Измаил (в Библии). Что случилось с первым сыном Авраама, после того как ему пришлось по велению жены выгнать его

В следующих главах описывается великое событие – заключение завета Бога с Авраамом. Обратите внимание, что описание завета как бы растягивается на несколько глав, а по времени это тринадцать лет жизни Авраама. Начало – в пятнадцатой главе.

Через десять лет после того как впервые Авраму было обещано передать землю Ханаанскую его потомкам, он говорит: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2-3). Дело в том, что по древним законам, если у человека не было потомства, то его наследником мог стать его домоправитель. И вот, Елиезер из Дамаска, иноплеменник, должен был стать наследником дома Аврамова, поскольку у него не было детей. И это притом, что ему было обещано потомство, как песок морской. «И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:4-6). Это одно из ключевых мест Ветхого Завета. Аврам (заметим, ему было уже 85 лет) поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, – помимо всех прочих его заслуг и всех прочих его дел, которые были в большинстве своем именно проявлением веры. Затем было совершено формальное действие, обряд вступления в завет, когда три жертвенных животных - трехлетняя телица, коза и овен - были рассечены пополам и положены рядом. При наступлении темноты дым и пламя прошли между рассеченными животными. Это известный халдейский обряд, символизирующий единство, в которое вступают эти две стороны, и одновременно показывающий, что будет с тем, кто этот договор нарушит. Объясняя это место Писания, святитель Кирилл Александрийский говорит: «Под видом огня разумеется опять Божество, по обычаю халдеев совершающее клятву. Посему и божественный Павел понимает это в значении клятвы, говоря: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр.6:13-17)» .

Затем Авраму было открыто, что впоследствии его потомки будут пришельцами земли египетской и 400 лет будут там в рабстве, но потом вернутся и наследуют эту землю. И в общих чертах описывает территорию, которая ему обещается: от реки Египетской, до великой реки, реки Евфрата6.

Видимой причиной отсутствия наследника было неплодство Сары. И тогда Сара предпринимает некоторые меры, вполне соответствующие законодательству своего времени, а именно, она дает Авраму в наложницы свою служанку Агарь, с тем, чтобы рожденный ею на колени госпожи ребенок считался потом их, то есть его и Сары, законным сыном. Родившемуся младенцу дают имя Измаил. Однако не ему должно было стать наследником.

Еще 13 лет спустя, когда Авраму было девяносто девять лет, а Саре, соответственно, девяносто, снова Бог явился Авраму и сказал ему: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом » (Быт. 17:1-8). Рассмотрим этот текст.

«Ходи предо Мною и будь непорочен» . Мы уже встречали это выражение по отношению к Еноху первый раз, и второй раз по отношению к Ною, который был непорочен и ходил пред Богом. Можно предположить, в связи с тем, что мы уже об Аврааме знаем, что непорочность и хождение пред Богом уже были свойственны его жизни, его душе, и здесь Бог не требует от него чего-то нового, но утверждает его на том пути, на котором он уже пребывает.

Далее Аврааму говорится о том, что будет умножено его потомство, что с ними также будет поставлен завет, что ему и потомкам в наследие будет дана земля, которую он видит вокруг себя. «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя » (Быт. 17:7), – в этом отрывке это обещание повторяется трижды, что, несомненно, требует внимания. Впоследствии, когда будет заключаться завет со всем народом израильским через Моисея, и когда Бог вступит в завет с Давидом лично, неизменным пунктом всегда будет это обещание. О чем идет речь? О восстановлении потерянного богообщения. Ведь это самое страшное последствие грехопадения. И обетование восстановления этого богообщения присутствует во всех этих заветах.

