Работа с иллюстративным материалом как основа проектирования ювелирных изделий в процессе профессионального обучения художника-ювелира. Краткая история института

Инновационный ювелирный дизайн: повод задуматься

В российской практике дизайн ювелирного изделия зачастую воспринимается, как умение создавать нечто симпатичное и привлекательное. Выполняя заказы спускаемые отделом маркетинга, дизайнеры вынуждены играть вспомогательную роль художественно-эстетического характера.

Но, времена меняются.

И подтверждение тому - дискуссии, происходящие на семинаре и мастер- классе по проектированию коллекций на основе метода Ювелирной Бионики. Организатор мероприятия Международный Бизнес-центр «6 карат» собрал на одной площадке специалистов по дизайну ведущих российских ювелирных компаний.

В финале двухдневного мероприятия между участниками проекта было организовано обсуждение ситуации на ювелирном рынке. В формате «круглого стола» специалистам удалось не только обменяться опытом из недр своих компаний, но и обозначить актуальные проблемы ювелирного дизайна.

Стремление руководителей предприятий повысить профессиональный уровень дизайнеров свидетельствует о том, что и в России изменяется понимание данного творческого актива, пересматривается его эффективность для бизнеса в целом.

Возможности современного дизайна должны выходить за рамки декораторства и улучшения эстетических качеств изделия. Существование данной тенденции подтвердилось в ходе обмена мнениями: дизайн-команда «Алмаз-Холдинга» рассказала о регулярно проводимых в их компании лекциях, семинарах для художников и маркетологов. Подобный сквозной подход направлен на формирование одного языка общения для всей структуры бизнеса.

Сегодня, известный производитель должен ассоциироваться в сознании потребителя не с «заслуженным ветераном ювелирного рынка», а с компанией, которая предлагает адекватный современному обществу продукт.

С расширением отрасли технологическая конкуренция переходит в плоскость дизайна. Как грамотно использовать его инструменты для создания действительно инновационных изделий?

В ситуации, когда дизайн становится важнейшим стратегическим ресурсом ювелирного бизнеса, производителям необходимы новые решения.

Возможность получить новый инструментарий управления дизайн-стратегией представилась участникам семинара по Ювелирной Бионике.

Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом необходимо увязать воедино и неявно сформулированные требования к будущему ювелирному изделию. В результате вырабатывается подход, объединяющий дизайн и маркетинг.

Для структурирования всего процесса проектирования слушателям семинара была представлена специальная программа-матрица. Ее использование отнюдь не задает жестких рамок, а открывает более широкие возможности для успешного дизайн-управления.

«Важно грамотно подходить ко всем этапам проектирования, заключить творческий процесс в систему», - высказалась Елена Абрамова - молодой художник-модельер фирмы «Гея». Ценность информации о методе работе по данной программе-матрице отметила и уже опытный в ювелирном производстве, главный художник («Красная Пресня») Татьяна Яцук.

Помимо строгого структурирования метод предполагает «погружение» дизайнера в жизнь потребителя для понимания не только внешней формы изделия, но и эмоциональной составляющей. Исследование в данном случае проходит не на уровне искусственных ситуаций фокус-групп, а на основе результатов контекстного наблюдения потенциальной целевой аудитории.

Подобный подход смещает акценты в процессе проектирования, отделы маркетинга уже не «диктуют», что рисовать, а совместно с художниками вырабатывают дизайн-стратегию развития. В компании происходит общение на одном, совершенно новом языке, который объединяет межпрофессиональные компетенции. В этом случае применение сквозного метода гарантирует рост конкурентоспособного преимущества и успешное будущее предприятию.

Участник проекта - Инна Пригода (арт-директор компании «Петрозолото») оценила подобный подход к дизайну, отметила появление новых идей и подходов для работы с возглавляемой ею творческой группой.

Акцент на прошедшем семинаре был поставлен и непосредственно на проблеме формообразования ювелирных изделий.

А. Корытов продемонстрировал участникам механизм проектирования украшений на основе бионических принципов.

Бионика - прикладная наука, которая изучает принципы функционирования живых систем для переноса их в область инженерной практики, при помощи методов моделирования.

Дизайнеры промышленных объектов, архитекторы и модельеры активно используют бионику для создания инновационных форм и декоративных решений.

В ювелирном искусстве работа с природным источником до недавнего времени предполагала лишь копирование и стилизацию визуальных характеристик объекта: пластики, внешних форм, фактуры поверхностей, колористического решения.

Предложенный А. Корытовым метод Ювелирной Бионики основан на многогранном исследовании биологических структур.

