Эмоциональные различия: возраст, пол, профессия. Психологические различия мальчиков и девочек

Сведения о гендерных различиях в сфере эмоционального интеллекта (ЭИ) – совокупности интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации – являются достаточно противоречивыми. Так, Ш. Берн указывает на незначительность различий в эмоциональной сфере между лицами мужского и женского пола .

Согласно другим исследованиям , несмотря на отсутствие различий между мужчинами и женщинами по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), женщины обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У мужчин преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем).

Oбнаружены значимые различия в уровне эмоционального интеллекта между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков по сравнению с девочками уровень эмоционального интеллекта в целом ниже . В то же время согласно результатам другого исследования значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (при этом у женщин эмоциональный интеллект достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей таких различий выявлено не было .

Согласно результатам проведённых нами исследований, у лиц юношеского возраста не выявлено гендерных различий в интегральных показателях эмоционального интеллекта , однако обнаружены расхождения в выраженности его отдельных способностей. Так, у девушек в отличие от юношей отмечается преобладание эмпатии, распознавания эмоций других людей, понимания эмоций в целом ; у юношей в отличие от девушек – доминирование внутриличностного эмоционального интеллекта и его компонента «контроль экспрессии» . Можно предположить, что поскольку данные различия в уровне отдельных показателей эмоционального интеллекта не влияют на уровень EQ в целом, то имеет место компенсация эмоциональных способностей.

Результаты наших исследований позволяют выдвинуть предположение, что у девушек общий уровень эмоционального интеллекта связан, в первую очередь, с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей – в большей мере с качеством межличностных связей .

Рассмотрим гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых в модели способностей .

На идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Так, в ситуациях, которые способствовали возникновению гнева, например, в условиях предательства или критики, мужчины реагировали проявлениями гнева. Напротив, женщины склонны были говорить, что в данных ситуациях они чувствовали бы себя опечаленными, обиженными или разочарованными. Различия в уровне эмпатии обнаруживаются только в том случае, если испытуемые-мужчины должны сообщить, насколько эмпатичными они стремятся быть . Примечательно, что в подобных исследованиях у мужчин и у женщин при всём различии их эмоциональной экспрессии наблюдались одинаковые физиологические реакции .

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. В ряде исследований показана большая экспрессивность лиц женского пола вне зависимости от их возраста , при этом женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных . Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины .

Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин . Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии .

Большее разнообразие способов выражения эмоций у лиц женского пола, возможно, объясняется тем, что у них способность к вербализации эмоций формируется раньше и развивается быстрее, чем у лиц мужского пола. В качестве примера эволюции эмоциональной экспрессии можно предложить выражение эмоции гнева. Интересно, что в возрасте до 10 лет мальчики и девочки существенно не отличаются в проявлениях агрессии: во время переживания эмоции гнева и те, и другие демонстрируют физическую агрессию. Однако к 13 годам девочки приобретают ряд эффективных умений в тактике вербального и невербального выражения эмоций, а мальчики продолжают проявлять свой гнев при помощи физических действий . В дальнейшем у мужчин преобладает прямая агрессия (физическая и вербальная), у женщин – косвенная, или «агрессия взаимоотношений» (распространение слухов) .

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Для мужчин открытое проявление эмоций в ряде случаев достойно насмешек и позора.

Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские». Мужчины, проявляющие подобные эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами , их не склонны утешать в этих случаях, как это принято по отношению к женщинам . Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Агрессивные мальчики оцениваются как более привлекательные и компетентные, чем неагрессивные, в то время как агрессивные девочки оцениваются как менее привлекательные и обычно сталкиваются с широким кругом проблем во взаимоотношениях со сверстниками . В ситуации конфликта мужчины в большей мере склонны к внешней агрессии, в то время как женщины – к аутоагрессии (к самообвинению).

Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии и печали, стыда , страха и тревоги . Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако в ситуациях непосредственного общения они стремятся не проявлять их. Например, представители сильного пола проявляют такую же готовность обнаруживать свои эмоциональные проблемы, как и женщины, если они рассказывают о них в условиях магнитофонной записи или в письме в журнал .

Согласно исследованиям, проведённым в США и в Венгрии, лица обоих полов считают, что женщины охотнее делятся своими чувствами, чем мужчины. В то же время мужчины наиболее откровенны в дружбе с женщинами . По-видимому, опасения по поводу несоответствия гендерной роли у мужчин наиболее сильны в окружении представителей своего пола.

«Запрет» на выражение ряда эмоций и чувств существует и у женщин. Р. Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательно выражение эмоциональной зависимости от противоположного пола, погружённости в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств и проявление агрессии. По мнению автора, это создаёт у женщин мазохистскую установку .

Результаты приведённых выше исследований дали основание Ш. Берн говорить о том, что эмоциональность, т.е. сила переживаемых эмоций, у представителей обоих полов одинакова, различна лишь степень их внешнего выражения . Е.П. Ильин вносит уточнение, что у мужчин и женщин различно и качество выражения определённых эмоций: «…то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т.п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин»

Возможно, с гендерными стереотипами связаны и различия в кодировании эмоций. Установлено, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, мужчины – гнева и злобы .

Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (фасилитация мышления).

В житейском обиходе устоялось представление о преобладании у женщин «эмоционального мышления», которое подразумевает ингибирующее влияние эмоций на деятельность.

Это означает, что женщины склонны реагировать не рационально, а эмоционально, причём реакция определяется не столько содержанием высказывания, сколько сложившимися к данному моменту отношениями . Такая реакция непроизвольна и неконструктивна. Данный подход соответствует стереотипным представлениям о гендерных ролях, однако кажется далёким от современной реальности.

Представление о большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами и знание об эмпирически установленной взаимосвязи эмоциональности и креативности делает возможным предположение не столько об ингибирующем, сколько о фасилитирующем влиянии эмоций на умственную активность у лиц женского пола. Подобная гипотеза уже находит своё подтверждение в современных исследованиях. Так, выявлено более выраженное влияние эмоционального фактора на творческую продуктивность девочек по сравнению с мальчиками .

Понимание (осмысление) эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам . Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации, больше, чем у мужчин .

Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, современные девочки в целом лучше, чем мальчики, регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний , у них более развит эмоциональный канал эмпатии .

Женщины более эмпатичны, чем мужчины , при этом они более склонны плакать и говорить о своих бедах в ответ на рассказы других о своих неприятностях .

Н. Айзенберг и её коллеги связывают большую эмпатийность девочек 10-12 лет по сравнению с мальчиками более ранним моральным развитием первых . Большую склонность к эмпатии женщин по сравнению с мужчинами объясняют их гендерными ролями (заботливость первых и властность, независимость, соперничество вторых), а также соответствующим воспитанием детей . Игры девочек с куклами развивают эмпатийную экспрессию, а игрушки мальчиков её не развивают. По мнению Д. Блока, у мужчин вследствие этого имеется менее богатый опыт в сфере эмпатийной отзывчивости. В результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека. Заметим, что указанные исследования эмпатийности связаны с изучением согоревания. Представляется интересным, какими были бы различия в данной сфере между мужчинами и женщинами в ситуациях, требующих сорадования.

В связи с последним замечанием интересным представляется обнаруженный нами факт: у девушек с повышением уровня понимания чужих эмоций через экспрессию связано снижение частоты переживания эмоции радости и повышение частоты переживания горя. Это позволяет предположить, что сопереживание проявляется у них, в первую очередь, как согоревание. Иными словами, студентки используют свои эмоциональные способности, чтобы разделить с другими людьми их негативные переживания и, тем самым, снизить их интенсивность .

Данные исследований показывают, что мужчины и женщины различаются в объяснении причин эмоциональных вспышек – особенно интенсивных переживаний гнева и печали. К примеру, представители мужского и женского пола указывают на различные детерминанты таких эмоций, как гнев, страх или печаль. Мужчинам свойственно искать причины эмоций в межличностных ситуациях, в то время как женщинам присуще видеть их в личных отношениях или в настроении.

Если мужчина терпит поражение, он объясняет это внешними причинами (отсутствием возможностей, недостаточной поддержкой руководства). Женщины обычно ищут причины неудач в собственном личностном несоответствии .

Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением.
Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева и агрессии . Даже у склонных к алекситемии мужчин запрет выше на страх, у женщин – на гнев.

Причины описанных выше различий являются в большей мере социальными, нежели биологическими. Паттерны эмоциональных различий среди взрослых мужчин и женщин изначально детерминированы подходом в воспитании детей. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Родители требуют, чтобы мальчики контролировали свои эмоции, но с девочками подчёркивается эмоциональная открытость . Превосходство лиц женского пола в склонности к обсуждению эмоций, которое появляется в раннем детстве, сохраняется на достаточно устойчивом уровне и в дальнейшем .

Различия в социализации девочек и мальчиков продиктованы неосознанным стремлением родителей подготовить детей к выполнению соответствующих гендерных ролей. Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение «немужских» эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости допустимо агрессивное давление – отсюда социальное «разрешение» для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии и гнева и запрет на выражение печали, тревоги и уязвимости готовят их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу .

Напротив, агрессивное поведение в соответствии со стереотипными представлениями о гендерных ролях совершенно не приветствуется у лиц женского пола. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии. Будучи поощряемы к выражению таких эмоциональных явлений, как теплота, жизнерадостность, уязвимость, смущение, и не поощряемы по отношению к выражению гнева и агрессии, женщины, скорее всего, будут успешно выполнять свои социальные роли воспитательниц и хранительниц домашнего очага. Кроме того, позиция «ведомого» (а именно таково в большинстве случаев положение женщины во взаимоотношениях с мужчиной в семье) побуждает к внимательному распознаванию эмоций других людей . Поэтому с учётом требований гендерной роли вполне закономерно, что для девушек-студенток в большей мере, чем для юношей, субъективно важно уметь управлять собственными эмоциями и понимать эмоции других людей .

