Обувь североамериканских индейцев. Виды женских мокасин и мокасин для девочек (с фото)

Richard A. Pohrt

(American Indian Art Magazine, Summer, 1977)

Изучение мокасин представляет проблему и для коллекционеров, и для изучающих искусство американских индейцев. По-видимому, бесчисленное множество стилей мокасин и есть причина путаницы при попытках определить племенную принадлежность. Однако, обращая внимание на пошив (покрой), материалы и орнамент, в этом можно разобраться. Время и усилия не оставят Вас без награды.

Мокасины индейцев равнин с декорированными подошвами вызывают интерес у коллекционеров многие годы. Как правило, подошвы расшивались бисером, но иногда для этого использовались иглы дикобраза. Достаточное количество мокасин такого типа сохранились до сих пор, их можно увидеть во многих музеях и многих частных коллекциях. Образцы представлены в современных экспозициях, устраиваемых музеями, и в выставочных каталогах. Они также размещены во многих аукционных каталогах и удерживают довольно высокую цену на момент продажи. Интерес к этим мокасинам породил некоторые недоразумения, что вызывает беспокойство у людей, серьёзно изучающих искусство индейцев.
В попытке обеспечить простое объяснение этого вида декорирования мокасин торговцы, писатели и коллекционеры выдумали неправильные термины, которые, как мы видим, также используют многие музеи, уверенные в надёжности этих вводящих в заблуждение терминов. Некоторые из них определяют мокасины с декорированными подошвами как «церемониальные», «свадебные» и «погребальные». Употребление этих терминов создаёт впечатление, что такие мокасины делались специально для этих целей. Это не так. Я не говорю, что они никогда не носились во время религиозных событий или во время христианской церемонии бракосочетания, или не надевались на ноги усопшего перед погребением. Тем не менее, эти мокасины не изготавливались для этих специфических целей и не могут так называться.
Наиболее преувеличенное название - «церемониальные». Оно употребляется как удобное толкование для всех видов индейских предметов (вещей), которые кажутся необычными. Пора нам более осторожно использовать это слово. Название «свадебные мокасины» должно быть немедленно исключено как ошибочное. Достаточно увидеть в центре ФОТО №2 детские мокасины.
Термин «погребальные мокасины» имеет драматический характер, вызывая в воображении «вождя», облачённого в пышный наряд для путешествия в Земли Счастливой Охоты. Виной тому - Голливуд, хотя это берёт начало в более раннее время. Этот термин мог произойти от слишком рьяного торговца, объясняющего своим покупателям, что невозможно носить мокасины с декорированными бисером или иглами подошвами. Некоторые исследования дают повод опровергнуть мнение, что такие мокасины предназначались для умерших. В отдалённых группах (общинах) в территориально разбросанных поселениях было обязанностью семьи и друзей подготовить тело умершего человека к погребению. И это надо было делать безотлагательно. Для изготовления и декорирования подобной обуви просто нет времени. Делать мокасины в ожидании смерти человека не свойственно индейцам и неправдоподобно. Часто встречаются куклы, на которых мокасины полностью расшиты бисером. То, что индейцы могли декорировать игрушки своих детей в манере, ассоциируемой со смертью, представляется маловероятным. Следы ношения видны на многих мокасинах подобного рода. Внутри мокасин часто видны пятна от сырости или потения ног. Потёртости на внешних сторонах подошв более чем очевидны. И это вполне обычное дело, видеть сточенный бисер из-за ношения мокасин по неровной поверхности. Две пары мокасин, представленные на ФОТО № 3 и №4, демонстрируют сильные повреждения, на больших пространствах бисер совершенно стёрся. К статье прилагается несколько фотографий, на которых отчётливо видны живые индейцы, носящие мокасины с декорированными подошвами.
Можно только предполагать, когда идея декорирования подошв мокасин воплотилась в жизнь. Я исследовал мокасины с декорированными подошвами во многих музеях и частных коллекциях и обнаружил, что подавляющее большинство из них были сделаны западными или teton sioux. Я полагаю, что идея рождена ими в ранний резервационный период, время больших изменений и стресса для sioux. Разрушение старого общественного строя привело к новым жизненным реалиям. Распространилась популярность Grass Dance, Pow Wow стал более социально значимым. Это было важно для чувства собственного достоинства отдельного человека и коллективной репутации, чтобы народ поверил в своё будущее.
Ограничения резервационной жизни обеспечивали женщинам sioux достаточно времени для изготовления сложных, расшитых бисером и иглами, предметов. Это было время экспериментов и нововведений в их ремёслах и искусстве. Широко распространённое принятие фабричных тканей, получаемых от правительства, от торговцев или из обычных резервационных лавок, вводило в употребление новые модели и способы шитья. Существует обширный ряд предметов, изготовленных sioux, которых нет в коллекциях вещей, сделанных до 1880-го года, но они видны на фотографиях, сделанных до этого времени. Это брюки, жилеты, пиджаки (пальто), перчатки, капоры для женщин и короткие штанишки для мальчиков.
Отличительная черта искусства sioux того времени - это полностью расшитые бисером вещи. Традиционные предметы, такие как женские платья, детские люльки, сумки для трубок и мокасины декорировались подобным образом. Идея полного покрытия бисером предметов распространилась и на коммерческие вещи, такие как небольшие чемоданы, оловянные (жестяные) чашки (кружки) и даже стеклянные бутылки. Сплошное декорирование мокасин, включая подошвы, является просто ещё одним примером популярного в то время стиля вышивки бисером среди sioux.
Те немногие образцы подобных вещей других племён, которые я видел, все исходят из резервации Fort Belknap, Montana. Они были сделаны женщинами gross ventre или assiniboin. Первоначально Fort Belknap был резервацией gross ventre. Позднее часть assiniboin была также зарегистрирована здесь. Тесная связь этих двух племён привела к развитию стиля резервационного искусства, который полностью установился около 1890-го года. В обширной коллекции фотографий, сделанных в Fort Belknap Sumner(ом) W. Matteson в 1905(06 ?), я не смог найти различий в их искусстве. Я предпочитаю идентифицировать образцы, представленные здесь, как стиль Fort Belknap, если нет информации, указывающей на племенное происхождение. Развитие резервационного стиля встречается в нескольких резервациях, заселённых более, чем одной племенной группой. Ограниченные познания и неразбериха относительно искусства и ремёсел, представленных в Fort Belknap, привели к тому, что многие образцы были неверно идентифицированы как blackfeet. В то время, как sioux мокасины с декорированными подошвами общеизвестны, подобные образцы из Fort Belknap встречаются не часто. Одна пара мокасин, приписываемая assiniboin, представлена в экспозиции North Dakota Historical Museum в городе Bismark. Другую пару можно увидеть в Indian & Fur Trade Museum в Medora, North Dakota. Ещё одна пара представлена здесь (см. ФОТО №4).

