Свадебный кортеж. Свадебные приметы, которые до сих пор «работают»

Народные приметы

Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде: свадьба может не состояться. Поэтому принято во вре­мя примерки какую-то часть туалета не надевать; напри­мер, одну перчатку. Если наряд неполный - это уже не наряд.

Жениху и невесте, едущим в загс или в церковь венчаться, нужно обязательно воткнуть в одежду булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

Неожиданный дождь в день свадьбы - к богатству в молодой семье.

Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха.

Доброй приметой считается перегораживание дороги свадебному кортежу. В старину для остановки свадебного поезда клали жердь или перегораживали путь веревкой. Проезд без выкупа не только был бесчестьем для жениха, но и считался приметой несчастья. Перегораживание в современном исполнении это не только требование выкупа, но и одновременно поздравление молодых. Как и прежде, выкуп выплачивают водкой или вином, иногда конфетами. Выкуп зависит от количества и состава перегораживающих, а также от умения обеих сторон торговаться.

Жених к невеста не должны фотографироваться на свадьбе после регистрации порознь - иначе они расстанутся.

Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

Если дотронешься до колец жениха и невесты на свадьбе, скоро будешь на своей свадьбе гулять.

Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

Кто из новобрачных вперед ступит на коврик в зале загса или в церкви во время венчания, тот в семье будет хозяином.

Если в свидетели брать не­замужнюю (при этом не разведенную) - это к счастливой семейной жизни.

Согласно поверьям, по пути к венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу, молодые доступны влиянию злых сил и колдовства. В целях оберега во время венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу.

Дождь во время венчания знаменует богатство или счастливую жизнь молодых, но иногда и слезы, солнце чаще предвещает светлую, веселую жизнь, но иногда и бедность.

Плотная фата скрывала невесту от любопытных глаз и торжественно снималась после церемонии бракосочетания. Это означало переход невесты под власть мужа. Если невеста сама сбрасывала фату, то этим она демонстрировала стремление быть с супругом на равных.

Перед отправлением к венцу обычно происходили своды - символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под соответствующие песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил их друг к другу и соединял или связывал им руки полотенцем (платком). Распространенный вариант - троекратно водят жениха и невесту по кругу, иногда вокруг стола, дежи (кадки для теста). Стол и дежа - символы дома, поэтому обвождение вокруг них подобно обвождению в церкви вокруг аналоя (тоже трехкратному).

Встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику.


"Свадебные быки"

Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

В одних областях для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты их переводили через зажженную на пороге лучину, в других - горящие пучки соломы клали на пути от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой.

Иногда дружка в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья.

Перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо зерна чаще используются конфеты, иногда добавляют металлические деньги. То есть обряд постепенно теряет прежнее значение, символизирующее плодородие.

Когда молодые покидают загс после регистрации брака или церковь после венчания, им на головы обрушивается рисовый «дождь» - это чтобы у них родились хорошие, здоровые дети.

К свадьбе пекут «рощу» - свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки - рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто - символ плодородия, благополучия.

Выйдя из церкви после венчания, жених и невеста как можно дольше хранят молчание. Считается, что тот, кто дольше промолчит, будет главным в семье. Во-первых, следует с максимальным почтением отнестись к такому событию, как венчание. Во-вторых, слово - серебро, а молчание - золото. И часто так бывает, что один потратит свою энергию на то, чтобы выговориться, и слово второго оказывается последним и решающим.

Когда невеста выходит из церкви, кто-либо из домашних разбивает сырое яйцо. Это действие ассоциируется с пожеланиями легких родов и множества детей.

Когда молодожены после бракосочетания впервые переступают порог своего дома, муж должен непременно взять жену на руки - чтобы уберечь ее от дурной напасти.

На следующий день после свадьбы теща зятя блинами кормит. Изживший себя обычай сообщать присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его в сторону тарелки, это значило, что невеста не сберегла девственности.

