Что должен уметь делать ребенок 1.9. Музыка и ребенок

Рост детей на каждом этапе их жизненного пути аргументирован физическим и психологическим развитием, некоторые отклонения от написанного ниже текста вполне допустимы. В целом же определяются крайние сроки, к которым ребёнок уже должен будет уметь многое, иначе можно говорить о недостаточном развитии.

Итак, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? Все его умения и знания касаются взаимодействия с окружающей средой, социумом, внутренним миром и психологическим состоянием. Начинать разбор полётов, конечно же, следует с физической активности ребёнка.

Очередная марафонская дистанция была вами успешно пройдена, малыш за последние полгода изменился очень сильно, практически до неузнаваемости. Привычный уклад вашей жизни постепенно будет меняться, поскольку появляется много нового. Это и активное общение со сверстниками, и уклад дисциплинированного поведения, и активная помощь малыша в решении домашних дел и проблем.

Родителям на данном этапе хочется пожелать исключительно терпения, поскольку действительно большие проблемы только начинаются. Многое определяется и тем, как именно вы воспитывали своего ребёнка до сих пор.

Физиологическое развитие

Уверенная ходьба начинается здесь, а иногда и ранее. Нам, взрослым, всё кажется очень простым. Вот наступит нужное время, и малыш сразу же сделает уверенный шаг. Всё совсем не так, ему придётся многократно ползать, карабкаться, падать, плакать, снова вставать, снова повторять этот нелёгкий процесс. Подстраховывать его нужно, но лишь первое время. Поскольку мы активно приближаемся к возрасту двух лет, ходить ребёнок уже должен самостоятельно, пусть и опираясь иногда на лестничный поручень и т. п.

По утрам ребёнок вполне сможет выполнять зарядку вместе с вами, это могут быть простейшие движения. Например, вы можете поднимать с ним ножку, прыгать, приседать, хлопать в ладоши. Большинство детей очень положительно воспринимают подобные упражнения, особенно если делать их под лёгкую музыку. Кстати, в этом же возрасте уже можно начать проверять, имеется ли у вашего малыша музыкальный слух. Просто проследите, насколько быстро он научится попадать в ритм музыки.

Психология в возрасте 1 годика 9 месяцев

Для детского садика еще рано. Но есть специальные кружки начального развития, в которых дети учатся первым навыкам коммуникационного взаимодействия. Всегда важно, чтобы ребёнок учился находить контакт со сверстниками без помощи родителей. Если в вашем доме есть маленькие дети аналогичного возраста или даже немного старше, всегда старайтесь создавать условия для общения малышей. В будущем им определённо пригодится это — и в садике, и в начальных классах школы.

Продолжительность занятий обычно невелика, не более получаса. Это делается для того, чтобы ребёнок не начал скучать и засыпать. Важная цель таких занятий – объяснение устройства социума в самом примитивном варианте. Теперь ребёнок понимает, что кроме него, центра вселенной, есть ещё и масса других людей. С ними как-то требуется общаться и взаимодействовать, разговаривать, находить общий язык.

Дисциплинированное поведение также начинается примерно в этом возрасте. Так, выполняя простейшие упражнения на занятиях, дети стараются браться за ручки, чтобы действовать не по собственному желанию, а с оглядкой на всех остальных участников данного процесса. Дисциплинированное поведение является важным навыком в нашем обществе, выход за пределы установленных рамок не приветствуется, ребёнок должен полностью осознавать данный факт. Послушание на этом этапе его жизни в будущем сильно пригодится вам, например, во время домашних уборок, когда чадо активно начнёт участвовать в процессе.

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев. Что должен уметь ребенок в 1 год 9 месяцев

Ребенок 1 год 9 месяцев. Развитие ребенка 2 года! от Olga Kachanova.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 1 ГОД 8 МЕСЯЦЕВ. НОРМЫ И СРОКИ ОТ ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО.

РЕБЕНОК 1 ГОД 8 МЕСЯЦЕВ Развивающие игры, занятия

Активное развитие речи также стимулируется групповыми занятиями. Некоторые дети до трёх лет остаются очень молчаливыми, однако они уже способны многое понимать, а словарный запас расширяется на одно-два слова каждые несколько дней. Если общение ведётся в коллективе сверстников, то приходится правильно выучивать произношение того или иного слова, чтобы ребёнок мог доносить свои мысли до других детей. Разговор начинается постепенно, развиваясь в причудливую коммуникацию, в которой может использоваться множество простых слов.

Навыки и умения в данном возрасте

Словарный запас теперь насчитывает порядка 30 слов, но если заняться активным обучением малыша, это количество значительно увеличится. Ребёнок уже знает своё имя, умеет перебрасываться словами с папой и мамой, но немного стесняется делать это с незнакомыми ему людьми. В запас слов входит название основных цветов, умение различать их. Также ребёнок проявляет активный «строительный» интерес, любит играть в конструкторы, а не только в кубики. Ему интересны более сложные задачи, где головоломка состоит не из одной, а из нескольких частей.

Утренняя гимнастика послужит началом повтора многочисленных движений, которые совершаются взрослыми в повседневной жизни. Ребёнок старается копировать различные действия, такие как разговоры по телефону, одевание, жестикуляция. Общение в группе улучшает коммуникативные навыки, что позволяет добиться лучшего взаимодействия с социальной средой. Устный счёт ведётся им до трёх, иногда до пяти. Развитие мышления и понимание причинно-следственных связей также достигает теперь совершенно нового уровня. Теперь мы понимаем, что должен уметь ребенок в два года.

Ваше дитя может начать и капризничать, если оно не может получить игрушку или конфетку. Пресекать эту проблему не стоит криками, лучше просто говорить, к чему приведёт непослушание. Действительно сильные конфликты начнутся совсем скоро, ближе ко второму годику жизни. Придётся всегда искать компромисс, не прибегая к физическому насилию и повышенному голосу. Ребёнок должен чувствовать ваш авторитет, соблюдать установленные вами правила, не слишком сильно упираться.

