Мастер-класс «Колючая сказка» по пластилинографии с детьми дошкольного возраста
Автор: Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.ГБОУ гимназия № 1409 г. Москвы, дошкольное структурное подразделение «Успех».
Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Назначение
: оформление группы детского сада, поделка на выставку «Осень золотая».
Лепка из цветного пластилина является интересным занятием для дошкольников. А пластилинография обладает еще большей привлекательностью. Ведь ребенок может с помощью пластилина рисовать! Фон и персонажи могут быть не просто нарисованы, а вылеплены из пластилина, а значит, быть не плоскими, а объемными, выпуклыми. Также допускается использование дополнительных деталей – бисера, бусинок, природного и бросового материала.
Цели занятия:
- образовательные:
формировать умение создавать выразительный образ, расширить представления детей о лесном животном – еже, об особенностях внешнего облика, учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части с помощью стеки, закрепить навыки рисования гуашью, получить серый цвет смешиванием черного и белого,
- развивающие:
развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
- воспитательные:
воспитывать аккуратность при работе с пластилином и гуашью.
Материалы для занятия:
Плотный картон, гофрированная бумага белого цвета, клей-карандаш, гуашь черного и белого цветов, вода, палитра, кисти, игрушка-ежик, иллюстрации с ежами, книга со стихотворением С.Я.Маршака «Тихая сказка», пластилин коричневого, желтого, красного, зеленого цветов, зубочистки, шаблоны туловища ежа и листьев, вырезанные заранее из белой бумаги.
Предварительная работа: чтение рассказов Е.Чарушина «Еж» и М.Пришвина «Еж», сказки В.Росина «Зачем ежику иголки?», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
1) Предложить детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
а ниток – ни одной. (Еж)
Прочитать отрывок сказки в стихах С.Я.Маршака «Тихая сказка».
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ...
Предложить рассмотреть строение ежика на примере иллюстрации или игрушки. Описать словами характерные особенности внешнего вида: туловище округлое, чуть вытянутое, с заостренной мордочкой, колючей спинкой.
Предложить сделать «Колючую сказку» - изобразить ежика, который гуляет по осеннему лесу. А чтобы еж смог защитить себя от врагов, у него должно быть достаточно иголок. Нам надо будет помочь ежу – сделать колючую шубку из зубочисток.
2) Плотный картон обтянуть гофрированной бумагой белого цвета, края бумаги проклеить с изнаночной стороны. В центре приклеить шаблон туловища ежа.
3) Из коричневого пластилина прямыми движениями раскатать колбаски, прилепить их к туловищу ежа плотно друг к другу.
4) Подготовить материалы для рисования иголок ежа: гуашь, кисть, воду, зубочистки.
5) Смешать в палитре черную и белую гуашь для получения серого цвета. Раскрасить зубочистки, поворачивая, для получения равномерного цвета.
6) После того, как высохнет гуашь, раскрашенные зубочистки с помощью взрослого воткнуть в пластилин под острым углом. Сделать глазки и носик ежика.
7) Взять шаблоны листьев различной величины и формы. Взять небольшие кусочки желтого, красного и зеленого цветов, скатать шарики, расплющить их до блинчика, прилепить к шаблону листьев, расплющить пальчиками и заострить. Стекой или пластилином выделить прожилки листьев.
8) Вот такие получились яркие осенние листья!
9) Приклеить листья на поверхности картона вокруг ежа.
Хитрый ежик - чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
возвращается к ежатам! (П.Воронько)
Лариса Хоцина
Занятие о речевому развитию «Кто живет в осеннем лесу»
Программное содержание : Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о животных с помощью схем. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных в именительном падеже единственного и множественного числа. Развивать умение подбирать определение к одушевленным существительным активизировать употребление в речи прилагательных. Закрепить с детьми умение изображать животных, используя разную технику рисования. Развивать воображение , воспитывать любовь к животным.
Индивидуальная работа : Активизировать на занятии Вику Е . Костю Т.
