Почему ребенок не хочет есть? Что делать, если ребенок не хочет есть Когда ребенок не хочет есть.

Родители часто жалуются, что малыш не хочет есть. Что ни приготовишь, как ни сделаешь, а результат один. Отсутствие аппетита бывает: мнимое; нервного и органического происхождения.

Мнимое отсутствие аппетита — это когда ребенок ест и вроде бы масса тела увеличивается, но маме кажется, что малыш ест плохо, мало, без аппетита. Здесь все зависит от того, как происходит обмен веществ, если он идет медленно, то ребенок ест меньше, хотя этой еды вполне хватает для восстановления затрат энергии.

Отсутствие аппетита нервного характера . Очень часто родители кормят детей насильно, с песнями, сказками, игрушками, книжками. Но ребенок уже не хочет есть, а его все отвлекают, отвлекают — скушать ложку заставляют. При этом надо помнить, что только у проголодавшегося ребенка вырабатывается достаточно желудочного сока и в связи с этим ребенок сам ест, сам жует, глотает. В случае насильственного кормления желудочный сок не вырабатывается, ребенок вяло жует, с трудом глотает. Постепенно это входит в привычку и приобретает затяжной характер. Выход один — не кормить насильно и давать выбор, или согласовывать, что ребенок будет есть. Лучше договориться, что он будет есть и при этом все время "подхваливать" малыша, мол, какой он (она) молодец, что такую хорошую еду захотел (заказал), тогда (когда еда будет готова), пути к отступлению уже не будет.

Отсутствие аппетита органического порядка возникает в результате каких-либо острых заболеваний ( , ОРЗ, инфекционные заболевания, травмы). Отсутствие аппетита в это время — это естественная защитная реакция организма и не надо кормить ребенка насильно. Дайте ему как можно больше разнообразных (только не Спрайт, Фанту, Пепси и т.д.) напитков

Но и при хронических заболеваниях (и в первую очередь тонзиллит, болезни пищеварительного тракта (гастрит, энтерит, колит)) ребенок теряет аппетит. Поэтому здесь необходимо лечить основное заболевание, но не принимать в это время лекарства для поднятия аппетита, это не поможет ! В общем-то, все сводится к трем простым приемам:

  • не кормить насильно;
  • соблюдать режим;
  • оставлять право выбора еды за ребенком.

Ну, и, конечно, не ругать, а находить повод (да и без повода) хвалить ребенка. Хвалить его, что поел (даже если съел мало или не доел). Хвалить, что поел быстро (например, быстрее, чем вчера), хвалить за то, что поел аккуратно (даже если что-то пролил или испачкал), хвалить, что не отвлекался, т.е. во время еды и после нее создавать положительный настрой. Чтобы еда не превращалась в мучения, чтобы было лучше пищеварение.

Думаю, что каждый взрослый замечал, когда готовятся к празднику, готовят что-то особое, вкусное, — ребенок то и дело норовит что-то взять, съесть, отломить, откусить. В общем-то, это понятно, ведь на запах, вид (даже праздничную суету) — вырабатывается так называемый "запальный" желудочный сок. Если ребенку не разрешить попробовать, т.е. "заглушить" этот "запальный" сок, то потом он вряд ли появится, вряд ли будет действовать (расщеплять) так же, как это могло быть чуть раньше.

И еще совет (из практики) не сажайте малыша за стол, где уже стоит еда, а вместе с ним принесите ложку, порежьте хлеб, постелите салфетку, поставьте тарелку (предложите ему самому себе налить), и в это время "запальный" желудочный сок появится и ребенок сядет за стол уже подготовленным к еде (физиологически и морально).

Желаем вам успехов!

Комментарий психолога С.К. Нартовой-Бочавер:

Кормить насильно очень опасно. Конечно, трудно избежать подобных ошибок.

Представьте, мама тщательно готовит что-нибудь для своего младенца: например, приносит крохотный кусок телятины с рынка, долго с ним возится, потом перетирает и добавляет туда овощи. И когда ребенок отказывается все это есть, как говорится, зла не хватает, и хочется опрокинуть все это ему за шиворот.

Но нужно обязательно держать себе в руках. По последствиям "кормление", при котором в ребенка запихивают кусок того, что он есть не хочет, сопоставимо с сексуальным насилием. И последствием могут стать фобия, нервное расстройство. Очень часто ребенок начинает негативно относиться к еде в целом, и, даже испытывая физиологическую потребность в пище, относится к еде формально: берет кусок за щеку и носит там, не прожевывая, несколько часов, а потом выплевывает. В результате, здоровье малыша ослабевает, он теряет в весе.

Если накормить необходимо, лучше прибегнуть к уговорам, обманам, рассказыванию сказок и даже к торгу. Не помогает? Тогда придется какое-то время кормить его тем, что ему нравится: например, фруктами. Уже после года отсутствие аппетита перестает быть настолько актуальным: ребенок активно двигается и испытывает большую потребность в пище.

Обсуждение

ну просто что-то нереальное тут читаю. как это дети не едят совсем? Арчи 1,7 стабильно 3 раза в день кушает-2 раза каши с фруктами, изюмом, печеньем, в обед всегда мясо и овощи, берет руками, обожает брокколи. перекусы тоже, и хлеб, на ночь 200 гр. смеси. Не хочет вот кефир пить, я думаю-чем это его вкусным дополнить? может, кто подскажет?

17.10.2008 02:34:39, IvOlga

Ой поначитаешься тут. Жуть. Это я то думала что у нас с едой проблемы. А у нас оказывается ттт чтоб не сглазить. Сыну полтора года, съест все что предложу но только в пюре обязательно это надо протереть. Предлагаю постоянно нормальную еду в нормальном виде - два-три куска проглотит и головой мотает. Лень жевать что ли не пойму. И сам до сих пор ложку не держит. А если мама кормит да еще пюре - уплетает за обе щеки с удовольствием, по 5 раз в день едим по полноценной порции. Вот только до каких пор супы, овощи-фрукты, гарниры и даже молочные каши после приготовления будем блендером "до ума доводить"??? Мда...