Обетование земли можно понять в узком смысле, что в какие-то времена те люди, которые произойдут от Авраама, будут жить на определенной географической территории, и Бог будет им всячески покровительствовать. Но можно, конечно, понять это и более глубоко. И даже само Священное Писание заставляет нас понимать это таким образом. Почему? Потому что если бы речь шла только о простом физическом умножении потомков Авраама и приобретении ими определенной территории (что само по себе исполнилось), то Священное Писание Ветхого Завета вполне могло насчитывать в себе только шесть книг: Пятикнижие и книгу Иисуса Навина. Поскольку итогом книги Иисуса Навина мы видим весьма размножившихся потомков Авраама, которые захватили себе землю, хотя не совсем в тех границах, как здесь сказано, но основную ее часть. Собственно, после этого обязательство Бога перед людьми было выполнено и содержание Ветхого Завета исчерпано. Однако после этого мы видим еще тысячелетнюю историю, которая говорит о том, что речь идет не только о приобретении какого-то участка земной поверхности. Ведь Авраам лично так ничего и не получил. Значит, земля обетованная есть прообраз чего-то. Понятно чего – Царствия Небесного. Следовательно, речь идет о возвращении человеку потерянного рая, главной особенностью которого была полнота и свобода богообщения, близость Бога к человеку. Когда мы будем говорить о книгах пророческих и найдем там обетование о Новом Завете, то одно из центральных составляющих его будет то, что Господь обещает быть Богом тем, кто войдет с Ним в этот Завет. Так что можно смело утверждать, что по вере своей Авраам получил обетование о Новом Завете.

Хаджар - мать Исмаила, родоначальника арабов (библейская Агарь)

В Библии, в Книге Бытие рассказывается, что Сарра, жена Авраама, долгое время не рожала детей. У нее была служанка, родом из Египта, по имени Агарь. И вот Сарра сказала Аврааму: «Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» (16:2). Авраам так и поступил. Трудно сказать, какие чувства испытывала юная Агарь к 80-летнему патриарху. Ведь она была служанкой, а у служанки не могло быть собственных желаний.

Очень популярна эта история в исламе, где патриарх Авраам именуется Ибрахимом, а Агарь - Хаджар. Некоторые мусульманские источники даже называют Хаджар принцессой, дочерью египетского Фараона.

Когда Агарь забеременела, говорит Библия, она стала с высокомерием относиться к Сарре: «увидев, что зачала, стала презирать свою госпожу». Тогда Сарра пожаловалась Аврааму и он сказал ей: «Вот, служанка в твоих руках, делай с ней, что тебе угодно» (Быт 16:4,6). И Сарра стала всячески унижать и притеснять беременную рабыню. Не выдержав издевательств, Агарь убежала от своей госпожи.

Как повествуют мусульманские предания, Хаджар первой придумала женский пояс. Обвязав вокруг талии длинный кусок ткани, она пыталась замести свои следы от Сарры, чтобы та её не нашла. Сам ангел Божий явился к Хаджар у колодца и объявил ей: «Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Исмаил». Ангел сказал ей, чтобы она возвращалась к Сарре и Ибрахиму. Хаджар вернулась и через некоторое время родила прекрасного сына, которого в семье Ибрахима некоторое время очень любили, пока не случилось чудо, и сама Сарра не забеременела. После этого жизнь Хаджар и маленького Исмаила стала совершенно невыносима. Сарра не могла успокоиться, видя перед собой молодую мать с ребенком. Она заявила мужу: «выгони эту рабыню и сына её, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим».

Пожилая умудренная жизненным опытом женщина–мать должна была бы полюбить всех детей. Исмаил и Исаак могли бы стать братьями. Но Сарра оказалась не на высоте положения, ей не хватило великодушия, она не захотела объединить детей Ибрахима, и, следовательно, их потомство. И вся эта древняя история Сарры и Агарь имеет печальные последствия и по сей день. А если такова была воля Всевышнего, то, значит, судьбы народов Бог поручает решать матерям.

Далее, как повествуют мусульманские предания, Аллах повелел Ибрахиму отвести Хаджар вместе с маленьким Исмаилом, которого она ещё кормила грудью, к месту древнего Дома (Храма), находившегося в долине, где никто не живёт и ничто не растёт. Из этих же преданий мы узнаём, что Ибрахим привёл их в пустыню и покинул там, оставив им бурдюк с финиками и мех с водой. Хаджар бросилась за ним следом, говоря: «О, Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и вообще ничего нет?» Она много раз повторяла эти слова, но он не оборачивался. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он ответил: «Да». Она сказала: «Тогда он не оставит нас». Так глубока, так сильна была вера Хаджар!

