Беседа особенности общения с ребенком. Особенности общения детей

Чтобы подготовиться к школе, нужно знать, что такое школа и что в ней делают дети. А помогут разобраться во всем загадки о школе. Файлы можно использовать в качестве папки-передвижки в уголок родителя.

Первокласснику семь лет.
За плечами ранец,
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Кто подскажет мне, ребята? (1 сентября)

Каждый год школа дверь открывает.
С теплотой всех детей принимает.
Малыши-новосёлы вселяются.
Знаешь ли ты, как они называются? (Первоклассники)

Уютный и просторный дом.
Хороших деток много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (Школа)

То я в клетку, то в линейку, -
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я… (Тетрадь)

Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нем тетрадки, букварь и… (Пенал)

Я с учителем дружу.
На доске всё покажу.
Следишь за мной ты без опаски.
Знаешь, кто я? Я - … (Указка)

Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь всё, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это? ... (Карандаш)

Возле речки,
На лугу,
Взяли радугу-дугу.
Разогнули,
Распрямили
И в коробку положили. (Цветные карандаши)

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)

В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка - загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет … (Дневник)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Рисовать плакаты мастер
Яркий, тоненький … (Фломастер)

Как ты учишься расскажет,
Все оценки вмиг покажет. (Дневник)

Я сама прямая.
Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, ребята,
Кто же я? - … (Линейка)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

Я маленькая прачка, друзья,
Стираю старательно я.
Если работу мне дашь -
Зря трудился карандаш. (Стирательная резинка)

У меня внутри в порядке
В стопках книжки и тетрадки. (Портфель)

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно чтению учиться. (Книга)

На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, -
Уместил всю землю… (Глобус)

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

По чёрному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница. (Школьная доска)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

На базаре не купишь, на весах не взвесишь. (Знания)

Загадки о школе

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа)

Кулик - не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)

Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)

По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
(Школьная доска)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? ...
(Мел)

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй...
(Алфавит)

Палочка волшебная есть у меня друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт,
И огромный пароход!
(Карандаш)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
(Буквы)

Дороги имеются - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, в морях воды нет.
(Географическая карта)

Пишут им ученики,
Отвечая у доски.
(Мел)

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Пятерка и двойка)

Загадки про школьные принадлежности

Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
(Ручка)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)

Черный Ивашка -
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход!
(Карандаш)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Карандаши цветные)

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш.
(Резинка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежит в нем задачник,
Букварь и…
(Пенал)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
(Кисточка и краски)

Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки.
(Тетрадь)

Я в линейку, я и в клетку,
Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу.
(Тетрадь)

Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,

Первого сентября школа оживает после долгих каникул. Звенит первый звонок, и начинается учебный год. Не все легко дается, будут и трудности, но учитель может сделать урок интересней, если обратится к загадкам. Это привлечет внимание, снимет напряжение и даже разрядит накалившуюся атмосферу.

День знаний

В первый день сентября еще нерабочее настроение, к тому же праздник - День знаний. На уроках вряд ли будут разбирать новый материал. А вот загадки про школу в этот день вполне уместны. Можно загадать ребятам несколько вариантов: про школьное здание, про прилегающую территорию, про знания, про образование и многие другие.

Первоклашки, скорее всего, уже имеют какой-то багаж знаний после подготовительного года в детском саду. Пусть они тоже участвуют в процессе. Когда весь класс хором отвечает на поставленный вопрос, ребята чувствуют себя единым коллективом. Это важно для дальнейшего воспитания.

Загадка про школу

Для детей младшего возраста она не должна быть сложной. Предложите такие варианты:

  • Эти братья боевые от рождения немые, но как только встанут в ряд, сразу же заговорят /буквы/.
  • Необычный этот дом, чудеса творятся в нем: обученье там живет, детям знания дает /школа/.
  • Здесь все ему послушны, ребенок и учитель. Когда даст голос - дружно отправятся учиться /школьный звонок/.
  • Десять братьев помогают. Все, что хочешь, сосчитают /цифры/.

Для ребят постарше на уроке географии уместны такие загадки:

  • В городах тех нет людей, а в морях нет кораблей,
  • Нет деревьев в тех лесах и воды нет в тех морях/географическая карта/.
  • Одноногий инвалид, головастый индивид, знает все на свете страны, города и океаны /глобус/.

И для тех, кто уже давно ходит в школу, можно предложить загадки, заставляющие задуматься:

  • Что нельзя купить и что увеличивается, когда тратится /знания/?
  • На чьих ошибках учится умный и на чьих - глупец /оба на ошибках глупца/?
  • Эта древняя ловушка - словно мягкая подушка.Чтоб успешным в жизни быть, нам не надо с ней дружить /лень/.

