Годовой план работы с родителями группы раннего возраста. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

Светлана Пильгун

Начался новый учебный год. К нам в ясли пришли новые детишки. Они очень маленькие, ничего не умеют, недавно встали на ножки и им плохо без мамы. Дети ещё не оставались так долго без мамы. Мамы у нас - тоже очень беспокойные : как долго плакал, что съел, как спал.

Воспитатели в раннем возрасте работают с детьми всего два года и им приходиться формировать, новые для родителей , взаимоотношения с воспитателями, другими родителями и их детьми .

Взаимоотношения эти должны быть вежливыми, уважительными, доброжелательными, корректными и, направлены на комфортное, психологически безопасное пребывание детей в группе . Конечно, работа воспитателя по созданию комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении начинается с раздевалки, где выкладывается полезная и интересная информация, рисунки и поделки детей, стенгазеты с фотографиями и аннотациями к ним. В этом году мы решили сделать стенгазету с домашними питомцами, но тема разрослась до природы, а затем и до окружающего мира. Стенгазету мы назвали «Я и мой мир» , в ней есть ребята, котята, коровы, собаки, одна гусеница и тыква - большая-пребольшая. Всё это способствует установлению хороших отношений, часто переходящих в дружбу, между родителями . Они понимают, что проблемы у них общие, они не одни проходят этот сложный период в их жизни, а воспитатели - добрые, заинтересованные и профессиональные помощники.

Следующий важный этап в работе с родителями - это родительское собрание , где родители получают много важной информации о предстоящем пребывании своих детей в саду, об образовательной программе, о возрастных характеристиках детей.



Следующее значительное событие в жизни группы - это субботник ! Это - не просто уборка участка для прогулки. В несложной трудовой деятельности вместе с детьми строятся такие добрые хорошие отношения и все участники субботника получают удовольствие от работы на благо своих детей, особенно, если всё оформлено в виде стенгазеты и благодарности родителям за помощь .

Итак, начало положено, а дальше родители с удовольствием придут на праздник, на мастер-класс «Мы делаем куколок для своих деток» , на занятие по ПДД и будут соревноваться, кто лучше нарисует или сделает поделку. Расстаёмся мы всегда со слезами, но в детский сад родители идут сплочённым коллективом и мы остаемся добрыми друзьями.



Публикации по теме:

Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников всегда было.

Ранний возраст это ответственный период психического развития ребёнка, когда все только начинается, общение со сверстниками, игра, речь,.

Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.

Мастер-класс для родителей с детьми «Подарок папе» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Общение детей раннего возраста со сверстниками В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми. В первый.

Перспективное планирование с родителями во второй группе раннего возраста на 2016–2017 год Апрель июнь 1. Родительское собрание. Тема: «Адаптация ребенка в условиях детского сада». 2. Консультации:.

План работы с родителями в группе детей раннего возраста Цель: Создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное.

Перспективный план работы с родителями в

группе раннего возраста на 2016-2017 год.

Цель: Целенаправленное и планомерное распространение педагогических знаний среди родителей.

Оказание практической помощи в воспитании детей, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, способствовать стремлению к самообразованию, повышению уровня грамотности в области воспитания. Содействовать единству целей и задач в работе детского сада и семьи по вопросам воспитания.

режим дня, сетка занятий, годовые задачи в соответствии с реализацией ФГОС, основные правила посещения ДОУ.

Познакомить родителей ФГОС в образовании, с режимом работы в группе раннего возраста.

Родители,

Воспитатели.

Консультация

«Особенности адаптации ребенка в ДОУ»

Осуществить педагогическое просвещение родителей по направлениям: особенности развития детей 2-3 года жизни, создание оптимальных условий для ребёнка, способствующих обеспечению комфортного пребывание в детском коллективе.

Родители вновь прибывших детей.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей»

Памятка «Адаптация детей к детскому саду».

Определить перспективные задачи на будущий год. Выбор родительского комитета.

Родители, воспитатели.

Консультация: «Особенности воспитания и развития детей 2-4 лет».

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания.

Родители, воспитатели.

Консультация :

«Игра как средство развития взаимоотношений детей 2-3-го года жизни».

Помочь родителям в выборе игры как основного способа развития жизни ребёнка. Рекомендовать игры соответствующие возрасту ребёнка.

Родители, воспитатели.

