Фольклорный осенний праздник в подготовительной группе «Осенины – осени именины. Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки на Покров

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю), в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня . Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины. На рассвете они выходили к берегам рек и озер с овсяным хлебом и киселем. Держать в руках хлеб полагалось самой старшей из женщин. Она стояла в центре хоровода, остальные девушки окружали ее и пели песни. Старшая должна была обратиться с небольшой молитвой к Пресвятой Богородице , попросить ее уберечь семью от несчастья, вселить в их дом благополучие и гармонию. Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот — это должно было привлечь в дом материальный достаток.

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка , оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

Осенины — время подведения итогов одного периода и начало другого. В этот день люди благодарили вышние силы за их благосклонность и просили о такой же благосклонности в будущем, гадали на грядущие события . Помните о традициях наших предков, берите из прошлого лучшее и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:30

Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, ...

Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.

Ведущая:

За околицей села веселы были дела,

Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,

И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде».

Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.

Ведущая . Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.

А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?

Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.

Девочка:

Поглядите на ребят:

Все на лавочках сидят!

Все на лавочках сидят

И на девочек глядят.

Мальчик:

Мы не просто так сидим

И на девочек глядим.

Выбираем для души:

До чего же хороши!

Ведущая:

А будешь долго выбирать —

Не с кем будет танцевать!

Исполняется танец «Светит месяц» (русская народная мелодия). На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза. Затем выходят дети и читают небылицы.

1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

2. Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут.

3. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

4. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!

Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,

Нимошка —- на кошке по кривой дорожке.

5. Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.

Плыли утром по реке два барана в челноке,

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбку ел, белый песню пел,

Как Иванушка младой шел с ярмарки домой.

Выходит мальчик с котомкой.

Ведущая:

А вот Иванушка идет.

Что-то нам он принесет?

Иванушка:

Я на ярмарку ходил,

Посмотрите, что купил.

Дети поют песню «Где ты был, Иванушка?» По ходу песни Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.

Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы!

С расписными павловскими платками выходят девочки.

Первая девочка:

Мы на ярмарку ходили

И платки себе купили.

Вторая девочка:

И на празднике у вас

Потанцуем мы сейчас.

Девочки исполняют «Танец с платками» (под русскую народную мелодию «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.

Ведущая:

Погляди-ка народ,

Кто-то к нам сюда идет.

Не шумите, не кричите,

А тихонечко сидите.

Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.

Кошка:

Как у нашего кота очень шубка хороша,

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кошка:

За Кота Котовича, за Петра Петровича.

Тише, мыши, не шумите,

И кота вы не сердите.

Кот усами шевелит,

Всем вам прятаться велит.

Игра «Кот и мыши». Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени» (русская народная мелодия). Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей. Ведущая:

За околицей села

Веселы у нас дела!

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли.

Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.

Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Исполняется танец с ложками под музыку русской народной песни «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик:

Мы играем целый день,

Заплетаем свой плетень.

Проводится игра «Плетень» под русскую народную мелодию «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на четыре команды, руки у всех в команде «заплетены». Каждая команда ходит друг к другу в гости и кланяется. На вторую часть мелодии дети отпускают («расплетают») руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.

Ведущая: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Выходит взрослый с куклой-дедом.

Дед: Здорово, ребята!

Дети: Здравствуй, дедушка Егор.

Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!

Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».

Дети стоят по кругу, ребенок с куклой в центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок с куклой показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!

Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.

Провела и подготовила учитель музыки Сайганова С.Г.

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ. «Прощай, осень!»

Оформление: сцена оформлена под избу, за «избой» - деревья с осенней листвой, лавка.

В зале звучит народная музыка. Ведущие: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Сентябрь : Здравствуйте, гости дорогие!

Октябрь: Рада видеть вас!

Ноябрь: А узнали вы нас? Слушайте мою загадку:

Пусты поля,

Мокра земля,

Дождь поливает-

Когда это бывает? (осенью) (Звучит песня «Осенью, осенью»)

Сентябрь: А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Я - сентябрь-первый осенний месяц. А кто знает, как в старину называли сентябрь?

Дети: Сентябрь – хмурень (вечер года), ревун, златоцвет, румянец осени.

Сентябрь : А какие вы знаете приметы осени?

Осенние приметы :

Весна красна цветами, осень снопами.

Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сыта.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

В лесу много рябины – осень дождливая.