Предшествующая работа : Рассматривание иллюстраций, картинок о животных, чтение русских народных сказок «Лиса и кувшин» , «Хвосты» и другие. Рисование «Осенний лес » , лепка на тему «Кто живёт в осеннем лесу » .
План занятия :
1часть. Дидактическая игра «Скажи, какой» ? Дидактическая игра «Кто у кого» ?
2часть. Составление описательного рассказа по схемам.
3часть. Рисование
Материал для занятия :
Загадки о животных. Картинки с животными. Схемы для составления описательного рассказа. Рисунки «Лес осенью » трафареты, шаблоны, восковые мелки, гуашь, простой карандаш.
Ход занятия : Воспитатель : Дети сегодня мы с вами отправимся в осенний лес , закройте глаза (звучит музыка)
Воспитатель : Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Открывайте глаза вот мы и попали в осенний лес на светлою поляну.
Скажите, каких животных можно встретить в лесу осенью ?
Дети : Волка, лису, зайца, медведя, ежа, оленя, белку.
Воспитатель : Правильно молодцы эти животные живут в лесу . Вот они все сидят на полянке. Ой, а что это там такое стоит? Лукошко посмотрим что же
там внутри! Тут для нас конверт (открывает конверт) а в нём загадки про животных. Давайте мы их сейчас отгадаем.
Эта рыжая плутовка
Всех в лесу обманет ловко
Даже храбрый колобок
Ей попался на зубок.
Дети : Лиса.
Воспитатель :
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Он проснётся ото сна.
Дети : медведь.
Воспитатель :
Он в охоте понимает
Он в лесу все тропки знает
Он большой и смелый
А зовут все – серым.
Дети : волк.
Воспитатель :
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы?
Дети : Белка.
Воспитатель : это белка все загадки отгадали молодцы. Мы сейчас поиграем в игру «Скажи, какой?» вы будете передавать листочек друг другу и
Говорить каким может быть названое мной животное. Какая лиса?
Дети – Рыжая, пушистая, ловкая, хитрая, быстрая.
Воспитатель - Какой заяц?
Дети – Маленький, серенький, длинноухий, косоглазый, пушистый, быстрый.
Воспитатель - Какой волк?
Дети - серый, злой, быстрый, смелый, зубастый, голодный.
Воспитатель - какая белка?
Дети – рыжая, ловкая, быстрая, запасливая.
Воспитатель - какой медведь?
Дети большой, сильный, косолапый, коричневый, лохматый.
Воспитатель - молодцы! Давайте поиграем ещё в одну игру, она называется
«Кто у кого?» Вы будете называть детёнышей животных и передавать
и передавать листочек друг другу.
Воспитатель - Кто у лисицы?
Дети : лисята, лисёнок.
Воспитатель : Кто у волчицы?
Дети : волчата, волчонок
Воспитатель : Кто у зайчихи?
Дети : зайчонок, зайчата?
Воспитатель : Кто у белки?
Дети : бельчата, бельчонок.
Воспитатель : Кто у медведицы?
Дети : медвежата, медвежонок.
Воспитатель - Молодцы мы с вами поиграли хорошо. Садитесь на стульчики.
Сейчас мы будем составлять описательные рассказы о животных.
Чтобы вам легче было рассказывать, вам помогут схемы.
(Выставляет схему№1)
Воспитатель - Посмотрите вот на этой схеме знак вопроса. Нужно назвать как
Называется животное.
(Выставляет схему №2)
Воспитатель - Затем говорим какое - это животное дикое или домашние.
(Выставляет схему № 3)
Воспитатель - Затем говорим, какого цвета животное.
(Выставляет схему № 4)
Воспитатель : - Эта схема, вам поможет рассказать какие части тела есть у
Животного.
(Выставляет схему № 5)
Воспитатель : - У каждого животного есть свой дом, нужно сказать как он
называется.
(Выставляет схему № 6)
Воспитатель - Эта схема обозначает, чем питается животное.
(Выставляет схему № 7)
Воспитатель : Эта схема вам поможет сказать, как называется детёныш этого
животного.
Давайте повторим, что обозначают эти схемы. Что нужно сказать с помощью этой схемы?