Октябрь

Оформление стенда «Осень в родном посёлке»

Формировать у родителей желание воспитывать у детей любовь к родному краю и окружающей природе.

Родители, воспитатели.

Конкурс поделок «Осенние фантазии».

Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Совместное изготовление поделок из природного материала.

Родители, воспитатели.

Консультация :

«Роль игры в воспитании детей»

Дать знания родителям о том, что каждая игра должна содержать в себе обучающий элемент.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания

самостоятельного самообслуживания.

Родители,

воспитатели.

Подготовка к осеннему празднику.

Привлечение родителей к подготовке к осеннему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, костюмов).

Родители, воспитатели.

Ноябрь

Осенний утренник.

Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями

Родители, воспитатели, дети.

Консультация:

«Игры и игрушки для детей 2-3 лет».

(предложить игры, которые будут способствовать развитию детей).

Расширение педагогического опыта родителей через привлечение внимания к роли игрушки в развитии воспитания ребёнка.

Родители, воспитатели, дети.

Информационный стенд : «Растим здорового ребёнка»

Просветительская деятельность, направленная на профилактику простудных заболеваний, ГРИППА.

Совместная разработка мер по профилактике простудных заболеваний.

Родители, воспитатели.

Консультация : «Как превратить семейное чтение в удовольствие».

Родители, воспитатели, дети.

Консультация:

«Права ребёнка-соблюдение их в семье»

Познакомить родителей с нормативно –правовыми документами, регламентирующими права ребёнка в семье и дошкольном образовании.

Родители, воспитатели.

Организация выставки : «Моя мама лучше всех».

Прививать у детей чуткое и доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать чувство уважения к близким людям, ценить их труд. Воспитывать желание им помогать.

Родители, воспитатели.

Декабрь

Информационный стенд для родителей:

«Развиваемся, играя» (игры развивающие познавательный интерес)

Родители, воспитатели.

Памятка: «Растим здорового ребёнка».

Формировать в сознании родителей желания воспитывать у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни, через личный пример. Приучать к бережному отношению к своему организму, представлению о том, что полезно и что вредно для здоровья, овладению необходимыми гигиеническими навыками.

Родители, воспитатели.

Консультация : «Организация прогулок зимой».

Родители, воспитатели.

Памятки «Правила пожарной безопасности».

Развивать желание у родителей проводить разъяснительную работу по пожарной безопасности.

Формировать представление у детей о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях.

Родители, воспитатели.

Родительское собрание : «Роль семьи в условиях безопасности воспитания ребёнка».

Привлечь особое внимание к проблеме воспитания. Предложить практические рекомендации для реализации данной направленности в воспитании. Объяснить, что ведущую роль в воспитании выполняет семья.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Игры для развития речи 2-3 лет».

Родители, воспитатели.

Подготовка к утреннику

Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, новогодних костюмов).

Родители, воспитатели.

Конкурс поделок :

«Кладовая Деда Мороза»

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Изготовление поделок в разных техниках.

Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями.

Родители, воспитатели.

Январь

Фотовыставка :

«Встреча Нового Года»

Взращивание в сознании родителей представления о ценности проведения данного мероприятия в кругу семьи. Как о неповторимом, событии, связанном с семейными традициями. Способствовать стремлению к творческому самовыражению с помощью фотографии.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Лаборатория любознайки» Опыты со снегом.

Родители, воспитатели.

Информационный стенд : памятка «Соблюдаем зрительный режим»

Познакомить родителей с понятием «зрительного режима дошкольника», о важности его соблюдения для растущего организма, познакомить с нетрадиционными методами тренировки зрения.

Родители, воспитатели.

Консультация по организации подвижных игр с детьми на свежем воздухе: «Зимние забавы».

Дать рекомендации родителям по организации прогулок в зимнее время. Расширить представление у родителей о важной роли подвижных игр в физическом развитии, укреплении иммунитета, формировании выносливости и ловкости.

Родители, воспитатели.

Консультация :

«Игровой уголок дома».

Родители, воспитатели.

Февраль

Консультация:

« Режима дня и его

Значение»

Продолжить знакомство родителей режимом дня, раскрыть его структуру.

Познакомить с основными требованиями к режиму дня; с процессом организации режимных моментов в детском саду.

Способствовать тому, чтобы родители были заинтересованы в соблюдении режима дня дома, придерживаясь тех же требований что и в детском саду.

Родители воспитатели.