Сентябрь : Да, в моем огороде много разных овощей выросло, всех накормлю, если угадаете загадки. (Овощи в корзине)

Курочка пустодом

Свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет.

Что это? ( Достает из корзины картофель ).

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

Стоит поп на грядах, весь в заплатах,

Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)

Кто не бьет, не ругает, а слезы лить заставляет. (Лук).

Красный пан в землю впал. (Свекла).

Сто одежек и все без застежек. (Капуста).

Показался круглый бок,

Только я не колобок,

Приросла к земле я крепко,

Назови меня, я - (Репка).

Сентябрь : Правильно угадали. Молодцы, ребята

Сентябрь : А вот ещё одна загадка Кругла, да не деньга, красна, да не девка, с хвостом, да не мышь. (Репа) (Исполняют песню игру «Про репку»

Сентябрь :

Гости дорогие, а кто из вас знает небывальщину?

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать, А ухват ей подпевать.

***

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет.

Сентябрь: Славно, весело врете!

Сентябрь : Вот и время незаметно пролетело за работой и весельем. Настали последние дни сентября, а значит, и все светлые бабьи именины пришли. 30 сентября празднуют свои именины все Любы, Веры, Нади, Софьи. (Участники фольклорного коллектива поют «Каравай» для всех Люб, Вер, Надь, Софий)

Сентябрь : А теперь я прощаюсь с вами, уступаю место октябрю.

Октябрь: А я приду тебе на смену, если ребята назовут мои приметы.

Дети: Знать осень в октябре по грязи.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрь – позимщик, грязник.

Октябрь: Правильно называете, да только есть и веселые имена и праздники. Называют октябрь еще и свадебником. В октябре молодежь устраивала вечера, на которых выбирали женихов и невест. А ну-ка, девушки, заводите песню, да повеселей! (Исполняется русская народная песня «Как у наших у ворот»).

Октябрь: Делу время – потехе час! С середины октября заканчивались хороводы, начинались посиделки. Девушки готовили приданое, пряли в одной избе все вместе. (Выходят девочки с вышиванием и пряжей, рассаживаются на лавки).

1-я девочка : В первый раз вышивали - светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

2-я девочка: Во второй раз вышивали красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

3-я девочка : В третий раз вышивали чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами и рыскучими зверями.

4-я девочка : В четвертый раз вышивали сине море со волнами,

Сине море со волнами, со белыми кораблями.

Девочка: А не спеть ли нам, девицы!

Девочки поют:

На веселое гулянье мы пришли без ремешка,

Девяносто песен знаем, еще дома полмешка.

Полотенце вышивала

Петухами, утками

Я миленка поджидала

Часами и минутками.

(Появляются мальчики, стоят в стороне).

Мальчики поют:

Что ты, девушка, не робишь,

На кого надеешься?

Придет зимонька холодна,

Ты во что оденешься?

Девочки поют:

Не стой, миленький в порожке,

Не большая тебе честь.

Иди сядь ко мне на лавку,

Для тебя местечко есть.

(Мальчики проходят, садятся рядом с девочками).

Девочки:

Люблю Васеньку я летом,

Когда бегает с конфетой,

Я Ванюшеньку зимой –

Садится к прялочке со мной.

1-ый мальчик : Работа да руки – надежные в людях поруки.

2-ой мальчик: От нечего делать и таракан на полати не лезет.

Девочки: Так работаем, что недосуг носу утереть.

Мальчики поют : Скоро, девушки, Покров,

Скоро вам гуляночка.

Скоро, скоро заиграет

Милого тальяночка.

Октябрь: 14 октября наступал Покров. Покров – первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда – зима. В этот день девушки спозаранку бегали в церковь ставить свечку Покрову, кто поставил раньше, тот и замуж выйдет.

Девочки: Мать Покров, покрой землю снежком, а меня платком.

(Мальчики накидывают на плечи девочкам платки, уходят со сцены). Танец с платками.

Октябрь: С Покрова начинались ярмарки.

Как у наших у ворот собирается народ.

Все-то с ложками, да с трещотками.

(Ансамбль ложкарей исполняет плясовую «Из-под дуба, из-под вяза»)

Октябрь : А мне на смену ноябрь идет.

Ноябрь: На пороге Ноябрь.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

И струей глухой и острой

Набегает холодок.

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

Ноябрь – ворота зимы. А значит, и загадки зимние будут.

