Игры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведения. Обыгрывание дорожно-транспортных ситуаций

Несколькими днями ранее я подняла тему , а в последнем посте давала . Сегодня продолжаем начатую серию.

Наверно каждый из вас может вспомнить из своей жизни несколько примеров ситуаций, в которых вы выглядели глупо как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Часто робость мешала добиться поставленной цели, именно она не давала возможности быть самим собой в общении с друзьями и с незнакомыми людьми. Благодаря робости множество прекрасных идей и творческих замыслов оказываются погребенными на многие годы.
Откуда возникает эта робость? От тревоги… Внутренней, порой не осознанной или же умело спрятанной в глубине души.

Нередко взрослые не понимают тревожных детей, потому что не могут добиться вразумительного объяснения их робкому поведению. Стараясь выпытать у своих чад сердитым, а то и грозным тоном, в чем, собственно говоря, дело, они усугубляют и без того непростую ситуацию. Причина же на самом деле проста: для тревожного ребенка открыто признаться в своей робости, в своих страхах – задача порой непосильная . Ведь он не хочет казаться никчемным, слабым, а то и неудачником. И он молчит или отнекивается, что, мол, все в порядке.

Однако здесь крайне важно озвучить свои переживания, их нельзя держать глубоко внутри себя. Что же нужно для этого сделать?

  • возьмите какую-нибудь ситуацию , хорошо знакомую ребенку, рассмотрите ее со всех сторон. Выскажите не свое категоричное суждение, а то, какие ваши ощущения она вызвала. Спросите, что думает ребенок по этому поводу. Старайтесь построить беседу так, чтобы он активно участвовал и поощряйте его попытки высказаться.
  • подберите сюжет из любимых книжек , представьте себя на месте героев и попросите своего малыша сделать то же самое. Хорошо помогут пантомимы – беззвучные изображения собой различных животных (трусливый зайка, быстрая белочка, флегматичный или спокойный мишка, сердитая пчела, важный слон). Вы оба получите море веселья и смеха. А это как раз поможет снять напряжение и “примерить” на себя различные роли.
  • обыграйте проблемную ситуацию с участием игрушек (кукол, мишек, зайчиков и т.д.). Чтобы они участвовали в диалоге между собой. Пусть ребенок придумает им реплики (сюжетно-ролевая игра).
  • рисунок хорошо помогает бороться со страхами. Предложите ребенку нарисовать страх и, когда все будет готово – пусть он порвет сие произведение на мелкие-мелкие кусочки. Все! Страха больше нет. Данную методику можно повторить несколько раз, прорабатывая различные фобии. Не забудьте вселить уверенность в него, что отныне с этим неприятным чувством покончено.
  • перед каким-нибудь тревожащим ребенка событием (поход в поликлинику, участие в выступлении в детском саду, знакомство с новым классом и т.п.) предложите ему “прорепетировать” ситуацию . Например, он боится публики – пусть рассказывает стихотворение не только вам, но и папе, бабушке, дедушке по отдельности, затем в кругу семьи, затем в группе в вашем присутствии. Отработанная схема поведения поможет ему почувствовать себя увереннее. Если стесняется подходить к сверстникам для знакомства или игр – опять же вам поможет домашняя тренировка. Представьте оба, что вы погодки и начните обмен приветствиями. Сначала ваш ребенок “знакомится” с “робким” собеседником (т.е. с вами), затем с “дружелюбным”, потом с “самоуверенным”, и наконец, с “гордецом”. Ваша задача – оказаться в соответствующей роли и придумать те реплики, которые с большей вероятностью выскажут его собеседники в реальной жизни.

Небольшая тренировка и отработка навыков коммуникации в спокойной обстановке поможет не растеряться в общении с людьми в обычных ситуациях. От вас потребуется терпение и безграничная вера в вашего ребенка. Помните: детки тонко улавливают настрой своих родителей и если они слышат одно, а чувствуют, что на них вами поставлен жирный крест – не удивляйтесь обратным результатам.

Экология жизни:Наши представления об идеальном времяпрепровождении на свежем воздухе с ребенком не слишком совпадают с повседневной объективной реальностью. Так уж устроены наши малыши, что чинные прогулки за ручку их совсем не устраивают

«Мы отлично играли вчера на детской площадке!» – делится впечатлениями соседка. «Вы уже гуляли сегодня?» – интересуется бабушка. «Не поехать ли нам в выходные в парк подышать воздухом?» – строит грандиозные планы отец вашего чада. Вы только вздыхаете: обычная прогулка быстро превращается из удовольствия в серьезное испытание для всех участников.