Основная задача дизайнера - спроецировать в ювелирное изделие морфологию природного объекта: принципы организации, свойства, функциональные возможности. При этом эстетическая и техническая составляющие находятся в тесной взаимосвязи и с эргономикой изделия (создание комфортной предметно-пространственной среда для жизнедеятельности человека), что и характеризует специфику дизайнерской деятельности в целом.

В результате в ювелирном проектировании возникают инновации вдохновленные природой: биоморфные криволинейные формы, сложные конструкции и оболочки, самоподобные фрактальные решения.

Помимо этого, Ювелирная Бионика способна задействовать дополнительную характеристику восприятия объекта - эмоциональную. Тактильные ассоциации украшения, например, со струящимися водяными ручейками, капельками росы или искрящимися на солнце льдинками способны вызвать неожиданные положительные эмоции у потребителя.

Ювелирная Бионика, способствуя появлению эстетически полноценных ювелирных изделий, научно обосновывает законы гармонии, переведя их из сферы субъективных оценок в сферу объективного понимания.

В сформированных на мастер-классах группах участникам удалось проработать концепции проектов, и предложить готовые эскизы моделей выполненные, в том числе по методу бионического формообразования. Интерес, который вызвал данный этап семинара, продемонстрировал стремление дизайнеров совершенствоваться и развиваться. Новый виток развития ювелирной отрасли диктует необходимость в высококвалифицированных кадрах, умеющих работать на стыке нескольких дисциплин, структурировать информацию и проектировать на ее основе новые креативные решения.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ

ПРЕДПОСЫЛОК ВВЕДЕНИЯ БИОНИКИ В ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ

1.1. Анализ современного уровня процесса художественного проектирования ювелирных изделий.

1.2 Анализ развития технологии создания ювелирных изделий

1.3. Формирование бионики, как междисциплинарной области научного знания.

1.4. Применение бионики при проектировании костюма, архитектуры, техники.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ БИОНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

2.1. Выбор и обоснование методов исследования.

2.2. Определение бионических принципов формообразования ювелирных изделий XX века.

2.2.1. Стиль АртНуво (1880-1915).

2.2.2. Стиль Art Deco (1915-1940).

2.2.3. Стилевые направления периода с 1940 по 1960 гг.

2.2.4. Стилевые направления периода с 1960 по 1980 гг.

2.2.5. Стилевые направления периода с 1980 по 2001 г.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА П1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ

БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ.

3.1. Построение структуры бионических исследований.

3.2. Определение структуры бионического моделирования ювелирных изделий.

3.3. Определение функциональных параметров ювелирных украшений, как основы запроса к бионической системе.

3.4. Определение эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

3.4.1. Определение эргономических и технологических параметров формы кольца.

3.4.2. Определение эргономических и технологических параметров формы кулона.

3.4.3. Определение эргономических и технологических параметров формы серьги.

3.5. Применение компьютерных технологий при проектировании и изготовлении ювелирных украшений.

3.5.1. Растровая графика.

3.5.2. Векторная графика.

3.5.3. Фрактальная графика.

3.5.4. Трехмерная графика.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

ГЛАВА IV. АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ЗАКОНОВ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРОИЗВОДСТВА.

4.1. Определение концептуальных направлений экспериментальных коллекций и единичных ювелирных изделий.

4.2. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata.

4.3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Basic0405 Hans Jensen.

4.4. Проектирование коллекции ювелирных украшений Trilliant.

4.3. Проектирование индивидуальных проектов ювелирных изделий.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования"

В настоящее время в России в области производства ювелирных изделий (ЮИ) наблюдается тенденция к снижению их художественного уровня. Это связано с комплексом причин, таких как: отсутствие отечественной и переведенной зарубежной литературы по проектированию ЮИ; неразработанность научных концепций и современных методов проектирования ЮИ; отсутствие практических наработок по применению современных высокоэффективных компьютерных технологий. Нельзя не отметить довольно позднюю (конец 90-х гт. XX в.) организацию вузов, обучающих специалистов в области ювелирного дизайна. Как следствие, отечественные ЮИ, изготовленные в период с 1980 по 2000 гг., уступают мировым стандартам, прежде всего по уровню дизайна и новым конструктивным решениям.

Научными исследованиями и практикой производственной деятельности в стране и за рубежом доказана целесообразность использования основных положений науки бионики для проектирования объектов в машиностроении, архитектуре, костюме и других областях.

Современная индустрия. моды требует постоянного обновления ассортимента и создания конкурентоспособной продукции на основе использования новых дизайнерских и технологических концепций. Применение законов бионики для создания моделей ЮИ и процессов их проектирования открывает возможность создания принципиально новых конструкций изделий. Кроме того, активное введение в производство ЮИ современных компьютерных технологий позволяет значительно ускорить процесс разработки и внедрения новых моделей.

