Игры для детей с дцп. Развивающие игры для пожилых людей

К превеликому сожалению, практически все дети болеют. Простуды, травмы, инфекции, отиты, гаймориты, отравления, ожоги и это далеко не полный список неприятностей, с которыми сталкиваются наши дети по мере роста их активности. В этот момент перед родителями встает извечный вопрос «Что делать?». Безусловно, вызванный на дом врач, назначит необходимое лечение, но кто выдаст родителям «рецепт», в котором подробно опишет, чем можно занять больного ребенка в этот сложный для него период.

Конечно, на начальном этапе болезни вашему малышу будет не до развлечений. Большее время суток он будет спать, капризничать, принимать лекарство и снова спать. Но когда он начнет поправляться и набираться сил, он захочет не только кушать, но и играть. Он будет требовать от родителей, чтобы они организовали ему досуг. Причем этот досуг должен будет проходить в постели. А что если ребенок очень подвижный и для него длительное ограничение в движении настоящая мука? Но ведь врач прописал постельный режим, который необходимо соблюдать.

Как показывает практика, ребенок спокойно лежит в кровати если:

  • Ему действительно плохо и у него высокая температура.
  • Рядом с ним постоянно находятся родители. Мама или папа его развлекают: читают книжки, рассказывают сказки.
  • Родители придумали интересное развлечение, которое не требует их постоянного присутствия.

Мы собрали 20 идей, чем занять больного ребенка, если острая фаза болезни осталась позади.

Во что играть и чем занять ребенка во время болезни дома: 10 идей

  1. Самым простым и очевидным для всех родителей может показаться чтение книг или рассказ сказок . Дети с большим интересом готовы слушать веселые рассказы и сказки. Но монотонное чтение через час, полтора надоест ребенку. И вот тут родители могут взять на вооружение новый методинтерактивного чтения . Что это означает? Это чтение, которое включает в себя творческие приемы. То есть родитель вместе с ребенком читает книгу, внимательно рассматривая все иллюстрации, разбирая каждое непонятное слово, каждую новую ситуации, поведение героя и т. д. После прочтения книги, начинается творческая работа. Можно попросить ребенка нарисовать полюбившегося ему героя или целую сценку из книги, сделать коллаж или создать собственную книжку-малышку.
  2. А что если достать семейный альбом и вместе с ребенком вернуться в мир его детства? При этом, комментируя и сопровождая интересной историей каждый новый снимок. Нам кажется, что ребенка заинтересует это занятие. Тем более, когда рядом с ним будет находиться его любимая мамочка.
  3. Большинство детей обожают . Сегодня, наверное, не существует ни одного ребенка, у которого нет всеми любимого конструктора «Лего». В продаже есть мягкие и деревянные конструкторы, маленькие и большие детские мозаики. Предлагая это занятие, родители должны сделать так, чтобы ребенку было удобно собирать конструктор. На кровати или возле нее необходимо оборудовать площадку для игры. Для этого можно использовать переносной или придвижной столик.
  4. Если у ребенка спала температура, и он ведет себя довольно активно, можно организовать настоящий домашний кукольный театр . Для этого нужно приобрести или изготовить самостоятельно кукол, сделать ширму и придумать интересный сценарий. Дети с удовольствием принимают участие даже в импровизированных спектаклях.
  5. С малышами можно поиграть в алфавит . Для этого нужны всего лишь кубики с буквами и картинками. Сегодня приобрести такие кубики не составляет особого труда. Из кубиков можно складывать слова, или просто учить буквы. Если Ваш малыш уже умеет разговаривать, поиграйте с ним в цвета. Пусть он найдет в своем окружении предметы красного, синего, зеленого цвета.
  6. Девочки с удовольствием займутся моделированием одежды . Кому не хочется стать владелицей собственного Дома мод? Правда, и мамам придется постараться – нарисовать и вырезать (желательно из плотного картона) моделей. А вот гардероб для них с большим удовольствием нарисуют девочки. По окончанию работы, которая займет несколько дней, можно будет устроить настоящий показ мод. На этом показе могут присутствовать все члены семьи.
  7. Более взрослых детей, бесспорно, увлекут самые разные головоломки – кубик Рубика, змейки, лабиринтусы и т.д.
  8. Даже в постели детишки с удовольствием занимаются творчеством. Лежа или полулежа можно плести браслеты, вязать, рисовать фломастерами или карандашами, складывать картины из вырезанных заранее геометрических фигур и т.д.
  9. Если самочувствие вашего ребенка нормальное, и он явно идет на поправку – предложите ему интересное занятие с зеркалом . Возьмите среднего размера зеркало и краски с водой. Зеркало положите на стол, так чтобы ребенок видел в нем свое отражение. Пусть он попробует обрисовать красками на зеркале свое отражение. Зеркало – это чудо, в котором весь мир видится иначе. Как правило, детей это занятие очень привлекает. Ведь на зеркале можно рисовать абсолютно все – облака, волны, солнышко, кораблик, цветочек и т.д. Вымыть зеркало не составляет особого труда и у ребенка сразу появится новый «зеркальный» холст для рисования.
  10. Детям очень надоедает лежать в постели длительное время, особенно мальчикам. Ну что ж, предложите своему сынишке отправиться в путешествие . Соорудите из подушек и одеял палатку, прихватите компас или карту. Вокруг палатки разложите игрушечных динозавров, медведей, кукол. Не забудьте взять с собой термос с травяным чаем и бутерброды. Заберитесь в палатку и рассказывайте интересные истории о разных странах и животных, пойти походные песни. Поверьте, такой поход ребенок запомнит надолго.