Дети: - Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Метель)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает, ковром устилает. (Снег)

Ноябрь: В ноябре открывался охотничий сезон, и поэтому у меня есть праздник охотника.

А кто из вас хочет поохотиться в моем лесу?

(Игра «Лес». Играющие выстраиваются друг за другом, первый говорит: «Я был в лесу и видел…» На каждый шаг называет, что он видел в лесу (зверей и растения), как только замолчал, выходит из игры, побеждает тот, кто больше назовет).

Ноябрь : В ноябре отмечали праздник Кузьминки». Кузьминки – об осени поминки. Носит он свое название по имени святого Кузьмы, он был покровителем женского рукоделия. С Кузьминок женщины принимались за зимнюю пряжу. А девушки устраивали вечеринки, на которых выбирали женихов, кто не успел в октябре выбрать. Парень девушке, которую он выбирает, дарил платок и бусы. Рассказывали на вечерке веселые истории, сказки. Любили на празднике плясать веселую «Польку-бабочку». (Народно-бытовой танец Белгородчины»)

Выходят Сентябрь, Ноябрь, Декабрь

Сентябрь: Вот и время пролетело за потехами.

Октябрь: Да только пора за дело приниматься.

Ноябрь: Давайте-ка прощаться, за последнюю игру приниматься. По нашему хотенью, по нашему веленью все птицами стали, все крыльями замахали, песню запели – кыш полетели.

(Участники праздника берутся за руки цепочкой и под музыку выходят из зала).

Зимний фольклорный праздник

Пришла Коляда

Дети стоят полукругом, исполняют песню «Пришла веселая зима » - 3 куплета. На повторение 1 – го куплета выезжает «тройка», в которой едут Коляда и Авсень. Они объезжают ребят и встают в центр.

Коляда:

Здравствуйте, люди добрые! Вот и святки пришли на землю, а значит и мое

время. Я – Коляда, добрая и невидимая богиня, потихоньку хожу по домам – напоминаю: «Не спи, земледелец, будешь хорошо пахать – много станешь убирать.

Авсень:

Не зря тебя, Коляда, все так любят, угощением встречают и песнями.

(Исполняют «Коляду» №1 – см. приложение)

Коляда:

Да и ты, братец Авсень, добрый друг для деревень. Посеешь овес – будет славный сенокос. А овес – лучший корм для домашних животных, значит с приплодом будет хозяин.

Ведущий:

Ну, что же, ребята, самое время пройтись по селу, да славить добрую Коляду, а с ней и Авсеня, чтобы они дали раннюю весну, теплое лето и богатый урожай. Садитесь в сани и поезжайте колядовать. (Дети за Колядой «уезжают», садятся на свои места).

Исполняется песня «Три белых коня» муз. Крылатова..

Мальчик из 1-ой группы :

Эй, девчонки и мальчишки, хватит спать да скучать! Ай да колядовать.

(Первая группа – оркестр с маленькой украшенной елкой выходят в центр с песней «Авсень» _см. приложение)

Ребенок:

Здравствуйте, хозяюшка!

Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, да на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Вся группа:

Коляда, Коляда, ты подай пирога!

1 –ый : Или хлеба ломтину, или денег полтину!

2 –ой: Кто подаст лепешки – тому золотые окошки.

3 –ий: Кто подаст каши – золотые чаши.

4 –ый : Кто подаст свежены – золотые чугуны!

5 –ый: Ты, хозяюшка, подай, подавай, не ломай, неси целый каравай!

Хозяйка (руководитель оркестра):

Дам сейчас заданье я, музыку исполнить для меня.

Играет оркестр р.н. инструментов.

Хозяйка:

Сыграли на удивленье – получите угощенье (Одаривает)

Ребенок:

2 –ая группа детей выходит и поет «Авсень».

1 –ый: Щедрый вечер, добрый вечер! Добрым людям!

2 –ой : Мы, младешеньки – колядовщики.

3 –ий: Мы пришли поздравлять, хозяев прославлять! :

4 –ый: Будем и вас хвалить, если будете нас дарить!

5 –ый: А не будете дарить – станем мы вас корить!

6 –ой: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много лет.

Хозяйка (учитель ритмики):

Потанцуйте-ка сейчас, чтоб пустились ноги в пляс!

Исполняется танец.

Хозяйка:

За ваше выступленье от меня вам угощенье.

Ребенок: Что ж мы дальше пойдем, третью колядку заведем.

Выходит 3 –я группа с песней «Авсень».