Она успокоилась и вернулась к Исмаилу. Скитаясь по пустыне, Хаджар кормила сына грудью и пила воду, но вскоре мех опустел, и она стала испытывать жажду и голод, у неё пропало молоко. Казалось, помощи неоткуда ждать. Маленький Исмаил корчился в муках от голода и страданий. Хаджар не могла смотреть на это. Все её мысли были только о том, как найти воду и спасти ребёнка. Она оставила его под колючим кустарником и отправилась на поиски воды. Хаджар огляделась и увидела возвышенность - гору Сафа, поднялась на неё и стала пристально всматриваться, но ничего не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, это была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но вновь не увидела никого и ничего. Обезумев от горя, Хаджар продолжала бегать между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз.

Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему ребенку, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и убедиться, что он ещё жив, после чего продолжала поиски. Наконец, в седьмой раз пересекая долину, Хаджар услышала голос. Внимательно прислушиваясь, она сказала сама себе: «Тихо!» Она снова услышала этот голос и спросила: «Ты дал мне услышать себя, можешь ты оказать мне помощь?» Она огляделась, чтобы понять, откуда доносился голос, и увидела рядом с Исмаилом ангела Джабраила (библейского Гавриила), который своим крылом разверз землю на месте Замзама, после чего оттуда забил благодатный источник, получивший своё название от звуков лопающихся пузырьков. Не в силах держаться на ногах, Хаджар доползла до источника и стала жадно пить. Аллах даровал матери Исмаила воду, которая утолила её жажду и дала грудное молоко сыну. Хаджар огородила источник, чтобы вода не уходила в песок. Затем ангел успокоил Хаджар и сказал: «Не бойся, вы не пропадёте». Всевышний всегда слышит отчаяние любящих матерей и приходит на помощь. После этого Аллах направил к ним тех, кто стали для них добрыми соседями. Будучи умной и дальновидной, Хаджар поставила условие людям из племени Джурхум, которые пожелали поселиться рядом с ней, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Они согласились на это условие и послали за своими семьями, став соседями Хаджар.

В этом окружении вырос и возмужал Исмаил. Он был умным юношей, отличался добрым нравом и благородством. Согласно некоторым преданиям, невестой Исмаила была дочь Египетского царя. Исмаил стал вождём арабских племён, уверовавших в его пророческую миссию. Беззаветная любовь матери к сыну, её подвиг сделали Хаджар в глазах мусульман величайшей из женщин, прародительницей великого народа и самого пророка Мухаммада.

Возле священного источника Замзам возник город Мекка, где стоит главное мусульманское святилище Кааба. Недалеко от Замзама находятся могилы Хаджар и Исмаила. Мусульмане верят, что Замзам подземными каналами соединён с источниками в главных мечетях исламского мира. Паломники, совершающие хадж, рассказывают, что вода эта чудодейственная: она утоляет жажду, насыщяет и исцеляет от болезней. Бег между холмами Сафа и Марва, называемый «Сай», является одним из обрядов хаджа, которые определил пророк Мухаммед в память о семи пробежках Хаджар. Паломники, отдавая дань материнскому подвигу Хаджар, совершают семикратный пробег между этими холмами.

Хадж – большое паломничество, совершаемое один раз в году в месяц Зу-л-хиджа. Хаджар и хадж, как много общего в этих словах. Может быть, это неслучайно? Особое, необыкновенное почтение пророк Мухаммад и ислам оказывают матерям.

Некто спросил Посланника Аллаха: «Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?» Посланник ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?» Посланник Аллаха ответил: «Твой отец» (хадис из Сунны Пророка).

Рождение Измаила.