Во что можно поиграть в больнице с больным ребенком: список интересных занятий

А что делать, если ребенка госпитализировали? Довольно неплохо в больнице чувствуют себя подростки. Они заводят себе новых друзей и сами занимаются организацией собственного досуга. Как правило, у всех у них имеется телефон или планшет. А эти предметы способны привлечь к себе внимание надолго. И это бесспорно. Дети часами готовы играть в виртуальные игры, смотреть мультики, общаться в социальных сетях. С малышами все значительно сложней. Но при желании – выход всегда найдется.

  1. Всем детям без исключения нравятся новые, необычные игрушки . Если есть возможность, приобретите ребенку летающую рыбу или машинку на батарейках.
  2. Можно организовать детишек и, оборудовав мини-мастерскую , изготовить для врачей подарки. Для этого потребуется использованная капельница, точнее – трубочки от капельницы и зажимы. Прежде чем начать работать с этими материалами, их нужно обработать в растворе марганцовки или зеленки. Кстати, после обработки материал для поделок становится цветным. Процесс плетения из трубочек довольно простой. Из такого материала можно изготовить рыбок, смешных человечков, чертиков. Схемы изготовления поделок из капельниц можно без труда найти в интернете. Кстати, врачам и медицинским сестрам очень нравятся такие подарки от детей, и они долго хранят их в своих кабинетах.
  3. Если в палате лежат несколько детишек, можно организовать конкурс на лучший рисунок . Расскажите и покажите ребенку, и предложите нарисовать ему зоопарк или цирк. Возможно привлечение к конкурсу детей из других палат. Членами жюри могут стать медицинские сестры. Поверьте, они охотно согласятся и по достоинству оценят каждый рисунок. Не забудьте приготовить призы для победителей и всех участников конкурса.
  4. Пазлы, конструкторы и настольные игры также прекрасно помогут скоротать время в больнице.
  5. Сложнее дело обстоит с грудничками. Конечно, если мама находится с ними рядом, они спокойно переносят пребывание в стационаре. Но развлекать нужно и их. Обязательно делайте с малышом гимнастику, рассказывайте ему сказки, забавные истории про детишек, оказавшихся в больнице. Принесите в палату новые книжки с яркими иллюстрациями. Можно приобрести музыкальные книжки с веселыми песенками.
  6. Старшим детям можно принести в больницу журналы с кроссвордами и головоломками.
  7. Девочки могут вязать крючком или вышивать .
  8. Родители должны попытаться освоить пальчиковые игры . Как правило, дети от них просто в восторге.
  9. Попробуйте освоить с малышом технику оригами . В продаже имеются специальные наборы оригами любой сложности. Эту технику могут освоить даже трехлетние детишки.
  10. Детям, панически боящихся врачей, можно приобрести специальный набор «маленького доктора» , в котором есть градусник, шприц, стетоскоп, бинты и т.д. Став на время врачом, ваш малыш перестанет бояться людей в белых халатах.

Дети, попав в стационар, первое время плачут. В это время мама должна держать себя в руках – не паниковать и не раздражаться. Ваш ребенок будет спокоен, когда увидит, что мама не волнуется и ведет себя как обычно. Безусловно, видеть страдающего ребенка просто невыносимо. Поэтому именно от родителей зависит, насколько комфортно малыш будет чувствовать себя в непривычной обстановке. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно.

  • Ни в коем случае нельзя брать в больницу мягкие игрушки. Вредоносные бактерии моментально оккупируют меховую поверхность, и избавиться от них будет довольно сложно.
  • Не стоит брать в стационар (по вполне понятным причинам) масляные или акварельные краски.
  • Если вы с ребенком оказались в инфекционном отделении, не стоит играть чужими игрушками и раздавать направо налево свои. Вам ведь не нужна дополнительная инфекция, подхваченная от соседей!
  • Вечером, уложив ребенка спать, не забывайте, как следует вымыть все игрушки в мыльном растворе.

Следите за своим малышом, укрепляйте его иммунитет и будьте всегда здоровы!

Лечение и реабилитация ребенка с ДЦП будет эффективней, если упражнения составляют часть игрового процесса. Ребенок таким образом может целый день заниматься и даже не почувствовать усталости. А усилия могут быть приложены значительные, ведь игры — это не только физическое и психологическое развитие, это еще и азарт, который помогает легко переносить игровое напряжение. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Конечно, нужно применять специальные развивающие и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

Особенности

Детский церебральный паралич возникает из-за нарушения работы мозга. Но это орган, который можно развивать, он очень гибкий, и он может осваивать новые функции длительное время после рождения ребенка. Поэтому нужно начинать как можно раньше, когда центральная нервная система готова воспринимать и осваивать информацию самым эффективным образом. А самое эффективное лечение для детей — игровое.

