Дрессировка собак. Безусловные рефлексы собак

Дрессировка - это очень важный этап общения человека и собаки и, как вы уже поняли, это слово никак в этом случае не связано с цирком. Процессу дрессировки, а это воздействие человека на поведение собаки с целью ее воспитания и выработки определенных навыков, должны подвергаться все домашние собаки. Тем более, если животное выполняет определенную работу, например, охраняет территорию или является собакой-поводырем. Предметом успешной дрессировки должно быть правильное повеление, которое не противоречит удовлетворению важных жизненных потребностей животного (защита от факторов окружающей среды, пища, размножение, отдых и т.д.). Каждое повеление должно сопровождаться командой, сигналом, жестом или действием человека, побуждающее животное к ответной реакции. Благодаря постоянной усиленной тренировке собака очень быстро запоминает эти все сигналы и приучается вести себя так, как того требует обстановка.

Физиологические аспекты дрессировки собак

Ни для кого не секрет, что собака – это очень умное животное, с высокоразвитой нервной системой и чувствительными органами восприятия. Именно поэтому собака относится к типу легкодрессируемых животных. Этому, конечно, способствует и хорошее мышление собаки, умение оценивать обстановку и быстро реагировать на раздражители. Собаки быстро запоминают ситуацию и могут легко ее применить с последующим опытом.

Прежде, чем перейти к азам дрессировки собак, давайте вспомним, что любое действие животного является его ответной реакцией организма на воздействие окружающего мира или на различные процессы жизнедеятельности. Каждую реакцию, то есть, ответную реакцию побуждает какой-то раздражитель. Таким образом, нервная система контролирует работу всех внутренних органов и ответные реакции организма.

При дрессировке важно помнить, что все сигналы человека для собаки не являются природными раздражителями, поэтому для того, чтобы выработать на них правильную реакцию, животное должно сначала их запомнить, и уж потом реагировать. После запоминания и накопления опыта различные раздражители могут стать сигналом к определенному действию.

Виды условных рефлексов у собак

Любой процесс воспитания и дрессировки собаки осуществляется на базе безусловных рефлексов, которые в ходе практики формируются в условные рефлексы, изменяя поведение животного. Как известно, все условные рефлексы обеспечивает организм более совершенным приспособлением к окружающей среде. Все условные рефлексы индивидуальны и приобретаются в ходе жизненного опыта. Например, искать пищу на столе будет лишь та собака, у которой выработался на стол условный рефлекс. Если она видела и знает о том, что там находится еда. Так вот, дрессировка на физиологическом уровне – это выработка у животных стойких условных рефлексов на действия и сигналы человека.

Не стоит забывать, что все условные рефлексы могут забываться, если их назначение потеряло актуальность и больше не используется. Вот почему так важно в дрессировке понятие постоянности и практики.

В связи с этим все условные рефлексы временные, то есть, при изменении условий они исчезают. Все условные рефлексы базируются на безусловных и имеют под собой «почву». Например, собака выполняет команду, чтобы получить похвалу или лакомство – безусловный рефлекс пищи.

Рассмотрим виды условных рефлексов. Итак, условные рефлексы, которые возникают как ответная реакция на естественные раздражители – это натуральные рефлексы. Они также вырабатываются индивидуально в зависимости от опыта. Такие условные рефлексы возникают быстро и довольно стойкие по своей природе, они передаются из поколения в поколение. Например, как условный рефлекс слюноотделения при виде еды.

Другой вид условных рефлексов – это искусственные, они возникают на почве действия двух совершенно несвязанных между собой раздражителей. Например, это выполнение команды, когда собака взамен получает пищу. Такие рефлексы по своей природе сложные для нервной системы, поэтому для выработки требуют немало времени и сил. Кроме того, такие рефлексы не устойчивы и быстро забываются.

Бывает и так, что при выработке условных рефлексов раздражители происходят практически единовременно, поэтому часто это приводит к развитию совпадающего рефлекса. Если действия раздражителей отдалены друг от друга по времени – это запаздывающий условный рефлекс.

И последний вид условного рефлекса, когда воздействие одного раздражителя закончилось, но началось другое, это следовой условный рефлекс.

Также следует заметить, что все эти виды условных рефлексов практически никогда не возникают как ответ на один раздражитель. Это связано с тем, что в природе на организм действует как минимум всегда два раздражителя. При дрессировке для собаки раздражителем является как сам дрессировщик (хозяин), так и окружающая среда, где происходит тренировка. Поэтому у собаки вырабатываются рефлексы в комплексе. Давайте механизм образования условных рефлексов рассмотрим более подробно, это поможет нам понять основные правила дрессировки животного.

Механизм образования условных рефлексов у собак

Итак, стоит сразу заметить, что условные рефлексы строятся только в определенных условиях, отсюда и их название. Но главным условием все-таки является совпадения главного безусловного рефлекса с условным при действии одного раздражителя. Как это выглядит? Например, если перед едой собака постоянно будет слышать звук колокольчика, то со временем на этот звук у нее выработается условный рефлекс вместе с безусловным (выработка слюны для пережевывания пищи). При этом мозг животного будет воспринимать три раздражителя: звук через барабанную перепонку уха, слюнные железы и пищевой центр. Позже между этими тремя очагами возбуждения возникнет цепочка и нервная связь, на основе которой образуется замыкательный условный рефлекс и рефлекторная дуга. В результате позже достаточно будет всего одного раздражителя, чтобы активизировать три центра возбуждения. При этом даже при отсутствии пищевого безусловного рефлекса, будет выделяться слюна лишь под воздействием слухового раздражителя (колокольчика).

Подытожим. Условный раздражитель – это, своего рода, пусковой механизм, который запускает память и всплытие предыдущего опыта. Памятные следы заставляют возникнуть активным действиям, которые естественно вызывают определенное поведение. Все это происходит на фоне определенного эмоционального возбуждения. При этом условные рефлексы. Которые имели последствия негативных эмоций более стойкие и могут сохраниться всю жизнь. Вот почему, например, собака, которую били в детстве после определенного действия или звука, потом всю жизнь воспринимает этот звук или действие, как опасность. При переживаниях информация кодируется в долгосрочной памяти и потом сохраняется и влияет на последующее поведение. Вот почему так важно, дрессируя и обучая питомца, подкреплять действия только положительными эмоциями и ни в коем случае не ругать и не бить собаку за невыполнение.

В основе обучения собаки лежит процесс построения условного рефлекса на данный сигнал или команду. Поэтому, проще говоря, чтобы научить собаку команде «Сидеть!», следует сначала выработать у нее условный рефлекс, побуждающий ее сесть.

Виды раздражителей при дрессировке собаки

Итак, как мы уже говорили, различные условия окружающей среды так или иначе оказывают влияние на организм животного, при этом они являются раздражителями. Их действия влияю как на работу внутренних органов организма, так и на поведение. К примеру, при команде «Фас!» у собаки автоматически усиливается сердцебиение, повышается давление, происходит эмоциональное возбуждение. Но раздражители существуют и отвлекающие, это те, которые не знакомы собаке в данной ситуации, поэтому они могут отвлекать животное от выполнения команды. Поэтому во время дрессировки важно научить собаку не отвлекаться на окружающую среду и правильно реагировать на различные раздражители. При этом, чем лучше у нее выработаны различные навыки, тем меньше она отвлекается «по сторонам».