Прошло девять лет с тех пор, как Аврам переселился из Ура Халдейского на жительство в землю Ханаанскую. Все эти годы он ждал, что от его жены Сары родится сын, который станет наследником всех обетовании Господа. Но Сара была еще бесплодна. Неспособность к деторождению у древних евреев считалось особым Божьим наказанием, и вполне понятно, что это приносило супругам большое огорчение. Сам Аврам терпеливо и с верой ждал рождения обещанного Богом сына, но его жена Сара не отличалась таким терпением. И вот ей пришла мысль предложить Авраму свою служанку Агарь, дети от которой считались бы детьми Сары. Желание Сары исходило из великодушных и благородных побуждений. Она полагала, что таким способом исполнятся Божии обетования, данные Авраму. Свои соображения она высказала Авраму, и тот, подобно праотцу Адаму, послушался своей жены. Вскоре Агарь забеременела и готовилась стать матерью. Увидев, что она таким образом является полноправной супругой Аврама, Агарь стала непочтительно и грубо вести себя по отношению к Саре. Сара была огорчена таким поведением Агари и обратилась к Авраму не только с жалобами на служанку, но и с упреками на самого мужа. Аврам терпеливо выслушал жалобы и упреки своей жены и сказал ей, что Агарь, как была, так и останется служанкой, и Сара может с ней обращаться как угодно. Вновь подчинив себе Агарь, Сара стала обращаться с ней очень сурово. Такое обращение побудило Агарь покинуть шатры Аврама и убежать к себе на родину в Египет. У источника в пустыне Сур Агари явился Ангел Господень, который повелел ей вернуться к Авраму и покориться своей госпоже Саре. Ангел предрек Агари, что у нее родится сын - Измаил, от которого произойдет многочисленное потомство. Агарь послушалась Ангела и вернулась к Авраму. Вскоре у нее родился сын, которого назвали Измаилом.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Рождение Измаила. Быт. 16Прошло девять лет с тех пор, как Аврам переселился из Ура Халдейского на жительство в землю Ханаанскую. Все эти годы он ждал, что от его жены Сары родится сын, который станет наследником всех обетовании Господа. Но Сара была еще бесплодна.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Какой великий народ произошел от Измаила? иеромонах Иов (Гумеров)Измаил (евр. Йишмаэл - Бог слышит) был сыном Авраама и служанки Сарры египтянки Агари. Когда отрок вырос, стал жить в пустыне, занимаясь охотой. Мать взяла ему жену из земли Египетской (Быт.21:20–21). Она родила 12

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

16:1-16 Рождение Измаила Если Аврам и был готов ждать исполнения обетования Бога о сыне, то Сара - нет. Будучи безнадежно бесплодной, она решила использовать совиратные отношения, что было распространенным явлением у некоторых народов древнего Ближнего Востока. Ребенок,

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Изгнание Измаила и его матери. Бытие 21:14 Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Обрезание Авраама и Измаила 23. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог "И взял Авраам Измаила, сына своего... весь

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Потомство Измаила и его смерть 12. Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13. и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Масса, 15.

Из книги Слова Будды автора Вудворд Ф. Л.

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. Связанность: зачатие, рождение, младенчество, детство, зрелость, смерть и рождение «И вот, о бхикку, в силу сочетания этих трех возникает развитие зародыша. В этом событии происходит встреча родителей; но если мать не зачала, если около нее не оказалось ни одного

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Сыновья Измаила 12 Запись о потомках Измаила, сына Авраама от египтянки Агари, рабыни Сарриной.13 И вот имена сыновей Измаила, по старшинству: Невайот, первенец Измаила, за ним Кедар, Адбеэль, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад, Тема, Етур, Нафиш и Кедма. 16 Это сыны Измаила, по

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Изгнание Агари и Измаила 9 Сарра увидела, что сын, которого египтянка Агарь родила Аврааму, насмехается над Исааком, 10 и сказала Аврааму:- Прогони эту рабыню и ее сына, потому что сын этой рабыни не разделит наследства с моим сыном Исааком.11 Авраам был сильно огорчен,

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Потомки Измаила (1 Пар. 1:28–31)12 Вот родословие Измаила, сына Авраама, которого Саррина служанка, египтянка Агарь, родила Аврааму:13 и вот имена сыновей Измаила, перечисленные в порядке их рождения: Невайот - первенец Измаила, Кедар, Адбеел, Мивсам, 14 Мишма, Дума, Масса, 15 Хадад,

Из книги автора

Изгнание Агари и Измаила враам принял с прискорбием требова­ние Сарры - изгнать Агарь: ему тяжело было расстаться с сыном своим Измаилом. Но Бог сказал ему: «Не огорчайся словами Сарры, жены твоей, и исполни то, что она тебе сказала о сыне рабыни, потому что потомство твое

Из книги автора

23. Обрезание Авраама и Измаила. 23. И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.“И взял Авраам Измаила, сына своего…

Из книги автора

12. Потомство Измаила и его смерть. 12. Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13. и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Масса, 15.