Для будущего благополучия малыша его нужно научить ходить, а также — навыкам самообслуживания, для которых нужно иметь развитую мелкую моторику. Конечно, возможно, степень поражения головного мозга может быть таким, что обычными движениями ребенок не сможет пользоваться из-за своих особенностей. Но он сможет делать все так, как ему удобно, как у него получается, но обязательно сможет, в это нужно верить, над этим нужно работать и ребенка нужно постоянно обнадеживать. Игры — это способ заставить ребенка двигаться больше, но ребенок и не будет подозревать, что его кто-то заставляет, для этого проводите занятия интересно и, желательно, весело.

  • первые игры должны проводится медицинскими специалистами или под их контролем, они смогут не только проследить за безопасностью, но и подсказать детали, которые могут быть незаметны для неопытных родителей;
  • даже в играх нужно обучать правильных движений, ведь дети не могут двигаться полностью нормально из-за возможного отсутствия симметрического тонуса мышц, также может быть гипертонус и гипотонус;
  • заниматься можно просто в домашних условиях, специальных приспособлений не нужно;
  • младшие дети должны заниматься индивидуально, для старших лучше подобрать группу;
  • не смотря на то, что уверенный диагноз, как правило, выставляется после одного года, лучше заниматься сразу после рождения, чтобы мышцы были в тонусе.

Перед занятием нужно помассировать конечности детей, особенно те, которыми ребенок будет заниматься, в данном случае это руки, игры и упражнения для детей нужно начинать с разминки.

Разминка кистей:

  • покрутить кистями рук самостоятельно, с увеличенной амплитудой — с помощью другой руки или взрослого;
  • помассировать пальчики, согнуть и разогнуть каждый палец;
  • провести пальцами от основы кисти другой руки до окончания пальцев.

Упражнения для подвижности пальцев:

  • сжать пальцы в кулак, причем средний и указательный пальцы должны остаться прямыми, на вытянутой руке покрутить кистью и наклонять ее в разные стороны;
  • кулак остается сжатым так, что указательный и средний палец остаются вытянутыми и тянем выпрямленные пальцы вверх, в верхнем положении их нужно согнуть и разогнуть по очереди;
  • слегка нажать большим пальцем по очереди на все другие пальцы руки;
  • дети рисуют в воздухе круг указательными пальцами рук — по очереди или двумя вместе.

Развитие моторики рук

Подвижные игры для детей с ДЦП могут развивать моторику рук. Подобные тренировки помогают совершать точные движения, это помогает детям утвердить себя в жизни, так как умение управлять своими руками позволяет учится в школе, пользоваться компьютером и обучаться различным навыкам, которые смогут сделать жизнь ребят полнее.

Игра «Серый зайка моет лапки», от 3 до 7 лет.

Дети рассаживаются вокруг, в центре — ребенок, играющий зайчиком. Дети хором проговаривают:

Зайчик в гости любит ходить

Ушки, ротик будет мыть

Свои пушистые лапки

Вытрет чистой белой тряпкой

В гости сразу он поскачет

Молодец наш милый зайчик.

Ребенок, который играет роль зайчика, должен проделывать все, о чем говорят дети, зачитывая стих. Дети вокруг повторяют движения. Зайчик во время слов «в гости сразу он поскачет» выбирает любого ребенка из круга, таким образом передавая роль зайчика. Желательно, чтобы в центре круга побывали все детки, но если их много, то хотя бы пятеро.

Игра «Катим мяч с высокой горки» для возраста от 2 до 5 лет

Для игры нужна наклонная поверхность, по которой катится мяч — один ребенок спускает мяч с верхней точки, стараясь скатить так, чтобы ребенок, который снизу, не смог поймать. Это игра не требует подвижности, но развивает внимание, концентрацию, координацию, подвижность суставов рук. После определенного количества бросков нужно поменять местами. Можно играть с детьми на счет — кто меньше мячей пропустит.

Вестибулярный аппарат

Игра «Пройти ворота» — для возраста от 5 до 14 лет

Четыре стула со спинками ставим по два в ряд спинками к середине. Образовать проход шириной полметра. Дети должны пройти этот своеобразный туннель, не задев спинки кресел — если это хорошо получается, можно попробовать с закрытыми (или завязанными) глазами. Побеждает тот, кто меньше всех заденет стулья. Игра учит быть осторожными, концентрировать внимание, а также запоминать препятствия в случае игры наощупь.

Игра «По команде становись» — для возраста от 7 до 14 лет

Следующее упражнение на реакцию. Игра очень подвижна, она развивает равновесие, вестибулярный аппарат и тренирует мышцы ног и корпуса.

Дети выстраиваются перед взрослым, повернувшись лицом, можно полукругом, если детей много. Расстояние между ребятами должно быть около одного метра. Руководитель командует повернуться, покружиться, сделать шаг вперед, назад, в сторону, дети должны быстро изменять направление, переключаться с одного движения на другое. Сначала можно командовать медленно, постепенно ускоряясь. Кто ошибся — выбывает или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто выполняет команды с меньшим количеством ошибок.

