Социально бытовая ориентировка - одно из направлений социального воспитания детей с нарушениями интеллекта в рвботе учителя - дефектолога. Презентация на тему "социально-бытовая ориентировка"

© Субчева В. П., 2012

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012

Программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5–9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пояснительная записка

Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние пять лет, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Социальная адаптация, т. е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Положение детей с ограниченными возможностями является плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых, семейных проблемах.

Социально-педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально-бытовой ориентировка». Но, несмотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство.

Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально-бытовой ориентировке.

Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью и стать полноправным членом общества.

Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната.

Условия освоения программы: данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а также посредством проведения практических работ и экскурсий.

Задачи курса:

– формирование у воспитанников коррекционной школы навыков самостоятельной жизни;

– освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

– развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

В результате обучения по предложенной программе у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, а также самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Освоение программы осуществляется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.

Формы организации занятий следующие.

Лекции:

– беседы учителя предполагают непосредственный контакт с учащимися. Использование данного вида занятий позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;

– уроки с разбором конкретных ситуаций, предполагают обсуждение конкретных жизненных ситуаций.

Практические занятия дают возможность обучающимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельности: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 класс. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Ресурсы программы: общая продолжительность программы 68 часов для каждого класса, то есть 2 часа в неделю.

Введение

Предмет СБО призван дать умственно отсталым детям знания и практические навыки принятых в данном обществе норм поведения в своих действиях. На урокам ученикам объясняют и показывают, как надо поступать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. К концу обучения все эти знания приводятся в систему, осознаются учащимися как необходимое руководство к действию. Знания, которые дают учителя социально-бытовой ориентировки о правилах и нормах поведения, и практические навыки позволяют формировать сознательное стремление учащегося коррекционной школы овладеть нормами, принятыми в обществе. Личный опыт воспитанников еще очень беден, поэтому умственно отсталый ребенок может нарушать эти нормы лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать, как применить то, что он уже успел усвоить. Нередко учащиеся усваивают многое по подражанию, наблюдая за поведением взрослых, часто отрицательным. Поэтому большое внимание учителю СБО следует уделять осознанию ребенком своего поведения, своих действий. Это необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения, а это в свою очередь является одним из путей формирования нравственно-волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и совместных усилий и учителя СБО, и родителей, и воспитателей. Так, научившись мыть посуду, школьник постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязанность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привычной, а затем он просто не может оставить после себя грязную посуду. Человек, привыкший на ночь умываться и чистить зубы, обычно испытывает неприятное чувство, если он должен обойтись без привычного и уже необходимого вечернего туалета. У такого воспитанника вообще выработана привычка к чистоте, опрятности, аккуратности.

Для воспитания навыков и привычек, необходимых выпускнику специальной школы, нужно позаботиться об организации упражнений в тех или иных поступках. Это можно делать на уроках во время сюжетно-ролевых игр, во время экскурсий, поездок. Такие упражнения требуют, чтобы учащийся, зная, что у него получается и что не получается, стремился бы овладеть тем или иным действием, навыком, преодолеть свою скованность, свой комплекс неполноценности или наоборот, свою завышенную самооценку, зазнайство. Большую роль на данном этапе играет такт учителя или воспитателя, знание психологических особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход. Для того чтобы упражнения были эффективны, необходимо, чтобы они сопровождались положительной эмоцией у ребенка. Это может быть одобрение учителя или воспитателя, положительная оценка товарищей и т. д.

В 5 классе систематическая работа по привитию навыков и привычек, по овладению детьми необходимыми знаниями идет, как правило, успешно и эффективно. Это связано с тем, что дети чувствуют себя достаточно взрослыми, ведь они перешагнули за порог начальной школы. Но в то же время, они сохранили уважение к учителю, и каждое его слово для них все еще закон. Дети чувствуют, что заняты нужным и серьезным делом, изучая новый интересный для них предмет. Дети более старшего возраста, особенно подростки, часто испытывают чувство неловкости, скованности при проведении сюжетно-ролевых игр, при выполнении тренировочного упражнения во время экскурсии. Эта возрастная особенность затрудняет работу учителя СБО при формировании нужных практических навыков. Поэтому в 5 и 6 классах нужно постараться дать детям возможность усвоить как можно больше нужных привычек. Это основа их будущего поведения в самостоятельной жизни.

Как уже говорилось выше, детям свойственны способность и стремление к подражанию, поэтому учитель должен быть образцом во всех своих действиях, следить за собой. В противном случае эффективность всей его работы резко снижается.

Необходимо помнить еще и об особенностях применения детьми знаний, полученных на уроках СБО, об их тесной связи в сознании ребенка с определенной знакомой ситуацией. Например, учащиеся, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, несколько раз в день, т. е. они расширяют сферу применения правила. Или приветствуют только тех взрослых, учителей, которых они хорошо знают, а тех, кого не знают, не приветствуют. Детей надо специально учить применять полученные ими знания в разных ситуациях.

Если на уроке во время сюжетно-ролевой игры дети ведут себя неправильно, то это, конечно, не формирует навыка, но с помощью учителя при анализе поведения воспитанники учатся критически оценивать свое поведение, сделать для себя определенный вывод.

Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе идет на протяжении ряда лет. Но по этому предмету для умственно отсталых детей нет учебника, который содержал бы изложение теоретического материала, примерные практические работы. Такой учебник помог бы учителям разнообразить приемы обучения. Кроме того, дети могли бы закрепить знания, полученные на уроке, читая на самоподготовке тот или иной параграф учебника.

Учитывая данные обстоятельства, предлагается учебное пособие, которое может выполнить функции учебника и оказать помощь детям лучше усвоить программный материал.

Статьи пособия подобраны в соответствии с программой. Некоторые параграфы можно не изучать отдельно, а объединить с практической работой, а сам параграф задать на дом как закрепление материала, изученного на уроке. Например: «Заваривание чая», «Ваше лицо и прическа», «Чистка кухонной посуды».

Следует помнить, что при проведении сюжетно-ролевой игры «У парикмахера» учителю нужно быть особенно тактичным и осторожным. Дело в том, что выбор прически зависит от недостатков и достоинств лица, причем первые надо замаскировать, а вторые подчеркнуть. Умственно отсталые дети очень болезненно реагируют, когда отмечают их недостатки. Поэтому ведущую роль в этой игре должен взять на себя учитель и, ни словом не упоминая о недостатках лица, шеи, фигуры, говорить только о привлекательных чертах. Например, вместо того, чтобы сказать: «Так как у Лены короткая шея, ей не идут длинные волосы», – можно произнести: «Лене очень пошла бы короткая стрижка. Леночка и так симпатичная девочка, но с короткой стрижкой она превратится просто в красавицу». И в таком же духе нужно говорить о каждом «посетителе» «парикмахерской».

На практических работах по теме «Одежда и обувь» можно привести в порядок обувь всех учащихся. Детям очень нравится, что их обувь, не очень чистая в начале, в конце урока блестит от крема и кажется новой.

Особый интерес учащихся 5 класса вызывают практические работы по теме «Питание». Несколько практических работ по данной теме можно соединить в одну. К примеру, тему «Сервировка стола к завтраку» можно повторять на каждой практической работе. К ней вы можете присоединить тему «Бутерброды», «Заваривание чая», «Приготовление яичницы». Тогда в конце урока у вас в кабинете будет сервирован стол для завтрака и готов сам завтрак. К тому же во время дегустации ваших блюд у вас будет возможность научить детей правильным манерам и правилам этикета за столом. После «завтрака» дети научатся, как правильно вымыть чайную и кухонную посуду. Поэтому, не обязательно выносить тему «Чистка и мытье кухонной посуды» в отдельный урок, так же, как и тему «Сервировка стола к завтраку».

Пристальное внимание нужно уделить теме «Правила дорожного движения». Здесь следует отдельно изучить теоретический материал, а потом совершить экскурсию в общественном транспорте, обращая внимание на те положения, которые подробно объяснялись учителем. Пусть сами учащиеся объяснят, почему надо поступать именно так, как сказано в правилах, а не иначе. Уместна здесь сюжетно-ролевая игра «В троллейбусе». Дети 5 класса охотно исполняют роли водителя троллейбуса, кондуктора, пассажиров «с детьми» и т. д.

Учитель может использовать материал пособий по своему усмотрению. Например, изучить правила обращения с пылесосом можно в процессе сюжетно-ролевой игры в «дочки-матери», где роль мамы играет вначале учитель и объясняет своим «детям» как правильно пользоваться пылесосом, при уборке «квартиры». Затем эту роль можно поручить ученику. Играя, дети весьма успешно овладевают навыками обращения с пылесосом. А практические работы по стирке изделий можно превратить в настоящий праздник для детей и постирать все кукольные вещи. Дети с восторгом принимают предложение учителя освежить все вещи кукол, а затем и выгладить их. Все показывают, какие они хорошие хозяйки и старательно выполняют все инструкции по ручной стирке.

Особое внимание следует уделить правилам безопасной работы. Целесообразно начинать изучение темы с заучивания правил безопасности.

Что касается изучения рецептов приготовления различных блюд, то это тоже лучше делать в ходе практических работ, а домашним заданием может служить повторение теоретического материала.

При изучении темы «Ремонт одежды» в классе можно открыть «мастерскую». Мальчики могут играть роли «клиентов», а девочки «приемщиц», «администраторов» и «рабочих». Причем, «клиенты» могут контролировать выполнение их срочного заказа, а работницы мастерской объясняют, как они выполняют заказ. Учитель выступает на вторых ролях и лишь направляет работу «ателье» в нужном направлении. Эти игры очень нравятся детям, и их использование гораздо эффективнее в усвоении материала и навыков, чем простое заучивание теории.

К тому же, если дети в 5 и 6 классах привыкают играть в сюжетно-ролевые игры, то эту практику можно с успехом продолжать в старших классах. Особенно успешно происходит усвоение материала с помощью сюжетно-ролевых игр по теме «Уход за грудным ребенком», «Взаимоотношения в семье» и тому подобным. Поэтому применение таких методов желательно использовать как можно чаще.