1 –ый: Сею, вею, подсеваю с Новым годом поздравляю!

2 –ой: С малым детушкам – малолетушкам!

3 –ий: Нам же славцам – денег мешок или каши горшок.

4 –ый: Рублики - на конфеточки,

5 –ый: сотенные – на прянички.

Хозяйка (учитель музыки):

Ой, вы, хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки.

    Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)

    Вот иголки и булавки выползают из под лавки

На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

    Под Новый год пришел он в дом

Таким пузатым толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

    С бубенцом на колпачке,

С погремушкою в руке,

Он и ловкий и смешной!

Отгадайте, кто такой? (Петрушка)

    Летит – молчит, лежит – молчит,

Как умрет – так заревет. (Снег)

    Вот серебряный лужок,

Не видать барашка.

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Каток)

    Мы – проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы,

В дождь – лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

    Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня – дружка.

За веревочку – узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу. (Санки)

Хозяйка:

Молодцы! За ваши отгадки вот вам шоколадки.

Ведущая:

Сколько подарков в вашем мешке! А чтобы злые духи не навели порчу на ваше угощенье, встанем в магический круг и споем заговорную песню, всех духов прогоним.

Все дети встают в круг, берутся за руки и поют:

Таусеньки, таусень,

Варит бабушка кисель

Во горшочеке, в черепушечке.

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

Машут через плечо руками со словами «Кыш, кыш, кыш». Дети садятся .

Ведущая:

Длится ночь в морозной перестрелке,

Облетает ширь и глубину,

А часов разрозненные стрелки,

Ровно в полночь сходятся в одну.

Монотонно следуют удары

Полные литого серебра-

Это значит год уходит старый,

Это значит Новому:…»Ура».

Бой курантов в записи.

Час веселья, час веселья

Ждет теперь у елки вас.

Стих и шутки, прибаутки

Зазвучат пускай сейчас.

Запевать мы будем песни

И уже пришел черед

Вы со мной скажите дружно:

«Где ты, Дедушка Мороз?»

Исполняется песня « Российский Дед Мороз».

Выход Деда Мороза, Снегурочки и их гостей. Игры, аттракционы .

На смену празднику Новый год к нам приходит Рождество Христово.

Дети встают и поют «Ёлка в Рождество»

Ведущая:

Один из рождественских обрядов – это гадание. Слово «гадание» происходит от имени богини счастья Гады. Сам процесс гадания был как бы служением этой богине. Девушки обычно собирались вечером в одной избе, а в полночь начинали гадать. Ночь – это время нечистой силы, самое подходящее время для гаданий. Перед гаданием девушки снимали свои крестики, распускали косы, развязывали пояса и приступали к таинственному действу.

Давайте и мы погадаем.

Девочки садятся в круг, отдают какую-нибудь мелкую вещь (сережку, колечко), ее кладут на блюдо, прикрывают салфеткой. Затем поют подблюдные песни. После каждой песни одна из девочек закрывает глаза и достает с блюда какой-нибудь предмет. Песня адресуется той, чей предмет достали. Каждая песня заканчивается словами:

«Кому вынется – тому сбудется,

Тому сбудется – не минуется».

( Песни – гадания смотри в приложении).

Ведущая:

В рождественскую ночь зажглась звезда в честь рождения Христа. И мы сегодня зажжем свечи в честь наших талантливых ребят, их родителей и учителей.

Выступления детей. Называют победителей олимпиад, спорта. Зажигают свечи .

Звучит песня «Свечи зажги» в записи, дети поют припев с поднятыми руками, раскачиваясь.

Ведущая:

Прекрасная елка – сокровище леса,

Пушистая, юная – просто принцесса!

Шары и гирлянды, блестит мишура,

Как рады ей взрослые и детвора.

Пусть в Новом году интересно живется,

Все ладится, спорится и удается!

Улыбок, подарков, чудес, волшебства,

Счастливого Нового года вам и Рождества!

Конец.

Приложение

Подблюдные песни

    Рылась курочка на завалинке

Вырыла курочка золот перстень

Мне тем перстнем обручатися. (Скорое замужество)

    Мышь пищит, 100 рублей тащит

Диво ули ляду

Кому спели, тому добро. (К деньгам)

    Летит сокол из улицы,

Голубушка из другой летит.

Слеталися, целовалися,

Сизыми крыльями обнималися. (К свадьбе)

    Ползет ежик по завалинке,

Тащит казну на мочалинке.