Навыки манипуляции взрослыми ещё впереди, но первые попытки этого уже появляются. Например, малыш начинает активно наблюдать, как именно его родители реагируют на слёзы и истерики. Если сразу бегут успокаивать, то в будущем он обязательно будет этим пользоваться. Таким образом, не всякая истерика требует немедленного успокоения, действуйте по ситуации. Иногда ребёнку можно уступить, но не всегда.

Доверие и ответственность – вот основные ключи к нынешнему развитию малыша. Да, сейчас он кажется слишком маленьким и несмышлёным, но лишь на первый взгляд. Он прекрасно анализирует ситуацию, понимает родителей, стремится помогать им. Его единственная проблема – неумение концентрироваться на чём-то одном слишком длительное время. С другой стороны, именно теперь можно поручать ему выполнение различных важных дел по дому.

Например, малыш может помогать убирать квартиру, собирать разбросанные по полу игрушки, даже начинать потихоньку заправлять свою постель. Пусть всё это будет выглядеть неуклюже и неумело, важен сам факт. И не имеет значения, что большую часть работы всё равно выполнит родитель, поскольку ребёнок будет чувствовать свою важность в семье. Он занимается важными делами, мама с папой доверяют ему, он потихоньку становится взрослым. Именно такие мысли проскакивают в детской голове.

Постепенно стоит приучать ребёнка к самостоятельному походу на горшок. По крайней мере, справлять нужду под себя он теперь не должен. Требуется указать ему, где именно находится горшок, как им пользоваться. Всегда смотрите на то, охотно ли малыш выполняет просьбы и поручения. Порой на закрепление какого-то одного действия может уходить несколько дней, но систематическое повторение изученного лишь способствует более быстрому обучению.

Старайтесь избегать любого эмоционального напряжения в семье. Да, порой случаются конфликты с супругом, но проводите их так, чтобы малыш ни о чём не догадывался. Даже если его словарный запас пока ещё не слишком велик, уровень осознанности уже очень высок! Любые нервные срывы и повышенный голос сильнейшим образом будут отражаться на эмоциональном состоянии малыша. Старайтесь чаще улыбаться, весело шутить и смеяться, дети прекрасно понимают подобное поведение.

Дальнейшее обучение

Когда отметка в один год и девять месяцев осталась позади, старайтесь развивать физическую и умственную активность малыша. Например, кроме утренней зарядки постепенно можно вводить и упражнения днём, всё зависит от того, как малыш к этому относится. У некоторых детей энергии настолько много, что и уставать они практически не будут. Другим же, наоборот, обязательно нужен дневной сон, они остаются вялыми и малоподвижными. Физиологические особенности у всех уникальны, и не стоит равняться под единый стандарт.

Важно уметь разговаривать с малышом, слушать с ним музыку, читать детские книжки перед сном. Пусть он и не поймёт многого из них, зато отложит в памяти определённые факты, будет охотнее засыпать. Это станет очередным ежедневным ритуалом, который быстро запомнится. Любовь и искренность в общении сразу чувствуются детьми, они обязательно ответят вам тем же.

1 год и 9 месяцев — это тот возраст, когда ребенок превращается в нечто подобное «вечному двигателю». Человек еще маленький, но в нем столько активной и познавательной энергии, что родителям остается только удивляться, откуда это все берется, почему не заканчивается и как такое вообще возможно?

Примерно в этом возрасте малыш начинает мыслить более широко, и делает первые попытки анализировать происходящее. Поэтому родители часто могут сталкиваться с новым применением или с новым объяснением давно привычных предметов или явлений.

Физическое развитие ребенка 1 год и 9 месяцев

В год и девять кроха уже способен самостоятельно справиться с массой вещей.

  • Прежде всего, это касается перемещения в пространстве . Он уже уверенно держится на ножках. Ему постоянно хочется куда-то бежать, потому что впереди масса ужасно интересного и неизведанного.
  • В этом возрасте малыш с достаточной легкостью может справиться с задачей, связанной с перешагиванием невысоких препятствий. Он самостоятельно может себя поднять на небольшую высоту, например, на невысокую скамью в спортивной комнате. С легкостью и радостью «елозит» вверх и вниз по домашним поверхностям типа стульев дивана, кровати, кресла и т. д. С огромной радостью и практически неизмеримой скоростью малыш перемещается из пункта А в пункт Б бегом. С нескрываемым удовольствием берется «помогать» родителям выполнять их повседневные обязанности, скажем, подмести или помыть пол, сполоснуть под краном посуду.
  • Что касается бытовых вопросов, то в «год и девять» малыш умеет самостоятельно орудовать ложкой в своей и нередко чужой тарелке. При этом он вполне справляется с задачей не только зачерпнуть пищу любой консистенции, но и донести ее до своего рта, практически без потерь.
  • Умеет самостоятельно надевать несложные предметы гардероба , например, маечку и трусики. С раздеванием дела обстоят гораздо лучше — малыш с радостью стаскивает с себя то, что не требует дополнительных усилий на развязывание или расстегивание.
  • В год и 9 месяцев ребенок с уверенностью пользуется горшком, и даже способен сообщить родителям о том, что хочет на него усесться, что называется, по нужде.
  • В этом возрасте ребенок точно знает места хранения книг и игрушек , с радостью может участвовать в уборке своих вещей, складывая их по местам.

Словарный запас и развитие речи малыша в 1 год 9 месяцев

Речь малыша в этот период развивается семимильными шагами. Практически каждый день можно услышать от ребенка какие-то новые словечки. Правда, иногда дети произносят их просто потому, что услышали и запомнили, но смысл нового слова им не всегда понятен.

Поэтому сейчас — то самое время, когда за собственной речью взрослые должны следить особенно тщательно, чтобы ненароком не пополнить словарный запас ребенка ненужными фразами и выражениями.

Кстати говоря, многие дети в год и девять уже активно оперируют словами так, что способны составлять простые предложения, состоящие из нескольких слов. Но это не обязательная характеристика этого возраста. Если малыша все еще трудно понимать или он не особо словоохотлив, то это тоже норма. И, даже несмотря на то, что речь ребенка скудна и трудно разборчива, в год и девять дети прекрасно понимают то, что им говорят!

