Анализ проведения режимных процессов. Методические рекомендации к организации режимных моментов с детьми раннего и дошкольного возраста

раннего возраста»

Заведующая:

Галанова Наталья Алексеевна
Старший воспитатель:

Мурашева Светлана Ивановна

г. Серпухов

апрель, 2012 год


«Организация и режим дня детей раннего возраста»
Характеристика развития детей 3-го года жизни

Интенсивное физическое развитие, характерное для первых 2 лет жизни, на 3-ем году несколько замедляется. К этому времени крепнет весь организм ребёнка. Он становится физически выносливым. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего длительность бодрствования увеличивается до 6-6 1 /2 часов. Происходит дальнейшее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приёмах происходит дальнейшее сенсорное развитие, значительно развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На 3 –ем году наблюдение становится до некоторой степени видом деятельности ребёнка. Это наблюдение ещё не преднамеренное и возникает преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук).Но последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых или явлениями на улице при соответствующих объяснениях воспитательницы обогащают опыт детей и очень много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, постепенно подводя их к преднамеренному наблюдению.

На 3-м году жизни внимание детей становится более устойчивым. Они могут более длительный срок смотреть, слушать, заниматься, играть.

Совершенствуется и память ребёнка . С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. Сначала ребёнок вспоминает лишь то, что было несколько дней назад, а затем и более поздние события.

В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребёнка с конца 2-го года жизни начинает развиваться воображение. В игре он придаёт предметам воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры (кирпичик вместо мыла и т.д.), приписывает предметам воображаемое состояние и качество (Катя не слушается). Ребёнок 2 лет завёртывает зайку в платок, называя его «плащом», и говорит, что идёт дождь.

Дальнейшее совершенствование движений на протяжении 3-го года жизни делает ребёнка не только всё более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях.

Ходьба ребёнка становится более равномерной; постепенно исчезают лишние движения. К 3 годам ходьба становится более координированной, действовать одновременно руками и ногами, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от сигнала.

Быстро увеличивается словарный запас , ребёнок с лёгкостью повторяет на память небольшие стихи, сказки, песенки. Ребёнок употребляет распространённые и сложные предложения.

На протяжении 3-го года жизни ребёнок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находившихся в его повседневном обиходе; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолёт летит высоко, когда будет темно, надо ложиться спать и т.д.). В это же время формируются представления о количестве (один, много, мало, меньше, больше).

Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды.

При правильном воспитании у детей на 3-м году жизни появляется и эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают музыку и пение, дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде. Дети радуются, когда им наливают компот в красивую чашку, надевают нарядное платье. Красоту и нарядность в одежде придаёт её чистота, приятная расцветка и т.д.
Режим дня

В понятие «суточный режим» мы включаем непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников, организацию и распределение в течение дня всех видов деятельности, отдыха, приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормативам, которые основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и изменениями к ним.

Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:


  • соответствие возрастным особенностям детей;

  • учет сезонных изменений 2 раза в год,

  • смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;

  • недопустимость частых изменений режима;

  • постепенность перехода к измененному режиму;

  • выделение времени для непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, самостоятельной (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) деятельности детей, организованной как воспитателем, так и самим ребенком, времени на присмотр и уход;

  • недопустимость замены свободного времени другими формами организации.

Режим пребывания детей в группе раннего возраста (2-3 года)
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе ФГТ

к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования



Всего

НОД

ОД в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Присмотр и уход
Прием детей, игра

7.00-7.55

55

-

10

25

20

-
Утренняя гимнастика

7.55-8.00

5

-

5

-

-

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

30

-

10

10

-

10
Самостоятельная деятельность, игры

8.30-9.00

30

-

15

15

-

-



9.00-9.10

30

10

-

20



9.20-11.00

100

-

50

30

-

20

Возвращение с прогулки, игры

11.00-11.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

30

-

10

10

-

10

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

180

-

-

-

-

180
Постепенный подъем, гимнастика

15.00-15.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

30

-

20

10

-

-

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

16.00- 16.10

30

10

-

20

-

-

Подготовка к прогулке, прогулка
16.30-17.30
60
-
20
10
30
-

Возвращение с прогулки, игры
18.00-19.00
60
-
10
30
20
-

всего
мин
720
20
190
200
70
220
%
100
2,5
26
27
9,5
35

Норма %
100
3
14-17
25-30
5-10
35

Организация режимных моментов
Во время проведения режимных процессов необходимо чёткое распределение обязанностей между взрослыми. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где ответственнее педагогические задачи.
Умывание.

