Что такое алфавит, как он возник и где? Появление алфавитов

Все виды письменности не выдержали конкуренции алфавита. Алфавиты, их еще называют фонематическими алфавитами, представляют собой набор букв, которые, как правило, выстраивают в определенном порядке. Каждая из таких букв представляет собой одну или более фонем. Как правило, буквы делятся на гласные и согласные. Это деление имеет свои особенности в каждом из языков, буквы, что вполне естественно, используются для того, чтобы слагать слова.

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавитаальфа и бета . Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроены английское слово abecedary или русское азбука (по названиям в первом случае четырех, а во втором – двух первых букв, соответственно, английского и церковнославянского алфавитов).

Вообще-то происхождение алфавита окутано тайной, и лишь поздние этапы его истории сравнительно ясны. Кириллица, используемая в настоящее время в России и некоторых странах Восточной Европы, была изобретена в IX веке нашей эры святыми-просветителями Кириллом и Мефодием. Она основана на греческом алфавите с добавлением нескольких дополнительных букв. Современный западный алфавит (используемый англичанами, французами, испанцами, немцами, итальянцами и некоторыми другими народами) идентичен латинскому алфавиту, который использовался при Римской империи; единственным различием являются буквы J, U и W, добавленные в Средние века (для обозначения этих звуков римляне использовали I и V). Это мы знаем достоверно, как и общее происхождение греческого и латинского алфавитов.

Финикийцам, ведшим постоянные торговые записи нужно другое, письмо простое и удобное. Они и придумали алфавит, в котором каждый знак - буква - означает лишь один определенный звук речи. Они произошли от египетских иероглифов.

Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они согласные, по тому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоявший из согласных букв.

Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками, но в греческом языке, в отличии от финикийского большую роль играли гласные звуки.
Греческое письмо явилось исходным для развития всех западных алфавитов, первым из которых был латинский.

Алфавит как система письма, отражающая звуки языка, имеет множество преимуществ перед неалфавитными системами письма – но именно это его свойство таит в себе и определенную опасность. Живые языки постоянно изменяются, тогда как алфавиты, зафиксированные печатными и рукописными текстами, имеют тенденцию быть более устойчивыми к изменениям. В результате снижается степень пригодности алфавита, степень его способности отражать звуковую систему языка.

Латинский алфавит, будучи применен к английскому языку, содержит три «лишних» согласных буквы – c, q и x – и обнаруживает нехватку шести других букв, которые нужны для передачи специфических согласных звуков английского языка. Это звуки, которые произносятся на конце слов bath [q], bathe [ð], splash [š], much [č], beige [ž], bring . Для передачи этих звуков в английском письме имеются диграфы, например, th, sh, ch, ng, однако они в лучшем случае не полностью справляются со своей задачей. Например, звук [š] может быть записан не только при помощи сочетания букв s и h (как в слове shape ), но также через ch (chartreuse ), через ti (nation ) и через s (sugar ). К тому же диграфы не всегда передают один и тот же звук. Так, ch читается как [k] в словах chlorine и technique ; th читается как [t] в имени Thomas , и пропускается (в разговорной речи) в слове clothes . Положение с обозначением английских гласных ничуть не лучше. Буква а , например, читается пятью различными способами в словах same, cat, ball, any и star. Буква o читается по-разному в словах hot, to, go и (в большинстве вариантов английского языка) for. Напротив, один и тот же гласный звук может передаваться на письме различными способами. Например, звук [u] записывается восемью разными способами в словах soon, chew, true, tomb, rude, suit, youth и beauty.

Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Талантливый лингвист, Кирилл, создавая славянское письмо взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами, Некоторые из них сохранились в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита. Итак славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

Как известно, из славянских языков первым получил литературное употребление язык церковнославянский. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука - глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы: к ХIII в. она почти полностью исчезла. Здесь не место распространяться о том, какому славянскому племени принадлежал этот язык болгарам или паннойцам.

