Состав гуаши. Основные правила при работе гуашью

Гуашь - это клеевая краска. Живописные свойства ее основываются прежде всего на том, что она является кроющей, т. е. почти непрозрачной. В этом ее главное отличие от акварели, темперы и масляных красок. Это ее свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые), что делает высохшую краску несколько белесоватой и при этом придает ей матовость и бархатистость.

Давайте теперь рассмотрим конкретные методы, в которых может быть выполнена работа. Картины характеризуются глубокими, интенсивными цветами, слегка блестящей поверхностью и не требуют особых условий хранения. Акрилы используются аналогично акварелям и масляным краскам. Вы знаете, что популярные граффити сделаны, среди прочих, акриловыми красками?

Если у вас есть картина с яркими, слегка размытыми пастельными тонами перед вами, а краска создает тонкий прозрачный слой, сквозь который пронзит цвет подложки, то это, вероятно, акварель. Этот метод, уже известный в древности, включает применение разбавленных водой пигментов к пористой, быстропоглощающей бумаге. Пергамент, иногда шелк и даже слоновая кость, также используются в качестве субстратов. Использование этого метода требует точности, поскольку внесение поправок практически невозможно.

Основные характеристики

Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная.
Первая - предназначена в основном для станковой живописи, вторая - для оформительских работ.
Плакатная гуашь более кроющая и насыщенная по цвету, что достигается заменой белил каолином, который меньше разбеливает краску, и делает ее более плотной и звучной. Краски гуаши красивы, ярки и хорошо растворяются в воде. Ни в одном другом материале не звучит так мягко и красиво, как в гуаши, цвет, взятый в полную силу на большой поверхности. Все эти качества делают гуашь живописным материалом большого декоративного звучания.
Мазок гуаши высыхает быстро, поэтому «следы» кисти в живописи становятся весьма очевидными, особенно в крупных работах. Для того чтобы замедлить высыхание красок и свести к минимуму образование характерных полос, художники иногда добавляют в каждую кювету с водой для смешивания красок 10-12 капель вещества «ox gall» (увлажняющий реагент, используемый в водных красках для работы на глянцевых поверхностях). Можно избежать эффекта «полос», легко пройдя влажной кистью по уже высохшей краске. Поверхность гуашевых красок в завершенной работе имеет однородную матовую фактуру однако, следует быть очень осторожным, чтобы не повредить это покрытие. Небрежное обращение или случайное выскабливание, нанесение царапин или стирание может привести к образованию блестящих полос, а жировые выделения на руках - стать причиной появления безобразных пятен. Чтобы избежать этого, советуем пользоваться муштабелем либо тонкими хлопчатобумажными перчатками (с вырезами для пальцев за исключением мизинца).
Хорошая кроющая способность - одно из самых ценных свойств гуашевых красок. Это качество позволяет закрывать темные участки светлыми тонами, и наоборот.

Вы когда-нибудь смотрели на работу Рембрандта? Медная пластина покрыта воском или лаком, а рисунок сделан на стальной игле на такой подготовленной поверхности. В местах, где используется инструмент, металл подвергается воздействию, и во время погружения в кислоту линии травятся. Планшет переваривается в кислоте несколько раз, последовательно скрывая фрагменты, достаточно развитые в лаке. Конечной стадией является распространение чернил в вытравленных канавках и отражение чертежа на влажной бумаге с помощью печатного станка.

Этот метод похож на травление, с той разницей, что вместо линии все плоскости выгравированы. В результате многократного переваривания и покрытия меньших и меньших участков изображения могут быть достигнуты различные глубины рифленых мест, и, таким образом, можно получить диапазон полутонов. Эффект напоминает немного акварели или чернил или сепии.