Вопрос о праве первородства и Завете

Между измаилитами (арабами) и израильтянами существует спор по вопросам, касающимся права первородства и Завета. Читатели Библии и Корана знакомы с историей великого пророка Авраама (Ибрахима) [мир ему] и его двух сыновей Измаила (Исмаила) [мир ему] и Исаака (Исхака) [мир ему]. Повествование об исходе Авраама из Ура Халдейского и истории его потомков изложена в библейской книге Бытие. В своем роду, как написано в книге Бытие, Авраам был двадцатым, после Адама и современником Нимрода, который построил Вавилонскую башню.

Хотя ранняя история Авраама в Уре Халдейском, и не отражена в Библии, она описана в произведениях известного иудейского историка Иосифа Флавия и находит свое подтверждение в Коране.

Так, повествуется о том, что отец Авраама был идолопоклонником. Авраам проявил свою любовь и рвение к Богу тем, что войдя в идолопоклоннический храм, уничтожил все идолы и образы, находившиеся там, подобно своему прославленному потомку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). По воле Бога он вышел невредимым из огня, куда был брошен по приказу Нимрода. Вместе со своим отцом и племянником Лотом он переехал в Харран, где и умер его отец. Повинуясь божественному повелению, он покинул свою страну и пустился в долгое путешествие по Ханаану, Египту и Аравии. Его жена Сарра (мир ей) была бесплодна, но Бог дал ему знать, что ему предопределено стать отцом многих наций, и, что все пересекаемые им страны будут даны в наследство его потомкам. Это Божественное обещание было встречено Авраамом с непоколебимой верой, хотя он и не имел потомства. Он поверил Божьему обещанию о том, что его потомки будут многочисленны как звезды на небе и как песок на берегах моря.

Добродетельная, бедная египетская девушка по имени Агарь (Хаджар) [мир ей] была рабыней и служанкой Сарры. По просьбе и согласию ее хозяйки, она стала женой пророка, и как было предсказано ангелом, от этого брака был рожден Измаил. Когда Измаилу исполнилось 13 лет, ангел с откровением от Аллаха опять явился Аврааму и снова повторил обещание. Как скрепление Завета был установлен и исполнен обряд обрезания; Авраам в возрасте 90 лет, 13-летний Измаил и все слуги-мужчины были обрезаны. Таким образом, Завет Бога с Авраамом и его единственным сыном, был сделан и скреплен кровью обрезания. Авраам обещал быть преданным и верным Богу, а Бог обещал быть защитником для всех потомков Авраама и Измаила.

Позже, согласно божественному обещанию, 90-летняя Сарра родила сына которого назвали Исааком.

Из книги Бытие узнаем, что после рождения Исаака Авраам самым жестоким образом выгнал свою жену Агарь и своего сына Измаила только потому, что так пожелала Сарра.

Измаил и его мать скрылись в пустыне, и ребенок чуть не умер от жажды, если бы они случайно не нашли там родник. После этого книга Бытие не дает каких-либо подробностей их жизни, за исключением того, что Измаил женился на египтянке и присутствовал на похоронах своего отца.

Из Бытия (гл. 22) мы узнаем об еще одном важном событии в жизни Авраама — жертвоприношении его единственного сына, который был выкуплен принесенным ангелом бараном.

Как говорится об этом в Коране, это было испытанием Ибрахиму (Аврааму) (Коран 37: 102). Любовь к Богу превзошла в (Ибрахиме) Аврааме все на свете, включая любовь к сыну. По этой причине он был назван Халилуллахом (Другом Божьим) (Коран 4: 125).

Такова вкратце история Авраама о праве первородства и Завете.

