червячков).
- Комментируйте все что он делает.
- Для развития речи используйте все виды игр (уложим куклу спать споем ей песенку, катание зайки на машинки).
- Задавайте ребенку открытые вопросы (что делает зайка? Вместо - зайка кушает?).

Счастливые родители обычно с нетерпением ждут, когда их малыш произнесёт первое слово, а вскоре будет радовать всех родственников, декламируя стихи на праздниках и рассказывая им о своих успехах. Однако многие ребятишки младшего дошкольного возраста упорно молчат, будто набрав в рот воды. Мама и папа задумываются: как же активизировать развитие речи ребёнка? Об этом - в нашей статье.

Речь малыша

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к речевому развитию малыша принесёт свои плоды достаточно скоро, когда вы увидите рядом с собой маленького собеседника, с которым можно вести разговоры на разные темы. Развитию речи малыша способствует ежедневная совместная .

Успешное речевое развитие маленьких детей зависит от некоторых условий:

  • имеет ли нормальное строение речевой аппарат
  • насколько активно малыш вовлечён в общение с родителями
  • получает ли развитие мелкая моторика рук ребёнка.

Не секрет, что все навыки детей, начиная с рождения, отрабатываются в виде игры. Первые игры для обучения речи должны быть направлены на совершенствование процесса говорения с помощью называния, звукоподражания, рассказа и упражнений для развития мелкой моторики. А для этого необходимо обеспечить малыша не только нужными и полезными игрушками и играми (погремушками, пирамидками, кубиками, многофункциональными игрушками с вкладышами, пластилином и красками).

Формирование речи ребёнка происходит, прежде всего, при наличии активного общения с ним. Имеет значение, как именно вы объясняете малышу названия предметов, явлений и действий; как ребёнок получает сведения о предметах.

«Совет. Чтобы малыш лучше запоминал названия предметов и действий – нужно вербализировать (говорить, объяснять словами) всё, что происходит вокруг».

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте

Особенности речи в младшем дошкольном возрасте заключаются в различных стадиях развития речи малыша.

Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.

Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:

  • Какого цвета?
  • Кто какой? (сравнения и противоположности)
  • Кто чья мама?

Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.

Смотрите видео о методе развития речи малышей с помощью сказок

Гуляем и разговариваем

Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.

«А знаете ли вы, что прогулки – один из самых эффективных способов развития речи ребёнка? Остаётся лишь правильно его организовать».

  • описывать всё, что окружает вас
  • поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
  • использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
  • и интонационно богато, спокойным тоном.

Развивающие дидактические игры

В возрасте, когда ребёнок постепенно переходит от лепета к словам (1,5-2 года), можно начать играть с ним в полезные дидактические игры для развития речи:

  1. «Какой это предмет?». Мама вынимает из мешочка заготовленную игрушку, описывает её, а потом предлагает описать малышу.
  2. «Угадай, какая игрушка». Перед малышом лежат 3-4 игрушки. Мама описывает одну из них, а малыш угадывает её по описанию.
  3. «Опиши куклу». Мама предлагает ребёнку описать куклу подробно.
  4. «Таинственная коробка». Мама заблаговременно положила в яркую коробку тематические картинки. Малыш вынимает по одной картинке и описывает, что он видит.
  5. «Скажи, какой предмет?». Малыш вынимает из коробки игрушки и называет их признаки (прилагательные).
  6. «Чудесные кубики». Кроха бросает . Карая картинка выпадает - малыш говорит, что он видит и даёт характеристику изображённому предмету.
  7. «Где игрушка?». Мама раскладывает в комнате игрушки и предлагает ребёнку назвать, где каждая из них находится. Мама должна подсказать крохе, как правильно использовать слова «в», «на», «за», «под», «около», «рядом», «между», «справа», «слева».
  8. «Открытка». Мама показывает ребёнку открытки с изображениями людей и животных, которые выполняют разные действия. Ребёнок должен назвать, какое действие изображено на открытке.

Эти игры подходят детям от 1,5 до 4 лет. Таких игр множество. Родители, при желании, могут придумывать их сами, делая занятия с малышом приятным досугом, полным радости новых открытий.

Выводы

Помните, что развивать речь детей следует гармонично, в соответствии с их возрастом. Пусть речевые упражнения сочетаются с двигательной и познавательной деятельностью малыша, развивая его всесторонне. Говорите с детьми больше, как в процессе игры, так и при повседневных делах. А настоящей наградой для вас вскоре станет грамотная, богатая, эмоционально окрашенная речь вашего ребёнка.