Школа

На викторинах, школьных праздниках длинные загадки не смогут захватить внимание ребят. Внимание зала удержат загадки про школу, короткие стихотворные строчки которых вызывают улыбку:

  • В рюкзаке твоем лежу, про тебя все расскажу /дневник/.
  • Одеваюсь в клетку и люблю линейку. Меня надо подписать. Как меня зовут… /тетрадь/.
  • Задыхаюсь от восторга: в дневнике моем… /пятерка/.
  • Дома жду головомойку: получил сегодня… /двойку/.
  • В школе черные страницы. На них мокрые тряпицы. Пишет мел по черноте. Как зовут страницы те? /школьные доски/.

При подготовке к викторине обычно прочитывается дополнительный материал. Предложите ребятам самостоятельно сочинить загадки про школу. Можно разбить класс на две команды и дать на это достаточно времени. Тогда среди ребят обнаружится не один талант.

Первоклассники

Когда малыши приходят учиться, они считают себя уже взрослыми. Но мир вокруг них может озадачить, даже обескуражить. Учитель, принявший первоклашек, на четыре года становится им родным человеком. Он постарается смягчить ребятам переход в новый режим, обратит внимание на положительный аспект.

Загадка про школу для детей - не задание, а игра. В процессе игры узнается новое, глубже понимается уже знакомое. Необходимость дежурства по классу, мытья рук, порядка в своих принадлежностях легче воспринимается, когда высказана в виде загадки.

  • Кто проветрил класс? Тряпку намочил? Кто это для нас не жалеет сил? /дежурный/.
  • На руках живут микробы, надо мылом их убить. Чтоб быть всегда здоровым, надо часто руки… /мыть/.
  • В рюкзаках у мальчиков множество карманчиков. Только все теряется, как это называется? /беспорядок/.

В школе свои порядки. Класс встает, когда входит учитель. Это старая традиция, современная школа ее поддерживает. Когда учитель задал вопрос, ученики поднимают руки, а не отвечают, перебивая друг друга. Загадки про школу для первоклассников:

  • Когда входит в класс учитель, то не следует зевать. Знает даже первоклассник, что ребятам нужно … /встать/.
  • Ты теперь не дошколенок, ты теперь обязан знать: задает вопрос учитель - нужно… /руку поднимать/.

На переменке

Ну вот и перемена! Можно отдохнуть и подготовить все к следующему уроку. Про ситуации на перемене - загадки про школу и школьные принадлежности.

  • Я с карандашом дружу. Он напишет - я сотру /ластик/.
  • Я - карандаш наоборот. Он - по белому, я - по черному. Он - черным, я - белым /мел/.
  • Если носик мне заточишь, нарисую все, что хочешь! /карандаш/.
  • На спине привык кататься, но решился нам признаться: он бы мог исполнить танец, но ему нельзя, он - … /ранец/.
  • Разноцветные сестрички загрустили без водички /краски/.

Загадки про школу короткие:

  • Неграмотная, а пишет /ручка/.
  • Дом на замке, лежит в руке /пенал/.
  • Черное поле знаний /доска/.

Пусть учебе помогает смех

Не терять чувство юмора - важное качество характера. В школе это особенно необходимо. Когда проблема обращена в шутку, она уже стала наполовину меньше. Выпуск школьной стенгазеты - пример такого превращения.

Опоздавшие на урок, избегающие физкультуры, лохматые мальчики и неумеренно пользующиеся косметикой девочки - все найдет отражение в выпуске очередной «Молнии». А чтобы не было обидно, фамилии под карикатурами можно не ставить, а поместить под ними загадки про школу. Отгадки можно написать в скобках вверх ногами.

  • Этот сонный ученик по ночам играть привык. Хоть в игре всех побеждал, на уроки … /опоздал/.
  • Есть те, кто берегут фигуры и избегают… /физкультуры/.
  • Со спины неясно, кто ты. Если парень - … /постригись/. Ну, а если ты девчонка - то хотя бы … /причешись/.
  • В старших классах, как на сцене, лица гримированы. Но когда же их концерт? Мы заинтригованы /звезды сцены - старшеклассницы/.

Загадки про школу - смешные четверостишия, которые можно исполнять как частушки:

  • Чистоту наводит в школе, очень любит пол помыть. А когда придем без сменки, угрожает нас убить /уборщица баба Маша/.
  • У дверей стоят мальчишки, просят что-нибудь подать. Им сказали, что девчонки станут тесто выпекать /урок технологии/.

Когда в школе время проходит весело, дети бегом бегут на уроки. Разбудить в ребятах творческую жилку, объединить общим делом - вот достойная задача педагога-воспитателя. Даже загадки могут стать началом выпуска стенгазеты, литературных вечеров, конкурса самодеятельной песни и многого другого. Только одно губит детский интерес: скука. Но это не про наших учителей.

