Интересные идеи для родительского собрания. Мастер-класс «Игры, в которые играют люди, или Как интересно провести родительское собрание

Как провести хорошее родительское собрание?

Семь обязательных правил:

1. Уважайте. 5. Благодарите.

2. Доверяйте. 6. Объясняйте.

3. Помогайте. 7. Спрашивайте.

4. Учитесь.

Структура проведения:

  1. Подготовительный этап.

Определить повестку собрания. Подготовить сводные листы успеваемости на каждого ученика. Пригласить родителей, разослав им персональные пригласительные билеты. Недостаточно ограничиться записью в дневнике учащегося. Подготовить альбомы, видеоматериалы, освещающие жизнь класса. Приготовить благодарственные письма родителям. Празднично оформить кабинет.

  1. Информация общего характера.

Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему. Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали школе.

  1. Информация о состоянии эмоционального климата класса.

Характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между детьми).

Данные школьной и внешкольной диагностики.

Важно: говорить о проблеме, а не о персоналиях.

Важно: Отметить успехи и резервы (в чём и как помочь). Никаких обсуждений конкретного ребёнка!

4. Психолого – педагогическое просвещение.

Выделяется существующая или возникшая проблема.

Определяются причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше)

Предпринимаются попытки её теоретического разрешения, обсуждаются варианты и оценивается их эффективность. Прогнозируются возможные результаты.

Важно: Учитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску родителей.

  1. Методическая проблема.

Выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса

Анализируются причины затруднений;

Даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетради и т.д.)

Родители должны конкретно понять, как они могут помочь ребёнку.

  1. Индивидуальные консультации с родителями.
  2. Анализ проведённого собрания.

Явка родителей, причины отсутствия;

Персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

Вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Советы классному руководителю по проведению собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного.

Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти.

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Не стоит:

Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

Сравнивать успехи отдельных учащихся.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.

Сценарии родительских собраний.

  1. «Педагогика семейных отношений».
  2. «Взять сторону подростка».
  3. «Кто стоит на капитанском мостике семейного корабля» - кл. руков-ль №6, 2004.
  4. Анкетирование детей и родителей по профориентации. – кл. руков-ль №6,2003
  5. «7я – моя радость» (совместная встреча детей и родителей) – кл. руков-ль №7,2004.
  6. Родительско - ученическое собрание «Подумаем вместе» - кл. руков-ль №1,2003.
  7. Ринг между родителями и детьми – кл. руков-ль №3,1999.
  8. «Папа, мама, я – дружная семья» - кл. руков-ль №3,1999.
  9. «Школьная гостиная» - кл. руководитель №3,1999.
  10. Семейный праздник «Наша дружная семья» - кл. руков-ль №8,2000.
  11. Педагогические рецепты родителям. – кл. руков-ль №3, 2000,стр. 138.
  12. Анкета для родителей учащихся 1класса.- кл. рук-ль №3, 2002.
  13. Родительские собрания (из опыта работы) – Воспитание школьников №6,2004.
  14. Роль отца в воспитании детей. – Воспитание школьников №2, 2003.
  15. «Каково на дому – таково и самому». – кл. руков-ль №1, 1999.

Примерная тематика по педагогическому просвещению родителей.

Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребёнку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

1 класс.

1. Младший школьный возраст и его особенности.

Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.

Развитие речи и форм общения с приходом ребёнка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.

Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребёнка. (Заполнение социального паспорта семьи)

2. Как научить детей учиться.

Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания. (психолог)

Как помочь ребёнку учиться. (памятки)

3. Физическое воспитание школьника в семье и дома .

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.

Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.

4.Особенности младшего школьного возраста.

Психологические особенности у первоклассников.

Воспитание сознательной дисциплины у школьников.

5. Итоговое праздничное родительское собрание.

2 класс.

1. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассника.

Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников. Режим питания.

Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание детей.

2.Воспитание у детей интереса к чтению.

Место книги в жизни ребёнка. Руководство чтением в семье и школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.

Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах.

Телевизор – книга-?

3. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

Воспитание у ребёнка чувства коллективизма, взаимопомощи, воспитание ответственности за свои поступки.

Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

Памятка детям «Как вести себя, чтобы тебе и другим было приятнее и лучше жить».

4.Культура труда и организация свободного времени детей.

Свободное время школьника. Анализ анкет.

Ребёнок на улице.

Роль семьи в экологическом воспитании детей.

5.Итоговое праздничное собрание.

3 класс.