В старших классах успешным будет использование интегрированных уроков. Например, при изучении раздела «Трудоустройство» учащиеся должны научиться писать заявление, доверенность, автобиографию. Раздел «Деловое письмо» есть также в программе по письму. Поэтому можно объединить уроки СБО и письма, провести их как сюжетно-ролевые игры. Тему «Подсчет расходов на косметический ремонт» легко можно соединить с математикой. А если занятие по СБО, где разучиваются колыбельные песни, соединить с уроком музыки, то оно станет незабываемым для учеников.

Интегрированные уроки очень нравятся подросткам, так как всегда содержат игровые моменты. Конечно, такие уроки требуют большой подготовки, и, как показывает опыт, учащиеся гораздо лучше усваивают в игре знания, которые им необходимы в самостоятельной жизни. К тому же, они высвобождают время для практической отработки полученных навыков.

Оправдывает себя и применение компьютерных игр, например, при изучении правил дорожного движения или при изучении темы «Одежда». Но они не должны применяться слишком часто, хотя дети их очень любят. Поиграть в интерактивную компьютерную игру можно на дополнительном занятии.

Человек – существо общественное, или – выражаясь по-научному – социальное. Необходимость выживания в сообществе себе подобных сформировала Homo Sapiens как вид, развитие каждого индивида в условиях социума делает человека тем, что называется личностью.

Живя среди людей, человек постоянно оказывается в различных ситуациях общения, каждая из которых предъявляет свои требования – например, с начальником нельзя общаться так, как с собственной женой, а с отцом – так, как с сыном. Нужно не только подчиняться «неписанным» законам» общения, но и понимать, чего от нас хотят окружающие, «читать» их эмоциональное состояние. Нужно подчиняться требованиям, предъявляемым к «предметному миру» – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Подобная способность от рождения человеку не дается – даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знания и навыки человек приобретает, живя среди людей. Чтобы понять, как это приобретается (или не прибретается), мы можем вспомнить о печальной судьбе «детей-маугли» - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.

Основным «проводником» социально-бытовой ориентировки становятся родители (а если родителей нет – люди, заменяющие их, и с этой точки зрения в лучшем положении находятся те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье – например, с дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, или с усыновителями, в условиях детдома может возникнуть больше проблем в плане развития социально-бытовой ориентировки – по той простой причине, что условия заведения интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).

Родители – во всяком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образования – могут и не знать такого термина, они всего лишь «естественным путем» передают детям те навыки поведения в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объясняют, как вести себя в гостях и т.п., особо не задумываясь, что они при этом что-то формируют и развивают.

Иная ситуация возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. В особенности это касается тех детей, чья инвалидность затрагивает главные «информационные каналы» человека – зрение или слух – или же психику. «Органический дефект... реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих», – отмечает известный психолог Л.С.Выготский.

Чтобы «социального вывиха» не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах проводят специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. Впрочем, дело не сводится к занятиям – развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведениях, да и родителям педагоги дают советы, как вести себя с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.

Человек, без сомнения, является членом общества. На протяжении всей своей жизни он находится в социуме и должен уметь подстраиваться под ситуации, выбирать различные модели поведения. Выполняя несколько социальных ролей - ученик в школе, член семьи дома и т. д., - ребенок с ранних лет учится правилам, согласно которым действуют и живут люди. Этот процесс (т. е. процесс усвоения ребенком социальных норм) называется социализацией.

Маленькие дети социализируются через родителей. Они достаточно быстро и без особых трудностей овладевают навыками поведения дома и вне его стен. Глядя на родителей, малыши получают и навыки социально-бытовой ориентировки - т. е. учатся вести себя в быту, выполнять повседневные дела. Для них этот процесс становится естественным и простым.

Гораздо сложнее социализироваться детям, оставшимся без опеки родителей или детям с Как же им быть и откуда получить знания, необходимые для самостоятельной жизни, если перед глазами нет четкого примера или, например, особенности здоровья не позволяют перенять определенные навыки?

Что такое СБО?

Социально-бытовой ориентировкой называют комплекс навыков и умений, необходимых для корректировки собственного поведения при взаимодействии с предметами и другими людьми в социально-бытовых ситуациях. Если говорить простыми словами, то это умение самостоятельно решать, как поступить в той или иной ситуации вне привычного алгоритма учебы или работы.

Такие привычные для нас вещи, как готовка ужин, оплата счетов, общение с незнакомыми людьми и т. д. для других людей, лишенных возможности социализироваться в детстве, являются трудной задачей, решение которой требует специальной работы над ней, тренировок и старания.

Кому необходим такой тип социализации?

Умение ориентироваться в - необходимая основа для будущей самостоятельной жизни любого человека. Ведь это и основы гигиены, и уход за домом, и готовка. Нельзя просто отработать рецепты и рассказать, на каких местах должны лежать те или иные вещи: нужно уметь ориентироваться в ситуации, ведь в повседневной жизни не часто удается придерживаться единого плана и расписания.

Обычно дети получают все обходимые навыки в семье: достаточно просто видеть, как ведут себя родители в быту, а позже начинать помогать им по дому. От родителей ребенок узнает, как вести себя в разных ситуациях: дома и на улице. Постепенно, задача за задачей, ребенок учится действовать самостоятельно. Даже если ребенок не усвоил всех бытовых навыков к моменту переезда от родителей (например, уезжает на учебу в другой город), то он все равно уже имеет ряд преимуществ. Он знает, как вести себя в транспорте и магазине, где купить еду и т. д. Чаще всего в случае затруднений ребенок всегда может позвонить родителям и узнать, как следует поступить.