Игра «Мини диско»

Если играть под занимательную музыку, можно организовать мини-дискотеку. Ведущий показывает движения, а дети просто их повторяет. Движения нужно подбирать в соответствии с возможностями ребят. Но можно составить программу даже для детей, находящихся на инвалидных колясках — движения могут включать упражнения руками, головой, повороты туловища.

Укрепление мышц

Мышцы нужно укреплять, это способствует нормализации тонуса. Быстрые движения несложно проделывать в игровом азарте, они полезны при миалгии, когда боль сопровождает гипертонус.

Игра «Запрет на одно движение», возраст от 6 до 14 лет

Дети становятся или присаживаются на кресло или пол, ставя руки на колени. Ведущий показывает различные движения, дети повторяют за ним. Упражнения должны быть простыми, чтобы их можно было делать быстро, и одновременно влиять на разные мышцы, чтобы они разминались. Заранее оговаривается одно движение, которое исполнять нельзя, вместо него нужно хлопать в ладоши. За ошибку начисляется штрафной балл, выигрывает тот, у кого ошибок меньше. Кроме хорошей физической разминки, развивается реакция и внимание.

Игра «Внимательное упражнение»

Игра позволяет давать ребятам хорошую нагрузку на любых упражнениях. Ведущим должен быть взрослый, который делает упражнение, комментируя его, а дети повторяют. Одно условие — когда ведущий говорит «Я говорю» дети делают движение, когда просто говорит что нужно делать и делает движение без «я говорю», то это движение повторять не надо. Например, «я говорю руки вверх» — нужно повторить движение руками вверх, потом команда «руки вниз» — делать не надо. Кто собьется, выбывает из игры. Нужно, чтобы ведущий был внимательный, а также выбирают внимательного судью, также из взрослых, которые будут отводить в сторону проигравших детей. Те, кто проигрывает, не должны расстраиваться, так как игра проходит быстро и ее вскоре можно будет начать сначала.

Эстафета «Передай другому» для детей от 7 до 14 лет

Формируется две команды с количеством детей около 5 в каждой. Ребята выстраиваются шеренгами друг напротив друга. Выбранные капитаны с мячами в руках отходят на три метра в сторону, место их пребывания обозначается мелом, также линией обозначается место первого в шеренге игрока, который ближе к капитану. Капитан бросает мяч тому, кто спереди шеренги, сразу бросают мяч обратно, а игрок из шеренги, который принимал мяч, быстро занимает место на лавочке.

Капитан не имеет право двигаться с места — если он не поймал мяч (или же игрок из команды), игрок должен идти за мячом и становиться на место, таким образом команда теряет время. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на лавочке, причем последним садится капитан. Игра является частью эстафеты, она позволяет ребятам не только тренироваться, но и чувствовать себя, как здоровые дети, так как она заставляет быстро двигаться, а в движении мячом не так легко орудовать.

Командные игры позволяют детям общаться в непринужденной обстановке, соревновательность тренирует качества, которые нужны в реальной жизни. Игры, в которых нужно много двигаться, лучше проводить на улице, но желательно на газоне, так как возможны падения (не только детей с ДЦП, но и здоровых). Свежий воздух и солнце помогут детям становиться здоровее, также это улучшает настроение и побуждает желание жить полной жизнью, не замыкаясь на своих проблемах.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология изучает мышечное движения, кинезиологические упражнения заставляют двигаться под некоторым напряжением, благоприятно влияя на суставы. Занятия для детей с ДЦП такого типа благоприятно влияют на лечения болезней суставов, в частности помогают выздоравливать больным на полиартрит.

Игра «Гонки» для детей от 4 до 9 лет

В гонках могут принимать участие любые игрушки на колесах — например машинки, лошадки. К игрушке привязывается веревка, которую ребенок должен наматывать на палочку. При наматывании игрушка будет приближаться к детям. Выигрывает тот, чья машинка быстрее доедет. Дети должны быть поставлены в равные условия — игрушки должны быть на равных расстояниях и приблизительно одинаковые по весу и легкости хода. Чем больше игрушка, например лошадки на колесах, тем больше усилия нужно приложить в игре и тем больше будет эффект от таких игровых упражнений.

Игра «Коснись кулака» для детей от 6 до 14 лет

Эта пальчиковая игра разрабатывает суставы рук. Играть можно стоя, сидя или лежа. Одна рука сжимается в кулак и разворачивается внутренней стороной ко второй, которая упирается в этот кулак пальцами с открытой ладонью. Потом руки меняются местами — кулак разжимается, а ладонь сжимается в кулачек. Упражнение нужно проводить быстро на протяжении одной минуты. Если проводятся соревнования между несколькими ребятами, побеждает тот, кто сделает больше сжатий кулака за одну минуту.

Подвижные занятия

Подвижные игры для детей с ДЦП нужны не только для укрепления мышц, но и при поражении суставов. В целом суставы требуют улучшения кровообращения, а также суставам нужна сильная мышечная система, чтобы мускулы брали на себя часть нагрузки, соответственно, разгружая кости и их соединения между собой. Подвижный ребенок если не выздоравливает, то точно сразу становится здоровее, ведь возможность передвигаться — это здоровые не только органы и части тела, которые отвечают за передвижение, но и дыхательная, кровеносная система.