Дети : название животного.
Воспитатель : Вот по этой схеме, что вы будете говорить?
Дети : Какое животное дикое или домашнее.
Воспитатель : Затем вы будете говорить что?
Дети : Какой цвет у животного.
Воспитатель : Что нужно рассказать по этой схеме?
Дети : Какие части тела есть у животного.
Воспитатель : Что обозначает эта схема?
Дети : Как называется дом животного.
Воспитатель : Что вы будете рассказывать с помощью этой схемы?
Дети : Чем питается животное.
Воспитатель : Ну а последняя схема что обозначает?
Дети : Как называется детёныш у животного.
Воспитатель : Правильно, все запомнили, что обозначает каждая схема.
Подумайте, кто о каком животном будет рассказывать. Кто хочет
рассказать о животном. Выберете картинку с животным.
Дети : Я буду рассказывать о лисе. Это лиса она дикое животное. Лиса рыжего
цвета, кончик хвоста у неё белый. Лапки черного цвета. У неё есть голова, туловище, четыре лапы, хвост на голове уши, глаза, нос, рот. Лиса живёт в норе она любит : есть мышей, птиц, зайцев, у лисы рождаются лисята.
(Дети рассказывают 3-4 описательных рассказа) . Воспитатель после каждого рассказа даёт оценку)
Воспитатель : Дети, а чей рассказ вам понравился больше и почему?
Дети : мне понравился рассказ Никиты, потому что он рассказал, что лиса дикое животное, сказал какой у неё цвет. Правильно назвал части тела, как называется дом у лисы. Чем она питается и как называются детёныши лисы. Рассказ Никиты был интересным.
Воспитатель. Давайте дети немного разомнёмся, покажем повадки лисы.
ФИЗМИНУТКА
У лисицы острый нос
У неё пушистый хвост
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты
Лиса важно похаживает.
Я охотница до птиц
Кур ловить я мастерица
Как увижу – подкрадусь
И потихоньку затаюсь
После прыгну и схвачу
Деткам в норку отнесу.
(Повторить 2 раза.)
Воспитатель : Дети давайте нарисуем диких животных в осеннем лесу .
(Дети проходят на места для изобразительной деятельности)
Воспитатель : Дети мы с вами на занятии рисовали осенний лес . А теперь вы дорисуете на этих рисунках с помощью трафаретов и шаблонов животных
Вот это трафарет его нужно положить на рисунок и с помощью тычка закрасить трафарет гуашью. А если вы хотите рисовать шаблоном то его с начало нужно обвести простым карандашом, а затем аккуратно закрасить мелками. Выберите, какое животное вы будете рисовать и с помощью чего.
(Самостоятельная работа под музыку)
Воспитатель : Давайте подарим наши рисунки животным.
(Дети выходят на поляну. Воспитатель спрашивает : кто кого рисовал и с помощью чего, отмечает лучшие рисунки, дети дарят рисунки животным)
Воспитатель : Вот мы с вами и попутешествовали, что вам больше всего
понравилось в осеннем лесу ?
Дети : Отгадывать загадки, рисовать, играть, составлять рассказ по схемам.
Воспитатель : Мне дети очень понравилось, как вы все отгадывали загадки, играли в игры, хорошо составляли описательные рассказы, рисовали. А
теперь нужно возвращаться в детский сад закройте глаза.
(Звучит музыка, дети кружатся вокруг себя с закрытыми глазами)
Воспитатель : Дети открывайте глаза вот мы и в детском саду, на этом наше
путешествие закончилось.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
Конспект
комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)
«Кто живет в осеннем лесу?»
Подготовил: воспитатель высшей
квалификационной категории
ИГОНИНА Т.А.
г.о. Саранск 2015
Цель: Закреплять и расширять знание детей в новой нестандартной обстановке.
Задачи:
Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей об осени. Закреплять умения детей выделять характерные признаки основных периодов сезона. Уточнить и расширить - знания детей о животных леса. Закреплять умения передавать характерные признаки животных, используя разные способы лепки (из целого куска и частями).