Имеются несколько публикаций, иллюстрированных полностью расшитыми мокасинами, которые приписываются другим племенам, что не совпадает с более ранними упоминаниями. После тщательного изучения этих фотографий, я пришёл к уверенности, что идентификация неверна и что это мокасины sioux. Эти неточности, вероятно, следуют из коллекционной истории: образцы часто неверно идентифицировались по месту их приобретения (в резервации)…
Мокасины с декорированными подошвами делались короткий период времени, с ранних 1880-х и примерно до 1910 года, когда они вышли из моды. Это именно тот период, когда художники и мастера sioux были так продуктивны. Этот стиль декорирования мокасин, несомненно, развился у западных sioux, большая часть работ сделана в резервациях Pine Ridge и Rosebud. По какой-то необъяснимой причине, этот стиль распространился от sioux в Fort Belknap, где он был популярен короткое время, а затем вышел из моды, как и у sioux. Интересно, что две фотографии мужчин, обутых в мокасины с расшитыми бисером подошвами (ФОТО № 5 и 6), были сделаны в один и тот же день, 4-го июля 1905-го года. Одна пара была сделана в агенстве Fort Belknap, а другая в Kyle, резервация Pine Ridge.
Из девяти пар мокасин, представленных в этой статье, семь относятся к западным, или teton sioux. Одна пара принадлежит восточным, или santee sioux. И ещё одна из резервации Fort Belknap, Montana. Не существует коллекционных историй для всех этих мокасин, кроме пары на ФОТО № 2, крайняя правая, которая была приобретена художником Joseph(ом) Scheurele в разервации Pine Ridge около 1905-го года.
Пять пар мокасин западных sioux очень типичны для них. Все они сделаны из воловьих шкур (домашний скот) и выкроены по стандартной для равнин двух-кусковой выкройке, обычной для мокасин с твёрдой подошвой. Язычки во всех случаях пришиты. Каждая пара мокасин с расшитыми бисером или иглами подошвами, которые я исследовал, имеет мягкие, из выделанной кожи, подошвы. Однако, из-за более ранних неточных описаний этого типа мокасин у читателя может возникнуть неверное мнение, что подошвы делались из сыромятной кожи. Четыре пары мокасин имеют декорированные язычки, стандартные для мокасин этого типа. Вышиты ленивым стежком, сухожилиями. Большинство рядов (полос) бисера нормальной ширины, но кое-где встречаются ряды (полосы) бисера пошире, используемые для заполнения свободного пространства. Несколько необычны мокасины на ФОТО № 3, с короткой бахромой, пришнурованной к передку. Эта пара мокасин имеет необычной ширины ряд зелёного бисера, окружающий мокасин, который прошит посередине так называемым стежком crow. На одной паре мокасин использован гранёный (faceted) латунный бисер (ФОТО № 2, справа). Гранёный металлический бисер, латунный и железный (?), вошёл в употребление около 1890-го года и был популярен у sioux. Он встречается на множестве предметов и может помочь в определении их возраста. Интересно отметить склонность sioux на протяжении этого периода к увеличению количества горизонтальных рядов (полос) бисера по периметру мокасин. Это уменьшает пространство для вышивки на передке мокасина и увеличивает высоту бордюра. Когда треугольный орнамент используется на бордюре мокасин, это часто придаёт им несомненно шайенский вид (ФОТО № 7). Если идентификация основывается только на этой особенности, то она может быть ошибочной.
Два образца расшитых иглами мокасин с декорированными подошвами представлены в этой статье. Обе пары принадлежат западным sioux и выкроены по стандартной для равнин выкройке из двух кусков кожи. Они из воловьей кожи, использованы сухожилия. На одной паре (ФОТО № 9) верх мокасин декорирован бисером и иглами, подошвы бисером. Декорированные язычки из оленьей кожи. Интересна вариация флага США на передке в жёлтом и синем (голубом) цветах (ФОТО № 10). Древки флагов простираются из рогов орнамента, изображающего рогатый головной убор. По верху мокасин обёрнутая иглами «бахрома». Использование патриотических символов в бисерной и игольной вышивках было популярно у sioux в то время и присутствует на большом количестве предметов, ими изготовленных. (“The American Indian and the American Flag” Flint, Michigan, 1975) Иглами дикобраза декорированы подошвы одной пары мокасин, и это необычно (ФОТО № 8). Полоски, вышитые иглами жёлтого, красного и пурпурного (фиолетового) цветов, есть и на передке и на подошвах. По периметру подошв идёт бордюр бирюзово-голубого бисера. Короткая надставка добавлена к верхам мокасин, узкая лента из чёрной ткани вшита в шов.
Пара мокасин, определённых как восточные sioux, наиболее необычна (ФОТО № 1). Они изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи. Выкроены из двух кусков. В этой выкройке язычок является частью верха, третий кусок кожи добавлен (пришит) к верху мокасин. Основная бисерная техника на верху мокасин - это applique, использованы и сухожилия, и нитки (хлопок). Орнамент - стилизованный цветочный. На подошвах геометрический орнамент, вышивка ленивым стежком сухожилиями. Племенная принадлежность этих мокасин вызывает сомнения. Считается, что они были сделаны беглецом (беженкой) santee, осевшей в одной из резерваций sioux в Южной Дакоте. Эти мокасины выкроены и декорированы в стиле, показывающем смешанное влияние.
Многие santee были вытеснены в результате восстания в Миннесоте в 1862 году. Одни бежали в Канаду, другие на запад в Дакоту и Монтану. Впечатления от их странствий нашли отражение в развитии более позднего интересного и отличительного декоративного стиля. Орнаменты были обычно стилизованные или абстрактные цветочные и в бисере, и в иглах. Часто использовался стеклянный fine-cut бисер.
В этой статье представлены не только мокасины sioux. На ФОТО № 4 мокасины gross ventre или assiniboin из резервации Fort Belknap. Изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи, выкройка двух-кусковая с пришитыми язычками. Техника вышивки, преимущественно, applique, бордюр вышит ленивым стежком. Орнамент геометрический. Использованы и сухожилия, и нитки (хлопок).

Фотографии мокасин, которыми иллюстрирована эта статья, предоставлены Joan Heim, за исключением ФОТО № 4.

(Перевод Филина, 2010 год)

1) Мокасины. Восточные Sioux (?). Около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Стеклянный fine-cut бисер и металлический бисер (латунный и железный) использован в стилизованном цветочном орнаменте на верхе мокасин и в геометрическом на подошвах. (См. также обложку).

2) Три пары мокасин: мокасины взрослых слева и справа, детские в центре. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Приобретены художником Joseph(ом) Scheuerle в резервации Pine Ridge, South Dakota, около 1905 г.

3) Мокасины, западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Бахрома добавлена к передку мокасин, что необычно.

4) Gross ventre - assiniboin, Fort Belknap Reservation, Montana, около 1890 г. Chandler-Pohrt Institute, Lessard Collection, Mission, South Dakota. Заметны повреждения на бисерной вышивке на подошве.

5) Празднование 4-го июля, 1905(06?) год. Резервация Fort Belknap, Montana. Gross ventre и assiniboin. На мужчине в центре мокасины с декорированными подошвами. Фотография Sumner(a) W. Matteson, негатив этой фотографии является собственностью Milwaukee Public Museum.

6) Празднование 4-го июля 1905(06?) года в Kyle, резервация Pine Ridge, South Dakota. Западные sioux. Мокасины с декорированными подошвами видны в левом нижнем углу фото. Фотография Fannie Hoyt, коллекция Chandler-Pohrt.

7) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Четыре ряда (полосы) бисера на бордюре мокасин.

8) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. И подошвы, и верх мокасин декорированы полосами, вышитыми иглами дикобраза.

9) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Передки этих мокасин декорированы иглами, а подошвы бисером. Увеличенное изображение вышивки иглами на ФОТО № 10, а вышивки бисером на ФОТО № 11.

В отличие от мокасин имеют рант и жесткую подошву с невысоким широким каблуком. имеют толстую подошву, а шнурок проходит не только по периметру пятки, но и спереди через 4 проймы.

Виды мокасин

«Легкие, тонкие, мягкие индейские мокасины — лучшая обувь в мире — несравненно лучше, чем неуклюжие, твердые европейские ботинки, которые индейцы не могут носить».
Й.Г.Коль

По целевому назначению выделяются женские, мужские и детские мокасины , а также модели . Существуют повседневные, офисные, вечерние и спортивные типы мокасин.

По материалу мокасины могут быть текстильными, кожаными, замшевыми и выполненными из кожзаменителя. Подошва обычно изготавливается из каучука, резины или кожи.

По стране-производителю можно выделить следующие типы мокасин:

  • американские, которые в первую очередь ценятся за практичность и комфорт носки (Allen Edmonds, Bass, Sebago, Timberland, Florsheim, Hush Puppies);
  • европейские, характеризующиеся привлекательным внешним видом — итальянские (Tods, Zegna, Fratelli Rosetti, Moreschi, А.Testoni, Alberto Guardiani, ), французские ( , J. B. Weston, ), английские (Wirdsmith, Richmond), немецкие (Harai, ), испанские ( , );



  • австралийские, самые известные из которых выпускает производитель , .

История

«Не суди другого, пока не прошел в его мокасинах две мили».
Индейская поговорка

Древнейшие мокасины (доколониальный период)

Мокасины были традиционной обувью индейцев Северной Америки. Само название туфель происходит от слова «mohkisson» из языка индейцев-алгонкинов. В пещере Армении в 2008 году обнаружили мокасины, возраст которых составляет приблизительно 5 500 лет. Древнейшая в мире обувь имеет длину 24,5 см (37 размер) и изготовлена из цельного куска коровьей кожи. До этого открытия старейшим экземпляром считалась обувь Отци — древнего человека, жившего около 5000 лет назад и найденного в 1991 году в Тирольских Альпах. Отци обут в нечто среднее между сандалиями и мокасинами. Его обувь сшита из плетеных кожаных ремешков и различных трав, а подошва выполнена из шкуры медведя.

В пещере Форт Рок штата Орегон и в пещере Арнольд штата Миссури были обнаружены кожаные мокасины североамериканских индейцев, которые они носили примерно с 3575 года до н. э. по 970 год н.э. Мокасины пришли на смену плетеной обуви, существовавшей 8000-10000 лет назад.

Мокасин, относящийся к 700-900 г. н.э. был найден на болотах Ирландии. К этому времени данный тип обуви претерпел значительные изменения: мокасины теперь выполнялись швейным методом, что позволило избавиться от излишков кожи и дополнить обувь пяточной частью.