10.10.2007 16:32:53, Юлия

моей дочке 2,8 года.
ЕСТЬ СОВЕРШЕННО НЕХОЧЕТ И НЕПРОСИТ! :(
продолжаетя это месяца 2-3. пьет исключительно воду и кефир. рееееедко попросит сок (любой,какой дам,такой и выпьет). Прием пищи - каторга! это и слезы и истерика и закрывание рта руками и все что угодно, но ни ложки в рот:(Готовила ей буквально все что смогла найти в поваренной книге с учетом ее возроста соответственно. сажали с нами за стол,думали что сработает рефлекс "все едят и я поем" - нет. в лучшем случае просто сидит ковыряется в тарелке, в худшем начинает плакать и говорить: Я НЕ БУДУ КУШАТЬ! Я НЕХОЧУ! и сама не есть и нехочет чтоб покормили.
Естественно при таком питании потеряла в весе. Сдали анализы кровь,мочу - все в норме.УЗИ желудка - здорова.
что делать ума неприложу:(сколько еще это будет продолжаться? и почему это произошло? девочка она спокойная с рождения. Понятливая и разумная, даже для своего малого возроста, и педиатр это говорит и другие люди,которые с ней пообщались.Играет,бегает,прыгает, очень(!) активная,откуда силы берет непонимаю. С ней можно договориться в каких то случаях, она сознательно идет на компромис, но только не с едой. Раньше кушала: завтра,обед,полдник,ужин. И кушала спокойно и самостоятельно. А сейчас - мое сплошное горе ((((Самой кусок в горло не лезет, потому что детё голодное:(

27.07.2007 00:53:14, Тина

У нас всё наоборот... Ребёнок ест только взрослую пищу (в год и месяц), причём все старается стащить со стола и отобрать у мамы с папой. А молоко совсем не пьёт! и кефир! :(Не знаю, что и делать...

24.05.2007 10:31:06, Ульяна

У меня сыну 2,6. Едим мы под мультики. Одни говорят, что это плохо другие просто разводят руками. Или еще законфетку. Причем, в садике он пытается есть сам. Насколько это плохо для ребенка?

07.11.2006 16:42:41, Эльвира

Моему сыну 2 года и 7 мес, очень плохо кушает...пьет молоко литрами и очень любит компоты соки и перекусы..печенье и т.п.
но может и сьесть первое тарелку или второе и все...стул норм вес норм рост норм...а я все переживаю когдаж кушать будет?

Моему сынишке 1 год. Я принципиально не развлекаю его за едой, т.к. был перед глазами пример соседского малыша, который ел только с песнями-плясками, игрушками и т.п. А насчет апетита, которого у нас нет, участковая медсестра сказала, что когда режутся зубки детки могут вообще ничего не есть, ничего страшного. Звучит это страшно, особенно из уст медработника. Мой сынишка ест как положено примерно 3-4 дня за 2-3 месяца, а все остальное время сосет сисю и пьет нарине. Иногда отказывается и от нарине. Суп я даже не предлагаю, съел бы хоть мясо, пусть даже без овощей. Прочитала все отзывы и успокоилась насчет питания.

03.04.2005 17:15:54, Ирина

Моей 1.3 с едой я уже намучилась...утром 100 гр кисломолочной смеси...через 3.5 часа 2 ложки картофельного пюре...в обед суп 100 гр в полдник только сок и 2 ложки творога...на ужин когда ка и все это ее совершенно не беспокоит-носится как угорелая...а между тем везде пишут что дети за кормление должны съедать минимум 200гр еды....весим всего 9500...врыч ругается говорит совсем заморили голодом....а что я могу сделать? вот не ест...и все...как я только не изощрялась

Моему сыну сейчас 1г 8мес. До года еще можно было накормить с песнями и плясками, потом я рыдала над тарелкой вместе с ним и выбрасывала еду в мусорник. А потом нам аллерголог (у нас диатез) прописала биодобавки:йогурт в капсулах, бифидумбактерин, и таблетки с эхинацеей для иммунитета. И ребенок стал есть. Сначала молотую пищу, а теперь начал проявлять интерес к кускам, даже мяса

28.05.2004 13:14:59, Наташа

28.05.2004 12:55:45, Наташа

Моей Мышке 1 год 9 месяцев. Начиталась я всяких отзывов - вроде немного полегчало. Едим по одним критериям плохо, по другим -хорошо. На завтак съедаем стаканчик йогрута или творожок, потом выпивает бутылку молока. В принципе для завтрака нормально. Ест завтрак когда как, когда с уговорами, когда без, в общем на четверку. Дальше идет прогулка, в 13-30, около 14.00 начинается так называемый обед, который как правило не съедается. Получается вместо обеда легкий полдник. На это мы все уже закрыли глаза, правда я не знаю как она будет обедать в садике. Потом мы спим, а после сна обычно пытаемся накормить обедом. Вот тут в ход идут всевозможные ухищрения, что мы только не делаем: и рисуем, и кормим игрушки, и мобильный телефон разбираем или какую-нибудь другую технику, даже муху поймали в банку и наблюдали что она там делает. Причем все "развлекалки" работают только один раз, в следующее кормление даже не пытайся повторить. Ситуация резко меняется, когда в выходние дни я забираю ребенка от моей тети, которая сидит с ней пятидневку, домой. У меня она отказывается есть нормальную пищу категорически, я никак не могу понять причину: то ли это своеобразный знак протеста (очень сильно скучает по мне в будни, может мстит за то, что отдаю ее к тете), то ли вредность, то ли еще что-то. Я работаю, поэтому вынуждена была отдать ее. Сначала с ней сидела свекровь, прошло 2 месяца и она отказалась. У свекрови она похудела, т.к. у нее политика такая - ребенок должен чуть ли не в 1 год сидеть за столом, держать ложку и самостоятельно есть. Естественно она Машу не отвлекала, а та в свою очередь ела совсем мало. Хотя ее не заставляли, ела все равно мало, аппетит не появился в течении двух месяцев (я думаю это приличный срок). Потом Машу перевезли к моей тете: первую неделю ела на пятерку - все и много, а потом все вернулось на круги своя. Тетя неумолима: пока ребенок хоть что-то не съест, не отстанет. И самое главное у нее получается, как ни у кого больше. Повторюсь: в выходные у меня ест отвратильно. Передо мной постоянная дилема: кормить с "игрушками" или кормить по желанию ребенка, которого по-моему нет как такового. Зато всякие вкусности уговаривать есть не надо, как и всех детей. Вот вам и вопрос: как быть? Кто прав: свекровь или моя тетя?