К сожалению, если он рос не в семье, а в детском доме, или же имеет ограниченные возможности здоровья, такие простые бытовые ситуации, как разбитая тарелка или новое постельное белье, отличное от предыдущего, могут поставить его в тупик. Непросто решить, как поступить в той или иной ситуации, если ничего похожего до этого не происходило и посоветоваться совершенно не с кем. Например, выпускники детских домов очень часто не умеют готовить, не знают, как действовать со счетами за квартиру: ведь много лет эти вопросы за них решали воспитатели, педагоги, повара и администрация! Таким детям нужна социально-бытовая ориентировка как предмет, изучаемый на уроках, наравне с математикой и языком. Для них разработан целый ряд программ, помогающих освоить нормы поведения. В рамках их обучения они специально проходят курс социально-бытовой ориентировки (СБО).

Цели занятий по СБО

Каждый педагог, занимающийся с детьми и взрослыми, нуждающимися в бытовой ориентировке, ставит перед собой определенные задачи:

  • Закрыть пробелы в знаниях о хозяйстве и быте, полученных в семье (например, если ребенка излишне опекали, или напротив, он не получал достаточно родительского внимания, или если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья и у родителей нет педагогических знаний, необходимых для адаптации ребенка с учетом его особенностей).
  • Дать представления о предметах быта и о том, как и для чего они применяются, как правильно с ними обращаться, как хранить и чем можно заменить.
  • Отработать навыки взаимодействия с бытовыми предметами и действий в бытовых ситуациях.
  • Сформировать культуру поведения в хозяйственном и бытовом аспектах, научить вести себя в публичных местах.
  • Научить избегать паники при взаимодействии с новыми и неизвестными предметами или в непроработанных ситуациях.

Что включает в себя программа СБО?

Курс социально-бытовой ориентировки включает в себя определенные разделы. Так, на занятиях ученики пройдут курс по гигиене, подбору одежды, питанию, организации взаимодействия в семье, общению с людьми в обществе, уходу за жилищем, первой помощи, торговле и транспорту и т. д. Каждый раздел довольно подробно изучает свое направление и прививает навыки самообслуживания и ведения хозяйства.

Программа социально-бытовой ориентировки для детей с разными проблемами различна. Например, ребенку с умственной отсталостью на занятиях в разделе «Семья» расскажут о том, что это такое и как распределяются обязанности между членами семьи, обучат правилам поведения в семье. В разделе «Торговля» научат различать магазины и делать необходимые покупки, а в разделе «Транспорт» - правилам поведения в общественном транспорте.

Для детей из детских домов такие занятия - шанс начать самостоятельную жизнь и создать свою крепкую семью. Нередки случаи, когда у выпускников детских домов отбирали квартиры за неуплату налогов потому, что ее хозяин попросту не знал, что за свет, газ и воду нужно платить - ведь никто не говорил ему об этом! Такие простые для многих вещи становятся для них настоящим открытием. Социально-бытовая ориентировка учащихся и выпускников интернатов и детских домов в таких случаях просто необходима.

Направления работы по СБО

В обучении социально-бытовой ориентировке выделяется два направления. Первое нацелено на формирование навыков жизни в условиях учебного заведения и дома. Формируется культура поведения в обществе и простейшие бытовые навыки. Навыки социально-бытовой ориентировки для детей с ОВЗ связаны с выполнением бытовых дел с минимальной помощью извне.

Второе направление призвано достичь более отдаленных целей - научить ребенка жить самостоятельной взрослой жизнью. Это умение взаимодействовать с различными службами, организациями. Развиваются умения пользоваться общественным транспортом и посещать общественные места, вести себя в толпе, общаться с другими людьми.

Как проходят занятия дома?

Когда ребенок здоров и растет в семье (полной или неполной) или имеет незначительные ограничения по здоровью и окружен вниманием и заботой, бытовая социализация не выделяется в его жизни в отдельный предмет и не становится проблемой.

Социально-бытовая ориентировка дошкольников заключается в помощи родителям в небольших делах: помыть посуду, убрать игрушки, вести себя «прилично» в гостях. Все это так естественно для ребенка и родителя, что на это часто не обращают внимания как на что-то особенное: само собой разумеется, что мамы и папы учат ребенка самостоятельности и нормам поведения. Школьники могут делать дела посложнее, например, ездить в школу на общественном транспорте, делать покупки, распределять карманные деньги.

Для многих людей из обычных семей трудно вообразима ситуация, когда кто-то лишен простейших социально-бытовых навыков, т. к. никто никогда не прививал их специально.

Поэтому можно сказать, что в домашней обстановке дети учатся социально-бытовой ориентировке, перенимая опыт поведения родителей и постепенно учась выполнять различные обязанности по дому.