Взрослея, девушки верят в то, что от них требуется выражать позитивные эмоции по отношению к другим людям, в противном случае окружающие будут их осуждать. Мужчины в аналогичных ситуациях не ожидают по отношению к себе подобных последствий .

Односторонний подход к социализации девочек и мальчиков приводит к печальным последствиям. Мужчины оказываются неспособными проявить столь необходимые во взаимоотношениях полов и в семейном общении нежность, теплоту и участие; они не допускают в сферу сознания страх и стыд. Женщины оказываются лишёнными возможности адекватно осознать и выразить агрессию и гнев, они вынуждены тормозить проявления сексуальности. В том и в другом случае общество требует контроля определённых эмоций, который осуществляется далеко не безопасным для здоровья и взаимоотношений способом – через их подавление.

Итак, данные о гендерных различиях эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Если говорить о выраженности его структурных компонентов, то у женщин по сравнению с мужчинами преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: «прайм–Еврознак», 2001. – 320 с.
2. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.
3. Harrod, N.R.An exploration of adolescent emotional intelligence in relation to demographic characteristics / N.R. Harrod, S.D. Sheer // Adolescence, Fall, 2005. . Mode of access: http:// www.findarticles.com/p/articles. html. – Date of access: 14.05.2005.
4. Guastello, D.D. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents / D.D. Guastello, S.J. Guastello. // Sex Roles: A Journal of Research. – 2003. – Volume 49, Numbers 11-12. – P. 663-673.
5. Андреева, И.Н. / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-ой международн. междисциплинарной научно-практ. конф., Минск, 10-11 декабря 2004 г. / ЖИ «ЭНВИЛА»; редкол.: Черепанова Л.А. [и др.] – Минск, 2004. – С. 282-285.
6. Андреева, И.Н. / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч. 1. – СПб, 2006.– С. 17-21.
7. Андреева И.Н. / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы второй международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2007 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч. 1. – СПб, 2007. – С. 12-15.
8. Mayer, J.D. Models of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey D. Caruso. In R.J. Stenberg (Ed.) Handbook of intelligence. – Cambrige, UK: Cambrige University Press, 2000. – P. 396-420.
9. Goleman, D. Sex roles reign powerful as ever in the emotions / D. Goleman // The New York Times, August, 23, 1988.Copyright. 1988 by The New York Times Company. Reprinted by permission.
10. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
11. Stapley, J. Beyond depression: Gender differences in normal adolescents, emotional experiences / J.Stapley, J.M. Haviland // Sex roles. – 1989. – V. 20. – P. 295-308.
12. Суханова, К.Н. Гендерные проблемы эмоций / К.Н. Суханова // Психология XXI века: тезисы междунар. научно-практ. конф. студ. и аспирантов, 12-14 апреля 2001 г.; под ред. А.А. Крылова. – СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2001. – С. 257-258.
13. Cross, S.E. Models of self: self-construals and gender / S.E. Cross, L. Madson. // Psychol. Bull. – 1997. – V. 122, № 1. – P. 5-37.
14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
15. Siegel, S. Interpersonal perceptions and consequences of depressive-significant other relations: A naturalistic study of college roommates / S. Siegel, L. Alloy // Journal of Abnormal Psychology. – 1990. – 99. – P. 361-373.
16. Ярчак, М. Т. Цi iснуе эмацыянальнае мысленне? / М. Т. Ярчак // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 7. – С. 72-75.
17. Качалко, В.Б. Корреляционный анализ качеств творческой личности / В.Б. Качалко, В.В. Гульчик // Психология. – 2003. – № 2. – С. 76-81.
18. Sex differences in temporo-limbic and frontal brain volumes of healthy adults / R. Gur // Cerebral cortex. – 2002. – 12. – P. 998-1003.
19. Березовская, Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) / Т. Березовская // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 196-198.
20. Пономарёва, М. Гендерные особенности развития эмпатии в юношеском возрасте / М. Пономарёва // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конферен-ции, 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 247-249.
21. Eisenberg, N. Sex differences in empathy and related capacities / N. Eisenberg, R. Lennon // Psychol. Bulletin. – 1983. – V. 94. – P. 10-131.
22. Eisenberg, N. The developments of prosocial values // N. Eisenberg // Social and moral values: Individual and social perspectives. – Hillsdale, N.Y., 1989.
23. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов; отв. ред.Э.А. Асратян. – М.: Наука, 1981. – 216 с.
24. Андреева, И.Н. / И.Н. Андреева // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: материалы III международн. научн. конф., Гомель, 18-19 октября 2006 года / ГГУ им. Ф. Скорины; науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. – Гомель, 2006. – С. 128–131.

При воспитании детей младшего дошкольного возраста следует учитывать тот факт, что между девочками и мальчиками существует множество гендерных различий. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях В.В. Абраменковой , В.Е. Кагана , А.В. Либина , И.И. Лунина и других:

1. Физиологическое различия, которые заключаются в том, что мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату, большую подражаемость взрослым. Они быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Их привлекают быстрые резкие движения и элементы соревнования. Девочки же овладевают двигательными навыками медленнее, но при этом их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью.

