Как вспомнить, куда положил вещь? Как вспомнить, что забыл с помощью гипноза.

Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда вы пришли в комнату, но забыли, зачем? Или, например, когда какое-нибудь название крутится у вас “на кончике языка”, но вспомнить вы его не можете? Наш мозг ответственен за сбор, обработку и хранение огромного количества информации, но иногда происходят сбои, а значит, вы можете что-то забыть. К счастью, есть способы, которые помогут вам вспомнить забытое.

Шаги

Подсказки для памяти

    Осознайте стадии запоминания. Чтобы вы смогли что-то запомнить, ваш мозг должен пройти через три стадии: приобретение, сохранение и воспроизведение (или как ее еще называют, воспоминание). Если на одной из стадий что-то пойдет не так, вам будет трудно вспомнить информацию.

    • На стадии приобретения информация, которую вы запоминаете, попадает в кратковременную память, а затем она либо стирается, либо кодируется в долговременную память. Если вы не обращаете внимания на какую-то информацию, например, куда вы положили очки перед тем, как выйти из комнаты, вполне вероятно, что вы забудете о том, где они находятся, когда вернетесь.
    • На стадии сохранения информация, которую вы запоминаете, перемещается в долговременную память. Это, как правило, происходит, если информации относится к другим долговременным значительным воспоминаниям, например, историческим моментам или важным событиям, или имеет сильную сенсорную привязку.
    • На стадии воспроизведения информация, хранимая в долговременной памяти, воспроизводится путем активации нейронных связей, которые были использованы для ее сохранения. На этой стадии вы чувствуете, что необходимая вам информация крутится “на кончике языка”, и вот что вы можете сделать, чтобы вспомнить эту информацию.
  1. Восстановите ваши шаги. Исследования показали, что большое количество воспоминаний “контекстно зависимы,” то есть, люди лучше вспоминают информацию, если окружающая обстановка совпадает с обстановкой, когда информации была сохранена.

    • Например, если вы подумали о чем-то в гостиной, а когда пришли на кухню, то забыли это, попробуйте вернуться в гостиную. Если вы вернетесь в похожую обстановку, это поможет вам вспомнить забытую информацию.
  2. Восстановите ход ваших мыслей. Если вы физически не можете вернуться в то место, где произошло сохранение информации, постарайтесь вообразить, что вы туда вернулись, вспомнить, что выделали каким образом были связаны ваши мысли. Известно, что множество информации хранится рядом, частично перекрывая нейронные связи. Восстанавливая ход своих мыслей, вы стимулируете восстановление сопутствующей информации, а она в свою очередь, поможет вам вспомнить именно то, что вы забыли.

    Воссоздайте первоначальные символы, связанные с окружающей обстановкой. Например, если во время мысли, которую вам надо вспомнить, вы слушали определенную песню, или просматривали веб страницу, то прослушав эту песню или посетив веб страницу, вы, скорее всего, вспомните то, что забыли.

    Подумайте и/или поговорите о чем-то постороннем, не связанном с информацией. Из-за того, что ваш мозг хранит много информации, пересекающейся в нейронных связях, вы можете просто застрять, вспоминая соответствующую, но “неверную” информацию, например, других актеров, которые сыграли Бэтмена, а не того, о котором вы подумали. Подумайте о чем-то отвлеченном, чтобы “перезапустить” ваши воспоминания.

    Расслабьтесь. Тревожность может помешать запомнить даже простую информацию. Если вам приходится запоминать большое количество информации за короткое время, не переусердствуйте. Глубоко вдохните несколько раз и постарайтесь успокоиться, а затем уже думайте об информации.

    Правильное запоминание информации

    1. Придумайте “ключевые символ”, когда хотите что-то запомнить. Вы как бы кодируете информацию и загружаете ее в долговременную память, если связываете ее информацию с “ключевым словом” или местом. Ключевым символом может быть все, что угодно, но лучше всего сработает связывание новой информации тем, что вы хорошо помните.

      Связывайте воспоминания с конкретным местом. Память тесно связана с окружающим контекстом, в котором событие изначально произошло. Вы можете преднамеренно сформировать такую связь, чтобы закодировать информацию для дальнейшего ее восстановления.

      • Например, проговорите вслух и свяжите информацию, которую вы хотите запомнить, с местом: “Когда мы встретились в новом кафе на Невском, Лена сказала, что у нее день рождения 7 июня.”
    2. Немедленно повторите полученную информацию. Если, как большинство людей, вы забываете имена сразу, как только вас познакомили с кем-то, постарайтесь сразу же повторить эту информацию вслух. Создавая как можно больше связей и ассоциаций, например, как люди выглядят, во что они одеты, где вы находитесь в момент знакомства, поможет вам вспомнить полученную информацию позже.

      • Например, если вы пришли на вечеринку, и ваш друг познакомил вас с человеком по имени Иван, посмотрите на этого человека, улыбнитесь и скажите: “Приятно познакомиться, Иван. У вашей рубашки такой красивый оттенок синего! ” Закрепление этой сенсорной информации поможет вам закодировать вашу память позже.
    3. Создайте “чертоги разума. ” Чертоги разума - одна из самых полезных и распространенных техник для запоминания информации с помощью создания связей между информацией и окружающими обстоятельствами, в случае, если эти обстоятельства находятся в вашем воображении. Известный, (даже если и выдуманный), детектив Шерлок Холмс пользовался этой техникой!

