"1С:Бухгалтерия государственного учреждения". Санкционирование расходов

Операции по санкционированию расходов отражаются на счетах раздела 5 Единого плана счетов с одноименным названием "Санкционирование расходов", синтетический код которого - 0 500 00 000 и название тождественно названию раздела - "Санкционирование расходов". Счет 0 500 00 000 предназначен для обобщения информации:

    о ходе исполнения утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) сметных (плановых) назначений;

    по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным) финансовый год.

Счет 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" Плана счетов бюджетного учреждения включает следующие группировочные счета:

    В отношении которых осуществляется санкционирование:

0 500 10 000 "Санкционирование по текущему финансовому году";

0 500 20 000 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)";

0 500 30 000 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)";

0 500 40 000 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";

    в разрезе объектов учета:

0 502 00 000 "Принятые обязательства";

0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения";

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств";

0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения";

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения".

Порядок ведения учета санкционирования расходов в разрезе объектов учета

Счет 502 0 0 000 "Принятые обязательства»

Операции по санкционированию обязательств бюджетного учреждения (далее - обязательств), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств). Инструкция 157н дает определение принятых учреждением обязательств (денежных обязательств):

Обязательства учреждения - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;

Денежные обязательства - обязанности учреждения уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Группировочные счета к счету 0 502 00 000

    в разрезе финансовых периодов:

0 502 10 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";

0 502 20 000 "Принятые обязательства на очередной финансовый год";

0 502 30 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";

0 502 40 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным";

    в разрезе объектов учета:

0 502 01 000 "Принятые обязательства";

0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Кредитовый оборот по счету 0 502 00 000 отражает сумму принятых бюджетным учреждением обязательств, в т.ч.:

    К 0 502 01 000 "Принятые обязательства" - отражает сумму обязательств, принятых бюджетным учреждением на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом изменений, утвержденных в текущем финансовом году по соответствующим КОСГУ. Основанием для записей служат документы, подтверждающие принятие обязательств: правовые акты, договоры, соглашения, контракты и проч.

    К 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" - отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году. Документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются счета-фактуры, накладные или прочие документы в соответствии с условиями сделки по гражданско-правовому акту.

Операции по принятию учреждением обязательств (денежных обязательств) и их изменению оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств« - К 0 502 01 000 "Принятые обязательства"

При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательств отражается способом "Красное сторно".

Сумма обязательств учреждения, по которым возникла обязанность уплатить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается записью:

Д 0 502 01 000 "Принятые обязательства» - К 050202000 "Принятые денежные обязательства"

Таким образом, в целом счет 0 502 00 000 имеет только кредитовый оборот, дебитовый оборот возможен только по счету 0 502 01 000 в корреспонденции со счетом 0 502 02 000.

Счет 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения"

Группировочные счета к счету 0 504 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

050410000 "Сметные (плановые) назначения текущего финансового года»

050420000 "Сметные (плановые) назначения очередного финансового года"

Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства сметные назначения планируются только на 2 года: текущий финансовый год и следующий за текущим или очередной финансовый год.

0 504 00 100 "Сметные (плановые) назначения по доходам";

0 504 00 600 "Сметные (плановые) назначения по выбытию финансовых активов";

0 504 00 700 "Сметные (плановые) назначения по увеличению долговых обязательств"

0 504 00 200 "Сметные (плановые) назначения по расходам";

0 504 00 300 "Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых активов";

0 504 00 500 "Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых активов";

0 504 00 800 "Сметные (плановые) назначения по погашению долговых обязательств";

Виды доходов (поступлений) и расходов (выплат) соответствуют кодам КОСГУ.

Операции по счету 0 504 00 000 отражаются и по дебету, и по кредиту счета. Однако, дебет счета 0 504 00 000 отражает сумму сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), (следовательно, в бухгалтерских записях будут использованы Д 0 504 00 200 "Сметные (плановые) назначения по расходам", Д 0 504 00 300 "Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых активов», Д 0 504 00 500 "Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых активов", Д 0 504 00 800 "Сметные (плановые) назначения по погашению долговых обязательств"), а кредит счета 0 504 00 000 отражает сумму сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) (в бухгалтерских записях будут использованы К 0 504 00 100 "Сметные (плановые) назначения по доходам", К 0 504 00 600 "Сметные (плановые) назначения по выбытию финансовых активов», К 0 504 00 700 "Сметные (плановые) назначения по увеличению обязательств").