2. Различия в развитии интеллектуальной сферы:

девочки лучше, чем мальчики, запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух (слова, предложения, рассказы). У них наблюдается превосходство в богатстве словесных ассоциаций;

у мальчиков внимание более неустойчивое, у них более продолжительный период включаемости. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания;

3. В интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно-пространственных способностей, а у девочек - вербальных (речевых) ;

девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи, они начинают использовать предложения раньше мальчиков, в речи же мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия) ;

продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва, применением «условно силового» способа решения интеллектуальных задач, девочки же выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов, так называемой самоорганизации, которые заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий .

4. Различия в общении. Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3-5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью. На такое формирование речи детей, по мнению А.Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых, которые, обращаясь к мальчикам, чаще всего используют прямые указания, а в разговоре с девочками употребляются чувственные слова .

5. Различия в развитии эмоциональной сферы:

у мальчиков и девочек выраженность эмоциональных реакций различна по времени: мальчики на эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, а затем их мозг перестает реагировать на воздействия, и они переключаются на продуктивную деятельность, а девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторном воздействии;

одним из наиболее значимых гендерных различий является большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками (факт преобладания агрессивности у мальчиков объясняется не только врожденными особенностями, а разными для мальчиков и девочек социально одобряемыми моделями поведения: в то время как агрессивные реакции у девочек считаются несоответствующими их полу, осуждаются и запрещаются, к агрессивным реакциям мальчиков взрослые относятся более снисходительно, рассматривая в них проявление силы, активности, умения постоять за себя) ;

у девочек, ярче, чем у мальчиков, выражена склонность к страху (количество страхов больше) ;

зависимость, застенчивость, боязливость и тревожность в большей степени присущи девочкам, однако, наряду с этим, мальчики в большей степени, чем девочки, склонны переживать разлуку с близкими людьми, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности .

6. Различия в интересах и предпочтениях, что особенно ярко проявляется в игровой деятельности детей. Как показывают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Броди, В. Хартуп и др.), в дошкольном возрасте наиболее значимы различия в сюжетно-ролевых играх: в тематике, содержании игр, предпочитаемых игровых сюжетах, ролях, игрушках. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм героической, военно-приключенческой тематики, а также к строительным и конструктивным играм. Девочек же привлекают игры семейно-бытовой тематики («Дом», «Дочки-матери»). Т.А. Репина отмечает, что различия в игровой деятельности проявляются и в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по игре, а Т.В. Антонова выявила, что в играх девочки в большей степени ориентируются на партнеров по игре, а мальчики - на сам ход игры .

О.В. Дыбина отмечает различия в ориентации мальчиков и девочек в предметном мире, проявляющих интерес к разным сторонам окружающей действительности. Мальчиков привлекает мир техники, вещей, предметов, а девочек - взаимоотношения людей, предметы быта .

В этом возрасте дети отчетливо различают и признают свои гендерные особенности: я - мальчик, я - девочка.

Гендерное самосознание ребенка дошкольного возраста включает:

Внешность;

- «образ Я» (во времени - в настоящем и в будущем);

Установки (социума, собственные);

Роли (социума, собственные) .

Содержание гендерного сознания детей четвертого года жизни еще весьма ограничено, но является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поскольку они внутренне мотивированы на приобретение ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями: т.е. мальчики должны принимать на себя мужские, а девочки - женские роли.

2.9. Особенности развития мальчиков и девочек

Средние показатели развития тех или иных психических функций (уровень интеллекта, эмоциональность и т. п.) у мальчиков и девочек, мужчин и женщин если и различаются, то не очень существенно. Более важное различие состоит в другом: у мальчиков больше «разброс» всех этих показателей, у девочек же они обычно стремятся к «золотой середине». Это проявляется и при анализе средних показателей многих людей, и при рассмотрении особенностей развития конкретного человека. Так, например, практически во всех сферах деятельности максимальные результаты достигаются мужчинами, и по этому признаку можно предположить, что талантливых людей среди них гораздо больше, чем среди женщин. Это так, но… ведь и интеллектуально малоразвитых людей среди мужчин тоже куда больше, чем среди женщин! В среднем то на то и выходит, но «разброс» (по-научному, дисперсия) показателей у мужчин гораздо выше.

У девочек оценки по разным предметам в школе обычно довольно близки, разница редко оказывается больше одного балла. У мальчиков же часто встречается ситуация, когда дневник пестрит всей гаммой отметок от двоек до пятерок.

Различаются общие темпы развития мальчиков и девочек. В среднем, у девочек они несколько выше. Хотя в дошкольном и младшем школьном возрасте эти различия не очень заметны: в общем-то, мальчики и девочки взаимодействуют вполне на равных. Зато это различие начинает ярко проявляться в младшем подростковом возрасте: половое созревание у девочек начинается, в среднем, на полтора года раньше, чем у их сверстников-мальчиков. (Впрочем, это только средние различия: индивидуальные темпы созревания могут довольно сильно варьировать, и не столь уж редки ситуации, когда мальчик оказывается более развит в физиологическом плане, чем девочка такого же возраста).