Также важно помнить, что раздражители отвлекающие могут быть и внутренние, например, чувство голода, болезнь, утомление. Они всегда мешают работе, поэтому желательно их предупреждать.

Итак, рассмотрим виды внешних раздражителей собаки во время тренировки.

1.Звуковые раздражители – команда, крик, звук выстрела, щелчок, свист.

2.Механические раздражители – удар поводом, рывок поводом, давление руки, движение хозяина, бег.

3.Пищевые раздражители – лакомство, сухарик, мясо.

4.Зрительные раздражители – цвет, жест, мимика, форма предмета.

5.Обонятельные – запах пищи, человека, запах дыма или духов.

Во время дрессировки можно использовать как безусловные, так и условные раздражители.

Напомним, что безусловными называются те, которые порождают проявление безусловных рефлексов. Как вариант, можно использовать для подкрепления условного раздражителя различные пищевые безусловные. Чтобы произошел результат, дрессировку можно начинать до либо после кормления, спустя некоторое время. Также можно еду использовать и во время дрессировки для более эффективного результата. Например, можно давать маленькие кусочки мяса, сухарики или другие любимые продукты собаки. При этом действие следует подкреплять поглаживанием и словесным поощрением «Хорошо!». После привыкания к команде, лакомство можно по не многу уменьшать и оставлять только поглаживание и поощрение словами.

Механические раздражители можно применять, чтобы собака быстрее совершила требуемое действие. Чаще всего это используется при обучении команде «сидеть», «стоять», «лежать», «стой», «рядом». Воздействия происходят путем надавливания на спину, натяжением повода, рывком на себя, поглаживания и т.д. При этом следует помнить о «гуманном» воздействии человека на собаку, иначе животное кроме страха ничего не запомнит. Для более быстрого эффекта дрессировки желательно на первых уроках использовать как механические, так и пищевые раздражители. Так, например, поглаживание и при этом дача лакомства не только усиливает запоминание действия собакой, но и способствует образованию сильных доверительных чувств.

Что касается звуковых (сигнальных) раздражителей, то в отработке большинства команд, они играют первостепенную роль. В процессе дрессировки человек не просто должен голосом озвучивать команду, но и постоянно озвучивать результат, похвалу, свое настроение – «хорошо», «молодец», «плохо». Собака различает команду не только по сочетанию звуков, но и по интонации, голосовому «нажиму». Команды, произнесённые не так, как обычно, собака может не воспринять и не выполнить. При этом для каждой команды важно установить свою интонацию: приказ, угроза, ласка, просьба и т.д. Желательно все команды произносить в побудительном тоне твердо и четко без лишних слов и дополнений. В качестве подкрепления можно добавить лишь еще другие безусловные раздражители.

Специфические команды типа «Фу!», «Фас!» произносятся громко и с угрожающей интонацией. Такие команды побуждают собаку к немедленной оборонительной реакции. Повышенный тон и угрожающую интонацию можно применять и во время подачи других команд, но лишь в том случае, если собака не повинуется, и с первого раза не выполнила действие. В таких случаях команда может произноситься резко, громко и по необходимости с дополнительным физическим нажимом (рывок, сильный нажим рукой). Помним, что бить собаку запрещено. Вообще, все болевые физические раздражители побуждают собаку к трусости и делают ее психически неуравновешенной. Больше следует использовать ласковую интонацию для закрепления хорошего результата, что позже наоборот обадривает собаку и придает ее характеру стойкости и упорства. Поощрение – основной механизм любого навыка. Его можно сопровождать словами «молодец», «хорошо», «хороший».

При использовании различных интонаций следует также учитывать индивидуальные способности собаки. Так, например, для одной будет достаточно просто четко и громко произнести команду, для другой нужно будет применить еще и физический раздражитель.

Жесты – это ещё один вид раздражителя. Как правило, собаки внимательные к внешнему виду и поведению хозяина, поэтому четко улавливают все его жесты. Многие команды могут сопровождаться движением рук, ног, наклона корпуса. Они всегда должны быть постоянными для одного навыка. Так, например, для обучения служебных собак, жесты используют всегда. Это в дальнейшем помогает скоординировать действие собаки на расстоянии или тогда, когда нельзя применить голос. При этом дрессировка может проходить с использованием жеста и голосовой команды одновременно. Это не только усиливает действие слов, но и помогает лучше понять собаке то, что от не требуют. Например, при команде «Ищи!», собаке указывают рукой на местность, давая понять, где именно следует искать цель. Как и словесные команды, жесты также должны быть четкими, стандартными, резкими при побуждении к действию и в тоже время простыми.

Используя все эти советы, можно очень быстро обучить своего питомца основным командам, а также заложить хорошую базу для последующей дрессировки. Помните, что первые уроки для собаки должны начинаться еще в щенячьем возрасте. Чем раньше вы начнете заниматься со своим питомцем, тем быстрее он усвоит команды.

Ради своего питомца и в целях самообразования, попробуйте еще раз открыть учебник биологии либо другую познавательную литературу - вам пригодится, это точно, ведь основные методы дрессировки собак основываются на учении о высшей нервной деятельности, которая является деятельностью рефлекторной. Она направлена на взаимодействие организма с окружающей средой и осуществляется через нервную систему. Нервная система имеет сложное строение и выполняет своеобразные функции: контролирует, регулирует и подчиняет себе деятельность других систем и всего организма в целом. С помощью нервной системы происходят сложные психические процессы, а также обеспечивается управление поведением. Одновременно нервная система осуществляет и саморегулирование организма собаки.
Наша статья не есть учебное пособие по биологии, но кое-что стоит вам напомнить:
Основной солдат центральной нервной системы, ее главная клетка - это безусловно нейрон. Нейрон способен генерировать электрический импульс и передавать его, проводить к другим клеткам и нейронам организма. Нейрон выполняет очень тонкую и вместе с тем гигантскую работу в организме, поэтому не способен делиться, как другие клетки. Нейрон живет с собакой(как, впрочем, и с человеком) всю ее жизнь, на протяжении жизни она лишь теряет нейроны.
Нервные клетки выполняют следующие основные функции:
1) Рецепторная функция обеспечивает восприятие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды организма.
2) Сенсорная функция нейронов обеспечивает анализ воспринятых раздражений, формирование определенных ощущений и четкую дифференцировку многочисленных раздражителей, воздействующих из внешней и внутренней среды.
3) Информационная функция нейронов обеспечивает накопление, сохранение и выдачу информации, поступившей из внешней и внутренней среды. Информация в нейронах кодируется как память.
4) Моторная функция нейронов обеспечивает формирование и передачу импульсов возбуждения к соответствующим органам движения или другим исполнительным органам и тканям.
Через нейроны осуществляется передача информации от одного участка нервной системы к другому, обмен информацией между нервной системой и различными участками тела и органами. В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки и запоминания информации. С помощью нейронов формируются рефлексы.
Ага, что-то знакомое? Рефлекс, собака Павлова, лампочка и еда? Вам, конечно, со школьной скамьи помнится, что рефлексы бывают условными и безусловными, попытаемся разобраться, ведь в природе не все так просто:

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы - врожденные, постоянные и неизменные реакции организма на определенные действия раздражителей.
Все безусловные рефлексы даны матушкой природой при рождении, способны передаваться по наследству из поколения в поколение. К моменту рождения у животного закладывается основной наследственный фонд рефлексов, присущих для вида, породы, породной группы, линии и т. д.
Вот щенок, он только появился на свет, но может адаптироваться к окружающему миру с помощью рефлексов сосания, глотания, ползания и т.д.
По мере роста и развития щенка проявляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов: движения, ориентирования, поиска, игры, подражания, и т.д.
Каждый вид животных имеет свой набор безусловных, врожденных, рефлексов. Это своеобразный фонд, наследство от предков.
У собак одинаково выражены и однотипны:
1) пищевые
2) ориентировочные
3) двигательные
4) половые
5) родительские рефлексы.

Виды безусловных рефлексов: пищевые, двигательные, оборонительные, ориентировочные, поисковые, половые, родительские, игровые, подражательные рефлексы, а также рефлексы привязанности и общения. Не так много, но это и есть база для отработки других видов рефлекса - условных, которые так нужны для дрессировки собак.
Животным присущи четыре основных инстинкта: пищевой, половой, родительский, оборонительный. Естественно, что половой и родительский инстинкт при дрессировке не применяется.

Условные рефлексы

Итак, безусловные рефлексы даны собаке при рождении, они малочисленны и постоянны. А как быть с условными? С точностью до наоборот: условные рефлексы многочисленны, непостоянны и приобретаются с жизненным опытом или при обучении, тоесть посредством сложных раздражителей. Именно поэтому и нет их четкой классификации.
Для порядка их делят на натуральные (образуются на естественные качества раздражителя), искусственные(образуются на посторонние раздражители)
Пример: реакция на внешний вид, голос хозяина - натуральный условный рефлекс, легко образуется, долго не угасает.
реакция на звук голосовой команды, свисток - искусственный условный рефлекс, медленно образуется, быстро гаснет без подкрепления.
Условные рефлексы бывают первого, второго, высшего порядков, различают так же положительные и отрицательные условные рефлексы и т. д. Но мы ведь не учебник, помните?
Более точно, а, главное, подробно, при желании можно прочесть в специальной литературе.
Важно лишь помнить, что существуют законы деятельности условного рефлекса у собак, они были изучены еще академиком И.П. Павловым, надо отдать должное этому великому ученому и его ученикам: они изучили закономерности, которые необходимы для дрессировки собак без фатальных ошибок. Цена пренебрежения этими законами - собака с плохо закрепленными навыками, опаздывающей реакцией на команды и т.д.
1) Условные рефлексы вырабатываются не сразу, а постепенно, в течении определенного времени
2) Образовавшиеся условные рефлексы при отсутствии подкрепления затормаживаются и угасают
3) Скорость выработки и стойкость условного рефлекса зависит от упражнений, применения стимулирующих подкреплений, от силы безусловного рефлекса или ранее выработанного навыка. Важно и физическое состояние собаки и ее эмоции.
4) Выработанные рефлексы сочетаются между собой, образуя сложные навыки собаки. Навыки требуют подкрепления.
5) Выработанные сильные условные рефлексы заменяют слабые.
6) На сильные условные раздражители вырабатываются сильные условные рефлексы, стойкие навыки. Важную роль в выработке стойких навыков играют индивидуальные особенности нервной системы собаки.

Природа мудро наделила маленького щенка набором врожденных рефлексов и рефлекторных актов, с помощью которых он сможет выжить в первые дни после своего рождения. Затем, наблюдая за повзрослевшей собакой, мы видим, насколько развивается нервная система собаки: прибавляются новые условные рефлексы, объединяются в сложные цепочки, нам порой кажется, что животное обладает интеллектом. Внимательный подход к изучению поведения собаки необходим хозяину для дальнейшей дрессировки собаки.
Сложные реакции поведения собаки, направленные на выполнение жизненно важных функций организма называют еще реакциями поведения, их несколько:
1) Пищевая
Пища - основа жизнедеятельности всякого живого существа на земле. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи собакой, определяют ее пищевую реакцию. Большинство рефлексов у собак вырабатывается на основе пищевой реакции. Дрессировщик использует основанный на этой реакции метод дрессировки - вкусопоощерительный. Собака получает лакомство в качестве поощрения.
2) защитно-оборонительная
В природе все устроено по принципу: "будь внимателен и осторожен, быстр и силен - и выживешь", большая группа приобретенных и врожденных двигательных рефлексов помогает сохранить жизнь при встрече с врагом или другими внешними факторами, образует оборонительную реакцию собаки. По определенным сигналам собака либо избегает опасности, либо активно борется с ней. Защитно-оборонительная реакция - база для выработки у собаки сложных условных рефлексов.
Собака может проявить активно-оборонительную реакцию, пассивно-оборонительную реакцию, злобно-трусливую реакцию. Из перечисленного видно, что наиболее пригодны собаки с активно-оборонительной реакцией, которую можно выработать только при условии ровного, спокойного, уравновешенного общения с собакой. Если вы мудрый хозяин, то щенок в возрасте от двух до шести месяцев будет у вас много и активно двигаться, проявлять интерес к окружающему, не бояться новых мест и предметов, выказывать умеренную недоверчивость к чужим людям. Некоторые считают, что в собаках с рождения преобладает тот или иной тип защитно-оборонительной реакции, думается, что это заблуждение. Многие факторы воспитательной работы в первые месяцы жизни щенка играют немаловажную роль в том, каким он будет в дальнейшем.
3) половая
4) родительская
5) ориентировочная

Вы принесли домой маленького щенка, он только осваивается в новом доме, замечали его первые действия? Да, так и есть: обнюхает, ткнется мордочкой, прислушается, оближет. Весь вид его говорит об одном: "что такое?" - Данная реакция и есть ориентировочная. Со временем, когда собака повзрослеет, у нее накопится большое количество условных рефлексов и она сможет ориентироваться в более сложных ситуациях, ориентировочная реакция может замениться поисковой.
6) поисковая
Хочешь выжить - ищи, так образно можно назвать эту врожденную реакцию поведения. Поисковая реакция в процессе жизни и дрессировки собаки объединяется с другими реакциями поведения и образует сложный комплекс реакций. Отыскивание следа человека, животного, преследование человека для последующего задержания - вот некоторые примеры такого комплекса реакций.
7) игровая
8) подражательная