Колониальный период (1607-1775)

В колониальный период существовало два вида мокасин: сыромятные и цельнокроеные. Последние выкраивались единым полотном и сшивались в центре — от носка до середины подъема, или сбоку с внешней стороны от носка до пятки. Мокасины с центральным швом встречались у юго-восточных и северо-восточных племен. Чтобы шов не был заметен, на середине подъема его маскировали вышивкой. Мокасины, сшитые сбоку, часто дополнялись продолговатым язычком. Индейцы побережья Тихого океана именно такую обувь считали «истинными мокасинами».

Обувь индейцев была прочной, удобной и бесшумной, что имело большое значение на охоте. Мокасины обычно шили из кожи оленя, бизона или лося. Индейцы редко оставляли естественный бледный цвет обуви: оттенок зависел от времени, способа копчения и типа горящей древесины. У каждого племени были свои способы изготовления мокасин: в одежде атапасков обувь и штаны являлись одним целым, ирокезы в качестве зимней обуви применяли шкуру задней ноги лося, имеющую схожую с человеческой стопой форму, а также носили плетеные мокасины из листьев кукурузы и волокон древесины. Мужчины южных равнин носили мокасины с бахромой, которая крепилась к пяточному шву. Считалось, что бахрома заметает не только физические, но и духовные следы своего носителя.

XIX — начало XX века

В 1830-1840-е годы индейцы изготавливали преимущественно сыромятные мокасины. Для подошвы использовалась грубая и толстая сыромятная кожа, а для верхней части – замша. Этот вариант появился на юго-западе Америки. На протяжении долгого времени обувь сшивалась из сухожилий убитых животных, но в XIX веке индейцы начали использовать прочные капроновые нити. С 80 гг. того столетия многие племена перестали использовать для подошвы сыромятную толстую кожу и стали приобретать фабричную телячью. Белую кожу оставляли в ее естественном цвете, а для получения других цветов использовали природные или искусственные пигменты. К концу XIX века язычок мокасин стал выкраиваться отдельно — в трапециевидной и прямоугольной формах. Изредка мужские мокасины шили с раздвоенным язычком, напоминавшим следы копыт бизона, что символизировало силу и мощь.

Женские мокасины теперь имели длину до колен или чуть выше и состояли из, собственно, обуви и гетр. У индейцев с северных и центральных равнин эти части не сшивались вместе, а у южных племен мокасины и гетры составляли одно целое, соединяясь с помощью веревок или пуговиц. Утеплителем в холода служил мех бизона, из которого шили внутреннюю часть обуви. Мужские мокасины имели меньшую длину, но как и женские могли расшиваться бисером, бахромой, иглами дикобраза, аппликациями. Декорированная обувь была исключительно праздничной. В 30-х гг. племена команчей в качестве декора стали использовать белую бахрому из шелковой нити.

Индейцы юго-запада носили мокасины с жесткой загнутой вверх подошвой. И мужская, и женская обувь этих племен имела высоту до колена, что обеспечивало защиту от острых шипов растений и укусов ядовитых змей. Мужчины застегивали обувь на боковой стороне пуговицами из серебра или мельхиора, изредка использовались какие-либо элементы декора. Женщины племен Апачи украшали мокасины бисером, природными пигментами Хопи и Навахо. Важной чертой женской обуви этого региона были белые длинные полосы из кожи оленя, которыми оборачивали ноги от мокасина до середины колена.


В начале XX века на Западе возник интерес к образу «индейской принцессы». В то время женщины из североамериканских индейских племен на танцевальных мероприятиях Пау-Вау надевали короны из бисера, платья и мокасины из белой кожи.

Мокасины впервые встречаются в литературе на страницах романов Джеймса Фенимор Купера (Пионеры», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Прерия», 1827; «Следопыт», 1840; «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841).

XX век. Америка

К концу первой половины XX века у американских мокасин началась новая история. В 1946 году Филип Миллер в проекте Minnetonka Moccasin решил в полной мере отобразить многовековую культуру и традиции коренного населения Америки: его компания стала ручным способом шить традиционные индейские мокасины. Воловья, лосиная и оленья кожа для производства закупалась у вождей индейских племен. Отличительной особенностью обуви Minnetonka Moccasin являлась бахрома, украшавшая большинство моделей. С 1960 года мокасины стали украшать изображением «Thunderbird» — птицы-громовержца, которая служила оберегом для индейцев.

В 1980 году в прокат вышел фильм «Городской ковбой» с Джоном Траволтой, где герой картины носил обувь Minnetonka. После выхода фильма мокасины стали носить как простые люди, так и знаменитости. В настоящее время обувь Minnetonka носят , Ванесса Паради, Николь Риччи, Дженнифер Энистон и др. За время своего существования бренд приобрел популярность более чем в 50 странах.

В 1958 году в США была создана марка Hush Puppies. Мокасины в стиле обеспечивали мужчинам, женщинам и детям легкость и комфорт при ходьбе. Большинство моделей имели латексные стельки и подушечки с мягким наполнителем в пяточной зоне. В 90-х гг. компания изготовила серию цветных мокасин, что сделало марку по-настоящему популярной. Сегодня Hush Puppies выпускается более чем в 130 странах. Поклонниками бренда являются Эдди Мерфи, Шэрон Стоун, Брюс Уиллис и др.

XX век. Европа

Мокасины коренных жителей Америки были очень популярны у себя на родине. Многие путешественники покупали себе эту обувь в качестве сувенира. Таким образом индейская обувь получила распространение в Европе. Затем производители решили выпускать собственные мокасины, добавив традиционной обуви роскоши и изящества. С 1902 года, на протяжении 60 лет бренд Arfango создавал лоферы и мокасины, которые были весьма популярны среди итальянской элиты. В 2006 году Альберто Моретти снова запустил ручное производство обуви Arfango.

В 1959 году Дом моды выпустил в Париже пробную партию женских мокасин «Заколка», а в 1962 году вышла модель «Инка», украшенная плетеными косичками.

Мокасины класса люкс для мужчин начал выпускать в 1965 году итальянский Витторио Спернанзони. Обувь шилась полностью ручным способом из шкур ягнят. В настоящее время самые известные модные дома доверяют Vittorio Spernanzoni работу над своими линиями.

Широкое распространение в Европе мокасины получили благодаря Джанни Мостиле. В 1963 году итальянское правительство предоставило ему патент на производство обуви для автолюбителей. Это были мужские мокасины с прорезиненной подошвой, на которой выступали шишечки. Данный вариант подошвы обеспечивал идеальной сцепление обуви с педалями машины. Мокасины приобрели название «Car Shoes». Позднее был основан итальянский бренд «Car Shoe». Изначально эту модель обуви использовали только для вождения автомобиля. Первым за пределами салона автомобиля в мокасинах появился президент США Джон Кеннеди. Позднее туфли «Car Shoe» носил владелец концерна Fiat Джанни Аньелли, режиссер Роберт Росселини и другие знаменитости. В 2001 году бренд был приобретен Домом моды Prada.

С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели разговаривать с животными и растениями. А души их предков всегда оставались с ними в дуновении ветра, в мерцании солнечного света и тихом шелесте деревьев. Охотились эти люди не ради наживы, а для пропитания, почтительно оберегая свою землю и дары, которые она им давала. А для общения чаще использовали язык жестов и всевозможных сигналов, чем голос. Сейчас народ этот называют общим термином «индейцы», но в былые времена существовало несколько сотен отдельных племен. Только в Северной Америке их насчитывалось около 400. Они отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Некоторые из них были охотниками, иные - отважными воинами, третьи - разводили скот и занимались земледелием. Одежда индейцев Америки также была различна.

Некоторые индейские племена

Индейцы - это общее название А все потому, что когда Христофор Колумб открыл эти места, он ошибочно считал их землями Индии. В Северной части проживали оттава и оджибве. Ближе к Востоку - ирокезы и могикане. Юго-восток был заселен чероки и семинолами, Центральная Америка - народами майя и ацтеков. В Южной Америке охотились инки, а в пустынях Юго-Запада - апачи и навахо.

Одежда индейского воина

Одежда индейцев (фото представлены в статье) была разной в зависимости от ситуации и погодных условий. В обычные дни, собираясь на охоту, они одевались просто и удобно. Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты или в период ухаживания за девушками индейцы наряжались богато и красочно. состояла из или леггинсов и мокасин. Обычно мужчины предпочитали ходить с обнаженным торсом. Эти люди не придавали особого значения гардеробу, как принято у европейцев. Отправляясь на охоту, мужчины натягивали на щиколотки ноговицы, напоминающие современные гетры. Вожди индейцев прерий ходили в белых рубахах, украшенных скальпами врагов. В холодную погоду на плечи накидывался плащ из бизоньей шкуры, мехом к телу. Постепенно индейцы стали предпочитать накидки из овечьей шерсти. Одежда северных индейцев была дополнена рукавицами и рубахой из кожи оленей и антилоп. Также у них были плащи, похожие на одеяла, изготовленные из хлопка. На охоту некоторые племена надевали широкие кожаные пояса или безрукавки для защиты от травм. Только в XIX веке, подражая богатым европейцам, индейцы стали использовать бархат, ситец, шелк, атласные ленты для пошива нарядов. Кечуа любили надевать пончо - плащ из двух кусков прямоугольного полотна с отверстием для головы посередине, сшитый из овечьей шерсти. В теплое время года плащ складывали вдвое и носили в виде шарфа.