Во время умывания брать 3-4 ребёнка, детям необходимо показывать последовательность умывания и помогать им засучить, завернуть рукава, мыть руки с мылом, воду не разбрызгивать, снимать полотенце с вешалки (ребёнок должен знать место полотенца), вытирать сначала лицо, потом руки насухо с помощью взрослого. Воспитатель может использовать художественное слово.


Кормление:

В группах детей 2 и 3 года жизни при проведении кормления, укладывания, подъёма, одевания, умывания и других режимных процессов строго соблюдается принцип постепенности.

При организации кормления детей воспитатель моет руки ребёнку, используя художественное слово и ребёнок садится за стол. Помощник воспитателя подаёт ему пищу. Когда все за столом воспитатель и помощник воспитателя включаются в докармливание маленьких и ослабленных детей, взяв при этом вторую ложку. Когда большая часть детей закончит есть (во время завтрака), у столов остаётся помощник воспитателя, а воспитатель готовится к занятию. Во время обеда у столов остаётся воспитатель, а помощник воспитателя следит за тем, как дети пользуются туалетом.


  1. На первое и второе блюдо детям даются отдельные тарелки, с 2,6 лет мелкие тарелки. До 2,6 лет матерчатая салфетка, с 2,6 лет – бумажная салфетка.

  2. Хлеб должен лежать в хлебницах, под чашку блюдце, чайная ложка к компоту. Ложку в тарелку не кладём, заранее на стол воспитатель может положить ложку с правой стороны возле тарелки.

  3. С 2,6 лет дети могут выполнять трудовые поручения: поставить стулья к столам, помочь помощнику воспитателя поставить хлебницы, салфетки.

  4. Обращать внимание на культурно-гигиенические навыки: есть самостоятельно, правой рукой держать ложку, есть аккуратно. 2-е блюдо есть и помогать корочкой хлеба, учить тщательно пережёвывать пищу, не торопясь.

  5. Ребёнок должен знать место за столом, благодарить без напоминаний. Уметь пользоваться салфеткой по мере необходимости: (у ребёнка должен выработаться условный рефлекс, необходимо воспитывать, напоминать каждодневно).

  6. Во время кормления взрослый разговаривает о еде, т.к. у ребёнка должен быть эмоциональный настрой на пищу. Наказывать во время кормления недопустимо. Детей необходимо докармливать, взяв другую ложку. Наклонять тарелку нельзя.

Высаживание .

В группах детей 2 и 3 года жизни высаживание надо проводить перед прогулкой, после прогулки, после сна. Во время бодрствования ребёнок регулирует сам. Высаживать одновременно 5-7 человек, сидеть должны не более 5-7 минут, после обязательно помыть руки, уметь привести себя в порядок

Укладывание и сон 3-ий год.

Укладывание проводится постепенно. Дети 3-его года жизни при раздевании должны уметь:

1.Самостоятельно раздеваться и одеваться с помощью взрослого. Взрослый показывает порядок складывания одежды: платье, штанишки на спинку, колготки на сиденье. В кроватке руки поверх одеяла, долгое лежание в постели недопустимо. При укладывании индивидуальный подход к детям. Проверить, что у них во рту, в руках и т.п.

Позу ребёнка не фиксируем, как ляжет, так и ляжет. Сон ребёнка, желательно, должен быть в хорошо проветриваемом помещении.


Закаливание

Это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды. Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путём создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее и сквозное). Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей. Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с детьми необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном ветре, проливном дожде и в зимнее время, если температура воздуха ниже -10 0 С.

Закаливание водой в нашем ДОУ происходит холодной водой из-за отсутствия горячей. Дети моют руки и лицо холодной водой. После сна ходят по водно-солевой дорожке.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья детей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Прогулка

Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, запахов и звуков. Богатый мир растений и животных пробуждает у ребёнка интерес к окружающему миру, активизирует его деятельность.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение : за явлениями природы, за животным и растительным миром, за трудом взрослых или другими явлениями общественной жизни. Особое значение имеет наблюдение за животными, птицами, насекомыми. Они привлекают детей своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Наблюдения носят кратковременный характер, не более 5-7 минут.

На прогулке воспитатель предлагает детям выполнить трудовые действия , у детей начинают формироваться трудовые навыки, они знакомятся с некоторыми орудиями труда, приобретают необходимые умения правильного их использования.

На прогулке с детьми ежедневно проводят подвижные игры. Дети сначала играют подгруппами. А потом и все вместе. Можно предложить игры с мячом, султанчиками, вынести шапочки для героев. Постепенно содержание игр обогащается: понятный сюжет, интересные упражнения – сочетание ходьбы, бега и т.д.