Некоторые навыки собаке можно привить используя подражательную реакцию. (Достаточно подметить, как одна лающая собака "заводит" остальных) Собаки вообще очень внимательные существа, способные подмечать и использовать в своих целях повадки других собак или человека.
9) привязанности
Говорит сама за себя. В поведении собаки и в том, как она встречает хозяина, дрессировщика проявляется комплекс сложных условно-рефлекторных актов. Собака проявляет ласку, нежность, ждет хозяина, радуется и защищает его. Реакция проявляется при совместном пребывании и взаимодействии хозяина и животного. Контакт пары хозяин-собака необходим для последующей дрессировки собаки, особенно для ее безотказной работы.
10) общения
Реакции игровая и подражательная так же говорят сами за себя. Весь данный ряд реакций поведения собаки, исключая половую и родительскую, активно используется для дрессировки собак, это - основа ее жизни. Понаблюдав за питомцем внимательнее, вы без труда заметите проявления практически всех реакций поведения. Они есть не что иное, как составные части более сложных, врожденных реакций организма, называемых инстинктом. Инстинкт доминирует над основными реакциями поведения собаки, ведь он подкреплен и управляется гормонами и физиологически активными веществами.
Каждая собака особенна. Так же особенно проявляются у нее и основные реакции поведения. С различной степенью активности у вашего Рекса сильнее выражена поисковая и пищевая реакция, а у соседского Мухтара - активно-оборонительная, либо привязанности, данное превосходство одних реакций над другими называется преобладающим. Но скорее всего данных реакций будет несколько, они будут смешаны между собой и поэтому в них трудно разобраться. Опытные дрессировщики и знающие собаководы могут выделить преобладающие реакции поведения путем тестирования вашего питомца и выделить реакции, которые станут определяющими при выборе безусловных раздражителей в процессе дрессировки.

История про разности

На площадке для выгула собак весело проводят время Рекс, Мухтар, Шарик и Дружок. В поле их видимости попадает незнакомый человек (раздражитель). Как поведут себя собаки?
Один - лает, возбужден, долго не успокаивается после ухода незнакомца. Второй - лает, возбужден, но быстро перестает это делать, когда незнакомец уйдет. Третий - долго не реагирует, затем долго успокаивается. Четвертый - спрятался за хозяина, интереса к происходящему не проявляет. Почему такая разница?
Собака рождается с определенными свойствами нервных клеток, которые находятся в коре головного мозга. Изучая эти особенности, академик Павлов из многочисленного разнообразия вариантов создал классификацию основных типов нервной деятельности и выделил три сильных типа и один слабый: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

Сильный, подвижный, уравновешенный - сангвиник
Сильный, инертный, уравновешенный - флегматик
Сильный, возбудимый, неуравновешенный - холерик
Слабый, тормозной - меланхолик

Конечно, яркая выраженность четырех типов у собак встречается редко (это же не мультик про Винни Пуха, Пятачка и др.), а чаще всего бывают переходные формы типов и различные варианты их комбинаций. Не стоит забывать, что влияние человека на высшую нервную деятельность собаки тоже крайне велико, поэтому наряду с фактором наследственности она приобретает и свои особенности, индивидуальные качества. Учитывать данные особенности крайне необходимо при подходе к дрессировке животного.

Чем будем раздражать

Чтобы нейроны послали сигнал по всему организму собаки и задействовалась центральная нервная система, ее необходимо заставить возбудиться, тоесть - "раздразнить". Нужен раздражитель. Что такое раздражитель? - Это то, что действует на организм собаки, заставляя его реагировать: происходящие процессы внутри организма собаки и в окружающей среде.
Раздражитель условный - сигнализирует организму о предстоящем воздействии приятного или неприятного раздражителя. Собака по принципу может сидеть, лежать, лаять и т.д., цель дрессировки - добиться, чтобы собака эти же действия совершала по приказу и тогда, когда это необходимо. Поэтому определенные слуховые, зрительные раздражители побуждают собаку к действию, заставляют выполнять те или иные команды, стимулируют ее работу. (Вы подаете собаке словесные команды, жестом указываете направление движения, используете звуковые сигналы)
Раздражитель пищевой: пища - главное условие жизни для собаки, поэтому пища как раздражитель способствует образованию многих условных рефлексов. Стойкие условные рефлексы у собаки образуются на вкус, запах, вид пищи, на время и место кормления.
(Для дрессировки собак используется лакомство: кусочки сыра, мяса, и т.д. Лакомство, которое дается в завершении выполнения команды - знак поощрения собаки, знак похвалы, показ лакомства подает сигнал "начинай действовать", т.е. стимулирует собаку.)
Раздражитель механический - поглаживание, похлопывание, рывок поводком. Используются для отработки навыков общедисциплинарных. Условные рефлексы, выработанные с помощью механических раздражителей более стойкие, точные, безотказные в сравнении с рефлексами, выработанными с помощью пищевых раздражителей. Но частое применение сильных механических раздражителей типа строгого ошейника либо удара прутом вызывают у собак пассивность, боязливость. Действия, производимые помощником во время "борьбы" с собакой должны быть четко выверенными, важно, чтобы из схватки собака всегда выходила "победителем".Если собаку оглаживает хозяин, то это действует на нее как похвала, вызывая привязанность и доверие.
Интересно, что команда - по сути сложный звуковой раздражитель, воспринимается собакой как комплекс звуков, разные комплексы звуков - разные команды. Поэтому искаженные команды использовать нельзя, так как выработанный рефлекс на команду "сидеть" не сработает, например, при подаче искаженной команды " посиди здесь".Тонко улавливает животное и тембр и высоту и силу голоса хозяина: приказные команды подаются уверенно, настойчиво, если собака не слушается, то - с угрозой в голосе. Команды сами по себе должны быть максимально однообразными, чтобы собака адекватно реагировала на команды другого члена семьи. Не должно забывать и о ласковой, одобрительной интонации - наш друг нуждается в нашей похвале и ласке, ведь бывает, что он часами ждет нашего возвращения с работы или когда мы уделим ему должное внимание. Хозяин для собаки - это еще и комплекс раздражителей, самый действенный. Он действует на собаку своим личным запахом, голосом, жестами, движениями. Собака может ошибиться с голосом хозяина, а с его запахом - нет. Хозяин как раздражитель сильно действует на собаку, поэтому правильные взаимоотношения, называемые контактом хозяина и собаки, составляют основу успеха дрессировки.
Чтобы добиться желаемых успехов в дрессировке, необходимо воздействовать на собаку определенными раздражителями, это мы усвоили из вышесказанного. Использование конкретных раздражителей определяют нашу дальнейшую стратегию - то есть метод дрессировки.
У собаки хорошо развита пищевая реакция - подойдет вкусопоощрительный метод, возможно в комплексе с механическим либо подражательным методом. Всего их несколько: вкусопоощирительный, механический, контрастный, подражательный, наталкивания.
Представление в цирке: собаки, медведи, кошки и даже тюлени выполняют замысловатые трюки и па. У артиста всегда на поясе сумочка с лакомством. Замечали что после каждого выступления животное получает лакомство? Данный метод дрессировки- вкусопоощирительный, применяется со времен Льва Дурова. Лакомством свою собаку хозяин заставляет выполнять нужные действия, поощряя ее за ответную реакцию. Метод в служебном собаководстве используют для обучения по поиску мин, наркотиков, контрабанды. Но не все нужные навыки возможно закрепить с лакомства: задержание злоумышленника, караульная служба не подходят для вкусопоощирительного метода.
Механический метод - применение механических раздражителей, которые принуждают собаку и поощряют ее. Рывок поводком, использование хлыста, вызывают у собаки активно-оборонительную реакцию, которая станет базой для определенных навыков: злобности, окарауливания, задержания злоумышленника и т.д. Напротив, поглаживание, похлопывание хозяина по груди, плечам, шее действуют на собаку успокаивающе и одобряюще.
Контрастный метод - объединяет положительные стороны механического и вкусопоощирительного методов. Например, отработка команды "сидеть": вначале -нажатие на область поясницы собаки (механическое воздействие), и как только собака села - лакомство. Болевые и пищевые раздражители противоположные - контрастные.
Подражательный метод - использует данные от природы врожденные реакции (подражать действиям другого животного или человека).
Вспомните, что стоит одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать другие. Таким способом можно научить собаку преодолевать препятствия, подавать голос, работать в паре. Степень подражания зависит от самой собаки.