Сквозное автоматизированное проектирование ювелирных изделий (САП ЮИ) предполагает применение технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ от концепции и эскизов будущего изделия до изготовления модели и самого изделия на специализированном оборудовании трехмерного прототипирования. Применение технологий быстрого прототипирования гарантирует автоматизированное построение модели ЮИ, которое достаточно сложно или невозможно изготовить вручную, позволяет сократить затраты на изготовление изделия, увеличить скорость обновления ассортимента ювелирных изделий.

Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности применения метода САП ЮИ на основе законов бионического формообразования обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Актуальность темы.

Существующие труды по созданию ювелирных украшений (Э. Бреполь, В.И. Марченков) главным образом описывают технологию изготовления известных конструктивных элементов, не предоставляя алгоритма для их развития и создания новых разработок технологических узлов.

Другая группа работ (М.М. Постникова-Лосева, P.A. Ванюшова, Е. Ананьева, П. Бирбаум) носит исследовательский, энциклопедический характер, демонстрирует предметы ювелирного искусства и рассказывает об истории развития стилевых направлений.

Таким образом, выявлено, что трудов, направленных на комплексное решение проектных задач ювелирного дизайна нет.

В результате литературно-исторического анализа мы установили, что создание ювелирного дизайна, прежде всего, основано на аналогиях с образами и конструкциями живой и неживой бионической материи. Это способствует решению задач образно-идейного содержания и вариантов технических решений формы ювелирного изделия. Осмысленно или интуитивно художник-ювелир применял, как в прошлом, так и в настоящем, бионические аналогии формообразования.

Формирование первой теории системного проектирования ювелирных украшений должно происходить по пути междисциплинарного синтеза научных дисциплин, таких как: теория художественного проектирования, теория бионического моделирования объектов дизайна и архитектуры, теория компьютерной 3D и 2D графики и технологий быстрого трехмерного прототипирования.

Цель исследования

Целью работы является разработка метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования, с привлечением средств компьютерной графики и аппаратного обеспечения технологий быстрого прототипирования, для создания и внедрения в производство новых форм ювелирных изделий, сокращения времени внедрения и снижения себестоимости производимой продукции.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

Изучение принципов и методов бионического формообразования ЮИ в XX веке и составлении классификации бионических прототипов природных мотивов, используемых при проектировании ЮИ;

Построение классификации ювелирных изделий XX века по основным ассортиментным группам;

Изучение законов бионического формообразования природных систем, путей морфологического роста и развития бионических форм;

Определение функциональных характеристик ювелирного изделия (стилистических, эргономических и технологических параметров);

Адаптация существующего в бионике метода дифференциации природных структур для формирования запроса на поиск бионической аналогии формы, структуры и конструкции ЮИ;

Анализ функциональных возможностей современных технологий компьютерной графики в процессе проектирования ЮИ;

Определение структуры процесса бионического моделирования ЮИ на основе принципа взаимосвязи функции и формы и разработке алгоритма процесса САП ЮИ;

Апробация полученных результатов работы на примерах проектирования и производства различных видов ювелирных изделий;

Объектом исследования является - процесс формообразования в ювелирном искусстве XX века.

Предметом исследования является: бионическое формообразование предметов ювелирного искусства XX века.

Методологическую основу исследования составили положения теории бионических исследований и моделирования объектов архитектуры и дизайна. Для решения поставленных задач так же использовались методы эмпирического и теоретического познания. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, компьютерного моделирования.

Теоретические основу исследования составляют труды Леонардо да Винчи , И.Ф. Гете , Г. Земпера , как основоположников бионического подхода в искусстве, отразившегося в стремлении к изучению природы и постижению божественной красоты - совершенства, творений природы для решения прикладных задач декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

На формирование идей диссертации оказали влияние работы Гармаша И.И. и Сергеевой H.A. , посвященные организации и проведению бионических исследований, С.П. Капицы - ученого, пропагандирующего развитие междисциплинарных связей в науке; И.Ш. Шевелева, изучавшего законы формообразования природных объектов с позиций математики, Ю.С. Лебедева - основоположника развития архитектурной бионики в нашей стране, В Н. Козлова и Т.В. Козловой , работы которых оказали большое влияние на формирование теории дизайна и становление художественного проектирования, как области научного знания. Э. Бриполя - крупного специалиста по технологии изготовления ювелирных украшений, М.М. Постниковой-Лосевой - историка-искусствоведа, занимающейся изучением истории развития ювелирного искусства в России. М. Марова - специалиста в области инженерной и компьютерной графики, автора трудов, посвященных трехмерному моделированию всевозможных объектов нашего мира.

