Развитие логики у детей 3 4 лет. Эти правила на развития логического мышления у детей должна знать каждая мама

Формирование логического мышления - очень важный момент в жизни ребенка. В начале малышу очень трудно определять логические признаки предметов, но эти навыки необходимо развивать. Начинать нужно с простых игр: когда учите цвета, попросите рассортировать игрушки по определенному цвету, при изучении геометрических фигур попросите отдельно сложить фигуры определенной формы, пусть малыш отдельно складываете вилочки и ложки, машинки и мягкие игрушки, карандаши и фломастеры, играя в такие игры, он закрепляет знание о том, что предметы можно разделять по каким-то признакам. Чем старше становится малыш, тем больше признаков классификации он узнает (он сможет отделять мягкие предметы от твердых, широкие от узких, большие от маленьких).

Самый первый уровень логических связей это разделение предметов по их признакам. Будем учить малыша понятию одинаковый (такой же) и разный (не такой, другой). В качестве признаков классификации взяты цвет и форма. Материал представлен в следующих форматах:

1) Презентация

2) Умная тетрадка

Примеры картинок пазла Примеры страниц презентации Примеры страниц "Умной тетрадки"




Скачать "Умную тетрадку"

Описание материала.

Презентация - яркие красочные картинки и интерактивная форма обучения позволят легко освоить самые простые логические связи. Сначала малышу будет продемонстрированы примеры одинаковых картинок, затем - разные картинки, отличающиеся друг от друга по цвету и форме. После примеров ребенку предлагается самому найти одинаковые и разные картинки.

Умная тетрадка - закрепление материала презентации в игровой форме. Выполняя задания по классификации предметов малыш еще лучше запоминает новые знания и учится применять их на практике.

Пазл - содержит рабочее поле (с четырьмя окошками) и 32 картинки (8 тематических блоков по 4 картинки в каждом блоке). Для начала ребенок должен выбрать картинки относящиеся к одной теме (4 машинки, 4 лягушки и т.д.), сложить эти картинки в окошки, а затем найти картинку не похожую на другие и назвать признак по которому она отличается (цвет или размер). Для первого занятия возьмите 8 картинок (2 темы например, пчелок и машинки), разложите их и попросите малыша найти всех пчелок и сложить их в окошки. Постепенно по мере освоения материала добавляйте новые картинки.

Как пользоваться материалом


Начинать обучение нужно с презентации (скачайте ее по ссылке выше, формат avi, позволяет смотреть презентации по телевизору - просто скопируйте ее на диск и включайте на DVD). Пусть ребенок смотри ее несколько раз. Первый раз лучше всего смотреть вместе с мамой, вы будите видеть, что малышу понятно, пояснять если нужно, подбадривать, нажимать на паузу, чтобы малыш мог лучше рассмотреть и понять. Возможно после первого просмотра он не выполнит задания из презентации, ничего страшного, пусть смотрит и запоминает.

Распечатайте пазлы и "Умную тетрадку" скачав их по ссылкам выше. Начните играть с пазлами, сначала ищите картинки вместе с ребенком, одну он, одну вы. Постепенно он сам научится выбирать картинки определенной группы по вашей просьбе.

"Умная тетрадка" - используется для проверки закрепления материала, малыш отвечает на вопросы и выполняете задания. Но, если вам удобно, то и ее можно использовать как обучающие материал, тогда вы не выполняете задания, а просто показываете малышу картинки и сами рассказываете ему о новых понятиях.

Если малыш хорошо справляется с заданием, то поощрите его выдав какой-нибудь сладкий приз, например один из тех, что производит объединение Москондитер (

Сегодняшние занятия рассчитаны для малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Совет! Если ребенок отказывается выполнять многие задания, не настаивайте. Выполните 1-2 и займитесь чем-нибудь другим. Ведь известно, что многие дети до 3 лет не могут долго сосредотачивать внимание на одном занятии. У вас будет еще масса времени, чтобы в следующий раз выполнить другие упражнения.

Все задания, кроме последнего, можно выполнять сразу на компьютере или распечатав готовые шаблоны, которые необходимо скачать в конце статьи.

Кроме этого, почти все предлагаемые игры для развития логики можно выполнять в двух других вариантах: просто или используя игрушки и предметы обихода. Я буду описывать занятия, выполняемые методом рисования. Какой выберете вы - решайте сами.

Нам нужны фломастеры и обычный альбом для рисования. В большей степени сегодня будет рисовать мама, а малыш развиваться. Можно подготовить некоторые рисунки заранее, чтобы не рассеивать внимание ребенка во время ожидания.

Игра для развития логики №1. Какой шарик в руке?

Рисуем на листе бумаги человечка, либо любимое животное ребенка или обожаемого героя мультфильма. Немного повыше изображаем воздушные шарики - для начала достаточно двух штук. Теперь запутываем нитки от шариков между собой, и одну из них доводим до руки (лапы) нарисованного героя. Задача маленького ученика в том, чтобы отыскать этот шарик и провести линию от шарика к лапе.