Гуашевые краски на акриловой основе

Помимо традиционной краски в настоящее время предлагается гуашь на акриловой основе. Приведем лишь два примера - «Асгу1а Couache» компании Holbein и «Turner Acryl Gouache» компании Turner. В этих красках используются различные типы акрилового связующего, поэтому их рабочие характеристики заметно отличаются. Однако в обоих случаях краски при высыхании становятся более водостойкими по сравнению с обычной гуашью. В живописи можно свободно комбинировать слои обычной и акриловой гуаши.

Изображения, сделанные в этой технике, очень характерны. Построенные из фрагментов различных материалов, приклеенных к поверхности, иногда дополненных другими приемами, они создают необычные композиции. Эти работы функционируют независимо, иногда они относятся к другим произведениям, они являются своего рода комментарием.

Это самый старый известный графический метод, который считается выпуклым. Художнику нужен деревянный блок и резкое долото, нож или ножи. Рисунок наносится на сглаженную поверхность блока, а инструменты используются для выбора фона, который после гравюры останется белым. Краска наносится на выпуклые части, и вы можете задуматься о бумаге.

Белые

Производители художественных материалов выпускают два вида белой гуаши: белила цинковые (Zinc или «Chinese» White) и белила титановые (Titanium «permanent» - светостойкие White). Опытные художники используют белила цинковые только в замесах с другими красками, поскольку они обладают большей степенью прозрачности по сравнению с белилами титановыми. Это свойство позволяет подбирать неповторимые оттенки. При этом цвет не покрывается «меловой вуалью», а имеет чистый, прозрачный характер. Белила титановые особенно эффективны при полном перекрытии белым темных тонов.

Этот метод использует краски на водной основе с примесью мела или белого, благодаря чему они становятся непрозрачными, в отличие от акварелей. Работа выполнена на белой или цветной бумаге, иногда на пергаменте и слоновой кости. Проще говоря, в настоящее время гуашь-краска - популярный плакат, продаваемый в тюбиках или баночках.

Это один из более дешевых методов выпуклой печати, потому что линолеум, который используется в качестве матрицы, дешев и широко доступен. На линолеумной пластине рисунок вырезается с помощью ножа, долота или иглы, затем краска покрывает неотрезанные, выпуклые и делает отпечатки.

Светостойкость

Каждый производитель имеет собственную систему оценки светостойкости красок. Компания Winsor&Newton, например, использует одинаковую систему обозначений, как для гуашевых, так и акварельных красок: АА (отличная светостойкость), А (хорошая светостойкость, краска является стойкой в большинстве случаев использования), В (средняя светостойкость) и С (мало светостойкая).
Отечественные краски подразделяются на три группы:
1) «вполне светостойкие», обозначаемые тремя черными звездочками;
2) «умеренно светостойкие», обозначаемые двумя звездочками;
3) «слабо светостойкие», обозначаемые одной звездочкой.

Затем он применяет печатную краску, которая только прилипает к частям, покрытым жирным рисунком, и отталкивается от оставшихся влажных мест. Теперь вы можете начать делать отпечатки. Для этой цели используется печатный станок или литографический аппарат. Хотя это графическая техника, она дает очень живописные результаты.

На медной пластине художник сначала отмечает контуры рисунка, затем, используя различные инструменты, чтобы очистить, выровнять, выбить поверхность, а также сгладить и отполировать ее фрагменты. Краска после нанесения на доску прилипает к шероховатым и поцарапанным областям и сглаживает фрагменты вообще или в меньшей степени. Благодаря этому вы получаете печать, богатую множеством оттенков серого до черного, содержащая в то же время световой эффект.

Гуашевые краски в продаже

Высококачественная гуашь производится в тубах нескольких видов, включая емкости 5, 14 и 15 мл (для расфасовки белых и черных существуют тубы емкостью 37 мл). Она фасуется также в пластмассовые, стеклянные и металлические банки разной емкости. Производители художественных материалов выпускают гуашь и в кюветах, которая, однако, не пользуется популярностью у художников. Продается гуашь по отдельности (россыпью) или наборами в коробках. Как и с другими видами красок, предлагаем отложить в сторону гуашь учебного качества и работать художественными красками, например, зарубежных компаний: Winsor&Newton, «Та1еns» или отечественных производителей: компании «Гамма» (Москва), завода художественных красок (Санкт Петербург).