Но не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален — что умеет один, не всегда умеет другой малыш такого же возраста.

Психическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Здоровый малыш в возрасте 1 год и 9 месяцев большую часть времени пребывает в хорошем и радостном настроении. Хотя эмоциональное настроение становится все более понятным. Так, можно определить — расстроен ли малыш в случае какой-то своей маленькой неудачи или нет, удовлетворен ли он полученным результатом своей деятельности, обижен ли чем-то и т. д.

Даже те детки, которые, по большому счету, еще и не могут толком разговаривать, в возрасте «один и девять» способны тем или иным образом выразить и свои мысли, и свои эмоции.

Интеллектуальное развитие малыша в возрасте год и 9

Интеллектуальное развитие малыша в этом возрасте буквально поражает своим прогрессом.

Обычно к этому возрасту дети немало могут делать.

  • Различать геометрические формы и отличать друг от друга шар, круг, кирпичик, кубик, призму, треугольник, безошибочно подбирать отверстие необходимой формы в игрушках-сортерах.
  • Без труда определять размерные показатели и отличать маленькое от большого, большое от среднего, выбирать самое маленькое или самое большое из предложенных вариантов и т. д.
  • Различать цвета , с легкостью находить похожие цвета и некоторые их оттенки.
  • Рисовать прямые и закругленные линии, геометрические фигуры . Ребенок уже может объяснить, что нарисовал или хотел нарисовать.
  • Узнавать животных и имитировать их «речь».
  • Узнавать знакомых взрослых на фото, в видеороликах и пр.

В возрасте 1 и 9 уже можно научить малыша полностью произносить свои имя, а также разучить с ним имена родителей, бабушек и дедушек, ближайших родственников.

К тому же, возраст 1 год и 9 месяцев — это еще и прекрасное время для начала развития логического мышления у малыша. Для этого и существуют простые логические игры для самых маленьких.

Игры и игрушки ребенка в 1 год 9 месяцев

Помимо простейших логических игр типа пазлов, состоящих из небольшого количества элементов, или игрушек-сортеров, детям в возрасте год и девять нужно уделять много времени для физических игр и упражнений. Им просто необходимо выплескивать свою энергию , поэтому нужно бегать, прыгать, залезать вверх и слазить вниз, кидать и пинать мячи, плескаться в ванной перед сном и делать зарядку по утрам.

Более спокойные варианты игр — это накормить любимую игрушку и уложить ее спать, затолкать машинку в гараж, не забыв предварительно развести все игрушки по их домам, строить домики и замки из кубиков и конструкторов. Поскольку с координацией движения дела обстоят гораздо лучше, то уже можно чаще предлагать малышу порисовать в альбоме , ведь в этом возрасте малыши учатся различать границы. Потому рисование на альбомном листе — это прекрасная возможность потренироваться на предмет того, чтобы не выходить за обозначенные пределы.

И, конечно же, просто необходимо давать возможность крохе самому себя занять (разумеется, под неусыпным контролем со стороны взрослого). Свобода в игре — это лучшее средство для развития фантазии и воображения.

Уход за малышом в 1 год 9 месяцев и его питание

Несмотря на то, что многие вещи малыш стремится делать самостоятельно, контроль и поддержка родителей все равно нужны.

Так, необходимо следить за ежедневными водными процедурами — умывание и чистка зубов с утра, купание по вечерам, мойка рук проделывается столько раз за день, сколько это необходимо.

Вопрос с самостоятельными походами на горшок тоже нельзя пускать на самотек.

Некоторые дети в этом возрасте уже активно и достаточно успешно пользуются горшком, а некоторые даже не знакомы с таким бытовым предметом. И если родители по каким-то причинам не стали обучать ребенка пользоваться горшком в более раннем возрасте, то 1 год и 9 месяцев — самое время начать делать это.

Вопрос о необходимости соблюдения режима дня даже не должен подниматься. Режим дня малышу необходим! Единственное, что можно изменить в ежедневном режиме, так это сократить количество дневных снов до одного, если физически малыш готов к этому.

Точно так же, как и в случае с режимом дня, не должен подвергаться сомнению вопрос о пребывании ребенка на улице. Чем больше, тем лучше!

И чем активнее и подвижнее будет прогулка, тем больше пользы она принесет крохе и взрослому, сопровождающему малыша.

Что касается питания, то в «год и девять», как правило, дети едят все «со взрослого стола», за исключением продуктов, вызывающих аллергию. Но следить за детским рационом, все же требуется . Необходимо приучать кроху к приему пищи 3-4 раза в день. В меню должны присутствовать первые и вторые блюда, крупы, овощи, рыба, мясо, фрукты и т. д. При этом вредную пищу, вроде сосисок, колбасы, фабричных полуфабрикатов, фастфуда, рекомендуется свести к минимуму или вовсе исключить из детского рациона.

Что должен уметь малыш? В 1 год и девять месяцев ребенок очень интересуется всем происходящим, все и всё на прогулке привлекает его внимание.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Вероятно, вы уже забыли о временах, когда малыш умилял вас неуклюжестью, а своими несогласованными движениями почти мог вызвать сердечный приступ. Теперь он владеет телом очень уверенно.

Преодолевать все более высокие препятствия, танцевать и прыгать – вот его любимые формы проведения досуга. Ребенок не забывает, однако, и о других способах перемещения – с удовольствием ходит на четвереньках, ползает, опираясь при этом на локти, а также перекатывается (с небольшой помощью мамы или папы). Если ему удалось победить страх высоты – он уже умеет прыгать с кровати на пол и приземляется, но только на жестких, полностью выпрямленных ногах.

Когда он почувствует желание отдохнуть от непрерывного движения, присядет и с радостью займется играми, которые требуют активности рук и пальцев. В этом возрасте малыш собирает кубики, простой конструктор, прекрасно справляется с укладкой крупных блоков .

Координация рук уже достаточно развита – ребенок в 1 год и 9 месяцев уже умело срывает, например, смородину или виноград и может аккуратно держать их пальцами, не сжимая слишком сильно.