Возможно, ваши представления об идеальном времяпрепровождении на свежем воздухе с ребенком не слишком совпадают с повседневной объективной реальностью. Так уж устроены наши малыши, что чинные прогулки за ручку их совсем не устраивают. Почему на улице дети ведут себя не так, как нам хотелось бы, и как свести количество конфликтов к минимуму?

Ситуация 1: Ни минуты покоя

Ваш малыш в восторге от самого факта выхода из дома. Не так уж важно, куда вы собираетесь – в ближайший двор покачаться на качелях или в супермаркет за продуктами, заплатить за квартиру или навестить бабушку, – ребенок кипит энергией. Вас уже замучила эта его способность не останавливаться ни на минуту, постоянно бежать куда-то, все ронять и трогать руками то, что он не смог уронить. Вы устали отвечать на бесконечные вопросы. Вы просто предпочли бы, чтобы ребенок остался дома и дал вам возможность сделать все запланированные дела без суеты. Иначе вы снова и снова не можете сосредоточиться, а только и делаете, что ловите, отряхиваете, одергиваете, призываете к тишине и извиняетесь перед окружающими. Но малыш так просит взять его с собой, обещая вести себя хорошо...

Что делать? Четко определить правила и оговорить их заранее. «В большом магазине есть опасность потеряться, поэтому или сиди в тележке, или держись за нее»; «Чужих собак нельзя трогать – они могут укусить»; «Рядом с дорогой и на пешеходном переходе идем только за руку с мамой». Перед выходом из дома выберите время, когда малыш спокоен и способен воспринимать информацию, и спокойно объясните, какого поведения вы ждете от ребенка: «На улице будет много людей и машин. Пожалуйста, старайся слушать, что я тебе говорю, не мешай другим и помни о том, что может быть опасно».

Напомните, что всему свое время: дома или на детской площадке ребенок может шуметь и веселиться сколько угодно, а на улице и в магазинах придется быть послушным и контролировать свое поведение. Конечно, все эти условия вы должны повторять бесконечное количество раз в течение месяцев и лет, но рано или поздно ваше терпение будет вознаграждено.

Дополнительный способ:

Заранее дайте ребенку задание: например, посчитать красные машины или запомнить, каких собак вы встретили по дороге. Напоминайте о задании и наслаждайтесь пятиминуткой тишины.

Ваш еще вчера послушный малыш отказывается идти за руку? Ничего удивительного, у него начался очередной этап взросления. Правила поведения на улице вам придется повторять ребенку бесконечное количество раз.

Ситуация 2: Малыш плачет на улице

Пронзительный визг вашего малыша уже узнают все соседи. Он капризничает посреди улицы и норовит улечься на асфальт, он спорит с вами по любому поводу и кричит, что он уже не маленький. А вы всего лишь попросили его оставить дома два танка и ограничиться бульдозером и бетономешалкой. Просьба «Дай руку, впереди дорога» вызывает бурное негодование, а предложение покачать на качелях младшего братишку – крики, что он не хочет иметь с братцем ничего общего. Дележ игрушек в песочнице принимает угрожающие масштабы.

Что делать? Будьте логичны и последовательны в объяснениях: того, кто кричит, визжит и валяется, физически сложно услышать и понять, а уж тем более помочь ему. Твердо попросите ребенка внятно рассказать, что его беспокоит. Пообещайте решить эту проблему и не забудьте выполнить обещание: игрушки могут ходить с вами на прогулку в порядке очереди, а младший брат – принять участие в интересной для всех подвижной игре. И в конце концов не используйте фразу «Ты еще слишком маленький, чтобы…» Но все-таки покажите ему, что вокруг полно и более взрослых детей, которые ходят с родителями за руку и не считают это чем-то ужасным.

Перед выходом на оживленную детскую площадку еще раз проговорите с ребенком правила: «Нельзя убегать, драться и отнимать чужое; если чего-то очень хочется, надо сначала об этом сказать, а не плакать».

Дополнительный способ:

Дома, до прогулки, попросите ребенка подать вам знак, если ему захочется покричать: например, поднять руку повыше или высунуть язык. Потренируйтесь вместе.