На защиту выносятся:

Структурная схема процесса бионического проектирования ювелирных изделий.

Метод определения эргономических и технологических параметров ювелирных изделий.

Научная новизна:

Разработан алгоритм определения функциональных критериев ювелирного изделия, заключающийся в анализе стилистических, эргономических и технологических аспектов формообразования;

Определена структура бионического исследования и моделирования природных форм;

Разработана структура применения технологий компьютерной графики и трехмерного быстрого прототипирования для проектирования ювелирных изделий.

Практическая значимость:

Научно-практическая значимость работы заключается в создании первого метода проектирования ювелирных изделий, разработке информационной базы по бионическому исследованию и моделированию ювелирных изделий, а так же метода применения технологий компьютерной графики в процессе создания ювелирных изделий.

Разработанный метод проектирования, возможно, применять в производстве ювелирных изделий на предприятиях, а так же использовать в процессе обучения дизайнеров-ювелиров в высших учебных заведениях.

Апробация работы:

На основе разработанного в диссертации метода сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий на основе бионического формообразования с применением технологий компьютерной графики осуществлено:

1. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений BASIC 0405 для ювелирного дома Hans Jensen.

2. Проектирование и промышленный запуск коллекции ювелирных украшений Trilliant для фирмы «Е. Закс. Художники-ювелиры».

3. Проектирование коллекции ювелирных украшений Lanata для дизайн-студии Lanata.

4. Проектирование и промышленный запуск 50 единичных изделий по индивидуальным проектам для фирмы Hans Jensen.

5. Некоторые положения метода использовались в процессе обучения студентов на факультете прикладных искусств (отделение ювелирного дизайна) в МГТУ им. А.Н. Косыгина с 2001 по 2004 тт.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Корытов A.B. Проектирование ювелирных украшений на основе законов бионического формообразования. // Сб. тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности»/ (ТЕКСТШ1Б-2003) //ML: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. С. 334.

2. Корытов A.B., Козлова Т.В. Концепция развития и совершенствования технологий дизайнерского проектирования ювелирных украшений. Информационно-методический журнал для профессионалов «FASION, MARKETING, DESIGN», № 5 - 6, М., 2003. С. 72 - 75.

3. Корытов A.B. Бриллианты: мода и вечность. Журнал российской элиты «БУРЖУАЗИЯ», № 2, М., 2003. С.114 - 115.

4. Корытов A.B. Вечное произведение искусства. Журнал «БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы», № 5, М., 2003. С.68 - 69.

5. Корытов A.B., Кузин A.A., Рудытс А. На маленькие ателье возлагаются большие надежды. Журнал для профессионалов моды «Модный magazin». № 9, М., 2003. С. 40.

6. Корытов А.В., Шаталова И., Кузин А.А. Ювелирные стили. Публикация эскизов аксессуаров и ювелирных изделий, разработанных по теме диссертационного исследования. М., 2004. С. 164.

Объем диссертационной работы составляет 250 страниц. Диссертационная работа содержит 117 рисунков, 4 таблицы и 6 приложений. Библиография состоит из 139 наименований.

Структура работы

Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, заключение, терминологический словарь, приложения.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.

В главе I осуществлен анализ уровня и составляющих процесса художественного проектирования ювелирных изделий в России, на протяжении XX века. Исследуются предпосылки к применению бионики в процессе проектирования ювелирных изделий.

Вторая глава содержит исторический анализ бионических принципов формообразования ювелирных изделий ведущих мировых производителей XX века.

В главе 3 проведена разработка теоретических основ по использованию законов бионического формообразования в ювелирных изделиях. Также здесь приводится анализ существующих технологий компьютерной графики и определяются возможности их применения в проектировании ювелирных изделий.

Заключение диссертации по теме "Техническая эстетика и дизайн", Корытов, Александр Владимирович

Выводы по главе

1. Разработана теоретическая модель метода бионического проектирования ювелирных изделий, основанная на трехуровневых матрицах.

2. Экспериментально апробированы алгоритмы компьютерного моделирования и обработки проектной информации с помощью программ 2D и 3D графики.

3. Подтверждена целесообразность применения метода бионического проектирования с применением компьютерных технологий на примере проектирования трех коллекций ювелирных изделий и 50 единичных ювелирных изделий на базе ювелирных предприятий «Е. Закс. Художники-ювелиры» и Hans Jensen.

4. Установлена целесообразность применения трехмерного моделирования конструкций ювелирных изделий и последующего трехмерного прототипирования для создания восковых моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе «Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования» был разработан метод сквозного автоматизированного проектирования ювелирных изделий, базирующийся на бионическом моделировании архитектуры и объектов дизайна с применением метода трехмерного моделирования конструкций изделий для создания эскизов, материальных моделей, технической и презентационной документации.