Пришло время взять под контроль физиологические потребности: ребенок какает каждый день примерно в одно и то же время, но чаще всего не в состоянии сообщить о том, что хочет пописать.

  • Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок мог играть на улице. Двигательная активность на свежем воздухе очень важна для его полноценного развития, в том числе интеллектуального.
  • Привыкание к горшку. Если ваш малыш пока не выказывает интереса к ночному горшку или не проявляет энтузиазма при его виде, подождите пару недель перед тем, как начнете приучать малыша к гигиене. А пока можно продемонстрировать ему, что бояться нечего. Покажите, для чего предназначен горшок, сажая туда, например, куклу или плюшевого мишку.
  • Следите за безопасностью ребенка. Подстраховывайте его, когда он пытается прыгать или лазать. На ловкость малыша пока полагаться рано.
  • Купите ребенку трехколесный велосипед. Конечно, малыш с ним пока вряд ли хорошо справится. Вместо этого вы также можете купить беговой велосипед.

Рост и вес в 1 год и 9 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 12,2 кг., рост - 84,7 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11,6 кг., рост - 83,1 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Находиться с ребенком и наблюдать за его поведением в этот период – истинное удовольствие. Здоровый малыш обычно очень жизнерадостный и веселый . Он часто взрывается смехом, даже по не всегда понятной для вас причине.

Обычно ребенок (при условии, что он не устал или не хочет спать) очень коммуникабелен, готов к игре. Хотя он не умеет еще играть с ровесниками , но может быть по отношению к ним внимательным и отзывчивым. Малыш готов общаться и обниматься , но в присутствии незнакомцев становится очень застенчивым и тихим.

У ребенка в 21 месяц бывают срывы . В один момент это привлекательный, милый маленький ангелочек, а в следующий он превращается в настоящего демона. Резкие перепады настроения, истерики, повышение тона голоса – все это абсолютно нормально. Малыш испытывает разочарование, потому что он пока еще не в состоянии сформулировать свои потребности и в то же время не может терпеть ни одной минуты, пока его желания будут исполнены.

Вспышки гнева действуют угнетающе и на него самого – именно поэтому малыш вместо того, чтобы успокоиться после плача, становится еще более раздражительным. По поведению ребенка до двух лет с легкостью можно заметить, когда его плач вызван настоящим отчаянием, а когда является лишь формой манипуляции. Малыш в этом возрасте часто использует плач и крик, чтобы заставить родителей вести себя определенным образом.

  • Не стоит потакать в важных вопросах, даже если ребенок будет из-за этого плакать. Если он поймет, что плачем может выпросить у вас леденец или в итоге будет ехать у вас на коленях, а не в автокресле, он будет применять этот способ манипуляции еще чаще.
  • Не нужно стоять на своем только из принципа. Ничего страшного не случится, если ребенок будет есть обед ложкой, которую сам себе выберет, выпьет какао из чашки, а не из стакана или наденет синюю, а не желтую майку.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев ребенок все дольше и дольше может заниматься своими делами, а в играх пользуется воображением.

Он проявляет заботу: обнимает куклу, возит ее в игрушечной коляске, кормит и укрывает одеялом.

Малыш уже хорошо узнал части человеческого тела : пупок, животик и т. д. и может их показать не только на себе, но и на другом человеке или кукле.

Способность наблюдения, идущая рука об руку с памятью, которая развивается все лучше, позволяет ему анализировать сразу несколько изображений и указывать, например, на то, которого раньше не было .

Малыш в этом возрасте знает уже примерно 50-100 слов и может их складывать в более длинные фразы. Он рассказывает о том, что видит на улице или через окно. Очень интересуется всем происходящим: обращает внимание на прохожих, самолеты, скорую...

Возможно, именно эти моменты он пытается изобразить на своих рисунках. Рисование карандашами – одна из способностей, которую ребенок будет оттачивать в течение нескольких ближайших месяцев.

Малыш в этом возрасте с удовольствием сам берет в руки любимые книжки , листает их, решительно требует чтения. Не отбирайте их, даже если это будет стоить нескольких рваных страниц – если ребенок привыкнет к книге с самых ранних месяцев жизни, это повлияет на его отношение к учебе в школьном возрасте.

  • Выключите телевизор. Если он работает нон-стоп, это отвлекает, даже если малыш на него не обращает внимания. К тому же так ребенок может волей-неволей привыкнуть к включенному постоянно телевизору.
  • Поощряйте ребенка исследовать мир во время прогулок. Пусть не будет скучным ваше путешествие из точки А в точку Б. Обращайте внимание малыша на собак, деревья, отражение неба в луже и т. д.
  • Произносите все медленно и четко. Если вы хотите объяснить ребенку что-то важное, присядьте рядом и скажите ему это, глядя в глаза. Старайтесь очень четко артикулировать звуки, с произношением которых у малыша проблемы.
  • Не порицайте ребенка , если во время разговора он сделает ошибку. В этом возрасте малыш должен обращать внимание на содержание, а не на форму.
  • Пойте с ребенком песни. Это помогает в изучении речи.

Двадцать первый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Воспитание мальчика.

Это нормально, если мальчик плачет, когда ударится или столкнется с какой-то проблемой. Трудно ожидать, чтобы в этом возрасте он был мужественным. Утешьте его, если он в этом нуждается, подуйте на больное место, поцелуйте, когда болит колено. Это не приведет к тому, что у вас вырастет плакса. Реагируйте спокойно, без паники и чрезмерной растроганности, чтобы ребенок знал, что найдет в вас поддержку, и чтобы мелкий инцидент не вырос в его глазах до размеров страшной аварии.

Для ребенка в 1 год и 9 месяцев наступает важный этап формирования личности. Его действия организованы, а взгляд сосредоточен. Еще немного и малыш произнесет первое осмысленное предложение.