Ситуация 3: Ребенок устает в магазинах

Обычно в начале похода по магазинам все идет довольно хорошо: ребенок спокойно идет рядом с вами, не ноет и не просит побыстрее закончить мероприятие. Но уже через 5–10 минут поведение малыша кардинально меняется: ему становится скучно. А это значит, что можно побегать от мамы, спрятаться среди банок зеленого горошка или вдоволь поползать по свежевымытому полу. А еще можно каждые полминуты спрашивать: «Мама, уже все?» Конечно, его можно понять: в покупке салфеток и ветчины нет ничего захватывающего. Все это на фоне очередей и необходимости ничего не забыть сильно действует вам на нервы.

Что делать? Чтобы избежать такого развития событий, дайте ребенку возможность полноценно участвовать в процессе: понести пакет с ценным содержимым, выбрать себе хлопья на завтрак или потолкать тележку. На кассе предложите ему выложить продукты. Малыш почувствует себя по-настоящему полезным и забудет о своем недовольстве и желании бегать по магазину.

Дополнительный способ:

Назначьте ребенка главным по сегодняшнему походу в магазин. Пусть он подготовится еще дома: выяснит, какие продукты нужно купить, напишет или нарисует список необходимого, а в магазине возьмет на себя контроль за закупками и командование упаковкой продуктов.

Ситуация 4: Маленький беглец

Только что он был тут, а теперь… Это может случиться в любом месте: ребенок первым выбежал из подъезда или в магазине решил рассмотреть что-то, не предупредив вас. Особенно тяжело следить за его передвижениями, если вы одновременно должны заниматься младшим ребенком. Вы уже всерьез подумываете о сигнальном чипе, чтобы не вздрагивать каждый раз, снова не обнаружив его макушки рядом.

Что делать? Вы нашли его? Сохраняйте спокойствие. Отругать, конечно, можно, но постарайтесь найти баланс между собственными эмоциями и уверенным объяснением, почему так никогда нельзя делать. Когда первое напряжение спадет, подробно объясните причины вашего гнева: «Оставаться одному в незнакомом месте опасно»; «Нельзя выходить из машины первым – так можно попасть под другие машины». В любом случае, когда ваш ребенок подвергает себя риску из-за непослушания, нужно на это реагировать.

Дополнительный способ:

В ситуации, когда вы вынуждены отвлечься от ребенка, например оплатить покупки или заполнить квитанцию, попросите его как можно громче петь песню или рассказывать стихотворение – легче будет отследить его передвижения. Введите «правило паровозика»: заходить в лифт и выходить из подъезда, только держась друг за друга, а самый ответственный идет первым (конечно, это будет ваш малыш) и указывает дорогу.

Сохраняйте баланс между собственными эмоциями и объяснениями, почему убегать от родителей ни в коем случае нельзя.

Ситуация 5: Маленький попрошайка

На улице ребенок просит киндер-сюрпризы, леденцы и чипсы, в магазине – раскраску, машинку. Вы бы и не против порадовать его, но, во-первых, у вас свои планы, а во-вторых, не хотелось бы поощрять нытье и жадность.

Что делать? Обсуждать заранее и в подробностях план прогулки. Планируйте расходы вместе с ребенком: «У нас есть деньги на необходимые продукты, мы все купим и проверим: если что-то останется, мы сможем выбрать еще что-нибудь вкусное для всех». По возможности носите с собой на прогулку что-то перекусить: сушку, разрезанное яблоко или пакетик сока. Вполне возможно, что малыш действительно проголодался, а яркие обертки в витрине усилили чувство голода.

Дополнительный способ:

Выделите один день в неделю, чтобы купить во время прогулки что-то приятное на выбор ребенка, но ограничьте сумму. Если малыш еще не знаком с цифрами, придется ему помочь сопоставить доступное количество денег и цену желаемого: «У нас есть 30 рублей, эти леденцы стоят 10 рублей, а наклейки – 25, что тебе больше нравится?» опубликовано

Невероятно точно звучат слова академика Д.С.Лихачёва: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Еще в Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни», где в виде рекомендаций отца сыновьям были написаны правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

В России при Петре Великом в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

С раннего детства ребенку необходимо прививать нормы поведения. Дети – маленькая губка. Они впитывают в себя все, что происходит вокруг них. Если ваш ребёнок научится культурно вести себя дома, то и с абсолютно незнакомыми людьми он будет вести точно так же.