Игра «Чей стул»

Игра развивает внимание, реакцию, двигательную точность. Игроков должно быть на один больше, чем стульев. Стулья расставляем по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку движутся вокруг стульев, как только музыка прекращается, игрок старается занять место на стуле. Проигравший будет стоять, не успев сесть, и выбывает. После этого нужно убрать один стул, и игроков опять становится на один больше, чем кресел. Таким образом, последние два игрока кружатся вокруг одного стула, и победитель будет один — кто успеет сесть по определенному сигналу.

Игра «Передай мяч»

Игроки делятся на две равных по количеству детей команды, выбирают капитана. Становятся в круг, мяч в руках капитана. Дети быстро стараются передать друг другу мяч по кругу, побеждает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану. Вместо мяча может быть мягкая игрушка или другой безопасный предмет.

Игра «Кегли»

В игре развивается глазомер, рассчет мышечного усилия, точность целенаправленных движений. Нужно составить одинаковую фигуру из кеглей, кубиков, бытовых предметов (например, пустых жестяных банок). Фигуру нужно полностью разбить кегельным шаром либо обычным мячом за меньшее количество попыток. За каждую попытку начисляется балл, побеждает тот, кто наберет меньше баллов. Чтобы игру упростить, нужно уменьшить расстояние, которое должно быть от двух до четырех метров.

Конечно, проведение игр сильно зависит от состояния детей. Но в любую тренировку нужно включать элемент состязательности. Также можно детей водить в обычную игровую комнату, где ребенок будет стремиться к поведению обычных детей, которые преодолевают препятствия, играют с мячиками, спортивными снарядами. Не всегда можно полностью соответствовать каким-либо стандартам, но свое положение можно всегда улучшить, и улучшения можно проводить сколько хватит сил.

Устала спина, трудно сидеть или просто хочется полежать, а дети требуют внимания и веселья? Мы знаем, как развлечь ребёнка, не вставая с дивана.

1. Рисовалка

Мама ложится и закрывает глаза, а ребёнок пальчиком рисует на спине картинки. Или, если уже умеет - пишет слова. Мамина задача - угадать, что было написано или нарисовано. Ну ещё и не уснуть в процессе.

2. Угадайка

Принцип тот же, только вместо рисования ребёнок должен ставить на спину какую-то игрушку, а мама - догадываться, что он поставил.

3. Больница

Массаж, уколы, горчичники и перевязки - ваш маленький доктор может делать всё, что душе угодно. Ведь сегодня вы - пациент, причём с постельным режимом.

4. Кукольный театр

В идеале для него нужны пальчиковые или наручные куклы, но подойдут и самые обыкновенные игрушки, с помощью которых вы с крохой сможете разыграть сценку или даже целую сказку. Импровизации и смена сюжета обычно приводят малышей в восторг.

5. Музыкальный конкурс

Кто сказал, что члены жюри не имеют права лежать под одеялом? В то время, пока выступающий показывает свои таланты: поет или пляшет под музыку. Сценический костюм и даже грим - по желанию. И не забывайте изображать бурные аплодисменты зала!

6. Сказка с продолжением

В отличие от обычного чтения, этот процесс требует активной вовлеченности ребенка. Вы читаете первую половину знакомой или незнакомой истории, а потом - вместе придумываете вторую.

7. Мамин портрет

«Портрет моей уставшей матери в домашнем беспорядке» - неплохое приобретение для домашней коллекции. Поставьте столик малыша напротив кровати, выдайте краски и карандаши - и позируйте на здоровье.

8. Строительство крепости

Столы, стулья, подушки, одеяла - для домиков и замков любой материал подойдет. Мама может руководить стройкой, а ребёнок - воплощать. А если ещё найти фонарик и приготовить пару бутербродов, в домике-крепости можно провести довольно много времени. Самое сложное - уговорить потом ребёнка разобрать всё это великолепие.

9. Крокодил

В эту популярную игру можно играть и вдвоём, в упрощённой версии. Ребёнок загадывает персонажа, предмет или понятие и изображает его, мама - угадывает. Секундомер и начисление баллов - по желанию.

10. Поиск предмета

Мамина задача - максимально интересно описать обычный предмет, находящийся в комнате. Так, чтобы малышу было интересно, но не слишком просто найти его. Например «В этом домике живёт храбрая внучка в головном уборе цвета клубники» (Книга про Красную Шапочку).


11. Звуки природы

Мама изображает вой ветра, грохот грома или голоса животных, а ребёнок должен отгадать, кто это. Для детей постарше можно воспроизводить звуки фантастических животных - пусть придумывают, как выглядит зверь, говорящий «Тульк-бульк-фрр».

12. Попади в цель

Недалеко от дивана надо поставить корзину, ведро или коробку. В неё, по очереди с малышом, можно кидать мячик или шарики, кто больше попадёт. Можно усложнить задание: одновременно с киданием шарика произносить имя, название фрукта, ягоды, героя мультфильма и пр.

