Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методы

«Детский сад № 1»

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Выполнила:

Чепурная Е.Э.

Г.Нефтеюганск 2017

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью сказок.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев дает детям простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность) , - все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.

В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Перед собой я поставила задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность), содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, в младшей группе я предложила выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовала разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа. В сказке «Теремок» детям можно предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя, теремок развалился. Я предлагаю построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества: гостеприимство, доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Вначале я анализирую различные ситуации в группе, а потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой: усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Консультация для воспитателей

« Взаимодействие детского сада и семьи

в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Выполнила:

Чепурная Е.Э.

г.Нефтеюганск 2017

Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме. «Это связано, с одной стороны, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще». 1

При этом дошкольное детство – признано специалистами наиболее чувствительным сензитивным периодом для духовно-нравственного становления личности человека, для формирования его нравственно-этических представлений. В детстве происходит значительное накопление социально-значимого опыта, активно идет процесс формирования его базовых отношений к окружающему миру.

Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии детского сада и его семьи.

Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным институтом, в который каждый человек вступает в силу необходимости. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нём первым совестным движениям сердца. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей.

В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и школе требует новых форм, а подчас и обновления содержания родительско-педагогического сотрудничества.. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В родительской школе молодые родители подчас открывают своих детей, поскольку учебник по педагогике им до этого был неведом. Они узнают, что в дошкольный период важно показать ребёнку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый, как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку «ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование опосредованного сказочного образа или пример из жизни Святых.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио - и видео-теки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На масленицу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее семейное выступление.

В программу сотрудничества с семьёй включены семейные экскурсии, паломнические поездки, игровые мастерские.

Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.

Важную роль в приобщении семьи к культурному наследию имеют народные игры. Народная игра, как и любая другая игра, имеет познавательное, развивающее, корректирующее, но главное, воспитательное значение. Игра объединяет не только детей и родителей, но и всех членов семьи укрепляя межпоколенческие связи. Не менее значимыми являют такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр и семейные праздники.

Семьи нуждаются в педагогической поддержке при выборе художественной литературы для семейного чтения. В рамках экспериментального апробирования региональной модели духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников, большинство детских садов имеют возможность реализовать такие социально-педагогические проекты «Семейный круг» и «Читающая семья». Для первого проекта разработано более 40 буклетов на весь годовой круг православных праздников советами к каждому из них, со стихами и занимательными заданиями.

В духовном воспитании ребёнка – одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции, связанные с поездкой в Дом ветеранов. Активное участие в организации и проведении акций принимают не только педагоги, но и родители. Общее дело объединяет.

С особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам незатейливые сувениры. Эмоциональный отклик в сердцах всех участников вызывают народные песни и танцы, музыкальные пьесы. На глазах человека, умудрённого богатым жизненным опытом часто мы видим слёзы благодарности за теплоту и внимание, участие и чуткое отношение. Эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка. В будущем они смогут позаботиться сами о своих престарелых родных.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Консультация для воспитателей

« Формирование духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»

Выполнила:

Чепурная Е.Э.

г.Нефтеюганск 2017г.

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирование основ моральных качеств, требуется уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить, человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Как дать маленькому ребёнку азбуку человеческой культуры, как помочь ребёнку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своём сердце. Начав работу с детьми в старшей группе, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствует злость, жестокость, самолюбие, т.е. духовно-нравственные качества у многих отсутствуют.

Как научить детей жить дружно, быть добрыми, справедливыми.

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования вышесказанного хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнёром, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребёнку в накоплении социального опыта.

Не для кого, не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу. Обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому народные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они помогают почувствовать себя частью русского народа, способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребёнку защиту от негативного влияния. Игры помогают нам в проведении обрядовых праздников (Колядки, Масленица, Пасха, Рождество, день Ивана Купалы).

Хорошо применять игры, целью которых является воспитание нравственных качеств ребёнка. Они способствуют адаптации ребёнка в социальном мире, формирует умение оценивать других с позиции доброжелательности и является важной частью духовно – нравственного воспитания.

Вот некоторые игры:

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношение.

Ход игры: В комнате разложены предметы – препятствия (стул, кубики, обручи и.т.д.) Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «здесь стул, обойдём его». Затем дети меняются ролями. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.

«Подарок»

Цель : воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры; Дети становятся в круг. Выбирается «именинник», который становится в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. (можно подарить и реальные вещи: шарик, конфету), а можно подарить дружбу, хорошее настроение. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуют круг и закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему, любое настроение, (грустное, весёлое, удивлённое, тоскливое…) Дети передают настроение по кругу, затем обсуждают, что загадал ведущий.