Очень важно научить ребёнка в любой ситуации уважать других. Научить сопереживать, распознавать добро и зло, быть доброжелательным по отношению ко всему окружающему.

Одной из главных составляющих дошкольного образования и образования в начальной школе, на мой взгляд, является этикет – каноны, без которых невозможно вырастить гармоничную, целостную личность.

Ребенку младшего дошкольного возраста нужно постоянно демонстрировать хорошие манеры, приучать к правилам хорошего тона. Дети не любят жить по правилам, они кажутся им скучными и неинтересными. Поэтому как можно чаще инсценируйте ситуации «в гостях», «в транспорте», «в школе», «на улице». Чтобы быть более убедительными, сделайте самостоятельно куклу, которая станет помощником в мире этикета. Так называемая Фея вежливости будет помогать знакомиться с правилами поведения в обществе и хорошими манерами.

Куклу можно сшить, связать, а можно при помощи ниток и карандаша сделать маленькую помощницу/помощника. Для этого проявляем фантазию – из ниток делаем волосы, далее наматываем нитки и получаем личико, фиксируем глазки.

А еще эта кукла может помочь вам вести таблицу (тетрадку) хорошего поведения, которую можно повесить на холодильник, и отмечать добрые поступки за день.

1. Обзор методического материала, игр, карточек

Вместе с ребенком обыгрывайте ситуации, разбирайте неправильные, исправляйте ошибки поведение героев игры. Путешествия по сказочным странам (царство «Порядка», королевство «Вежливости» и т.п.) подкрепляйте чтением художественной литературы, загадками, пословицами.

Помимо специальной литература для педагогов, есть много интересных, увлекательных книг для детей, в которых высмеиваются неправильные поступки, например, с ерия книг «Вредные советы» от Г.Б.Остера, «Праздник непослушания», (автор С.В.Михалков) и «Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей» (автор Е.Ф.Черенкова).

Играя с ребенком используйте печатный дидактический материал в виде игр и карточек:

  • Синякина Е., Синякина С. Плохо и хорошо, можно и нельзя. Курс занятий с детьми от 3 до 6 лет (Издательство «Стрекоза-Пресс»)
  • Карточки «Уроки вежливости и этикеты. Серия «Игры в дорогу»
  • Демонстрационный материал для дошколят «Этикет для малышей»
  • Развивающая игра для детей «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
  • Игра-занятие для детей от 5 лет «Уроки этикет. Культура поведения»


Условно этикет можно поделить на группы (поведение в общественных места, гостях, на улице и т.п.), но в целом это общая картина, целостная, поскольку все начинается с поведения дома. Ведь именно из дома ребенок выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а сами забывают о них, то и малыш не станет их придерживаться.

2. Страна «Вежливости»

2.1. Детский этикет в повседневной жизни и дома

Очень важно дать основу, базис для формирования хороших матер поведения в обществе. Основа основ – это волшебные слова. Научите ребенка не скупиться на них, ведь в каждом вежливом слове скрыта большая тайна:

Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. Это не просто форма вежливости, а настоящее магическое заклинание.

«ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР» – это пожелания добра и благополучия.

Чудесное слово «СПАСИБО» – это благодарение (от старославянского «благо дарят») друг друга за что-либо. Слово произошло от двух слов «спаси бог» (т.е. «пусть спасет тебя Бог»). Это и благодарность, и уважение, и пожелание добра.

«ПОЖАЛУЙСТА» – это обращение, просьба. Оно состоит из двух слов: «пожалуй» и «ста». На Руси слово «пожалуй» означало «сделай милость», «окажи любезность», а слово «ста» было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени.

Уходя, люди говорят друг другу – «ПРОЩАЙ», тем самым просят снять с них вину. Никогда не бойтесь попросить прощение перед другими.

Чаще всего при прощании мы говорим друг другу – «ДО СВИДАНИЯ!». Это означает, что мы снова скоро увидимся, до следующей встречи.

Научите ребенка, как можно чаще произносить эти простые, но очень необходимые слова! Своим примером ежедневно показывайте, как использовать в соответствующих ситуациях слова: извини, прости; спасибо, благодарю; пожалуйста, будь добр; будь здоров, приятного аппетита; доброе утро, спокойной ночи и т.д. Вежливые слова должны быть естественным и привычным фоном в повседневной жизни.

