Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами. Причины детских страхов, их особенности и методы преодоления

Страх - нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Это чувство является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста - одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться.

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи - неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта) . Такие страхи вполне логичны - они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные) . Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью - вполне нормальное явление.
  • Внушенные . К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи - упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет - боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет - страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет - страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента . Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека . Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома . Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку - все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события . Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство . Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.

Как помочь ребенку

Опасения вашего ребенка могут показаться вам глупыми и нерациональными, но для него все очень серьезно и реально. Не улыбайтесь и не посмеивайтесь, когда малыш рассказывает о том, что он боится соседского пуделя или монстра под кроватью. Он должно знать, что вы понимаете его и готовы прийти на помощь в любую минуту. Страхи не будут уходить, если их игнорировать. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.

Темнота

«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) - это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать. Помогите ребенку понять тьму - выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.

Монстры

«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики. Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном. И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Плохая погода

«Вой ветра и гром - это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой - это хороший способ побороть страх. Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности. Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.

Ночные кошмары

«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному. Сны часто отражают наше самочувствие - душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье. Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша - все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.

Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада) подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет, гораздо реже страдают ночными кошмарами в последующие годы, чем дети, спящие отдельно.

Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк, который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе Бабы Яги.

Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности. Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь. Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима консультация специалиста.

Страшная сказка (кино, мультфильм)

Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа - он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок - хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.

Боязнь чужих

«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом с мамой». Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко - абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения. Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря - не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт.

Страх перед разлукой с родителями

«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка. Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык). Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.

Страх одиночества

«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда. Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате. Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.

Маски, костюмы, ростовые куклы

«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать. Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста. На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко - пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.

Боязнь врачей

«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить. Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.

Боязнь животных

«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться». Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе - я буду держать тебя за руку». Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.

Смерть

Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых. Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё». Ваша задача в такой ситуации - не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.

Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение, чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть свои страхи и прийти к душевному равновесию.

Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх - это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д. Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда. Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.

Если ребенок боится врача или животных (ситуативные страхи), то здесь хорошо подойдет метод игры. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора - обычно детям это нравится. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова, но при мягком и ненавязчивом подходе страх будет постепенно уходить.

Если вы видите, что страхи ребенка мешают его повседневной жизни (наотрез отказывается спать, стал агрессивным или замкнутым, не отпускает маму ни на шаг от себя), значит, необходима консультация врача. Помните, что страхи детей дошкольного возраста легко корректируются специалистами, если к ним вовремя обратиться.

Распечатать

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

– увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Эксперты дают советы, как родители могут помочь ребенку преодолеть страх.

Не все боязни плохи. На самом деле, небольшой трепет способствует нашей безопасности. «Без испуга мы лезли бы туда, куда не следует», - говорит Тамар Е. Чански, доктор философии, автор книги «Освобождение вашего ребенка от страхов», директор Детского центра ОКР и тревоги.

Некоторый из них носит эволюционный характер. Например, многие дети - и взрослые бояться не имея своего собственного опыта встречи со змеями, скорпионами и т. п. Некоторые дети испытывают тревогу, часто сильные эмоциональные реакции на непосредственный опыт. Но главным образом, страхи ребенка - предсказуемый обряд.

Тревожность ваших малышей меняется со временем. Вот кое-какие из наиболее распространенных детских тревог, которые они могут испытать на разных этапах развития.

Малыш боится:

  • громких звуков или внезапных движений;
  • крупных объектов;
  • незнакомцев;
  • оставаться один;
  • изменений в доме.

Страхи в дошкольном возрасте:

  • темнота;
  • шум ночью;
  • маски;
  • монстры и призраки;
  • животные, такие как собаки.

Страхи в школьном возрасте:

  • змеи и пауки;
  • штормы и стихийные бедствия;
  • быть в доме одному;
  • страх перед учителем, который злится;
  • страшные новости или телешоу;
  • травма, болезнь, врачи, выстрелы, смерть;
  • опасение неудачи и отказа.