Во что одевались женщины

Одежда индейцев женского пола была менее заметной и более простой. Жительницы южных районов носили только юбки, другие - пояс стыдливости, стянутый на талии шнуровкой. В центре Америки женщины прикрывали интимные места кусочками меха, позднее заменив их хлопковой тканью. В холодную погоду женщины носили шаль из шерсти овцы. На спине ее можно было подвернуть и положить в образовавшееся пространство какую-либо ношу или даже ребенка. Женщины прерий носили длинные прямые рубахи, сделанные из замши. Зато все они были искусными ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, платья, плащи-пончо и покрывала. Женщины вышивали бисером и нитями, пришивали бахрому и тесьму, делали Тело и лицо девушек часто расписывались татуировками. У знатных представительниц племени лицо и руки были покрыты вычурными узорами, женщины из простого сословия наносили лишь несколько линий на кожу. В некоторых племенах рисунки на лице свидетельствовали о низком положении в обществе, а на руках, наоборот, о высоком статусе.

Одежда индейцев-детей

Дети до 5-6 лет ходили и вовсе голышом. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам. Именно в детском возрасте начинали обрисовывать тело первыми узорами. Старые и уважаемые женщины делали это с помощью рыбьих костей или колючек кактуса.

Головные уборы

Индейцы не стриглись. Поэтому даже у мужчин были шикарные волосы, перехваченные сзади широкой лентой, повязкой или ремнем. В некоторых племенах, чтобы навести страх на противника, головы брили, оставляя гребешок или тонкую косичку. Или они смазывали волосы жиром, придавали им немыслимые формы. Национальная одежда индейцев, скорее, была украшением, возможностью покрасоваться, чем необходимостью. На голове носили перья, разнообразно покрашенные и подрезанные, на теле - выдры, лисицы или другого животного. Количество перьев и вид меха определялись воинским рангом или особыми заслугами перед племенем. Например, шкуру пантеры можно было надевать только самому выдающемуся воину. В будни индейцы носили шляпы из древесной коры или соломы, которые защищали их от жаркого солнца. Равнинные племена сооружали корону из перьев. Южное население использовало сеточки для волос, а на лоб цепляло красную нить с нанизанными на нее ракушками, бисером.

Обувь

На ногах индейцы носили мягкие мокасины. Это был кусок кожи, стянутый сверху шнуром, который протягивали в дырки по краям. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой сразу несколько пар мокасин про запас. Существовала обувь с мягкой или более жесткой подошвой, высокая и низкая. Индейцы прерий богато украшали мокасины иглами дикобраза.

Украшения

Стиль индейцев в одежде отличался своеобразными этническими украшениями. На изделия из кожи наносились рисунки, вышивка, прикреплялась бахрома, бисер, ракушки. Особым атрибутом были перья. И мужчины, и женщины любили браслеты не только для рук, но и для ног, серьги. Ожерелья делали из перьев, семян плодов, оленьих копыт, скорлупы, когтей гризли, раковин и зубов животных. Позднее стали изготавливать украшения из меди, серебра и латуни. Чем массивнее они были, тем более высокое положение в обществе человек занимал. Индейцы очень любили наносить на тело татуировки, особенно это касается народов Юга. Но мужчины в основном применяли боевую раскраску, которая смывалась, чтобы выглядеть устрашающе на охоте и войне.

Одежда индейцев совсем не говорила о принадлежности их к определенному племени. Зачастую многие из них после победы в битве забирали трофеи себе и с гордостью их носили. Женщины украшали добытые в бою мужчинами рубахи бисерной вышивкой, охрой. И уже невозможно было разгадать, представителю какого племени принадлежит наряд. К тому же воины могли надевать головные уборы убитых соперников, чтобы сбить с толку противника.

Аксессуары

Одежда индейцев имела не столь большое значение, как другие дополняющие наряд вещи. У мужчин обязательно был томагавк - небольшой топорик, который являлся символом чести и доблести воина. Его рукоятку мастерили из оленьего рога или дерева, а лезвие было кремниевым или металлическим. Томагавк предназначался для ближнего боя, его украшали бахромой из замши и берегли.

До сих пор считается священным предметом для немногочисленных потомков индейцев. Изначально она была символом плодородия. Ее раскуривали по кругу, по очереди, чтобы призвать дождь. Дым символизировал облака. Позже трубку курили с европейцами для скрепления мирных соглашений. Украшением трубки мира были орлиные перья.

Индейцы до сих пор проживают на территории Америки. Сейчас четкие границы разделения народа по племенам практически стерлись. Но, несмотря на то что чистокровных индейцев осталось совсем мало, им все-таки удалось сберечь свою культуру и индивидуальность, и они продолжают глубоко чтить память своих предков.

В доколониальные и колониальные времена мокасины использовались индейцами почти на всей территории нынешних США и Канады. Они были менее распространены в Калифорнии, на северо-западном побережье, на Плато , где не только в тёплое время предпочитали ходить босиком, но и зимой, используя мокасины лишь для защиты ног от грубой земли и в сильные морозы. На Юго-Западе США в древности использовали плетёные и кожаные сандалии . Различную плетёную обувь применяли и на Юго-Востоке, где кожаные мокасины, видимо, стали распространяться только около 1000 лет назад. И также по всей южной части материка часто предпочитали ходить босиком. Причём для женщин ношение мокасин было ещё менее характерно. Мокасины использовались и европейскими поселенцами, особенно охотниками, трапперами , исследователями и др.

У разных племён были свои традиционные способы покроя мокасин. Изначально использовалась только сыромятная кожа оленя, лося, бизона, реже бобра или других животных, но довольно рано индейцы также стали применять и покупные дублёные кожи . Первоначально мокасины шили только при помощи шила или проколки жильными нитками, растительными волокнами и кожаными ремешками или же использовали иглы из кости, кованой меди. Применяли также иглы дикобраза и шипы растений . Позже появились стальные иглы и фабричные нитки.

Определённое сходство с индейскими мокасинами имеет обувь народов Севера и Дальнего Востока. Мокасины Юго-Запада имеют аналоги на севере Африки.

Особенности покроя

Цельнокроеные мокасины с центральным швом, украшенные иглами дикобраза, Восточный Вудленд, XVIII или нач. XIX в.

Мокасины с мягкой подошвой

В лесной зоне и первоначально на Великих равнинах мокасины изготовляли полностью из мягкой замшевидной сыромятной кожи (англ. buckskin , deerskin ), лишённой лицевой поверхности. Кожа ориентировалась бахтармой внутрь. Выкройки и, соответственно, готовые изделия у разных племён различались формой, мелкими деталями и орнаментацией. Хотя это не исключает использования в одном племени и нескольких типов покроев, так как похожие типы мокасин применяли самые разные народы. Но каждая пара мокасин обычно очень индивидуальна.

Чаще полностью или за исключением мелких деталей мокасины кроились из одного куска материала. Архаичным является широко распространённый у лесных восточных племён, в меньшей степени на равнинах (восточные сиу) и также известный в Калифорнии и на северо-западном побережье простейший вариант мокасина с одним вертикальным швом, образующим складки (мелкие или очень крупные) посредине подъёма (puckered-center-seam style ). Сзади проходит второй шов. Лиллуэт , нутка , чероки , семинолы , алабамы , мускоги мокасины этого стиля (их ещё называют «болотные мокасины») чаще сшивали не жилами, а кожаными ремешками. При этом вместо узелка на самом носке остаётся гладкий или нарезанный зубчиками расширенный кончик ремешка. На Юго-Востоке подошвы мокасин могли покрывать для защиты древесной смолой. Мокасины с центральным швом до середины XVIII в. носили апачи . Они сохранились для обрядового танца у навахо и как церемониальные - у осейджей . Последние сшиваются всего лишь через четыре пары отверстий спереди и две пары сзади с помощью кусков грубых жил. Такой крой модоки дополняли обрубленным носком , но только на летних мокасинах. Тоже простейшие, мокасины куапо и женские оседжей , однако, имеют шов проходящий не по подъёму, а по подошве. Позже старинный стиль часто стал заменяться мокасинами других покроев.

На северных и центральных равнинах, а также в лесной зоне и в горах у многих племён применялись мокасины из одного куска мягкой кожи, имеющие боковой шов, проходящий по носку и далее только с наружной стороны к пятке. Они чаще имели цельнокроеный язычок, но он мог быть также пришивным или вообще отсутствовать. Считается, что под влиянием европейской обуви именно мокасины с боковым швом стали образцом для мокасин с твёрдой подошвой (в основном на равнинах). Мягкие мокасины старого типа с боковым швом не исчезли из употребления. Так у черноногих они получили название «настоящие мокасины». Этот покрой сохранился и для зимних мокасин, сделанных мехом внутрь.

