Брат: родной, старший, младший, сводный. Кому подходят в супруги старшие дети? Порядок рождения в семье и характер

Стабильные отношения можно создать с человеком, который подходит по темпераменту темпу жизни, интересам. Но это далеко не все, от чего зависит гармония в семье. Психологи предполагают, что большое влияние на взаимоотношения с противоположным полом оказывают… братья и сестры . Эта психологическая теория дубликатов объясняет, в частности, почему люди выбирают для себя те или иные роли. Итак, как отношения в семье влияют на личную жизнь.

Младший брат и младшая сестра

В данном случае ни тот, ни другой не спешат возлагать на себя какую-либо ответственность. Они предпочитают ждать, когда о них позаботятся. Вот почему из-за пассивности обоих партнеров их личная жизнь не будет отличаться стабильностью.

Единственные дети в семье

Таким людям сложно вообще строить отношения друг с другом. Потому что, с одной стороны, они привыкли к тому, что все внимание доставалось только им, с другой стороны, они не смогут позаботиться друг о друге. Они не станут поддержкой любимому человеку. Такой брак просуществует очень недолго. Таким людям лучше строить отношения с тем, кто является первенцем.

Старший брат и единственная дочка

Данная комбинация не так плоха, как предыдущие две, поскольку мужчина сможет позаботиться о несколько эгоистичной и не совсем самостоятельной женщине. В 50 процентах случаев такие отношения венчаются браком и являются стабильными.

Старший брат и старшая сестра

Механизм поведения в родительской семье проецируется на партнера. Важно не только то, сколько было сестер и братьев, но и то, в каком порядке они появлялись на свет. Первенец ведет себя не так, как последыш. Допустим, у мужчины была младшая сестра, а у его партнерши - младший брат. В такой паре неизбежно возникнут проблемы, поскольку и тот, и другой привыкли быть старшими и брать на себя ответственность. Их супружеские отношения скорее всего будут сопровождаться борьбой за власть. Однако в конце концов они смогут договориться.

Старший брат и младшая сестра / младший брат и старшая сестра

Самые стабильные отношения развиваются между парнем, у которого есть сестра помладше и девушкой, имеющей старшего брата. Их представления о роли мужчины и женщины абсолютно совпадают. Кроме того, они совпадают с ожиданиями общества. Если ситуация обратная, мужчина без проблем смиряется с лидирующей ролью жены.

Дата публикации 18.06.2018

Когда в семье подрастают и мальчик, и девочка – это очень хорошо. Многие родители мечтают о таком счастье – иметь сразу и сына, и дочку. Но что делать, если брат и сестра не могут найти общий язык друг с другом?


Когда мама и папа решают родить второго ребенка, они обычно уверены, что никаких конфликтов между старшим и младшим ребенком в семье быть не должно (ведь родители любят обоих!). Но нередко между братом и сестрой возникают ссоры и недопонимания. Как решать эти конфликты?

Приятель или игрушка?

По мнению семейных психологов, наилучшая разница в возрасте между детьми в семье составляет 3-4 года. К этому возрасту старший ребенок уже успевает сполна получить внимание мамы и становится более самостоятельным. Недостаток маминого внимания он восполняет, общаясь в социуме. Когда на свет появляются младшие брат или сестра, старший ребенок проявляет к ним чувства, схожие с материнскими или отцовскими: он охотно помогает родителям заботиться о младшем, снисходителен к его капризам.

Если между братом и сестрой разница в возрасте меньше, то конфликтных ситуаций обычно не избежать. Старший ребенок проявляет большой интерес к младшему, но в то же время его охватывает ревность и страх потерять родительскую любовь. Старший малыш пытается перетянуть внимание на себя посредством конфликтов и вспышек агрессии со своей стороны. В такой ситуации первостепенная задача для мамы и папы – оказать поддержку старшему ребенку и выработать правильную тактику поведения в семье.

Старший ребенок

Главной и самой распространенной ошибкой родителей является возложение ответственности за младшего ребенка на плечи старшего. При этом некоторые родители строго критикуют старших детей за ошибки, совершенные ими при уходе за младшими. Такое положение вещей вызывает множество конфликтов в семье. Старший ребенок постоянно находится под гнётом высокой ответственности и нередко начинает испытывать неуверенность в себе. Между братом и сестрой возникают напряженные отношения.