Основная цель работы заключалась в построении алгоритма проектирования ювелирных изделий с использованием закономерностей формообразования природных форм, направленном на создание принципиально новых форм и кон

На основе проведенных исследований установлено:

1. Формы ювелирных изделий, созданных в XX веке, непосредственно связаны с формами природных объектов -инспирирующих бионических прототипов. Этот факт подтвердил правомерность применения методов бионического исследования и моделирования в процессе создания ювелирных украшений.

2. Разработанный метод проектирования является автоматизированным, что подразумевает применение компьютера от стадии создания эскиза до изготовления изделия в материале.

3. Разработан метод сквозного автоматизированного бионического проектирования единичных ювелирных изделий и коллекций с применением трехмерного компьютерного редактора 3D Мах 5 и двумерного графического редактора Adobe Photoshop 7, а также технологий быстрого прототипирования фирм 3D Systems и Solidscape, на стереолитографическом и точечно-капельном оборудовании.

4. Впервые сформирована классификация видов бионических прототипов, применяемых в разработки форм и конструкций ювелирных изделий XX века. Классификация позволяет определять природные, конструктивные аналоги ювелирных изделий в процессе проектирования.

5. Проведена работа по составлению ассортиментной карты всех существующих на конец XX века видов ювелирных изделий, на основе, которой стало возможным создание ассортиментных рядов проектируемых коллекций.

6. Разработана методология определения функциональных критериев ювелирных изделий: стилистических, эргономических и технологических. Стилистические аспекты описывают взаимодействие ювелирного дизайна с другими областями искусства и видами человеческой деятельности. Эргономические аспекты показывают параметры создания удобной в ношении конструкции ювелирного украшения. Технологические аспекты составляют описание элементов конструкции ювелирного изделия, которые обладают прямой функциональной нагрузкой - закрепка декоративных элементов, фиксация изделия на теле, кинетические узлы конструкций.

7. Составлена классификация природных структур для эффективного определения бионических прототипов проектируемых ювелирных изделий.

8. Установлены существующие закономерности формообразования бионических форм, что является необходимым для познания художником-ювелиром законов развития природных форм.

9. Разработан метод применения технологий ЗБ и Ю компьютерной графики в процессе проектирования ювелирных изделий, основанный на построении трехмерной модели изделия, создании эскизов, технической документации и презентационных материалов - электронных и полиграфических.

10. Установлен механизм создания трехмерного прототипа ювелирного изделия, на основе технологий быстрого трехмерного прототипирования с целью получения восковой модели разработанного изделия на машинах-прототайперах.

11. Практически подтверждена эффективность разработанного метода проектирования ювелирных изделий на примере проектирования и изготовления трех коллекций ювелирных изделий (одна эксклюзивная и две промышленных) и 100 единичных ювелирных изделий по требованиям заказчика.

Терминологический словарь

Бионика (от греч. bion - элемент жизни, букв.- живущий), одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств. Сформировалась во 2-й пол. XX века. Для решения задач бионики изучаются, например, способы переработки информации в нервной системе, особенности строения и функционирования органов чувств, исследуются принципы навигации, ориентации и локаций, используемые животными, биоэнергетические процессы с высоким коэффициентом, полезного действия и т.д.

Векторная графика - способ представления графической информации с помощью совокупности кривых, описываемых математическими формулами.

Визуализация (rendering) - процесс получения растрового изображения с трехмерной сцены. Может выполняться рендеринг статических сцен с получением одиночных изображений и сцен с анимацией, с получением кадров анимационной последовательности.

Двумерная графика (2D) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается двумя координатами.

Интерфейс - способ организации, структура элементов управления и представления документа в окне программы, обеспечивающий средства, необходимые для работы с ним.

Каст - оправа камня, общая деталь всех ювелирных изделий. Существуют два вида:

Глухие - камни удерживаются стенками каста;

Крапановые - камни удерживаются отдельными стойками.

Компьютерная графика - специальная область информатики, занимающаяся методами и средствами создания и обработки изображений помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Находит прикладное применение в научных исследованиях, медицине.

Кривая Безье - полиноминальная кривая, задаваемая набором управляющих точек. Представляет уравнение, порядок которого на одну степень меньше количества управляющих точек. Кривые Безье записываются в виде математических формул, поэтому рисунки, полученные с их помощью, обеспечивают возможность масштабирования без потери качества изображения. Принцип рисования кривых Безье состоит в указании мышью опорных точек и в перемещении прилегающей к этим точкам сегментов кривой.