При свадебном обряде молодым нужно разломить на две части лавровую ветку. Оба, и жених и невеста, должны хранить свою половинку всю жизнь. И пока эти половинки у них хранятся, их семейная жизнь не будет омрачена невзгодами.

Сватать, как правило, отправлялись после захода солнца (по-видимому, во избежание сглаза).

Если в день свадьбы идет дождь, брак будет счастливым. Примета имеет силу в сельской местности, где дождь - символ урожая. А будет урожай, будет и достаток в доме.

Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.

Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе.

После того, как невеста уехала венчаться, в ее доме надо вымыть полы. Тогда уж она точно не вернется обратно к родителям, потому что будет счастлива с мужем.

Молодым, едущим в ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.

Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая- в доме всегда будет полно гостей и веселья.

Вслед жениху и невесте бросают старую, изношенную обувь. Делается это для того, чтобы все старое, пройденное, изношенное оставалось для молодых в прошлом. И чтобы никогда не вспоминалась, как не вспоминается изношенная обувь.

Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.

Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.

Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур).

В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.

Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

Раньше при первом приезде молодых после бракосочетания в дом жениха свекровь давала молодой яблоко. Молодая изо всех сил бросала это яблоко через дом. Если она перебрасывала его - это считалось хорошим предзнаменованием в жизни молодой семьи.

Перед тем, как молодоженам в дом войти, под порог кладут незапертый замок. Как только вошли - замок запирают на ключ и выбрасывают. Замку и действиям с замком и ключом в семейной магии уделяется особое место. С одной стороны, замок - это мощный оберег семейного счастья, с другой - сильное оружие в руках колдуна.

На свадьбе всегда кричат «Горько!» Этот обычай имеет давнюю историю. Раньше невеста обходила гостей с подносом, гость клал на него деньги, брал чарку, выпивал и говорил: «Горько!», - подтверждая, что выпил именно водку, а не воду. После этого он целовал невесту. Те, кто денег не давал, просто выпивали, говорили: «Горько!» и довольствовались тем, что наблюдали за поцелуями других. Постепенно этот обычай заменился шутливым требованием все новых поцелуев от самих молодоженов.

Свадебный венок выбрасывать нельзя. Во время венчания венок служил оберегом, так как раньше в него вплетались обереговые растения, например базилик. Именно поэтому и нельзя выбрасывать венок, как нельзя выбрасывать оберег.

Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.

Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.

Ната Карлин 31 мая 2018

Свадебное торжество у славян всегда была действом, недаром говорят: «сыграть свадьбу» . Ее обыгрывали, сопровождая множеством обрядов и ритуалов. Игровое оформление события – внешняя форма соблюдения большого количества традиционных русских народных обрядов. За таким способом проведения свадьбы скрыты элементы древних магических ритуалов, со временем потерявших свой первоначальный смысл и превратившихся в игру, но все же исполнявшихся благодаря старинной благожелательной символике.

К таким обрядам относится и традиция «закидывать молодым зайца» ‒ перегородить дорогу свадьбе. Как правило, перегораживают путь те, кто не попал в число приглашенных на торжество, однако в городе перегораживают дорогу просто чужие люди, а чаще мальчики-подростки, требуя выкупа.

Заяц на свадьбе

Заяц в народных приметах и преданиях

Почти во всех народных сказаниях заяц воплощает в себе человеческие черты – робость и слабость. Про человека говорят: «Труслив как заяц». Однако по поверьям и приметам, если этот зверек перебежал дорогу, то лучше вернуться домой – удачи ни в делах, ни в охоте не будет. Используя именно эту примету, перегораживают дорогу молодым, а чтобы удача сопутствовала в жизни, предлагают откупиться.

Как правильно закинуть зайца на свадьбе? Свадебный поезд раньше состоял из саней, запряженных лошадьми, сегодня это автомашины, но суть от этого не изменилась – молодых везут к месту регистрации на транспорте. Первая лошадь или машина украшается по-особенному, красочно. Это могут быть разноцветные ленты, бубенчики, цветы.