Когда вы смотрите работу, подготовленную в этой технике, у вас может сложиться впечатление, что это скорее рисунок, сделанный с помощью пера. Чтобы добиться такого эффекта, художник рисует рисунок, используя стальные полировальные машины, непосредственно на медный полированный диск. Затем поверхность обрабатывается древесным углем, нагревается, втирается в краску и печатает на влажной бумаге с помощью пресса. Интересно, что с одной такой тарелки вы можете получить до нескольких сотен отпечатков и хорошего качества!

Чтобы насладиться окончательным эффектом, художник должен преодолеть путь, состоящий из многих этапов. Первый - полировка и обезжиривание медной или цинковой плиты. Другой - покрывающий его смесью лака и баранины. Бумага наносится на эту поверхность, и на ней наносится карандашный рисунок. В местах карандашного давления лак прилипает к бумаге. После его снятия металлическая пластина без лака остается под изображением. Пластину расщепляют в кислотном растворе, получая таким образом матрицу. Отпечатки напоминают рисунок, сделанный карандашом или карандашом.

Основы и грунты

Художники-иллюстраторы часто работают на гибких основах, которые можно легко расположить на барабане аппарата цветоделения в период подготовки к печати. Если же тиражирование работы не входит в ваши планы, лучше взять прочную основу: качественный картон, картон для акварели, оргалит, холст на картоне или оргалите, а также деревянные доски. Целесообразнее использовать основы, обладающие некоторой фактурой, хотя эти краски надежно держатся даже на гладких поверхностях, как, например, на бумаге горячего прессования или ацетатной пленке - стоит лишь добавить в воду для замешивания колеров немного увлажнителя (реагента для письма на глянцевых поверхностях).

Что касается графической техники, этот метод весьма специфичен, потому что в результате его работы художник получает только один экземпляр! Автор использует чернила или масляные краски для нанесения рисунка непосредственно на металлическую или стеклянную пластину, а затем вручную отображает его на бумаге. Некоторые рассматривают монотип как метод случая, но другие доказывают, что художник планирует и контролирует весь процесс создания работы. В любом случае использование этого метода требует большого опыта.

Масляная живопись, вероятно, самая распространенная техника живописи, и ее популярность связана с широкими творческими возможностями, которые дают художники. Он обеспечивает богатую палитру цветов, легкость в выборе оттенков и интенсивности цветов, простое создание разнообразных текстур, а также управление пространственными формами с использованием толстого слоя краски. Важной особенностью является также возможность ретуширования и внесения изменений в холст. Картины маслом обычно имеют субстрат в виде натянутого и загрунтованного холста, также могут быть доска, листовой металл и другие.

Инструменты и аксессуары

Инструменты акварельной живописи - кисти, палитры и др., применяются и в гуашевой технике. Для работы потребуются две емкости с водой: большая - для мытья кистей; другая - поменьше - для увлажнения кисти при смешивании красок. В живописи гуашью нередко в качестве маски используют ленту для чертежных работ. Следует проверить ее рабочие качества, если перед маскированием фрагментов наклеить ленту на любую гладкую поверхность и затем снять ее (одновременно удаляются частицы клея), можно ослабить ее адгезию. Среди инструментов может оказаться и фен для сушки волос.

Работы, выполненные в этой технике, легко распознать. Яркие, тонкие, часто взаимопроникающие цвета, яркость, легкость и трудность в определении: рисование или живопись? Краски, которые находятся в виде тонких мягких палочек, накладываются или натираются в грубую текстуру, например, картон, бумагу, холст. Они не проникают глубже, но остаются на поверхности. Просто взгляните на «Материнство» Выпьяньского, и все ясно!