Диво ули ляду,

Кому спели, тому добро. (К богатству)

    Сидит воробей на жердочке,

Глядит воробей на чужую сторону. (Отъезд из дома)

    Покачу я колечко кругом города

И за тем колечком я сама пойду,

Я сама пойду, до милого дойду. (Встретишь любовь)

    Всем подруженькам в пример будет муж миллионер.

    Ждет красавицу девицу славный отдых за границей.

    Все пути тебе открыты, станешь скоро знаменитой.

    Будет мил весь год ходить да подарочки носить.

    Не упустишь ты момента, погостишь у президента.

    Вот удача, вот веселье – ожидает новоселье.

    Изменение в судьбе – прибавление в семье.

    За тобою из Парижа прилетит на горных лыжах самый модный модельер, блеск изысканных манер. «Будь моделью!»-изречет и в Париж тебя возьмет.

    А тобой займутся поэты,
    Красота твоя и ум будут воспеты.

Будут песни о тебе и романы,

Вот обрадуются папы и мамы.

Овсень

    Мы ходили, походили по проулочкам.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Мы искали, искали Марьин дом.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Мы нашли его дом посреди Слободы.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Посреди Слободы ворота красны.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

    Марьины детки вставайте пораньше.

Эй, Овсеня, эй, Овсень.

Колядка

1. Коляда – моляда прикатила молода!

2. Мы нашли коляду во Мироновом двору.

3. Эй, дядька Мирон, выноси добро во двор.

4. Как на улице мороз подмораживает нос.

5. Не велит долго стоять, велит скоро подавать.

6. Или тепленький пирог, или маслица, творог.

7. Или денежку копьем, или рубль серебром.

Колядка

1. Приходила коляда накануне Рождества.

2. Кто даст пирога, тому полон хлев скота,

3. Овин с овсом, жеребца с хвостом.

4. Кто не даст пирога, тому куричья нога,

5. Пест да лопата, корова горбата.

Колядка

Коляда, коляда, накануне Рождества

Тетенька добренька, пирожка бы сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Двоим, троим, давно стоим.

Печка топится, пирожка-то хочется.

С Рождеством Вас!

Цель:

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
  • Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  • Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,

Ход праздника

Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:

— Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря.

Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.

Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.

— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?

— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)

Русская народная песня «У ворот»

Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей.

2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?

Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой

Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.

Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,

Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).

Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.

Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)

Русская народная песня « Узорница»

(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)

Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.

Русская народная игра « Колечко»

Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.

Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

На кустах они висят, и как маков цвет горят,

Только это не малина, что за ягода?….(калина)

(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)

Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко

Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.

Аттракцион «Собери листья в корзину»

Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)

Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,

Русская, народная, весёлая задорная.

«Частушки – нескладушки»

Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…

Петровна: Да полно те, это комары звенят!

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…

Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!

Приглашайте гостей на танец!

Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)

Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .

Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).

За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).

На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).

Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.

Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова

Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .

Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?

Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.

Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.

Меня сороки, галки боятся пуще палки!

Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?

Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!

Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,

ветром и дождём.

Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…

А меня и на ваши посиделки не пригласили.

Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?

Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…

Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.

Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!

Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!

(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)

Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)

— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?

Дети: Овощи! Не растут на деревьях.

(несколько детей снимают их с дерева)

Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.

Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».

Пугало: Вот здорово!

Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!

Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!

Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,

Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).

Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!

Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.

А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)

Всех накормит а сама не ест? (ложка)

Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки

Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).

«Свистулечный оркестр»

Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!

Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,

За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!

Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!

«Пироги»

Ребёнок: Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)

Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,

А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.







музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 14»,

г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия

Хозяйка: (в народном костюме) :

Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Давно мы вас ждали-поджидали, праздник без вас не начинали!

Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,

А в избе у нас тепло. Жду гостей к себе давно.

Под звучание народной песни «Осенью - осенью» дети парами входят в зал.

Хозяйка:

Добрый день и поклон вам, красны девицы да добры молодцы!

Гости желанные и дорогие! Давно я вас жду – поджидаю…

Будьте, как дома, не стесняйтесь, радуйтесь осени да забавляйтесь!

1. Осень каждый год приходит, праздник за руку приводит,

Песенки свои поёт, танцевать с собой зовёт.

2. Одарила гостья-Осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

3. День осенний так хорош! Сколько листьев соберёшь!

Золотой большой букет – нам от Осени привет.

4. У людей бывают именины, а у Осени сегодня – осенины!