Стоит заметить, что в благополучных с виду семьях у детей тоже могут возникнуть проблемы с бытовой ориентировкой. Например, если родитель чрезмерно опекает своего ребенка: водит в школу и забирает из школы, не дает ему денег, предпочитая покупать все самостоятельно, не наделяет ребенка обязанностями по дому. Или же, напротив, родители столь заняты собой, что не уделяют ребенку достаточно внимания: он лишен совместных домашних дел, с ним не говорят, как он должен себя вести. В обоих случаях это приведет к проблемам во взрослой, самостоятельной жизни.

Решение проблемы бытовой социализации в "обычной" школе

Ребенок учится не только в семье - достаточно много времени он проводит в учебных заведениях. Поэтому, социально-бытовой ориентировке уделяется внимание и в школе. Традиционно эти занятия носят название «технология» или «труд». Ученики советских времен помнят, как девочки учились шить и готовить, а мальчики мастерили различные предметы быта на уроках труда.

В современной школе этот предмет несколько видоизменяется: занятия либо не соответствуют существующей действительности, либо страдают из-за отсутствия тренировочного оборудования или грамотных педагогов.

Программа социально-бытовой ориентировки в школе в наши дни определенно нуждается в доработке. Периодически встает вопрос о том, стоит ли объединить мальчиков и девочек на занятиях Например, в некоторых школах на таких уроках мальчики изучают программирование и робототехнику, а девочки традиционную готовку и шитье, что, несомненно, расстраивает многих родителей, чьи дочери интересуются компьютерами. Не хватает пособий, учебников, материалов и оборудования, а также актуальных разделов, подобранных с учетом современных тенденций.

СБО в школах за рубежом

Положительным можно считать опыт Америки в данном вопросе. Согласно американской системе образования, ученики школ вправе сами выбирать курсы, которые они хотят изучить в течение учебного года. Отдельного предмета «труд» в их школах нет, но существуют множество курсов, в целом вписывающихся в программу СБО. Существует даже школьный курс красоты и мейкапа. Ученики вправе выбирать, какой курс им нужно пройти за семестр, и таким образом восполняют свои бытовые пробелы.

СБО детей, оставшихся без попечения родителей

В России до недавнего времени детские дома не давали знаний в сфере социально-бытовой ориентировки. Выпускники таких учреждений оставались дезориентированными долгое время после выхода из стен детского дома. Подобное образовательное упущение создавало множество негативных ситуаций, в итоге которых пострадавшими чаще всего оказывались недавние воспитанники, элементарно не умеющие организовать свой быт и быт своей семьи, не получившие навыков ведения домашнего хозяйства, обращения с деньгами, не знающие своих гражданских обязанностей.

В настоящий момент детские дома обязаны обучать воспитанников быту и культуре поведения. Для этого в них создаются специальные комнаты, оборудованные как кухни и прачечные, где дети учатся ухаживать за домом, готовить, обращаться с бытовыми приборами. Учебные комнаты для занятий СБО имитируют квартиру: там есть и кухня, где учатся готовить и обращаться с техникой, и ванная для уроков гигиены, а также гостиная, детская и учебная зоны. Особенно важно это для детей с особенностями здоровья, так как им сложнее всего адаптироваться к жизни без постоянного контроля и поддержки со стороны специалистов.

«Учебные квартиры»

Занятия по социально-бытовой ориентировке для уже взрослых, вышедших из стен детских домов, но по-прежнему неграмотных в бытовом плане людей, проводятся чаще всего силами частных организаций, живущих за счет добровольного негосударственного финансирования и единичных пожертвований. Они специально арендуют квартиры, обустраивают их для учебы и дают своим взрослым ученикам заполнять пробелы в знаниях под присмотром волонтеров и воспитателей. Благодаря работе таких учебных квартир вчерашние выпускники учатся ухаживать за домом, собой и собственными детьми, ведь нередко случается так, что недополучившие любви и внимания бывшие воспитанники детских домов просто не знают, как следует заботиться о своем ребенке.

Большое значение имеют такие квартиры для детей и взрослых с ОВЗ, как воспитывающихся с родителями и опекунами, так и оставшихся без попечительства. Не все родители, какими заботливыми бы они ни были, способны грамотно подойти к воспитанию особенного ребенка. Часто бывает так, что ребенок с особенностями излишне опекается и лишен возможности учиться самостоятельно решать свои бытовые проблемы. В учебных квартирах с учениками работает специалист, присматривающий за воспитанниками и дающий необходимые бытовые знания и практику. Полученную теорию тут же отрабатывают, что помогает закрепить знания. Иногда ученики живут в квартире, тренируя бытовые навыки: дежурят по чистоте и кухне по очереди, ходят в магазин и решают задачи на распределение финансов.

Большую пользу квартиры приносят людям с ментальными нарушениями и нарушениями интеллекта. Они позволяют им социализироваться, понимать свою ответственность перед другими людьми и постепенно расширять зону самостоятельности, которой очень часто им не хватает в жизни с родителями. Между тем, такие групповые занятие положительно сказываются на социализации и интеграции таких людей в социум.

Бытовая адаптация детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья

Развитие социально-бытовой ориентировки детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья проходит сообразно их возможностям. Индивидуальный подход и учет возможностей здоровья ученика корректирует программу учебного курса. Так, слабовидящие и слабослышащие люди вполне логично будут испытывать в быту разные трудности, но при этом, конечно, будут встречаться и общие моменты.