Уменьшение чувства страха у малышей

В идеальной ситуации мир младенца обеспечен безопасностью и спокойствием благодаря родительской заботе. Все, что нарушает эту идиллию (громкий шум или незнакомец) вызывает страх. Одна простая вещь, которую вы можете сделать для поддержания спокойствия, - это установить предсказуемый распорядок жизни для малыша. Кроме того, свести к минимуму количество опекунов. Сильная связь с ребенком - благодаря регулярному касанию, зрительному контакту, разговору или пению - создает основу доверия, прививая вашего ребенка от будущего беспокойства. С расширением мира дошкольников, они продолжают бояться новых мест и людей. Незнакомые воздействия приносят страх перед неожиданностью.

Некоторые из них являются результатом конкретных переживаний, но определенные связаны с развивающимся воображением детей. Понимая, что в этом темном шкафу действительно ничего не скрывается, малыш успокаивается - это замечательное достижение. Но в этом возрасте они недостаточно освоили навык, чтобы знать, как развеять страх. Кристин Лагаттута, кандидат психологических наук, профессор Калифорнийского университета в Дэвисе, проводит исследования с дошкольниками. Она изучает, как они создают связь между умом и чувствами. Лагаттута объясняет, что «Когда эмоция действительная, тогда детям трудно определить, что опыт, который идет с ней, не есть реальность».

Как помочь своему ребенку

В любом возрасте, разбейте работу над преодолением страха на небольшие шаги, превратив борьбу во что-то веселое и позитивное. Создавая конкурирующие эмоции вы помогаете избавиться от тревоги.

Ослабление страхов у школьников

Взрыв знаний и опыта в школьные годы знакомит детей с более опасными для жизни ситуациями: пожары, ограбления, шторма и войны. Реализм начинает наступать. Однако не думайте, что вы всегда знаете точный источник страхов вашего ребенка. Если он избегает общественных бассейнов, действительно ли причиной тому вода или опаска утонуть? Или это свисток спасателя? Единственный способ узнать - спросить. Из младших детей вы можете выудить это буквально. Скажите им нарисовать две картинки: одна - это изображение самих себя в страшной ситуации с мыслью о «пузыре беспокойства», которая рассказывает, что они думают о себе. Затем попросите их сделать второй рисунок в той же ситуации, но с «умным пузырем», который имеет спокойные, более реалистичные мысли.

Ребенок, который боится отказа учителя, может сказать: «Педагог отправит меня к директору, если забуду свою домашнюю работу». Но «умный пузырь» может сказать: «Мой друг, Алекс, тоже забыл домашнюю работу и учитель только попросил его написать себе памятку». -Этот метод помогает детям установить связь между тем, какое у них самочувствие, когда рассказывают себе эти две очень разные истории, - говорит Чанский. Дети, которые боятся стихийных бедствий, также могут перейти в другое мышление, обучая своих родителей тому, что они узнали в школе о штормах, торнадо или землетрясениях. Это помогает укрепить другой способ взглянуть на ситуацию. Чанси объясняет, что эти методы хорошо работают для детей, которые более ориентированы на познание. Для малышей, которые физически напряжены, много беспокоятся по ночам, и у них проблемы со сном, релаксационные методы могут быть только частью необходимого воздействия

Лори Лайт, сертифицированный воспитатель по медицине, разработала собственные приёмы, которые включали глубокое дыхание, аффирмации и мышечную релаксацию. Она смогла в значительной степени помочь своим собственным детям, один из которых был гиперактивным и хронически болен, другой испытывал стрессовые ночные кошмары. Преимущество состоит в том, что вам не нужно ходить в класс, иметь диплом или много денег, все что необходимо сделать, это включить CD или прочитать книгу.

Общие руководствующие принципы для любого возраста

Когда ваш ребенок боится - не смотря сколько ему лет, не забывайте с уважением относиться к его опасениям. Чански предлагает следующие принципы:

  • Будьте спокойны и уверены. Как вы говорите со своим ребенком о страхах так же важно, как и то, что вы говорите.
  • Помогая малышу противостоять боязням, узнайте, когда он чувствует себя комфортно. Однако не давайте ему полный «выход». Абсолютное избегание - это не ответ на беспокойство.
  • Практически справляться с волнением можно различными способами: при помощи рисунков, домашних животных или ролевых игр.
  • Должно быть вознаграждение - большое или маленькое.