13. Слепи фигурку

Мама загадывает фигурку - малыш лепит. Или наоборот: он лепит, а мама угадывает, что это такое. Только не перепутайте чайник с Мойдодыром!

Ольга Васильевна Лисичкина
Игры для детей с ДЦП

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Воспитатель спецгруппы Лисичкина О. В.

Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Конечно, нужно применять специальные развивающие и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

Особенности

Детский церебральный паралич возникает из-за нарушения работы мозга. Но это орган, который можно развивать, он очень гибкий, и он может осваивать новые функции длительное время после рождения ребенка. Поэтому нужно начинать как можно раньше, когда центральная нервная система готова воспринимать и осваивать информацию самым эффективным образом. А самое эффективное лечение для детей - игровое .

Для будущего благополучия малыша его нужно научить ходить, а также - навыкам самообслуживания, для который нужно иметь развитую мелкую моторику. Конечно, возможно, степень поражения головного мозга может быть таким, что обычными движениями ребенок не сможет пользоваться из-за своих особенностей. Но он сможет делать все так, как ему удобно, как у него получается, но обязательно сможет, в это нужно верить, над этим нужно работать и ребенка нужно постоянно обнадеживать. Игры - это способ заставить ребенка двигаться больше, но ребенок и не будет подозревать, что его что-то заставляет, для этого проводите занятия интересно и, желательно, весело.

Первые игры должны проводится медицинскими специалистами или под их контролем, они смогут не только проследить за безопасностью, но и подсказать детали, которые могут быть незаметны для неопытных родителей;

Даже в играх нужно обучать правильных движений, ведь дети не могут двигаться полностью нормально из-за возможного отсутствия симметрического тонуса мышц, также может быть гипертонус и гипотонус;

Заниматься можно просто в домашних условиях, специальных приспособлений не нужно;

Младшие дети должны заниматься индивидуально, для старших лучше подобрать группу;

Не смотря на то, что уверенный диагноз, как правило, выставляется после одного года, лучше заниматься сразу после рождения, чтобы мышцы были в тонусе.

Разминка

Перед занятием нужно помассировать конечности детей , особенно те, которыми ребенок будет заниматься, в данном случае это руки, игры и упражнения для детей нужно начинать с разминки.

Разминка кистей :

Покрутить кистями рук самостоятельно, с увеличенной амплитудой - с помощью другой руки или взрослого;

Помассировать пальчики, согнуть и разогнуть каждый палец;

Провести пальцами от основы кисти другой руки до окончания пальцев.

Упражнения для подвижности пальцев :

Сжать пальцы в кулак, причем средний и указательный пальцы должны остаться прямыми, на вытянутой руке покрутить кистью и наклонять ее в разные стороны;

Кулак остается сжатым так, что указательный и средний палец остаются вытянутыми и тянем выпрямленные пальцы вверх, в верхнем положении их нужно согнуть и разогнуть по очереди;

Слегка нажать большим пальцем по очереди на все другие пальцы руки;

Дети рисуют в воздухе круг указательными пальцами рук - по очереди или двумя вместе.

Развитие моторики рук

Подвижные игры для детей с ДЦП могут развивать моторику рук. Подобные тренировки помогают совершать точные движения, это помогает детям утвердить себя в жизни, так как умение управлять своими руками позволяет учится в школе, пользоваться компьютером и обучаться различным навыкам, которые смогут сделать жизнь ребят полнее.

Игра «Серый зайка моет лапки» , от 3 до 7 лет.

Дети рассаживаются вокруг, в центре - ребенок, играющий зайчиком. Дети хором проговаривают :

Зайчик в гости любит ходить

Ушки, ротик будет мыть

Свои пушистые лапки

Вытрет чистой белой тряпкой

В гости сразу он поскачет

Молодец наш милый зайчик.

Ребенок, который играет роль зайчика, должен проделывать все, о чем говорят дети, зачитывая стих. Дети вокруг повторяют движения. Зайчик во время слов «в гости сразу он поскачет» выбирает любого ребенка из круга, таким образом передавая роль зайчика. Желательно, чтобы в центре круга побывали все детки, но если их много, то хотя бы пятеро.

Игра «Катим мяч с высокой горки» от 2 до 5 лет

Для игры нужна наклонная поверхность, по которой катится мяч - один ребенок спускает мяч с верхней точки, стараясь скатить так, чтобы ребенок, который снизу не смог поймать. Это игра не требует подвижности, но развивает внимание, концентрацию, координация, подвижность суставов рук. После определенного количества бросков нужно поменять местами. Можно играть с детьми на счет - кто меньше мячей пропустит.

Вестибулярный аппарат

Игра «Пройти ворота» от 5 до 14 лет

Четыре стула со спинками ставим по два в ряд спинками к середине. Образовать проход шириной полметра. Дети должны пройти этот своеобразный туннель, не задев спинки кресел - если это хорошо получается, можно попробовать с закрытыми (или завязанными) глазами. Побеждает тот, кто меньше всех заденет стулья. Игра учит быть осторожными, концентрировать внимание, а также запоминать препятствия в случае игры наощупь .