Видимо, не было распространено латание протёртых мокасины с мягкой подошвой, но некоторые индейцы (например, модоки) после того, как мокасин протрётся, пришивали твёрдую подошву. А так как подошвы обоих видов изнашивались быстро, то отправляясь в поход, воин имел не одну пару запасных мокасин . Если протиралась подошва у расшитого мокасина с жёсткой подошвой, то её выбрасывали, а украшенный верх использовали снова.

В мокасинах со срединным разрезом на подъёме, в который вшивается нижняя клиновидная часть язычка, использовалась не только мягкая, но и жёсткая подошва. Мокасины с жёсткой подошвой мескалеро апачей имеют длинную и узкую вставку, у ютов она покороче, а у осейджей разрез оставлен открытым, без язычка, но в его нижней части имеются отверстия для шнурка.

Сапоги апачей, раскрашенные краской

Штаны с мокасинами атабасков

Высокие мокасины

Часто мокасины имеют не декоративные, а такие лодыжечные клапаны или манжеты разной высоты, которые, если они не расшиты, можно поднимать или заворачивать вниз. Украшенные манжеты, скорее, всегда были подняты. Охватывая низ леггин, они спасают от холода и снега. Иногда присутствуют и манжеты, и декоративные отвороты. Иногда к горловине пришивают сплошные манжеты без разреза спереди и наполовину загибают их наружу. Мокасины стиля с вертикальным швом (puckered-center-seam style ) кроятся одним целым с манжетами. Высокие манжеты иногда могут иметь в передней части удлинения, которые помогают плотнее их запахнуть. Поднятые манжеты перевязывают длинными шнурками (ankle band ).

С конца XIX века имеются экземпляры, застёгивающиеся сбоку или спереди на медные или любые другие пуговицы. Редкий вариант представляет застёжка на паре мокасин шайеннов . У них обшитый бисером ремешок пришит к поднятому матерчатому манжету округлой формы только в районе пяточного шва. Спереди ремешок застёгивается на пуговицу. При обычных нешироких манжетах одна пуговица и петля находятся на их верхних углах. При более высоких манжетах пуговицы расположены на их удлинениях. Их уже от двух до пяти. На одной паре высоких мокасин не-персе они даже образуют плотный ряд из 11 штук. Это уже переходный вариант к мокасинам следующего типа. Пуговичная застёжка иногда может применяться вместе со шнуровкой.

В племенах южной части Великих равнин (кайова , команчи, южные шайенны), отчасти - Юго-Запада (апачи), у незамужних женщин мокасины (как с мягкой, так и с жёсткой подошвой) могут сшиваться с леггинами которые удерживаются подвязками под коленями. Леггины часто имеют сбоку или поближе к переду прикрытый клапаном разрез, который застёгивается на пуговицы (иногда образующие плотный ряд), завязывается кожаными завязками или просто запахиваются и обматываются шнурками. При использовании завязок, на клапан может быть нашита лишь для красоты пара рядов латунных пуговиц. Верх голенищ часто заворачивается вниз и украшен бахромой. Некоторые леггины без разреза имеют длину на всю ногу, что подтверждает их сплошная орнаментация. У других же длина намного уменьшается, так как рассчитана на заворачивание голенища наружу и вниз. Заворачивание может быть многослойным (вниз-вверх или вниз-вверх-вниз-вверх). При этом поверхности с орнаментом и пустые распределены так, что именно орнаментированные оказываются снаружи. В других племенах леггины и мокасины не сшивались (некоторые племена равнин, Плато и Большого Бассейна). У арапахо и черноногих применялись оба варианта. Пришивные леггины иногда были матерчатые.

Мокасины Юго-Запада (пуэбло, навахо, апачи, пайюты, валапаи, юма) имеют высокие манжеты, которые завязываются или застёгиваются сбоку на пуговицы, например, из немецкого серебра (нейзильбера) или серебряные работы навахов. Хотя в начале XX в. существовали мокасины апачей с застёжкой спереди (дополненной шнурком, опоясывающим мокасин на уровне сгиба стопы). (Реже, в начале XX в., и у более северных индейцев низкие голенища без отворотов могли сбоку также застёгиваться на пуговицы.) У пуэбло женские мокасины подобного покроя имеют по одной очень длинной манжете из толстой кожи белого цвета, которая несколько раз обматывается вокруг ноги и перевязывается ремешком ниже и выше колена. Но есть и вариант, когда обмотки в виде более узких полос или бинтов такой же кожи не соединяются с манжетами высоких мокасин. Часто и мужские, и женские мокасины Юго-Запада представляют собой сапоги высотой до колен, с цельными голенищами или так же застёгивающиеся сбоку. У навахо и пуэбло они иногда высотой только до середины икры. Если такие сапоги из мягкой кожи не имеют сверху завязок, то их голенища опускаются книзу гармошкой. Голенища или отдельно пришиваются к ботинкам, или скроены с ними как одно целое. В последнем варианте шитьё идёт сразу к подошве.

Также и в лесных регионах (атапаски и микмаки), кроме обычных мокасин с мягкой подошвой, были известны и сапоги до колен, а у атапасков имелась также обувь, которая составляла одно целое со штанами. То есть мокасины были пришиты к штанинам. Зимний вариант шился обычно из шкур мехом внутрь. Использовали меха самых разных животных. Мокасины могли быть и из рыбьей кожи . Подошвы к штанам-чулкам пришивались отдельно, из той же «ро́вдуги » или из кожи медведя и белухи (прибрежные атапаски). В разных племенах атапасков такие штаны носили или только женщины зимой в жилище, или мужчины и женщины в разное время года. В сырую погоду поверх обычной обуви надевали ещё «…верхние торбаса из рыбьих кож».

В поздний период канадскими белыми охотниками и индейцами (кри) стали использоваться высокие мокасины-сапоги (англ. moccasin boots , plainsman style ) со стягивающей шнуровкой европейского типа спереди, по всему голенищу.

Шнуровка

Мокасин с зашнурованной манжетой Томас Бейтман

Особенностью мокасин является то, что они обычно не имеют перекрёстной шнуровки через параллельные ряды отверстий. У равнинных типов шнурки -утяжки (кожаные ремешки), пропускаются через два или четыре (изредка и больше) парных поддерживающих отверстия (разреза), расположенных вокруг горловины посередине высоты мокасина. Шнурки завязываются на сгибе стопы или поднимаются чуть выше к углам разреза через пару двойных отверстий. Реже весь шнурок проходит под самой горловиной мокасина. Иногда шнурки пропускаются ещё и через пару отверстий на язычке или пропускаются через одиночные отверстия на противоположных верхних углах разреза. Бывает, что они не охватывают мокасин сзади, а закрепляются в отверстиях по бокам с помощью узелков. Если имеются только два отверстия на углах переднего разреза, то короткие завязки пропускаются через них и завязываются. Или же завязки двойные и держатся в отверстиях узелками. Хотя встречается вариант, когда используются две завязки: длинная - понизу через поддерживающие отверстия и короткая - через верхние угловые отверстия. Завязываются шнурки спереди бантиком (при двух шнурках - бантика два).

Часто для перевязи используется матерчатая лента, узкая или широкая. Она может проходить и под опущенным отворотом. Матерчатая лента бывает и пришита по краю всей горловины как оторочка, а её свободные концы образуют завязки. Но в этом же месте отворот может образовывать прошитую нитками кулиску, через которую и пропускается кожаный шнурок. Реже короткие ленточные завязки просто пришиты к передним углам горловины.

У мокасин с высокими манжетами утягивающие завязки гораздо длинней, чтобы их можно было обмотать вокруг голени, если требуется удерживать поднятые манжеты. Они также пропускаются через парные или одиночные отверстия, которые находятся на обычном месте или выше, в нижней части манжет. У подобных мокасин монтанье и наскапи вместо отверстий могут быть кожаные петельки, что способствует герметичности. Манжеты с передними выступами могут иметь на концах выступов по отверстию, которые помогают в обвязке. У мокасин лесных племён длинный кожаный шнурок может просто (без поддерживающих отверстий) пару раз обматывать горловину в месте соединения с поднятым вверх манжетом. Шнурки могут быть пропущены не только сзади вперёд, но и спереди назад. По второму варианту шнурки пропускаются через только два передних отверстия, перекрещиваются и идут назад. Они раза два охватывают манжеты без использования дополнительных отверстий и завязываются спереди. Ещё один вариант, когда шнурок идёт как обычно сзади вперёд, делает оборот и завязывается сзади.