Определенное количество страха - признак здоровья, и оно понятно. Это удерживает нас и наших детей от вреда. Родители учат их опасаться выбегать на оживленную улицу, принимать конфеты от незнакомых людей, глотать неизвестные вещества из медицинского шкафа и т. д.

Мы, по сути, учим малышей осторожности, а это совсем другой вопрос. Совершенно иное, когда ребёнок реагирует на воображаемую, а не на реальную опасность, страх иногда бывает настолько велик, что может превратиться в расстройство.

Помощь ребенку для преодоления тревоги и фобий

Вероятно, можно с уверенностью сказать, что у каждого ребенка есть страхи в той или иной степени. Некоторые из них - обычные опасения детства, а другие - нет. Роль родителя заключается в том, чтобы успокоить испуганного малыша. Способность делать это хорошо может привести к уверенности и безопасности ребенка в его нынешней и дальнейшей жизни.
В обзоре несколько лет назад были выявлены наиболее распространенные человеческие страхи, некоторые из них связаны с опасениями детей. Вот они:

  • тьма;
  • одиночество;
  • злые люди;
  • отказ;
  • ошибки;
  • собаки;
  • публичные выступления;
  • стоматологи;
  • больницы (кровь);
  • пауки;
  • экзамены;
  • полиция.

    Многие из этих страхов, если их не распознать и правильно лечить в детстве, могут превратиться в более серьезные фобии во взрослой жизни.

Боязнь темноты

Обычно страх перед тьмой возникает, когда родители настаивают на том, чтобы ребенок оставался в полностью затемненной комнате перед сном, или когда малыш просыпался посреди ночи. Некоторые так ужасаются темнотой, что их сердцебиение действительно увеличивается. Родители должны признать, что комната выглядит совершенно иначе когда свет погас, и необходимо предпринять шаги чтобы успокоить ребенка.

Используйте ночник, но экспериментируйте с его размещением, чтобы быть уверенным, что он не создает всевозможные пугающие тени. После того, как свет погас оставайтесь в комнате на несколько минут и расскажите, как выглядят разные вещи: занавес, развевающий на ветру. Оставьте дверь в детскую комнату слегка открытой и скажите ему, что вы будете недалеко. Если ребенок пробуждается посреди ночи, не следует приглашать в свою постель, или вы рискуете создать устойчивую привычку. Вместо этого успокойте малыша в его комнате и скажите, что вы гордитесь им. Оставайтесь последовательными в своем подходе к его поведению.

Страх перед животными

В то время как боязнь перед зверьми затрагивает почти всех малышей, он уменьшается по мере того, как ребенок становится старше. В течение этих лет можно сделать ряд подходов, чтобы уменьшить опасения ребенка. Не передавайте свой страх. Исследуете, а затем научите малыша правильному поведению с животными (например, всегда подходите к собаке спереди, где она может видеть и обнюхать вашу руку).
Определите страх ребенка для него. Например, «Собаки бывают страшными, но эта живет прямо по соседству, и она хочет дружить с тобой».

Подумайте о том, чтобы завести домашнего питомца и выберите то, которое меньше ребенка. Тогда пусть он поможет с кормлением и заботой о животном. Ни при каких обстоятельствах ребенку не разрешается дразнить или жестоко обращаться с питомцем. Это может спровоцировать нападение или укус, и тогда потребуется значительное время, прежде чем страхи ребёнка могут быть полностью преодолены. Не заставляйте малыша кормить животное. Пусть он сделает это в свое свободное время.

Страх школы и особенно детского сада

Школьная фобия, как ее иногда называют, может иметь ряд причин, как реальных, так и воображаемых, и ответственность родителя заключается в том, чтобы выяснить, что вызывает проблему.
Это боязнь школы или страх покинуть дом? Если это опасение перед учебным заведением, в чём конкретно причина? Боязнь ехать на школьном автобусе? Трепет, что его будут дразнить? Каждая из этих возможностей должна быть рассмотрена индивидуально, при необходимости с помощью учителя. Найти хорошего друга, приятеля, который разделит поездку на автобусе или будет товарищем по игре в перерыве.
Если он боится покинуть дом, убедитесь, что ребенок понимает, что вы все еще будете там, когда он вернется из школы. Обсудите каждый школьный день с ребенком, вспоминайте приятные эпизоды.