Игра «По команде становись» от 7 до 14 лет

Следующее упражнение на реакцию. Но игра очень подвижна, она развивает равновесие, вестибулярный аппарат и тренирует мышцы ног и корпуса.

Дети выстраиваются перед взрослым, повернувшись лицом, можно полукругом, если детей много . Расстояние между ребятами должно быть около одного метра. Руководитель командует повернуться, покружиться, сделать шаг вперед, назад, в сторону, дети должны быстро изменять направление, переключаться с одного движения на другое. Сначала можно командовать медленно, постепенно ускоряясь. Кто ошибся - выбывает или получает штрафное очко. Побеждает тот, кто выполняет команды с меньшим количеством ошибок.

Игра «Мини диско»

Если играть под занимательную музыку, можно организовать мини-дискотеку. Ведущий показывает движения, а дети просто их повторяет. Движения нужно подбирать в соответствии с возможностями ребят. Но можно составить программу даже для детей , находящихся на инвалидных колясках - движения могут включать упражнения руками, головой, повороты туловища.

Укрепление мышц

Мышцы нужно укреплять, это способствует нормализации тонуса. Быстрые движения несложно проделывать в игровом азарте, они полезны при миалгии, когда боль сопровождает гипертонус.

Игра «Запрет на одно движение» , от 6 до 14 лет

Дети становятся или присаживаются на кресло или пол, ставя руки на колени. Ведущий показывает различные движения, дети повторяют за ним. Упражнения должны быть простыми, чтобы их можно было делать быстро, и одновременно влиять на разные мышцы, чтобы они разминались. Заранее оговаривается одно движение, которое исполнять нельзя, вместо него нужно хлопать в ладоши. За ошибку начисляется штрафной балл, выигрывает тот , у кого ошибок меньше. Кроме хорошей разминки, развивается реакция и внимание.

Игра «Внимательное упражнение»

Игра позволяет давать ребятам хорошую нагрузку на любых упражнениях. Ведущим должен быть взрослый, который делает упражнение, комментируя его, а дети повторяют. Одно условие когда ведущий говорит «Я говорю» дети делают движение, когда просто говорит и делает движение без «я говорю» , то это движение повторять не надо. Например, «я говорю руки вверх» - нужно повторить движение руками вверх, потом команда «руки вниз» - делать не надо. Кто собьется, выбывает из игры . Нужно, чтобы ведущий был внимательный, а также выбирают внимательного судью, также из взрослых, которые будут отводить в сторону проигравших детей . Те, кто проигрывает , не должны расстраиваться, так как игра проходит быстро и ее вскоре можно будет начать сначала.

Эстафета «Передай другому» от 7 до 14 лет

Формируется две команды с количеством детей около 5 в каждой . Ребята выстраиваются шеренгами друг напротив друга. Выбранные капитаны с мячами в руках отходят на три метра в сторону, место их пребывания обозначается мелом, также линией обозначается место первого в шеренге игрока, который ближе к капитану. Капитан бросает мяч тому, кто спереди шеренги, сразу ловят мяч обратно, а игрок из шеренги, который принимал мяч, быстро занимает место на лавочке.

Капитан не имеет право двигаться с места - если он не поймал мяч (или же игрок из команды, игрок должен идти за мячом и становиться на место, таким образом команда теряет время. Побеждает та команда, которая быстрее окажется на лавочке, причем последним садится капитан. Игра является частью эстафеты, она позволяет ребятам не только тренироваться, но и чувствовать себя, как здоровые дети, так как она заставляет быстро двигаться, а в движении мячом не так легко орудовать.

Командные игры позволяют детям общаться в непринужденной обстановке, соревновательность тренирует качества, которые нужны в реальной жизни. Игры , в которых нужно много двигаться, лучше проводить на улице, но желательно на газоне, так как возможны падения (не только детей с ДЦП , но и здоровых) . Свежий воздух и солнце поможет детям становиться здоровее, также это улучшает настроение и побуждает желание жить полной жизнью, не замыкаясь на своих проблемах.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология изучает мышечное движения, кинезиологические упражнения заставляют двигаться под некоторым напряжением, благоприятно влияя на суставы. Занятия для детей с ДЦП такого типа благоприятно влияют на лечения болезней суставов, в частности полиартриров.

Игра «Гонки» от 4 до 9 лет.

В гонках могут принимать участие любые игрушки на колесах - например машинки, лошадки. К игрушке привязывается веревка, которую ребенок должен наматывать на палочку. При наматывании игрушка будет приближаться к детям. Выигрывает тот , чья машинка быстрее доедет. Дети должны быть поставлены в равные условия - игрушки должны быть на равных расстояниях и приблизительно одинаковые по весу и легкости хода. Чем больше игрушка, например лошадки на колесах, тем больше усилия нужно приложить в игре и тем больше будет эффект от таких игровых упражнений.

Игра «Коснись кулака» от 6 до 14 лет

Эта пальчиковая игра разрабатывает суставы рук. Играть можно стоя, сидя или лежа. Одна рука сжимается в кулак и разворачивается внутренней стороной ко второй, которая упирается в этот кулак пальцами с открытой ладонью. Потом руки меняются местами - кулак разжимается, а ладонь сжимается в кулачек. Упражнение нужно проводить быстро на протяжении одной минуты. Если проводятся соревнования между несколькими ребятами, побеждает тот, кто сделает больше сжатий кулака за одну минуту.