Морфология растений - наука о закономерностях строения и процессах формообразования растений, изучающая (в широком смысле) формы на всех уровнях от целого растения до клеточных органоидов и макромолекул, в узком - только макроструктуры. В этом случае из неё выделяются как самостоятельные науки анатомия, эмбриология и цитология растений.

Пиксел (Pixel, Picture cell) - элемент экрана, представляющий собой минимальный отображаемый элемент (принимаемый за точку) на экране монитора.

Проектирование - процесс, включающий анализ проектного задания, обобщения материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований.

Растровая графика - способ представления графической информации с помощью совокупности пикселов различных тональностей и оттенков, из которых формируется изображение.

Сплайн - гладкая кривая, которая проходит через две или более опорных точек, а также имеет расположенные вне ее управляющие точки, влияющие на форму сплайна. Наиболее общие типы сплайнов: кривые Безье и В-сплайны.

Сцена - совокупность всех типов объектов и системы координат-составляющая отдельную композицию (отдельный документ) в трехмерной графике.

Трехмерная графика (30) - способ представления графической информации, где положение любой точки изображения описывается тремя координатами.

Украшения - (от слова краса - родственное Ьгоэа - хвала, слава) -общее название декоративных, орнаментальных форм в различных видах искусства и художественной обработки материала (архитектуре, мебели, тканях, керамике и пр.); также предметы ювелирного искусства.

Шинка - элемент кольца, который служит основой кольца и надевается на палец.

Ювелирная швенза - деталь серьги, которая является элементом механизма крепления серьги на мочке уха.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Ковалева Ольга Владимировна

Евсюкова Евгения Викторовна

Соколовская Анна Алексеевна

Заместители декана

Кандидаты технических наук, доценты,
лауреаты премии Правительства в области науки

Диспетчер


Об институте

Институт искусств - комплексное учебное заведение, в котором в нескольких учебных корпусах в лекционных аудиториях, творческих и производственных мастерских, собственных и музейных выставочных залах учатся профессиональному мастерству студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры нескольких художественных образовательных направлений и профилей. Будущие законодатели мод в костюме и орнаменте, ювелиры, искусствоведы, реставраторы, фотохудожники слушают лекции и творят в едином дружном коллективе, закладывая товарищеские и деловые контакты, которые будут поддерживать всю свою жизнь.

Важной особенностью института мы считаем совместную учебу как создателей, так и исследователей искусства и арт-критиков, что позволяет нам давать отечественной культуре молодых людей, осознающих свое место в современной художественной жизни и активно влияющих на ее формирование. Статьи и рекламные ролики студентов-искусствоведов о своих талантливых товарищах-художниках и дизайнерах появляются в средствах массовой информации и специальной литературе еще до окончания ВУЗа.

В институте есть свои традиции индивидуального подхода к развитию творческого потенциала студентов. Сочетание теоретической подготовки с серьёзной практической деятельностью даёт хорошие результаты: студенты университета получают награды крупнейших отечественных и международных конкурсов моды и дизайна: «Русский силуэт», «Заводной апельсин», «Шаг в будущее», «Строгановский фестиваль модных дизайнеров», «Перспектива». «Новый век», «Вышитая картина», конкурс ювелирной фирмы «Де Бирс», конкурс «Миттель-мода» (Италия), конкурсы студентов школ моделирование мира (Япония, Китай, Германия) и др. Участие в выставках не только позволяет студентам увидеть себя со стороны, но и завязать полезные для карьеры связи.

Структура института искусств

Кафедры

01. Искусство костюма и моды
02. Искусство текстиля и орнамента
03. Искусствоведения
04. Рисунка и живописи
05. Реставрации и химической обработки материалов

Мастерские и лаборатории

01. Мастерская рисунка и пластической анатомии.
02. Мастерские рисунка.
03. Мастерские живописи.
04. Лаборатория инновационных технологий.
05. Швейные мастерские.
06. Лаборатория художественного проектирования обуви и аксессуаров.
07. Ювелирная мастерская.
08. Лаборатория проектирования трикотажных изделий.
09. Мастерская ручного ткачества.
10. Мастерская художественной росписи.
11. Мастерская художественной вышивки.
12. Лаборатория искусства кружева.
13. Мастерская художественной керамики.
14. Лаборатория мягкой игрушки.
15. Лаборатория Арт-фотографии.
16. Мастерская фотографики и уникальной печати.
17. Лаборатория архитектоники и сувенирной продукции.
18. Лаборатория Арт-проектирования и ткачества.
19. Исследовательские лаборатории реставрации.
20. Физико-химическая лаборатория.
21. Учебно-лабораторные залы.
22. Колористический центр-лаборатория.
23. Музей художественных тканей - научно-творческая лаборатория института искусств.