А еще обязательно приучайте ребенка к порядку, ведь у каждого предмета есть свой «домик»: у игрушек – коробка, у книжек – полка, у карандашей и альбомов – ящик стола. Раскладывать вещи по местам должна не мама, а сам малыш. Поверьте, потом это скажется в чистоте ведения тетрадей при письме, в аккуратности и бережном отношении к вещам.

2.2. Детский этикет в общении со старшими

Воспитанный ребёнок, общаясь со старшими, с другими детьми, относится ко всем с уважением, доброжелательно, не говорит грубостей и использует в своей речи вежливые слова.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Дети должны здороваться первыми, обращаться на «вы» и говорить: «здравствуйте» и «до свидания» (вместо «привет» и «пока»). Объясните ребенку, что не хорошо перебивать говорящих, нужно внимательно слушать старших. И ни в коем случае не повышать голос.

2.3. Детский этикет в дружбе

Ребенок как лакмусовая бумажка показывает, что в семье вошло в привычку. Если вокруг него принято обманывать, унижать друг друга, хвастаться, завидовать, то и он будет вести себя соответственно. А если в семье мир и взаимоуважение, тогда и поведение в отношении сверстников будет аналогичным. Научите ребенка основам дружбы:

  • следует всегда здороваться и прощаться;
  • нельзя обзывать других детей и давать им прозвища – это обидно;
  • если кто-то поступил не правильно, нужно не оскорблять обидчика, а указать на его поступок: «Ты гадко сделал!», «Это нечестно!»;
  • с друзьями нужно делиться игрушками, а взяв чью-то вещь, необходимо обращаться с нею аккуратно и потом вернуть владельцу;
  • обидев кого-то, нужно попросить прощения и помириться;
  • нельзя дразнить более слабого и насмехаться над чужими неудачами – нужно предложить свою помощь.

3. Культура поведения

3.1. Детский этикет в гостях

Перед тем как пойти в гости, нужно позвонить, а лучше дождаться приглашения. Идя в гости следует прихватить с собой небольшой гостинец к чаю или подарок. Вести себя в гостях нужно спокойно, не бегать, не кричать и не разбрасывать вещи. Если пригласили к столу, следует кушать аккуратно и поблагодарить за угощение.

3.2. Детский этикет за столом

Сидеть за столом надо прямо, не облокачиваться на стол, не качаться на стульях, не баловаться со скатертью. Своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок. Для общего блюда нужны специальные приборы.

Вытирать губы и руки нужно салфетками, а не одеждой или скатертью. Есть надо спокойно, не торопясь, пережёвывая пищу, беззвучно глотая. Жевать нужно с закрытым ртом, с едой во рту не разговаривать.

Нельзя баловаться с едой. Когда закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

После еды нужно поблагодарить того, кто это приготовил или подал к столу.

Предложите ребенку, самостоятельно сервировать стол, используя лист-подсказку:

  • стол покрывают скатертью или клеенкой;
  • напротив каждого стула на столе ставят тарелку;
  • нож кладут с правой стороны от тарелки, повернув лезвиями к ней, рядом большую ложку, вилку – с левой стороны тарелки, острыми концами зубьев вверх;
  • стаканы ставят справа, наискосок от тарелок.

3.3. Правила поведения в общественных местах

На улице, в транспорте, в театре, на выставка, экскурсиях нужно вести себя тихо, спокойно, не кричать, не толкаться, уступать место старшим. Быть послушным, вежливым.

Во время спектакля не принято разговаривать, задевать ногами впереди стоящее кресло; нельзя кушать (для этого предназначены специально отведенные места – рестораны, кафе, буфеты).

4. Игровая форма подачи материала (игры-инсценировки, стихи)

Правил очень много, и для того, чтобы ребенок смог их все запомнить и усвоить, еще раз повторюсь, нужно обыгрывать ситуации. Например, «Кто больше знает вежливых слов», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба», «Телефонный разговор», «Дружная семья» и т.п. Время от времени слушайте песенки («От улыбки станет всем светлей», «Голубой вагон бежит качается»), читайте стишки, пословицы и поговорки.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Инна Слепцова

Недостаток в воспитании культуры поведения взрослые придают слишком большое значение словесным формам воздействия. Необходимость преодолеть эти недостатки ставит перед педагогом задачу дать детям знания и навыки культурного поведения на конкретных примерах и ситуациях.