Музыкально-спортивный праздник: «Папа – может, папа может всё что угодно!»

Вызывать положительные эмоции от мероприятия. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Подчеркнуть значимость роли отца в воспитании детей. Способствовать укреплению внутрисемейных связей.

Родители, воспитатели, дети.

Организация конкурса семейного творчества : «Подарок для папы»

Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок. Способствовать укреплению внутрисемейных связей.

Родители, воспитатели, дети.

Консультация:

«Опасные ситуации в жизни ребёнка»

Привлечь родителей к созданию безопасных условий в разные периоды деятельности и контролю за детьми. Раздача памяток.

Родители, воспитатели.

Памятка:

«Как научить ребенка дружить».

Формировать желание у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба». Приучать использовать в речи вежливые формы обращения. Предложить рекомендации по преодолению детских конфликтов.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Развитие мелкой моторики».

Формировать представление у родителей о том, что развитие мелкой моторики рук стимулирует умственное и речевое развитие ребёнка. Предложить рекомендации по проведению игр в домашних условиях.

Родители, воспитатели.

Март

Консультация:

«Организация прогулок весной»

Родители, воспитатели.

Укреплять сотрудничество между родителями и воспитателями. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями.

Родители, воспитатели.

Подготовка к утреннику

Привлечение родителей к подготовке к празднику «8 марта» (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, костюмов).

Родители, воспитатели.

Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих. Укрепление семейных уз между детьми и родителями.

Родители, воспитатели, дети.

Информационный стенд: памятка

«Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка».

Педагогическое просвещение. Объяснить принципы организации и содержания оздоровительной утренней гимнастики. Развивать интерес к использованию в домашних условиях комплексов УГГ рекомендованных в ДОУ.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Игры по дороге домой».

(предложить игры, в которые можно поиграть по дороге домой).

Расширение педагогического опыта родителей через знакомство с речевыми и коммуникативными играми. Обогащение детей и родителей опытом эмоционального общения.

Родители, воспитатели, дети.

Апрель

Май

Практикум для родителей «Игровые методы снятия

психоэмоционального напряжения у детей»

Повышение родительской компетенции в области применения методов снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Повысить психологическую компетентность родителей в данном вопросе.

Родители, воспитатели.

Консультация: «Безопасность детей в ваших руках».

Привлечь родителей к проблеме безопасности, желанию развивать у детей представлений о правилах безопасного поведения в быту. Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Родители, воспитатели.

Информационный стенд для родителей:

«Развиваемся, играя» (игры, развивающие познавательный интерес)

Педагогическое просвещение родителей. Развивать желания у родителей поддерживать у детей стремление к познанию окружающего мира в игровой форме.

Родители, воспитатели.

Беседа: «Как предупредить весенний авитаминоза».

Педагогическое просвещение родителей. Предложить практические рекомендации родителям по здоровому питанию, способствующему укреплению здоровья детей в период дефицита витаминов.

Воспитатели, медсестра,

Родители.

Папка-передвижка: «Опасности, подстерегающие ребёнка на прогулке».

Привлечь особое внимание к проблеме детской безопасности в природе. Формировать чувство глубокой ответственности за сохранение жизни ребенка.

Родители, воспитатели.

Консультация: «Игры на прогулке»

Родители, воспитатели.

Консультация: Творческая мастерская «Добрая Сказка»

Родители, воспитатели.

Подготовка к предстоящему летнему периоду

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, пособий, оказания посильной помощи в ремонте, благоустройству и озеленению участка.

Родители, воспитатели.

Родительское собрание :

«Итоговое родительское собрание».

Привлечь особое внимание к воспитанию детей в летний оздоровительный период. Предложить практические рекомендации для реализации данной направленности в воспитании. Объяснить, что ведущую роль в воспитании выполняет семья.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Ребёнок один дома»

Провести беседу с родителями и донести до них, что оставление детей одних дома опасно. Разъяснить меры о возможных опасностях в быту.

Родители, воспитатели.

Консультация:

«Правила поведения на воде»

Родители, воспитатели.

Светлана Насонова
Перспективный план работы с родителями в первой группе раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новомалыклинский детский сад «Солнышко»

Воспитатель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Солнышко»

Насонова Светлана Михайловна

с. Новая Малыкла, 2017 г.

Перспективный план работы с родителями

в первой группе раннего возраста

на 2017-2018 учебный год

Месяц Мероприятие

Сентябрь

1. Наглядно-информационный уголок : «Информация для родителей » .