Таким образом имеются 3 пункта, которые должен принимать как истину каждый верующий:

Пункт первый: Измаил был законнорожденным и старшим сыном Авраама, поэтому его притязание на право первородства является законным и справедливым.

Пункт второй: Завет был заключен между Богом и Авраамом, а так же с его единственным сыном Измаилом до рождения Исаака. Завет и установление обрезания не имели бы никакого смысла, если бы не повторное обещание, заключенное в словах: Через тебя все нации земли будут благословенны, а особенно в словах Тот, кто произойдет из чресел твоих, будет твоим наследником (Бытие 15: 4). Это обещание было выполнено, когда родился Измаил (Бытие 16). Этим самым Авраам получил утешение в том, что его наследником станет не его слуга Елиезер (Бытие15:2), а его сын.

Наследие, данное Измаилу по праву первородства, состояло не из шатра, в котором он жил, не из верблюда,на котором он ездил, а именно в праве навсегда покорять и занимать все территории, простирающиеся от Нила до Ефрата, которые были обитаемы десятками разных наций (Бытие 17:20). Эти земли никогда не были завоеваны потомками Исаака, а только потомками Измаила. Именно это является дословным выполнением одного из условий Завета.

Пункт третий: Исаак тоже был рожден чудесным образом и получил специальное благословение Аллаха, которое заключалось в обещании его народу земли Ханаана, которая, позже, действительно была занята его потомками. Мусульманин не может даже подумать об умалении святой и пророческой сущности Исаака и его сына Иакова (Якуба) [мир ему]. Сопоставляя Измаила и Исаака мы преследуем лишь исследовательские цели и одинаково любим и почитаем их обоих как святых пророков и служителей Бога.

Иудейские книжники и законоведы все время ревновали Измаила, так как они хорошо знали, что с ним был заключен Завет и скреплен его обрезанием. В результате этой затаенной вражды, они исказили и интерполировали несколько стихов в их священных писаниях. Они стерли имя Измаил во втором, шестом и седьмом стихах двадцать второй главы книги Бытие и вписали вместо него Исаак, оставив наглядный эпитет сына твоего единственного, отвергая существование прежнего (т.е. Измаила) и преступая Завет, заключенный между Богом и Измаилом.

В этой главе Богом ясно было сказано: Поскольку ты не жалел единственного порожденного сына, Я буду увеличивать и умножать потомство твое как звезды и пески на побережье моря, причем слово умножать было применено ангелом в адрес Агари, находившейся в пустыне: Я размножу твое потомство до неисчислимого множества и Измаил станет плодовитым мужчиной (Бытие 16: 12). Сейчас христианские богословы перевели то же самое еврейское слово, которое означает плодовитый или обильный от глагола, идентичного арабскому уефера — по-своему, как дикий осел! Как стыдно и нечестиво называть Измаила диким ослом, в то время, как Бог назвал его плодовитым или обильным.

Примечательно, что сам Иисус (мир ему) в Евангелии Варнавы говорил иудеям, что Мессия, которого они ждут не может быть потомком Давида потому, что Давид называет его своим Господом. После этого он говорил о том, как их отцы переделали и исказили свои священные книги и о том, что Завет был заключен не с Исааком, а с Измаилом, который был избран для принесения в жертву Богу. Кроме того, Иисус в этом Евангелии объяснял, что под выражением единственный порожденный сын имеется ввиду не Исаак, а Измаил.

Павел, который претендовал на звание апостола Иисуса, открыто оскорблял Агарь и Измаила (Послание к Галатам 4: 21-31), бросая вызов воле Божьей. Этот человек прилагал все усилия, чтобы ввести в заблуждение последователей пророка Иисуса (христиан), которых он ранее преследовал. Я очень сильно сомневаюсь, что Иисус, в которого верил Павел, был тем Иисусом сыном Марии (мир ей). Тот человек, в которого верил Павел, очень сильно похож на того самого человека, который был судим и убит за век или более до этого за свои мессианские претензии [Здесь профессор А. А. Дауд имел ввиду т.н. «Учителя Праведности» иудейской секты ессеев, который жил раньше Иисуса. Обнаруженные в 1948 году рукописи кумранской общины дают фактическую информацию об этом человеке. Оказалось, что он имел сходство с образом Иисуса в Христианстве по ряду пунктов (подробнее об этом читайте монографию Амусина. И. Д. «Рукописи Мертвого моря». М., Издательство АН СССР, 1961). (Примечание А. А. Али-заде (Абдуллы Али)]. Фактически, послания Павла, в том виде, в котором мы сегодня их читаем, полны идеями, явно противоречащими духу Ветхого Завета и смиренного пророка из Назарета.