1. Дети и психологическая установка родителей.

Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших классов.

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

2. Коллективизм у школьников начальной школы.

Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.

Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.

3.Роль семьи в воспитании детей.

Воспитательный климат в семье. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения (психологические игры).

Методы семейного воспитания – убеждение, поощрение, наказание (психологические игры).

4. Эстетическое воспитание в семье и школе.

Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.

Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.

5.Итоговое собрание.

4 класс.

1.Младший подросток и его особенности.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учёбе.

Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

2. Каким растёт ваш ребёнок? (вопросы психологии)

Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.

Нервные дети и их воспитание.

Телевидение, компьютер: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствии.

3. Природа и дети.

Охрана окружающей природы. Роль семьи школы в экологическом воспитании.

4. Праздничное собрание «Мама, папа, я – дружная семья»

Представление хобби родителей.

Презентация фирменных семейных поделок.

Совместные игры, викторины. Чаепитие.

5. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».

5 класс.

1. «Давайте познакомимся». Особенности адаптации школьников к обучению в 5 классе.

Роль семьи и её значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

Законы школьной жизни в обучении и воспитании детей.

2.Как помочь детям учиться.

Познакомить родителей с трудностями обучения детей.

Как помочь детям хорошо учиться. Научить родителей видам оказания помощи детям в учёбе.

2.Здоровье наших детей в наших руках.

Детская нервозность, её предупреждение и лечение.

Режим дня школьника. Анкетирование.

3.Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка.(Обмен мнениями)

Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.

Культурные традиции семьи.

Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальные традиции; чтение книг, газет, журналов; Посещение театров и музеев; знакомство с природой; совместные игры, туристические походы и т.д.

Мини- лекция кл. руководителя.

4. Праздничное собрание «Союз семьи и школы».

(Можно использовать для создания совместного коллектива, планирования дел на будущий год, показ достижений учащихся.)

6 класс.

1. «Школа вчера, сегодня, завтра».

Школа глазами родителей (анализ анкет).

Анализ работ учащихся. Анкеты или сочинения на темы:

«За что я люблю (не люблю) свою школу».

«Если бы я был директором школы, то...».

Вопросы воспитания и образования на современном этапе.

2.Педагогический такт... родителей. (педагогический ринг – кл руководитель №8,2000)

Что такое счастье? Любовь к детям – это «иди», а не «стой» (анализ диагностики).

Формирование семейных команд. Решение педагогических ситуаций.

3. «Папа может всё, что угодно...». –кл. руководитель №6,2004

Роль отца в воспитании детей.

Анализ анкет, рисунков, сочинений.

4. Физические проблемы взросления детей.

Физические проблемы взросления детей (врач).

Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (учитель физкультуры)

Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.

Обмен мнениями.

5. Праздничное собрание «Всему своё время».

7 класс.

1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учёт их в воспитании.

Физиология подростка. Различия в развитии мальчиков и девочек (врач)

Анализ анкет «Какие мы сегодня»

Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей). Значение семьи в период полового созревания детей.

2. Семья – это....

Конфликты, контакты. Взаимопонимание в семье. Пути его достижения.

Кто я? Личность каждого в семье. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

3. Вредные привычки. Как им противостоять? – кл. руководитель №1,2000.

Краткое сообщение психолога.

Определение проблем и пути их решения (игры).

4. Досуг подростков.

Свободное время и его роль в формировании личности подростка.

Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребёнка.

Подросток и улица.

8 класс.

1.Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни (вечер вопросов и ответов).

Закон и ответственность (выступление представителя правоохранительных органов).

Анализ кл. руководителем развития коллектива за несколько лет и определение задач на будущее.

Разбор педагогических ситуаций.

2. Психологические и возрастные особенности развития подростка (лекция +психологический практикум).

Выступление психолога. Подростковая депрессия.

Анализ процесса взросления детей (проблемы, возникающие в подростковом возрасте).

Психологические игры.

3.Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Решение вопросов, связанных с предпрофильной подготовкой.

4. Твоё здоровье в твоих руках.

Взаимосвязь физического воспитании с умственным трудом.

Гигиена подростка.

Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые.

9 класс.

1.Выбор дальнейшего пути: за и против.

- Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.

Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей

2. Трудный ребёнок. Какой он?

Формирование у подростков ответственности за свои поступки и действия. Статистика правонарушений.

Выступление психолога по теме.

Роль семьи в правовом воспитании

3.Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учёбой – кл. руководитель №3,2000.

- Анализ учебной работы учащихся девятых классов.