Консультация для родителей

«Особенности общения с детьми в семье»

Дети всему учится в общении со взрослыми. Это создает фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов «Годы чудес» - годы общения ребенка с родителями. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - конечно же, все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека. Цель моей консультации сегодня – помочь вам радоваться детям, даруя им опыт человеческого общения через умение слушать, говорить.

Мы с вами должны стремиться к умению слушать другого, стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Нам требуется умение и усилие, чтобы одновременно и общаться и наблюдать, и слушать.

Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, т.е. осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими и всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения уже сейчас.

Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы отношения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. При дефиците общения может возникнуть болезнь, которая называется госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. Уже в младенчестве у детей формируется чувство доверия, или недоверия, к окружающему миру, у людям, вещам, явлениям и при дефиците внимания, любви, ласки при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу большие и малые прегрешения, поручения детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали бескорыстия и доброты. По мере того как у ребят развиваются способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействие со сверстниками становится более стабильным и продолжительными. Успех среди партнеров по игре в немалой степени зависит от ощущения безопасности и удовлетворенности, которые знакомы детям по их общениям с отцом и матерью. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающие эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они отражение индивидуальности человека его внутреннего состояния (интерес, радость, удивление, стыд, страх…).

Если преобладает отдельная эмоция у ребенка, то это и определяет характер его поведения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить. Точно известно: живое человеческое общение – это самое интересное на свете. Сначала мы видим и слышим человека и лишь за тем что-то понимаешь. Будьте всегда внимательны ко всем проявлениям чувств и желаний собеседника. Это позволит не только общаться со взрослыми людьми, но и найти настоящих друзей в лице ваших малышей.

Активно подключайте выразительные мимические средства, помните, что ваши жесты, мимика, пантомимика – наши первые помощники в общении.

Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимика жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становиться причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои чувства и мысли по средствам мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понимать своего собеседника, но и привносить определенную живость в общении друг с другом. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у ребенка культуру жеста. Жесты, а также интонации должны лишь эмоционально дополнять его речь. Это ласка, нежное прикосновение, выражение несогласия. Вам необходимо обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для общения с вами, а для этого запомните следующие: Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами Ваш ребенок будет говорить, так как его домашние. Вам наверняка приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!» Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.

Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша, умению думать и говорить, но не менее активную роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него. По возможности нужно присоединиться к ребенку. Когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.

Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью. Ее материнская любовь вызывает у малыша ответное теплое чувство.

Успехов вам!

1. Теоретическая часть

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе)благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников . Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении , сопереживании является основной в этом возрасте . Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Подведем итог.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий
  • развитие нового познавательного отношения к действительности
  • ориентация на группу сверстников

Средний школьный возраст (подросток 11-14 лет)

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым? Применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от 11 до 15 лет. Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

  • натуральный – процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;
  • социальный – процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:
  • различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой – ребенком);
  • существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики;
  • социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное – завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.).

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки – все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность – учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно. Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу. Это одно из важных психических новообразований , и взрослые должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у подростка появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно-полезная, кружковая работа.

В качестве этапа переходного периода отрочество – время ломки старых, отживших форм, разрушение специфически детских образований, которые могут тормозить полноценное развитие в дальнейшем. Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности.

Это благоприятный период для развития познавательной активности, любознательности (возраст 10-12 лет). 11-14 лет – важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции, образа»Я». 13-15 лет – время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии.

Наиболее значим этот период для развития полноценного общения

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет.

Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство – чувство «мы». Деление на «мы» и «они»(взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Причины отверженности очень индивидуальны и многогранны. Их своевременная диагностика, определение конкретных способов помощи – важная задача деятельности взрослых(прежде всего психолога, работающих с подростком педагогов).

В этом возрасте встречается такое явление как подростковая ложь . Причинами ее возникновения могут быть: утверждение себя в глазах сверстников(приукрашивание своей жизни); столкновение норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых.

Особую роль в общении со сверстниками , прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение .(13-14 лет). Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивают подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.

В отрочестве общение с родителями , учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т.е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.

Особенности общения подростка со сверстниками, характер оказываемого влияния во многом зависят от представления подростка о себе, от его отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого.

Итак, новообразования этого периода :

  • центральное личностное новообразование– становление нового уровня самосознания, Я – концепции (самосознание как процесс познания себя, Я – концепция или «образ Я» как результат, продукт этого познания).У подростка возникает представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Это выражается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими.

У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям.

  • Психическое новообразование – интерес к противоположному полу
  • Развитие произвольности всех психических процессов

Старший школьный возраст – ранняя юность (15-17 лет)

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении . Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

2. Практическая часть

Юсупов И.М. «Тест на эмпатию».

Литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
2. Рабочая книга школьного психолога (под ред. И.В. Дубровиной). М., «Просвещение»,1991.
3. Практическая психология образования (под ред. И.В. Дубровиной). ТЦ «Сфера», 2000.