Индивидуальный подход

Вы- хозяин своей собаки, надеемся, что с момента ее прихода ваш дом у вас наладился тесный контакт, вы знаете особенности ее поведения, преобладающие реакции и тип высшей нервной деятельности. Учитывайте, что не всякая собака годится к той или иной службе, выбирайте грамотного дрессировщика, который применит верные методы ее дрессировки. Не забывайте о возрасте, физическом и эмоциональном состоянии вашего питомца.
Сангвиники - собаки этого типа хорошо поддаются дрессировке для различных видов службы. Условные рефлексы у сангвиников образуются легко и быстро, навыки стойки и динамичны. Различные рабочие нагрузки и трудности меньше утомляют собаку.
Холерики - возбуждение у собак этого типа преобладает над торможением. Поэтому положительные условные рефлексы образуются легко и быстро, а тормозные - медленно и трудно. Помните, что собаки этого типа очень активны и меньше устают в работе, у них почти не бывает срывов и неврозов на сильные раздражители. К 3-4-летнему возрасту животное может показать отличную работоспособность. Ограничений в режиме упражнений нет. Перед выработкой сложных навыков с тормозными рефлексами собаку надо дольше выгуливать.
Флегматик - собака замедленно реагирует на раздражители, тяжело переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения, изменение и переделывание навыков. В начале дрессировки у них происходит медленное образование условных рефлексов и навыков. Хозяин должен спокойно относиться к медлительности собаки и постепенно развивать у нее активность основных реакций. Методы дрессировки - вкусопоощрительный и контрастный.
Меланхолик - собака слабого типа. При неправильном воздействии раздражителями у них часто формируется пассивно-оборонительная реакция поведения, переходящая в боязливость и трусость. Слабость нервных процессов делает этих собак очень чувствительными к различным раздражителям, а малейшее усиление раздражителей вызывает торможение рефлекторной деятельности. Сильные раздражители приводят к запредельному торможению и невротическому состоянию.
Дрессировка собак слабого типа возможна при условии осторожности, настойчивости и отличного знания дрессировщиком их поведения. Упражнения необходимо чередовать с частыми выгуливаниями, предоставлением отдыха в случае появления пассивности. Основной метод дрессировки - вкусопоощрительный. При кропотливой дрессировке можно добиваться от таких собак высоких показателей в работе, но лучше таких собак в дрессировку не брать.
Возраст: у молодых собак нервная система недостаточно окрепшая (они чаще могут проявлять пассивность, боязнь и трусость на раздражители большой силы), а старые имеют нежелательные связи(новые условные рефлексы образуются с большим трудом, требуется время на избавление от нежелательных привычек).
Лучше всего дрессируются собаки в возрасте от одного до двух лет.
Пол собаки: суки легче поддаются дрессировке, хорошо работают. Но не стоит забывать и об особенностях физиологии в придачу: течки, щенность. Кобели труднее поддаются дрессировке, но имеют крепкую нервную систему, выносливы в работе и неприхотливы к условиям.
Важное значение в успешной дрессировке собак имеет учет особенностей их выращивания и воспитания.
Не все собаки одинаково поддаются дрессировке, и в начальном периоде невозможно работать с ними по единой методике, поэтому дрессировку надо проводить по индивидуальным заданиям с учетом особенностей каждой собаки.

p.s. Размещение материалов (фото, видео, статей и их частей) без ссылки на первоисточник запрещено

Множество, если не большинство поступков собак представляют собой результат безусловных и условных рефлексов, которые мы сейчас обсудим. Лучше нам говорить о собаке именно с этой точки зрения, чем рассуждать о ее разуме. Вопрос о мышлении двойственный. Возможно, кому-то хочется убедить нас, что раз кто-то провозгласил или написал, будто собака обладает сверхъестественным разумом, стало быть, так оно и есть. Нельзя отрицать существование привидений, но это никому не дает права их выдумывать. Мы не должны говорить о способности собак к рассудочной деятельности в отрыве от мозга. Собака, безусловно, представляет собой личность. Особенности характера можно разглядеть и понять, они отличают собак друг от друга. Их внешний вид, поведение - вот что составляет личность. Поэтому мы любим собаку, поэтому она живет в нашей памяти. Но вне нашего сознания и памяти личность перестает существовать после смерти собаки.

Рефлекс есть реакция собаки на стимул, ни в коей мере не зависящая от обучения. Приведем пример для иллюстрации: если почесать почти любую собаку по спине или по боку, она припадет к земле и почешет плечо задней лапой. У некоторых пород этот рефлекс выражен сильнее, чем у других. Может быть, ярче всего он проявляется у шотландских терьеров.

Посветите собаке в глаза, и зрачки сузятся - это другой рефлекс. Собака - настоящий сгусток рефлексов. Медицинский словарь, определяя рефлекс как «бессознательную, неизменную адаптивную реакцию на стимул», перечисляет и описывает 250 рефлексов. Многие носят имена исследователей, обнаруживших их существование у людей. Собаки обладают большинством таких рефлексов и другими, которые у нас отсутствуют. У некоторых собак имеются рефлексы, несвойственные другим собакам. В том числе «рефлекс улыбки», который я описал много лет назад. Вы когда-нибудь видели «улыбающуюся» собаку? Всякий раз, ощутив удовольствие, она растягивает губы и вроде бы улыбается. Другой рефлекс - резкого оголения полового члена - наблюдается, насколько я могу судить, лишь у близких собаке видов. У основания полового члена находится чувствительная область - луковицы, - при нажатии на которую половой член кобеля тут же оголяется. Если сдавить луковицы двумя пальцами, почти каждый кобель продемонстрирует этот рефлекс. Другая впервые описанная мной рефлекторная область находится в вульве (петле). Давление на эту область головки или ягодиц щенка во время родов заставляет суку тужиться, чтобы помочь малышу появиться на свет. Я часто использовал этот рефлекс, помогая сукам щениться, не способным или не желавшим тужиться. Если вставить палец в петлю, согнуть его и потянуть назад, они почти всегда начинают активно тужиться.