Во время прогулки воспитатель проводит и индивидуальную работу : найдёт время пообщаться с каждым ребёнком: с кем-то поговорить, поиграть, кому-то помочь перешагнуть невысокое препятствие.

На прогулке с детьми воспитатель организует спортивные развлечения: покатаются на машине, поиграют в мяч, заберутся на лестницу и спустятся с неё, в зимнее время покатаются на санках.
Самостоятельная деятельность детей, игры

Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни. От занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребёнка. Игра занимает большое место в жизни ребёнка: всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Во время самостоятельной деятельности у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание, ласка, сочувствие и сами начинают проявлять такие чувства по отношению друг к другу.

Для педагога организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребёнка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не только особенности психического развития детей того возраста, с которым работает, но и особенности развития воспитанников всей группы.

В этом возрасте наблюдаются определённые виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с неё, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша . Она проявляется в рассматривании книг, картинок. Ребёнок много действует с предметами – со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со складными картинками и с орудиями – верёвочкой, за которую он везёт машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия. Дети могут действовать с игрушками: куклой, собакой, зайчонком.

Во время самостоятельной деятельности дети по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребёнок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, что-то для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др. Важным условием является подбор игрушек, пособий.

Для развития движений необходим простор. Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом. Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Должно быть место для игр с дидактическими игрушками. Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать – располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, т.к малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нём.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий: игровой материал необходимо время от времени менять, повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определённое место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить её после игры. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребёнку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности.

Особенности организации режимных моментов

в группах раннего возраста.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Организуя и осуществляя режимные процессы, групповой персонал всегда должен помнить, что основной задачей здесь является забота о здоровье и физическом благополучии ребенка, чтобы он был вовремя накормлен, уложен спать, с аппетитом съел полагающуюся ему пищу и спал крепко положенное по режиму время, чтобы он был одет в соответствии с сезоном и микроклиматом (температурой воздуха, влажностью) помещения.

Во время проведения режимных процессов необходимо четкое распределение обязанностей между персоналом группы.

Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования, в частности он выполняет основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности: приучает самостоятельно есть, мыть руки, раздеваться. Няня обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы .

  1. Обеспечить единство подхода со стороны всех воспитывающих лиц, а именно: - детский сад,

Семья,

Преемственность в работе воспитателей группы.

3. Обеспечить также частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации.

4. Создать благоприятную эмоциональную обстановку , т.к. в поведении маленького ребенка большую роль играет его настроение, его эмоциональность.

5. Доброжелательное общение взрослого с ребенком, которое должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых обращений к детям, но помнить при этом, чтобы шли они от чистого сердца.

6. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка.

7. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.

Важным условием является методически правильная организация режимных моментов, при проведении которых необходимо соблюдать основные принципы:

  • Принцип последовательности.
  • Принцип постепенности.

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале брать подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты , не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание); к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

8. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия .

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель дожен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов.

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления.

Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи, чтобы малыши, севшие за стол первыми, кончили есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой).

Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.

Большое значение имеет положительный пример взрослого . Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду).

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером), длительностью 10 минут по подгруппам. Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т.к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Применяя различные приемы, необходимо поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохранять детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если их воспитание организовано неправильно.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т.к. должно формироваться сразу два навыка: правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.


Шушнова Виктория Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ЦРР-д/с №12 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Железногорск-Илимский, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО

СЛОВА

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В

ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Шушнова Виктория Максимовна

Воспитатель

МБДОУ ЦРР - детский сад №12 "Золотая рыбка"

Ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят

у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки

чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро

отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые

при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются

в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально - ведь

привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого

количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений,

и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Это естественно

в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким

образом реагирует на переживания и нервное напряжение.

Что же всё таки такое адаптация?

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и

приспособление к условиям.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, сформировать у ребенка

положительную установку, желание идти в детский сад.

2.Согласовать действия родителей и воспитателей.

Правильно

организовать

адаптационный

деятельность,

направленную на формирование эмоционального

контакта “ребенок - взрослый” и

“ребенок - ребенок".

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия

детей к воспитателю.

И этого можно добиться благодаря использованию художественного

слова. Художественное слово является естественной средой, в которой малыш находится и

развивается. Она понятна, знакома и ясна ему. С самых первых дней его жизни он слышит

колыбельные песни, которые поёт ему мама, знакомится с поэзией пестования, поэзией

ласковых прикосновений к нему. Современные исследователи А.Усова, В.А. Зебзеева,

Н.В. Кирюхина, О.Г. Заводчикова

отмечают терапевтический эффект художественного

слова. В силу своих художественных особенностей художественное слово близко детям,

доступно

пониманию,

воспроизведению

самостоятельной

деятельности.