Операции по отражению утвержденных сметных (плановых) назначений и их изменений будут следующими:

Д 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (0 504 00 200, 0 504 00 300, 0 504 00 500, 0 504 00 800) – К 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (0 506 00 200, 0 506 00 300, 0 506 00 500, 0 506 00 800) – на суммы расходов (выплат), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Д 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения» (0 507 00 100, 0 507 00 600 0 507 00 700) - К 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения" (0 504 00 100, 0 504 00 600, 0 504 00 700) – на суммы доходов (поступлений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Счет 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств"

Счет предназначен для обобщения информации об объеме права на принятие обязательств бюджетным учреждением в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

Группировочные счета к счету 0 506 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

0 506 10 000 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год";

0 506 20 000 "Право на принятие обязательств на очередной финансовый год";

Т.е. счет 0 506 00 000 имеет как и счет 0 504 00 000 только два финансовых периода, т.к сметные назначения планируются только на 2 года: текущий финансовый год и следующий за текущим или очередной финансовый год.

    в разрезе видов расходов (выплат)

0 506 00 200 "Право на принятие обязательств по расходам";

0 506 00 300 "Право на принятие обязательств по приобретению нефинансовых активов";

0 506 00 500 "Право на принятие обязательств по приобретению финансовых активов";

0 506 00 800 "Право на принятие обязательств по погашению долговых обязательств".

Т.к. право на принятие обязательств у бюджетного учреждения может возникнуть только по расходам (выплатам), то они кодируются аналогично счет 0 504 00 000 и соответствуют кодам КОСГУ.

Счет 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" может иметь и дебитовый. и кредитовый обороты. При этом оборот по кредиту счета отражает объем обязательств в денежном выражении, принятие которых обеспечено сметными (плановыми) назначениями по доходам (поступлениям), утвержденными (с учетом их изменений) на соответствующий финансовый год. Фактически - это объем права на принятие обязательств в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения доходов (поступлений).

Д 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения» - К 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (050600200, 050600300, 050600500, 050600800) – на суммы расходов (выплат) , утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) и их изменений.

При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается способом "Красное сторно".

Д 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" (050600200, 050600300, 050600500, 050600800) – К 0 502 01 000 "Принятые обязательства» (0 502 01 200, 0 502 01 300, 0 502 01 500, 0 502 01 800)- на суммы принятых обязательств и их изменений.

При этом сумма уменьшений принятых учреждением обязательств отражается способом "Красное сторно".

Учреждение не может принять обязательств на сумму больше, чем сумма расходов, утвержденная сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности), поэтому счет 0 506 00 000 может иметь остаток по кредиту, который показывает разницу между утвержденной суммой расходов и принятыми обязательствами и фактически означает сумму, на которую учреждение имеет право принять обязательства в разрезе кодов расходов в соответствии с КОСГУ.

Счет 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения"

Предназначен для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению.

Группировочные счета:

    в разрезе финансовых периодов

0 507 10 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год";

0 507 20 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на очередной финансовый год".

Аналогично счетам 0 504 00 000 и 0 506 00 000 счет 0 507 00 000 имеет два плановых периода: текущий и очередной финансовый годы.

    в разрезе видов доходов (поступлений)

0 507 00 100 "Утвержденный объем доходов";

0 507 00 600 "Утвержденный объем выбытия финансовых активов";

0 507 00 700 "Утвержденный объем увеличения долговых обязательств".

Счет 0 507 00 000 имеет и дебитовый, и кредитовый обороты в течение финансового года. При этом дебитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 507 00 000 отражает сумму денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году, а кредитовый оборот - свидетельствует о сумме исполнения по доходам (сумме поступлений) в соответствующем финансовом году.