Анализ отношения к учёбе.

Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума»

4.Черты характера ребёнка и их воспитание в семье.

Общая характеристика направленности личности старшеклассников (идеалы, отношение к людям, сверстникам, к себе)

Самооценка и оценка учащихся коллективом.

Научите ребёнка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку (памятка родителям).

5.Дети готовятся к экзаменам (встреча, семинар).

Значение семьи в ответственные моменты жизни.

Готовность учащихся к сдаче экзаменов.

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам (советы педагога, медика, валеолога, психолога)

10 класс.

1.Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе (собрание-диалог).

Определить цели и задачи учебно-воспитательного процесса в 10-11 кл. Ознакомить с проводимыми курсами по профильной подготовке.

Результаты определения «Профпригодности учащихся» (психолог).

Мнение учащихся о выборе профессии. Анализ сочинений.

2.Ответственность, самооценка и самоконтроль.

Что значит - быть ответственным человеком?

Как сформировать в себе ответственность.

3. Умение управлять своим временем.

- Как избежать конфликта в семье? Социально-психологический тренинг (проводит психолог, социальный педагог).

4.Отчего дети устают? Как преодолеть усталость?

Роль здорового образа жизни.

11 класс.

1. Ваш ребёнок вырос: «правила поведения родителей». – Воспитание школьников №5, 2002.

Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.

Как правильно расставить акценты в воспитании?

2.Система ценностей старшеклассника. – Кл. руководитель №5,1997.

3.Результативность учёбы учащихся 11 классов.

- «Дни открытых дверей» для родителей в классах по основным предметам.

Собеседование с родителями по теме.

4. Выпускной не за горами...

О подготовке к проведению выпускных экзаменов.

Организационные моменты в проведении выпускных экзаменов и выпускного вечера.

5 Прощай школа! (совместный праздник)


Как провести интересное родительское собрание: советы учителю

Родительское собрание – не просто формальный подход к установлению контакта между учителем и родителями учащихся. Это не только способ встретиться с третьим звеном образовательного процесса – родителями - для обсуждения успехов и неудач обучающихся. Здесь учитель поможет матери или отцу решить проблемы в воспитании ребёнка, подскажет действительно эффективные приёмы воздействия на него, предупредит о подводных камнях, подстерегающих родителей, которые не всегда компетентны в вопросах детской психологии, физиологии, социологии.

Безусловно, главная роль в проведении родительского собрания отводится классному руководителю. Но провести полноценную, полезную для всех трёх звеньев образовательного процесса встречу возможно только при условии взаимодействия и с учащимися, и с родителями, и с учителями-предметниками (а также другими педагогами, включёнными в учебную и внешкольную деятельность).

Собрание «для галочки» не несёт никакой пользы. Поэтому, прежде чем начать подготовку к родительскому собранию, целесообразно провести анкетирование среди учащихся и родителей . Это необходимо сделать для того, чтобы выявить потребности, сформулировать запросы участников собрания.

Темы родительских собраний в школе

Тематика родительских собраний как в начальной, так и в старшей школе разрабатывается, как правило, на целый учебный год, поэтому результаты предыдущих анкетирований помогут классному руководителю с выбором темы. Актуальные проблемы воспитания ребёнка (будь он младшим школьником, подростком или выпускником школы) непременно должны затрагиваться на каждом родительском собрании.

Примерные темы родительских собраний
: «Трудности обучения», «Помоги не словом, а делом», «Жизнь на краю или Почему ребёнок уходит из жизни», «Трудный ребёнок», «Мой ребёнок уникальный», «Жизнь после школы или Как выбрать учебное заведение», «Преступление» и наказание», "Трудности и любовь подросткового возраста" , «Школьная форма: плюсы и минусы», «Счастлив тот, кто счастлив в своей семье», «Здоровый образ жизни: мифы и реалии времени».

Примерные темы родительских собраний в начальной школе:

Как привлечь внимание родителей?

Особый акцент нужно сделать на том, что родитель должен сам принимать участие в собрании, а не быть пассивным слушателем . Непроизвольное внимание слушательской аудитории (и взрослой в том числе), как правило, не превышает 7-10 минут. Далее нужно заинтересовать родителей, включить их в беседу.

Редкий человек воспринимает информацию на слух. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления . Практически каждый учитель современной школы применяет на уроках технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив энное количество времени на создание грамотной презентации с включением в неё результатов тестирования (желательно с применением схем, графиков и диаграмм), фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания слушательской аудитории.