Именно первый транспорт везет невесту и жениха. Вот этому свадебному кортежу и перегораживают дорогу – забрасывают зайца

Поперек дороги ставится жердь или просто становятся несколько человек, взявшись за руки – свадебный поезд останавливается, и кто-либо из приближенных жениха начинает угощать перегородивших дорогу. Часто перегораживают дорогу не один, а несколько раз. Могут это сделать и приглашенные гости, чтобы откуп молодых в виде спиртного или денег привлек положительные силы и отпугнул все отрицательное .

На таких торгах (выкуп невесты, перегораживание дороги, обсыпание рисом и деньгами молодых при выходе из ЗАГСа) производится очень много шума . Громкий разговор, аплодисменты, сигналы машин и громкая музыка – все это направлено на то, чтобы отпугнуть нечисть и злых духов. В соответствии с игровым характером свадьбы даже простым бытовым предметам придавалось особое магическое свойство, предназначенное для защиты участников торжества от злых сил.

Русские традиции: закинуть зайца на свадьбе

Современные свадьбы придерживаются многих обрядов и традиций проведения торжества в русском стиле, однако мало кто знает, что говорить, когда закидываешь зайца. Этот обряд предусматривает словесную перепалку с двух сторон, участники свадьбы быстро сдают свои позиции и начинают задабривать тех, кто «держит» дорогу . Те, кто перегородил путь говорят:

  • дороги нет, что ее надо откупать;
  • просят угощения с прибаутками и частушками.

Кто-то из свиты жениха выставляет угощения и лично потчует тех, кто закинул зайца

Звучат заздравные тосты молодым, пожелание долгой счастливой жизни, поются песни. Затем дорогу освобождают.

Идеальным вариантом является присутствие баяниста в свадебном кортеже . Сопровождение всего действа русской народной музыкой и частушечными напевами делает эту сцену очень яркой и самобытной. Незабываемые моменты свадебных обрядов делают торжество памятным и оригинальным.

Соседи перевязывают дорогу свадьбе

Как откупиться от соседей на свадьбе?

Зная, что скоро будет справляться свадьба, многие соседи (даже в городе) собираются, берут канат или веревку и перегораживают дорогу свадебному кортежу. Это также является закидыванием зайца молодым . Смех, шуточные препирательства и искренние пожелания молодым счастья и долгих лет жизни становятся ярким событием свадебного дня.

В момент подготовки торжества необходимо предусмотреть такие расходы и запастись спиртным, конфетами, угощениями на такой случай. Многие специально предупреждают соседей, в какое время будет ехать свадебный поезд и с какой стороны и соседи на свадьбе перевязывают дорогу .

В селе все происходит ярче, с использованием русского колорита и соблюдением большего количества обрядов.

Как правило, перегораживают дорогу по пути в ЗАГС или в дом жениха, где молодых уже ждут родители молодого человека с иконами и хлебом-солью

Крестьянская свадьба в традиционном русском стиле – действо особенное, колоритное. Оно включает в себя:

  • элементы хореографии;
  • песенно-музыкальное оформление в виде частушек, запевных подвенечных песен;
  • театрализованные обряды с использованием национальных костюмов;
  • сценические перевоплощения и использование масок.

Свадебному сценарию присущ определенный состав участников обряда и зрителей, особая драматургия. Основу любого этапа свадьбы составляют древние ритуальные или магические обряды или то, что осталось в памяти народа.

Свадебный обряд: выкуп невесты

Большое количество обрядов в игровой форме сопровождают свадьбу не только во время выкупа невесты, закидывания зайца и встрече молодых родителями хлебом-солью , но и во время банкета. Однако большое участие в этих играх принимают уже гости, учитывая тот факт, что молодожены за целый день устали.

Тамада или ведущий свадьбы делает все, чтобы приглашенные не сидели за столами, и чтобы конкурсы были веселыми, требующими от гостей креативного подхода

Сегодня возрождаются многие традиции, связанные с проведением свадьбы. Возвращение к корням, к истокам православной культуры, выраженным в использовании обрядов в самые торжественные моменты жизни – это и есть наша дань предкам.