Возможно, этот рефлекс, вызывающий перистальтику, или волноподобные движения матки, помогает оплодотворению. Луковицы полового члена кобеля очень сильно надавливают на эту область, вызывая перистальтику, которая направляет сперматозоиды к яичникам.

Естественные реакции собак на все стимулы - рефлексы - не надо путать с инстинктами, которые мы рассмотрим в главе 8. Теперь же попробуем разобраться, что такое условный рефлекс.

Большей частью известного нам сегодня о реакциях наших собак мы обязаны ныне покойному великому русскому ученому Ивану Павлову. В наше время все должны знать, что такое условный рефлекс. Собственно, сам профессор Павлов не сразу осознал колоссальную важность своих открытий и не стал продолжать исследование обнаруженных им явлений.

Слава Павлова росла, пока он не стал одним из влиятельнейших в России ученых, единственным, кто мог выражать свое мнение по поводу новых порядков. Но несмотря на всю содержавшуюся в его работах критику, их ценили так высоко, что правительство пошло даже на предоставление ему не имеющей себе равных в мире лаборатории для изучения психологии. Приступая к исследованиям, Павлов не интересовался изучением механизмов мозга, занимаясь главным образом процессами пищеварения, причем отметил многие особенности, связанные со слюнотечением у собак, которое в первую очередь было связано с типом попавшей в рот пищи. Слюна выделяется в разных количествах и разной консистенции. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании - водянистая. При сухой пище выделяется много слюны, при жидкой совсем мало.

Для этого не требуется никакой умственной деятельности. Это простые рефлексы, которые возникают в ответ на сигналы, поступающие из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту. Когда мы с вами жуем крекер, нам не приходится думать: «Пускай слюнные железы поторопятся и выделят побольше слюны». Они работают и без этого. Но - и это крайне важно - они работают и тогда, когда мы просто думаем. Мы с вами можем, сидя в кресле, мысленно вообразить аппетитное пирожное, и рот тут же наполнится слюной. Еще до того, как мы пробуем пищу на зуб, рот начинает увлажняться. Я хорошо помню трепку, заданную мне в детстве немцем, игравшим в уличном оркестре в Бруклине, который давал концерты под фонарями, зарабатывая на жизнь. Мы, мальчишки, приносили посыпанные сахаром лимоны, останавливались рядом с оркестрантами и принимались жевать. У музыкантов при виде этого рты наполнялись слюной, та попадала в инструменты, которые издавали забавные звуки. Тогда они пускались за нами в погоню.

Точно так же, стоит лишь предложить собаке мясо, как рот у нее наполнится вязкой слюной. Ей даже не надо его есть, слюна все равно выделяется. Но если предложить что-нибудь обладающее неприятным вкусом, о чем собаке известно по опыту, рот наполнится жидкой слюной, что свидетельствует об отвращении. Она помнит прежние ощущения, и память подсказывает реакцию. Я какое-то время отучал собак лаять, засовывая в пасть при каждом взлаивании чайную ложечку горькой соли. Они усвоили, что лаем выпрашивают не лакомство, а горькое лекарство. Вскоре, завидев, как я подхожу с ложечкой, собаки начинали пускать слюни. Я понял, что хоть этот изобретенный мною способ отучения от лая не самый лучший, так как не вызывает достаточно неприятных ощущений, со временем он все же дает результат.

Павлов привлек внимание всего мира к условным и безусловным рефлексам, пусть даже не он дал им это название. Он не был психологом, но заложил основы наших познаний в области психологии, подобно Пастеру, который, будучи не бактериологом, а химиком, заложил основы наших познаний в области бактериологии. Павлов начал исследования, используя метроном и пищу. Он установил в комнате, где собак ничто не могло отвлечь, метроном, который можно было пускать в ход снаружи, так же как выдвигать из стены миску с едой. Наблюдатель следил за происходящим в отверстие. Собака не была знакома с метрономом, но когда прибор начинал тикать, обращала на него внимание. Затем появлялась миска с едой, и собака ела, первое время не связывая эти два события. Она постепенно усваивала, что как только метроном начнет тикать, тут же появляется миска с едой. После этого, даже если миска появлялась не сразу, у собаки все равно начинала выделяться слюна. Естественный безусловный рефлекс - выделение слюны, когда перед собакой стоит миска с едой или когда еда оказывается у нее в пасти, - превратился теперь в условный. Короче говоря, тиканье метронома вызывало слюнотечение с таким же успехом, как поставленная перед собакой еда.

Павлов сделал собаке небольшую операцию, выведя проток слюнной железы под щекою наружу, получив возможность наблюдать, как стекает слюна и собирается в пробирку. Затем он пошел дальше - оперативным путем ушил часть желудка, вывел из образовавшегося слепого желудочка трубку, позволяющую проводить наблюдения, и обнаружил, что при стуке метронома выделяется также желудочный сок.

Вскоре после того, как Павлов начал свои исследования, американец Джон Б. Уотсон очень многое выяснил о человеческом поведении. Уотсон слегка обжег ребенку пальцы. Держа перед глазами малышки зажженную свечу, он установил, что она реагирует на свет точно так же, как мошки, летящие к смертоносному для них пламени. Потянувшись к огню, девочка ощутила жар. Это не остановило ее от стремления коснуться свечи. Она потянулась еще ближе и вместо того, чтобы сунуть пальцы в огонь, согнула их прямо около свечи и не обожглась. Почувствовав жар, она совершила рефлекторное действие. Уотсон обосновал и ввел понятие «условный рефлекс», которым мы и по сей день пользуемся в разговорной речи.

Приобретенный в течение жизни рефлекс - условный, в отличие от безусловного, которому нет необходимости обучаться. Условные рефлексы оказывают на собак менее сильное воздействие, чем безусловные, а иногда условные рефлексы становятся безусловными. Хозяева биглей, например, нередко замечают, что определенная собака, которую научили никогда не брать след других животных, кроме кроликов, становясь старше, как бы «перерастает» курс обучения и преследует лис и оленей, к великому неудовольствию владельца.

Мы можем вырабатывать у собак условные рефлексы, одни с большой легкостью, другие с большим трудом. Их можно устанавливать как с помощью наказания, так и с помощью поощрения, но мы увидим, что эффективней всего применять оба способа одновременно.

Закончим на этом разговор о фундаментальных трудах Павлова и Уотсона. Если бы я читал курс по дрессировке собак, то сперва выделил бы занятие для демонстрации слушателям действия условных рефлексов на них самих. Для этого хорошо использовать безусловный рефлекс расширения зрачков в темноте и сужения на свету.