2. Беседы с родителями : «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада», «Игрушки для малыша в раннем возрасте »

3. Подготовка к выставке из природного материала «Осеннее чудо»

4. Консультация : «Режим дня в жизни ребенка. Это важно или нет?» «Воспитываем культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста »

5. Родительское собрание : Анкета «Давайте с вами познакомимся» , «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»

6. Изготовление атрибутов для физкультурного уголка.

1. Консультация : «Игры для детей второго года жизни» , «Как уберечь малыша от опасностей в быту»

2. Оформление информационного уголка : «Библиотека для родителей » , «Читаем вместе с ребенком»

3. Беседа : «Вредные привычки» , «Какие игрушки покупать малышу»

5. Выставка детско-родительского творчества – осенних поделок

6. Лэпбук «Домашние животные и птицы»

Ноябрь 1. Консультация : «Что надо знать о своем ребенке, как провести выходной день?»

2. Индивидуальные беседы с родителями : «Как сказать ребенку нет» , «Как соблюдать режима дня в выходные дни»

3. Памятка для родителей : «Мой дом - моя крепость»

4. Фотовыставка ко дню матери «Милая мама моя»

5. Беседа «Будим ребенка правильно»

Декабрь 1. Консультация : "Профилактика простудных заболеваний"

2. Памятка для родителей : «Правила для сладкоежек» , «История новогодней игрушки»

3. Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения зимой»

4. Оформление выставок детско-родительского творчества «Мастерская Деда Мороза»

5. Новогодний утренник : «Новогодняя елка»

6. Родительское собрание : «Растем, играя»

7. Консультации : «Подарки для малыша на новый год» , «Играем с ребенком на прогулке зимой» , «Профилактика ОРЗ и гриппа»

Январь 1. Беседа : «Ребенок не хочет убирать за собой игрушки»

2. Консультация : «Влияние пальчиковых игр на детей раннего возраста » , «Игры на развитие речи детей второго года жизни»

3. Памятка «Безопасность зимних прогулок»

4. Оформление фотоколлажа : «Веселая жизнь в детском саду» , «Новогодние праздники»

5. Мастер- класс «Игры на сенсорное развитие детей раннего возраста »

6. Зимний субботник.

Февраль 1. Консультация : «Выбираем книгу для малыша» , «Развитие интеллекта детей раннего возраста »

2. Фотовыставка : «Мой папа – защитник Отечества»

3. Индивидуальные беседы с папами : «Кто главный в воспитании ребенка?»

4. Папка-передвижка «Роль отца в воспитании ребенка»

5. Памятка для родителей «Состояние здоровья вашего ребенка» , «Одежда малыша зимой»

Март 1. Консультация : «Можно ли добиться послушания детей» , «Родительская компетентность – это…»

2. Памятка для мам : «Мамина любовь и ласка» , «Осторожно – сосульки»

3. Беседа : «Если ребенок упрямится» , «Одежда детей весной»

4. Фотовыставка «Ярче всех бриллиантов мира…»

5. Консультация «Влияние соски на ребенка»

Апрель 1. Консультация : «Как предупредить авитаминоз весной» , "Воспитание сказкой"

2. Памятка для родителей : «Маленький помощник»

3. Оформление папки передвижки : «Уроки осторожности для малышей»

4. Консультация «Психическое здоровье детей раннего возраста и просмотр телевизора»

5. Игра психологический тренинг «А я бы повел себя так…»

6. Консультация «Речевое развитие детей 1-2 лет»

Май 1. Папка передвижка : «День Победы – великий праздник!»

2. Памятка для родителей : «Основы нравственных отношений в семье»

3. Фотовернисаж «Немного стали мы взрослее» - фрагменты из жизни группы

4. Консультация «Растите малышей здоровыми!» , «Правила безопасного поведения детей на дороге»

5. Родительское собрание : «Чему научились наши дети за год»

6. Индивидуальные беседы «Закаливание детей летом» , «Как правильно выбрать обувь ребенку»

Публикации по теме:

Годовой план взаимодействия с родителями детей первой группы раннего возраста СЕНТЯБРЬ 1. Родительское собрание «Основные принципы организации правильного питания детей раннего возраста».(Консультация- старшая медицинская.