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Очень часто мы хотим вспомнить давно уже забытые моменты. Это может быть важный эпизод из детства или событие, которое произошло много лет назад. В таком случае воспроизвести картины прошлых лет достаточно сложно. Следует попытаться обратиться к друзьям, знакомым, родителям, которые если и не воспроизведут полностью событие, но смогут подсказать некоторые детали. На помощь также придут фотографии. Но иногда это все оказывается малоэффективным. В таком случае можно попробовать обратиться за помощью к гипнологу-психологу.

В наше время к гипнозу сформировалось неоднозначное мнение. Различные шарлатаны, а также криминальные личности используют гипноз, преследуя свои, незаконные цели. Это может быть желание обогатиться или совершить злодеяние при помощи чужих рук. Но в то же время квалифицированные гипнологи, которые обязательно должны быть еще и психологами, действительно помогают человеку. С помощью гипноза они пытаются устранить неврозы, депрессии, а также вспомнить забытое. Но никто не гарантирует 100% результата, это важно понимать.

Кроме того, существуют некоторые противопоказания. Нельзя погружаться в гипнотическое состояние при психозах или во время обострения различных заболеваний. Не стоит также забывать, что иногда мозг, блокируя информацию, пытается защитить человека от болезненных воспоминаний. Но если вспомнить это неприятное событие крайне необходимо, то перед проведением сеанса гипноза следует проконсультироваться с психологом.

Когда речь идет о более легких случаях, таких как потерянная ручка или забытое название музыкальной группы, то существуют более простые способы вспомнить. Одним из таких является так называемый метод клубка. Клубок – это события, которые предшествовали настоящему моменту, а хвостик нити подразумевает отрезок времени, на котором была зафиксирована пропажа. Вы начинаете мысленно разматывать клубок с той минуты, когда в последний раз видели потерянный предмет. Кроме того, желательно повторить все механические движения шаг за шагом. Если вспомнить не удается, значит, мозг все еще блокирует информацию. Устройте ему небольшой отдых на несколько минут или даже часов. После чего опять начните разматывать клубок.

Очень эффективным способом вспомнить признан метод ассоциаций. Предмету, слову или названию присваивается дополнительная визуальная характеристика. Но необходимо понимать, что с потерянной вещью должна быть установлена определенная связь уже в прошлом. Иногда мы присваиваем ассоциации непроизвольно, а в другом случае уже сознательно. Поэтому когда так важно запомнить определенные факты, следует достаточно серьезно отнестись к выбору подходящей ассоциации.

Когда ассоциации не помогают, закройте глаза и попытайтесь опять пережить нужный отрезок времени. Вспомните разговоры с людьми, ваши действия и слова. Можно даже попытаться делать небольшие записи или начертить схему. Если на кончике языка крутиться синоним к забытому слову, то воспользуйтесь словарем. Кстати, сейчас в интернете существует возможность быстрого поиска синонимов. Не забудьте им воспользоваться.

Иногда для того, чтобы вспомнить, необходимо поспать. Но обязательно перед сном следует подумать о забытой вещи, событии. Утром попытайтесь воспроизвести свои сны, быть может, именно в них уже есть ответ.

Не забывайте устраивать паузы. Если несколько часов постоянно думать об одном и том же, то мозг начинает перегружаться. Отвлекитесь, займитесь другим делом и прекратите любые попытки к поиску воспоминаний. В таком случае мозг отдохнет и расслабится. Очень часто информация о предмете возникает спонтанно, когда мы уже отчаялись ее вспомнить.

Кроме того, нашему мозгу для хорошей и плодотворной работы необходим кислород. Старайтесь как можно чаще бывать на свежем воздухе и откажитесь от вредных привычек. Уже давно доказано, что никотин, алкоголь и наркотики отрицательно воздействуют как на мозг, так и на весь организм в целом. Ведите здоровый образ жизни и занимайтесь спортом.

Забывчивость иногда может существенно испортить жизнь. Поэтому когда необходимо запомнить важные факты, не стоит полагаться только на свою память. Создавайте ассоциации, делайте дополнительные записи в ежедневнике или просто сохраняйте важные моменты жизни на фотографиях.

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Наш мозг помнит абсолютно всё!

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что мозг помнит всё, что было увидено глазами . Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

В начале 2000-годов эксперимент повторили в более сложном варианте (Timothy F. Brady, Talia Konkle). Участникам надо было сделать выбор между двумя практически идентичными картинками: скажем, справа была фотография пачки пятидолларовых купюр, а слева – пачки долларовых; справа – зелёный вагон, а слева – красный вагон; справа – колокольчик с тонким языком, а слева – колокольчик с толстым языком.

Обнаружилось, что даже когда изображения различаются незначительными деталями, люди всё равно узнают почти 90% картинок.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет , структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать .

Если вы окажетесь в Лондоне, обратите внимание на юношей на скутерах, у которых к рулю прикреплена карта города. Это не туристы, а будущие таксисты. Чтобы получить аккредитацию от города для управления общественным транспортом, они должны сдать сложный экзамен: найти кратчайший путь между двумя точками и назвать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Чтобы подготовиться к тесту у молодых людей уходит от двух до четырех лет. В итоге они запоминают расположение и особенности дорожного движения на всех 25 000 улицах города. С такой впечатляющей картой в голове эти люди способны запомнить что угодно!