Ненависть Павла к Измаилу и его праву первородства была так сильна, что он забыл Моисеев закон, запрещающий мужчине жениться на своей родной сестре под страхом страшного наказания. Если бы Павел был вдохновлен Богом, он либо осуждал бы, явно подложное, утверждение книги Бытие о том, что будто бы Авраам женился на своей родной сестре и к тому же был лжецом и трусом. Об этом там говорится дважды (Бытие 12: 10-20; Бытие 20: 2-18).

Однако он не верит в слова книги, и совесть его не мучает, даже когда он отождествляет Агарь с бесплодной пустыней Синай и называет Сарру вышним Иерусалимом на небесах (Послание к Галатам 4: 25, 26). Неужели Павел не прочел следующей анафемы закона: Проклят тот, кто ляжет с сестрою своею, или дочерью матери своей, и весь народ скажет: Аминь (Второзаконие 27: 22). Разве есть человеческий или Божественный закон, по которому более законным считают того, кто был сыном своего родного дяди и тети нежели того, у которого отец халдей, а мать египтянка? Может ли кто-нибудь на свете сказать что-либо против чистоты и набожности Агари? Конечно, нет. Ведь она — жена пророка и мать пророка, и сама была благословлена божественными откровениями.

Бог, который заключил Завет с Измаилом, установил такой закон о наследстве: Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой — то при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой, но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдётся, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства (Второзаконие 21: 15-17). Разве не является этот закон достаточно ясным, чтобы всех, кто подвергает сомнению законность Измаила на право первородства заставить замолчать?

Теперь давайте подойдем к этой проблеме с другой стороны. Нам известно, что Авраам был пророком Божьим и вместе с этим главой кочевого племени. Он жил в шатре и имел большое количество рогатого скота и прочего богатства. Как правило, среди кочевых племен древности младшие сыновья наследовали домашний очаг или шатер своих родителей, а старшие сменяли своих отцов в качестве главе племени (т.е. троне).

Например, наследником монгольского завоевателя Чингис-хана стал его старший сын Чагатай, который правил в Пекине как Хакан. А его младший сын остался в отцовском шатре в Монголии.

Так же было и с двумя сыновьями Авраама. Исаак, будучи младшим сыном наследовал шатер отца. А Исмаил, как старший сын был отправлен в Хиджаз (совр. Сауд Аравия), охранять дом Аллаха (Каабу в Мекке), построенный им вместе с Авраамом (Коран 2: 127). Там он поселился и стал вождем арабских племен, уверовавших в его пророческую миссию. Очень скоро его род увеличился и размножился, как звезды небесные. От Измаила и до его великого потомка Мухаммада арабы Хиджаза, Йемена и других областей Аравийского полуострова были независимыми хозяевами на своих землях. Римская, Византийская и Персидская империи были бессильны покорить народ Измаила. Правда, позже было введено многобожие и идолопоклонство, но все равно имена Аллаха, Авраама, Агари и Измаила не были забыты ими. Даже Исав, старший сын Исаака оставил очаг своему младшему брату Иакову, а сам жил в Эдоме, где стал вождем своего народа, и вскоре объединился с арабскими племенами своего дяди Измаила.

История о том, как Исав продал свое право первородства Иакову за чечевичную похлебку, является обманом, придуманным для того, чтобы оправдать дурное отношение к Измаилу. Иудеи любят говорить, что Бог ненавидел Исава и любил Иакова, когда они были близнецами во чреве матери, и что старший брат должен служить младшему (Бытие, гл. 25). Однако удивительно, что из других глав той же книги говорится противоположное этому. Так, в Бытие (гл. 33) говорится, что Иаков служил Исаву и обращался к нему не иначе как Мой Господин и объявлял себя рабом его.