«Волшебные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: Воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Ребёнку предлагается примерить очки, посмотреть внимательно на товарищей. Постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Цветик - семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других.

Ход игры: Дети распределяются на пары. Каждая пара, поочерёдно держась за руки «срывает» лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделай круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели.

Дети обговаривают желания и объявляют другим. Желания должны быть связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.

Вот простые правила детского общения.

Назови ласково соседа

Поздоровайся и посмотри ласково в глаза

чаще говори:

Давай дружить, давай играть, играй честно, не дразни.

Никогда два раза ни о чём не проси

Начав одно дело, доведи его до конца

Разговаривая, умей слушать и понимать

Не перебивай в разговоре

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь

Сам ни к кому не приставай

Не ябедничай за спиной товарища

Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно – нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры (и не только игры) будет развивать душу только тогда, когда сам будет постоянно совершенствовать свой духовно – нравственный мир.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Выполнила:

Чепурная Е.Э.

г.Нефтеюганск 2017г.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

    Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

    Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

    Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

    Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

    Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

    Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

    Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

    Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

    Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

    Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети среднего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    Поддерживать у ребёнка положительную самооценк у.

Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться

    Содействовать эмоциональному благополучию

В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия

    Помочь ребёнку осознавать свои эмоции

Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»

    Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими

Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу

    Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.

Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время

Организация работы с детьми дошкольного возраста

(средний возраст 4 - 5 лет)

Психологические особенности детей

Организация деятельности

1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий)

    Знакомить с разными игровыми ролями

2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов)

    Использовать схематические изображения для их последующей детализации

3. Продолжает развиваться восприятие

    Давать задания на классификацию предметов по форме, величине и цвету

4. Совершенствуется ориентация в пространстве

    Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа

    Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого

5. Интенсивно развивается образное мышление

    Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем

    Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением

6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством)

    Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником

    Заложить традицию чтения книг

    Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов

    Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т.д.)

7. Моральное развитие

    Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной

    Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь

8. Дифференциация межличностных отношений

    Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении

9. Развитие образа «Я» и его детализация

    Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха

10. Начало формирования произвольного морального поведения

    Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка

    Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений

1 Ривина Е.К. Семья как институт воспитания. ./Российская семья – основа развития духовности и патриотизма: сборник научных статей, концептуально-программных и методических материалов /под общ. ред. В.И. Лутовинова. – М.: ООО «ТИД «русское слово – РС», 2010. – С. 21. Тараданов А.А. Как повлиять на семейное благополучие?// Человек. 2004. № 2.

Светлана Москалёва
Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста

«Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста ».

1. Введение.

2. Основные цели и задачи духовно -нравственного развития детей дошкольного возраста .

3. Разнообразие форм и методов работы.

4. Приобщение родителей.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка , так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей , во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве . Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно - нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Целостное духовно -нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач :

1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.

2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.

3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей .

5. Формирование духовно -нравственных качеств.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Разнообразие форм и методов работы.

Развивать духовно -нравственные качества личности ребенка дошкольного возраста , в первую очередь, можно с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, воспитывает хорошие манеры .

Для формирования духовно -нравственных качеств детей , используют игры, которые учат умению общаться, помогают ребенку в накоплении социального опыта. Используют игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания .

2. Народные праздники и традиции.

Ни для кого не секрет, что русские народные праздники, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонии. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как : Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

3. Фольклор : потешки, пословицы и поговорки, сказки.

Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому, можно сказать, что литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка .

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду чаще всего используется такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка не только учит движению, она воспитывает , учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных моментах. Большую роль в воспитании духовно – нравственных качеств личности у детей играют пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются . В детском саду пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы .

Например : одеваются на прогулку, медлительному ребенку говорят : «Семеро одного не ждут» , на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе : «Поспешишь - людей насмешишь» . Во время наблюдений можно использовать различные пословицы : «Весна красна цветами» , «Осень красна плодами» , «Март с водой, апрель с травой» . Загадки – полезное упражнение для детского ума.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор : развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают . Например : сказки «Репка» , «Теремок» , учат детей быть дружными , трудолюбивыми; «Гуси лебеди» , «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики» . Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается - «Хаврошечка» , «Царевна Лягушка» .

4. Беседы.

Кроме всего, необходимо проводить беседы с детьми. Беседа побуждает их думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами : жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду - с помощью воспитателя - ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.

Воспитание и развитие у дошкольника духовно -нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями : сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно -нравственной культуры можно использовать следующие методы :

Групповые родительские собрания;

Консультации;

Дни открытых дверей;

Папки-передвижки.

Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание » необходимо создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным , духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставить определенные задачи :

Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России .

Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения.