Вся процессия, объединившись, едет в загс, а оттуда на место празднования, чаще всего в кафе или ресторан. На всех этих этапах гости рассаживаются по украшенным машинам, образуя свадебный кортеж. Приметы и суеверия нужно соблюдать, чтобы дорога совместной жизни была ровной и благополучной.

Несмотря на то, что раньше это была вереница телег и лошадей, а сейчас мощные автомобили составляют свадебный кортеж, приметы и суеверия по этому поводу не изменились.

Значение верований для молодоженов

Практически все аспекты жизни человека определялись религиозными верованиями. На основе представлений людей о богах и других сверхъестественных силах постепенно формировались приметы и суеверия, которые указывали, как в целом нужно жить, чтобы достичь счастья и достатка.

Особое внимание уделялось , поскольку она всегда считалась самым значимым событием в жизни. Кроме того, люди верили, что именно в день бракосочетания жених и невеста становятся особенно уязвимыми перед воздействием злых сил, а потому будущих молодоженов нужно защитить от неурядиц. Делалось это просто – соблюдались все традиции и суеверия, которые сложились к тому времени.

Постепенно вера в сверхъестественное начала ослабевать, и часть примет забылась или потеряла свою актуальность. Однако остались и такие поверья, которые применимы к жизни до сих пор, и люди все еще верят в закономерности, которые были замечены нашими предками.

Что касается свадебных примет, то чаще всего жених и невеста соблюдают их, поскольку бабушки и дедушки объясняли важность суеверий с детства, причем делали это настойчиво и в ярких красках. Другие пары просто хотят порадовать своих верующих родственников или не хотят им перечить. И лишь немногие по-настоящему осознают сакральный смысл примет.

Традиции передвижения

Свадебный кортеж – это вереница машин, украшенных свадебными аксессуарами, которая следует по следующему маршруту: дом жениха, дом невесты, загс, фотосессия и ресторан. Раньше эту роль играл свадебный поезд, состоящий из телег и запряженных лошадей, который начинал путь от дома виновника торжества, после чего следовал к невесте и в церковь.

Как правило, все автомобили в кортеже украшаются воздушными шарами, лентами, свадебными фигурками и прочими деталями, но первая машина, согласно поверью, должна быть оформлена по-особому. На крыше желательно закрепить фигурку двух обручальных колец, а внутри них поместить рюмки (чтобы дом был полной чашей) или звенящие колокольчики (чтобы отпугнуть злые силы).

Чем не стоит декорировать машины в кортеже, так это резиновыми украшениями. Считается, что неживые фигурки могут навлечь беду на первенца молодоженов. Кроме того, не стоит использовать для декора кортежа пару лебедей в любых их проявлениях – согласно поверью, если от фигурки отделится хотя бы маленький кусочек на ветру, то и жизнь молодоженов будет ветреной.

Существуют следующие приметы о свадебном кортеже, которые действуют, начиная от дома невесты и заканчивая загсом.

  1. Жениху, который ведет свою любимую к машине, нельзя оглядываться назад, иначе в супружеской жизни он будет жалеть о решении жениться.
  2. После того как невеста вышла из отчего дома к автомобилю, за ней нужно хотя бы на скорую руку протереть полы. Считается, что этот символический жест поможет девушке влиться в семью жениха.
  3. Жених садится в первую машину вереницы, как будущий глава семьи, а невеста – во вторую. Это символизирует то, что отныне девушка будет за мужем, то есть замужем.
  4. После того как все расселись по автомобилям, на первый план выходят родители невесты. Отец должен нести икону, благословляя кортеж, а мать должна посыпать машины зерном. Считается, что такой жест объединяет участников процессии, и их судьбы переплетаются, обеспечивая дружественные отношения.
  5. Кортеж должен быть единым целым, машины следуют друг за другом в одном и том же порядке. Если же в вереницу свадебных автомобилей вклинится посторонний, это сулит появление «третьего лишнего» в семье молодоженов.
  6. Куда бы ни подъезжал кортеж – к дому невесты, к загсу или ресторану, он должен двигаться по часовой стрелке вокруг здания, пока каждому автомобилю не найдется место для парковки.
  7. Если по дороге до загса кортежу встречается похоронная процессия, нужно поехать другой дорогой, чтобы не привлечь к молодоженам несчастья.
  8. Обычно кортеж разъезжается после того, как доставит гостей в ресторан, однако по поверью он должен закончить маршрут там же, где и начал, то есть у дома жениха.