Общее развитие

Ребенок продолжает развиваться. Все ярче и выразительнее проявляется темперамент, из которого складывается характер. Родители зачастую путают эти понятия, приписывая своему чаду качества, свойственные взрослым людям. Они награждают малыша нелестными эпитетами - «вредина », «бестолочь», - не понимая, что, став самостоятельной личностью, он будет помнить именно эти моменты и действовать исходя из подобного представления о себе. Поэтому ребенок в 1 год и 9 месяцев еще острее нуждается в понимании и сочувствии, несмотря на свое порой совершенно неприемлемое поведение.

Наращиваются темпы физического развития. Ребенок заметно прибавляет в весе и росте. Крепнет его сила, оттачивается ловкость. И соответственно расширяется сфера интересов. Освоив простейшие функции в быту и повседневной жизни, карапуз начинает озадачиваться тем, что происходит на экране телевизора и компьютера. В это время важно ограничивать или полностью исключать пребывание малыша рядом с подобной техникой. Это поможет предупредить дальнейшие проблемы.

Речь в 1 год и 9 месяцев

Стремительно растет число слов, которые воспроизводит ребенок в 1 год и 9 месяцев. Совершенствуется артикуляция малыша. Уже сейчас от него можно услышать предложения из двух или трех слов и четкое произношение «сложных» звуков: «с», «ш », «ч», что вызывает бурный восторг и радость взрослых.

Уход за малышом

В 1 год и 9 месяцев карапуз становится вполне самостоятельным маленьким человечком, пытающимся всеми силами отстоять свою независимость. Это может сказаться и на распорядке его дня. Малыш отчаянно не желает спать и гулять, когда предлагает мама. Сейчас важно отстоять сложившийся уклад жизни, сохранять режим. Ведь он станет особенно актуальным, когда тот пойдет в детский сад.

Питание ребенка

Рацион и вкусовые предпочтения ребенка в 1 год и 9 месяцев сформированы, очень трудно вносить какие-либо изменения. Но в любом случае надо стараться обогащать меню новыми и полезными блюдами, включающими овощи, фрукты и зелень.

Сон в год и 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев сон ребенка становится короче и беспокойнее. Уложить кроху в нужное время все труднее. На данном этапе незаменимыми помощниками для родителей станут книги. Никакое снотворное не сравнится по силе действия с убаюкивающим чтением перед сном.

Безопасность

Малыш крепнет, область его деятельности растет. Пришло время внимательно пересмотреть и усовершенствовать принятые ранее меры безопасности. Задача родителей – заново обойти весь дом, изучая его потаенные и опасные места с учетом способностей и навыков, присущих ребенку в 1 год и 9 месяцев.

Чему научить малыша?

Ребенок продолжает активно подражать взрослым, но делает это уже гораздо осознаннее. Можно смело начинать приучать карапуза к самостоятельному выполнению правил личной гигиены. В его распоряжении должны быть собственные мочалка, зубная щетка, мыло и полотенце. Малыш быстрее запомнит технику и последовательность действий, ассоциируя их с конкретными личными вещами и принадлежностями.

Развивающие игры

Сортировка предметов по цвету и величине остается важной сферой, которую ребенок в 1 год и 9 месяцев понимает и осваивает. В качестве игр, ориентированных на развитие этих знаний, можно использовать следующие варианты.

Собираем пирамидку по правилам. Пришло время научить малыша подбирать кольца пирамидки в порядке убывания, тем самым знакомя его с понятием числа. Когда ребенок освоит этот замысловатый процесс, его действия будут сопровождаться счетом. В такой непринужденной форме можно провести первые практические занятия по математике.

Собираем урожай. Необходимо вырезать бумажные кружочки разного размера и цвета и, в соответствии с этими характеристиками, назвать их фруктами и ягодами. Далее следует попросить кроху рассортировать кружки по двум корзинам. В процессе игры можно обсудить с ребенком виды, свойства и пользу данных продуктов питания.

На рубеже второго года жизни – малыш не только стремится узнать новое об окружающем мире - он уже по-новому мыслит - и это важнейший этап в развитии его личности.
Поэтому к ребенку нужно сейчас относиться с особым вниманием.

Просто чувствуйте друг друга

Вы в скором времени ожидаете второе День Рождение Вашего малютки? Не устаете удивляться, как ребеночек вытянулся, «повзрослел» и как много теперь понимает?

Однако, любой заботливой маме всегда интересно знать, отвечает ли кроха общепринятым показателям развития для своего возраста. Подробнее об этом – Вы можете узнать в статье - показатели развития ребенка 2-ух лет.

Если же Вы заметили, что Ваш ребенок отстает по каким-то показателям развития , не волнуйтесь, просто на данный момент, это значит, что переходить к более сложным задачам, пока рановато. Каждый ребенок на 2-ом году жизни очень индивидуален в своих возможностях, и только бережное, понимающее отношение к малышу будет первым условием успеха. Разберитесь, в чем причина замедленного развития: быть может, оно связано именно с недостатком совместных развивающих занятий, со слабо организованной игровой средой, окружающей кроху в доме и на улице. А возможно, именно Вам стоит отточить свои педагогические умения и навыки, узнать и применить на практике что-то новое. Для этого – мы всегда к Вашим услугам!

Но, помните главное правило : не нужно сразу же бросаться и загружать малыша сложными и непонятными для него заданиями, ребенок ни в коем случае, не должен чувствовать себя недоразвитым, отстающим. Рецепт во избежание «комплекса неполноценности» достаточно прост – больше родительского внимания и любви. Развитие малыша должно происходить поступательно – переходя от простого к сложному , при этом всегда надо тонко чувствовать возможности малыша, беречь его от излишних нагрузок.

Поэтому и не стоит идти и на поводу у своего тщеславия – стараться делать из малютки «вундеркинда». Ведь последствия такого ускоренного развития трудно предугадать. В том числе, будьте осторожны с распространенными методиками развития «с пеленок» - у них слишком много скрытых опасных «побочных эффектов», таких как появление гиперактивности, бессонницы у малыша, и даже более опасных отклонений. Подробнее об этом – Вы можете почитать наши разоблачающие статьи о развивающем видео, методиках, игрушках. Консультируйтесь только с профессиональными педагогами и специалистами в области раннего детства. Например в любое время - Вы можете задать вопрос на нашем форуме - педагогу или психологу.