Сериграфия, также называемая трафаретной печатью или печатью по шаблону, хотя и полученная с Дальнего Востока, как художественная техника, распространенная в Соединенных Штатах, становится инструментом для представителей поп-арта. Вы, вероятно, ассоциируете образ Мэрилин Монро или Элвиса Пресли, сделанный спорным Анди Уорхолом? Он состоит в рисовании на сетке, растянутой на раме. Рисунок нанесен вручную, используя шаблоны, с чернилами или литографическим карандашом или, скорее всего, в последнее время чаще всего фотографическим методом с использованием фоточувствительной эмульсии.

Начинаем работу

Рисунок, как правило, делается сразу на основе карандашом средней твердости. К рисунку «под гуашь» не предъявляется особых требований, так как гуашь - краска кроющая, позволяющая выправить все погрешности рисунка и внести в него любые поправки. Это свойство гуаши начинающий художник может выгодно использовать, делая или тщательно проработанные рисунки, которые можно обобщать в процессе живописи, или в других случаях, выполняя предварительный рисунок только в самых общих чертах, чтобы затем переносить большую часть работы над рисунком в живопись. Заканчивая рисунок, прорисуйте его серой китайской тушью с тем, чтобы сохранить его, если придется смывать ошибочные места. После этого покройте весь лист жидко разведенной краской (какой именно - это вам подскажет натура), которая поможет сделать колорит работы более активным.
Чтобы подготовительный эскиз не смазывался в процессе начальной стадии живописи, можно воспользоваться изящным и остроумным приемом. Его суть такова: после выполнения рисунка, покройте его несколькими тонкими СЛОЯМИ акриловой грунтовки gess.
Затем зачистите слой грунтовки наждачной бумагой до проявления рисунка. В результате образуется гладкая рабочая поверхность, а рисунок оказывается под тонкой пленкой грунтовки и поэтому не будет размазываться или проступать сквозь слои гуаши. Гуашь можно сильно разбавить водой и сформировать на поверхности тонкую «вуаль» краски - в особенности, при создании подмалевка. Гуашь высыхает быстро, поэтому «роскошь увлекательной возни» с краской непосредственно на холсте недоступна, однако довольно часто возникают ситуации, когда появляются неудачные по фактуре и форме куски живописи, требующие исправления, а краска уже высохла. Несмотря на это, вернитесь к проблемному участку позднее - после высыхания краски, аккуратно пройдите по поверхности слегка влажной, чистой кистью и сделайте необходимые исправления. Традиционная гуашь легко размывается водой. В этот момент будьте осторожны: не берите на кисть слишком много воды, пишите как можно деликатней. Работая гуашью, вы можете использовать большинство из существующих техник, применяемых в акварели или акриле. Для создания фактуры можно использовать мастихин, губку, салфетки, куски ткани. Аэрографом можно воспроизвести градиентные тона и создать специальные эффекты. Кроме того, краску можно соскребать с поверхности основы, зачищать наждачной бумагой с участков, предназначенных для переделок, или удалять с помощью щетинной кисти.

Через открытые сетки печатная краска выдавливается резиновым шваблом. Для цветных работ необходимо подготовить отдельную сетку для каждого цвета. На полированной, обычно медной пластине, рисунок сделан стальной иглой. Без применения травления полость заполнена краской и делает отпечатки. Во время рисунка игла, удерживаемая вертикально, не вырезает металлические элементы, а режет и растягивает их из стороны в сторону, оставляя мелкие чипсы на краю борозд. Благодаря им на отпечатках создаются характерные мягкие черные тона и эффект размытой линии.

Смешивание красок

Следует помнить, что при смешивании любых белых с красками других цветов неизбежно снижается яркость цвета. Бывают случаи, когда художнику не удается добиться желаемого оттенка, - вместо слегка осветленного варианта, тот изменяется весьма значительно. Иногда цветовой тон краски в замесе становится существенно холоднее по сравнению с оригинальным. Похожие проблемы могут возникнуть и при добавлении черной в целях снижения яркости. По этой причине следует время от времени экспериментировать с тональной интенсивностью гуаши, добавляя краски других цветов (кроме белой и черной). Например, добавив кадмий желтый светлый в охру, можно добиться увеличения тональной интенсивности последней; а для уменьшения интенсивности тона кадмия желтого светлого, можно добавить в него охру светлую.