Есть и несколько примет, которые начинают действовать, когда уже законные молодожены выходят из загса. Считается, что после этого супруг должен пронести свою любимую до машины на руках.

Невеста – это самый уязвимый для злых сущностей человек на свадьбе , поскольку им не по нраву ее счастье, и она временно остается без покровителей отчего дома, поскольку покинула его.

Совет эксперта! По поверью, если жених несет девушку на руках, то скрывает ее от глаз злых духов. Этот же принцип заложен и в основу традиции, по которой муж должен пронести жену через порог общего дома на руках.

По пути из загса до ресторана дорога должна быть извилистой. Это нужно опять же, чтобы запутать злых духов и отвести их от следа молодоженов. Для этого же в некоторых европейских странах к заднему бамперу машины молодоженов привязывают пустые жестяные банки, которые своим звоном об асфальт отпугивают недоброжелательных сущностей. Для закрепления результата машина молодоженов должна громко и протяжно посигналить, когда они подъедут к месту празднования бракосочетания.

Существует еще одна примета, которая стоит особняком, поскольку она не относится ни к невесте, ни к жениху, ни вообще к кому-либо из участников церемонии. По народному поверью, если незамужняя девушка случайно увидит свадебный кортеж, двигающийся по улице, то нужно встать на левую ногу и едва заметно попрыгать на ней. Считается, что в этом случае девушку в скором времени ожидает собственная свадьба, ведущая к счастливой семейной жизни.

Поверия по пути следования молодых

Со свадебным кортежем связано так много примет, поскольку он символизирует путь юноши и девушки в совместную жизнь. Сначала они садятся по разным машинам в качестве жениха и невесты, а затем уже объединяются в одном автомобиле в законном статусе супругов, и при этом на всем пути их сопровождают самые близкие люди.

Свадебный кортеж позволяет сделать молодоженам первые совместные шаги в семейную жизнь. По этой причине некоторые считают, что быт супругов будет аналогичен с тем, как проехали по улицам украшенные автомобили. Если они не встретили препятствий (не считая светофоров) и сохранили свой строй на всем пути, то жизнь молодоженов будет гладкой и спокойной.

Резюме

Каждая пара должна решить для себя, в какие приметы она верит, а какие кажутся нелепыми, чтобы впоследствии во время семейных ссор, которые практически неизбежны, не звучали фразы вроде «А помнишь, в наш кортеж вклинился посторонний?». Если хотя бы один из будущих молодоженов суеверен, то лучше охватить вниманием все приметы, тем более в них нет ничего сложного. Нужно только подобрать подходящие украшения, запомнить порядок пути и пошуметь в дороге.