03.06.2003 11:32:15, Вика

Моей дочери 1.8. До года и пяти ела только простоквашу и фрукты. Часто желание дать лишнюю ложечку заканчивалось фонтаном. Мясои овощи начала есть три месяца назад, стащив кусочки с наших тарелок. По-прежнему ест неохотно, но с понимаем того, что это необходимая процедура. Однако мой совет мамам: наберитесь терпения. А главное не мучайте себя сомнениями, голоден ребенок или нет?

18.04.2003 03:08:17, Tatyana

Нам 1.8, едим тоже не здорово. Но мне кажется,если пока не дошло до аномалий (рвота при виде тарелки), то не надо усугублять. Ребенок не камикадзе, захочет есть - поест. На ужин нам помогает кушать с папой из общей тарелки, даже добавки класть приходится.

25.03.2003 14:11:01, Kat

Мамочки, подскажите, что делать? Дочери 1,4 года, ест просто ужасно: на завтрак и ужин 60 гр. молока, обед только мясное пюре 200 грамм и целый день надувается соками и компотами, фрукты,но только натуральные, а не баночные пюре. При таком питании остается позавидовать ее энергии, скачет как жеребенок. При этом раньше ела "за себя и за того парня", а сейчас лишней ложкой пытать можно.

09.03.2003 01:10:57, Ася

Я думала, что только я ращу двух уникумов. С рождения пляски и с сыном (6) и с дочкой (1,3). Не могунайти объяснения, месяцев 8 она вдруг начала кушать! Да еще как! За 5 минут опусташалась приличная порция. Длилось это счастье месяца 3. И все вернулось накруги свои. Вы думаете ее прибавка в весе изменилась тогдабольше, чем сейчас? Нет. Минидевочка -8,5 кг. Куда девается еда? Получается,что то что я впихиваю в нее на пользу не идет?

24.02.2003 01:37:51, Инга

Комментировать статью "Малыш не хочет есть"

Тоже не хочет в садик, а хочет сидеть с дома бабушкой. Мой ребенок комментирует ситуацию с тем мальчиком кратко, что того никто не обижает, все очень любят, просто мальчик не любит спать в саду. А наш не любит есть в саду и каждое утро просит меня сказать...

У каждого школьника рано или поздно появляются проблемы с теми или иными предметами в школе. И совершенно не важно, сколько ребенку лет. Что делать родителям в такой ситуации – пытаться помочь или позволить ребенку самому решить, нужно ли ему знать данный предмет на высоком уровне? Многие, конечно, сразу скажут, что думать тут не о чем и нужно обязательно помочь. Но! Вы задумывались о желаниях Вашего ребенка? Ведь проблемы на пустом месте не возникают, не правда ли? Возможно, что Ваш малыш...

Вы вышли на работу и ребенок остался дома с няней. Вы скучаете по малышу и хотите видеть его в течении дня. Чтобы иметь возможность в любой момент взглянуть на свое сокровище - установите камеру видеонаблюдения через интернет! Если есть необходимость оставлять ребенка с няней, родителям очень важно убедиться в том, что она хорошо относится к ребенку, ухаживает за ним, кормит, играет так, как было оговорено. Если ребенок совсем маленький, мамочке не хочется пропустить его первые слова и первые...

Здоровое, сбалансированное питание ребенка – это основа его полноценного развития. Хорошо конечно когда чадо уплетает все, что ему дают родители. А вот если отказывается кушать полезные продукты, приходится придумывать: «Как же все-таки накормить ребенка витаминами». Причин, по которым ребенок не хочет, есть витамины, бывают очень разными. Возможно это простое подражание родителям (которые для ребенка являются безусловными кумирами): «Почему мама заставляет меня съесть эту кашу и яблоко...

Мама меня спрашивает, как приучить малыша кушать самостоятельно: "Не столь давно, вспоминает она, - он хотел есть сам, но я отбирала ложку, чтобы не пачкался". А теперь мама б и рада позволить, и ложку даёт, и уговаривает, но сын отказывается наотрез. Что делать? Если ребёнок от чего-то (чему время пришло научиться) упорно отказывается, это верный признак, что с данным действием связаны неприятные ассоциации. Поэтому все исправления стоит начинать с большой паузы. Неделю-другую даже не...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Здравствуйте! Моему малышу сейчас 1год 8 мес. В марте хочу закончить ГВ. Как правильно это сделать? Много читала, что лучше это сделать постепенно, но сыночек висит на сисе круглые сутки, так что "постепенно" не получится.

Цельное коровье молоко может использоваться в питании детей первого года жизни только для приготовления каш в объеме не более 150 мл, но лучше «встречу» с коровьим молоком отодвинуть на срок после года! Творог и яичный желток - ценные источники животного белка и жира, минеральных веществ (кальций, фосфор и др.), а также витаминов А, группы В. Мясо содержит полноценный животный белок, количество которого в говядине, нежирной свинине, мясе кролика, кур, цыплят, индейки, конины доходит до...

Всем известна поговорка: Маленькие детки - маленькие бедки. Однако новоиспеченные родители вступая в новую для себя жизнь, тем не менее, постоянно ожидают того, что вот и станет легче. Как правило, самым трудным представляется первый год. С одной стороны такое ожидание помогает перенести тяготы новой жизни. Да закончатся колики, вылезут зубы, установится режим со сном и т.д. Действительно все ЭТО проходит. Однако с другой стороны такая позиция не дает истиной адаптации к новой роли, она лишь...

То есть в 10 утра съели 4 ложки каши, потом нормально поели в 19 часов. С одной стороны, я понимаю, что раз ребенок не ест, значит - не хочет. Предлагаю разные виды пищи: кашу, пюре, котлетку - все нажеввывает и держит во рту.

Нам 5 месяцев. уже месяц едим фруктовые пюре и соки, как покупные, так и сама делаю. Ввели безмолочную гречневую Нестле (развожу детской кипячёной водичкой Бебивита). Едим 4 дня: пару-тройку ложек съедаем и начинаем выплёвывать. Не знаю, что делать: продолжать давать, поменять кашу, что-то добавить в эту или отложить пока??? Спасибо за коментарии. Отвечу всем сразу. Во-первых, на счёт раннего введения. Наш педиатр сказала, что по новым нормам прикорм с 6-ти месяцев, но... в течении месяца...