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать и сравнивать самостоятельно, делать выводы, развивать доказательственную речь, расширять знания детей о животном мире, обобщать и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные: воспитывать любознательность к миру природы, экологическую культуру, формировать навыки сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»; «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Материал и оборудование
Игра «Кто, где живет», перфокарты, фишки красного, синего цвета, макет « Осень в лесу», пластилин, доски для лепки, стеки, по 2 салфетки на каждого ребенка (сухая, влажная).
Методы и приемы
Создание игровой обстановки, беседы, наглядный показ, художественное слово, отгадывание загадок, игры, игровые упражнения, практическая деятельность.
Предварительная работа
Чтение рассказов, стихов о животных леса, отгадывание загадок о животных, наблюдении за осенними явлениями, за изменениями в природе, изготовление макета «Осень в лесу».
Ход занятия
I Организационный момент.
Воспитатель - Дети послушайте внимательно стихотворение.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники с леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляют.
Воспитатель - О каком времени года говорится в стихотворение?
(Ответы детей)
II Основная часть.
Воспитатель - А сейчас какое время года у нас?
(Ответы детей)
Давайте вспомним и назовем осенние признаки.
(Ответ детей)
Какие изменения произошли, а жизни лесных зверей?
(Ответы детей)
Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет».
Я буду загадывать загадки, вы отгадывайте, находите животных и расселяйте там, где они живут.
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и помещают животного на картину)
Воспитатель - Молодцы, дети, вы хорошо знаете кто где живет.
Посмотрите, какая интересная полянка.
Пройдите на полянку.
(Дети садятся и работают с перфокартами)
Воспитатель - Обозначьте красной фишкой животного которого называют «Санитаром леса».
Зеленой фишкой обозначьте животного –«Сластену»,
Воспитатель - Молодцы. Справились с этим заданием. Теперь встаньте в хоровод и поиграем в игру «Мы - звери».
Физкультминутка: «Мы - звери»
(Воспитатель называет зверя, дети имитируют движение данного зверя)
- Вы медведи (дети идут по кругу имитируя движения медведя).
- Теперь вы волки (дети идут по кругу имитируя движения волка).
- Вы зайцы (дети идут по кругу имитируя движения зайца).
- Вы превратились в лис (дети идут по кругу имитируя движения лисы).
- Вы ребята (дети идут по кругу обычном шагом ).
Воспитатель - Молодцы, ребята, хорошо вы изобразили животных. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель - Давайте вылепим животных леса и поселим в наш
сказочный лес, который мы изготовили вчера вечером.
Подумайте, какого животного леса вы хотели бы
вылепить.
Воспитатель - Настя, какого животного ты будешь лепить? (Ответ)
А ты, Саша? (Ответ) и т.д.
Воспитатель - Но прежде чем лепить, давайте приготовим руки к
работе. Разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Считаем пальчики»
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев , пара рук
Вот твое богатство друг.
Воспитатель - Вот и готовы наши руки к работе. Начинайте работать.
Можете лепить любым способом.
(Звучит спокойная музыка)
(Дети работают, воспитатель ходит и смотрит, если кому нужна
помощь, подсказывает (показ на своем куске пластилина)
III Заключительная часть.
Воспитатель - У кого готовы животные, поселите их в «сказочный лес».
(Дети ставят свои работы на макет «Осень в лесу»). Воспитатель - Дети, подойдите все к макету.
Посмотрите, наш сказочный лес ожил.
Какой прекрасный получился наш осенний лес. Воспитатель - Но скоро за осенью наступит какое время года?
(Ответы детей).
Воспитатель - Дети, зимой животным очень трудно. Почему?
(Ответы детей).
Как мы люди можем им помочь?
(Ответы детей).
Я думаю, что вы не оставите животных в беде, будете им помогать и никогда их не обидите .
IV Итоговый момент.
Воспитатель - Что вам больше всего понравилось на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель - Мне тоже наше занятие понравилось. Потому, что вы все были активными, внимательными , все задания выполнили правильно. Вылепили замечательных животных. Молодцы! Спасибо. Наше занятие окончено.