Мокасины-сапоги также подвязываются в месте соединения ступни и голени. Для них только не требуется таких длинных шнурков. На Юго-западе шнурки мокасин-сапог могут быть пропущены не просто через отверстия, а через петельки, образуемые полосками кожи или кулисками из рядов четырёх ниток бисера. Если голенища из достаточно мягкой кожи, то имеют ещё держащие завязки по верху голенища. Если верхняя часть имеет отворот, то шнурок скрыт под ним. Для его поддержания иногда имеется пара двойных отверстий около разреза отворота.

Древнейшие известные мокасины имеют ещё перевязи через подошву и подъём, что позднее не практиковалось. Имеются примеры подражания европейскому способу шнуровки через отверстия (гуроны) и через три пары латунных колечек, пришитых на центральном разрезе (ирокезы). Шнуровкой европейского типа выделяются поздние высокие мокасины-сапоги стиля plainsman . У них спереди не разрез по всему голенищу, а две складки или пришитые полоски кожи с отверстиями по краям, через которые и производится перекрёстная шнуровка.

Украшение

Танцевальные мужские мокасины хопи. Конец XIX в.

Дастеры команчей, 1880-1890 гг.

Оформление мокасина следовало сложившемуся племенному стилю и использовало символику данного племени. При этом конкретно вложенное значение узора часто было понятно лишь самому владельцу. Мокасины часто вышивают бисером , окрашенными иглами дикобраза и лосиным волосом, а также другими материалами, наносят узоры краской. Последнее было характерно, например, для племён северо-восточного побережья США и Канады в XVII в. Оформление несёт определённый символический смысл. Также мокасины окрашивают целиком или частично. Цвет придаёт и копчение, хотя время от времени возникала мода - в том числе и в резервационный период - на использование белой кожи. Отвороты мокасин также иногда расшивают, например, иглами дикобраза. Иногда отвороты делают из ткани или обшивают их тканевой аппликацией. Но высокие отгибающиеся манжеты, за редким исключением, не украшают. Бисером часто расшит и вывернутый наружу длинный язычок мокасина. Полоска бисерного шитья стиля «ленивый стежок» может прикрывать шнурок, проходящий вокруг горловины, образуя подобие кулиски, сплошной или из отдельных фрагментов. Сами шнурки также могут украшаться. Задняя незавязывающаяся часть изредка обматывается окрашенными иглами дикобраза, а шнурки современных мокасин атапасков украшают на концах кисточками из цветных шерстяных ниток. В степных племенах с 1880 г. (в резервациях) вышивали бисером (редко - иглами дикобраза) даже подошвы мокасин . Считается, что они предназначались для погребальной, свадебной и других церемоний, хотя известно, что в них и ходили. Исключительно редкое украшение - перфорация верха мокасина (военное общество Медведи у черноногих).

Для племён южных равнин (команчи, кайова, кайова-апачи , шайенны, арапахо , вичита , тонкава , реже апачи) характерны так называемые «дастеры» (англ. dusters , буквально - пылевики) - мокасины с длинной бахромой на подъёме и вертикальном пяточном шве. Бахрома на пяточном шве может быть нарезана не полностью, а так, что сверху остаётся широкий целый лоскут. Бахрому на подъёме может заменять ряд висящих жестяных конусов. Некоторые мягкие мокасины оджибве стиля «куропатка» имеют по центральному шву не очень длинную бахрому.

Изредка равнинные мокасины с жёсткой подошвой украшены короткой бахромой вокруг всей подошвы, которая нарезается из выступающей полосы ранта. Но у мокасин с жёсткой подошвой, а также у мягких с наружным боковым швом эта бахрома может быть и довольно длинной. При этом она усложнена поперечным соединением всех бахроминок шнурком и обмоткой каждой у основания иглами дикобраза. Такая бахрома не захватывает внутреннюю сторону мокасина, но она может дополняться невероятно длинной бахромой на вертикальном пяточном шве. Короткой бахромой по круговому боковому шву нлака-памуки Плато (Британская Колумбия) украшали мокасины с мягкой подошвой. Её или накладывали поверх шва, или также вшивали как рант. Бахрома делалась круговой, ограничивалась наружной стороной или занимала только часть наружного бокового шва.

Мокасины степных племён иногда имеют на пятке, по центру подошвенного шва, бахрому всего из одной или двух-трёх коротких или длинных полосок. У черноногих пяточная бахрома бывает частично обёрнутой иглами дикобраза или бисером и имеет поперечное соединение с помощью крупных бусин. Или же бусины нанизываются на бахроминки. У мокасин с мягкой подошвой такой элемент выкройки как пяточный язычок, может быть не пришит, а оставлен свободным (trailer ), в виде просто квадратика кожи или нарезанным зубчиками или бахромой. Также оставляют болтаться на пятке не до конца удалённые лунообразные вырезы, которые получаются при Т-образном шве. Очень редко в бахрому нарезается горловина мокасина.

У шайеннов было украшение для лучших мужских мокасины в виде пришитых к пяткам бизоньих хвостов или полосок с бороды бизона, которые волочились по земле. Подобное оформление мокасин могло относится к системе градации подвигов. Так, к мокасинам пришивали по хвосту койота, скунса или лисицы, обозначая этим убитых врагов (у кроу каждый из них означал один подвиг). На картинах Бодмера видно, как их прикрепляли сзади к пяткам или к горловине или же сбоку - к внешнему углу отворота. Там же запечатлены и другие украшения мокасин манданов и хидатса : широкие накладные меховые отвороты (которые могут быть как с короткой шерстью, так и с очень длинной) и волочащиеся лентой по земле очень длинные внешние концы таких отворотов. Последние также меховые, но с другой стороны покрашены в красное и украшены вышивкой по краю . Такие отвороты могут быть не соединены с мокасинами, а крепились поверх них с помощью своих завязок. Их делалили мехом наружу или вовнутрь. Такие украшения из медвежьего меха вместе с когтями применялись, например, шаманами сиу. У манданов запечатлено и ещё более громоздкое украшение. К пяткам прикреплён хвост, имеющий красный цвет, удлинённый украшением с четырьмя волосяными прядями на конце, которые оформлены обычной для них обмоткой и бусинами .

На южных равнинах откидные клапана леггин высоких женских мокасин часто украшались 1-3 рядами металлических блях из мельхиора, меди, латуни или серебра, гладкими или с орнаментом. С их обратной стороны были припаяны петли для крепления. Навахские мастера делали бляхи из слитков серебра, а остальные использовали переделанные из монет . Из более дешёвых металлов индейцы штамповали и вытачивали бляхи сами, пока не перешли на более красивые покупные.

Мокасины юго-западного покроя чаще вообще не украшают. Единственным украшением могут быть круглые бляхи из серебра или мельхиора, служащие застёжками. Но для Юго-запада особенно характерно применение окраски. Например, у пуэбло женские мокасины имеют подошву, окрашенную чёрной краской или красной охрой , тогда как верх и легины - натурально белые. (Цветным может быть носок мокасина.) Мужские же мокасины (у пуэбло зуни , акома , хопи и у навахо), наоборот, имеют светлую подошву, а верх носка и иногда голенище - коричневые, красные, синие, реже чёрные. Но украшения мужских танцевальных мокасин хопи и зуни могут быть более сложными. Это касается и применения бисера, и раскраски (площадями или в виде узоров), и других элементов, например, отворотов на голенище, бахромы. Они имеют на середине подъёма декоративный кожаный язычок, обычно многослойный, а заднюю их часть охватывает своеобразное украшение в виде свободно закреплённой кожаной полосы, вышитой цветными нитками в технике макраме, бисером или иглами дикобраза. Мужские танцевальные мокасины могли сверху краситься полностью белой краской , кроме отворотов голенищ, которые были красными с жёлтой окантовкой и разноцветного язычка. Декоративные нефункциональные язычки имелись и на высоких мокасинах яков . Изредка украшался и кикер. На его передней поверхности вырезались и покрывались краской углублённые узоры (апачи).

В настоящее время бисером украшают высокие обмотки женских мокасин пуэбло, чего раньше не делали. Обильно украшают вышивкой и мехами сапоги атапасков. Есть примеры, когда современные индейцы расшивают бисером и другую обувь, обычно кеды , что придаёт им вид мокасин. А разрисовывать ботинки под мокасины советовал детям, играющим в индейцев, ещё Сетон-Томпсон .

Древнейшие находки

В настоящее время известными древнейшими мокасинами являются обнаруженные в пещере Хогап , штат Юта, мокасины, датируемые 420 годом нашей эры.

В начале 1930-х гг. в пещере на мысе Промонтори Большого Солёного озера был обнаружен 800-летний клад из 250 мокасин. Они относятся к получившей такое же название культуре промонтори , хронологически расположенной между доисторической культурой фремонт и историческими шошонами . Обувь выполнена в стиле «сморщенный носок», позже характерном для племён северо-западного побережья (тлинкиты , цимшианы). Имеются детские и взрослые размеры. Материалом служила шкура бизона, а также оленя, лося, вилорога и медведя. Сшиты жилами и растительными волокнами. Имеются следы ремонта. Во многих мокасинах находятся стельки из размолотой коры можжевельника. Некоторые украшены бахромой и имеют остатки вышивки иглами дикобраза.