Нашу Осень прославляем, от души всех поздравляем!

Все хором: Осень, Осень, в гости просим!

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём!

Входит Осень с корзинкой

Осень: Я – Осень золотая. Поклон вам всем, друзья. Давно уже мечтаю о встрече с вами я.

Я каждый год к вам в гости прихожу, весёлыми всегда вас нахожу.

Для вас готовлю я свои наряды. Вы рады моему приходу?

Дети: Рады!

5. Осень - раскрасавица, всем наряд твой нравится!

Ты красива, ты щедра и богата и добра!

6. Это чьи-то именины? Это праздник Осенины.

В благодарность за осенние дары, Осенины отмечают на Руси!

Осень: Пришла я вам с весельем и с богатым угощеньем.

7. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что нам осень принесла?

Осень (показывает) :

Принесла я вам с полей колоски пшеничные.

Будут, будут у детей пироги отличные!

8. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Осень:

Помидоры, огурцы принесла я с грядки.

И капусту, и бобы – кушайте, ребятки!

9. Осень, осень золотая, наша гостья дорогая

Хорошо, что ты пришла. Что еще ты принесла?

Осень:

Чудо - яблоки для вас принесла из сада.

Угостить я всех ребят буду осень рада.

10. Осень в гости пришла, и добра принесла:

В лесу – грибочки, в поле – колосочки, а на столе – каравай, кого хочешь угощай!

Хозяйка:

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой,

Будем радоваться вместе, Осень – это праздник твой!

11. Будем праздник начинать, будем петь и танцевать

Хоровод мы заведем, песню звонкую споём!

Хоровод с осенними листьями «Разноцветная осень»

Осень: Спасибо, милые певцы! Я вас хвалю, вы – молодцы!

Хозяйка: А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети рассаживаются на стульчики)

Осень: Встречу с вами я ждала, отложила все дела. Вижу, вы бодры, здоровы.

Веселиться все готовы?

(Выходят несколько детей)

  1. Милости просим! Похваляем Осень!
  2. Осень, Осень! Гости недель восемь! С ветрами сильными, с дождями, с ливнями!
  3. Лейся дождик с неба, будет много хлеба!
  4. Весна красна да голодна, Осень дождлива да сытна!
  5. Как Осень во дворе, так ребята все в избе!

Осень: И то, правда. Раз овощи с грядок собраны, в погреба убраны, на зиму припасены,

Можно и повеселиться, да на посиделки собраться.

6. На завалинке в светёлке, иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

7. Собирались, песни пели, что ж к кругу друзей молчать?

Так давайте веселиться, Осень щедрую встречать!

8. Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести нам здесь сейчас.

9. Отдых – это не безделки, время игр и новостей.

Начинаем посиделки для гостей и для друзей!

Песня «К нам гости пришли»

Хозяйка: На осенних посиделках мы споём и спляшем,

Пословицы и поговорки осени расскажем.

  1. Что весной посеешь, то осенью и пожнёшь!
  2. Осенью серенькое утро, но красненький денёк.
  3. Осень – запасиха, зима – подбериха!
  4. Весна красна цветами, а осень снопами!
  5. Что осенью уродится, то зимой пригодится!

Осень: Молодцы, мои друзья, порадовали меня.

Хозяйка: Да чего же хороши посиделки наши!

А сейчас для нас девицы весело попляшут!

Танец девочек с платочками «Субботея»

Осень: Ай да молодцы! Ай да девицы! Славно у вас получается!

Хозяйка: Но ведь посиделки – не только безделье, но и рукоделье.

Расскажите нам, девицы, все ли здесь вы мастерицы?

1девочка: Я платочек вышивала розами-мимозами,

Алу ленту повязала под русыми косами.

2 девочка: А мы с подружкой – пряхи, у каждой по рубахе.

К зиме ниток напрядём, полушубочек сошьём!

3девочка: Я для маленькой сестрички навязала рукавички,

А для старой бабушки навязала варежки!

Осень: Ай да затейницы! Посмотрим, какие вы трудолюбивые,

да и мальчиков приглашаю поиграть и девочкам помочь клубочки смотать

Игра-аттракцион «Чья пара быстрее клубок смотает»

Хозяйка: Пока девицы плясали, наши молодцы скучали. Пора и вам показать своё умение

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли, дорожка,

Добры молодцы идут погулять немножко!

Мальчики выходят, подыгрывая на ложках

1мальчик: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

Полюбуйся, посмотри, к вам явились ложкари!