Обогатить знания детей об образе жизни людей, их трудовой деятельности.

Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей .

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Если придерживаться этих задач и целей и систематически проводить беседы, игры, приобщать к народным традициям, использовать разнообразные методы в работе по развитию духовно -нравственных качеств, стараться совместно с родителями, можно будет говорить об успешном процессе духовно-нравственного воспитания личности ребенка дошкольного возраста .

Мы подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим о ключевых средствах и методах.

О чем идет речь?

Для начала заметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это обширное понятие, которое включает в себя целый комплекс воспитательных методик, обучающих ребенка моральным ценностям. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень воспитанности, включается в определённую социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и осваивать самовоспитание. Поэтому немаловажно и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о котором мы тоже будем говорить, ведь как раз в этот период происходят значительные изменения в личности.

С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей.

Для чего нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначный. Большинство исследователей всё же сходится на том, что воспитать такие качества у ребенка невозможно, можно лишь попытаться привить их. Точно сказать, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребёнок растёт в спокойной приятной обстановке, то «разбудить» эти качества в нём будет проще. Логично, что ребенок, который живёт в атмосфере насилия и постоянных стрессов, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Также многие психологи говорят и том, что проблема кроется в несоответствии воспитания, которое ребёнок получает дома и в коллективе. Такое противоречие может со временем вылиться во внутренний конфликт.

Для примера приведем случай, когда родители пытаются взрастить у ребёнка чувство собственности и агрессии, а воспитатели - привить такие качества, как доброжелательность, дружелюбность и щедрость. Из-за этого ребёнок может испытывать некоторые трудности в формировании своего собственного мнения на счёт той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно маленьких детей учить высшим ценностям, таким как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами на данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что есть некий идеальный вариант, и будет уметь составлять своё собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что надо понимать - это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы всё чаще наблюдаем ситуацию, когда ребёнок, переходя от одного воспитателя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В таком случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет иметь хаотичный характер. На данный момент детей дошкольного возраста заключается в полноценном развитии как качеств коллективиста, так и отдельной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребёнок учится открыто выражать своё мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируется самооценка и значимость.

Однако чтобы добиться максимальных результатов, методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны подбираться обдуманно и целенаправленно.

Подходы

Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотически чувства;
  • отношение к власти;
  • личностные качества;
  • отношения в коллективе;
  • негласные правила этикета.

Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств.

Проблемы

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны - это воспитатели, а с другой - родители. Но и в этом вопросе есть положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформировавшуюся личность ребёнка можно сильно запутать. При этом давайте не забывать, что дети на подсознательном уровне копируют поведение и реакции того человека, которого считают своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выносились на всеобщее обозрение, то в современном мире подобные проблемы обсуждаются за закрытой дверью. Более того, ученые давно доказали, что воспитание и обучение, строящиеся на критике, не могут быть эффективны.

На данный момент публичную огласку каких-либо проблем трактуют как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на воспитателя, если они не удовлетворены его методами работы. Отметим, что в большинстве случаев это вмешательство неадекватно. А ведь при нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся всё менее активными. Они остаются нейтральными, пытаясь не навредить ребёнку, но таким образом и ничему его не обучая.

Цели

Цели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в:

  • формировании различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитании гуманного отношения к природе и окружающим;
  • формировании патриотического чувства и гордости за свою страну;
  • воспитании толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формировании коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формировании адекватного чувства собственного достоинства.

Средства

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.

Немаловажным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обстановка. Как говорится, в корзине с гнилыми яблоками и здоровое скоро начнет портится. Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста будут малоэффективны, если в коллективе не будет нужной атмосферы. Переоценить важность окружения невозможно, так как современные учёные доказали, что оно играет огромную роль. Заметим, что даже если человек особо ни к чему не стремится, то при смене среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Во время нравственно-патриотичного воспитания детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методикам.

Это для взаимодействия, которое строится на уважении и доверии. При таком общении даже при столкновении интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод касается мягкого доверительного влияния. Он заключается в том, что воспитатель, имея определённый авторитет, может влиять на умозаключения ребенка и корректировать их, если это необходимо. Третий метод заключается в формировании положительного отношения к конкурсам и соревнованиям. На самом деле, конечно, понимается отношение к конкуренции. Очень важно сформировать у ребенка правильное понимание этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативный окрас и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными действиями в сторону иного человека.

Программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают развитие гармоничного отношения к себе, окружающим людям и природе. Невозможно развивать у человека мораль только по одному из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние противоречия, и в итоге склонится к конкретной стороне.

Реализация

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста строится на некоторых базовых понятиях.

В воспитательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его здесь любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявлять свою ласку и нежность, ведь тогда и дети будут учиться этим проявлениям во всем многообразии, наблюдая за поступками родителей и воспитателей.

Не менее важно порицать недоброжелательность и агрессию, но при этом не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том и состоит, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как позитивные, так и негативные эмоции.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста строятся на необходимости создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился правильно воспринимать похвалу и критику. В таком возрасте большое значение имеет наличие взрослого человека, которому можно бы подражать. Часто в детстве создаются неосознаваемые кумиры, которые во взрослой жизни могут оказывать влияние на неконтролируемые поступки и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия со стороны, а также интерпретировать поступки других людей. Конкретная цель, которая стоит перед воспитателями - это развить способность понимания своих эмоций и чужих людей.

Социальная часть воспитания кроется в том, чтобы все этапы ребенок проходил вместе со сверстниками. Он должен видеть их и свои успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое средство воспитания детей дошкольного возраста строится на наблюдениях воспитателя. Он должен проанализировать поведение ребенка за определённый период, отметить позитивные и негативные тенденции и сообщить об этом родителям. Очень важно делать это в корректной форме.

Проблема духовности

Важная часть нравственного обучения часто теряется, а именно - духовная составляющая. О ней забывают как родители, так и воспитатели. А ведь именно на духовности строится мораль. Ребенка можно научить тому, что такое хорошо и плохо, а можно развивать у него такое внутренние состояние, когда он будет сам понимать, что правильно, а что - нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто в детях воспитывают чувство гордости за свою страну. Некоторые родители самостоятельно прививают детям религиозную веру. Нельзя сказать, что ученые поддерживают это, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев малыши теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если и учить детей этому, то делать это надо очень корректно. Не стоит давать несформировавшемуся человеку какие-то специализированные книги, так как они с легкостью собьют его с пути. Гораздо лучше при помощи образов и сказок рассказать об этой теме.

Гражданский уклон

Во многих детских обучающих заведениях делается уклон на гражданские чувства. Более того, многие воспитатели считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах тех стран, в которых наблюдается резкое классовое неравенство, воспитатели очень часто пытаются привить малышам безусловную любовь к своему государству. При этом полезного в таком нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безрассудную любовь, гораздо лучше сначала обучить ребенка истории и помочь ему со временем сформировать собственное отношение. Однако уважение к власти воспитывать надо.

Эстетика

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как у ребенка должна быть какая-то база из семьи. Она закладывается еще в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за своими родителями. Если они любят гулять, посещать театры, слушать хорошую музыку, разбираются в искусстве, то ребенок, не понимая того сам, впитывает это все. У такого малыша будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Скажем прямо, что не все взрослые владеют этим.

Благодаря именно таким основам, заложенным с детства, вырастают талантливые дети, которые меняют мир и оставляют свои имена в веках.

Экологическая составляющая

На данный момент экология очень тесно переплетается с воспитанием, так как невероятно важно воспитать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современные люди запустили эту ситуацию, и вопрос экологии волнует многих. Все прекрасно понимают, чем может обернуться экологическая катастрофа, но на первом месте все равно стоят деньги.

Перед современным образованием и воспитанием детей стоит серьезная задача по взращиванию у детей чувства ответственности за свою землю и экологию. Представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без этого аспекта.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не станет охотником, никогда не станет разбрасывать мусор на улице и т. д. Он научится с самых ранних лет беречь свое пространство, и передаст это понимаие своим потомкам.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что дети - это будущее всего мира. Именно от того, какими будут следующие поколения, зависит то, есть ли вообще будущее у нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста - это посильная и благая цель, к которой должны стремиться все воспитатели.

Григорьева Г.Г. кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования

Нижний Новгород, Россия

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Аннотация: Статья посвящена одному из магистральных направлений модернизации дошкольного образования - духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. В статье анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве; раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, Отечества.

Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе; стихийно складывающееся понимание «свободы» как «вседозволенности», а «разумного контроля» как «цензуры»; некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не

соответствующих менталитету российского народа; как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы.

В этих условиях «...образованию отводится ключевая роль духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочению перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»1 (стр. 4-5) То есть, объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы - главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.

Другим основанием являются благоприятные возможности и необходимость начинать ее решение в раннем и дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию, как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру - всё это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс с рождения, с элементарного чувства привязанности к матери.

Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин. Не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них - несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы, в частности, трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. 23 с.

Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, проясняя образ Божий в каждом ребенке, с точки зрения православия, и целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе, - с позиций светского образования. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является, на наш взгляд, наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из сущностных общих позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. То есть, и православное и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития, самостроительства, самосозидания своего внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, самокоррекции образа «Я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей - одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.