способствует

появлению

удовлетворения,

эмоционально

благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного

характера,

отвлекаются

грустных

печальных

веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку

задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это помогает переключить внимание

ребёнка, обеспечивает психологическую разгрузку. Уходят тревожность, страх, угнетенное

состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих

силах, ощущение радости. Таким образом художественное слово помогает установить

эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Припевки, потешки, маленькие

народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их,

чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание,

сопровождения

художественное

незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия

(«Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает. С незапамятных времен в

доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца.

Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную

своему ребенку:

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Поэтому в период адаптации, когда эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, и он

испытывает массу отрицательных эмоций, особенно важно использование

художественного слова.

Цель моей работы – способствовать

благоприятному прохождению

детьми раннего

возраста периода адаптации в детском саду.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

1. Установить доверительные отношения с детьми, снять негативные переживания и

эмоциональное напряжение используя потешки, песенки, игры-забавы, пестушки;

2. Развивать игровую деятельность малышей;

3. Расширить содержательную и эмоциональную сторону режимных моментов.

Данную работу я начинаю с момента поступления малыша в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы снять негативные переживания по поводу разлуки с матерью, отвлечь,

развеселить,

привлечь

внимание

использую

небольшие

стихотворные тексты, сопровождающие малыша в течение дня.

Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай!

Зачастую они придумываются «на ходу» и носят ситуативный характер взаимодействия с

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Витенька хороший, Витенька пригожий!

побуждает

эмоционально

откликаться

происходящее

педагогу установить доверительные отношения со своими воспитанниками.

Ай-лю-лю, ай-лю-лю,

я тебя, малыш, люблю

Ай, люблю, да, люблю,

ай-лю-лю, ай-лю-лю.

Зачастую при работе

с детьми раннего возраста, приходится сталкиваться с детскими

капризами по поводу отказа от выполнения тех или иных важных режимных процедур –

умывания, кормления, одевания

укладывания на сон. Избежать данных неприятностей

мне позволяет включение художественного слова в режимные моменты.

Бай-бай, бай-бай,

ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди-наших деток не буди.

На следующем этапе взаимодействия, художественное слово способствует развитию

первых сюжетных игр малышей. Малыш подходит к заинтересовавшей его игрушке,

рассматривает,

манипулирует

художественное

позволяет

ненавязчиво усилить его радость от общения с игрушкой. В предметных действиях с

игрушкой у малыша вначале можно наблюдать довольно ограниченный набор действий,

большинство из них манипулятивные. Но стоит взрослому прочесть уместное в данном

случае небольшое стихотворение, как бессмысленные действия малыша превращаются в

погладить,

покормить,

покатать

Включение

художественного слова в детскую игру, позволяет заметно повысить её эмоциональный

уровень, делает её более интересной и продолжительной.

Приболел наш Петушок,

Погладим Пете гребешок,

Погладим Перышки ему-

лучше станет петушку.

Художественное слово помогает расширить содержательную и эмоциональную сторону

режимных моментов. Одним из наиболее важных профессиональных умений является

организация

планирование

режимных

моментов.

понимать

обоснованный

распорядок

предусматривающий

рациональное

распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При организации режима я соблюдаю следующие правила:

1.Каждый из режимных моментов проходит на фоне игры.

2.Создаю у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса.

3. Осуществляю любой режимный процесс без суеты, не причиняя детям неприятных

ощущений, сопровождаю свои действия ласковой, неторопливой речью.

4. При проведении любого режимного процесса формирую уверенность ребенка в том,

все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо

заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

Утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок…

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду!

Утренняя

гимнастика

«Звонкая

погремушка» ,"Музыкальные игрушки", "Зарядка с кубиками", если

"Большие ноги

пойдут по дороге"и "Лошадки скачут".

При режимном моменте умывание можно использовать как показ с объяснением, так и

художественное слово.

«Чище мойся, воды не бойся»

"Ручки мыли, глазки мыли.., а теперь мы чистые зайчики пушистые"

"Кран откройся, нос умойся"

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

При подготовке к обеду можно обыграть вот такие стихи:

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот- тарелка, вот - еда

не осталось и следа

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «Спасибо».