Наиболее ранние образцы шумерской письменности – это бирки (обычно из глины)с печатью и пометкой о количестве, которые привязывали к предметам или животным. Затем появились более сложные учетные таблицы. Выдающимся достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком. Например, пяти коровам соответствовали пять овалов и изображение коровы, а не пять рисунков коровы, как в различных предписьменностях. Постепенно система усложнялась. Появились стандартные знаки – иероглифы, с помощью которых было легче изображать конкретные часто упоминающиеся вещи – солнце, корову, птицу и т.д. Знаки-рисунки начали использовать и для близких по смыслу слов: например, иероглиф “солнце” стал означать “яркий”, “свет”, “день”.

Для некоторых понятий использовалась комбинация знаков. Так, слово “рабыня” обозначали двумя рисунками – женщины и горы,– поскольку рабынь в Шумер привозили обычно с гор. Постепенно значки все менее походили на рисунки. У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных черточек, очень отдаленно напоминавшие прежние рисунки. Возможно, внешний вид шумерского письма связан с тем, что знаки выцарапывали на мокрой глине. По форме клинообразных черт шумерское письмо и его наследники в Междуречье назвали клинописью.

Появлению алфавита предшествовало несколько этапов в развитии способов письменной фиксации речи. Традиционно в истории письма среди доалфавитных систем выделялись письменности пиктографические (рисуночные) – изображения конкретных объектов, их же и обозначающие, и идеографические, передающие некоторые отвлеченные смыслы (идеи), чаще всего через изображение ассоциированных с этими смыслами конкретных объектов. Идеографические письменности также назывались иероглифическими – по названию египетской письменности, впервые употребленному древнегреческим ученым Климентом Александрийским и дословно означавшим "священные вырезанные [письмена]" .

После работ американского историка и теоретика письма И.Гельба получила распространение несколько иная периодизация, различающая этапы не-письма (рисунков, не связанных с означаемым условной связью), пред-, или протописьменности, использующей идеографический принцип, который было предложено переименовать в семасиографический (записывающий значение), и собственно письменности, использующей фонографический (записывающий звук) принцип.

При этом к числу собственно письменностей Гельб предложил относить не только две основные разновидности алфавитного письма – слоговое и буквенное , – но и так называемое словесно-слоговое (логографическо-силлабическое) письмо, к которому реально как раз и относятся практически все исторически зафиксированные виды иероглифических письменностей. Знаки таких письменностей, согласно Гельбу, считаются обозначающими не идеи, а слова, в связи с чем они были названы логограммами (или логографами ). Практически во всех засвидетельствованных в истории иероглифических системах письменности кроме логограмм имелись знаки, использовавшиеся для записи частей слова, обычно слогов, т.е. силлабограммы , а также так называемые детерминативы для обозначения того, к какой категории относится то или иное слово.

Алфавиты и силлабарии гораздо более эффективны, нежели логографические системы. Число символов в них много меньше, и выучить такую систему письма гораздо легче. Создание силлабария может потребовать от 50 до 200 символов, а создание алфавита может ограничиться дюжиной-другой символов, достаточных для записи всех слов данного языка. Английский язык, имеющий в большинстве диалектов около 33 фонем, требует в идеале 33 символа.

Самый ранний памятник латинского письма – надпись на золотой броши 6 в. до н.э., известная под названием пренестийской фибулы. Она читается просто как MANIOS MED FHEFHAKED NVMASIOI ("Маниус сделал меня для Нумасиуса"). Подобно этрусским и раннегреческим надписям, она написана справа налево. Из следующего столетия уцелела ваза с другой надписью справа налево и столб с римского форума, надписанный чередующимся (бустрофедонным) способом. После 1 в. н.э. почти все надписи стали делаться слева направо.

Мы настолько привыкли пользоваться алфавитом, что даже не задумываемся о том, настолько удобно устроен это порядок букв. О том, что такое алфавит, знали многие древние народы, видоизменение алфавита проводилось по мере совершенствования письменной речи, а свою окончательную форму алфавиты различных стран приобрели уже наше в время.

Определение алфавита

Что такое алфавит? Современные лингвисты определяют три признака, которыми отличается каждая упорядоченная буквенная система. Это:

Определенный порядок построения букв, обозначающих звуки;

Система диакритических знаков и надстрочных символов, меняющих прочтение одной и той же литеры или же модифицирующих признаки звука;

Названия букв и знаков. Например, литера «А» в старославянском алфавите читалась как «аз», в современном английском языке - как «эй».