Сообщалось, также, что от Хеттуры и наложниц Авраам имел сыновей, которых он одарил подарками и отослал на Восток. Все они стали родоначальниками больших и сильных племен. Каждый из двенадцати сыновей Измаила назван по имени и все они стали князьями.

Много веков спустя почти все потомки Измаила приняли истинную религию Ислам, который они получили посредством последнего пророка человечества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) — великого потомка великого прародителя. После этого они подчинили все обещанные Богом Аврааму и его потомкам территории от Нила до Ефрата и даже более того. Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что Завет заключенный с Авраамом свершился в лице Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

В заключении этой лекции я хотел бы обратить внимание студентов, занимающихся изучением Библии на то, что идея пришествия Мессии из рода Давида вовсе не является неоспоримым фактом. Эта идея зародилась после падения царства Давида и Соломона, и, в особенности, во времена «вавилонского плена». Достаточно сказать, что такой выдающийся пророк как Илия (Ильяс) [мир ему] ни разу не упоминал того, что Мессия появится из рода Давида.

Однако такими пророками, как Исаййа, Аггей и др. было предсказано о пришествии великого пророка из рода Измаила — Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Профессор Абдул-Ахад Дауд.
Фрагменты из книги «МУХАММАД В БИБЛИИ»

ИЗМАИЛ (Исмаил), в Библии сын Авраама (см. АВРААМ) и его наложницы Агари. Вместе с матерью был изгнан в пустыню Авраамом, когда жена Авраама Сарра родила Исаака. 12 сыновей Измаила считались родоначальниками 12 арабских племен. В исламе один из… … Энциклопедический словарь

- (Исмаил), в Библии сын Авраама и наложницы Агари. Когда жена Авраама Сарра родила Исаака, Измаил вместе с матерью были изгнаны в пустыню. 12 сыновей Измаила считаются родоначальниками 12 арабских племен. В исламе один из пророков … Современная энциклопедия

I Исмаил, в Библии сын Авраама и его наложницы Агари. Вместе с матерью был изгнан в пустыню Авраамом, когда жена Авраама Сарра родила Исаака. 12 сыновей Измаила считались родоначальниками 12 арабских племён. В исламе один из пророков. II город в … Энциклопедический словарь

- (Исмаил) в Библии сын Авраама и его наложницы Агари. Вместе с матерью был изгнан в пустыню Авраамом, когда жена Авраама Сарра родила Исаака. 12 сыновей Измаила считались родоначальниками 12 арабских племен. В исламе один из пророков … Большой Энциклопедический словарь

Несколько библейских лиц. И. сын Авраама от его наложницыАгари. Удаленный вместе с матерью в пустыню, он вырос на свободе,женился на египтянке, и от него произошло двенадцать сыновей,сделавшихся родоначальниками мелких племен бедуинов, которые… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

В Ветхом Завете, сын Авраама и египтянки Агари. Агарь была рабыней Сарры, жены Авраама, и Сарра отдала ее в наложницы Аврааму в надежде, что та родит ему ребенка (Быт 16:2 3). Ревность Сарры повлекла за собою изгнание Измаила с Агарью из дома… … Энциклопедия Кольера

Несколько библейских лиц. И. сын Авраама от его наложницы Агари (см.). Удаленный вместе с матерью в пустыню, он вырос на свободе, женился на египтянке, и от него произошло двенадцать сыновей, сделавшихся родоначальниками мелких племен бедуинов,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Измаил - – имя лиц, упоминаемых в Библии: 1) И. сын Авраама и его наложницы Агари, имевшей 12 сыновей, явившихся родоначальниками мелких племен бедуинов, владевших пустынею между Палестиной и Египтом. 2) И. сын Нафании, участника убийства Годолии,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Исмаил (Измаил) мужское имя библейского происхождения, получившая особое распространение среди мусульман. Буквальный перевод «Да услышит Бог» Содержание 1 Фамилии 2 Известные носители 2.1 Носители, известные по имени … Википедия