Нельзя жениху и невесте дорогу переходить, чтобы не лишить их удачи в жизни. Если существует опасность, что кто-то может перейти дорогу молодоженам нарочно или случайно, то свидетель и свидетельница должны идти чуть впереди (на полшага) молодых.
Если кто-либо из родственников или сами молодые чихнут с утра в день свадьбы, невеста будет счастлива в замужестве.
Утром в день свадьбы невеста не должна видеть жениха, иначе замужество не будет удачным. В современном мире невесте следует ночевать перед свадьбой либо в доме родителей, либо в другой комнате, если молодые уже живут вместе. Если до бракосочетания молодые живут раздельно, то невеста должна увидеть жениха уже полностью одетой к свадьбе.
Не следует выходить замуж в зеленом платье. А вот старая обувь на невесте принесет удачу в семейной жизни. Именно потому рекомендуется перед свадьбой походить хотя бы день в новой обуви, приготовленной к свадьбе. Если в день свадьбы ломается каблук, семейная жизнь "хромать" будет. Когда молодые из ЗАГСа приходят к праздничному столу, уважаемый или старший член любой из семьи, должен трижды обвести молодых вокруг стола. По славянским традициям это символизирует вечную связь мужа и жены.
Плохая примета - уронить обручальное кольцо прежде, чем надеть его на палец. Если же это все-таки произошло, то через кольцо продевают ниточку, которая должна быть заранее заготовлена свидетелями и которая соберет на себя плохие предзнаменования, а потом кольцо надевают. Ниточку после окончания регистрации можно только сжечь, сказав при этом "сожги огонь все мои беды и печали". Сжигает ниточку тот, кто уронил кольцо.
Чтобы не ссориться в браке, молодые разбивают тарелку и вместе переступают через осколки.
Невеста не должна одна переступать порог нового дома. Муж должен перенести ее на руках. Тогда молодую в новом доме всю жизнь будут "на руках носить". Примета не действует в том случае и не выполняется, если молодые уже живут вместе в доме, в который приходят после бракосочетания.
Если жених в лужу наступил перед домом невесты - жить ей с пьяницей. Невеста не должна позволять подруге становиться перед зеркалом впереди себя - уведет жениха. Это же относится и к жениху - не стоит пускать вперед себя друга, а то как бы чего не вышло.
Если невеста потеряла перчатку или разбила перед свадьбой зеркало - дурное предзнаменование.
Если невеста чихнет накануне свадьбы утром, значит, будет счастлива в замужестве.
Если жених и невеста сфотографировались вместе до свадьбы - не быть им вместе.
Молодым, едущим а ЗАГС или в церковь венчаться, нужно воткнуть в платье и в рубашку булавки, чтобы новобрачных во время свадьбы не сглазили.
Когда родители благословляют молодых, жених и невеста должны встать вместе на один коврик (полотенце, специально вышитое для этой церемонии), чтобы жили в согласии с родственниками и между собой.
Если у ЗАГСа жених споткнулся, значит, он не уверен в своем выборе, так утверждает молва.
Если по дороге в ЗАГС свадебной процессии встречаются похороны, надо поехать другой дорогой, не то накличешь беду.
Если вдруг у невесты во время бракосочетания зачесалась левая ладонь, значит, будет жить богато, а если правая - в доме всегда будет полно гостей и веселья.
Во время венчания: кто из новобрачных вперед ступит на коврик, который кладется под ноги, тот в семье будет главным.
Чтобы молодые не нуждались в хлебе и в деньгах, нужно: а) в обувь положить по несколько зерен (крупинок) и по монетке; б) осыпать молодых крупой риса, пшена, зернами пшеницы, когда они выходят из ЗАГСа или церкви.
Если дотронуться до колец жениха и невесты на свадьбе, значит, скоро на своей свадьбе гулять будешь.
Если, возвращаясь из ЗАГСа, первой в дом заходит невеста - она будет руководить в семье, если жених - он будет хозяином.
Новобрачных за столом надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато.
Если невеста во время свадебного застолья прольет что-нибудь, значит, муж у нее будет пьяница.
Если во время свадьбы с невесты упало украшение - дурное предзнаменование (заработанные деньги муж будет тратить на починку украшений или приобретение новых).
Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж.
Подруги не должны мыть посуду, а то быть ссоре с молодоженами.
Если невеста во время свадьбы уколола палец, значит, будет часто ссориться с мужем.
Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить - молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.
Чтобы невесте хорошо жилось замужем, серьги ей надевает счастливая замужняя подруга.
Когда молодоженам готовят постель, подушки укладывают так, чтобы соприкасались разрезы наволочек (где пришиты пуговицы) - чтобы жили дружно.
Добрым предзнаменованием в день свадьбы считается дождь.
Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста в день свадьбы должна поплакать.
Чтобы брак был удачным, невеста должна надеть что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта традиции появилась совсем недавно и пришла к нам из западных культур). Наличие предмета голубого цвета в наряде невесты имеет древнееврейские корни. Невесты обязательно прикрепляли к своему свадебному костюму широкую голубую ленту, как знак будущей верности.
Невеста не должна позволять подруге становиться впереди себя перед зеркалом, чтобы не увели любимого. Это же относится и к жениху.
Неудача поджидает невесту, если до дня бракосочетания она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде. Чтобы этого избежать можно примерить свадебный наряд, например, без одной перчатки.
Более удачными считаются браки, заключенные после полудня.
В день свадьбы мать невесты передает дочери какую-либо семейную реликвию. Этот предмет невесте нужно держать при себе, чтобы обеспечить благополучие.
Перед отправлением на бракосочетание невеста, желающая, чтоб ее сестры быстрее вышли замуж, должна слегка потянуть за скатерть, которой покрыт стол.