Все о развитии малыша…

От 1 года 9 месяцев до 2-х лет ребенок продолжает совершенстввовать свои умения и навыки, которыми овладел в предыдущие три месяца. Как и в то время - ведущими линиями развития остаются - сенсорное, предметно-познавательное, речевое, физическое развитие. Но теперь они обогащаются более сложным содержанием. Так же особую значимость приобретает и социальное развитие.

Социальное развитие ребенка

Ребенок еще активнее, чем раньше, социализируется - входит в мир людей. Например, он не только начинает принимать и исполнять Ваши требования, но и показывает к ним более сознательное отношение. Малыш уже понимает и реагирует на Ваше разрешение («можно») или Ваш запрет («нельзя»), но и может показать свое отношение к событиям и поступкам. Чтобы закрепить эти умения – указывайте на них регулярно - например, «Собачка на улице ела снег - заболела. Поэтому есть снег – нельзя!». (Подробнее о том, как правильно запретить – здесь.) Постепенно вводите в лексикон слово - «надо». «Смотри, какие ручки грязные! Их надо вымыть – и они будут чистые» и т.п. Постепенно ребенок начнет понимать Ваше новое требование.

Можно счастливо вздохнуть - поведение крохи к двум годам постепенно начинает быть управляемым с помощью Ваших обращений к нему. Но и здесь будьте внимательны - ребенок должен слушаться не из-за страха - рассердить Вас, а доверяя Вам, осознанно понимая то, что Вы говорите и поступаете правильно (не правы, а именно, правильно). И, уже исходя из этого, что он будет поступать так, как поступаете Вы. Послушание ребенка должно строиться на исключительном доверии к родителям и, конечно же, любви. Малыш искренне радуется, если его похвалят, но и хвалить нужно тоже умеючи – ознакомьтесь с полезной информацией, как нужно правильно хвалить ребенка.

Необходимо наказать? Не торопитесь шлепать кроху по попе, скажите просто и серьезно: «Я огорчился (ась), из-за того и того… и теперь у меня нет настроения разговаривать и играть»,- это будет самый «страшный» приговор, и заметьте, без насильственных унижений. Вы действительно говорите о своих чувствах, не «Тыкая» при этом ребенка, не зачитывая ему нотации, не говоря свысока, Вы искренни. Кроха ни за что не захочет потерять дружбу с Вами – и только на этом должно основываться его желание слушать Вас. Чуть позже, когда эмоции и у Вас и у ребенка отступят на второй план, можно рассказать, почему так делать нельзя (опасно, недопустимо), что может случится с детьми, которые так делают, и т.п.

Подытожим, что теперь взаимоотношения ребенка со взрослыми будут обогащаются и эмоционально усиливаться на основе доверия, любви, сочувствия, понимания, дружбы, привязанности, сострадания, желания и действовать вместе и т.п.

Но, социальное развитие ребенка на основе этих добрых чувств не может возникнуть спонтанно, без Ваших усилий и примера.

Зеркало для взрослых

Каждую минуту Вы выступаете перед ребенком как модель для копирования. Малыш повторяет за Вами не только все более усложняющиеся действия с предметами (техника и способы выполнения), а также поступки, касающиеся выбора («плохо» и «хорошо»). Такое поведение характерно для малыша возрастного периода 1 год 9 мес. - 2 года 3 мес. - ученые назвали этот феномен «ролью в действии». Проведите эксперимент – попросите кроху показать Вам - как мама говорит по телефону, как папа стучит молотком, и т.п. Просто, ребенок при этом копирует взрослого - причем именно таким, каким он его видит, и подражает этому по образу и подобию. Но уже сейчас, в этом возрасте формируются его привычки, его внутреннее «Я», поэтому нужно особенно осторожно относиться к его «актерской подражательной способности» - подавая ему только самый лучший показательный пример. Поэтому, от Вас потребуется активная педагогическая позиция. Помните, что подражание ребенка Вам – это основа социализации ребенка.

Предметная деятельность

Нейрофизиологи утверждают, что у малыша на рубеже 2-го года жизни - активно развиваются лобные отделы головного мозга. Это как раз те "пульты", которые обеспечивают непосредственно человеческое восприятие и познание окружающего мира. Теперь предметная деятельность крохи не только более устойчивая и продолжительная, но и выбирает он ее уже более целенаправленно.

Новые развивающие игры

Что нового необходимо привнести в игру с дидактическими игрушками? При соответствующем развитии, малыш теперь может выполнять серию занятий на выбор, соотнесение и группировку – более сложные, чем занятия более раннего периода.

Соотнесение предметов по форме

Теперь Вы можете усложнить соотнесение предметов по форме.

Дайте малышу три коробочки разной формы – лучше, если круглую, квадратную и треугольную – с соответствующими крышками. Посмотрите, сможет ли кроха правильно подобрать крышки, скорее всего – у него это легко должно получиться. Также для этих целей неплохо было бы использовать простейшие крупные пазлы (2-4 детали) и вкладыши (квадраты, круги, овалы, треугольники).

Научите ребенка понимать формы – квадрат, круг, треугольник. Соотнесение предметов по форме можно впоследствии разнообразить – учитывая и величину предмета. Например: дай мне большой квадрат (маленький круг).

Соотнесение предметов по величине и цвету

Теперь Ваш кроха сможет справиться и с заданиями на соотнесение предметов по цвету и величине. При предварительной подготовке, он способен различить шарики одноцветные - но большие или маленькие, кубики одного размера - но разных цветов и т.д. Если Вы это еще «не проходили» - то самое время заняться, малыш все схватит на лету!

Настала пора обучить кроху собирать самому пирамидку из 2-3 колец, познать сочетания трех величин: большой - поменьше – маленький. Это задание плавно подводит ребенка к пониманию числа, ведь последовательно собирая кольца по возрастающей величине, он на практике понимает увеличение в системе счета. В дальнейшем, когда кроха усвоит соотношение величин «большой – поменьше - маленький» - и наоборот, можно будет и сопровождать его действия счетом: один – два – три. А скоро и малютка начнет Вам вторить. Но пока это лишь практическое познание «математики» на основе игры.