Мы, взрослые, еще будучи детьми, планируем свою семью. Играя, мы распределяем роли: кто будет зарабатывать деньги, кто готовить еду, кто заниматься с детьми. Кроме представлений о будущей семье, мы берем во взрослую жизнь модель поведения в качестве родителей. Мы стараемся стать такими же, как мама и папа в том, что нам нравится и не поступать как они в том, что обижает и ранит нас. Мы думаем, что будем разрешать делать своему ребенку все, что он хочет: есть много сладкого, смотреть...

Первое время было ощущение, что есть он хочет, но вся еда ему не нравится. Теперь производит впечатление, что и есть ему не хочется. Я думала, может быть это возрастное, кризис 2х лет, была гипотеза, что летом дети меньше едят.

Не хочет есть - не нужно. В другой раз поест. Или не поест - тоже не страшно. Здоровый ребенок от голода не умрет.Только в перерывах не позволяйте кусочничать.

Ребенок все время хочет есть!. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. У малышей чувство голода и прочие физиологические штуки в разы острее, чем у взрослых.

Где-то с месяца малыш начал странно себя вести у груди. Грудь берет только когда очень проголодался. На засып - не хочет. у нас такое поведение было не из-за вкуса:) а из-за того, что ребенок хотел РЕЖЕ есть.

Не будем переживать, добавлять в чегой-то будем эти яйца.Может, не совсем обьяснила: я не хочу давать много мяса.Как правило, на обед в детском саду мясо есть, поэтому второй раз в день уж совсем не хочется.А так все время рыбу давать- есть не будет...

Как приучить есть реже?. Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Сейчас же всё ОК. Еще важно не заставлять малыша ждать - хочешь - ешь, не хочешь -не ешь - он постепенно привыкнет, что мама всегда рядом и не будет таким требовательным.

Я лично, по истечении 4 лет мучений уже плюнула, пусть ест или не ест, как хочет. При этом он много двигается, постоянно носится, но даже после ДВУХЧАСОВОГО катания на коньках он не хочет есть!

Говорить он тоже не хочет. Не хочет пробовать повторять. Говорит только мама, папа, пока, на и некоторые звуки, обозначающие животных. Мне кажется все у вас с малышом нормально. В два года Многие детки не едят сами, т.е они умеют, но едет сами не каждый раз, Да и начинают...

Принятие пищи может быть развлечением, во всяком случае, оно должно доставлять удовольствие и детям, и взрослым. Мы все приходим в этот мир с отличным аппетитом. Естественное, что в детстве мы едим больше, чем в зрелом возрасте. И все же, несмотря на прирожденный аппетит и удовольствие, какое мы получаем от еды, нередко ситуация может измениться. В какой-то момент мы вдруг замечаем, что наши дети проявляют равнодушие или даже выражают отвращение к пище, которую предлагаем им. Мы начинаем тревожиться, беспокоиться, возмущаться и, наконец, выходим из себя. Придумываем разного рода уловки, чтобы заставить ребенка поесть, и постоянно проигрываем сражение, потому что единственное, что здесь может принести пользу, - это НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗРЕШИТЬ ЛЮБУЮ ПРОБЛЕМУ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ ИМЕННО В ТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ, ЧТО НЕ НУЖНО НИЧЕГО ДЕЛАТЬ.

Оставим ребенка в покое. Ели он ощутит голод, он поест, а не захочет есть, то ни за что не будет этого делать. Перестанем упрекать его, заставлять, кричать, ругать, угрожать, что лишим фруктов и сладкого. ЛУЧШЕ ВООБЩЕ БОЛЬШЕ НЕ ВСПОМИНАТЬ О ЕДЕ. Не будем совсем говорить о ней за столом. И надо поступать так не день и не два, а добрых два месяца.

Однако осознать и применить этот совет на практике крайне трудно. Гораздо легче хоть что-то предпринимать, чем вовсе ничего не делать. Мы убеждены, что должны заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет, заболеет. Так нередко считают даже те мамы, чьи дети весьма упитанны. Иные родительницы видят в отказе ребенка от пищи пренебрежение к столь очевидному доказательству любви и понимания, какую заботу проявляют их близкие, предлагая им эту еду. Другая причина, которая побуждает нас действовать решительно, а не оставаться пассивным, заключается в том, что всегда легче идти проторенным путем, чем новым. Очевидно, мы полагаем вопрос питания ребенка настолько важным, что он не может не превратиться в проблему. И было бы наивно ожидать, что после знакомства с нашими советами родители на следующее утро уже изменят своё мнение и станут спокойно относиться к проблеме, которая еще вчера считалась столь значительной.

Одному моему знакомому, известному педиатру, нередко удавалось повлиять на убеждения обеспокоенной матери самым несложным приемом – он переносил разговор о проблеме питания с ребенка на домашнюю собаку. В самом деле, ведь никому обычно и в голову не приходит тревожиться из-за того, что наша собака отказывается от еды. Просто предполагается, что она где-нибудь что-нибудь перехватила. И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНОГО ПОЯВЛЯЮТСЯ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАЧИНАЮТ БЕСПОКОИТЬСЯ, ПОЧЕМУ ОНО НИЧЕГО НЕ ЕСТ. Те же самые встревоженные мамы не могут не признать, что собака, если голодна, может даже укусить того, кто вздумает отбирать у нее еду. Вот в этом-то всё и дело! Если мы станем обращаться с ребенком подобным же образом, к нему вернутся и первоначальный аппетит, и удовольствие от еды. Питание человека столь тесно связано с разными правилами и условностями, что мы легко забываем о главном: потребность в еде врожденное, инстинктивное чувство и никуда от нас не уйдет.

В заключение следует посоветовать: ЕСЛИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, ОТКАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ОТ ЕДЫ, НЕТ СЛЕДОВ АПАТИИ И ОН ДОСТАТОЧНО АКТИВЕН, МЫ ДОЛЖНЫ НАЧИСТО ЗАБЫТЬ О ПРОБЛЕМЕ ПИТАНИЯ. Только так мы добьемся того, что наше дитя будет любить и нас, и еду, и самого себя еще сильнее прежнего.