Каждый должен посмотреть на свет. Когда свет гаснет, звучит гудок. Зрачки глаз расширяются. Потом всем присутствующим предоставляется кнопка выключателя, они должны нажать на нее, после чего загорается свет и раздается гудок. Потом добавляем другой стимул. Я произношу слово «меньше», затем позволяю ученикам зажечь свет и услышать гудок. Все это повторяется, и повторяется раз, скажем, тридцать-сорок. К этому времени я могу сказать слово «меньше», и без нажатия кнопки, без вспышки света, без звука гудка зрачки у людей расширятся. Теперь я имею над ними власть, которая сохранится на протяжении нескольких недель: скажу «меньше» - и у них расширятся зрачки! Никто никогда прежде не имел над ними такой власти. Таков основной принцип формирования условного рефлекса, равно как и многих видов внушения. Единственный способ, позволивший бы моим ученикам избавиться от этого, - долговременный перерыв, в течение которого рефлекс угасает. Это также основной принцип дрессировки собак. А заодно и гипноза. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Безусловный рефлекс есть постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой; условный рефлекс - временная. Когда собака голодна, она добывает пищу. Любой связанный с этим поступок будет обусловленным, нацеленным только на то, чтобы ощутить в пасти еду. Психологи называют все подобные действия ассоциативными, а физиологи - условными рефлексами, но это одно и то же.

Безусловные рефлексы одни психологи называют врожденными, другие - общими, третьи - адаптивными, четвертые - стереотипными. Для условных рефлексов существует несколько терминов - индивидуальные, приобретенные и усвоенные в результате обучения.

Жизнь собак состоит из множества условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные рефлексы. Врожденных, адаптивных рефлексов великое множество, а число условных рефлексов просто неизмеримо, поскольку врожденные рефлексы часто обусловливаются, причем каждый несколькими способами.

Врожденные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные - с высшими. При удалении полушарий головного мозга простые врожденные рефлексы сохраняются, а связанные с ними условные - исчезают.

Важное значение для формирования условных рефлексов имеет степень интенсивности стимулов.

Самое трудное - сформировать у любой собаки первый условный рефлекс. Чем больше они учатся, тем легче идет дело. Они охотнее сосредоточивают внимание, и начинает казаться, будто чувствуют, чего от них ждут, и пребывают в готовности.

Новая реакция модифицируется настолько, что ее вызывает уже новое условие. И этот новый стимул называют условным раздражителем. Это очень важно понять.

Впервые реагируя на свисток, собака настораживается, что проявляется в ее позе. Это простой рефлекс и простой стимул. Затем, если при звуке свистка собаку каждый раз кормят, свисток становится условным раздражителем; затем, если собака выделяет слюну до того, как получит еду, у нее проявляется условный рефлекс. Вы должны это усвоить как основу для дальнейших рассуждений.

Поймите, что любой ощутимый для собаки стимул можно преобразить в условный; его не обязательно слышать, это может быть вкусовой, тактильный, зрительный раздражитель, запах, чувство равновесия или просто нечто, повторяющееся регулярно через определенные периоды времени.

Другой принцип: рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется в том случае, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного, предпочтительно меньше, чем на секунду. Даже двух секунд чересчур много.

Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установленного условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. Скажем, собака привыкла реагировать на свисток, выделяя слюну. В поощрение она получает еду. Теперь мы хотим заменить свисток словесной командой «Ешь». И снова повторяем весь процесс формирования условного рефлекса.

В ходе этого процесса мы время от времени будем давать свисток, но не станем предлагать пищу, так что реакция на свисток начнет угасать. Но если желательно, чтобы собака реагировала и на первичный, и на вторичный стимулы, следует изредка давать свисток после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, и вслед за этим предлагать лакомство, поощрение. Таким образом мы получим собаку, которая будет одинаково реагировать на оба стимула.

Можно приучить собаку и к третьему условному стимулу, однако к четвертому уже нельзя. Отсюда понятно, почему так важно, чтобы все, кто имеет дело с собакой, использовали, добиваясь необходимой реакции, один и тот же словесный стимул или не больше двух слов. Обучая своих собственных собак прекращать лай, я могу сказать «Тихо» или «Спокойно», и они реагируют одинаково хорошо.

Сила условных рефлексов неуклонно ослабевает и совсем угасает при исчезновении вызывающих их стимулов. Голод - внутренняя потребность - стимулирует так называемое «пищевое поведение». Когда собаку хорошо кормят, она не чувствует голода и не проявляет признаков подобного поведения. Защитные реакции угасают обычно сами собой. Собаки, которые чешутся, представляют собой яркий тому пример. Зуд исчезает, и они прекращают чесаться, не испытывая больше в этом потребности.

Но все это случаи кратковременного угасания. А как насчет долговременного? Угасание представляет собой негативное обучение. Вот что важно запомнить: в один день приобретенная реакция может совершенно не проявляться, а в следующий способна вспыхнуть в полную силу. Старые психологи внушали нам, что, раз получив негативный опыт, никогда нельзя допускать исключений; если вы не готовы пройти через негативное обучение до конца, не стоит и начинать.

Интересно узнать, что при выполнении собаками легкой работы рефлексы на самом деле усиливаются и обостряются. Если они, например, возят груженую тележку и вес груза постепенно увеличивается, рефлекс усилится до предела. Однако по достижении этого предела у всех собак с недавно сформировавшимися условными рефлексами они ослабевают до нуля. У собак со старыми условными рефлексами они угасают примерно до 60 процентов .

В процессе увеличения рабочей нагрузки рефлексы угасают в том же порядке: сначала рефлексы на механическое раздражение, скажем, на укол булавки, потом на слуховые, потом на зрительные раздражители. После отдыха рефлексы возвращаются или восстанавливаются в обратном порядке. Усталость (утомление) возникает за счет образования химических веществ в мышцах, что отражается на коре головного мозга и других областях полушарий мозга.

Условный рефлекс - ответная реакция животного на сигнальный раздражитель, образовавшаяся в процессе его жизни или дрессировки. Условный рефлекс - это временная связь безусловного рефлекса с каким-либо ранее индифферентным раздражителем, который для данной реакции приобрел в организме сигнальное значение. Практически условный рефлекс может образоваться на любой раздражитель, но только при определенных условиях.
Для образования условных рефлексов необходимо:
1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (будущего условного) и безусловного, вызывающего ответное действие собаки.
2. Применение этих раздражителей (сочетание) должно совпадать во времени в пределах 0,5–2 секунд.
3. Действие сигнального раздражителя должно предшествовать действию безусловного в пределах 0,5–2 секунд.
4. Многократное повторение сочетаний условного и безусловного раздражителей в определенном режиме нагрузки и времени.
5. Нервные центры коры головного мозга в момент выработки условного рефлекса должны быть свободными от других видов нервной деятельности и находиться в активном состоянии.
6. Сила возбуждения на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на сигнальный, но не вызывать торможения рефлекса.
7. Посторонние раздражители, вызывающие у собаки ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.
При несоблюдении этих правил, условные рефлексы образуются с большим трудом или не образуются совсем. Если подкрепляющий раздражитель начинает действовать раньше индифферентного, условный рефлекс не вырабатывается. Большое количество непрерывных сочетаний не ускоряет выработку условного рефлекса, а наоборот, затормаживает его и вызывает пассивность собаки. Перед дрессировкой собака должна быть здорова, выгулена и находиться в активном состоянии.
Механизм и процесс образования условного рефлекса. Под механизмом образования условного рефлекса И. П. Павлов понимал процесс установления и замыкания нервной связи в коре головного мозга между двумя возбужденными очагами - центрами условного и безусловного раздражителей.
В самом начале сочетаний на условный раздражитель у собаки возникает ориентировочный рефлекс «Что такое?». Он тормозит общую двигательную активность, отменяет действующие рефлексы, обеспечивает лучшее восприятие сигнального раздражителя и вызывает возбуждение соответствующего нервного центра (слухового, зрительного, обонятельного, вкусового и др.). По закону инертности и последействия в коре головного мозга остается очаг слабого возбуждения и следы соответствующих ощущений.
Действие безусловного раздражителя вызывает врожденную ответную реакцию с участием готовой рефлекторной дуги. В корковом представительстве данного безусловного рефлекса возникает очаг возбуждения на действие безусловного раздражителя и на выполненные организмом ответные действия. Таким образом, в коре головного мозга появляется второй очаг возбуждения, более сильный, стойкий и доминирующий над другими очагами. Он может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут, пока не будет отменен другим, более сильным раздражителем.

