Подросток в современном обществе. Проблемы подростков

Несмотря на то что нам кажется, что подростковый возраст – это такая данность, которая была в жизни человека всегда, тем не менее как отдельный период жизни он был выделен только во второй половине XIX века. Одним из первых, кто обратил внимание на то, что подростковый возраст является особенным периодом, был Федор Михайлович Достоевский.

В то же время на Западе исследованиями подросткового возраста занимался психолог Грэнвилл Стэнли Холл. Он предложил определение подросткового возраста, ставшее очень популярным, как "возраст бури и натиска". Позже эти исследования были продолжены уже в периоде с 1900-х годов Эдуардом Шпрангером, а в России этими исследованиями занимался известный психолог Лев Семенович Выготский, и позднее большое количество психологов и специалистов уделяло свое внимание подростковому возрасту.

Подростковый возраст рассматривался с разных позиций психологических теорий. С позиции изучения развития мышления у Жана Пиаже подростковый возраст рассматривался как период, в котором человек формировал когнитивные способности, связанные с мышлением, с интеллектуальной деятельностью. Жан Пиаже описывал это через прохождение стадий абстрактного мышления и формальных операций.

Считалось, что к окончанию подросткового периода развития у ребенка должна быть сформирована способность к рефлексии, к самоосознанию. Это то, о чем писал Лев Семенович Выготский. Это тоже то новообразование, которое должно быть сформировано за период подросткового возраста. Про длительность и Блонский, и Лев Семенович Выготский, и западные исследователи говорили о том, что длительность подросткового возраста с самого начала могла быть разной в зависимости от степени благополучия общества, в котором происходило развитие ребенка и человека. Чем более благополучно общество, тем более длителен подростковый период, период взросления.

Кроме благополучия/неблагополучия общества также будут влиять культурные особенности. Есть такие общества, в которых подростковый возраст протекает с очень маленьким количеством конфликтов между родителями и детьми. И наоборот, в других обществах сепарация (отделение) подростков от родительской семьи, происходит через конфликтное, протестное поведение. Это тоже было показано исследователями. В этой связи становится интересным то, как подростковый возраст выглядит сейчас, что сейчас происходит с подростками.

Наши коллеги, отечественные и зарубежные, выделили интересные особенности и интересные результаты исследований подросткового возраста. Первое наблюдение: увеличивается период подросткового возраста. Раньше считалось, что подростковый возраст длится от 12 до 16–18 лет, хотя всегда была тенденция рассматривать верхнюю границу как готовую к увеличению в зависимости от степени благополучия той среды, в которой ребенок развивается.

Сейчас по данным, например, комиссии по народонаселению ООН, которая заседала в 2014 году, было принято представление о том, что подростковый и юношеский возраст может длиться до 24 лет и начиная с 10–11. То есть мы сейчас видим, что из длительности в 2–4 года, из периода перехода это становится важным периодом жизни длительностью уже 12–14 лет. Здесь уже появляется вопрос: насколько мы можем говорить в этой ситуации о подростковом возрасте как о периоде перехода? Вполне возможно, что это скорее является периодом жизни человека, в котором человек функционирует как взрослая особь.

Мы знаем примеры, когда подростки сами зарабатывают тем же видеоблогингом уже в возрасте 13–14 лет. И если смотреть на подростков с точки зрения экономической состоятельности, то мы знаем примеры их экономической состоятельности.

Мы можем посмотреть и на другие особенности проявления подросткового возраста. И получается, что, говоря о подростковом возрасте в современном обществе, важно обозначить и то, какое общество сейчас стало. И безусловно, первой особенностью современного общества является его гибкость, изменчивость, транзитивность. Об этом пишет и Марцинковская, об этом пишет и Поливанова Катерина Николаевна, а также ряд других наших коллег. Маргарита Спаньоло Лобб тоже обращает на это внимание.


Дальше встает вопрос: в этом изменчивом и транзитивном обществе, в котором нет устойчивой структуры, в котором трудно проектировать собственное будущее, в котором твоя профессия может измениться за несколько лет, что происходит в современном обществе с подростком? Первый момент, на который обращает внимание тоже ряд исследователей, – это то, что у подростков перестала формироваться или может перестать формироваться потребность в жесткой идентичности как такого устойчивого и неизменчивого образа "я". Эта идея довольно спорная и требует тщательных исследований.