Наведите порядок на своих рабочих местах и играйте.
Литература
- О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. – СПб: «Детство пресс», 2004.
- Л.С. Выгодский Воображение и творчество в детском возраст. – М., 1987.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 2007.
- О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
- Т.Г. Казакова Развитие у детей творчества. М., 1986.
- Н.С. Карпинская Художественное слово в воспитании детей. – М., 2010.
- В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- А.И. Максакова, Г.А. Туманова Учите, играя. – М., 1983.
- Развитие речи в картинках. Животные. – М., 2011.
- Развитие речи в картинках. Живая природа. – М., 2011.
- Е.О. Смирнова Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
- Е.И. Удальцова Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М., 2007.
- О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. – М., ТЦ «Сфера», 2012.
- Н.Б. Холезова Лепка в детском саду. – М., 1986.
- Г.С. Швайко ИЗО в детском саду (старшая группа). – М., 2003.
- Л.М. Шипициына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения. Детство – Пресс, Санкт-Петербург
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» города Гая Оренбургской области Выполнила: Тагирова Р.Р. воспитатель 1 квалификационной категории 2015-2016 учебный год
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (ФЦКМ)
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- «много» , один»
Образовательная область :
Образовательная область «Речевое развитие» :
- воспитывать доброжелательность в общении.
Образовательная область (лепка)
- формировать интерес к лепке
- вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развивать мелкую моторику пальцев рук
Планируемый результат:
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
- активно, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач
- активно участвует в продуктивной деятельности
Методические приемы:
Словесные - при создании игровой мотивации, чтение стихотворения, загадывание загадки, вопрос и ответы.
Игровые - игры «Собери грибочки» , «Зайки и ветерок» , «Ежик - мы друзья» .
Наглядные - игрушки (белка, медведь, заяц, еж) .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок, чтение Белорусской сказки в обработке Н. Мялика «Пых» , «Сказка про храброго Зайца-длинные ушки, косые глаза, короткий хвост» Мамина-Сибиряка; стихотворений о животных: «Ежик» Б. Заходера, «Зайчик» А. Блока; заучивание стихотворения А. Усачева «Мишка косолапый» дидактическое упражнение «Один-много» , дидактическая игра «Разложи по цвету» .
Материалы и оборудование:
- воздушный шарик
- игрушки (еж, медведь, белка, зайчик)
- соленое тесто
- дощечки для лепки
- декорация «Лес»
- грибы
- корзинки (большая и маленькая)
- салфетки влажные
- фонограмма: «Шум леса» , «Шорох листвы» , «Зайка длинные ушки» .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Дети входят в группу
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шарик у нас в группе. А какого он цвета?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, на воздушном шарике мы полетим с вами в лес. Держитесь за веревочку, полетели!
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в лесу.
«Здравствуй, лес!
Волшебный лес,
Полный сказок и чудес!»
Воспитатель: Послушайте, как птички поют, ручеек журчит?
Звучит фонограмма «Шум леса»
Воспитатель: А кто же это нас встречает?
Воспитатель обращает внимание детей на белочку
В дупле живёт,
Да орешки грызет.
Кто это?
Ответ детей.
Воспитатель: А какая белочка?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Белочка маленькая, быстрая, у нее пушистый хвостик.
А что любит кушать белочка?
Ответ детей.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько грибов на полянке растет, а давайте мы с вами поможем белочке, соберем для нее грибочки.
Игра «Собери грибочки»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько грибочков мы собрали?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, много.
Белочка благодарит и прощается
Звучит фонограмма «Шорох листьев»
Воспитатель: Слышите, кто это там шуршит?
То клубочком катится,
То под кустик спрячется,
На спине иголки - берегитесь волки!
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, это ежик! Не бойся ежик, мы тебя не обидим. Ребята, хотите поиграть с ежиком?
Ответ детей.
Воспитатель: Вставайте вокруг ежика.
Игра «Ежик - мы друзья»
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа,
Ежик, ежик - мы друзья,
Дай погладить нам тебя!