Другая причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в целостное развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка в поведении, в деятельности.

Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур); отсутствие системы в работе; недостаточно высокий уровень духовно-

нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.)

Главным ресурсным условием решения данной проблемы является взрослый человек, компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Таким образом, налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно -нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования - с другой. Положение усугубляется малоинформативным представлением проблемы духовно-нравственного воспитания в современных нормативных документах по дошкольному образованию, включая ФГТ.

Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ФГТ к дошкольному образованию базовые национальные ценности не представлены в явном виде, они содержатся в контексте документа: частично в социальном портрете ребенка, в содержании образовательных областей, целях и задачах некоторых из них. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

При наличии разнообразных определений духовности человека наиболее адекватным, на наш взгляд, смыслу современного образования человека может быть понимание духовности «... как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».1 Это способ существования человека,

достигшего личностной зрелости. В этом определении задан высший уровень, идеал, к которому надо стремиться. Содействие становлению способности к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и есть главная цель духовно-нравственного воспитания поколения.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей: содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1Краткий психологический словарь -Ростов-на- Дону: «Феникс». Л,А,Карпенко, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1998

1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.

2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)

4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к

святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).

4.2. Культуры их выражения ^вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями/

4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

4.4. Развитию эмоциональной децентрации ^воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).

4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.

5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).

6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.

7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Принципы духовно-нравственного воспитания и развития детей

1.Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; - развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; -развитие как саморазвитие «. как фундаментальная способность человека

становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» . Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка, в тоже время отвечающим запросам социума и ориентированным по возможности на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. В области духовно-нравственного становления личности механизмы саморазвития главные, ключевые. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности к осознанному, целенаправленному саморазвитию ограничены, однако и подражание другому, и выбор цели, средств ее достижения, и элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка, постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОО в детско-взрослом, детском сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

2.Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса. Объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации

4.Личностно-ориентированный подход предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие; стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект - субъектных отношений, диалогического общения.

5.Индивидульно-дифференцированый подход. Индивидуальный подход детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный - с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

6.Деятельностный подход реализуется в развитии ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности; содействии появлению у ребенка в их условиях субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности как следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, предполагает воспитание с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

9. Принцип идентификации - отождествление себя со значимым другим, стремлением быть похожим на него. Соотнесение собственного поведения с нормой, правилом и т.п.

творчество», «Музыка». Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и т.п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересны идеи, выделяемые Е.О.Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются только через другого, через взрослого. Способ передачи новых мотивов имеет свою специфику: через эмоциональное заражение, вовлеченность, создание общего смыслового поля.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Полагаем, что термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой

также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности: косвенные - целенаправленное создание взрослым предметной среды; установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например, использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т.п.; прямые - педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве: совете, практической помощи, поощрении, защите и т.п.

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители - равноправные его субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Индивидуальная деятельность детей

Деятельность «рядом»

Взаимодействие в малой группе

Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?

В связи с этим нам представляется весьма важной позиция известного психолога В.И. Слободчикова. Рассуждая о преемственности (непрерывность образования и развития), он замечает, что прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «... норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях» . Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития мы рассматриваем как ориентир воспитания, мера приближения к которому у детей будет различна, так как духовно-нравственное развитие зависит от очень многих факторов. Важна, на наш взгляд, позитивная динамика в развитии ребенка.

Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста:

рассматривание

предметов, картин

предметная

деятельность

изобразительная

деятельность

конструирование

Наличие первичных духовно-нравственных представлений о

духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

Наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему: (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения;

Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Воспитанник самостоятельно применяет усвоенные правила; владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Воспитанник преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Воспитанник способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей.

Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями-

воспитанник задает вопросы взрослому, экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении. способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.

Возникновение предпосылок рефлексивных способностей,

позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями - воспитанник знает собственные достоинства и недостатки

пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами; определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; осознает свое эмоциональное состояние; имеет свою позицию, может обосновать ее.

Развитие способности управлять своим поведением и планировать действия - поведение воспитанника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; ребенок старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Один из сложных вопросов духовно-нравственного воспитания -мониторинг эффективности образовательного процесса. Интересны подходы к решению этой проблемы в работах Абраменковой В.В. . На наш взгляд, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях, позволяют увидеть динамику нравственного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании - Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции / Воспитание и обучение детей младшего возраста - М., 2011. с. 151-169

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в новой редакции)

4. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989, №

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008 г.)

6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу: 16 марта 2010 г.)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 мая 2010 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу 20 июля 2011 г)

9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработ. и допол. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: «Владос», 2008

11. Сайт http://www.portal-slovo.ru/

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988