По пути к свадебному кортежу невесту и жениха осыпают "дождем" из:
риса, пшена, гречки, чтобы в семье было много ребятишек как в колоске зерен
из конфет или драже, чтобы жизнь была сладкой
из мелких монеток, чтобы был достаток в семье
из цветочных лепестков или конфетти, чтобы жизнь молодых была красивой и романтичной.
Если перед ЗАГСом жених и невеста украдкой съедят одну шоколадку на двоих - жизнь будет сладкой.
Жениху и невесте нельзя пересекать путь ни по дороге в ЗАГС, ни по дороге из него. В деревнях до сих пор считают, что дорогу подсекают молодым только колдуны, желая испортить им жизнь.
Кто из молодоженов первый ступит на ковер в зале ЗАГСа или на подножие в церкви, тот и будет главой семьи. Хозяина дома определяют и по тому, кто первым переступит через порог. Принято, чтобы жених переносил невесту через порог на руках.
Тот из будущих супругов дольше проживет, у кого во время венчания свеча останется длиннее.
Если во время бракосочетания, надевая обручальное кольцо, кто-нибудь из супругов его уронит, повсеместно считается, что это плохое предзнаменование. После того, как жених надел обручальное кольцо невесте, ей нельзя брать в руки пустую коробочку из-под колец. Обычно ее берет подруга невесты, желающая скорее выйти замуж, так как существует поверье, что та девушка, которая возьмет коробочку из-под обручальных колец, выйдет замуж следующей.
После бракосочетания (венчания) молодым нужно посмотреться в одно зеркало - это должно принести удачу.
Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.
Встречая молодых из ЗАГСа, свекровь со свекром подносят им хлеб-соль, каждый из молодоженов должен откусить кусок пирога, не дотрагиваясь до него руками. Кто откусит большой кусок, тот и будет главой семьи.
Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью - будет всегда достаток.
Мужу и жене нельзя есть с одной ложки, чтобы не быть потом недовольными друг другом.
После свадебной церемонии жених снимает с ноги своей молодой жены атласную подвязку и, не глядя, бросает в толпу холостых гостей, кто ее поймает, тому в скором времени достанется красавица-жена.
На свадьбу не дарят наборы ножей и вилок, чтобы не было ссор в семье.
Сметать со стола рукой - муж (жена) будет лысым(ой).
Мужу спать много перед свадьбой - наспать кривоглазую жену.
Сидеть на углу стола - семь лет не выйти замуж.
Вязать возлюбленному до свадьбы какую-либо одежду - к измене и расставанию.
Помыть порог в доме после отъезда невесты - к скорому возвращению невесты к родителям

Публикации раздела Традиции

7 секретов традиционной русской свадьбы

П рипевки и корилки, запытывание и гадания - в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол - знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

Николай Петров. Смотрины невесты. 1861

Константин Маковский. Сваха. 1900-е

Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777

Припевки. «Тили-тили тесто, жених и невеста»

Традиционные обряды раньше сопровождали невесту и жениха еще до официального сватовства. Например, помочь молодым влюбленным соединиться в браке должны были специальные «припевки» . По традиции в них обязательно упоминали имена будущих супругов: «Хороший молодец - Иван Иванович! Ему понравилась Мария Ивановна!» или «Молодой князек - Иван Васильевич! Молода княгинюшка - Любовь Ивановна!» Раньше такие песни исполняли во время «толоки» - общей работы - на строительстве домов, во время косьбы или уборки хлеба. В Псковской области их называли «полевой голос» или «голос полешный».