Если малыш легко справился с задачей, в следующий раз рисуем 3-4 шарика.

Игра для развития логики №2. Найди нужный цвет.

Эта как раз такое занятие, о чем я писала выше. Можно не рисовать, а предложить ребенку сделать выбор среди трех любых игрушек разного цвета.

Игра для развития логики №3. Чего боится шарик?

Рисуем воздушный шар. Рядом с ним располагаем различные предметы, которых он боится: ножницы, игла, кактус, ежик. А также любые другие объекты, никак не относящиеся к шарику, к примеру: цветок, кукла, любая еда и т.д. Спрашиваем у ребенка, чего боится воздушный шар.

Другой вариант, надуйте настоящий воздушный шар и выложите перед ребенком нужные предметы.

Игра для развития логики №4. Что пригодится?

Предлагаю два варианта выполнения данного занятия.

Первый вариант:

Рисуем любое время года, а затем интересуемся у своего чада, что вы нарисовали и что может пригодиться на улице в данное время года.

Зима: зимняя одежда (перечисляем), санки, лыжи, коньки, лопата.

Лето: летняя одежда, купальник, принадлежности для плавания и для песочницы, кепка, чтобы голову не напекло, мяч, велосипед, самокат и т.д.

Изображаем названные предметы на бумаге.

Второй вариант:

Заранее изображаем различные предметы для всех времен года на одном листе, а затем просим угадать кроху, какие вещи нужны зимой, осенью, летом или весной.

В эту игру можно играть с обычными предметами обихода. Вместе с чадом походите по квартире, и поищите вещи, которые могут понадобиться, к примеру, зимой.

Игра для развития логики №5. Подбери пару.

Изображаем любых животных, например: кошку, собаку, зайцы, мышь. А рядом рисуем еду, которую кушают нарисованные животные: рыбу, кость, морковку, сыр. Задача ребенка сопоставить животных и продукты. Попросите его провести линию от каждого животного к соответствующему продукту.

Игра для развития логики №6. Чего не хватает?

Изображаем различные предметы, при этом, не дорисовывая какую-либо деталь: домик без окна, заяц без уха, перчатка без одного пальца, машина без колеса и прочее.

Пусть малыш угадает, чего не хватает. Если ему сложно - рисуем рядом недостающие детали, в таком случае, ребенку нужно будет просто сопоставить нарисованные фигуры. Теперь дорисовываем рисунок вместе.

Игра для развития логики №7. Что лишнее?

Рисуем 4-5 предметов, подходящих друг другу по значению. Это могут быть различные игрушки, посуда, одежда, любые продукты питания (овощи, фрукты и прочее). Среди них изображаем один не подходящий по логике предмет.

Задача ребенка найти этот предмет, и, по возможности, объяснить - почему он выбрал именно его. Чем он отличается от других, а почему остальные подходят друг другу.

Как и в предыдущих вариантах, можно играть обычными игрушками и предметами в доме.

Игра для развития логики №8. Куда едут машинки?

Рисуем два дерева, например, ель и березу, с двух противоположных сторон. Между ними помещаем 3-4 машинки, которые едут в одну или в другую сторону. Спрашиваем у крохи, какие машинки едут к березе, а какие к елочке.

Игра для развития логики №9. Что бывает?

Можно заниматься с игрушками, рисовать или просто разговаривать с малышом, например, на прогулке или в очереди в больницу.

Задаем малышу вопросы:

Что бывает круглое? Что бывает квадратное? Что бывает треугольное? Что бывает мягкое? Что бывает твердое? Что бывает холодное? Что бывает горячее? Что бывает сладкое? Что бывает горькое? Что бывает кислое? Что бывает живое? Что бывает большое? Что бывает маленькое? Что бывает колючее? Что бывает скользкое? И многие другие вопросы.

Не стоит за один раз задавать слишком много вопросов. Достаточно 2-4. Иначе, ребенка может разочаровать подобная игра, и в следующий раз он просто откажется играть.

Игра для развития логики №10. А зачем?

И напоследок, отвлечемся от рисования и игрушек и поиграем в интересную логическую игру для малышей.

Задаем ребенку вопрос на любую тему, с которой он хоть как-то знаком. К примеру: Для чего нужна кровать? зачем нужен дождик? Зачем нужна кошка? Зачем светит солнце?

После первого ответа ребенка, задаем следующий направляющий вопрос и т.д.

Вот один пример из нашей жизни. Задаю Вике вопрос:

- Зачем нужна зима?

- Чтобы играть в снежки.

- А зачем играть в снежки?

- Чтобы слепить снеговика.

- А зачем слепить снеговика?

- Чтобы все смеялись.

После всех вопросов, расскажите ребенку правильные ответы.

А вот и обещанные шаблоны:

В виде презентации, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. Имеется возможность переделать шаблоны, подстроив их под себя и своего ребенка.

Надеюсь, вам понравились игры для развития логики. Подпишитесь на обновления сайта через фому сразу после статьи и получайте новые игры на почту.

Буду благодарна за оставленные комментарии и клики в социальных сетях!