Воспитатель: Ребята, а какой у нас ёжик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, ежик хочет спать, давайте укроем его листочками. Спи ежик. А мы дальше поспешим, посмотрите какой красивый домик, кто же в нем живет?
Кто-то косолапый,
По лесу идет
И мохнатой лапой
Он кору дерет
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно! (Воспитатель достает медведя из домика)
Воспитатель: А какой у нас Мишка?
Ответ детей.
Воспитатель: А что медведь любит кушать?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, мед, ягоды. Мишка, Даша хочет рассказать о тебе стихотворение. Даша расскажи, пожалуйста!
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет,
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ!
Больше я не буду шишки собирать,
Сяду на машину и поеду спать
Медведь благодарит детей
Воспитатель обращает внимание детей на пенек
Воспитатель: Кто это там прячется за пеньком?
Длинные ушки,
Быстрые лапки,
Серый, но не мышка,
Кто это?
Ответ детей.
Воспитатель: Вот он трусишка, спрятался за пенек.
Воспитатель: Детки, а какой зайчик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что любит кушать зайчик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, морковку, капусту. Ребята, а давайте поиграем с зайчиком!
Музыкальная игра «Зайки и ветерок»
Воспитатель: Молодец, Зайка поиграл с нами, нам понравилось! А мы хотим угостить тебя! Ребята, угостим зайчика морковкой?
Ответ детей.
Продуктивная деятельность детей (лепка «Морковка для зайчика» )
Воспитатель: Молодцы ребята, какие красивые морковки у вас получились!
Зайка благодарит детей
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Где наш воздушный шарик? Держитесь все за веревочку, полетели.
Воспитатель: Вот и прилетели! Ребята, а вам понравилось летать на воздушном шаре?
Ответ детей.
Воспитатель: А где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили в лесу? А что мы собирали для белочки? Чем мы угостили зайку?
Ответ детей.
Воспитатель: А теперь давайте, попрощаемся с гостями.
Дети прощаются с гостями и выходят из группы.
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Тема: «Кто живёт в лесу?»
В данной непосредственной образовательной деятельности реализуются следующие образовательные области: основная - познавательное развитие (ФЦКМ) , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Мною были поставлены следующие программные задачи:
Образовательная область «Познание» :
- продолжать знакомить детей с дикими животными и со средой их обитания
- расширять представления детей о диких животных
- закреплять знания детей о цвете и различать понятия «много» , один»
- воспитывать любовь к животным, доброту, желание оказывать помощь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- создание игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
- формировать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе
- учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
- воспитывать доброжелательность в общении
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) :
- формировать интерес к лепке
- учить раскатывать комочки соленого теста прямыми и круговыми движениями
- закреплять умение аккуратно пользоваться соленым тестом
- вызывать радость от восприятия результата общей работы
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- закреплять умение строиться в круг, ходить по кругу.
В ходе непосредственной образовательной деятельности прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Все задачи реализовывались через сочетание следующих методов и приёмов:
Словесные - при создании игровой мотивации, чтение стихотворения, загадывание
загадки, вопрос и ответы.
Игровые - игры «Собери грибочки» , «Зайки и ветерок» , «Ежик - мы друзья» .
Наглядные - игрушки (белка, медведь, заяц, еж) .
Метод контроля и стимуляции - одобрение и похвала.
Весь образовательный процесс построен, как игровая деятельность. Находясь в лесу, дети выполняли различные задания. Такая игровая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила познавательно-речевую активность. Все этапы непосредственной образовательной деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и программным задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе образовательной деятельности позволяла предотвратить утомляемость каким-то одним видом деятельности. Для получения более высоких результатов деятельности детей, были использованы разнообразные материалы:
- воздушный шарик
- игрушки (белка, ежик, медведь, зайчик)
- муляжи грибов
- корзинки (большая и маленькая)
- декорация «Лес»
- соленое тесто (цветное)
- дощечки для лепки
- влажные салфетки
- фонограмма «Шум леса» , «Шорох листвы» , «Зайка и ветерок» .
На всех этапах активизировалась познавательная, игровая, речевая, двигательная деятельность.