Направления и профили подготовки

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Институт искусств осуществляет прием и подготовку бакалавров и магистров по следующим направлениям и профилям:

Направление 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» с профилями подготовки:

. «Художественное проектирование костюма» (подпрофили: художественное проектирование костюма», «художественное проектирование трикотажных изделий»)
. «Художественное проектирование текстильных изделий» (подпрофили: «художественное проектирование текстильных изделий для костюма», «художественное проектирование текстильных изделий для интерьера»)
. «Художественное проектирование изделий из кожи»
. «Художественное проектирование ювелирных изделий»
. «Рекламная и художественная фотография»

Направление 50.03.02 «Изящные искусства»

Направление 54.03.04 «Реставрация»

Профиль - «Реставрация художественного текстиля»

Профиль - «Художественный текстиль»

Для выпускников профиля «Художественное проектирование костюма» областью профессиональной деятельности являются: проектирование авторских коллекций моделей «Высокой моды» и «Pret-a-Porter»; костюма всех типов для торжеств, делового общения и повседневной жизни, спортивного костюма из тканей и других материалов для одежды и трикотажных изделий, создание зрелищного костюма.

Для выпускников профиля «Художественное проектирование текстильных изделий» областью профессиональной деятельности являются: разработка коллекций уникального и промышленного художественного текстиля для всех видов одежды, для жилых и общественных интерьеров. Уникальный текстиль выполняется в техниках разной росписи (батик), ручного ткачества (гобелен), ручной печати (шелкография). Коллекции промышленного художественного текстиля проектируются для массового производства платков, шарфов, зонтов, галстуков и др. аксессуаров костюма; производство ковров, постельного белья, обоев, напольных покрытий и др. интерьерного текстиля.

Для выпускников профиля «Художественное проектирование изделий из кожи» областью профессиональной деятельности является проектирование уникальных и промышленных коллекций обуви и кожаной галантереи и др. аксессуаров костюма в Домах моды и на предприятиях кожевенно-обувной промышленности из натуральной и искусственной кожи (модельная, спортивная, туристическая, ортопедическая обувь всех типов, сумки, рюкзаки, чемоданы, кожаные интерьерные изделий, походная и скаковая амуниция, украшения из кожи и т.п. изделия).

Для выпускников профиля «Художественное проектирование ювелирных изделий» областью профессиональной деятельности является проектирование уникальных и массовых коллекций ювелирных изделий и бижутерии в ювелирных фирмах, мастерских и на предприятиях ювелирной промышленности. Разработка форм и декора эксклюзивной и драгоценной фурнитуры, корпусов часовых механизмов, сувенирной продукции с применением драгоценных металлов, эмали, натуральных, искусственных, драгоценных и полудрагоценных камней, пластических масс, стекла и других материалов.

Для выпускников профиля «Рекламная и художественная фотография» областью профессиональной деятельности является создание произведений фотоискусства для целевого использования их в средствах массовых коммуникаций (журналах, модных каталогах и др. печатных и интернет-изданиях, слайд-шоу, TV-показах), дизайнерской практике в отделениях PR-акциях коммерческой или политической направленности. Творческая работа в таких жанрах как fashion-фотография, фотография ювелирных изделий и модных аксессуаров, парфюмерии и других уникальных и промышленных товаров, фотореклама спорта, туризма и отдыха, создание произведений искусства в сфере художественной фотографии и экспериментальном фототворчестве с использованием традиционных техник и новейших компьютерных технологий.

Для выпускников направления «Реставрация» (профиль «Реставрация художественного текстиля» ) областью профессиональной деятельности является выявление и атрибутация объектов материально-художественной культуры, определение их художественной и исторической ценности и реставрацию (консервацию, реконструкцию)

Обучение бакалавров, в целом, направлено на освоение знаний для работы с памятниками всей сферы материально-художественной культуры (живопись, графика, скульптура и т.д.). Особое внимание уделено исследованию, атрибутации и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства и, в частности, художественного текстиля и предметов, составляющих костюм (включая разнообразные аксессуары, вплоть до ювелирных изделий).

Бакалавры-реставраторы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
консервативно-реставрационная; научно-исследовательская и научно-методическая; исследовательско-проектная; организационно-управленческая; экспертная; производственно-технологическая

Значительное время в учебном процессе уделено занятиям по рисунку, живописи и композиции, т.к. реставратор должен знать основы создания произведений искусства и уметь говорить с художниками и дизайнерами на одном языке.

Для выпускников направления 50.03.02. «Изящные искусства» предусматривается получение всех навыков, необходимых для деятельности искусствоведа в современных условиях: научно-исследовательские, экспертно-аналитические, педагогические, культурно-просветительские, организационно-управленческие, включая основы арт-бизнеса, музейного дела, работы в средствах массовой информации.