Посадим на ложку

Капусту, картошку и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке капусты, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

При подготовке ко сну и полднику детям можно пропеть, проговорить вот такие строчки:

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

А для того чтобы пробуждение прошло спокойно, дети просыпались с хорошим

настроением можно использовать вот такие стихи:

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается

Новый день, новый день начинается

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

А для того чтобы быстрее запомнить стихи, потешки и развивать речь я использую в

работе мнемотаблицы.

С детьми раннего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается

принцип: сохранения формы.

Этот тип модели используется при начальном знакомстве с моделью.

Знакомство детей с моделями можно начать с простых, несложных игр, постепенно

их усложняя.

Игра - «Что это?».

Карточка

разделена

изображен

реальный

(например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение

этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают

его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает

внимание детей на схематическое

изображение и сравнивает его с реальным

предметом.

запоминает,

реальный

схематическом изображении.

2. Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото».

Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет,

отдельно

карточки

схематичными

изображениями

предметов.

подобрать

изображенному предмету.

3. Следующий этап - игра: «Угадай».

ребенком

расположены

схематические

изображения

различных

предметов

(неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено

на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.

4. «На что похоже?». На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема -

модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько

похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К

этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик.

Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек».

Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с

карандашами, книга, окно.

Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат,

треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Теперь можно перейти к рассказыванию сказок. Вначале – с картинками. Затем, с

использованием

схем-моделей.

рассказывает

например

«Колобок»,

сопровождая

выкладыванием

фланелеграфе

иллюстративных

картинок.

Аналогично

проводится

рассказывание

например, «Теремок». Перед

рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о

которых мы говорили в начале: «Что это?», «Лото».

Списочный состав в моей группе - 22 ребенка.

У 18 детей, что составляет 82%- легкая степень адаптации. У 4 детей, что составляет

18%-средняя степень адаптации. Эти дети спокойно входят в группу, настроение у них

бодрое, веселое, идут на контакт со взрослым, проявляют интерес к играм, окружающему.

Чувствуют себя эмоционально комфортно.

Ежедневное использование художественного слова в работе с детьми раннего возраста

показало

возможность

установления

доверительных

отношений

детьми, снятия

негативных переживаний

и эмоционального

напряжение используя

потешки, песенки, игры-забавы, пестушки. Дети с желанием идут в детский сад, легко

расстаются с родителями. Дети легко идут

на контакт при обращении, проявляют

инициатив.Охотно играют вместе, выполняют несколько игровых действий с предметом

и переносят знакомые действия с одного предмета на другой. Самостоятельно подбирают

атрибуты

используя

качестве

предметов-заместителей.

Расширилась содержательная и эмоциональная сторона режимных моментов. Дети по

первым словам потешки, стишков, песенок уже знают, что за этим последует.

Дети умеют

убирать игрушки, владеют навыками гигиены, самостоятельно едят, приводят себя в

небольшой

взрослых.

Художественное

воспитательное значение, помогает малышам ярче познавать окружающий мир, позволяет

внести элементы новизны и разнообразия, сделать любой режимный момент или игровую

деятельность интереснее и динамичнее.

Используемая литература:

«Воспитание детей раннего возраста» – под ред. Г.М.Ляминой.

«Режим дня в детском саду» - Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.

«Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет»,

«Организация режимных процессов в ДОУ» - В.А.Зебзеева

«Адаптация ребенка в детском саду» О.Г. Заводчикова

"Первый раз в детский сад". – Воронеж, 2007. – Гринева И.А., Жомир М.Ю.

"Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. "–

Примерная схема анализа режимных процессов:

1.Режимный процесс (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика и т.д.)

Утренний прием. Воспитатель пришла на работу за 15 минут до рабочего дня. Проветрила группу, просмотрела план, приготовила пособия. Постепенно начали приходить дети. Воспитатель приветливо здоровается с родителями и детьми. Пока дети раздеваются, воспитатель разговаривает с родителями, узнает о самочувствии детей, как они спали, что их беспокоит.

Ребенок второпях, чтобы первым начать играть со строителем, небрежно складывает одежду. Воспитатель напоминает ему, что вещи надо сложить в шкаф аккуратно. Педагог одновременно осуществляет разные задачи: принимает детей, разговаривает с родителями, организует игры, осуществляет запланированную на утро работу. С одним проводит индивидуальную работу по развитию речи, организует с несколькими детьми дидактические игры, с другим проводит беседу на тему «Что он видел по дороге в детский сад.»

В 8_05 воспитатель предлагает детям собрать игрушки и подготовится к утренней гимнастике (дети переодеваются в физкультурную форму). Воспитатель следит за порядком переодевания, аккуратностью одежды.