Вне зависимости от диагноза, каждый учащийся обязан пройти и усвоить все разделы курса с разной степенью углубленности и с учетом индивидуальных особенностей.

С пециальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи:

♦ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
♦ воспитать у них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
♦ скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Изучение, обобщение и использование опыта педагогической работы школ на современном этапе позволяет направлять учебно-воспитательный процесс в русло решения значимых социально-педагогических задач, стоящих перед педагогической наукой и современной школой.

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

Опыт работы специальных (коррекционных) школ VIII вида в достаточной мере показывает, что задача подготовки умственно отсталых к самостоятельной жизни может быть решена только при соблюдении ряда требований, вытекающих из психофизических особенностей учащихся. Поэтому и занятия СБО требуют учета специфики работы с умственно отсталыми детьми.

Еще в 1924 г. в статье «К психологии и педагогике детской дефективности» Л.С. Выготский критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей. Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общесоциальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества еще более усугубляет недостатки их развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

♦ каждому ученику специального (коррекционного) учреждения независимо от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
♦ реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
♦ организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.

Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.

Под дидактическими принципами понимаются основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.

Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.

Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы.

Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при проведении уроков социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:

♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;
♦ систематичности и последовательности;
♦ связи обучения с жизнью;
♦ коррекции в обучении;
♦ сознательности и активности учащихся;
♦ индивидуального и дифференцированного подхода;
♦ прочности знаний, умений и навыков.

Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников. Чтобы подготовить их к самостоятельной жизни и труду, необходимы продуманная и четкая организация, высокий методический уровень проведения занятий по социально-бытовой ориентировке, хорошая оснащенность кабинета и соответствующая подготовка учителей.

Развивающий характер обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Хотя обучение в подобных школах и носит коррекционно-развивающий характер, следует отличать развивающую направленность от коррекционной направленности.

В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, однако не всегда развитие связано с коррекцией. Для развития умственно отсталых детей необходимо обучение их в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимы условия, учитывающие их психофизические возможности.

Воспитывающая и коррекционно-развивающая направленность пронизывают весь учебный процесс.

Несмотря на элементарный уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, он должен быть научным и соответствовать объективным научным теориям, фактам, законам.

Принцип научности тесно связан с принципом доступности , который предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. Как известно, учебные возможности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида весьма различны. Это объясняется неоднородностью и различной степенью проявления основного и сопутствующего дефектов. Поэтому принцип доступности здесь имеет некоторое своеобразие: с одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, с другой – определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения уровня усвоения программного материала. Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебный материал.

Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности. Знания, которые ученики приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, а значит более успешно применять на практике. В этом и заключается сущность принципа систематичности и последовательности .

Необходимы такой подбор и расположение учебного материала, когда между составными его частями существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, пройденное подготавливает учащихся к усвоению нового.

Особенностям умственно отсталых учащихся соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, т.е. одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечением новых сведений.

Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который закладывается в младших. Исходя из принципа систематичности и последовательности, переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время.

Принцип связи обучения с жизнью , как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой ориентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Специальные (коррекционные) учреждения VIII вида – это в основном учреждения интернатного типа, и в них существует потенциальная опасность определенного обособления детей от окружающей жизни. Насколько глубоко и как методически верно осуществлялся принцип связи обучения с жизнью в школе, настолько успешной будет их социальная адаптация.

Обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет решающее значение для умственно отсталых детей, а главное – для их реабилитации в обществе. Наибольшего эффекта в их развитии можно достичь в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции . Его суть – в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. К сожалению, этот процесс протекает достаточно медленно и неравномерно, что вызывает определенные трудности в работе учителя.

Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.

Кроме общей коррекции проводится работа и по коррекции индивидуальной, поскольку основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и сопровождается сопутствующими отклонениями разной степени. Выявив затруднения, испытываемые учениками в обучении, а также их причины, учитель разрабатывает меры индивидуальной коррекции.

Привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип наглядности . Сущность этого принципа – в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями. Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся (нарушение процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств), наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.

Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:

♦ обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;
♦ обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
♦ использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

Придерживаясь этих этапов, учитель добивается осознанного усвоения детьми учебного материала. Принцип сознательности и активности – один из наиболее важных в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В процессе сознательного усвоения материала происходит более интенсивное развитие умственно отсталых школьников. Помочь им осознанно усваивать учебный материал можно с помощью следующих методических приемов:

♦ расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части;
♦ выделение главных существенных сторон предмета или явления;
♦ отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы;
♦ связь новых сведений с ранее усвоенными;
♦ варьирование материала при повторении.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Однако умственно отсталых детей характеризует именно снижение познавательной активности. Поэтому ее необходимо активизировать, т.е. соответствующим образом организовывать действия школьников, направленные на осознание ими учебного материала. Как и в общеобразовательной школе, с этой целью можно использовать проблемный подход. Учитель ставит перед учениками учебную проблему, а они самостоятельно или совместно с учителем находят пути решения, делают выводы, сравнения, обобщения. В специальной (коррекционной) школе этот подход может способствовать активизации школьников только при условии, когда учитель постепенно подводит их к новому учебному материалу, вовлекая в процесс рассуждения и поощряя их собственные высказывания. В случаях неверных высказываний необходимо доброжелательно и внимательно относиться к ученикам, терпеливо объясняя, в чем их ошибки. Следовательно, для развития активной мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся обязательным является сочетание разумной требовательности с поощрениями за самые малейшие успехи.