Приучать старшего сына или дочь помогать вам с младшим ребенком, конечно же, нужно. Но делать это нужно умеренно, не ограничивая права и свободу вашего первенца. Забота о младшем брате или сестре формируют в ребенке такие полезные качества как ответственность, надежность, исполнительность.

Младший ребенок

В отношении младшего ребенка многие родители напротив проявляют мягкость. Учитывая его малый возраст, его практически всегда оправдывают и предъявляют ему меньше требований. Это может очень негативно сказаться на характере младшего брата или сестры. Ваш младший ребенок может вырасти инфантильным и нерешительным, ему будет сложнее общаться с людьми и адаптироваться к новым условиям.

Работайте над построением гармоничных отношений между младшими и старшими детьми в семье. Это позволит вам избежать конфликтов сейчас (когда дети маленькие), а также будет являться залогом успешного будущего ваших детей в их взрослой жизни.

Старший брат и младшая сестра

Такой вид иерархии, по мнению специалистов, является менее конфликтным. Старшие братья и младшие сестры обычно хорошо ладят между собой, особенно когда братья выходят из раннего возраста. Из старших братьев обычно вырастают настоящие мужчины – сильные и смелые, способные защитить себя и своих близких. Эти мальчишки с детства привыкают заботиться о тех, кто слабее и стремиться к лидерству.

На девочке роль младшей сестры также сказывается благоприятно. С раннего детства девочка привыкает к общению с братом, что позволяет ей научиться понимать мужчин. Во взрослой жизни она чувствует себя более комфортно, выстраивая взаимоотношения с мужчинами.

Задача родителей – помогать развивать гендерные особенности у обоих детей. У мальчиков развивайте их волевые качества, мужество и ответственность. Обращайте на них внимание - своё и младшей сестры, хвалите сына. Дочку хвалите за ласку, нежность, говорите ей о том, какая она красивая.

Старшая сестра и младший брат

Если в семье старшей из детей является девочка, нужно с осторожностью относиться к ее желанию занять лидирующую позицию, дабы не воспитать «командира в юбке». Поначалу ваша малышка начнет руководить братом, а в будущем и другими мужчинами, с которыми будет строить отношения. Для мальчика такая ситуация может оказаться еще менее выигрышной. Он с детства привыкнет к заботе и опеке и будет ждать этого же от женщин и во взрослой жизни. Такой мальчик может превратиться в слабого, пассивного мужчину. Чтобы этого не произошло, не позволяйте старшей сестре слишком опекать брата и руководить им. Обращайте внимание девочки на то, что ее брат все-таки будущий мужчина. Развивайте у детей их гендерные особенности.

Советы семейных психологов

Подготовьте первенца к появлению на свет младшего братишки или сестренки. Обсуждайте с малышом предстоящее событие. Подберите вместе с ним имя для младшего ребенка, вместе выберите приданое для новорожденного.

Проявляйте чувства и заботу в одинаковой мере, как к младшему, так и к старшему. Разговаривайте с детьми, обнимайте и целуйте обоих детей.

Не сравнивайте своих детей между собой. Не вешайте им ярлыков, подчеркивая, что старший – значит «сильный», а младший – «слабый».

Проводите совместные игры для старшего и младшего. Давайте им общие задания, поручения.

Если между детьми произошел конфликт, дайте им время «остыть», а потом разберитесь в ситуации. Лучше сразу не искать, кто прав, кто виноват, а развести детей по разным комнатам.

Придумайте для детей мирный способ борьбы с агрессией. Например, во время вспышек гнева ребенок должен сесть за стол и начать рисовать дядю или тетю Зло, после чего нужно смять рисунок или порвать его на кусочки - а злость при этом исчезает…

Алина Терентьева



Конспект урока по чтению

Лялина Галина Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОКУ VIII вида школы-интерната № 4 г.Ижевска

Тема: «Урок доброты» по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро»; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета «Добра», рисунки кота Леопольда, запись песни «Если добрый ты», магнитофон; сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты; таблички со словами, обозначающими «зло».

Ход урока.

1. Организоционный момент.

Уч-ль: Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И дарить его людям.

(С. Островой)

2. Вступительная беседа.

Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Да, это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа, Добро – это когда люди помогают друг другу. Добрый человек – это тот, кто

    Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

    Любит природу и бережёт её.

    Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

    Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Уч-ль:

Контакт. Есть контакт.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планете «Добра». Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ученики отвечают)

Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышам? (Ученики отвечают: «Ребята, давайте жить дружно»)

Уч-ль: Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба – это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете «Добра».

Дети показывают сценку по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова вы знаете? (Дети отвечают).

Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Пословица на доске).

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы учеников). Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха – ха – ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Ученики играют.

Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Фея уходит.

5. Физминутка.

6. Продолжение темы.

Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, несчастье, беда, злость, дурное). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

7. Коллективное составление аппликации.

Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: « Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).

Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Выступление учеников.

  1. Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

    Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

    Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

    Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

    Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

    Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

    Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

    Но как бы нас жизнь, ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником.

Ну-ка попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

    Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

8. Итог урока.

Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратиться в «Книгу добрых дел» ведь делать добро – это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых нарисованы добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.

Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы учеников). Ну, а теперь я предлагаю вам послушать песню кота Леопольда «Если добрый ты». Кто знает слова этой песенки – подпевайте.

«Важна не очередность появления ребенка на свет как таковая, а его восприятие сложившейся ситуации: от того, какое значение придает ребенок своему положению внутри семьи, зависит влияние порядка рождения на стиль его жизни».
Альфред Адлер

Семья – это маленькая планета. И от обстановки на ней зависит, какими станут малыши, когда вырастут, их характер, профессия, отношение к собственным детям.

Братья и сестры: дружная компания

Самые близкие люди после мамы и папы – это сестра, брат. Детям приходится учиться соседствовать друг с другом, мириться, делить будни и праздники. Трудности во взаимоотношениях между детьми в семье неизбежно перерастают в конфликты с родителями. Как правило, отношение родителей к детям находится в жесткой зависимости от очередности их рождения и пола. Мамам и папам нелегко бывает открыть глаза на их несправедливость, завышенные ожидания, вредные стереотипы, которые сопровождают семьи с несколькими детьми.

Вывод. Нереализованные желания типа «хотели девочку, а получился третий мальчик», разочарование, явное или скрытое, в ребенке, отсутствие безусловной любви. Все это подрывает уверенность малыша в себе. А без этого качества нельзя вырасти счастливым.

Старший и младший: кто главней?

Рассмотрим несколько позиций, в которые попадают дети в зависимости от пола и порядка появления на свет.

Старший ребенок – ответственный, организованный, серьезный и пунктуальный. Разрешает все конфликты, часто замещает маму в уходе за младшими детьми, при этом больше всего нуждается во внимании и любви. Родители часто забывают, что старший ребенок – не значит взрослый, и поручают ему дела, не подходящие для маленького человека, превышающие его возможности. Такое перекладывание ответственности травмирует, и если старший ребенок не справляется, например, с уходом за младшими, то у него становится больше комплексов и неуверенности в себе. Зачастую неумение родителей привить старшим детям чувство самоценности приводит к тому, что всю жизнь они страдают от гиперповышенного чувства долга и требовательности, не могут сказать «нет», когда это нужно. По отношению к своим младшим братьям и сестрам старшие дети часто испытывают неподдельную любовь, и, чем больше разница в возрасте, тем легче и спокойнее между детьми отношения.

Вывод. Эти отношения уже не сиблинговые (братско-сестринские), а, скорее, детско-родительские. Именно старшего брата и сестру младшие беззаветно и преданно обожают, копируют, гордятся им. С взрослыми сестрой и братом им нечего делить. Хотя иногда и тут возможны варианты.

Младший ребенок: в очередь

Младшие дети не столь ответственны и властны. Они не доминантны, но их любят такими, какие они есть, и потому с самооценкой у них все в порядке. Они смелее своих старших братьев и сестер, веселее и проще в общении. Нацелены на сотрудничество и построение отношений, умеют расположить к себе. В наиболее выгодной позиции оказываются младшие дети, рожденные у «возрастных» родителей, когда беременность и роды даются уже тяжелее, и нелегко доставшийся поздний ребенок обожаем без всяких условностей. Ему не придется доказывать, что он – самодостаточное счастье. Кроха и без того с рождения купается в любви, и это определяет во многом мягкий характер и умение с оптимизмом идти по жизни.

Средний ребенок попадает в позицию, выгодную и по отношению к братьям-сестрам, и к родителям. Это самые большие дипломаты из всех сиблингов, миротворцы, наблюдатели, но чаще всего именно им не хватает внимания матери и отца.