Утренняя гимнастика. Воспитатель предлагает построится по росту, еще раз обращает внимание на их внешний вид, ведет ребят в физкультурный зал. Гимнастика проходит по плану, включает в себя упражнения на все группы мышц, дозировка соответственно возрасту. Воспитатель во время ее проведения обращала внимание на позу детей, точнее выполнения упражнений, соблюдала порядок проведения упражнений и порядок их объяснения. Дети получили заряд бодрости и хорошего настроения.

После гимнастики дети возвращаются в группу с воспитателем, начали переодеваться, дежурным предлагает переодеться быстрее, чтобы успеть накрыть на столы.

Дежурство. Дежурные первые моют руки и надевают белые фартуки и колпаки. Воспитатель напоминает, что чашки надо брать за ручки, ставить аккуратно, ложки раскладывать напротив каждого стула. Затем с дежурными остается помощник воспитателя и помогает им сервировать стол.

Умывание. Детям, которые уже переоделись, воспитатель предлагает идти в умывальную мыть руки. Необходимо напомнить, что надо засучить рукава, чтобы их не намочить. Предлагает вспомнить порядок умывания.

Завтрак. Дети постепенно садятся за столы, не создавая шума. Воспитатель предлагает детям сесть прямо, подвинуть стулья, не класть локти на стол. Желает им «Приятного аппетита!», создает спокойную обстановку за столом. Воспитатель постоянно следит, чтобы дети сидели за столом удобно, не пачкали скатерть и одежду, правильно держали ложку. Напоминает детям, что выходя из- за стола нужно говорить «спасибо», задвинуть за собой стул. По окончанию завтрака няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. Воспитатель контролирует работу дежурных и оценивает ее. Предлагает детям идти играть. Пока дети самостоятельно играют, воспитатель готовится к занятиям.

Подготовка к прогулке. Воспитатель предлагает детям собрать игрушки. Детям, которые прибрали за собой, предлагает сходить в туалет и идти в раздевальную комнату, напоминая порядок одевания. В первую очередь обращаем внимание на медлительных детей, обращает внимание на одежду, помогает застегнуть пуговицы.

Воспитатель одновременно помогает одеться детям и рассказывает о том, чем будут заниматься на прогулке. Первым одевшимся детям воспитатель предлагает выходить на участок(проявляет к ним доверие) и потом расспросит, чем они занимались, что делали. Когда дети почти все оделись, воспитатель выводит их на прогулку парами, оставляя не одевшихся детей на попечение няне. Помощник воспитателя помогает одеться оставшимся детям и выводит их на участок.

Возвращение с прогулки. В 11_40 воспитатель отправляет дежурных в группу, напоминая о том, чтобы они быстро разделись, аккуратно сложили свою одежду в шкафу, вымыли руки, одели фартуки, и шли накрывать на столы. В 11_45 воспитатель предлагает детям заканчивать игры и собираться в группу. Собирают игрушки, строятся парами и заходят в детский сад чисто вытираем ноги об половик и идем тихо, не шумим по коридору.

В раздевальной воспитатель предлагает детям вспомнить порядок раздевания. Тем детям, которые уже разделись, предлагает идти умываться.

Подготовка к обеду. Воспитатель напоминает детям, что необходимо вымыть не только руки, но и лицо, шею, локти. Напоминает порядок умывания, контролирует действие детей, поощряет их аккуратность. Постепенно дети заканчивают умываться, воспитатель указывает некоторым на неаккуратность повешенного полотенца и прослеживает за исправлением ими оплошности. Дети проходят за столы.

Обед. Воспитатель создает спокойную обстановку, регулирует поведение детей за столом, делает замечание расшалившимся. Побуждает детей доедать до конца. По окончанию еды дети говорят «спасибо».

Подготовка ко сну. Дети постепенно проходят в спальную комнату, воспитатель предупреждает их, что заходить надо тихо, не разговаривать. Начинают раздеваться, воспитатель следит, чтобы дети раздевались в правильной последовательности и аккуратно складывали свои вещи на стул. Затем дети идут к своим кроваткам, воспитатель укутывает каждого ребенка(объясняет детям, что сейчас они уснут, отдохнут, наберутся сил и проснутся уже готовые снова играть.) Тон воспитателя доброжелательный, настраивающий на спокойную обстановку. Когда большинство детей же в кроватке, воспитатель предлагает детям закрыть глазки и читает им небольшую сказку тихим, добрым голосом. Воспитатель остается в спальне до тех пор, пока все дети не заснут.

2.Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований и т.д.)

В группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате- раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде(зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.

В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончанию дежурства.

Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчение при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец, ко всему есть свободный доступ.

В группе достаточно посуды, белья(оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.