Речь учителя – ещё один ключевой момент проведения родительского собрания. Начинающему педагогу неплохо бы иметь под рукой подробный конспект выступления. Если предполагается диалог с родителями, то необходимо продумать ответы на вопросы, возникшие в ходе встречи. Опытному педагогу, много лет проработавшему в школе, такая шпаргалка, как правило, не нужна. Хотя бывает и так: учитель имеет большой педагогический стаж, но робеет и теряется перед чужой аудиторией. В этом случае, конечно, докладчик будет чувствовать себя комфортнее, если в руках будет текст выступления.

Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал необходимо заранее, чтобы не зависеть от сети, в которой иногда случаются перебои и технические погрешности.

Родительские собрания с участием специалистов , профилирующихся в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом. Поэтому 1-2 раза в учебном году необходимо предусматривать приглашение таких специалистов на родительские собрания.

Современные формы проведения родительского собрания

Формы встреч с родителями также необходимо варьировать, включать интерактивные формы родительских собраний :

  • лекторий
  • тематическое родительское собрание
  • собрание родителей совместно с обучающимися
  • конференции
  • нестандартные родительские собрания (деловая игра, показательные выступления, семейное научное общество, тренинг и др.)

Вопросы организации родительского собрания

Общее время родительского собрания не должно превышать 40-50 минут и должно включать в себя пункт «Разное», где классный руководитель может решить с родителями возникшие проблемы и вопросы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз. По окончании встречи можно заполнить протокол родительского собрания .

Продумывая стиль и форму, подбирая материал собрания, ни в коем случае нельзя забывать о том, что воспитание каждого ребёнка дело сначала семейное, а уж только потом общественное. Родители самостоятельно определяют судьбу своих детей. Они имеют право на личную педагогическую позицию, собственный стиль взаимоотношений со своим ребенком, свое отношение к воздействиям учителя и школы в целом. Поэтому, работая с каждым родителем, необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, преподносить себя в роли советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы. Ошибкой многих учителей стало ожидание стопроцентного посещения родительских собраний. Заинтересованных в таких встречах родителей, как правило, не более 60-70%. Почему родители не ходят на родительские собрания - отдельный вопрос. Часть из них не могут прийти на собрание по уважительной причине (работа, болезнь, отъезд). Поэтому с группой родителей, не явившихся в школу, работать предстоит индивидуально.

Филатова Татьяна, учитель русского языка и литературы


В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Надо сделать все, чтобы папы и мамы поверили учителю и прислушивались к его советам. Поэтому на родительском собрании всегда надо создавать атмосферу доверительности. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Конечно, не надо понимать родительские собрания как ликбез для родителей, не надо менторским тоном читать нотации родителям, которые обычно приходят на родительские собрания после работы уставшие, а порой и раздраженные.

Весь информационный материал должен быть уложен в 15–20 минут. Если родители хотят узнать о чем-то подробнее, разбейте материал на несколько блоков, на несколько собраний, где вы сможете не только сообщить им интересующий их материал, но и провести дискуссию, на которой каждый может высказать свою точку зрения по данному вопросу. Родители (порой они наши бывшие ученики) в душе остаются детьми. В сущности, они не против советов в трудном деле воспитания. Но их взрослая оболочка протестует против поучения. Поэтому мы иногда замечаем их саркастические взгляды.

Не советую ругать детей на родительском собрании. Старайтесь говорить об успехах и делах всего класса, делать акцент на лучшие стороны характера каждого ребенка. Ведь для папы и мамы их ребенок самый лучший. Информацию об успеваемости учащихся надо зачитывать без назидания, а с сочувствием и пониманием. Обязательно делать акцент на том, что завтра все будет хорошо, если мы все постараемся. Ведь каждый родитель в глубине души ожидает лучших результатов от своего ребенка. И это очень даже хорошо, когда родители верят в это, любят своего ребенка осознанно. В наше время нелегко остановиться и задуматься над тем, что дети – это наше единственное богатство. Но надо попробовать заглянуть в душу ребенка, поговорить на одном с ним языке, и он обязательно отзовется.

Родительские собрания нужны:

  • для быстрого получения разнообразной информации о детях;
  • как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
  • для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
  • как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
  • как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  • творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
  • собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям приглашения, составленные в вежливой форме, с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, каких специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Примерный план проведения родительского собрания.

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться. Максимальная продолжительность 1–1,5 часа.

    Вступительное слово классного руководителя (5 мин).