Аллан Фромм
Глава из книги «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации».

Добавить комментарий

Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.

Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.

У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: "Мне это не нравится!", они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи - один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).

В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.

Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. "Еще два кусочка", "Сначала морковка, а потом хлеб", "Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!". Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть ("Ну еще один кусочек"), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.

Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете , и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.

Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.

Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое ("Доешь курицу, и я дам тебе торт"), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети "читают" наши поступки так: "Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я".

Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.

Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде. Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент.

Я искренне верю, что совместная трапеза может быть приятной, даже если за столом сидят дошкольники. Взрослым всего лишь необходимо поменять свои ожидания относительно того, как нужно есть вместе. Если не выяснять, кто главный, во время еды, предоставить детям некоторый выбор и сделать прием пищи поводом для общения, то дети смогут научиться хорошо (и даже замечательно) и правильно питаться.

Всегда ешьте за столом. Детям нужен порядок, чтобы научиться питаться по правилам, а стол - специальное место для приема пищи. Получив приглашение сесть за стол, они понимают, что пришло время поесть и надо отложить все другие дела. Нельзя разрешать малышам смотреть во время еды телевизор или пользоваться гаджетом. Во время еды - только еда и общение и больше ничего.

Сидите на своих местах. Дошкольникам нравится сидеть на одном и том же месте, и остальных они тоже хотят видеть на постоянных местах. Это сродни режиму: стабильность успокаивает. Когда у каждого члена семьи есть свое место, формируется своеобразный ритуал, настраивающий на прием пищи.

Сидите рядом с детьми, ешьте мало. Возможно, вам не захочется есть в пять или полшестого вечера или будет некомфортно от суеты, которую создает малыш. Это можно понять. Но поскольку еда - это общение и поскольку дети усваивают правильный порядок действий, подражая взрослым, даже если это для вас не главный прием пищи, важно, чтобы вы сели за стол вместе с ребенком и перекусили чем-то легким. Иначе как они научатся правильно вести себя за столом, если у них не будет образца для подражания?

Обсуждайте за столом все, кроме еды. Так ребенок научится общаться и не обращать внимания на то, что он ест. Некоторым родителям трудно на это настроиться. Но представьте, что бы вы чувствовали, если бы ваши друзья стали комментировать то, как вы едите. Или, может, вы помните, как вас обсуждали родители: "Что, невкусно? Почему ты так мало съела?". Вообще-то дети съедают гораздо больше, если никто к ним не присматривается и не делает замечаний.

Обсудите, что происходило сегодня днем или чем дети займутся на выходных, что-то для них актуальное. "Я думала о нашей прогулке в парке. Помнишь ту собаку, которую мы видели? Она так громко лаяла". Такие беседы за столом доставляют удовольствие и учат детей вести себя в обществе других людей. При этом дети едят, не думая о самой еде. Однако не нужно ждать от ребенка, что он всегда будет участвовать в разговоре. Вы можете говорить в основном сами.

Когда ребенок поел, его время за столом закончилось. Большинство детей, особенно двух и трех лет, не будут сидеть за столом, если они все съели, и неразумно ждать этого от них. Скажите им: "Ты знаешь, что наелся. Если все - иди поиграй. Ужин закончен". Так вы покажете, что доверяете детям самим решать, когда они наелись. И еще вы закрепите важную установку: сидят - когда едят, встают - когда наелись.

Малыш кидает еду? Это значит, что он уже сыт. Вы можете прокомментировать его поведение так: "Я вижу, ты наелся. Можешь выходить из-за стола". Уберите тарелку ребенка, чтобы он понял, что вы имеете в виду. Если он кидает еду, едва начав есть, предлагаю сказать: "Мы не бросаемся едой. Если ты доел, я забираю твою тарелку", чтобы ребенок имел возможность еще поесть. Но если он не прекращает - значит все.

Вы покупаете еду, вы ее подаете на стол. Если вы довольны тем, что попадает на стол, то подумайте, почему вас волнует вопрос о том, что вы едите. У маленьких детей аппетит меньше, чем мы предполагаем, и невозможно предугадать, что именно они съедят. Лучше положить на тарелку разную еду, и пусть ребенок сам выберет, что ему хочется. Некоторые начнут привередничать и вообще ни к чему не притронутся; уважайте это решение.

Пройдитесь с ребенком по магазинам. Сходите в продуктовый магазин или на рынок, где продается фермерская продукция. Пусть ребенок поймет, откуда в доме берется еда, и почувствует гордость, что делает то же, что и взрослые.

Не будьте занудой-поваром. Если ваш ребенок отказывается от какой-то пищи, но вы позволили ему выбрать из того, что он точно ест, тогда он может принять решение самостоятельно. Всегда подавайте на стол как минимум одно его любимое блюдо (у моих детей это был хлеб!). Иными словами, не надо указывать ребенку, что и в каком количестве есть, как только пища оказалась на столе.

Не обещайте ребенку лакомства для того, чтобы он доел основное блюдо. Сладости слишком привлекательны и полностью займут мысли малыша. Он начнет их клянчить и ни о чем другом даже думать не захочет. Избегайте этого и не заманивайте его никакой едой. Лучше пусть вся пища воспринимается одинаково. Вы все еще воюете за столом? Пусть дома не будет той еды, которая провоцирует конфликты.

Не рассчитывайте на хорошие манеры в этом возрасте - демонстрируйте их сами. Ваш ребенок берет пример с вас. Если вы относитесь к нему с уважением, сами говорите ему "пожалуйста" и "спасибо" и хорошо ведете себя за столом, он научится вежливости, когда станет старше.


Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом - это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру "У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?". Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое - и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: "Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!". Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: "Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?" и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и на¬слаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

Обсуждение

А как же пословица: Когда я ем я глух и нем? Если ребенок будет болтать за столом, он тогда точно ничего не съест...

19.03.2019 09:51:40, Оксанаа

А если ребенок не ест вплоть до боли в животе? И эта больше наступает сразу как только убрали последнюю тарелку со стола? И целый день стоять на кухне, готовить разные блюда, чтобы ребенок отрицал одно за другим?
А про педиатров: их ВООБЩЕ НИЧЕГО не волнует. Они закрывают дверь кабинета и забывают о том, сколько судеб они испортили.