Различается очередность развития различных психических функций. Так, девочки обычно раньше начинают говорить, что существенно влияет на их дальнейшее интеллектуальное развитие. Ведь когда они встречаются с какими-то проблемами, то и решить их пытаются, в первую очередь, с опорой на речь: сформулировать, обсудить (либо с собеседниками, либо сами с собой, во внутренней беседе). У мальчиков же быстрее развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, с опорой на него они и решают проблемы. Им нужно все потрогать и/или представить себе в виде какого-то образа, а не обсуждать. Для них это более эффективный путь познания мира, в отличие от девчонок, им нужно не столько рассказывать, сколько показывать и давать «повертеть в руках» заинтересовавшие их предметы.

Имеются данные, что девочки, в целом, превосходят мальчиков в речевых задатках, мальчики же оказываются сильнее в пространственных и зрительных. Так, у них богатое воображение, но работает оно «в картинках», им сложнее выразить то, что они представляют себе, с помощью речи. В этом одна из причин того, что взрослым зачастую труднее установить доверительные контакты с мальчиками, чем с девочками. Ведь их внутренний мир, богатый и интересный, обычно скрыт от нас, так как они не очень склонны раскрывать его в словах.

Есть и ряд других любопытных различий в темпах и очередности развития психических функций. Так, память у девочек развивается несколько быстрее, чем у мальчиков, но только до младшего школьного возраста, а потом темпы ее развития начинают отставать от мальчишеских.

Различается динамика работоспособности . Девочки набирают оптимальный уровень работоспособности быстрее, чем мальчики, легче включаются в новые виды деятельности. Но и устают быстрее. Мальчики же дольше «раскачиваются», но и медленнее устают.

Вероятно, у многих читателей возникнет желание поспорить с этим утверждением. В самом деле, мальчики чаще всего демонстрируют более высокую отвлекаемость, особенно при выполнении учебных заданий. Однако дело тут все же не в работоспособности как таковой, а в том, что у них, как правило, несколько меньше развита способность к волевой регуляции своего поведения и, в частности, к произвольной концентрации внимания. То есть они не менее работоспособны, а более активны, динамичны и отвлекаемы.

Имеются различия в самовосприятии . Они хорошо видны на примере детских рисунков. Мальчики чаще рисуют какие-либо действия или неодушевленные объекты, а девочки – людей, в том числе самих себя. Если, например, попросить ребенка нарисовать снегопад, то мальчишка, скорее всего, изобразит что-нибудь типа работающей снегоуборочной машины, а девчонка – себя, прыгающую через сугробы. Что же стоит за такими различиями? Для девочек самовосприятие выстраивается, в первую очередь, через призму межличностных отношений . Они считают себя такими, как, с их точки зрения, их видят окружающие люди. Для мальчиков же восприятие себя основано на тех действиях , что они совершают.

Различаются реакции на сложности . При возникновении затруднений девочки предпочитают приспосабливаться к ситуации, а мальчики – менять саму эту ситуацию или просто уходить из нее. Так, когда взрослые ругают девочку, то она обычно стремится изменить поведение, чтобы начать соответствовать их требованиям. Мальчик же в такой ситуации склонен «замыкаться» и игнорировать критику, а если она повторяется – начинает попросту избегать тех ситуаций, в которых столкнулся с ней (по типу «раз в школе меня ругают – значит, буду ее прогуливать»). Они не столько адаптируются к требованиям, по тем или иным причинам вызывающим их протест, сколько пытаются уйти из-под контроля того, кто их предъявляет. И если такой стиль взаимодействия между родителями и сыном становится устойчивым, то остается один шаг до так называемой «трудновоспитуемости», стойкого и подчас агрессивного неприятия мальчиком любых воспитательных воздействий, от кого бы они ни исходили.

Девочки при возникновении сложностей обычно стремятся обсудить их, а мальчики, наоборот, склонны замыкаться в себе.

Различается реакция мальчиков и девочек на критику . Если необходимо сделать замечание девочке, не стоит спешить высказывать отрицательное эмоциональное отношение к ее поступку – скорее всего, это вызовет ответную бурю эмоций, которая помешает девочке понять, за что же ее ругают. Сначала нужно спокойно указать, в чем именно она не права, а уже потом, убедившись, что она поняла это, можно высказать и собственное отрицательное отношение. В общении же с мальчиками допустима и обратная последовательность (но объяснить, что именно вызвало отрицательную реакцию, необходимо в любом случае: ребенок – не экстрасенс, ваши мысли он читать не умеет). Говорить необходимо кратко и точно, длинные нотации в общении с мальчиками неприемлемы, так как в этих случаях они просто «отключаются», перестают воспринимать обращенные к ним слова.