Принцип индивидуального подхода – один из важнейших в специальной педагогике. Его сущность состоит в учете индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход указывает на необходимость всестороннего изучения учащихся и разработки соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

Неоднородность имеющихся дефектов у учеников класса требует использования индивидуального подхода независимо от их успехов в учебе. Успевающим ученикам можно дать дополнительное задание даже сверх программных требований. Также среди учеников класса можно выделить группу детей, имеющих типические особенности. Учет типических особенностей происходит в процессе дифференцированного подхода.

При работе с классом учитель делит учеников на хорошо успевающих, средне– и слабоуспевающих. Однако такое деление лишь частично помогает использовать дифференцированный подход, так как не учитывает причины затруднений учащихся. Причины, основанные на психофизиологических особенностях умственно отсталых детей, почти всегда разные. Следовательно, и меры дифференцированного подхода к ним существенно различны.

Как уже указывалось выше, учащиеся одного класса всегда имеют разные учебные возможности. Учитель должен помнить об этом при оценке их успеваемости. В специальной (коррекционной) школе VIII вида оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах. Она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения, выполняя воспитательную функцию.

Результаты обучения отражаются в принципе прочности усвоения знаний, умений и навыков, сущность которого в том, что школа должна вооружить учащихся прочными знаниями, умениями и навыками, которые могут быть использованы в дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Этот принцип тесно связан с принципом сознательности и активности учащихся в обучении, так как прочными могут быть только осознанные знания. Главное средство достижения прочности знаний – повторение. В программах специальной (коррекционной) школы VIII вида повторению отведено большое количество времени, как основе всей учебно-воспитательной работы.

Можно выделить следующие этапы прочного усвоения знаний, умений и навыков:

♦ первоначальное ознакомление;
♦ совершенствование;
♦ применение на практике.

На первом этапе необходимо образование у школьников смысловых связей, начиная со второго этапа и на всех последующих надо научить детей самостоятельно устанавливать связи между пройденным материалом и новым. В зависимости от этапов формирования умений и навыков подбираются виды упражнений, во время которых они закрепляются и совершенствуются (установочные, тренировочные, упражнения умственных и сенсорных действий). Повторение проводится непрерывно в течение всего года. Помимо повседневного повторения целесообразно проводить итоговые повторения, систематизирующие и обобщающие усвоенные знания по теме или разделу. Для проверки прочности усвоенного материала используются упражнения на применение знаний.

Учитель СБО, Онучина Вера Васильевна.

Слайд 2

С Б О

  • Социализация
  • Ориентировка
  • Слайд 3

    Социализация отношений

    • Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта и социальных ролей.
    • Ведущее и определяющее начало социализации – воспитание.
  • Слайд 4

    Быт

    • Уклад повседневной жизни, удовлетворение материальных потребностей, освоение духовных благ, культура общения.
  • Слайд 5

    Ориентировка

    • Различные формы и способы обследования окружающего мира и ознакомления с окружающим обществом.
  • Слайд 6

    Три группы знаний, умений и навыков накопления социального опыта

    Слайд 7

    1. Социально-бытовая адаптация

    • Ведение семейного бюджета, выбор и содержание жилища, личные нужды, жизнь в семье, воспитание детей, покупка продуктов и приготовление пищи, покупка одежды и уход за ней, выполнение гражданских обязанностей, отдых, досуг и передвижение
  • Слайд 8

    2.Формирование личности

    • Самосознание, уверенность в себе, социально ответственное поведение, межличностные контакты, независимость, умение разрешать проблемы, общение.

    2.Формирование личности

    Слайд 9

    3.Социально- трудовая адаптация

    • Знание и исследование профессиональных возможностей, выбор профессии, трудовые умения и навыки, поведение в трудовом коллективе, достаточные физические и специфические навыки, поиск работы и сохранение рабочего места.
  • Слайд 10

    Темы уроков

    • Внешний вид
    • Торговля
    • Питание
    • Трудоустройство
    • Учреждения, организации
    • Средства связи
    • Жилище
    • Семья
    • Личная гигиена
    • Бюджет
    • Транспорт
    • Культура поведение
    • Медицинская помощь
  • Слайд 11

    Слайд 12

    1.Определить данного урока в системе уроков по теме и обеспечить связь изучаемого материала с ранее усвоенным.

    • С предыдущей темой
    • С знаниями, полученными по данной теме в младшем классе.
    • место
  • Слайд 13

    2. Ясно представлять и сформулировать цель урока - мысленное предвосхищение его конечных результатов.

    Цель должна формировать способность у установлению причинно-следственных зависимостей и обладать свойствами:

    Полнотой содержания,
    - временной определённостью
    - реальностью
    - побудительностью

    Слайд 14

    3. Использовать приёмы и методы, адекватные поставленным задачам.

    Демонстрация
    - практическая работа
    - самостоятельные работы
    - экскурсии
    - ролевые ситуации
    - работа с тестами, дидактическими заданиями, перфокартами, технологическими картами.