16.09.2018 09:38:02, Москварека

Комментировать статью "Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов"

Ребенок отказывается от еды. Как накормить ребенка с плохим аппетитом. Образа бегающих за мною или братом родителей с ложкой в руках в воспоминаниях не сохранилось. Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов.

Ребенок отказывается от еды. Как накормить ребенка с плохим аппетитом. К примеру, если ребенок с рождения сам не будет ощущать чувства меры, если его собьют суперзаботливые... Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов. Почему нельзя заставлять детей есть.

Сын перестал есть. Здоровье. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Где-то с год он перестал есть. Никогда проблем с едой не было с рождения до сегодняшнего момента.

Ребенок, который начиная с 5 месяцев ел все подряд так, что за ушами свистело, едва ложку успевали подносить, уже 6 дней отказывается от еды. От нормальной еды, которую всегда ел - каши, овощи с мясом, омлет. Просто отварачивает голову категорически, впихнуть невозможно.

Ребенок отказывается от еды. -- посиделки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Пробовала из бутылки-все тоже самое, полпорции. Я уже начинаю нервничать, что делать - к врачу или это такие периоды?

Малыш не хочет есть, или Как накормить ребенка. Я мечтаю, что буду вкусно готовить своему ребенку, а он все будет уплетать за обе щеки. привет. я своего сыночка до года кормила грудью, и считаю что это самое полезное для укрепления Ребенок после года...

Как накормить ребенка?. Питание. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

Отказывается от еды. Питание, введение прикорма. Ребенок от рождения до года. Совершенно уже не знаю что делать. Сыну 5 месяцев, уже вторую неделю он живет почти на голодном пайке. Ребенок не простой, в 3 недели тяжело переболел менингоэнцефалитом...

нормальненько едим уже два года почти нордик утром. с маслом сливочным и сахаром. когда варю, когда в микре делаю. не вкусные Какие продукты и в каких количествах необходимы ребенку в возрасте от года до трех лет. Что касается деления суточного объема (в том числе...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Чем кормить 1.5 годовалого аллергика. Раз уж время есть спрошу не тока про прививку от гриппа.Ване 1,5 года сидим на Фрисопепе с 2 ...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и Чем кормить ребенка 2 ,5 года. Пожалуйста, подскажите. Завтра ко мне привезут ребенка на день (у Как накормить волков и сохранить овечек? (очень длинно) автор этой темы.

Все Вы делаете правильно. Отказ от еды на фоне болезни - нормально. Еще никто не умер с голоду, пока не отказывается от питья. Отказ от еды - нормальная защитная реакция при болезни, там более с такой температурой. В 12 лет случайно проткнула пятку гвоздем.

Раздел: Питание (почему ребенок худеет). Помогите ребенок худеет, отказывается от еды наотрез!!! Потому что если б я этого не делала, то он бы вовсе не ел. Были периоды когда от всего отказывался и я варила 4 раза в день его любимый куриный бульон с вермишелькой и...

Ребенок отказывается от еды. вот уже 3 -й день Мироша кушает в два раза меньше. При острой инфекции нагрузка на печень высока, и потеря аппетита является защитной реакцией организма Ребенок может отказываться от еды, мучаясь ревностью к новому брату или...

Малыш не хочет есть, или Как накормить ребенка. В далекие времена, ребенка кормили грудью до 2 - 3 лет. Сегодня эта тенденция возвращается. Перед тем, как начать отучать ребенка от грудного молока, следует убедиться, что он к этому готов.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. У нас это проблем не вызывало - я держал (если требовалось) а Кирушка кормила. Или использовали коляску.

Как накормить ребенка фруктами? Малышу уже 2 года и за все время он не съел ни одного свежего фрукта или овоща. Никакие уловки не помогают, уже и в блендере перемалывала и сахар добавляла, и пример сверстников по поглащению фруктов, ну никак...

Питание ребенка от года до полутора лет. Вашему ребенку исполнился год. Очень хорошо, если вы продолжаете кормить ребенка грудью утром и на ночь. Малыш не хочет есть, или Как накормить ребенка. В далекие времена, ребенка кормили грудью до 2 - 3 лет.

Как накормить ребенка без детского стульчика? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие КАК кормить?. Искусственное вскармливание. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Сын отказывается от выпускного. И что делать теперь? Выпускной. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста Сын категорически отказался от такого выпускного. Ребенок отказывается от еды. Накормить или разобраться?

Процесс поиска и поглощения пищи - основа существования всего живого. Какой биологический вид ни возьми - и поведение, и анатомо-физиологические особенности, и среда обитания, и сезонность размножения ориентированы, прежде всего, на принципиальную возможность добывать себе пропитание.
Нет еды - и птицы улетают в теплые страны, а медведи укладываются спать. Нет еды - меньше рождается детенышей. Нет еды - нет жизни. Самые черные страницы в истории человечества, самые страшные времена ассоциируются с голодом. Страх остаться без пищи - подсознательный, инстинктивный. Наесться самому и накормить потомство - что может быть важнее!
Осознавать, что ты можешь принести в дом еду, видеть, как твой ребенок добытую пищу поглощает - это подлинный бальзам на душу, реализация заложенной в нас генетической программы, направленной не только на размножение, но и на вскармливание детенышей.
Качественный и количественный состав еды, предназначенной для вскармливания отпрысков, определяется материальным благосостоянием семьи (и в этом принципиальная особенность человека как биологического вида). Неудивительно, что избыток продуктов питания вообще и наличие продуктов редких, дорогих и недоступных другим в частности, рассматривается в качестве мерила родительской любви. Еще раз подчеркнем - это восприятие, как правило, неосознанное, подсознательное. Когда наш ребенок охотно ест добытую еду, когда эта еда вкусная, разнообразная и качественная - нам хорошо. Когда еды нет или мало, когда выбор продуктов невелик - нам плохо.
Ощущать, что твой ребенок защищен, что он ни в чем не нуждается, что он не хуже других, что он сыт, - первейшая родительская потребность. Любое отклонение порождает психологический дискомфорт, стремление что-то изменить. Стремление это очень часто не подвластно законам логики и здравого смысла, но инстинкт требует накормить детеныша! Накормить любой ценой! А он иногда не хочет. И это невыносимо. Ибо противоречит привычным для нас основам бытия, не дает возможность реализовать родительский инстинкт, провоцирует внутренний надлом и страстное желание немедленно, срочно, любой ценой ребенка спасать. Ибо так жить нельзя: с таким трудом добытая еда оказывается невостребованной, а ведь он должен расти, как же так можно, словом, так жить нельзя...