Группировка предметов по форме, цвету, величине

Хорошо усвоили вышеперечисленные знания? Переходим на новый уровень - задания на группировку предметов по цвету, форме, величине. Например, пусть малыш выбирает из общей коробки - только шарики или только елочки и т.п.

Не превращайте увлекательную игру в занудный урок – представьте ее в виде несложного сюжета. Например: ежик растерялся и просит: «Помоги мне, Ваня, найти все грибочки! Давай разберемся – где тут маленькие – для деток, и большие – для мамы и папы - ежиков». Если дитя не справляется - помогите, покажите. Старайтесь, чтобы словесное пояснение по времени совпадало с наглядной демонстрацией.

Сборно-разборные игрушки

Малыш с удовольствием и подолгу занимается и со сборно-разборными игрушками - например, народными матрешками, а также с предметами-вкладышами (колпачками). К примеру, теперь он сможет самостоятельно раскрыть матрешку, найти меньшую. А с Вашей помощью ему не трудно вновь соединить соответствующие части, а затем вложить малую обратно в большую, и закрыть ее. Кроха познает в этой игре систему соотношения «часть - целое» и «большой - малый» (Принцип прост: меньший предмет можно вложить в больший, но не наоборот).

Такие развивающие игры с дидактическими предметами, помогают формировать интеллект малыша , его аналитико-синтезирующую составляющую. Осознавая сравнения и обобщения, анализ и синтез в игре, ребенок накапливает драгоценный «практический опыт». Вот почему так часто говорят, что «интеллект ребенка раннего детства развивается на кончиках его пальцев» - все это приходит только в практической развивающей игре.

Из приведенных выше примеров не трудно сделать вывод, что на этом этапе развития малыш, при определенной подготовке, свободно может ориентироваться и в плоскостных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник), и в объемных (шарик, кубик, параллелепипед - «кирпичик», призма - «крыша»).

Более того, Ваше чадо способно узнавать фигуры на картинках. Он становится очень внимательным к изображениям. Ведь неслучайно в таком раннем возрасте некоторые педагоги предлагают начинать работу по ознакомлению ребенка с чтением (А. Зайцев, Л. Никитина и др.).

Но будьте осторожны – не переусердствуйте, помните, что традиционная педагогика воздерживается от таких жестких рекомендаций . И небезосновательно: в возрасте двух лет развитие детей протекает очень индивидуально, и на практике обнаруживается закономерность: что одному ребенку идет на пользу - другому будет во вред. Но все-таки, не лишним будет приобретение плаката-алфавита со зверушками. Его можно укрепить на стене – на уровне глаз малыша. Можно взять и кубики с буквами, но использовать их - как обычно, для строительной игры. Убедитесь, что кроха с интересом их рассматривает, и на его вопрос «что это?», называйте звуки. Если ребенок заинтересовался - то сначала следует познакомить его с гласными звуками (а, у, о, и), а потом – и согласными (м, п, в, б...). Пока этого будет вполне достаточно. Время от времени можно повторять изученное, но, обрадовавшись первым успехам - не забывайте, что развитие такого маленького ребенка лучше строить на практической развивающей игре, эстетическом и нравственном воспитании.

Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста 2-ух лет

Нами написан целый цикл статей, посвященный развивающей игровой деятельности для ребенка возраста от 1 года до 3 лет, и не просто так - ведь игра - это неиссякаемый источник развития малыша, в соответсвии с его природой. Чтобы ознакомиться с этими материалами, перейдите, пожалуйста, в раздел: "Лучшие развивающие игры для ребенка 1-3 лет"

Аналогично был создан раздел "Лучшие развивающие игрушки для ребенка 1-3 лет" , эти материалы помогут Вам не запутаться в огромной индустрии ирушек и суметь выбрать только безопасные, только полезные, не псевдо- а действительно развивающие игрушки .

Развитие мышления ребенка 2-ух лет

Обобщенные понятия – понятны!

Новым в развитии ребенка от 1года 9мес. до 2 лет можно считать не только ознакомление с отдельными предметами и объектами окружающего мира, но и усвоение обобщенных понятий. К примеру, поясните малышу, что слово «дом» обозначает место, где живут люди, добавьте, что дом есть и у мышки (норка), у собачки (будка), у белочки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Помогите крохе соорудить «домики» из того, что есть под рукой: подушек, покрывал - в пространстве под столом – "Теперь домик есть и у тебя!" - такая игра придется ему по вкусу. Так же можно привести к примеру и понятие «еда» – рассказать, какое животное что любит кушать, а что кушает малыш. Очень интересно будет обыграть и слово семья – например: семья лошадей – папа-лошадь, мама-лошадь, лошадь-сын. Не стоит пока объяснять ему слова: конь, кобыла, жеребенок – эти пока еще слишком сложно для его понимания – но маму-папу он усвоит быстро.

Игры и занятия с картинками

Кроха теперь узнает не только отдельные изображения на картинках - предметы и живые существа (кружка, дом, кошка), но и с интересом рассматривает картинки с сюжетом (кошка лакает молоко). Конечно, ему гораздо проще разобрать на них то, что видел в жизни сам. Теперь малыш успешно соотносит плоскостное изображение с реальностью. Картинка начинает выполнять для него символическую функцию!

Включите в совместное времяпрепровождение с ребенком и игры-занятия с картинками – это поможет развить его мышление и речь. В 2 года малыш может производить любые классификации изображений - сначала по Вашей просьбе и с Вашей помощью, если ребенок затрудняется. Это можно представить так: «Выбери, что можно надеть на прогулку? Куртку, штанишки, сапожки, шапку? Что еще? Правильно – шарфик! Где тут у нас штанишки нарисованы, покажи! - Правильно!» Затем можно спросить ребенка, что именно на какую часть тела надо надевать: «Сапожки - на ножки, чтобы им было тепло. Шапку? - Правильно, на головку– ушкам будет тепло», и т.д. Подобные занятия будут способствовать формированию интеллекта, развитию символической функции мышления, развитию в последствии более сложной мыслительной деятельности. Кроме того – рассматривать яркие красочные картинки – для ребенка всегда в радость – а это хорошо сказывается на его эмоциональном и психическом развитии.