Различается реакция на утомление . У мальчиков в первую очередь снижается эффективность логических операций и речевого мышления, у девочек же – эмоционального самочувствия и образного мышления. Это объясняется тем, что у мальчиков более подвержено утомлению левое полушарие головного мозга (и проявляется оно, соответственно, в снижении функций этого полушария), у девочек же – правое. Поэтому у девочек усталость проявляется в капризах без причины или по незначительным поводам, мальчики же в таких случаях начинают «тупить», они как будто забывают, что у них есть разум, плохо воспринимают информацию и проявляют склонность к совершению глупых поступков. Ругать детей и в том и в другом случае бесполезно, это только усугубляет ситуацию. Более эффективно просто ненадолго оставить ребенка в покое, дать ему небольшой отдых.

Мальчики и девочки по-разному справляются с разнотипными заданиями . Девочкам легче даются те задания, в которых способ решения уже известен заранее, требуется лишь тщательное исполнение, проработка деталей. Большинство учебных задач, особенно в начальных классах, именно такие – сначала объясняется, как их решить, а потом требуется аккуратно воплотить это в жизнь (вот, кстати, одна из причин того, что девочки обычно успевают лучше мальчиков). Мальчики же лучше решают те задачи, которые являются для них принципиально новыми, где нужно выдвинуть оригинальные идеи, но требования к качеству ее воплощения, пунктуальности и аккуратности невелики. В школе такие задачи встречаются довольно редко, и эти качества, присущие мальчикам, оказываются невостребованными. Между тем важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения заданий.

Эти различия, кстати, сохраняются и у взрослых: женщины лучше справляются с такой работой, которая является однообразной, где требуется изо дня в день тщательно и аккуратно выполнять одно и то же. Мужчины же быстро теряют интерес к однообразной работе, им более свойственно стремление осваивать или создавать что-то новое (вот почему, к примеру, женщины обычно работают на конвейерах эффективнее мужчин, зато почти все инженеры, проектирующие эти конвейеры, – мужчины).

Родители, не желая вырастить сына агрессивным, не давали ему игрушки военной тематики и стремились вообще изолировать его от всего милитаристского (например, запрещали ему смотреть такие фильмы). Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что он выгрыз из пряника нечто напоминающее по форме пистолет и играет с ним в «войнушки»!

Мечтали родители о сыне, а родилась дочка. Воспитывать ее стремились по-мальчишески: в частности, давали для игры не кукол, а военные игрушки. И вот они с упоением наблюдают, как она играет с тремя танками. А потом решили спросить, что же у нее в игре происходит. Она и рассказала: «Этот танк – папа, этот – мама, а это дочка. Они ее кормят, потом спать укладывают».

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Глава 12 Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода Л. Э. Семенова, В. Э.

Из книги ОДИНОКАЯ.NET! автора Еникеева Диля

СЕКС - ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, ЛЮБОВЬ - ДЛЯ ДЕВОЧЕК Девочка рыдает:- Мои родители не разрешают мне выйти за тебя замуж!Ее приятель:- Да не плачь, ничего страшного! Я найду себе другую невесту. АнекдотЕще одна причина, из-за которой женщина остается одинокой, -

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Приложение 3 Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек Ряд нейропсихологов и психофизиологов считают, что между мальчиками и девочками существует большая разница. Например, девочки по природе обладают более сильными нейронными связями в

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Глава 17 Воспитание девочек и мальчиков: сходства и различия Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Современные особенности мужчин и женщин. Различие в подходах к воспитанию мальчиков и девочек Пятилетняя Лера играет с братишкой. И он вдруг заявляет:– А я тигр!Лера не удивилась и ответила:– А я дракон!Брат рассердился:– А я саблезубый тигр! У меня из пасти торчат

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Инфантилизм, или Проблема «хороших» мальчиков и девочек Недостаточный самоконтроль – частая причина опозданий – может быть следствием незрелости личности. Если мама все детство будила ребенка в школу, собирала портфель, напоминала о каких-то делах и постоянно

Из книги Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить автора Маховская Ольга Ивановна

Из хороших мальчиков и девочек в славных людей Славный человек рано понимает, что любовь – приз, который непросто получить. Поэтому ему необходимо понять, как стать достойным любви. Ребенок с тревожной привязанностью верит, что материнская любовь – вещь хрупкая и она

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки автора Гусева Юлия Евгеньевна

Влияние культуры на мальчиков и девочек Хотя стрессы современной жизни ощущаются и мальчиками, и девочками, когда речь идет о тревожности, наше общество весьма разборчиво в вопросах пола. Далее мы рассмотрим некоторые

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

Одаренность мальчиков и девочек? У мальчиков понижена мотивация к систематическому обучению, но они показывают феноменальные способности в специализированных областях, а также в науках, требующих точного, логического мышления.? По данным ряда исследований, одаренных

Из книги автора

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек Поскольку мы живем в эпоху смешения традиционно мужских и женских ролей, возникает различий между полами, когда мы воспитываем наших детей? По-моему, различию полов на биологическом, психологическом, социальном