Например, Катерина Николаевна Поливанова говорит о том, что в современном обществе у подростков могут формироваться алгоритмы, фреймы, подросток скорее осваивает разные способы поведения и разные роли с целью обогащения и обретения такого большого репертуара ролей, которым он потом может пользоваться в своей жизни.

Раньше, когда человек развивался и проживал свой подростковый возраст, результатом этого обычно становилось обретение профессии. Даже в 1980-е подросток выбирал себе вуз, либо колледж, либо ПТУ, техническое училище, дальше он мог выбрать профессию, и по этой профессии человек бы работал. Считалось ценностью, что человек, выбрав одну профессию, работает в этой профессии от момента окончания вуза – университета или училища – и до пенсионного возраста (по крайней мере, так считалось в российском обществе). И тех людей, которые часто меняли работу, называли летунами.

Сейчас требование современного общества состоит в том, что необходимо быстро приспосабливаться и быть готовым поменять свою профессию, если в ней пропадает необходимость. Многие из людей моего поколения поступали на юристов и экономистов и планировали, что это та профессия, с которой будет связано достижение успеха, самореализация. Но в какой-то момент в обществе произошел переизбыток людей этой специальности, они были вынуждены менять профессию.

В этой связи сейчас нормально для подростка (и это требование общества!) сформировать способность осуществлять быстро выбор, сформировать навык ориентации в большом объеме информации – того объема информации, который сейчас доступен подростку с учетом интернета, социальных сетей, большого количества контактов. Он был недоступен для человека конца прошлого столетия – начала 2000-х годов, в эпоху до интернета.

И один из аспектов, которые раньше являлись критерием успеха человека, подростка, – это формирование устойчивой идентичности, образа "я". В нынешнем обществе, когда можно изменить все, можно изменить пол, можно изменить возраст через внешнее впечатление, становится важнее не столько сформировать жесткую, устойчивую идентичность как образ себя, который неизменчив на протяжении длительного периода жизни, сколько сформировать многообразие ролей, из которых бы подросток мог выбирать. Освоить некоторые алгоритмы и рамки, которые бы человек мог выбирать и использовать в зависимости от того периода, от той ситуации, от контекста, в котором он находится. То есть идентичность становится, на мой взгляд, контекстуальной.

И это то, что подросток сейчас может осваивать через компьютерные игры, через социальные сети, когда подросток экспериментирует со своей сетевой идентичностью, меняя аватарки, фотографии или играя за эльфов, эльфиек – в зависимости от того, что ему больше нравится, а не от своего пола. Выбор персонажа в компьютерной игре не привязан к полу ролевой идентичности, что и показывают современные исследования.

Изначально в обществе ряд проявлений подросткового возраста воспринимались как негативные и требующие регуляции. Конфликтное поведение, протестное поведение подростка в отношениях с родителями воспринималось как негативное. В то же время Питер Хилл показал в своих исследованиях, что именно конфликтное поведение с родителями помогает подростку сформировать навык принятия решения, навык организации своей жизни в ситуации множественного выбора.

Взрослый человек в современной жизни, в большей степени, может быть, урбанистической, находится в ситуации, когда ему необходимо выбирать. Необходимо выбирать между дополнительным временем на работе или временем в семье, между возможностью встретиться с друзьями либо провести время с родителями или с детьми. Этот навык организации своей жизни в сложной индивидуальной социальной ситуации формируется в том числе в подростковом периоде, когда подросток вынужден выбирать между друзьями и родителями, пойдет ли он гулять с друзьями или останется делать уроки. А это часто один из основных поводов конфликтов между родителями и подростками, связанный с послушанием, с дисциплиной дома.

Что еще поменялось в жизни современного подростка? Явно поменялась семейная среда, в которой живет подросток. Если раньше семья зачастую была достаточно устойчивой ячейкой, в которой существовали семейные традиции и в которой было постоянное количество членов, то в современном обществе сама семья сильно поменялась. Есть много нормальных вариантов семейной жизни: это и семьи, в которых один родитель воспитывает подростка, и семьи, в которых подросток воспитывается общиной, и сложносочиненная семья родителей, у которых подросток, воспитывающийся в нескольких семьях – в семье своей мамы с отчимом, с отцом и мачехой, и он может получать разный опыт родительских фигур. Такое многообразие, безусловно, тоже влияет на развитие подростка.