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Теремок» Сентябрь 1. Консультация для родителей «Возрастные особенности.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

Дата, период Темы Сентябрь в течении месяца Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Рекомендации родителям по домашнему.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе Задачи: 1. Изучение социально педагогического опыта родителей, потребности родителей в воспитании детей. 2. Дать родителям знания о различных.

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста Пояснительная записка Раннее и дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, «закладываются.


Своеобразие развития детей раннего возраста требует наиболее тесных и частых контактов воспитателей и родителей. Наряду с педагогическими беседами и докладами на групповых собраниях большое место занимает индивидуальные беседы и консультации. Педагоги предлагают родителям педагогическую и психологическую литературу.
Посещение семьи - обязательная и необходимая форма работы с родителями детей раннего возраста. В беседе с родителями педагог узнает о том, к какому режиму дня привык ребенок, где он и как спит, какие игрушки у него есть, какие он больше всего любит. Он узнает также о составе семьи, о том кто занимается воспитанием ребенка. График посещений семей педагог составляет в начале учебного года и согласует с родителями.
Беседы с небольшими группами родителей или индивидуальные беседы педагог проводит в соответствии с планом. Для участия в коллективных беседах педагог объединяет тех родителей, дети которых имеют сходные особенности поведения и развития или одинаковы по возрасту. Это позволяет побеседовать о каждом ребенке, дать конкретные советы родителям. В начале года, когда воспитатель еще мало знает детей, беседы проводятся на общие темы. Но по мере того как он ближе знакомится с детьми и родителями, становятся возможными беседы, в которых отражаются наблюдения воспитателя. К каждой беседе педагог готовится: целенаправленно наблюдает за детьми, читает соответствующую литературу, беседует со специалистами детского сада. Для того чтобы состоялась именно беседа, то есть взаимный разговор воспитателя и родителя, педагог с самого начала просит родителей задавать вопросы, высказывать свои соображения (бывает ведь так: воспитатель говорит, а родители молчат, в беседе фактически не участвуют).
Повседневные беседы. Кроме тематических консультаций и бесед, ежедневно, передавая ребенка родителям или принимая его утром, воспитатель выясняет, как ребенок спал, когда проснулся, ел ли дома, как вел себя до прихода в детский сад. Вечером воспитатель рассказывает родителям об играх, об общении малыша со сверстниками в течении дня, сообщает о том, какие новые умения приобрел ребенок, и предлагает закреплять эти умения дома, советует, на что обратить внимание.
Групповые родительские собрания проводятся один раз в квартал. К участию в собрании привлекаются старший воспитатель, медсестра, специалисты. Собрание проходит живее и с большой пользой, если в докладе были поставлены вопросы, побуждающие родителей к высказываниям о своем ребенке, о своих взглядах на воспитание. Для того чтобы родители были активны на собрании, им заранее сообщают повестку собрания. Педагог подготавливает средства нагля

Предпросмотр страницы №1

Работа с родителями детей раннего возраста

Первым шагом к сотрудничеству является работа педагогов с родителями групп раннего возраста. В работе с родителями самых маленьких воспитанников детского сада (детей второго года жизни) много общего с тем, что делают педагоги дошкольных групп. Вместе с тем она имеет свою специфику, вытекающую из возрастных психофизиологических особенностей детей раннего возраста.

Своеобразие развития детей раннего возраста требует наиболее тесных и частых контактов воспитателей и родителей. Наряду с педагогическими беседами и докладами на групповых собраниях большое место занимает индивидуальные беседы и консультации. Педагоги предлагают родителям педагогическую и психологическую литературу.

Посещение семьи - обязательная и необходимая форма работы с родителями детей раннего возраста. В беседе с родителями педагог узнает о том, к какому режиму дня привык ребенок, где он и как спит, какие игрушки у него есть, какие он больше всего любит. Он узнает также о составе семьи, о том кто занимается воспитанием ребенка. График посещений семей педагог составляет в начале учебного года и согласует с родителями.

Беседы с небольшими группами родителей или индивидуальные беседы педагог проводит в соответствии с планом. Для участия в коллективных беседах педагог объединяет тех родителей, дети которых имеют сходные особенности поведения и развития или одинаковы по возрасту. Это позволяет побеседовать о каждом ребенке, дать конкретные советы родителям. В начале года, когда воспитатель еще мало знает детей, беседы проводятся на общие темы. Но по мере того как он ближе знакомится с детьми и родителями, становятся возможными беседы, в которых отражаются наблюдения воспитателя. К каждой беседе педагог готовится: целенаправленно наблюдает за детьми, читает соответствующую литературу, беседует со специалистами детского сада. Для того чтобы состоялась именно беседа, то есть взаимный разговор воспитателя и родителя, педагог с самого начала просит родителей задавать вопросы, высказывать свои соображения (бывает ведь так: воспитатель говорит, а родители молчат, в беседе фактически не участвуют).