Страх перед стоматологом

Понятно, что это часто нерешенный опасение детства, так как многие взрослые боятся идти к дантисту. Это провоцируется, потому что ребенок чувствует, что он абсолютно не контролирует ситуацию. Это факт жизни - людям нужно регулярно ходить к дантисту, чтобы их страх был преодолен.

Выбирайте стоматолога и врача тщательно. Если возможно, найдите именно детского дантиста.
Начните с раннего младенчества посещать кабинета одонтолога, чтобы ребенок привык к процедуре простого осмотра. Научите малыша хорошей гигиене полости рта, чтобы поездки к дантисту были минимальными. Постарайтесь не передавать свои опасения к стоматологу, вашему младенцу.

Страх смерти

Дети обычно интересуются смертью. Это нормально, если малыш не начинает внезапно беспокоиться о том, что тот, кого он любит, скоро умрет. Средний ребенок вообще не боится смерти, пока не увидит покойник. Именно тогда он почувствует первые признаки собственной смертности. Будьте готовы обсудить смерть с ребенком, если он этого пожелает, но следует указать малышу на то, что прямо сейчас не нужно беспокоиться об этом. Будьте честны, когда кто-то рядом из вашей семьей умирает либо от болезни, либо от несчастного случая. Недостаток знаний у ребенка может стать причиной страха. Убедитесь, что он не считает, что несет ответственность за смерть. Иногда в гневе люди могут подумать: «Я его ненавижу. Хочу, чтобы он был мертв». Если какой-то ужасный случай привел человека, которому направлена ненависть, умирает, ребенок может чувствовать свою вину. Убедитесь, что он знает, что это не так.

Эксперты считают, что ребенку должно быть более пяти лет, прежде чем сможет присутствовать на похоронах, и только если он захочет. Родители должны представить эту церемонию как прощание с умершим. Возможно, самое лучшее, что могут сделать отец или мать, когда сталкиваются с опасениями ребенка - признать свои боязни младенчества, в частности если родитель испытывал подобные страхи в детстве. Указать, что понимают, насколько разрушительные такие опасения, и что готовы успокоить и утешить каждый раз, когда ребенок в этом будет нуждаться.

Родительский всеобуч.

Тема: «Страхи детей и пути их преодоления»

Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста;

предложить пути их преодоления.

Класс: 3

Классный руководитель: Гонышева С.В.
«Все мы родом из детства…» – сказал Экзюпери. Оттуда же и большинство наших страхов. Страх – это естественная эмоция, свойственная всем людям, такая же, как радость, изумление, восторг. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. Причин этому несколько:

Излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку. Иногда дети могут привыкнуть к повышенной тревожности родителей и воспринимать ее как фон, не более. Но чаще происходит по-другому, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.

Гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов. В этом отношении особенно уязвимы единственные дети в семье.

Запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят » Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам». Самое интересное, что потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары. Ребенка нельзя пугать, к сожалению, многие родители об этом забывают.

Большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.

Невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.

Травмирующие ситуации. Испуг, испытанный ребенком, может стать причиной появления страха. Например, даже небольшая собака своим лаем может напугать ребенка так, что он будет бояться собак много лет.

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.

Для каждого периода жизни ребенка, есть свои характерные страхи.

Страхи могут начать формироваться еще во внутриутробном периоде. Негативные эмоции матери вызывают выброс большого количества стрессовых гормонов в кровь, гормоны, попадая через плаценту в кровоток ребенка, могут вызывать его беспокойство. Поэтому предупреждением детских страхов необходимо заняться еще до рождения малыша. Необходимо помнить, что беременность не время для выяснения отношений, построения карьеры и напряженной работы.

Следующий период формирования страхов – возраст до 1 года. С 7 месяцев ребенок уже хорошо отличает маму от других взрослых и испытывает беспокойство, если ее нет рядом. Возраст с 7 до 18 месяцев – так называемый период сепарации – не лучшее время для возвращения матери на работу. Если работать необходимо, то лучше это начать после того, как ребенку исполнится 18 месяцев, в этом возрасте уменьшается беспокойство от разлуки с мамой. В 8 месяцев появляется отчетливый страх чужих людей, в этот период жизни важно ограничить контакты ребенка с незнакомыми людьми. Описаны случаи сохранения страха перед незнакомыми людьми на всю жизнь только потому, что ребенок в 8 месяцев остался надолго без матери, например в больнице, в окружении чужих людей.