В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями няни, а также с требованиями второго воспитателя. Воспитатели ведут беседу с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома.», дают консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатели пытаются добиться единства требований к ребенку в ДОУ и дома.

Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.

Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми. Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует их. Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности, т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.

Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.

3.Приемы создания интереса к режимным процессам (потешки, вопросы, загадки, игровой прием, вступительная беседа и др.)

В течении 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращалась к куклам, чтобы дети проявляли свои знания и еще раз подкрепили их. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел: она сказала девочке, что ее ждет кукла и что она тоже хочет завтракать., после чего девочка доела всю кашу.

Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтении сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это так же служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.

При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна. Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.

4.Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей и т.д.)

Воспитатель методически грамотно проводила все режимные процессы. Использовала разнообразные методы и приемы, свободно ворьировала ими, при этом опиралась на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированны и выполняли все требования режима.

Она широко использовала игровые приемы, художественное слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность детей(при показе и объяснении последовательность действий при умывании и одевании), контролировала действия детей, оценивала их поступки и привлекала детей к самооценке, давала им указания. И всегда тон ее общения с детьми оставался доброжелательным, она давала советы детям, оказывала помощь и приучала самих детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.

5.Использование режимных процессов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.д.)

Режим как относительно постоянный уклад жизни является одним из факторов воспитания и содействует формированию таких качеств, как: организованность, точность, ответственность, способность подчинятся требованиям взрослых, ориентироваться во времени.

Всю работу можно поделить на три основные вида: воспитательная работа в связи с выполнением режимных моментов: встреча детей, умывание, питание, проведение закаливающих процедур, сон, уход детей домой; организация разнообразной деятельности детей: игры, занятия, труд; организация взаимоотношений детей, формирование детского коллектива и поведения детей. Все эти виды воспитательной работы взаимосвязаны, обусловлены общими задачами и программными требованиями детского сада.

В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.

Воспитывая нормы поведения за столом, воспитатель должен также прививать формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.

Воспитатель организует работу дежурных так, чтобы она сочеталась с самообслуживанием.

Правильно организованная трудовая деятельность воспитывает у детей привычки и потребность трудится, усидчивость, стремление к знаниям, любознательности.

6.Переход от одного режимного процесса к другому, соблюдение гигиенических требований.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Режим дня детей раннего возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Так, основные режимные процессы- прием пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игра, трудовая деятельность, учебные занятия, развлечения во всех группах- четко определены требованиями программы воспитания и обучения.

Прием детей- начало рабочего дня воспитателя.

Если прием происходит на площадке, следует организовать игры для детей. При входе в помещение дети должны тщательно вытирать или обмести ноги, раздеваются в раздевальной, аккуратно убирают в свой шкафчик одежду, переобуваются.

Если прием происходит в помещении, воспитатель организует игры для детей. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы, что изменилось за сутки с растениями.

Дежурные по группе моют руки и приступают к исполнению обязанностей. Дети помогают привести друг другу в порядок свой внешний вид и идут на утреннею гимнастику.

Перед завтраком, как правило, дети моют руки и по указанию воспитателя моют лицо, у кого оно запачкалось.

Перед умыванием надо напомнить, как надо засучить рукава. Дети садятся за столы, у каждого лежат приборы ложка, вилка, чашка, глубокая и мелкая тарелка (для обеда) и блюдца (для завтрака). Как только ребенок закончил есть, он благодарит взрослого, встает, задвигает стул и выходит из- за стола.

По окончанию завтрака, обеда и полдника няня с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату. За организацию условий для занятий ответственность несет заведующая детским садом и воспитатель. Во время занятий ничто не должно отвлекать.

В режима дня отводится время для организации самостоятельной деятельности детей, и в первую очередь для игры. Особое внимание требует игра на прогулке. После обедав детском саду проводится дневной сон. Воспитатель укрывает заботливо каждого ребенка.

Встают дети постепенно. Они одеваются самостоятельно, помогая друг другу. После этого они умываются. Старшие дети сами убирают свои постели.

7.Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником, их взаимодействие.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и няни. Помощь няни необходима постоянно, но больше всего в таких ответственных моментах, как подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение воздушно- водных процедур. Важный момент в организации прогулки- одевание детей и выход их на улицу. Как только часть детей оденется, воспитатель, чтобы не задерживать этих ребят выходит с ними на участок, остальные продолжают одеваться под присмотром няни, которая выводит их гулять позже. Участие няни в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе.

Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и няни, а также развитых навыков самообслуживания детей.