Не хочет или не может?

Это первый и важнейший вопрос. И не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть это одно, а невозможность есть - это принципиально иная ситуация, а родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.
Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит есть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.
Описанное может быть обусловлено:

    проблемами с поступлением еды: плоский сосок, «тугая» грудь, маленькая дырка в соске;

    проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль: молочница и другие варианты стоматита, воспаление десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубная боль, воспалительные процессы в области глотки (тонзиллит, фарингит);

    проблемами в кишечнике: у грудных детей совсем нередкой является ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе;

    нарушением дыхания: если у малыша «забит» нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным;

    вкусом еды: соленая, кислая, горькая и т. п. - кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил, индивидуальная непереносимость конкретного продукта - трудно ведь отрицать, что есть дети, у которых попадание в рот манной каши провоцирует рвотный рефлекс;

    физическими характеристиками пищи: горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать еще не научились, вот и давимся.

Родителям не всегда удается определить истинную причину невозможности есть, но отличить нежелание от невозможности, с учетом вышеописанного, совсем не сложно.
Если действительно хочет, но не может - это вполне закономерный повод к тому, чтобы обратиться за медицинской помощью.

Может! Но не хочет!

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие саму возможность есть, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет! И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему? Почему наше любимое дитя отказывается от такой вкусной, такой полезной и такой необходимой ему еды?
Для начала следует немножко отвлечься и разобраться с очень важным понятием, к которому мы неоднократно будем обращаться. Речь идет о таком известном слове, как аппетит .
Классические определения:
Аппетит - желание есть, позыв к еде {Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, М.: Русский язык, 1984}.
Аппетит (лат. appetitio - сильное стремление, желание) - приятное ощущение, связанное с предстоящим приемом пищи {Энциклопедический словарь медицинских терминов, М.: Советская энциклопедия, 1982}.
С учетом этих определений понятно, что субъективные желания и ощущения, к коим понятие «аппетит», безусловно, относится, могут иметь разную степень выраженности - от умеренного снижения до полного отсутствия аппетита, проявляющееся в реальной жизни полным отказом от какой бы то ни было еды.
Теперь, когда с терминологией разобрались, можно и к вопросу вернуться, поскольку, вопрошая: «почему же все-таки дитя отказывается от вкусной, полезной и необходимой еды?», мы можем иметь в виду не только полную потерю аппетита, но и его снижение.

Почему? Потому, что заболел...

Причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам - болезнь. И это действительно так. Ибо снижение аппетита - типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.
Для начала рассмотрим болезни острые, т. е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте речь чаще всего идет об острых инфекционных, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем (!) большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными действиями, и следовательно, доказавшими свою правильность в ходе естественного отбора.
А какое действие в начале болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью, и симптом этот общий для всех млекопитающих. И больная кошка, и больная мышка есть не хотят.
На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды... Но это только на первый взгляд.
Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции - активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых - сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особо выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику в такой ситуации, мягко говоря, не до еды.
Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни, даже термин специальный для этого существует -«кишечный синдром». Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей покормлению заболевшего дитя.
Печень - важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный «борец» с инфекциями. Именно печень - активный участник синтеза иммуноглобулинов - тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень - мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита - важный защитный механизм, преследующий очевидную цель: дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.
Становится понятным следующее: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка - абсолютная норма. Чем серьезнее нагрузка на организм - тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.
С болезнями хроническими, длительными - ситуация не так однозначна. Растущий детский организм относительно быстро адаптируется к переменам, и аппетит сохраняется. При некоторых болезнях (например, при сахарном диабете) аппетит даже повышается, но в целом прослеживается вполне четкая тенденция - если болезнь приводит к уменьшению затрат энергии (ребенок не может двигаться или двигается мало), то это отражается не столько на аппетите, сколько на количестве съедаемой еды. И только при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях возникает резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды. И это всегда очень серьезно...
Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

    главным критерием частоты и объема кормления является аппетит;

    попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Очевидно, что качественный состав еды зависит от того, с какой конкретной болезнью мы имеем дело - понятно, что при кишечной инфекции, вирусном гепатите и переломе ноги выбор продуктов, позволительных для употребления, будет, мягко говоря, разным. Но диетотерапия конкретных болезней не является темой нашего общения. Наша задача - выработать тактику родительских действий по отношению к конкретному симптому под названием «снижение аппетита ». И вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т. е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ему выздороветь - скорее наоборот.
Совершенно особый случай - отказ от еды , обусловленный не телесными, а душевными расстройствами: когда девочка-подросток начинает бороться с полнотой и превращает эту борьбу в смысл своей жизни, когда отказ от еды является, наряду с другими расстройствами общения и поведения, одним из симптомов явной психической болезни. Понятно, что в такой ситуации все приведенные выше рассуждения касательно печени и кишечника теряют значение. Но и здесь алгоритм родительской помощи состоит не в том, чтобы любой ценой накормить, а в том, что с помощью специалиста (детского психолога, врача-психиатра) устранить истинную причину болезни.

От чего зависит аппетит?