Для выпускников направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «художественный текстиль» ) областью профессиональной деятельности является вся сфера декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (предметы и изделия культурно-бытового назначение, декоративная пластика, декоративное оформление интерьеров) и обучение направлено на создание таких произведений. Особенностью обучения является углубленное освоение процессов создания уникального художественного текстиля (ручное ткачество, ручная роспись-«батик» и печать-«набойка», вышивка, гобелены, ковры, шпалеры, изделий из войлока и других нетканых материалов, «лоскутное» шитье, искусство куклы и т.д.

В профессиональную деятельность бакалавров входят следующие знания и умения:
Владение методами создания произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; обладание реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий, заявленных в названии направления и умением их практического создания; знание управленческих процессов в сфере прикладного искусства; знание основ педагогической работы в общеобразовательных и средне-профессиональных учебных заведениях, ориентированных на декоративно-прикладное искусство и народны промыслы, умение самостоятельно читать лекции и проводить практические занятия.

Фотогалерея

Фотогалерея - Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина




























Краткая история института

Институт искусств организован на основе структур факультета прикладного искусства (прославленного во второй половине двадцатого века - ФПИ) Московского государственного текстильного университета, присоединенного к МГУДТ в 2013 году. Институт - результат развития научно-педагогической школы создания художественного текстиля, зародившейся в Москве в первой четверти девятнадцатого века, и школы художественного проектирования текстильных изделий и костюма, сформировавшийся в 1920-е годы двадцатого века в стенах первого отечественного художественно-технического вуза - ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Многие современные методики обучения института прямо опираются на авангардные поиски таких педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как В. Степанова, Л. Попова, А. Родченко, Л. Маяковская, В. Удальцова, А. Куприн.

Совершенствование образовательного процесса идет непрерывно уже на протяжении 200 лет, так как знания, несмотря на трудности в жизни России, смену поколений и педагогов и названий учебных заведений, передавались и передаются из рук в руки. Опыт подготовки специалистов с высшим художественным образованием аккамулируется с 1920 года, т.е. без малого 100 лет.

После вхождения текстильного университета в состав МГУДТ в институте в 2014-2016 годы открылись новые направления обучения: «Изящные искусства», «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а институт получил свое современное имя - Институт искусств.

Программы магистратуры:

1. «Арт-проектирование костюма из современных материалов (рук. проф. Лобанов Н.А., доц. Ковалева О.В.).
2. «Рекламная фотография и фото-АРТ» (рук. д.иск., проф. Бесчастнов Н.П., канд.иск., доц. Бесчастнов П.Н.).
3. «Авторская роспись и АРТ-квилтинг в современном художественном текстиле» (рук. канд.иск., доц. Морозова Е.В., к.т.н. Аксенова А.Н.).
4. «Концептуальное проектирование объемно-пространственных форм и аксессуаров костюма» (рук. докт.техн.наук, профессор Бастов Г.А.).
5. «Искусство и АРТ-критика» (рук. д.иск., проф. Бесчастнов Н.П., канд.иск., доц. Калашников Е.В.).
6. «Балет и синтез пластических искусств» (рук. д.иск., проф Портнова Т.В.).
7. «Музейное дело и практика современных art-галерей» (рук. канд.иск., доц. Малова Т.В.).

Количество обучающихся на сегодняшний день.

504 студента бакалавриата, магистранта и аспиранта.

Профессорско-преподавательский состав

48 педагогов (12 профессоров, 28 доцентов, 8 ассистентов и старших преподавателей)

Техническое оснащение аудиторного фонда

Аудитории, творческие мастерские и лаборатории оснащены необходимым для занятий оборудованием в соответствии с направлениями и профилями обучения бакалавров, магистров и аспирантов института.

Достижения преподавателей и студентов

В институте работают: 1 Лауреат государственной премии в области литературы и искусства, 5 Лауреатов премии правительства Российской федерации в области образования, 1 заслуженный деятель науки, 1 заслуженный художник России, 1 заслуженный деятель искусств республики Татарстан, 6 почетных работников высшего профессионального образования, 1 заслуженный работник культуры Монголии.

Ежегодно Лауреатами и дипломантами различных международных и всероссийских конкурсов и выставок становятся около 20 преподавателей и 50 студентов института.

Выпускники, которые добились успеха

К выпускникам, которые добились успеха, следует отнести почти весь профессорский состав института, Вячеслава и Егора Зайцевых, В Андриянову, В. Зубца, Д. Симачева, О. Овсиева, С. Ефремова, Н. Неретину, П. Дониса и многих других.