Безусловно, важной частью подросткового возраста являлись подростковые группы, подростковые компании. Общение в группе, общение в компании для подростка является одним из тех важных видов деятельности, которым подросток посвящает свое время. Можно говорить о том, что подростковый возраст – это возраст "мы", это возраст идентичности с группой сверстников. И роль сверстников для подростков очень важна.

Тем не менее мы сейчас наблюдаем, что эта среда также поменялась. Если раньше были уличные компании, в которых собирались подростки, и это были устойчивые уличные компании, то сейчас мы обнаруживаем, что в городской среде устойчивые компании практически ушли. С распространением мобильного интернета появилось большое количество быстро собирающихся и быстро распадающихся групп подростков. Доступность и возможность организовать себя в такую группу сверстников, которая тебе удобна, с одной стороны, позволяют подростку развиваться в более комфортной среде общения со сверстниками.

С другой стороны, в тот момент, когда подростку трудно установить какие-то отношения со сверстниками, ему проще избежать трудностей, проще их не преодолевать. Можно просто заблокировать чат, группу своих друзей, можно сменить одну школу на другую. Возможность смены социального контекста стала очень доступной и простой. И это, безусловно, влияет на те навыки, которые формируются у современного подростка. И как мне кажется важным, что общество моделирует само себя, общество работает как самонастраивающаяся система. В зависимости от того, какие навыки нужны подрастающему поколению, какие навыки нужны тем людям, которые послезавтра будут взрослыми и будут составлять основу человеческого общества, эти навыки сейчас и формируются у подростков.


В подростковом возрасте не просто увеличивается объем знаний, но и расширяется умственный кругозор. Появляется потребность в осознании жизни не как разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определённый смысл и направление. Поэтому в данном возрасте необходимы правовые знания, определяющие границы дозволенного во взаимоотношениях человека и общества.








Убийство (ст. 105). Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111). Похищение человека (ст. 126). Кражу (158). Разбой (ст. 162). Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166). Вымогательство (ст. 163). В частности, меры пресечения предусмотрены за:


Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2). Террористический акт (ст. 205). Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2). Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226). Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267). Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229). В частности, меры пресечения предусмотрены за:




Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Предпосылки к нарушению закона


Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям. Предпосылки к нарушению закона


Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, «отстающих».


В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть «трудными». Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами.. Каким образом подростки встают на преступный путь? Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний


Воспитательные меры Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия.


Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены в специальные учреждения. Несовершеннолетние лет направляются в спецшколы, ти лет – в профессионально- технические спецучилища. Воспитательные меры


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.


Источники* Учебник ОБЖ 7 класс (А.Т. Смирнов; Б.О. Хренников) nesovershennoletnix-osobennosti.html nesovershennoletnix-osobennosti.html %20 несовершеннолетних %20 несовершеннолетних

Подростковый возраст неспроста считается кризисным периодом, ведь многим детям приходится страдать из-за комплексов и постоянных проблем со сверстниками. Какие же основные трудности подростков можно назвать, и почему они возникают.

Проблемы с внешним миром

Подросток и общество — на данную тему читают лекции многие преподаватели, и об этом рассуждают простые родители. Внезапно вчерашний ребенок перестает ощущать себя счастливым, осознавая, что мир не совершенен, собственно, как и он сам.

Главная проблема, с которой сталкивается ребенок — это возрастающие требования к нему и необходимость самоопределения. К возрасту 14-ти лет подросток уже должен выбрать экзамены для сдачи ГИА, при этом определившись с профессией. Необходимость самоопределения, насаживаемая обществом, сильно влияет на ребенка, личность которого сформировалась не до конца. В результате чего, школьник все больше замыкается в себе, не допуская к решению проблем даже друзей и родителей.

В подростковом возрасте и мальчики, и девочки начинают испытывать первые серьезные чувства, и с этим связана еще одна трудность. Не имея возможности высказать свои чувства открыто, ребенок переживает серьезные душевные кризисы. Если в школе попутно возникают конфликты с преподавателями или другими учениками, это еще больше осложняют социальную адаптацию. Многие дети в подростковом возрасте чувствуют себя не похожими на основную массу людей, испытывая так называемый комплекс изгоя.