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». Инновация - это изменение того, что уже существует.

В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Однако недостаточно внимания уделяется работе ДОУ с родителями детей раннего возраста.

Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников

Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагогам важно активно использовать язык под-держки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации (активное слушание, контакт глаз, уместный комп-лимент, улыбка и пр.), но не ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально- положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.

Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимо-отношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из--за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, то есть еще за 3-4 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.

На основе анализа развития ребенка, в т. ч. внутриутробного, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагог показывает родителям игрушки, учебные пособия, дет-ские книги, подсказывает, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращается на их соответствие возрасту ребенка.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Новая форма проведения родительского собрания

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. И если первый вопрос на собрании еще вызывает интерес родителей, то, как правило, дальше родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Педагоги детского сада решили в корне изменить этот стереотип и внести инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке люди чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

Воспитатели детского сада к родительскому собранию пекут пироги, ставят на стол конфеты, чай. Родители бывают приятно удивлены, когда видят, что их ждут улыбающиеся, приветливые педагоги, но еще больше они поражаются накрытым столам! Так бывает на первом родительском собрании, а уж затем инициативные родители приносят сами что--нибудь к чаю. И всегда находится чья--либо бабушка или мама, которая печет пироги.

Родители в непринужденной обстановке с увлечением и заинтересованностью обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель. Многие мамы и папы, приводя в сад второго или третьего ребенка, с большим удовольствием делятся опытом по воспитанию детей. А если родители проявляют инициативу, это говорит о реальном их желании сотрудничать с педагогом.

Проведение дней открытых дверей

Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашем детском саду внесены инновации и в данную сферу деятельности. На протяжении многих лет дни открытых дверей начинают проводить уже в ноябре, то есть когда у большинства детей прошел адаптационный период. Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что их маленькие воспитанники, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.

Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Если кто--то из родителей не смог прийти на встречу, то есть возможность показать запись дня открытых дверей на видео, так как в группе всегда найдется родитель, имеющий видеокамеру. Это можно сделать, но с тем условием, чтобы в равной мере снимать всех детей. Кроме того, такая съемка дает возможность воспитателям сделать видеоархив. Когда ребята через год переходят во вторую младшую группу, воспитатели дарят родителям видеокассету «Какие мы есть!».

Во время выпуска детей из детского сада родители благодарят педагогов за то, что создан видеоархив жизни их детей с первых дней пребывания в ДОУ, они сравнивают своих детей: какими они были пять лет назад и какими стали, да и сами дети с большим удовольствием смотрят на себя маленьких. Это очень сближает родителей и педагогов, а дети не смогут забыть своих воспитателей, с любовью ухаживавших за ними.

Посещение педагогами семей воспитанников

Такая форма взаимодействия, как посещение воспитателями семей воспитанников, чаще всего не пользуется популярностью ни среди педагогов, ни среди родителей. Современные родители живут в своем обособленном мире и не всегда впускают в него посторонних. Но именно родители подсказали, как можно изменить ситуацию. Родителям всегда хочется, чтобы с Новым годом их детей поздравил Дед Мороз и Снегурочка. Но часто малыши при виде незнакомых взрослых начинают плакать, поэтому было решено, что готовить поздравления Деда Мороза и Снегурочки будут воспитатели.

Знакомый ребенку педагог приходит к нему в гости, играет с ним, затем приходят Дед Мороз и Снегурочка, в роли которых выступают воспитатели. Встреча протекает спокойно, игра продолжается без слез и нервных срывов. Конечно, старший воспитатель, будучи профессиональным педагогом, не только играет с ребенком, но и наблюдает поведение малыша в домашней, привычной для него обстановке, что помогает ему в дальнейшей работе.

После этого родители стали приглашать воспитателей на дни рождения детей за праздничный стол. Такие посещения предоставляют возможность показать, какие развлечения доступны ребенку, изучить семью изнутри, почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер межличностных отношений между членами семьи и т. д. Положительные и отрицательные проявления имеют особую ценность для понимания микроклимата, в котором воспитывается маленький человек. Безусловно, все, что увидят и узнают в семье воспитатели, - строго конфиденциально.