Счет 0 507 00 000 может иметь дебитовый остаток, который отражает разницу между суммой доходов (поступлений), утвержденных сметой или планом учреждения и фактически поступивших в финансовом году или сумму доходов (поступлений), которая должна поступить в финансовом году.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (050700100, 050700600, 050700700) – К 0 504 00 000 "Сметные плановые назначения"(0 504 00 100. 0 504 00 600. 0 504 00 700) - на суммы доходов (поступлений) и их изменений, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности).

При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается способом "Красное сторно".

Д 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения» (0 508 00 100, 0 508 00 600, 0 508 00 700) - К 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (050700100, 050700600, 050700700) – на суммы исполнения в текущем финансовом году по доходам (поступлениям) бюджетного учреждения.

Такой же записью отражается сумма возвратов полученных ранее доходов (поступлений) бюджетного учреждения, произведенных в текущем году, только способом "Красное сторно".

Счет 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения"

Счет предназначен для обобщения информации о суммах полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов, (поступлений)) и сумм возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)).

Группировочные счета к счету 0 508 00 000:

    в разрезе финансовых периодов

0 508 10 000 "Получено финансового обеспечения текущего финансового года";

0 508 20 000 "Получено финансового обеспечения на очередной финансовый год».

    в разрезе видов доходов (поступлений)

    0 508 00 100 "Получено доходов";

    0 508 00 600 "Получено поступлений от выбытия финансовых активов";

    0 508 00 700 "Получено поступлений с увеличением долговых обязательств"

Доходы (поступления) учреждения кодируются в соответствии с кодами КОСГУ.

В течение финансового года счет отражает только обороты по дебету, соответственно, может иметь только дебетовые показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 508 00 000, которые отражают суммы полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений)), с учетом произведенных в текущем финансовом году возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений)) бюджетного учреждения.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Д 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" (0 508 00 100, 0 508 00 600, 0 508 00 700) – К 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" (0 507 00 100, 0 507 00 600, 0 507 00 700) - на сумму доходов (поступлений), поступивших бюджетному учреждению и возвратов ранее полученных доходов.

Синтетический счет 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» никогда не имеет остатка, поэтому не может быть отражен в бухгалтерском балансе бюджетного учреждения. Сводная информация бухгалтерских записей по счету 0 500 00 000 представлена в таблице – журнале регистрации операций по санкционированию расходов.

Многочисленные скандалы, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, и растущее внимание к реализации социальных программ стимулирует государство каждый год вводить новые требования по контролю расходования бюджетных средств, и 2010 год не стал исключением.

Настоящий доклад познакомит Вас с изменениями, которые претерпели синтетические субсчета 500-го счета вследствие принятия новых инструкций бюджетного учета в государственных учреждениях. Кроме того, Вы узнаете, как данный раздел учета реализован в новом программном продукте 1С "Бухгалтерия государственного учреждения".



Прежде всего, рассмотрим сравнительную таблицу соответствия субсчетов 500-го счета, которая наглядно отображает изменения, произошедшие в плане счетов в части санкционирования расходов в связи с вступлением в силу приказа № 157н. Помимо соответствия субсчетов счета санкционирования расходов в таблице приведены сведения о том, в каких типах учреждений данные субсчета будут использоваться.

Как видно из таблицы, счет 501 "Лимиты бюджетных обязательств" будет использоваться только в казенных учреждениях.

Счета 502.01 "Принятые бюджетные обязательства" и 502.02 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности" объединены, согласно новой инструкции, в один счет - 502.01 "Принятые обязательства".

Добавлен новый субсчет 502.02 "Принятые денежные обязательства".

"Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности" (504,01) изменен на 504 "Сметные (плановые) назначения", а вместо 504.02 Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств применяется 506 счет "Право на принятие обязательств".

Счета 507 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и 508 "Получено финансового обеспечения" - новые, и используются только в бюджетных и автономных учреждениях.



Как и любой участок учета, санкционирование расходов можно разделить на подразделы. С тремя такими подразделами мы познакомимся и рассмотрим их учет в программе:

  • ЛБО счет 501,
  • Сметные назначения счет 504,
  • Бюджетные и денежные обязательства счет 502.