При планировании непосредственной образовательной деятельности учитывались:
- индивидуальные и возрастные особенности детей
- разнообразие видов детской деятельности
- создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Считаю, что планируемые результаты были достигнуты в ходе непосредственной образовательной деятельности. Дети принимали живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Активно, доброжелательно взаимодействовали с педагогом и сверстниками в решении игровых задач. Активно участвовали в продуктивной деятельности. Поставленные мною задачи, в данной непосредственной образовательной деятельности, реализовались.
Цель: научится лепить грибы конструктивным способом из двух частей.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить приёмам раскатывания пластилина в шар и сплющивания; учить соединять две детали вместе;
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре;
- обобщить представления детей о съедобных и несъедобных грибах;
- активизировать словарь детей по теме « Грибы» (мухомор, подосиновик, подберёзовик, белый гриб);
- совершенствовать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, внимание и творчество.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, стремление помогать другим в трудных ситуациях.
Предварительная работа: целевые прогулки в лес, разучивание стихов об осени, чтение произведений художественной литературы.
Оборудование : музыкальная игрушка ёжик, муляжи мухомора, подосиновика, подберёзовика и лисички, сухие листочки и травинки; доски для лепки, стеки, пластилин разных цветов по количеству детей.
Ход занятия
Дети входят в студию изобразительной деятельности, где заранее всё оформлено в виде осеннего леса.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить прогулку по сказочному осеннему лесу. А вы когда-нибудь гуляли в настоящем осеннем лесу? (Ответы детей.)
Что можно увидеть в лесу осенью? (Ответы.)
А вот, что происходит в нашем сказочном осеннем лесу. Повторяйте все движения за мной:
Ветер дует не спеша (дети дуют )
Тихо листьями шурша (говорят звук [ш])
Где листок к листку прилип (хлопают)
Появился чудо-гриб (поднимают руки вверх)
Кто нашёл его друзья? (пожимают плечами )
Из-за пенёчка воспитатель достаёт игрушечного ёжика и озвучивает его:
Ёжик наш пыхтит: «фу-фу!
Я грибы, друзья, люблю
И вот этот вот грибок
Положу я в кузовок» (берёт мухомор и кладёт в кузовок)
Дети замечают, что этот гриб нельзя кушать, а если не замечают, то воспитатель сам спрашивает у них, как этот гриб называется, можно ли его кушать и почему.
Ёжик жалуется детям, что в лесу он нашёл всего несколько грибочков, а дома его ждут малыши ежата и надеются на то, что он принесёт им много грибов.
Воспитатель ставит перед детьми проблемный вопрос: как помочь ёжику? Дети сами предлагают варианты помощи (поискать грибы вместе, сделать их из пластилина и др.). Все варианты решения проблемы обязательно нужно попробовать осуществить на практике. Для этого воспитатель просит ёжика показать все собранные им грибы. Далее все вместе внимательно рассматривают их и называют, определяют съедобные они или нет. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все собранные ёжиком грибы состоят из двух частей: ножки и шляпки.
Дети ищут грибы и, не найдя ничего подходящего, решают сделать их самостоятельно из пластилина. Затем, вместе с ёжиком проходят к столам и, после соответствующего показа воспитателем необходимых приёмов работы с пластилином, самостоятельно выбирают подходящий цвет пластилина и приступают к работе. Чтобы грибочки выглядели, как только что собранные, детям предлагается украсить их сухими листочками, сосновыми иголками и травинками.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
С кузавочком ёж стоит.
К ёжику мы подойдём
И грибы преподнесём.
Ёжик внимательно рассматривает все грибочки, интересуется, нет ли среди них ядовитых, спрашивает у каждого, какой грибок он делал, отмечает, какие разные и красивые грибочки у всех получились. Затем дети складывают все свои поделки ёжику в кузовок, а он благодарит их, прощается и уходит.
Воспитатель ещё раз вспоминает с детьми, что нового они сегодня узнали на занятии, отмечает положительные моменты в работе каждого ребёнка и благодарит всех за старание.