    Слайд 15

    4. Оборудование, наглядность, технические средства должны соответствовать цели и задачам урока.

    Приближенность к реальной жизни помогает осуществить перенос полученных знаний, умений и навыков в реальные жизненные ситуации.

    Слайд 16

    5. Использовать урок для формирования положительных качеств личности

    Для решение воспитательных задач:

    Воспитывать чувство коллективизма и ответственности; самостоятельность, трудолюбие и аккуратность;
    - формировать настойчивость и терпение
    - способствовать развитию норм поведения и эстетического вкуса.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Образовательная

    • Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями.
    • Знания должны основываться на ранее усвоенных понятиях для лучшего усвоения нового и закрепления пройденного материала.
  • Слайд 19

    Коррекционно-развивающая

    Урок должен способствовать запуску компенсаторных механизмов

    Целенаправленное развитие мышления (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности)

    Слайд 20

    Воспитательная

    Формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.

    Слайд 21

    Слайд 23

    Устный рассказ

    Обучающиеся, в силу заболевания, испытывают затруднения в восприятии устной речи, т.к. через некоторый промежуток времени они теряют смысловую нить рассказа учителя и отвлекаются. Существует несколько форм рассказа.

    Без использования наглядности
    - с использованием наглядности
    - с использованием технических средств обучения

    Слайд 24

    Беседа

    • Вопросно-ответная форма

    Главное, правильно сформулировать вопрос, чем побудить учащихся к самостоятельным выводам. Беседа способствует развитию у учащихся умение выражать свои мысли в устной речи

    Хорошо продумать вопросы (видоизменять их, варьировать ими).

    Ответы должны быть по существу, правильными, полными (при ошибках исправлять и повторять)

    Слайд 26

    Лабораторный метод

    Практическая работа:

    • Реакция соды и уксуса
    • Плавление синтетики при нагревании
    • Приготовление маринада
    • Нарезка хлеба
    • Приготовление дрожжевого теста
    • Чистка мягкой мебели
    • Правила личной гигиены
    • И многое другое…….
  • Слайд 27

    Упражнения в виде записей и графических работ

    Ведение тетрадей по СБО (с 5-го по 9-ый класс):

    • Краткость, чёткость
    • Схематичность
    • Зарисовки
    • Оформление тетрадей картинками
    • Вклеивание бланков, копий документов..
  • Слайд 28

    Упражнения в применении полученных знаний

    Знаний, умения, навыки должны быть неотделимы:

    1. Многократные упражнения
    2. Применение знаний на практике
    3. Видоизменённые варианты (выведение пятен, приготовление консервации, заполнение документов, написание адреса….)
  • Слайд 29

    Метод проверки знаний

    Различные способы и виды проверочных работ:

    Технологические карты
    - тесты
    - опросники
    - игровые ситуации
    - практические индивидуальные и групповые работы

    Слайд 30

    Слайд 31

    УЧИТЫВАТЬ

    • индивидуальные особенности учащихся
    • зону проживания
    • время года
    • оснащённость кабинета

    ПРОДУМАТЬ

    • Связь с темой пройденного материала
    • Мотивационный момент
    • Подбор образовательной технологии
    • Записи и задания в тетради и на доске
    • Словарный материал
    • Связь с другими учебными предметами
  • Слайд 32

    Слайд 33

    1. Вводный урок – подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация и систематизация имеющихся опорных знаний по данной теме. Сообщение сведений общего характера, необходимых для осмысливания новой темы.
    2. Сообщение новой темы – изучается новый материал, с учётом индивидуальных особенностей учащихся и проектированием урока.
    3. Формирование и закрепление умений и навыков – практическая деятельность, игровые ситуации….
    4. Обобщающий урок – систематизируется материал, изученный по определённым темам и разделам.
    5. Контрольный урок – выполнение контрольных работ.
    6. Комбинированный урок – сочетание различных видов работ: объяснение, закрепление, проверка, практическая работа, подведение итогов
  • Слайд 34

    Слайд 35

    1. Организация начала урока – переключение с одного вида деятельности на другой.
    2. Проверка домашнего задания – уровень полученных ранее знаний, их закрепление, повышение авторитета учащихся.
    3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний – актуализация сведений, которые будут использованы в процессе изучения нового материала.
    4. Постановка цели и задачи- мотивация для изучения темы.
    5. Объяснение нового материала – простая и убедительная форма изложения знаний - основа хорошего понимания и усвоения нового материала.
    6. Закрепление – использование дифференцированного подхода и разнообразных форм закрепления знаний.
    7. Повторение изученного – систематизация, обобщение и воспроизведение материала по темам и разделам. (вопросы, практические задания, наглядность….)
    8. Подведение итогов урока, оценка знаний – воспроизведение основного содержания урока, выделение положительных моментов и недостатков в работе уч-ся, учитывать психофизические особенности. Оценка имеет воспитательную и активизирующую роль.
    9. Сообщение домашнего задания – помочь перенести полученные знания и умения на уроке СБО в естественные бытовые условия.
  • Слайд 36

    " Важнее социальной адаптации в мире нет и не может быть..."

    "Формообразование" личности начинается ещё в детстве...в школе.

    Посмотреть все слайды