Для воспитания трудолюбия у детей воспитатель в помощь няне организует уборку групповой комнаты и поощряет охотное выполнение поручений: вымыть игрушки, протереть полочку и. т. д

К приему пищи няня осуществляет соответствующую подготовку: комната прибирается и проветривается, дежурные накрывают столы.

Помощники воспитателей обеспечивают санитарный режим дошкольного учреждения. Они обязаны следить за чистотой помещения, осуществлять правильное обслуживание детей, наряду с воспитателями своим примером и поведением помогать гигиеническому воспитанию детей.

Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех санитарно- гигиенических правил содержания помещений группы.

8.Учет возрастных особенностей дошкольников.

Воспитателю, помимо педагогики, важны знать и основы возрастной физиологии и гигиены. Опираясь на знания психофизиологических особенностей детского организма, педагог более успешно будет осуществлять его воспитательные, учебные и оздоровительные мероприятия в ДОУ, применять правильные педагогические приемы.

Основные принципы построения режима является общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различных видах самообслуживания сформированы у детей еще недостаточно прочно, поэтому воспитателю постоянно помогает ребенку и контролирует выполнение многих действий. Изменения режима с возрастом- это качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, к воспитаннику предъявляются новые требования, активизирующие самостоятельность.

К старшему дошкольному возрасту навыки у детей становятся прочными, что позволяет освободить больше времени для игр, творческой деятельности. Воспитание старших дошкольников опирается на осознанное отношение ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Вс эта возрастная динамика развития положена в основу режимов дня для разных возрастных групп.

Воспитатель должен помнить, что особенности возраста и подход к детям- понятия взаимосвязаны. Содержание и форма требований не могут быть одинаковыми и для самых маленьких и для старших детей.

При назначении режима учитываются возрастные особенности ВНД и индивидуальные особенности ребенка. Ребенок переводится из одного режима в другой постепенно при условии его физиологической готовности к переходу.

9.Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию., поэтому воспитатель (няня) должен быть для них образцом.

Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль- все это противоречит законам красоты.

Если воспитатель (помощник воспитателя) позволяет себе ходить в неопрятной одежде, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только срабатывает механизм «от противного» , и то это может произойти в более старшем не дошкольном возрасте).

Выработка у детей устойчивой привычки соблюдать чистоту и быть опрятным- длительный воспитательный процесс, который требует от взрослых большого терпения, неустанного внимания к «мелочам» детской жизни.

Чрезвычайно важно доходчиво объяснять детям, почему необходимо соблюдать чистоту в доме, заботиться о гигиене тела, одежды и обуви, мыть руки перед едой, зачем нужны отдельное полотенце, своя зубная щетка…

При этом всегда помнить, что личный пример чистоплотности и аккуратности- один из сильнейших способов воспитания.

Знакомство с условиями жизни детей раннего возраста

Цель: изучить особенности условий жизни детей в группах раннего возраста: организацию предметно-пространственной среды, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю. Приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.

1. Познакомьтесь с помещением группы, ее интерьером, расположением и назначением всех комнат, их оборудованием. Дайте заключение о соответствии педагогическим требованиям.

3. Анализируя предметно-пространственную среду в группах раннего возраста, сделайте вывод, насколько она соответствует интересам ребенка и его психологическому развитию.

4. Обратите внимание, созданы ли в игровой комнате условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, сенсорного развития, индивидуальных игр, развития движений.

Характеристика игрового материала ведется по предложенной схеме:

5. Сделайте психолого-педагогический анализ игрового материала: количество, соответствие возрасту, доступно ли расположен, содействует ли развитию детей, отвечает ли гигиеническим требованиям.

Задание 6

Изучение сформированности у детей культурно-гигиенических навыков

Цель: изучить и проанализировать особенности организации режимных процессов в ясельных группах, уровень сформированности культурно- гигиенических навыков, приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.

1. Изучите материал по формированию культурно-гигиенических навыков у детей, представленный в приложении.

2. Проведите наблюдение за 3-4 детьми раннего возраста в различных режимных процессах. Данные проанализируйте и занесите в таблицу:

Имя, возраст ребенка Умывание Прием пищи Одевание и раздевание

3. Анализируя и описывая особенности режимных процессов в группе, обратите внимание на следующие моменты:

Соблюдение принципа постепенности при организации режимных процессов;

Распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;

Навыки и умения детей, проявляемые в различные режимные моменты, уровень их сформированности;

Приемы, используемые воспитателем, при формировании тех или иных умений и навыков.

4.Организуйте и проведите самостоятельно режимные моменты. Опишите, что для Вас оказалось наиболее сложным при их проведении.

Задание 7