    Мокасин стиля «фремонт» из пещеры Хогап, Юта, 420 г.

    Мокасин стиля «hock » из пещеры Хогап, Юта, 420 г. Шкура бизона, травяная набивка

    Мокасины из пещеры Промонтори I, Юта, 1225-1275 гг.

    Мокасин из пещеры Промонтори I, Юта, 1225-1275 гг. Шкура бизона шерстью внутрь и шерстяная набивка

Необычные мокасины

У ирокезов, кроме обычных мокасин был и своеобразный старинный вид. Для него использовали часть цельной шкуры с голени задней ноги лося, которая имеет подходящую для этого форму. Иногда мокасины делали из задних медвежьих лап, причём вместе с когтями. Похожим образом использовали и когтистые лапы крупных черепах.

Мокасины с жёсткой подошвой могли иметь не кожаный, а парусиновый верх - вариант летней или бедной обуви.

При ремонте мокасин индейцы могли подшивать к ним части от старых европейских ботинок (а именно верхнюю половину с отверстиями для шнуровки) .

Плетёные мокасины

У ирокезов и других восточных племён известны плетёные мокасины из листьев кукурузы и древесных волокон. Предполагают, что подобная обувь применялась также для защиты кожаных мокасин.

Плетёные мокасины как вид зимней обуви или обувь для переходов по пересечённой местности или через покрытые коркой снега были известны в Калифорнии, Большом Бассейне и на Плато у модоков, нлака-памуков, шошонов, кламатов, пайютов . Для трудных переходов могли иметь ещё пару или две про запас. Их плели из коры некоторых видов полыни (например, лат. Artemisia tridentata ); из разных видов болотных растений: местного вида осоки - tule (лат. Schoenoplectus acutus ), ситника ; на юге региона (южные пайюты) - из юкки ; а также из других трав. В отличие от простых сандалий, они изготовлялись с закрытием подъёма стопы или в виде тапочка и различались по нескольким способам плетения. Ранние их образцы сохранились ещё от палеоиндейцев , а поздние уже испытывали влияние евро-американской обуви.

Мокасины, плетённые из осоки, могли носиться непрерывно 10-20 дней, а из полыни - несколько дольше, но они были более трудоёмки в изготовлении. Утепляли их корой, мехом или сухой травой. Считается, что мокасины из полыни лучше держат тепло, даже после промокания. Нлака-памуки делали из полыни не только низкую обувь, но и более высокие ботинки и даже сапоги. Иногда их украшали маленькими перьями. Ботинки дополняли кожаными деталями: на носке и окаймляли разрез на подъёме, что позволяло сделать обычную шнуровку.

Использование мокасин

Многие мокасины имеют очень длинный подъём и соответственно маленькую горловину. Чтобы надеть такой мокасин, нужно загнуть внутрь заднюю часть и вставить ногу как в шлёпанец, а затем уже натянуть задник.

Тонкая сыромять мокасин легко промокает, но их и легко высушить. Обычно их подвешивают над очагом, где они дополнительно обрабатываются дымом.

В северных районах зимой носят мокасины из шкуры с шерстью - мехом внутрь, что наблюдается и на древнейших сохранившихся образцах, сделанных из шкуры бизона. Реже шили мехом наружу - для защиты от воды. Причём меховые мокасины предпочитали женщины. Зависит о региона, но всё же дополнительное утепление кожаных мокасин было нехарактерно. Это делалось с плетённой обувью. Зимой в такие мокасины набивали шерсть, сухую болотную траву, волокна полыни, вставляют меховые стельки. В мягкую погоду обходились только набивкой под ступню, а в холод утепляли также и верхнюю часть, например, волокнами полыни. В более холодных местностях и в кожаные мокасины надевали и сейчас надевают носки из тонкой кожи, из меха сурка или кролика. Обходятся и без носков, но при этом мокасины делают из кожи двойной толщины. В настоящее время в северных канадских лесах зимой используют по нескольку вкладок из тонкого фетра , которые имеют такой же покрой, как и сами мокасины.

Так как у мокасин обычно имеются щели между язычком и боковинами, куда может попадать мусор и снег, то некоторые белые пользователи в эти места вшивали кожаные треугольнички.

Чтобы новые мокасины скорее приняли форму ступни, иногда начинают носить новую пару с ещё не просохшими подошвами (сиу, кроу). Также мокасины могут разнашиваться в процессе носки. И, например, женщины кроу, которые предпочитали тугие мокасины, перекраивали их для себя по нескольку раз.

Распространение обуви в Северной Америке

Обувь у индейцев Северной Америки
Племя Всегда босые Часто босые Болотные мокасины Мокасины Сандалии
Юго-Восток
Алабама
Каддо
Калуса
Чероки
Чикасавы
Чоктавы
Крики
Начтезы
Повхатаны
Секотаны
Семинолы
Сиуанские народы
Тимуква
Ючи
Северо-Восток
Абенаки (западные)
Оджибве
Делавары
Фокс
Гуроны
Ирокезы
Меномини

C незапамятных времён человек заботился о том, во что обуть свои ноги. Жёсткая трава, россыпь камней, просто твёрдый грунт или холода, всё это требовало чего-то, что могло дополнительно защитить конечность и сохранить тепло. Обувь из кожи по типу индейских мокасинов можно отнести к одной из самых архаичных форм обуви человека и, в то же время, одной из самых удобных. По сути дела это два куска кожи, сшитые друг с другом и стянутые вверху шнурком.

У североамериканских индейцев практически каждое племя имело свои "технологии" изготовления мокасин. Но при самых различных исполнениях объединяло эту обувь одно - делалась она из очень мягкой, хорошо выделанной замши. Именно характерный "материал" выделял индейскую обувь. В зависимости предназначения подошвы могли быть как жёсткими, так и мягкими. Также мокасины могли быть высокими или низкими, совсем тонкими или утеплёнными мехом для зимы. Материалы использовались разумеется исключительно натуральными, а в качестве "фурнитуры" применялись бисер, иглы дикобраза и т.п. экзотика

Во времена дикого запада индейские мокасины стали очень популярны не только среди коренного населения Америки, но и у белых. Трапперы, охотники, фермеры и люди многих-многих занятий с удовольствием носили индейские мокасины, которые продавались в многочисленных американских торговых факториях наряду с другими индейскими товарами вроде дичи, рыбы и пушнины.


Со временем классические мокасины значительно видоизменялись в зависимости от требований времени, а иногда и просто из-за моды. Однако в основе довольно большого количества современной обуви лежит именно эта практичная индейская обувь. Сначала это были лишь утилитарные охотничьи ботинки (так называемые hunter boots, с "мокасинным носом", выпускаемые и поныне очень многими современными производителями обуви от традиционных утилитарных американских контор наподобие до различных домов высокой моды за пределами США).

Яхтенные туфли топсайдеры, цивильные ботинки "толстосума на отдыхе" лоаферы, и даже некоторые грубые надёжные рабочие ботинки наподобие Red Wing или Torogood, пусть и очень непохожи друг на друга, но в своей первооснове также отсылают нас к идее индейских мокасин.


В наши дни, когда в поисках "настоящих вещей" и "того самого качества" производители с завидным постоянством обращаются к "историческому наследию" так часто, что порой от названий фирм уже начинает рябить в глазах. Все говорят о настоящих "американских традициях" (пусть даже это и фирма-новодел), традиционных технологиях и проверенных временем моделях из "дедушкиного сундука". Таких компаний-производителей стало сейчас так много, что покупатель нередко впадает в ступор и зачастую руководствуется при выборе необходимого товара не объективными критериями, а красивыми маркетинговыми легендами, которые, чего греха таить, иногда имеют в своей основе изрядную долю лукавства.

Однако среди такого огромного выбора есть настоящие жемчужины и непререкаемые авторитеты, являющиеся эталоном качества. Сами эти компании делают очень самобытную (хотя чаще всего и достаточно недешёвую) продукцию и никому не подражают, наоборот им подражают более мелкие производители, пытаясь продать свой товар, в чём-то имитирующий товар, производимый "столпами жанра". Не хочу сказать, что подобная идея напрочь провальна, бывают довольно неплохие экземпляры, но речь сейчас не о них. Я попробую дать довольно общее представление о продукции американской компании Yuketen и рассказать о личном опыте покупки продукции этой компании в зарубежном интернет-магазине.