Чтобы дети осознали свое поведение нужно создать такие условия, которые побудили бы их задуматься о том, как следует поступить в том или другом случае. Но опыт детей еще беден и самим найти правильное решение им трудно. Целесообразно использовать игры – ситуации. Через игры – ситуации обеспечиваем ребенку:

Возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей;

Упражняем его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с другими детьми.

Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Взрослый создает различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Направлено на формирование у детей доброжелательного поведения. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.

Проведение игр – ситуаций имеют такую структуру:

Беседа с постановкой проблемной задачи;

Рассказ ситуаций с показом книги или показ на фланелеграфе, либо инсценировка ситуаций;

Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами);

Поиск путей выхода из проблемной ситуации;

Подведение итогов, выводы.

Для этого подбирала ситуации, изготовила книги и персонажи на фланелеграфе по ситуациям, разучивали роли с детьми и готовились к инсценировкам.

Примеры ситуаций

Инсценировка ситуации “Заяц и Ежик на качелях”

Цель: Обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи

Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Заяц. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика Зайца выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Воспитатель: Жили - были два друга – Заяц и Ежик (входят держась за руки). Как – то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качели.

Заяц: «Я первый!»

Ежик: «Нет. Я!» (стали толкать друг друга).

Заяц обиделся: «Значит, Ежик я с тобой больше не буду дружить» (повернулись друг другу спиной).

Не уступают друг другу друзья.

Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения

Вопросы к детям:

1. Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Еж не уступил ему качели)

2. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям? (Нет)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим как Заяц и Ежик смогли договориться и избежать ссоры.

Жили - были два друга – Заяц и Ежик (входят держась за руки). Как – то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качели.

Заяц: «Покачаю тебя. Потом ты меня покачаешь. Мы ведь с тобою, Ежик, друзья?»

Подведение итогов

Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети. Нужно уметь договариваться.

Наташа с Леной играли в мяч.

Мяч покатился в лужу.

Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу.

Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.

Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на ее месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы взрослый делает обобщение:

Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: *Извини*, давай играть вместе.

Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

Замок из песка

Коля построил замок из песка. И все им любовались.

Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.

– Как поступил Игорь?

– Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)

Как бы вы поступили на месте Коли?

Какие советы вы можете дать Игорю?

Играй дружно;

Не обижай товарища;

Не ссорься с товарищем;

Если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему,

Посоветуй - вместе будет интереснее;

Нужно радоваться успехам других.

Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.

Кто напутал

Привела мама Танюшу в дворовый садик, посадила на скамейку и сказала: «Подожди меня здесь, доченька. Я в булочную схожу». И ушла.

Мимо проходила соседка – тетя Варя.

Что же ты молчишь, Танюша? – спрашивает тетя Варя. – Тебе ведь уже два года. Разве ты не знаешь, что нужно сказать?

Не знаю, - вздохнула Таня.

Здравствуйте, - повторила Танюша.

Ну, вот, умница! Всегда так говори!

Вернулась из булочной мама, и они пошли домой завтракать. Танюша кончила есть и соскочила со стула. А мама говорит: «А что нужно сказать, доченька?»

Нужно сказать: «Здравствуйте».

Ты что – то путаешь, надо сказать: «Спасибо», - поправила мама.

Вечером мама ушла, а Таня осталась вдвоем с папой. Посидели, поговорили, книжку почитали, а потом папа сказал: «Э, кому – то пора спать, у кого – то уже слипаются глазки».

Танюша была послушная девочка. Она слезла с папиных колен и пошла к своей кроватке, но папа остановил ее и спросил:

А что надо сказать, когда идешь спать?

Надо сказать: «Спасибо».

Нет, - засмеялся папа, - нужно сказать: «Спокойной ночи», а не «Спасибо».

Не «Спасибо», а «Спокойной ночи».

Так Таня и не может понять, кто же прав: тетя Варя, мама или папа?

А вы как думаете, ребята?



Публикации по теме:

Консультация «Минутка безопасности» как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Все мы-педагоги,родители-пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детя?" Правила дорожного.

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений У дошкольного учреждения основным из направлений его работы является подготовка детей к школе. В образовательной программе «Детство» развитие.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок дома» 3. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок дома» 3.1. «Я и опасные.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок и природа» 2. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок и природа» Дидактическая.

Игры и упражнения для формирования знаний и умений безопасного поведения у дошкольников в разделе «Ребенок на улице» 6. Игры для формирования знаний и умений безопасного поведения у детей дошкольного возраста в разделе «Ребенок на улице» Игра «Наша.

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.