В этом разделе мы рассмотрим различия между мужчинами и женщинами в проявлении эмоций и чувств, узнаем, кто и к каким эмоциям более склонен, кто обладает большей эмоциональностью и экспрессивностью, кто лучше распознает эмоции и т.д. 1) Эмоциональность . В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Исследования показали, что во всех возрастах лица женского пола превосходят лиц мужского пола, в первую очередь, по эмоциональной возбудимости (особенно по вспыльчивости, как проявлению эмоциональной возбудимости в конфликтных ситуациях), затем – по интенсивности эмоций (женщины на эмоциогенную ситуацию склонны реагировать эмоционально, а мужчины – двигательно; при этом вегетативные показатели сильнее изменяются именно у мужчин, что может свидетельствовать об их большей мобилизованности – большие энергетические затраты в ситуации стресса) и, в меньшей степени, - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной неустойчивости. 2) Экспрессивность . Исследования показали большую экспрессивность лиц женского пола в любом возрасте. Причем женщины сильнее проявляют эмоциональное поведение в чисто женских группах, а не в смешанных. Женщины более улыбчивы, в целом больше проявляют свои эмоции жестами и мимикой. Правда, это не относятся к проявлениям гнева, злобы и агрессии, которые сильнее кодируются мужчинами. Это дало основание говорить, что эмоциональность (как сила переживаемых эмоций) у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень внешнего выражения. То, что прилично и социально приемлемо у женщин – плакать, сентиментальничать, бояться, неприлично для мужчин, и, наоборот, проявление гнева и агрессии социально приемлемо для мужчин и неприлично для женщин. 3) Базовые эмоции (с учетом вышесказанного). Гнев . В первые годы жизни – разницы нет, но с возрастом частота и интенсивность гнева у мальчиков возрастают, а у девочек уменьшаются. Печаль . У младших школьников (8-9 лет) склонность к переживанию печали более выражена у мальчиков, а среди взрослых склонность к переживанию печали более выражена у женщин. Тревожность и страх . У девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей. Количество страхов (того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. Количество мнимых страхов (сделать что-то не то, не успеть сделать и т.д.) в 6 раз больше, чем у юношей. У взрослых мужчин больше выражен страх высоты, у женщин – смерти родителей. В целом женщины проявляют большую тревожность, но и большую склонность к ее подавлению. Повышенная тревожность у девушек сопровождается большей проблемной озабоченностью (невозможность совместить семью и работу). Радость . Склонность к переживанию радости с 16-17 лет не обнаруживает четких половых различий (10-11, 14-15 - девочки). Обидчивость . Не обнаруживает четких половых различий Застенчивость . В категорию застенчивых чаще попадают женщины, чем мужчины (30% женщин/23% мужчин). Исключение – Япония и Тайвань. Вина . У мужчин переживание вины выражено слабее и проявляется реже. Завистливость . У женщин завистливость выше во всех областях жизни, исключая карьеру (нет половых различий). Ревность . Различия выявлены в сферах проявления ревности. Мужчины сильнее всего ревнуют, когда их партнерша занимается сексом с кем-либо еще, женщины – когда их партнер эмоционально привязывается к другой. (Достоверность отцовства и забота о потомстве?) Эмпатия и способность к распознаванию эмоций . Большинство исследователей говорят о том, что женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Они более склонны эмоционально реагировать в ответ на эмоциональный дискомфорт другого человека. (Гендерные роли). В то же время мужчины больше нуждаются в эмоциональном участии (1005 мужчин/600 женщин), женщины чаще остаются эмоционально безучастными в отношениях (400мужчин/600 женщин). Этот парадокс можно объяснить, используя различные критерии эмпатии – различия уменьшались в ряду критериев - насколько ты считаешь себя эмпатийным, какие ты испытываешь чувства, мимические или физиологические реакции. Формы эмпатийного поведения по разному выражены у разных полов. Сопереживание преобладает у женщин, в сочувствии – у мужчин. В целом же и те и другие чаще сочувствуют, чем сопереживают. Эмпатийная реакция у мужчин и женщин также определяется видом эмоциогенного стимула. Например, максимальную эмоциональную реакцию женщины проявляют, когда слышат плач ребенка, а мужчины – когда слышат слово “плач”. Что касается распознавания эмоций, женщины проявляют к нему больший интерес, чем мужчины. При распознавании эмоций по голосу, отрицательные сигналы точнее распознают мужчины, а сигналы удовольствия – женщины. Декодирование эмоций по мимике, в целом, женщинами производится точнее, чем мужчинами. В то же время, такие эмоции как горе, гордость, безразличие и нежность лучше декодируются мужчинами. Эмоциональные нарушения . Люди с эмоциональными нарушениями делятся на три группы. К первой относятся люди с выраженными внутриличностными конфликтами (тревожность, необоснованные страхи, частые смены настроения). Вторую группу составляют люди с выраженными межличностными конфликтами (раздражительность, агрессивность, эмоциональная возбудимость). Третью группу составляют люди с выраженными как межличностными так и внутриличностными конфликтами (с одной стороны - тревожность, мнительность, частые смены настроения, с другой стороны - раздражительность, агрессивность, эмоциональная неустойчивость). В первой группе преобладают женщины, во второй и третьей – мужчины.



Литература к разделу дифференциальная психофизиология мужчин и женщин:

1. Адлер А. Воспитание детей и взаимодействие полов.