Сейчас ни для кого не является секретом, что самыми рьяными почитателями традиционной американской одежды и коллекционерами винтажа 40-50-х годов являются японцы. Именно к японским маркам отправляется заинтересованный покупатель, когда речь идёт о традиционных американских джинсах, сделанных по всем канонам, реплик курток американских военных лётчиков или же спортивном трикотаже по мотивам тех времён.

Именно японец Юки Матсуда (Yuki Matsuda) стал основателем компании Yuketen. Заметим правда, что это американская компания. Юки основал производство в далёком уже 1989 году.


Целью было изготовление современной повседневной обуви, но с отсылом к традиционной американской обуви на основе индейских мокасин. Первоочередное внимание было уделено именно придирчивому отбору материалов и тщательнейшей выделки кожи. Для Yuketen с их допотопным оборудованием и кропотливым ручным трудом вполне характерны небольшие тиражи в каждой коллекции. Однако если покупатель что-то не успел купить в этом сезоне, с большой долей вероятности он сможет купить эту же модель (возможно в несколько ином цветовом решении), так как от коллекции к коллекции Yuketen выдерживают вполне традиционный модельный ряд, не подвергающийся сколь-нибудь сильным изменениям год от года.

Вообще следует заметить что продукция Yuketen - это не "историческая реконструкция" старых винтажных образцов, как это зачастую сейчас принято. Их модели - это абсолютно удобная современная обувь, которая скорее пригодна для путешествий по "урбанистическим джунглям", нежели для прогулок по лесу. В старых индейских образцах черпается лишь вдохновения и некое сходство внешних форм и некоторых деталей. Сам основатель говорит, что он всего лишь делает современную обувь для современных людей, просто делает её творчески и с душой.


На производстве в этой компании царит самый настоящий дух старинной мастерской. Изготавливают обувь настоящие мастера-сапожники, многие операции выполняются только вручную.


Например край moc toe прошивают только вручную. При желании, конечно же, эту операцию можно "доверить" и машине, но здесь считают, что обувь, пошитая человеческими руками, "имеет свою душу" и каждая пара, изготовленная мастером-обувщиком, будет абсолютно неповторимой. Более того, большая часть всей продукции Yuketen выполняется одним мастером, то есть, если вы, например, держите в руках пару замшевых мокасинов, то они сделаны от и до одним мастером, другую пару из этой же партии, возможно, делал уже другой мастер. Нередко на изделиях видна лёгкая неровность стежков, но это ни в коем случае не брак, это именно особенности ручной работы (без всякого позёрства и рекламного лицемерия).

В настоящее время Yuketen стали производить не только обувь, но и некоторые кожаные аксессуары, например поясные ремни. Подход к производству всё тот же: тщательный подбор материалов, традиционный классический дизайн и японская знаменитая одержимость качеством конечного изделия.

Моё знакомство с обувью этой марки состоялось во время распродажи в британском магазине Superdenim.co.uk

Сам по себе магазин представляет из себя довольно уютное как онлайн, так видимо и оффлайн пространством с десятком-другим характерных марок среди которых есть в том числе и обувь Yuketen. Основу ассортимента магазина составляют довольно маститые марки хорошо известные покупателю который ищет комфорта, максимального качества, ну и пожалуй минимального узнавания всего этого добра на улице. То есть с ассортиментом всё довольно типично. Крепкий набор из японских, американских и европейских производителей. Человека можно смело одевать в этом магазине с головы до ног.

Цены... Цены довольно высокие. Но здесь дело не сколько в магазине, сколько в ценовой политике представленных марок. Однако нет худа без добра, в период распродаж магазин довольно щедро скидывает цены (сейл где-то до 50% на некоторые марки). Плюс периодически в Superdenim проводятся акции с бесплатной доставкой или рассылкой промо-кодов для дополнительных скидок (как правило на 10-15% не более). НДС магазин вычитает автоматически, для этого саппорт беспокоить не нужно. Доставка на данный момент у магазина присутствует экспресс-DHL (от Федекса они к сожалению по каким-то причинам отказались), и вполне бюджетная доставка государственной почтой Великобритании Royal Mail. Этим способом доставки я и воспользовался, да и всем остальным покупателям рекомендую использовать именно обычную почту, это и объективно дешевле и нет проблем как с DHL (DHL не работает с физлицами в очень многих регионах и имеет дополнительные ограничения).

Сам по себе магазин достаточно удобный, клиентский саппорт отвечает где-то через день-два, но отвечает всегда обстоятельно и по делу. Если надо снять мерки какой-либо вещи или проконсультироваться "подойдёт-не подойдёт размер" здесь магазин очень хорошо консультирует. Трекинг выдают так же при личном обращении письмом в саппорт. Так что магазин достойный, рекомендую взять на заметку.


Я купил модель Yuketen Blutcher. Это лаконичные мокасины песочного цвета. Я решил носить их летом. В принципе они вполне подойдут и для носки сухим осенним или весенним днём. Однако цвет лучше выбрать в этом случае потемнее (там много вариантов расцветки производится). Например вот такой расцветке, которая будет очень хорошо сочетаться с джинсами.


Моя посылка была получена где-то через две недели после отправки магазином (заказ собирался дня три). Я считаю это нормальный срок для обычной почты. Упаковано всё было в обычный полиэтиленовый пакет Royal Mail.

Внутри небольшая картонная коробка с логотипом. И довольно простой матерчатый мешочек для хранения обуви с красивой кожаной биркой на которой выдавлен логотип марки и с гордостью написано, что этот товар сделан мастерами "кожевенных дел" в США.



Вообще мокасины производят впечатление буквально как только их извлекаешь из коробки. Замша довольно толстая, но потрясающе мягкая. Это может показаться смешным, но вещь действительно интересно трогать, рассматривать и совершенно не хочется выпускать из рук. То есть если сравнить эти мокасины например с какой-либо популярной качественной массовой маркой (пусть это будут топсайдеры от Sperry), то мы увидим, что там более тонкая и несколько более грубая кожа. При этом ни в коем случае не могу сказать что Sperry сделаны плохо или из некачественного материала. Просто видна разница в подходе к производству. В одном случае это производство огромными тиражами при возможной экономии с сохранением качества до приемлемого уровня, с другой стороны это небольшие тиражи и ручное производство. Кстати "руки" действительно заметны, достаточно просто внимательно посмотреть на мокасины.

Подошва прошита снизу, примерно так же как у топсайдеров (это типично для подобного типа обуви). Никакой тяжести она для общего веса мокасинов не добавляет. По весу это вполне комфортная летняя обувка.


Цвет хорошо подойдёт для лета (цвет Orion Khaki). Будет хорошо сочетаться с брюками-чинос и тому подобной летней одеждой. Теоретически можно носить и с джинсами однако здесь есть свой нюанс. Если это джинсы из необработанного денима, то они так или иначе будут немного "красить" обувь. А вот такая мягкая светлая замша это как раз самый "излюбленный" вариант для синих ковбойских штанов. В общем вкратце скажу, что оттереть синие разводы на светлой замше - работа не из лёгких. Так что для носки с джинсами лучше взять другой цвет, например такой как был приведён выше для осени. У Yuketen, как правило, довольно большой выбор цветовой гаммы для каждой модели.


Ещё один приятный момент. Обычно кожаные шнурки на такой обуви доставляют довольно много неудобств. А именно имеют свойство развязываться в самые неподходящие моменты. Я очень долго мучился в своё время со Sperry, вплоть до того что хотел просто пришить или приклеить эти шнурки, что бы зафиксировать узел:) В случае с Yuketen таких проблем почему-то у меня не возникло. Вроде и там и там, кожа но факт остаётся фактом - эти шнурки при "тестовой носке" у меня самопроизвольно не развязывались.

Пятка у них абсолютно нежёсткая. Так что можно носить сразу на босу ноги и не бояться набить мозоли при первой же носке. И вообще это та обувь которую точно не придётся разнашивать и "размягчать" кожу. Повторю, кожа хоть и довольно толстая, но ОЧЕНЬ мягкая.


Внутри проложена такая же кожаная эргономичная стелька. При носке босиком это довольно удобно и добавит комфорта при носке, ноги скажут вам "спасибо")). На стелька так же выдавлено "Yuketen made by leather artisans in USA".


Что касается размера, то тут есть несколько своих нюансов. Размер у этой обуви не "кроссовочный". Например я ношу Adidas и некоторые модели Nike и New Balance в размере 9.5US. Для этой обуви я взял 9US и абсолютно не прогадал. Нога зашла плотно, но без излишнего давления. Вообще обувь "мокасинного типа" изначально должна весьма плотно сидеть на ноге и немного принимать её форму. В любом случае мягкая замша немного растянется. Что касается полноты, то на коробке значилось обозначение Е, что означает всё-таки "широкая". На самом деле полнота скорее на среднюю ногу, то есть по моим ощущениям ближе к полноте D. Но повторюсь, это только личные впечатления, ноги у всех разные и ощущения от обуви то же могут быть различными.