От 1 до 3 лет – возраст, когда ребенок отделяет свое «я» от личности матери. В этом возрасте он требует все большей самостоятельности. Именно на это время приходится известный кризис третьего года. Если предоставить ребенку относительную свободу и дать возможность выбора, то уровень тревожности не будет расти, соответственно, будет меньше поводов для появления страхов. Согласно проведенным исследованиям, основные страхи детей от 1 до 3 лет: страх неожиданных звуков, боязнь уколов, страх одиночества. В этом же возрасте может появиться страх перед засыпанием, связанный с появлением кошмарных сновидений. Если в семье царит здоровый микроклимат, семейные роли распределены правильно, ребенку уделяется достаточно времени и дается достаточно самостоятельности, то такие страхи не сильно выражены и быстро сходят на нет.

Возраст 4-6 лет самый благоприятный возраст для развития детских страхов. Основные страхи, характерные для данного возраста: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Темнота пугает детей своей неизвестностью, ребенок боится чудовищ, которые там могут быть. Это может быть Баба – Яга, ведьмы, страшные животные, персонажи мультфильмов. В этом возрасте ребенок часто просит оставить в спальне горящий ночник, не закрывать плотно дверь на ночь. В этом возрасте огромное значение приобретает возможность общения ребенка со сверстниками. Ребенок, имеющий возможность играть с другими детьми меньше подвержен различным страхам.

В возрасте 6-8 лет на первое место выходит страх смерти или его аналоги: страх потеряться, страх быть съеденным медведем или волком, страх заразиться и заболеть, страх высоты. Детей могут преследовать кошмарные сновидения, связанные с собственной смертью или смертью родителей. В этом возрасте не рекомендуется надолго оставлять детей и проводить болезненных манипуляций или операций, если возможно.

Для возраста 9-12 лет характерны следующие страхи: боязнь не оправдать ожидания родителей и учителей, это особенно характерно для детей с повышенным уровнем тревожности, страх быть не таким как все, страх стихийных бедствий, мистических знаков (вера в приметы, в роковую силу числа «13″), также актуальным остается и страх потери родителей. Чтобы уменьшить уровень тревожности, родители не должны сравнивать их с другими детьми, предъявлять к ним завышенные требования, необходимо поощрять самостоятельное выполнение школьных заданий, а не стремится выполнить их вместо ребенка.

В подростковом возрасте могут развиваться навязчивые страхи (фобии) и навязчивые сомнения. На первое место выходят следующие страхи: страх сделать что-то смешное или нелепое, страх замкнутого пространства, могут появиться неврозы навязчивых действий. Как правило, появлению фобии предшествует эпизод реальной неудачи, а страх его повторения делает переживания болезненными. Сомнения у подростков могут возникать по-поводу внешности, она им кажется уродливой, по-поводу их способности нравиться сверстникам противоположного пола, им кажется, что их никто не любит и не может полюбить. Эти страхи больше выражены в семьях, где родители отличаются излишней принципиальностью и педантичностью, не прощают детям малейших ошибок.

Как же помочь детям справиться со своими страхами? Несколько советов родителям:

1.Не пугайте ребенка.

2.Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть. Бесполезно советовать «взять себя в руки и перестать бояться» или не бояться потому, что «боятся только девчонки».

3.Не оставляйте ребенка одного, если обстановка ему не знакома или в ней возможно внезапное появление травмирующего фактора, например собаки.

4.Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и » Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее.

5.Признавайте право ребенка на страх и проявляйте сочувствие к нему, не опасаясь того, что это усилит его страх. Ребенок должен чувствовать, что вы понимаете и не осуждаете его.

Коррекционные методики для преодоления детских страхов:

1.Игры:


-одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте.

Игра в «Тоннель». Создаются тоннели, их можно сделать из стульев и одеял, и дети по-очереди пытаются их преодолеть. Используется при боязни замкнутого пространства.