    Анализ анкет родителей; проводится, чтобы ярче обнажить проблему встречи (5–7 мин).

    Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным и доступным (10–20 мин).

    Обсуждение проблемы (20 мин).

    Анализ успеваемости класса. Никогда не называйте фамилий отстающих, недисциплинированных детей, не “клеймите позором”. Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

В заключение учитель благодарит родителей за совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения по их преодолению.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании:

    Недопустимо проведение родительского собрания “по классному журналу”. Родители ценят учителя не как информатора об учебных успехах или неуспехах детей, а как доброжелательного советчика, человека, сведущего в обучении и, главное, в воспитании детей.

    Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

    Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

    Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

    Постараться понять родителей, поставить себя на их место.

    Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Приемы успешного проведения родительского собрания:

  • можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга;
  • подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга;
  • называть родителей по имени-отчеству, а не “Танина мама”, “Витин папа” и т. д.;
  • использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-го класса;
  • использовать групповые формы работы с родителями, игровые элементы;
  • опираться на опыт, мнения авторитетных родителей;
  • умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.);
  • жестко определить регламент собрания, беречь время родителей;
  • необходимо закончить собрание принятием конкретного решения.

Полезные советы родителям.

    Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

    Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

    Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

    Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

    Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

    Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

    Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

    Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не унывай! Не бойся! Не пищи!”.

    Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

    Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

    Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

    Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

    Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

    Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

    Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

    Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

    Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

    Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

    Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

    Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

    Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

    Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.

    Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

    Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

    Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

    Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

    Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

    Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”

Памятка родителям от ребёнка:

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану “плаксой” и “ нытиком”.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

И самое главное, Я Вас так сильно люблю! Пожалуйста, ответьте мне тем же…

Инструкция

Предупредить родителей о дне и часе родительского собрания необходимо за две недели, повесив объявление на доске объявлений группы. Также воспитатель должен в словесной форме сказать о том, что будет собрание и попросить присутствовать обязательно.

Оба , работающие в данной группе, должны совместно к проведению родительского собрания. Необходимо написать план проведения и попросить заведующую детским садом и старшего педагога по воспитательной работе присутствовать на собрание, особенно если будет обсуждение общих тем, которые касаются всего детского дошкольного учреждения.

В начале собрания необходимо рассказать об успехах о новых навыках и способностях, которые дети приобрели. Рассказать о том кто из детей особенно преуспел в развивающих занятиях, а кому еще нужно немного поработать. Объяснить какие занятия необходимо проводить в домашних условиях тем более, если собрание проводится в подготовительной группе. Ничего плохого о ребенке не говорят в присутствие всех родителей. Если нужно обсудить какую либо личную тему, родителя ребенка просят остаться после собрания.

Если на собрании присутствует представитель администрации детского сада, то поднимаются общие детсадовские темы. Например, о ремонте или благоустройстве детской площадки.

Выступает председатель родительского комитета. Решаются бытовые и хозяйственные вопросы. Определяются нужды, на которые необходимо собрать деньги и общим собранием решается, в каком количестве и когда это будет сделано.

Если собрание предшествует, какому-то празднику или знаменательному событию в группе, то решаются проблемы, которые могут возникнуть при проведении данных мероприятий и о помощи которую могут оказать родители при проведении торжеств.

В общем, на родительском собрании решаются все темы, касающиеся воспитательного процесса и хозяйственно–бытовой деятельности данного учреждения.

Видео по теме

Обратите внимание

Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное». Время проведения собрания – 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).

Полезный совет

Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

Источники:

  • Как проводить родительское собрание в детском саду
  • родительское в детском саду

КАК ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:

СОВЕТЫ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.

Родительское собрание является необходимым элементом школьной жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому их взаимодействие крайне необходимо, формой для этого является родительское собрание.

Главная задача родительских собраний - совместные действия в поиске решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам:

Во-первых , родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. За этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.

Во-вторых , на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

В-третьих , родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в школе.

В-четвертых , в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций. Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.

Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.

Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).

Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности класса, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе, откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. Лучше всего определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть избраны следующие:

подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год;

повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

демонстрация и анализ учебных достижений учащихся класса, определение их потенциальных возможностей;

пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия школьников в образовательном процессе.

Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части:

    Вступительное слово классного руководителя.

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

    Анализ учебных достижений учащихся.

В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

    Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, также как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем получение научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

    Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

    Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера и др.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

    Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. Очень эффективно работает тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать. Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

Начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной педагогической и психологической терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

В заключение отметим, что, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА В РАБОТЕ!