При переворачивании чипы постепенно уничтожаются, поэтому первые отпечатки являются самыми ценными. Уголь используется для работ, которые не требуют деталей. Использование углерода допускает свободную и плавную работу, часто сочетается с технологией смазывания. Уголь может быть получен как тонкой, так и толстой линиями, а также широкими плоскостями, а степень черноты зависит от типа углерода и давления.

Вы можете много узнать о красках. Любой, кто когда-либо рисовал кисть и краску, может что-то сказать об этом. Вам не нужны какие-либо дополнительные особенности для них. Таким образом, нет смысла экономить. Они дают химическое название пигмента, например, кадмий красный. Конечно, эти краски также имеют разное качество.

Технологические особенности

Работая гуашью, надо иметь в виду, что при высыхании она значительно меняется (светлеет) в цвете и тоне. Окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая светлеют. Ультрамарин, краплаки, сиена натуральная, сиена жженая темнеют с последующим высветлением. Темнеют: ганза желтая, оранжевая. При этом неразбеленные краски меняются слабее, чем разбеленные.
Справиться с этим неудобством гуаши вам поможет, во-первых, практика, а во-вторых, пользование колерами, т. е. заранее разведенными и испробованными на высыхание цветами. Работу колерами следует рекомендовать начинающим художникам, так как этот метод учит использовать все богатство отношений ограниченного количества цветов. Можно даже сказать, что возможность работы колерами - это одно из преимуществ гуашевой живописи. Для того чтобы работать колерами, начинающему художнику необходимо определить те главные цвета, которые составят основу живописного решения будущего произведения. После этого следует развести каждую краску в отдельной баночке и прежде, чем начать работать, предварительно проверить, соответствует ли цвет высохшей краски задуманному. Таких колеров надо иметь каждый раз 4-5. Смешивая их между собой, вы получите необходимые промежуточные цвета. Зная цвет колеров, получаемый при высыхании, вы не рискуете значительно ошибиться, смешивая их друг с другом. Разводить гуашь водой лучше всего до состояния жидкой сметаны, накладывать - по возможности тонким ровным слоем. Вписывать один цвет в другой лучше всего, когда последний еще влажный (но не мокрый), либо делать прописку по совсем высохшему слою. Не следует растирать кистью одно и то же место, чтобы размыть положенный ранее цвет.
Помните, что гуашь не должна собираться на поверхности лужицей: такая лужица при высыхании дает клеевую кромку или пятно, которое уже нельзя перекрыть или затушевать. Ее можно снять ножом или скальпелем, предварительно увлажнив это место. И только после высыхания перекрывают его вновь.
Гуашь, положенная слишком толстым слоем, дает клеевые пятна, блестит или может не закрепиться. Поэтому поправки следует вносить главным образом после смывания или удаления краски скальпелем.

Разница заключается в том, что в студийных красках каждая компания использует пигмент другого типа, поэтому смешивание двух красок из разных компаний может вызвать удивление. Это водные, некритические краски. Лучше всего нарисовать их на бумаге с пористой поверхностью и высоким весом. Их трудно использовать, потому что они не скрывают, вы не можете вносить исправления. Мы загораем водой. Вы можете сделать их фоны, смешивать цвета. Они подходят для нанесения пятен. Жесткая щетинная щетка идеально подходит для распыления красок, брызги становятся мягче.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет" 4(32)2003

Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые, темперные - изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий.

Наверняка все помнят свои первые акварельные краски - с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизывать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед.