Вывод. Чтобы заявить о себе, «середнячки» стараются привлечь внимание родителей разными способами, вплоть до внезапных болезней, непонятных диагнозов и хворей.

Как дети в семье будут делить маму?

Отдельная тема отношений сиблингов – детская ревность. Рождение очередного ребенка – всегда огромное потрясение для старших детей. Существует неписанное правило, по которому старшего ребенка не оставляют наедине с грудничком первое время, во избежание проблем. Даже если старший ребенок не проявляет видимой агрессии по отношению к беспомощному младенцу, будьте начеку! Засунутые в рот и в нос месячных детей конфеты, пластилин, щипки, шлепки, случайно уроненные на пол грудные дети – все это последствия того, что родители переоценили возможности старшего ребенка и не заметили скрытую ревность. Основное, о чем нужно знать родителям, – ревность не является признаком того, что старший ребенок плохой. И, конечно, не стоит наказывать старшего брата или сестру за то, что он не справился с эмоциями: маленькие дети импульсивны, и каждый поступок является сигналом.

Вывод. Плохое поведение при появлении младшего ребенка – это крик о том, что старший отчаянно боится потерять любовь и внимание родителей.

Детей полон дом

Многодетная семья дает возможность ребенку рано приобрести много полезных коммуникативных навыков: умение договариваться, уважать потребности окружающих, трезво оценивать себя. В таких «коллективах» младшие дети нередко больше привязаны к ближайшему по старшинству, чем к маме. Старшие дети выполняют замещающую роль в силу занятости матери, и многие антропологи считают, что это совершенно нормально.

Вывод. Бывает, но не обязательно, что люди, выросшие в многодетных семьях, не хотят повторять опыт своих родителей и ограничиваются одним ребенком или остаются бездетными. Берегут личное пространство, которого им так не хватало в детстве.

Сестра и брат

В семьях, где младший ребенок – мальчик, а старших сестер несколько, ожидаемо вырастает мягкий мужчина, знакомый со многими особенностями «женского царства». Такие мальчишки, как правило, обожаемы родителями, получившими наследника после многих лет ожидания. Негласно мальчик в семье, где много девочек, становится объектом номер один. Он не конфликтен, до определенного возраста спокойно позволяет обращаться с собой, как с живой игрушкой: например, спокойно переносит «художественные эксперименты» по завивке волос, макияжу и прочим девичьим премудростям. Девочка, выросшая среди старших братьев, неизбежно учится у них быть сильной, конкурентоспособной, умеющей находить интерес в активных видах спорта.

Вывод. Родители могут снизить накал соперничества, который всегда имеет место в сиблинговых отношениях, отказавшись от сравнения детей. Предоставив каждому ребенку достаточно родительской заботы, а также собственного пространства для развития, взрослые бесспорно выиграют сами и помогут своим крохам не обрести лишних комплексов. Хотят папа и мама того или нет, но им придется найти время, чтобы уделить всем карапузам по отдельности равное количество внимания, вникнуть во все подробности их жизни, переживаний, страхов. Иначе будут проблемы. «Командную» работу – совместные игры и занятия малышей – тоже надо поддерживать. Придется отказываться от приведения одного ребенка в пример для подражания для других и избегать «фаворитизма». Говорите с малышами о своих переживаниях, и это снимет напряжение.

Помогите старшему ребенку

Старшие дети боятся потерять любовь родителей и очень нуждаются в тесном контакте с мамой и папой, как и было до рождения нового малыша. Что можно предпринять?

  • Не говорите старшему ребенку, что он теперь взрослый, не перекладывайте на него заботы о маленьком.
  • Хвалите старшего за инициативу, если он хочет помочь ухаживать за младенцем.
  • Не ругайте за неумелые действия – маленькая нянька решит, что не нужна маме.
  • Не уделять все внимание только младшему ребенку, даже если он только родился.
  • Рассказывайте старшему, как младший на него похож и как он его любит.
  • Обещайте старшему, что скоро у него появится настоящий друг и хороший товарищ.
  • Не сравнивать детей: они наверняка разные.
  • Не разрешайте младшему пользоваться вещами старшего без его разрешения. Старший должен чувствовать, что его мир вне опасности и защищен.