Если ребенок достиг подросткового возраста, родителям очень важно сохранить с ним близкие доверительные отношения. Именно сейчас формируется характер школьника, его взгляды на мир и общество. Если эти взгляды будут формироваться под дурным влиянием не самых порядочных сверстников, подросток станет поистине неуправляемым. Сохраняя дружеские отношения с ребенком, взрослые смогут направлять его в нужное русло саморазвития, не позволяя допускать серьезных жизненных ошибок.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются многие подростки — это желание доказать взрослым свою самостоятельность и взросление. В стремлении показаться взрослыми дети порой переходят всякие границы, наталкиваясь на осуждение окружающих. Как результате, школьник вступает открытый конфликт с обществом, который выливается в серьезные проступки и нарушение внутренней целостности.

Ребенок в возрасте 14-17 лет перестает воспринимать взрослых, как непререкаемый авторитет. В результате, дети начинают грубить и учителям, и родителям, пытаясь доказать им свою правоту. Собственное мнение для ребенка выходит на первый план, а взгляды взрослых кажутся абсолютно несправедливыми и глупыми. На фоне всего этого ухудшается и внутреннее состояние подростка.

Проблемы с внутренним миром

Пожалуй, главная проблема с внутренним миром, которая возникает у ребенка — это ощущение собственной ненужности и непохожести на окружающих. Если к этому прибавляются еще и комплексы из-за внешности, то школьник и вовсе чувствует постоянный психологический гнет.

Ощущая себя непохожим на окружающих и странным, ребенок пытается найти отдушину в музыке, в творчестве, в общении со сверстниками. Постепенно учеба уходит на второй план, а ребенок погружается в, как ему кажется, «взрослую» жизнь.

Одновременно с этим в подростковом возрасте дети внезапно обнаруживают все несовершенство этого мира. Детские мечты об идеальной любви и профессии рушатся, и ребенок уже не получает такого удовольствия от жизни. Если к этому еще прибавляются неудачи в любви, то ситуация становится совершенно плачевной.

Не стоит забывать, что в подростковом возрасте ребенок переживает еще и половое созревание. Постоянные внутренне перестройки организма оборачиваются нервными срывами и истериками. Школьник больше не чувствует себя ребенком, но и к взрослым отнести себя не может. Это странное промежуточное состояние давит на него, заставляя совершать опрометчивые и порой совершенно глупые поступки. Борясь с внутренними демонами и повышенной нагрузкой в школе, подросток может абсолютно потерять контроль над собственной жизнью и психологическим состоянием.

Новости

Почему он ворует? Понять и правильно среагировать

Одноклассники стащили поднос с пирожками в столовой и устроили пир. Мальчик спрятал в портфеле новую игрушку друга. Шестиклассница постоянно ворует деньги из бабушкиного кошелька себе на модные украшения.

Будто подменили. Плохое поведение ребенка на людях

Бывает, родители полностью уверены в правильном воспитании ребенка − он адекватно реагирует на окружающих, перестает просить у мамы то, что она ему сейчас дать не может, спокойно ведет себя в общественных местах. Мама рада и даже испытывает некоторую гордость от своих педагогических способностей.

Любовь к порядку у ребенка? Превращаем мечту в реальность

Кто не мечтает о том, чтобы ребенок с раннего возраста полюбил чистоту и умел с легкостью наводить порядок в доме. Ради этого родители прикладывают немало усилий, тратят много времени и нервов, но редко выходят полными победителями в борьбе с беспорядком.

Осторожно! Первоклассник делает уроки. Или как поддержать интерес к учебе.

Осень уже в самом разгаре, школьники с головой втянулись в учебу, вошли в ритм. А вот на первоклассников напало уныние. Забылись яркие летние впечатления, улеглась суета вокруг сборов в 1 класс, отшумели поздравления с Днем знаний. Вчерашние дошкольники даже не подозревали, что уроки надо будет делать каждый день, что мультфильмы и игры будут так ограничены, а мама может быть такой строгой.

Проблемы подростков: как вести себя родителям

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов для родителей. Но за криками, ссорами и гневом лежит банальное непонимание. Не зря говорят, что проблема «отцов и детей» актуальна до сих пор. Ведь каждый подросток проходит тяжелый путь перед принятием и осознанием ошибок, становится взрослым, заводит своих детей и пытается уберечь их от неудач. История повторяется с каждым новым поколением.