Подвижные игры

Подвижные игры для детей с ДЦП нужны не только для укрепления мышц, но и при поражении суставов. В целом суставы требуют улучшения кровообращения, а также сильной мышечной системы, чтобы мускулы брали на себя часть нагрузки, соответственно, разгружая кости и их соединения между собой. Подвижный ребенок если не выздоравливает, то точно сразу становится здоровее, ведь возможность передвигаться - это здоровые не только органы и части тела, которые отвечают за передвижение, но и дыхательная, кровеносная система.

Игра «Чей стул»

Игра развивает внимание, реакцию, двигательную точность. Игроков должно быть на один больше, чем стульев. Стулья расставляем по кругу спинками внутрь. Игроки под музыку движутся вокруг стульев, как только музыка прекращается, игрок старается занять место на стуле. Проигравший будет стоять, не успев сесть, и выбывает. После этого нужно убрать один стул, и игроков опять становится на один больше, чем кресел. Таким образом, последние два игрока кружатся вокруг одного стула, и победитель будет один - кто успеет сесть по определенному сигналу.

Игра «Передай мяч»

Игроки делятся на две равных по количеству детей команды , выбирают капитана. Становятся в круг, мяч в руках капитана. Дети быстро стараются передать друг другу мяч по кругу, побеждает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану. Вместо мяча может быть мягкая игрушка или другой безопасный предмет.

Игра «Кегли»

В игре развивается глазомер, рассчет мышечного усилия, точность целенаправленных движений. Нужно составить одинаковую фигуру из кеглей, кубиков, бытовых предметов (например, пустых жестяных банок) . Фигуру нужно полностью разбить кегельным шаром либо обычным мячом за меньшее количество попыток. За каждую попытку начисляется балл, побеждает тот, кто наберет меньше баллов. Чтобы игру упростить, нужно уменьшить расстояние, которое должно быть от двух до четырех метров.

Конечно, проведение игр сильно зависит от состояния детей . Но в любую тренировку нужно включать элемент состязательности. Также можно детей водить в обычную игровую комнату, где ребенок будет стремиться к поведению обычных детей , которые преодолевают препятствия, играют с мячиками, снарядами. Не всегда можно полностью соответствовать каким-либо стандартам, но свое положение можно всегда улучшить, и улучшения можно проводить сколько хватит сил.

Зачастую человек с болезнью Альцгеймера отказывается от своего хобби или тех дел, которые раньше выполнял с удовольствием. С изменением способностей и возможностей изменяются и интересы.

Обычно это случается на ранней стадии болезни. При этом важно помочь человеку не терять себя, чувствовать свою значимость. Обсудите, что теперь ему интересно и скорректируйте его деятельность. Например, большие компании могут быть утомительны для больного, но он может продолжать получать удовольствие от общения с небольшой группой родственников или друзей. По мере прогрессирования болезни вероятно вам придется вносить больше и больше изменений в вашу жизнь. Вот несколько советов:

  • Принимайте во внимание способности и возможности человека. Бывший пианист может быть не в состоянии играть сложные произведения, но с удовольствием играть простые песни. Задействуйте эти навыки в повседневной деятельности.
  • Обратите особое внимание на то, что доставляет человеку радость. Обращайте внимание, когда человек кажется счастливым, а когда тревожится или раздражается. Например, при просмотре телевизора кто-то любит спортивные передачи, тогда как другой может испугаться шума или темпа игры.
  • Будьте в курсе физических проблем. Есть проблемы со зрением, слухом или выполнением простых движений? Сосредоточьтесь на удовольствии, а не на достижении результатов. Придумывайте такую деятельность, которая задействует оставшиеся навыки. Профессиональный художник может испытывать разочарование из-за снижения качества своих работы, но может наслаждаться обучением рисованию ребенка.
  • Поощряйте участие в повседневной жизни. Если человек делает что-то по дому – накрывает на стол перед ужином или подметает пол на кухне, включайте эту деятельность в распорядок дня, так человек будет чувствовать себя полезным.
  • Соотносите деятельность с прошлым профессиональным опытом. Бывший работник офиса может получать удовольствие от организационной деятельности, например, разложить постиранное белье в шкафу или составить список дел. Любитель садоводства может получать удовольствие от работы во дворе.
  • Не оставляйте без внимания устойчивые привычки, сопровождавшие человека на протяжении всей жизни. Человек, который всегда любил пить кофе и читать газету, будет получать от этого процесса удовольствие, даже если он или она не в состоянии полностью понять, о чем написано в газете.
  • Ориентируйтесь на время суток. Одно и то же занятие может иметь разный успех в зависимости от того делает его человек утром или вечером. Обращайте на это внимание.
  • Корректируйте свои действия в зависимости от стадии заболевания. По мере прогрессирования болезни, вводите более повторяющиеся задачи. Будьте готовы, что со временем больной займет менее активную роль.

Посетите наш раздел