«Ой, молодой-то молодец у нас Лександра Лексеевич!» Припевание пары на толоках в деревне Горбунова Гора Палкинского района Псковской области

Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» - узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас - купец» , «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису. Лиса побежала к вам во двор» . Жениха нужно было показать с лучшей стороны - если и не принцем на белом коне, то обязательно хорошим хозяином и семьянином.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) - но только в том случае, когда жених не устраивал категорически. Чтобы насолить невесте, отвергнутые сваты, уходя, старались «закрывать дверь задом» . Считалось, что к привередливой девушке после этого никто не посватается.

Константин Трутовский. Пропивают невесту. XIX век

Николай Пимоненко. Сваты. 1882

Николай Пимоменко. Засватали. 1896

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве - этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» - приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Девичник. «Прощай, молодость!»

За несколько дней до свадьбы устраивали девичник. На Руси в этот день прощались с молодостью и родительской заботой. Невеста собирала подруг, девушки пели традиционные песни:

Ой, у ворот вереюшки повились,
Вот к Манечке подруженьки собрались.
Шли - прошли красные девки горою
И кликали да вот Марьюшку с собою:
- Пойдем, пойдем, да вот Марьюшка с нами в ряд,
Да заиграем, Ивановна, с нами в лад.
- Уйдите красны девки, да не ждите,
Ох, я себе сильного роя выловила,
Ох, сильный рой - Иванечка молодой.

Грустные «причитания» исполняли те, кого печалил переезд в семью мужа:

Свадебное причитание невесты «Голубушки, милые подруженьки» в исполнении П.А. Ревуновой из села Теблеши Бежецкого района Тверской области

Пели на девичнике и «благодарности» родителям:

Красное ты солнышко, Аннушка ты Тимофеевна,
А побереженней ты мне, красно солнушко-матушко.
Уж спасибо-то тебе за цветно платье,
Уж спасибо-то тебе за хлеб, за соль.

Однако девичник в первую очередь оставался праздником, и отмечали его с песнями, танцами и гостями. Иногда на него приглашали и жениха с друзьями. В Курской области на девичнике гости разыгрывали сценки. Девушки выстраивались в ряд, третьей по счету становилась будущая жена. Жених трижды проходил мимо них, танцуя, напевая и «выбирая» суженую. Потом гости водили хоровод, или «кривульки», как его называли в Архангельской области.

Свадебная песня «На широкой, на улочке», которую пели на девичнике, в исполнении ансамбля из деревни Кеба Лешуконского района Архангельской области

Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха - жениха или невесты - выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая - невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами - фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным - с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

Дружко богатеня,
Молодой торватина,
Откупи у нас местечко -
Мы не дорого просим,
Дешево отдаваем:
Сто рублей с полтиною,
С золотою гривною,
С чарой наливною.

Коса невесты шла отдельным лотом. Аукционистом по традиции назначался младший брат будущей супруги. Он стучал скалкой о стол и приговаривал: «Моя коса не рублевая, моя коса сторублевая» , пока жених не давал достойный выкуп за символ девичества. Не все женихи охотно платили за каждый свой шаг. На этот случай придумывались дразнилки:

Куды Любочка глядела -
Полюбила Ванюшу-слюнтея.
ен красив, красив да пригож:
Совиные вочи, цаплин нос.

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах - танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд - повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый - замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник - в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда - «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши - на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» - свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки» . Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара - друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы - время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками - водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.