Больной ребенок отказывается от еды... Такое положение вещей хоть и горестно для родственников психологически, но в целом понятно. Любой взрослый человек отдает себе отчет в том, что это временно, что болезнь виновата. Очень помогают успокоиться воспоминания из собственного «болезненного» опыта: «Я ведь, когда болею, тоже кушать не хочу».
Совершенно другие мысли посещают любящих родителей в ситуации, когда никаких признаков болезни нет, но и аппетита тоже нет. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение - есть все-таки болезнь, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т. е. нормальную, естественную основу.
Для того чтобы это понять, следует знать и учитывать факторы, способные оказывать влияние на выраженность аппетита . Рассмотрим эти факторы поподробнее.
1. Индивидуальные особенности обмена веществ , свойственные и детям, и взрослым. Это каждый может подтвердить, основываясь на многочисленных бытовых примерах. Петя и Саша едят одинаково, Петя худой, а Саша толстый. Худая Маша ест много, а толстая Лена - мало.
По большому счету, имеет ведь значение не сколько еды ребенок съел, а сколько из съеденного усвоится и на сколько хватит этого «усвоенного». Здесь может быть вполне уместна не очень корректная, но понятная техническая аналогия: один автомобиль «съедает» 20 л бензина на 100 км пути, а другой, в тех же условиях, - только 5 л.
2. Интенсивность выработки гормонов . Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте, гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается аппетит. Интенсивность роста зависит и от генетических особенностей. Если родители Васи под два метра ростом, то Вася, скорее всего, будет есть больше, чем Сережа, папа которого имеет метр шестьдесят, да и то в кепке.
Существуют и сезонные закономерности: зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом - активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом получше.
3. Уровень энергозатрат . Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, двигательной активностью. Здесь все вполне очевидно - чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Образ жизни

Из трех перечисленных факторов, определяющих выраженность аппетита у здорового ребенка, два совершенно не подвластны родительскому влиянию. При всем желании, мы не можем воздействовать ни на выработку гормонов, ни на индивидуальные особенности обмена веществ. Но регулировать энергозатраты - это однозначно в компетенции родителей.
Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела: чем теплее и комфортнее, чем больше одежды - тем меньше энергозатраты, хуже аппетит.
Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим - основные элементы, характеризующие такое общеизвестное понятие, как «образ жизни». Вполне очевидно, что и потребление пищи находится в этом списке, а взаимосвязь составляющих очень велика.
Давайте со стороны и, по возможности, объективно посмотрим на классическую, в рамках нашего бытия, ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев, семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенку не бывает холодно - на шубку, носочки и обогреватель средства всегда находятся. Ребенок посещает детский сад или школу, тщательное выполнение уроков всячески контролируется, и времени на занятия не жалко. Не редкость - дополнительные нагрузки в виде, опять-таки, занятий (иностранный язык, музыкальная школа, развивающие игры и т. п.). А в свободное от учебы время мы играем на компьютере или смотрим телевизор.
Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет его родителей!
Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни - когда растут и формируются внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье, - так вот, именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Это не столько проблема родителей, сколько проблема общества в целом: вся система школьного обучения - это система противопоставления интеллекта и здоровья. А популярные в дошкольном возрасте развивающие игры сплошь и рядом - перекладывание кубиков в замкнутом пространстве в окружении ковров и мягких игрушек.
Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, - осуществить коррекцию образа жизни, дабы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе - это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.

Классические ошибки

Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий со стороны родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у него аппетита. И, уподобив себя страусам, пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив его «любой ценой», и апеллируют к нормам.

Поиск болезней

Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, очень длительных и очень опасных болезнях. И снижение аппетита - лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, - совершенно нереальна.
Тем не менее, осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен «ненормальностями» системы воспитания, очень сложно - это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой... Вместо просмотра очередной мелодрамы прогуляться перед сном... Провести выходной не на диване, а на природе...
Это очень (!) непросто. Этим и заниматься не очень хочется.
Это не с нами что-то не так, это с ним беда.
К врачу!!!
- Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвал.
- Так, может, он не голодный?
- Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит НИКОГДА! Он наверняка болен. Очень болен!
Самое грустное в этой ситуации состоит в том, что:

    не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником (заложником) родителей в очень благодарном (!) процессе поиска болезней;

    указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни;

    при отсутствии реальных жалоб вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой хвори очень мала;

    всегда могут помочь анализы и обследования.

Это вылечиться сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, - элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой - позволяющие расставить точки над i, обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
Проще всего сдать анализ кала - в нем обитает множество самых разнообразных бактерий (около 400 видов), количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей медицинской наукой нормы, и тогда мы узнаем, что у дитя «страшный дисбактериоз». Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк - чем не болезнь! Если сделать УЗИ печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей... Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно, - аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды и т. д. и т. п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей - сколько угодно. Да и как им не быть - малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха и активные интеллектуальные занятия снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

Кормление «любой ценой»

Кормление «любой ценой» - самый распространенный способ решения проблем с аппетитом; родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача - сломить сопротивление не желающего есть ребенка, а тактические приемы - весьма и весьма разнообразны.
Превратить процесс еды в процесс игры: ложка - автомобиль, а рот - гараж, у-у-у-у, поехали....
Отвлечь - чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки.
Пообещать награду за пустую тарелку - прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк.
Пригрозить - вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь - и т. д. во множестве вариантов.
Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит - это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник - вот иаппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно - значительная часть без аппетита съеденного толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг - система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. Как тут не вспомнить, что каких-нибудь 100 лет назад, когда ни УЗИ, ни дисбактериоз никому не были ведомы, главным лекарством для лечения большинства проблем с животом вообще и с аппетитом в частности было слабительное - касторовое масло. Знаменитая касторка прекрасно очищала кишечник и, разумеется, улучшала аппетит (сяду на горшок - съем пирожок).

Нормы

Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить очень часто является ложная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться пять раз в сутки, а у нас четыре с трудом получается...». «На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное - реальные поводы для переживаний и суеты.
Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья вполне очевидны - физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да-да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.
Еще один аспект - народные (ментальные) представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса - вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы «Какой он у вас худенький» или «Вы что, его не кормите?!» способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию «несчастного» младенца.

Избирательный аппетит

Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты - их он ест с аппетитом, от других - отказывается.
На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные - такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток пренепременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого, трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.
Ребенок может отказаться от еды, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается...
Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют - дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет...
Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами.
Если вы, именно вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение - не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, - это чувство голода. Важно только, чтоб через два-три часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность этого лечения - состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом после двух подряд отказов от супа кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
Еще одна проблема - когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки - только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.
Частный случай избирательного аппетита - еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать вкусности (конфетки, печенье, шоколадки, апельсинки и т. п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой - в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т. д.). Если отсутствие аппетита - реальная проблема, то следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась.

Итоги

Отказ ребенка от еды ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать как трагедию. Не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.
Это взрослые дяди и тети превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед, ужин... И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным.
Главный закон - количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона - аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней.
Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить еду в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.
Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом - это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным потребностям этого детеныша.
И это будет хорошо...