Рис. Физиологический механизм образования слюновыделительного условного рефлекса

Наличие двух очагов возбуждения в коре головного мозга закономерно вызывает движение процесса возбуждения от более слабого, вызванного условным раздражителем, к более сильному, вызванному безусловным раздражителем. Доминирующий очаг притягивает к себе возбуждение из более слабых очагов, тем самым, облегчая путь прохождения слабым импульсам. Через несколько таких сочетаний проторяется дорога для замыкания нервной связи между возбужденными нервными центрами. Так образуется первоначальная связь между двумя очагами возбуждения. Условная связь между разными участками коры устанавливается не только через корковые нейронные структуры, но и через подкорковые образования. Замыкание связи между этими очагами возбуждения происходит при дальнейшем многократном повторении сочетаний условного и безусловного раздражителей. Процесс установления временной связи между нервными центрами осуществляется посредством свойств доминанты, суммации, проторения и иррадиации возбуждения. Повторные сочетания условного и безусловного раздражителей повышают возбудимость, лабильность, трансформацию нервных центров в обоих очагах возбуждения и обеспечивают замыкание связи между ними. После этого возбуждение из центра условного сигнала может свободно переходить в корковый центр безусловного рефлекса и вызывать этот рефлекс без применения безусловного раздражителя. Так происходит образование первоначального условного рефлекса (рис. 8). Закрепление и дальнейшее упрочение образовавшейся временной связи осуществляется по другому механизму. В центральной нервной системе происходят не только функциональные изменения, но и морфологические перестройки.
В синапсах промежуточных нейронов повышается возбудимость и проводимость. Под влиянием повторных раздражений в нервных клетках на пути между очагами возбуждения происходит утолщение осевых цилиндров и их синаптических окончаний. В синапсах увеличивается количество медиатора, уменьшается промежуток в синаптической щели, создаются условия для передачи возбуждения. Так, синапс из непроходимого превращается в проходимый, и условно-рефлекторная связь становится все более прочной.
В качестве дополнения к условной рефлекторной дуге через систему нейронных связей устанавливается обратная связь между исполнительным органом и чувствительным центром и рецепторами. Механизм обратной афферентации такой же, как и при образовании условного рефлекса.
Стадии образования условного рефлекса и формирования навыка. Условный рефлекс образуется не сразу, а постепенно по стадиям. Для образования условного рефлекса требуется определенное количество сочетаний и время. Различают три стадии образования условного рефлекса.
Первая стадия генерализации, или обобщенного ответного действия. В самом начале сочетаний, пока в коре головного мозга устанавливается нервная связь между двумя очагами возбуждения, условный рефлекс самостоятельно не воспроизводится. Появление первых реакций на условный раздражитель является началом образования условного рефлекса. В первое время образовавшийся условный рефлекс в результате иррадиации возбуждения проявляется обобщенно как на условный сигнал, так и на все сходные с ним раздражители. В этой стадии условный рефлекс легко затормаживается, отмечается неточность ответных действий на команду или жест дрессировщика и может совсем не проявляться при изменении условий или обстановки.
Вторая стадия концентрации, или специализации условного рефлекса. При дальнейшем многократном повторении сочетаний раздражителей иррадиация возбуждения ограничивается торможением, и возбудительный процесс начинает концентрироваться в одном нервном центре. Чем больше закрепляется условный рефлекс, тем меньше будет явление генерализации, и происходит специализация условного рефлекса на конкретный условный раздражитель. В этой стадии условный рефлекс начинает проявляться автоматически в виде точного и конкретного ответного действия на команду или жест дрессировщика и не проявляется на другие раздражители, сходные с условным. При изменении условий и обстановки условный рефлекс не затормаживается.
Третья стадия стабилизации условного рефлекса, или формирования навыка. Навык формируется при многократном повторении условного рефлекса в обстановке различной сложности. Автоматическое проявление рефлекса на условный раздражитель теперь не требует постоянного подкрепления его безусловным раздражителем. В этой стадии условный рефлекс переходит в навык и становится стереотипным. Он активно проявляется на команду или жест дрессировщика в обстановке любой сложности.
Признаки образования условного рефлекса.
Первый - индифферентный раздражитель приобретает сигнальное значение, ориентировочный рефлекс «Что такое?» угасает.
Второй - ответное действие на сигнал проявляется без подкрепления безусловным раздражителем.
Третий - условный рефлекс не тормозится другими рефлексами и проявляется в любой обстановке автоматически.
Отличие условных рефлексов от безусловных. Условный рефлекс И. П. Павлов рассматривал как универсальное приспособительное явление к условиям окружающей среды. В отличие от безусловных он не является врожденным, а образуется в течение жизни или вырабатывается при дрессировке и не передается по наследству. Условные рефлексы могут образовываться и исчезать, но в конечном итоге они накапливаются и представляют жизненный опыт животного. Поэтому условные рефлексы не являются видовыми, а носят индивидуальный характер. Например, собака реагирует на свою кличку и голос своего дрессировщика. Для каждой собаки существует свой комплекс условных рефлексов, определяющий индивидуальные особенности ее поведения. Вот почему поведение дрессированной собаки заметно отличается от поведения недрессированной, поведение старой - от поведения молодой. Условные рефлексы вырабатываются на любой раздражитель, воспринимаемый организмом. Поэтому они могут образовываться в неограниченном количестве. В отличие от безусловных рефлексов условные не имеют готовых рефлекторных дуг. Они образуются в коре головного мозга путем временного замыкания условных сигналов с безусловными реакциями через нейронные связи.
Условные рефлексы составляют основу дрессировки собак. При дрессировке можно заметить, что одни условные рефлексы образуются легко и быстро, другие - медленно и с большим трудом; одни рефлексы проявляются активно и обладают устойчивостью к угасанию, другие проявляются слабо и легко затормаживаются. Качественная характеристика условных рефлексов обусловлена их видовой принадлежностью и степенью физиологической необходимости для организма в данный момент.

Из книги Арасланов Филимон, Алексеев Алексей, Шигорин Валерий "Дрессировка собак"