Вы также можете нанести немного краски на распылитель, разойтись с водой и распылить. Краски в пробирках обычно имеют нежные цвета, а палитра для смешивания цветов полезна, потому что они применяются прямо из труб и имеют очень искусственные цвета. Акварельные краски не теряются после высыхания, после их регидратации они имеют ту же самую полезность, что и раньше. Акварельные краски в кубах - это та же краска, что и в трубах. Однако они более эффективны, потому что они меньше потрачены впустую.

Акварельные краски в концентрате - эколины. Это краситель, растворенный в воде. В настоящее время они принадлежат не самым дешевым краскам. Вы можете рисовать неразбавленным прямо из банки или смешивать в воде, чтобы получить менее интенсивные цвета. Вы также можете применять их, как чернила, используя перо. Белая, черно-золотая эколина - непрозрачные краски. Диапазон цветов большой, с разными оттенками одного цвета.

Основа всех красок - пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или гуашевой. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены. С древнейших времен люди растирали сажу, пережженную глину, замешивали на животном клее и творили в свое удовольствие. Охрами, красками на основе глины, и сажей расписаны пещеры - первые свидетели труда живописцев, дошедших до наших времен.

Белая эколина редка, но скрывающая, поэтому она очень хорошо подходит для таких всплесков. Эколины растворяются очень красиво и создают интересные эффекты. Они представляют собой краски на водной основе с примесью мела, что дает им непрозрачные свойства, цвета не светятся, как в акварелях. Кроме того, гуашь имеет смолу, которая увеличивает долговечность картин. Мелом они довольно грубые на ощупь, по крайней мере, у меня такое впечатление.

Одним из главных преимуществ акриловых красок является то, что они представляют собой краски на водной основе и не нуждаются в дополнительных разбавителях. Вы можете нарисовать их практически на любой поверхности. Они могут быть уложены густо, как масляные краски, или тонкие и полупрозрачные. Вы можете нарисовать мягкой щеткой - она ​​дает гладкую поверхность или щетину - которая оставляет характерные следы, вы также можете наносить их пальцами. Краска быстро сохнет, поэтому вы можете быстро покрыть один слой другим, и каждое последующее покрытие может применяться для исправления ошибок.

Со временем люди стали претворять в краски минералы, камни, глины и химические смеси (окиси, оксиды и так далее). Если вы хотите сегодня увидеть, как работали художники тысячи лет назад, придется заглянуть в мастерскую темперной живописи, к иконописцам. Как и много столетий назад мастера иконного дела перетирают краски вручную. Раздробленный в свинцовой ступке и растертый до состояния пыли малахит даст прозрачный зеленый цвет, пережженные виноградные косточки – черный, ртутный минерал киноварь – одноименный красный цвет, а лазурит – синий. Палитра цвета росла и множилась с развитием живописного искусства.

Сегодня для промышленного производства красок используют минеральные и органические пигменты, добытые из недр матушки-земли или пигменты, полученные искусственным путем. Например, вместо того же ультрамарина из дорогого минерала ляпис-лазури, получают синтетический «ультрамарин».

Темперные краски имеют в своем составе водорастворимую эмульсию. В традиционной иконописи – смесь желтка. В промышленном производстве – казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола). Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но прочнее темперных красок ничего нет. Это - живопись на века.

Самые популярные - акварельные краски - замешивают на основе природного гуммиарабика (растительных смол), с добавлением пластификаторов: меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Кроме того, в акварель обязательно включат антисептик, вроде фенола, поэтому есть ее, все-таки, не стоит. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Масляные краски замешивают на сохнущих маслах (чаще всего, используя специально обработанное льняное масло), алкидных смолах и сиккативе (растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать). Масляные краски появились в Европе в XV веке, но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Спрессовав льняное масло с пигментом, получают масляные мелки , на основе воска – восковые мелки . Пастель изготавливают также путем прессования, только без применения масла. Современные технологии значительно расширили как линейку красок, так и палитру цвета. Но, по-прежнему, минеральные и органические пигменты составляют основу самых качественных красок.