Игра «Коридор», дети и взрослые образуют как-бы коридор, изображая сидящих на цепи собак. Задача ребенка быстро пробежать по коридору, когда собаки «спят». Помогает преодолеть страх перед животными, перед внезапным нападением.

Игра «Кочки». Расставляются стулья так, чтобы ребенок одним шагом мог перейти с одного стула на другой. Цель: дойти по “кочкам” до финиша. Если кто-то оступился, «упал в воду», необходимо подняться и идти дальше. После того, как все преодолеют препятствие, игра усложняется, за стульями становятся взрослые и дети и говорят: «Ты не сможешь!», «У тебя не получится!». Следующий этап, когда игроку начинают мешать преодолеть препятствие: резкими выпадами, неожиданными нападениями. Игра позволяет преодолеть страх глубины и неуверенность в собственных силах.

2.Рисование страхов. Ребенка просят нарисовать то, чего он боится. Лучше, если задание будут давать не родители, а авторитетный взрослый. Не надо бояться того, что при рисовании страхи на какое-то время становятся более реальными, это первый шаг по их преодолению. Дальше ребенок должен рассказать о своем страхе, если ребенок не боится это сделать, то это уже большой успех. Потом взрослый забирает рисунок, как бы берет страх себе и закрывает его.

3.Весьма эффективными в преодолении страхов являются ролевые игры. Особенно актуальны они, если ребенок боится какое-то животное, сказочного персонажа или кого-то из людей, например врача. Лучше, если сначала ребенок играет, изображая например, собаку, а взрослый его боится, потом они меняются местами.

4.Преодоление страхов через сказку. Лучше, если это будет сказка, придуманная одним из родителей ребенка, которые знают о его страхах. Сюжет простой: зайчик (мышонок, цыпленок…) боится волка (оставаться один, темноты…), потом каким-либо образом он преодолевает свой страх.

Теперь поговорим о конкретных страхах и путях их преодоления.

Страх животных или крупных насекомых. Эффективным будет метод постепенного привыкания. Начать нужно с картинок, на которых изображено животное, которого ребенок боится. Затем, когда картинка уже не кажется очень пугающей, можно начинать читать сказки об этом животном. Если ребенок хорошо к этому относится и не боится, то следующий этап – мягкая игрушка, например щенок, в случае если ребенок боится собак. И наконец, если это возможно, знакомство с реальным щенком. Важно не спешить, если игра вызывает у ребенка негативные эмоции, надо на время отказаться от нее.

Страх врачей. Преодоление страха можно начать с чтения сказки о докторе Айболите и обсуждения этой сказки. Затем игра, где взрослый становится пациентом, а ребенок врачом, потом они меняются местами. Еще раз повторю, очень важно никогда не пугать ребенка врачами и больницей. Перед посещением врача, особенно, если предстоят болезненные процедуры, не стоит врать ребенку, что будет не больно, лучше честно объяснить ему необходимость процедуры, проиграть ее. В противном случае, кроме испуга и боли ребенок испытает разочарование от обмана.

Страх темноты. Хороший эффект оказывают игры. Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как-будто они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте. Можно разнообразить игру в прятки таким образом, чтобы прятались не люди, а игрушки, т. е. взрослый прячет игрушки в разных комнатах, в одной из них погашен свет, а ребенок должен их найти.

Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

Боязнь чудовищ, привидений, монстров. Прежде всего – игротерапия. Попробуйте подружиться с источником страха. Помните мультфильм «Крошка Енот»? Не пытайтесь воевать с ним, это только усилит напряжение ребенка. В крайнем случае можно использовать «Волшебный Спрей» (флакон с распылителем термальной воды, на который вы приклеиваете бумажку с соответствующей надписью). Научите ребенка САМОГО «пшикать» на окно (страшная сова), под кровать (приведение, Баба-Яга) и т.д. Используйте также рисование, чтобы выявить страх и справиться с ним.

Страхи – это определенный этап в жизни вашего ребенка, в них нет ничего патологического, если они не носят затяжной характер и не мешают ребенку взрослеть и адоптироваться к жизни. В большинстве случаев консультация детского психолога не требуется, а все, что нужно вашему ребенку, чтобы страхи остались позади, – это ваше внимание и ваша любовь.