Кроме того – применение в занятиях изображений позволит малышу развиваться и в эстетическом направлении – ведь к 2-м годам кроха начинает не только понимать, что плоская бумажная картинка изображает именно предмет! Рисунки, иллюстрации, картины - воспринимается малышом как особая форма познания, раздвигающая рамки окружающего мира. Научите его видеть прекрасное, показывая репродукции классической живописи.

Книжки, сказки, иллюстрации…

Ко всему вышеперечисленному ребенок начинает активно инересоваться сказками и книжными картинками . Дети в этом возрасте постепенно отходят от картонных книжек-малышек, больше им нравятся книги-панорамы, раскрывающие в каждом развороте объемное изображение. Если Вы и раньше читали крохе сказки, это не прошло даром, ведь к двум годам он начинает их по-настоящему понимать. Его первыми сказками могут стать "бытовые" сказки («Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок»). Педагоги их называют "бытовыми" потому, что в их сюжетах персонажи действуют, как люди в быту.

Только не стоит торопиться читать ребенку волшебные пространные сказки , потому, что сейчас он не поймет волшебных превращений, действий «как будто», «понарошку» - это его только запутает. Ведь в таком раннем возрасте дети понимают мир таким, каким его видят в действительности перед собой. Поэтому им более понятны различные бытовые ситуации, которые красочно описываются в фольклорных сказках и потешках. Нужно ли говорить о том, что наши старые добрые сказки обогатят внутренний эмоциональный мир ребенка – привнеся в него тепло и доброту, заботу и внимание.

Естественная любознательность в экспериментах

Вы заметили, как часто малыш стал делать «эксперименты» в познании окружающего мира? Кормит кошку с ложечки, одевает любимой игрушке свою шапку – если Вы берете его с собой гулять, а на прогулке поднимает одну часть качели вверх, наблюдая, как опускается противоположная их сторона. Подобные ситуации были и раньше, но теперь они приобрели какой-то особенный смысл – они исходят из усвоенных знаний ребенка. «Я ем с ложки – пусть и киса ест с ложки» - думает он, - «Без шапки на улицу нельзя – замерзну, значит и мишке надо шапку… Почему я беру качель здесь, а движется и другая сторона?»

Эти действия малыша не лишены смысла, хоть мы и не всегда можем его понять. Кроха познает и скрытые от него физические свойства предметов, причем обнаруживает их сам – в практическом действии – и это очень важно, так он продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Как помочь ребенку в его исследовательской деятельности? Играйте, экспериментируйте вместе с ним! Показывайте, поясняйте, направляйте детское любопытство в нужное и полезное русло. Обеспечьте ему необходимую для экспериментирования и развития познавательной активности – развивающую игровую среду, включив в нее и так называемые игрушки с сюрпризом.

Развитие речи ребенка (2 года)

Активный словарь малыша к 2-м годам возрастает приблизительно в 10 раз по сравнению с полутора годами. У особенно «разговорчивых» детишек он достигает 200-400 слов. И тем не менее, в любом случае развивать речь ребенка можно и нужно.

Несколько полезных советов по развитию речи ребенка (2 года):

При общении с малышом нужно выстраивать понятные для него фразы ;

- Старайтесь делать паузы по смыслу , давая крохе возможность понять, о чем его просят или спрашивают;

Как можно чаще и в разных ситуациях задавайте малышу вопросы : это что? где то-то? как поет петушок (лает собачка, мяучет кошка)? и пр.;

- Давайте ему различные поручения : принеси и назови, покажи, найди, где спрятано, открой, позови и т.п. А добавляя к поручению слово "пожалуйста", а при исполнении - "спасибо" - Вы приучаете малыша к вежливости!

- Старайтесь сделать общение более эмоциональным, меняйте интонацию. Например в игре: за медведя говорите низким баском, а за мышку – тоненьким высоким голосом. А также нужно не забывать - менять силу голоса (громко, тихо) в зависимости от выстраиваемого сюжета игры.

Так же, играя или читая сказку, раскрывайте крохе и мотивы тех или иных действий персонажей . Например, «Курочка Ряба пошла за водичкой. Зачем? – цыпляткам дать попить». Или: «Кисонька-Мурысенька поехала за мукой! - Что она хочет? –Прянички напечь". Не опасайтесь отвечать за ребенка - если он затрудняется. Прием вопроса-ответа оживляет занятие, помогает малышу суметь разобраться в ситуации, понять - как можно выйти из такого «трудного положения».

Новизной в развитии речи крохи в возрасте 2 лет будет умение произносить предложения из двух-трех слов . Это, конечно, удается не каждому ребенку, потому что речевые возможности разных детей индивидуальны, ведь каждый человек уникален по-своему.

Но, чтобы развить такое умение - необходимо давать малышу правильные образцы построения краткой фразы («кошка кушает», «машина едет», «собака спит» и т.п.), при этом комментируя то, что в реальности разворачивается перед его глазами. После этого с «интересом» спросите ребенка о вашем общем наблюдении. Отмечайте и поощряйте его попытки повторить за Вами.

Музыка и ребенок

Не забывайте включать ребенку и музыкальныме произведения, это может быть:
народная фольклорная музыка (колыбельные, танцевальные песенки)
классическая инструментальная музыка (например, «Эффект Моцарта» - ее Вы можете найти в разделе аудиоматериалы)
Детская популярная музыка (песенки из мультфильмов и т.п.)
Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.

Все это Вы можете найти в нашем разделе аудиоматериалы

Физическое развитие ребенка:

Мы предлагаем Вам ознакомиться со статьей "Гимнастика для ребенка с 1 года до 3 лет " - предложения в там система упражнений основана на методиках известных российских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и успешно применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Выберите индивидуально для своего ребенка наиболее интересные и подходящие по его возможностям несколько из этих 50 упражнений и внедряйте их в игру!