2мальчик: Звонкие, резные, ложки расписные.

От зари и до зари, веселятся ложкари!

Мальчики исполняют песню «Во кузнице»

Осень: Ай да молодцы, ай да удальцы! Настоящие добры молодцы!

Хозяйка: А теперь можно и поиграть, свою силу испытать!

Состязание «Перетяни канат»

Хозяйка: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли

Тут и за работу пора!

В народе говорят у нас: «Делу время, потехе - час.

Довольно развлекаться, Пора за дело браться.

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, да и песни хороши!

Реб: Песню задушевную сейчас мы запоём

Поётся в ней о Родине, в которой мы живём.

Реб: Родина – это России просторы, и над рекою откос.

Чистое золото осени нашей, шум белоствольных берёз.

Реб: Родина – это и небо над нами, наши дела и мечты,

Звонкая песня, звучащая в поле. Всё это Родина ты!

Песня «Родимая сторонка»

Осень: Где песня льётся, там весело живётся!

Спасибо! Потешили вы меня плясками да песнями своими.

Хозяйка: А расскажите-ка нам, что же осенью с полей убирают?

Дети: Хлеб - рожь и пшеницу!

Осень: Верно! Осенью хлеб убирают да на зиму зёрна засевают.

Кто нам об этом расскажет? Хлебушек уважит?

1реб: И обед не обед, коли хлебушка нет!

2реб: Не велик кусок пирога, а стоит много труда!

3реб: Гречневая каша - матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной!

Осень: И, конечно, правда это, ведь важнее хлеба нету!

4реб: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

5реб: Если не трудиться, то хлеб не уродится!

6реб: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

7реб: Без дела жить, только небо коптить!

8реб: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

Осень: Да. Лентяев и бездельников в народе никогда не любили.

(Выходит мальчик (Тит) с ложкой за поясом, ложится на скамейку)

Осень: А это что за молодец, глаза с поволокой, роток с позевотой?

1Реб: Да это же Тит-лежебока!

Тит: Ты, работушка, меня не бойся! Я тебя не трону!

1реб: Не колода лодырь, а пень, лежит целый день!

2реб: Не жнёт, не косит, а обедать просит!

3реб: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит!

4реб: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложа?

Дети 4-ро: Хочешь есть калачи, не сиди на печи! (идут вокруг Тита и дразнят)

Ой, Тит, Тит, Тит он на печке лежит, лаптем щи хлебает, себя похваляет.

Пошел в огород – рассмешил весь народ, упал с печи – лежит, кричит!

Тит: Да я парень хоть куда, хоть с ленцою – не беда!

Балалаечку возьму и играть на ней начну!

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Девочка: Станем, девицы, рядком, да частушки пропоём!

Мальчик: Да и мы, пожалуй встанем, от подружек не отстанем!

«Частушки»

1. Начинаем петь частушки, просим не смеяться.

Тут народу очень много, можем растеряться.

2. Мы частушек много знаем и хороших и плохих,

Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!

3. Ты играй повеселее, балалайка три струны.

Подпевайте, кто сумеет, не стесняйтесь, плясуны!

4. У берёзки, у сосёнки тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки, все мы, как конфеточки!

5. У нас речка неглубока, на дне видно камушки,

Наши девки не гуляют, записались в бабушки!

6. Ахи, ахи, ахоньки, наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней не видать таких парней!

7. Я мальчишка складненький тонкая фигурочка,

Неужели не полюбят Танечка и Нюрочка?

8. Я девчонка боевая, боевой останусь,

Плохо будет тому парню, кому я достанусь!

9. (Мальчики) Девочки-беляночки, где вы набелились?

(Девочки) Мы вчера коров доили, молоком умылись!

10. Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Осень: Кто частушек много знает, тому скучно не бывает.

Хозяйка: Теперь плясовую заводите, да гостей повеселите!

Мальчик: Ой, девчата дорогие, разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье с вами в месте поплясять!

Девочка: Туфли новые у нас, крашеные пятки.

Как же с вами не сплясать, милые ребятки?

Плясовую заведем, песню звонкую споём!

Хозяйка:

Как у наших у ворот, вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод, собирается народ!

Игровой хоровод «На горе то калина»

Хозяйка: А теперь мы приглашаем всех гостей на хоровод.

Пусть на наших посиделках каждый пляшет и поёт!