Проводки по получению ЛБО оформляются документом "Бюджетные данные получателей бюджетных средств". Документ вводится после получения Расходного расписания, выписки из лицевого счета получателя средств бюджета. В табличной части следует указать ЛБО, доведенные до участника бюджетного процесса. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в этом документе, равно как и в других документов раздела санкционирования расходов, в качестве подсказки выводится корреспонденция счетов, которая будет сформирована этим документом. Таким образом, для корректного оформления той или иной операции, пользователю достаточно правильно подобрать документ. Для этого можно воспользоваться подсказкой (F1), в которой содержится подробное описание документов, а также порядка их заполнения. Кроме того, с информацией по оформлению различных операций в программе можно ознакомиться на диске ИТС.



Для отражения сметных назначений предназначен документ "Регистрация сметных назначений". Он предназначен для регистрации сведений об утвержденных сметных назначениях (изменениях сметных назначений) по приносящей доход деятельности казенных и бюджетных учреждений.

Сметные назначения учитываются в программе в разрезе пунктов Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.

В программе предусмотрено ведение сметных назначений по приносящей доход деятельности как в целом на год, так и поквартально или помесячно, в зависимости от установленного в учреждении порядка составления и утверждения сметы. И как уже было отмечено, проводка, формируемая этим документом, в информативном порядке отражается в форме документа.



Обязательства учитываются на счете 502. Их ведут все виды учреждений: казенные, бюджетные, автономные.



Существует два вида обязательств. бюджетные и денежные.

Бюджетные обязательства возникают в момент заключения контрактов, и прочих договоров с различными физическими и юридическими лицами, независимо от времени свершения сделки.

Денежными бюджетные обязательства становятся в момент возникновения кредиторской задолженности, который обозначен поступлением документов от поставщика, и в этот момент и формируется проводка: Дт 502.11 Кт 502.12

Для отражения Бюджетных обязательств необходимо заполнить справочник "Договоры и иные основания заполнения принятия обязательств". В процессе заполнения справочника обязательств возникает множество вопросов, и большинство из них касается учета заработной платы и страховых взносов.



Среди специалистов по бюджетному учету существуют разные мнения о том, какие документы являются основаниями для принятия этих видов бюджетных обязательств.

Одним из изменений является необходимость отражать полученные бюджетные обязательства на основании планового штатного расписания с последующей корректировкой в конце года. Однако, такой способ не позволяет отслеживать остаток неиспользованных лимитов и равномерность расходования денежных средств в течение финансового года, а также делать расчет экономии оплаты труда. По факту, выплачиваемая зарплата может существенно отличаться от запланированной, поэтому существует и другое мнение на этот счет.

Альтернативным способом является принятие бюджетных обязательств датой образования кредиторской задолженности, а именно на основании расчетно-платежных ведомостей.

Руководствуясь п. 249 Инструкции по бюджетному учету бюджетное учреждение должно самостоятельно утвердить перечень документов - оснований для принятия обязательств и отразить их в приказе об учетной политике учреждения.



В случае, если. в качестве основания для принятия бюджетных обязательств принято решение использовать расчетно-платежные ведомости, и это зафиксировано в учетной политике Вашей организации, тогда Вам необходимо будет заполнить справочник "Договоры и иные основания заполнения принятия обязательств". В данном случае при заполнении справочника в качестве основания следует указать платежную ведомость месяца, за который выплачивается зарплата.



После заполнения справочника обязательств, оформляется документ "Принятие бюджетных обязательств".



Документ будет выглядеть следующим образом.



В заключении хотелось рассказать немного об отчетах.

Отследить исполнение принятых обязательств можно с помощью отчетов. "Сводные данные об исполнении бюджета ПБС" и "Сводные данные об исполнении сметы ПД".

Как видите, отчеты формируются в различных разрезах. К примеру, отчет "Сводные данные об исполнении бюджета" в рамках бюджетной деятельности можно сформировать в разрезе лицевых счетов, договоров по принятым обязательствам и по КПС.



На данном слайде представлен вариант формирования отчета по принятым обязательствам, в разрезе КБК, КОСГУ, и оснований принятых обязательств.



Еще один вариант отчета в разрезе КПС и КОСГУ можно получить, выбрав вариант "Сводно по КПС".