2. Анастази А. Дифференциальная психология.

3. Берн Ш. Гендерная психология.

4. Бутовская М.Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей.

5. Бухановский А.О. Структурно-динамическая иерархия пола у человека.

6. Ходырева Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы.

7. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Девочки и мальчики – два разных мира (и др.)

8. Шардин С.А. Пол, возраст и болезни (УрГУ)

9. Эллис Г. Мужчина и женщина.

8. Е. П. Ильин Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Рассмотрим гендерные различия в проявлении эмоций у детей и взрослых. В большинстве случаев гендерные различия по таким характеристикам как беспокойство и плач у детей отсутствуют (по данным Э. Маккоби и К. Жаклин). Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации, то есть их плач и беспокойство можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки же чаще плачут тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас называет этот тип плача «коммуникативным».

Анализ данных, касающихся страха показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх. Не зафиксировано серьезных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъеме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки на громкий голос, по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку, по поведению во время первого посещения детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково испытывают тревогу, когда их кладут в больницу. Наконец, дети обоего пола одинаково склонны сообщать о своих страхах. Этот результат закономерен, эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью – адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики и юноши. В. А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек – к сессии и к экзаменам.

Л. П. Баданина связывает бо льшую тревожность девочек с тем, что они с большей осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в семь-девять лет, а в десять лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в восьми-девятилетнем возрасте. При этом уже в девять лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.

Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности . С. Арчер установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. 75% юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.

По данным А. Г. Грецова, проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни выражена больше у девочек, чем у мальчиков.

Л. В. Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.

По данным А. И. Захарова, количество страхов (то есть того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин – смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в шесть раз больше, чем у юношей.

По данным Н. Д. Скрябина, при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % - у смелых и на 35,4 % и 14,6 % - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.

В то же время К. Д. Шафранская, изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины.

Г. И. Акинщикова тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин в проявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовой ситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлением уменьшалась, в то время как у мужчин – увеличивалась.

Э. Маккоби и К. Жаклин на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности эмоциональной реакции гнева у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек – убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Другая возрастно-половая динамика выявлена М. С. Пономаревой при изучении склонности к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали : у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

По данным А. Анголд, девушки в два раза чаще юношей обнаруживают депрессивные расстройства. Коннели с соавторами тоже выявили, что переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков.

У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и девушек – нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией).

Склонность к радости , по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.

Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины. Так, М. Ля-Франс проанализировала 9000 фотокарточек из студенческих альбомов, а Э. Хальберштадт и М. Саитта – 1100 фотографий из газет и журналов, а также снимки 1300 человек в магазинах, парках и на улице. И везде обнаруживалось, что женщины улыбаются чаще.

Исследования эмоциональности взрослых, начиная с работ Г. Гейманса и заканчивая новейшими публикациями, в большинстве случаев демонстрируют преимущество женщин. О большей эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами (Фейнгольд);

2) для девочек и женщин связь эмоций с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин (Шилдс);

3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие (Кесслер);

4) женщины более подвержены депрессиям (Кенни);

5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх (Фуджита);

6) положительные эмоции женщины переживают более ярко (Гурнер);

7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции (Маккоби, Жаклин);

8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоций и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других (Эмбеди).

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные (Фушс);

2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола (Хейес);

3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний (Лафранс).

Д. Джонсон и Г. Шульман обнаружили, что взрослые женщины больше проявляют интерес к эмоциям окружающих, чем мужчины.

По одним данным преимущества женщин при опознании эмоций по голосу нет (Р. Розенталь и М. де Пауло-Белла), по другим данным преимущество пола зависит от того, какие эмоции распознаются. Так, в работе М. И. Павликовой с соавторами было выявлено, что мужчины, имеющие родительский опыт, наиболее точно оценивали сигналы дискомфорта младенца, давая им более отрицательные оценки, чем женщины. Зато звуки удовольствия мужчины определяли хуже, чем женщины.

Однако есть и другие данные – об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: метаанализ Дж. Марточчио и Э. О’ Лири продемонстрировал гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций как гнев, презрение, отвращение (Дженнис) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих. (Роттер).

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, то есть эмоций более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин – печаль и страх (Кросс и Мэдсон).

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени – по интенсивности, еще в меньшей степени – по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

В исследовании П. А. Ковалева бо льшая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.

Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины : у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины (Л. В. Куликов, В. С. Савина).

По данным Н. Е. Серебряковой, применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены.

Таким образом, проведя анализ гендерных особенностей эмоциональных состояний можно сказать, что во многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости. На сегодняшний день продолжает действовать гендерный стереотип о большей эмоциональности женщин. Мужчины более эмоциональны в выражении гнева, агрессии, а женщины – в выражении страха и печали Способность декодировать сигналы также имеет свою специфику: каждый пол лучше распознает «свои» эмоции. Требования деятельности приводят к исчезновению гендерных различий, если надо – женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, а мужчины чувствительность.