(Мамы, одев кокошники, раскрашенные детьми, водят хоровод с Хозяйкой и Осенью под русскую народную мелодию)

Вбегает Петрушка: А вот и я, Петрушка! Пришел вас позабавить, с Осенинами

поздравить! (Дети здороваются)

Петрушка: Я – Петрушка озорной, поиграете со мной?

Вы мальчишки и девчушки, держите ушки на макушке.

Итак, начинаю, небылицы сочиняю!

  1. Говорят, что серый кот, дружно с мышками живёт? Правда? (дети отвечают)
  2. Волк зубастый, говорят, испугался 2-х зайчат. Правда? (дети отвечают)
  3. Говорят, петух в лесу скушал рыжую лису. Правда?
  4. Говорят, что ребятишки, абсолютно все врунишки.
  5. Говорят, что дошколята, вы отличные ребята.

Осень: А теперь и мы расскажем небылицы в лицах.

Сидят они в теремах-светлицах, щёлкают орешки, да творят насмешки!

Смелей, ребята, выходите, небылицы расскажите!

(Под музыку выходит пара детей)

Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег!

А зашить можно? -Да иголки нет!

А велика ли дыра? -Один ворот остался!

(выходит 2-я пара)

Фома, что из леса не идёшь? -Да медведя поймал!

Так веди сюда! - Да он не идёт!

Так сам иди! -Да медведь не пускает!

(Выходит 3-я пара)

Где был, Иван? -В горнице!

А что делел? - Петру помогал!

А Пётр что делал? -Да на печи лежал!

(Выходит4-я пара)

О чем, Андрей, плачешь? -О ворота ударился!

Когда? -Вчера!

А чего сегодня плачешь? - А вчера на дворе никого не было!

(Выходит мальчик и 2 девочки)

Мальчик: На улице две курицы с петухом дерутся,

Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

Девочки: Ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха!

Петрушка: Небылицы не короткие, не длинные, а такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Небылицы дарят нам всегда веселье, да смешное настроенье!

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.

У меня есть инструменты: чтоб играть на них суметь, но долго попотеть!

Инструменты разбираем и веселье продолжаем!

(дети разбирают инструменты и встают в полукруг)

  1. Как у нашего соседа весела была беседа, а у нас на весь двор ещё лучше разговор.
  2. Утки в дудки, кошки в ложки, тараканы в барабаны, кукушки в колотушки!
  3. А весёлые скворцы заиграли в бубенцы!

Играют, играют, всех потешают!

Р.Н. Песня «Долговязый журавель»

(на проигрыш дети подыгрывают на инструментах)

Петрушка: А теперь, ребятки, слушайте загадки.

1. Летом в огороде – свежие, зелёные, а зимою в бочке – желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут их?... (огурцы)

2. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Начали его щипать, стали плакать и рыдать. (Лук)

3. Сам, как свинка, хвост – крючок. Что за овощ? (Кабачок)

4. Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок,

Прирос к земле крепко. Кто же это? (Репка)

Петрушка: Все ребята – молодцы, вам за это леденцы!

(Отдаёт пакет с леденцами воспитателю)

Петрушка: Есть ещё игра для вас. Поиграем мы сейчас

Хороводом все пойдём, «Никанориху» споём

Народная игра «Никанориха»

(Дети идут хороводом вокруг Петрушки)

Дети: «Никонориха гусей пасла, да пустила в огород козла,

Никонориха ругается, а козёл-то улыбается»

(Дети топающими шагами идут врассыпную по залу, а с окончанием музыки останавливаются, находят пару и берутся за руки. Оставшемуся без пары, все хором говорят: 1-2-3-козлик ты! Игра повторяется ещё раз)

Петрушка: А наш козлик-то бодается, в огород попасть старается.

Чтоб его нам не пускать, позовём его плясать!

Мы веселье продолжаем всех на пляску приглашаем!

Хозяйка: Веселил нас много раз русский танец – перепляс.

Звонко музыка играй, всех на танец приглашай!

Парная пляска «Пчелочка златая»

Осень входит с караваем:

Осень: Что ж, спасибо вам, друзья, порадовали вы меня.

Праздник наш мы завершаем вкусным, пышным караваем.

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Приглашаю всех на чай, чтоб веселье продолжать, Осенины вспоминать!

Хозяйка: До свидания! Всем вам жить, да не тужить, до ста лет дожить!

Дети под русскую народную музыку уходят из музыкального зала.