Рассказываем, когда и как начинать развитие логики у малыша.

Умение логически мыслить в разной степени присуще любому взрослому человеку, однако этот полезный навык не дается нам от природы, а воспитывается и развивается в детские годы. Причем для того, чтобы ребенок пользовался логикой, недостаточно накупить или скачать игр с соответствующей пометкой, нужно соблюдать ряд важных правил.

Чем раньше, тем лучше

Формирование мышления у детей проходит в три этапа:

    Наглядно-действенное мышление формируется в первые годы жизни, позволяет манипулировать окружающими предметами, практически не требует речи;

    Наглядно-образное мышление формируется к 2,5-3 годам, позволяет малышу заменить часть предметов на образы, мыслить более абстрактно;

    Словесно-логическое мышление проявляется в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), позволяет ребенку размышлять с помощью слов, а не образов.

Несмотря на это, развивать у ребенка логическое мышление можно и нужно с первых лет жизни. Конечно, не стоит думать, что двухлетний кроха способен решать логические задачи для школьников, однако выполнять простейшие задачи (искать отличия на картинках, группировать предметы по основному признаку) ему вполне под силу. Задачи и игры на развитие логики можно купить или изготовить самим, подобрав задания, подходящие вашему ребенку по уровню развития.

Начинать развитие необходимо вместе с мамой

Все занятия на развитие логики требуют активного участия взрослых. Практически никогда малыш не сможет понять задание с первого раза и выполнить его самостоятельно, поэтому родителям необходимо будет несколько раз повторить правила, показать примеры игры, ответить на дополнительные вопросы.

Кроме того, дети часто пытаются действовать интуитивно или выполнять задания по аналогии с предыдущими, а нам важно, чтобы ребенок понял принцип действий. Поэтому в процессе игры нужно вызывать его на обсуждение, рассказывать о том, что он делает и почему.

Выполняйте упражнения каждый день

В идеале стоит посвящать занятиям 15-20 минут ежедневно, однако в ритме современной жизни на это может просто не быть времени. Чтобы ребенок не терял навыков, старайтесь заниматься понемногу в ходе повседневных дел. Выстраивайте причинно-следственные связи и логические цепочки (например, помогите ребенку найти потерявшуюся игрушку с помощью наводящих вопросов), группируйте предметы по основному признаку (например, овощи и фрукты в магазине, птиц и животных на прогулке, мягкие и твердые игрушки во время уборки и так далее), считайте все, что попадается ребенку на глаза (фонари, машины, лужи и так далее).

Конечно, такие занятия не могут полностью заменить работу с дидактическим материалом, однако подкрепить уже полученные раньше знания помогут.


Подбирайте игры в соответствии с развитием и потребностями ребёнка

Каждому периоду формирования детского мозга соответствуют свои типы развивающих занятий. Проще всего распределить их по возрастным группам, однако стоит помнить, что все индивидуально, и ориентироваться не только на маркировку на упаковке, но и на собственного ребенка.

    2-3 года: карточки «Разложи по порядку» с животными и их детенышами, сюжетами сказок; карточки «Закончи цепочку» для группировки по типу предмета с растениями, мебелью, одеждой и так далее; карточки «Чей предмет» с инструментами для разных профессий, частями тела или деталями машин; карточки «Убери лишнее» с различными предметами и явлениями; простые крупные конструкторы, пазлы из 4-10 кусочков.

    4-5 лет: занятия и игры на ранжирование предметов по определенному признаку (размеру, интенсивности цвета); игра «Найди отличия»; логические лабиринты; игра «Общее и частное»; пазлы, тематические конструкторы.

    6-7 лет: игра «Подбери узор» с картинками, интересными ребенку; логические ряды (проще использовать интерактивные); задачи на установление истины и лжи; математические примеры; простые физические и химические опыты (важно добиться от ребенка понимания процесса); задачи на разрезание, взвешивание и переливание; шашки и шахматы.

Выбирайте дидактический материал по способностям малыша

На современном рынке сотни игр и пособий, призванных развивать у ребенка логическое мышление, однако лишь малая их часть подойдет именно вашему малышу. Связано это отнюдь не с тем, что часть пособий некачественны, а с тем, что все дети уникальны и требуют индивидуального подхода.

Выбирая пособия, ориентируйтесь на темперамент, предпочтения и вкусы малыша. Если ребенок подвижен, то включите в занятие элемент активности, например, спрячьте кусочки пазла в разных частях квартиры или чередуйте упражнения с танцевальными минутками. Если он интересуется драконами, машинами, животными или чем-то еще, подбирайте тематические игры с соответствующим оформлением.

Не старайтесь ограничиться лишь интерактивными играми - компьютер и планшет, даже с самыми полезными приложениями, негативно повлияют на зрение малыша и снизят коммуникационные навыки. Не забывайте о книгах, причем не только сборниках задач, но и обычных рассказах и сказках. Одним из отличных упражнений на логику станет попытка ребенка завершить рассказ или пересказать его, не забыв основных событий, и последующее обсуждение сюжета.