Для того, чтобы отследить исполнение принятых бюджетных обязательств по предпринимательской деятельности можно воспользоваться отчетом "Сводные данные об исполнении сметы ПД". Список вариантов формирования этого отчета намного шире, на слайде представлен один из них.



Очень много вопросов возникает с применением 500 счетов, а именно: 1) при закрытии 2013 года возникла кредиторская задолженность по 302.34. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по кредиторской задолженности? 2) при закрытии 2013 года возникла дебиторская задолженность по 208.21, 206.34, 303.06. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по дебиторской задолженности? 3) в какой период лучше принять бюджетные и денежные обязательства по авансовому отчету?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом обязательства (денежные обязательства) учреждение может принимать к учету в пределах утвержденных плановых назначений. Так же при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. А показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый следует перенести на аналитические счета санкционирования текущего года. Следовательно если обязательства (денежные обязательства) были приняты на 2013 год на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год, то на 2014 год обязательства (денежные обязательства) не переносятся. Если же обязательства (денежные обязательства) были приняты в 2013 году но на 2014 год (очередной финансовый год - счета 0.502.12.000, 0.502.22), то в 2014 году на основании справки по форме 0504833, показатели по данным счетам подлежат переносу на счета 0.502.11.000, 0.502.12) прямой проводкой. Принятые обязательства (денежные обязательства) по дебиторской задолженности при завершении текущего финансового года на следующий год не переносятся, так как дебиторка принята на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год. Обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам в соответствии с приведенным материалом нужно принимать в сумме начисленных обязательств (выплат). Следовательно, принимать обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам нужно на дату утверждения авансового отчета.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утвердите в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а , заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.*

Аналитический учет сумм принятых обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами , Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н,пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями , утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н .

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем году, формируйте с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств)* (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н , п. 162 Инструкции № 174н , п. 188 Инструкции № 183н).

Принятие обязательств

К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

В бухучете обязательства отражайте в следующем объеме:*

  • выплата зарплаты (вознаграждения) сотрудникам - в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно);
  • выплата сотрудникам командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами - в сумме начисленных обязательств (выплат);*
  • внесение обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины, взносы и иные выплаты) - в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • возмещение вреда (причиненного учреждением при осуществлении им деятельности) и иные выплаты на основании вступивших в законную силу решений суда - в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства - в сумме принятых обязательств.*

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данный порядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).*

Принятие обязательств, исполнение которых предусмотрено Планом ФХД, отражайте на следующих счетах:*

  • 0.502.01.000 «Принятые обязательства»;
  • 0.502.02.000 «Принятые денежные обязательства».*

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:*

  • 1 - текущий финансовый год;
  • 2 - очередной финансовый год;*
  • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 - второй год, следующий за очередным.

Такой вывод следует из положений пункта 163 Инструкции № 174н, пункта 189 Инструкции № 183н, пункта 309 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что принятие обязательств отражается в учете корреспонденцией счетов 0.502.00.000 и 0.506.00.000. При этом, согласно положениям Инструкций № 174н и № 183н , счет 0.506.00.000 имеет детализацию по аналитическим кодам лишь на текущий и очередной финансовый годы. Поэтому в случае необходимости принятия обязательств на первый и второй годы, следующие за очередным, порядок их отражения в учете пропишите в учетной политике учреждения. Например, в 22 разряде номера счета 0.506.00.000 можно предусмотреть также аналитические коды 3 и 4.

В бухучете принятие обязательств (денежных обязательств) отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году обязательств и денежных обязательств*

В январе ГУ НИИ «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб. Источником финансового обеспечения выплаты по договору является целевая субсидия на приобретение оборудования.

Согласно утвержденной в учреждении «Альфа» учетной политике обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство - в момент получения товарной накладной.

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет 5.506.10.310 Кредит 5.502.11.310
- 580 000 руб. - приняты обязательства на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании накладной бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет 5.502.11.310 Кредит 5.502.12.310
- 580 000 руб. - приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Перенос показателей при завершении года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) годом, следует перенести на аналитические счета санкционирования в следующем порядке:*

  • показатели первого года, следующего за текущим, - на счета санкционирования текущего года;*
  • показатели второго года, следующего за текущим, - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).*

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»