Посещение семьи должно сподвигнуть воспитателя не к обсуждению или осуждению того, как живет та или иная семья, а к оказанию ей необходимой помощи. Кроме того, это может стать знакомством с успешным опытом семейного воспитания, семейными традициями. Полученная информация используется в индивидуальных консультациях для родителей. С этого момента многие проблемы в развитии и воспитании детей родители с педагогом решают сообща. Кроме того, в процессе доверительного общения воспитателей с семьями родителям легче преодолеть сомнение и недоверие к воспитанию их детей чужими людьми.

Совместные посещения культурно--развлекательных мероприятий

Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов являются также совместные посещения детских театров. Ничто так не определяет будущее человека, как незабываемые впечатления детства, этот своеобразный фундамент сознательной жизни. Своевременно начатое приобщение детей к наследию мировой художественной культуры приводит к формированию и развитию эстетических чувств.

Несмотря на то что дети еще очень малы, воспитатели, посоветовавшись с родителями, решили приобщать их к посещению театров. Родители заранее узнают репертуар детских театров (цирков, театров кукол, теней, животных), вместе с воспитателями обсуждают, на какой спектакль лучше пойти, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, покупают билеты. Представление становится настоящим праздником для всех: воспитателей, родителей и детей. Многие до совместного посещения театра считают, что еще рано водить детей на такие мероприятия, но после меняют свое мнение.

Таким образом, в процессе поисков и экспериментов постепенно сложился определенный план работы с родителями в группе детей раннего возраста (приложение). Разработанная модель качественно отличается от существовавших ранее моделей. Ее особенности заключаются в следующем:

  • создана единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей
  • родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия
  • родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, - претворяют их в жизнь.

Очень важно, что у родителей появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность - показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

При такой работе педагог обязан занимать более активную позицию, искать новые формы взаимодействия с семьями. В этом деле недопустим формальный подход. Работа должна быть интересна и важна как для ДОУ, так и для семьи. Необходимо правильно и качест-венно организовать взаимодействие детского сада с семьей, воспитателей с родителями.

Приложение

Перспективный план взаимодействия с родителями детей раннего возраста

Месяц

Форма взаимодействия

Пути осуществления
взаимодействия с родителями

Апрель - май

Личное знакомство воспитателя с родителями и детьми

Беседа, анкетирование, изучение специфики семьи

Июнь - август

«Знакомьтесь: группа КАРАПУЗ!»

Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой

Вечер вопросов и ответов

Первое родительское собрание с ответами на инте-ресующие вопросы

Помощь в подготовке группы к новому учебному году

Коллективная уборка группы: совместный труд - сближение родителей и воспи-тателей

Сентябрь

Устный журнал по адаптации детей в группе раннего возраста

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОУ»

За круглым столом

Общение за чаепитием. Разговор о проблемах.
Встреча с педагогом--психологом

День открытых дверей

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физкультурном и музыкальном залах

Журнал «Здоровье»

Консультации типа «Расти здоровым, малыш!»

Посещение воспитателем семей воспитанников

Дед Мороз со Снегурочкой в гостях у ребят

Совместное чаепитие в группе

Праздник новогодней елки в детском саду

Посещение театра
«Вместе с мамой, вместе с папой».

Родительское собрание

Совместная поездка в театр родителей, воспитателей и детей.

Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервно--психического развития и усвоения программы детьми, обмен опытом

Спортивный досуг «Вырасту, как папа».

«Полезные советы»

Игры - развлечения вместе с папами

Чаепитие «Мамочку мою я очень люблю»

Посещение театра

Цирк, «Театр кошек Ю. Куклачева», «Уголок дедушки Дурова»

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду»

День открытых дверей

Родители готовят фотографии детей в детском саду

Присутствие родителей на занятиях в группе, в физ-культурном зале, с музыкальным руководителем

День добрых дел

Кафе «Лакомка»

Семейный клуб - родительское собрание

Субботник на территории детского сада и в группе

Чаепитие

Просмотр видеоархива, обсуждение планов -на будущее

Семейный отдых, пикник

Выезд на природу или в парк

Посещение зоопарка

Совместная поездка в зоопарк всей группой