Ранее еще одним признаком алфавита было использование литер в качестве чисел при счете. Иногда мы даже и сейчас используем литеры вместо порядкового номера. Но в подавляющем большинстве случаев использование цифр гораздо удобней.

Число букв приблизительно равно числу самых употребляемых фонем языка. Тем не менее, язык изменяется и живет своей жизнью, привнося в речь новые или иностранные слова и выводя из употребления отжившие свое идиомы и выражения. Совокупность и порядок литер алфавита изменяется крайне редко.

Религия и алфавит

Согласно многим религиям мира письменность является даром Богов. Например, легенды финикийцев говорят, что письменность им подарил бог мудрости Тауту, а древних египтян начертанию букв научил великий Анубис. Но даже древние предания не могут ответить, что такое алфавит и почему он возник. Чтобы разгадать загадку алфавита, нужно поискать ответы у историков и лингвистов.

Древнейшие алфавиты

Согласно научным данным, первое алфавитное письмо датируется 3 тысячелетием до нашей эры. Оно возникло на пересечении древнейших письменных культур - шумерской клинописи и египетской иероглифики. Это была эпоха великих миграций и переселений - исход древнего израильского народа из Египта, разрушение Трои и упадок царства хеттов.

Первые алфавиты использовали в своем составе различные звуковые слагаемые, которые обозначали одновременно и звук, и понятие. Основные письменные знаки у древних народов были тесно связаны с их религиозными и мировоззренческими представлениями об окружающем мире. Позднее эта связь была потеряна, а первичные буквы алфавита стали основой для универсального инструмента фиксации любого наречия и языка. Так началось победное шествие буквенного алфавита по миру. Древнейший найденный алфавит принадлежит финикийцам. В нем было 22 буквы. Язык этого забытого народа стал родоначальником арамейского и греческого письма.

Какие бывают алфавиты

Лингвисты разделяют алфавиты по признаку именования звуков в том или ином языке. Так, бывают вокалические, консонантные и неосиллабические алфавиты.

Буквы русского алфавита, как и литеры большинства европейских языков, относят к вокалистической группе. Здесь каждый звук обозначается одной или двумя буквами. Например, буквы «е», «ю», «я» на самом деле могут означать отдельные слоги. Но в целом вокалистический алфавит четко отражает на письме произносимые звуки.

Буквы алфавита консонантной группы на письме обозначают лишь слоги или согласные звуки. Гласные звуки обозначаются различными диакритическими символами или так называемой matres lectionis - это литеры, которые обозначают полугласные или придыхательные звуки. К таким языкам относят арабский язык, финикийский и древнееврейский.

Алфавит языка эфиопов или индийского народа деванагари относится к третьей, неосиллабической группе. Письмена этих языков используют слоги с одинаковым составом, но с разным произношением гласных. Значимыми становятся долгота гласного звука, его огласовка. Неосиллабическое письмо имеет особое строение, при котором каждый звук не только читается в определенном порядке, но и произносится по-разному.

Признаки письменной структуры

Любая письменная система активно использует, кроме алфавита, следующие приемы:

Графика. Так называются приемы изображения литер и знаков при письме;

Пунктуация. Так принято называть системы знаков, которые отделяют слова друг от друга и придают написанному законченный вид и более полный смысл;

Орфография. Это совокупное обозначение правильности написания тех или иных слов, а также правила и приемы для проверки такого правописания.

Алфавиты на основе греческого языка

О том, что такое алфавит на основе греческого языка, знают далеко не все. Об этом стоит сказать отдельно несколько слов. Греческий алфавит впервые ввел на письме начертания гласных букв. В греческом языке впервые был предложен порядок литер, часть которого имеется во всех современных алфавитах. Греческое письмо развивалось по двум направлениям - восточное, которым пользовались жители Эллады и городов-полисов Малой Азии и Причерноморья, и западное, которое было широко распространено в Италии, Сардинии, на южных побережьях Испании и Франции. Из западногреческого письма вначале сложилась этрусская письменность, а потом и латинская, которая положила основу всем письменным структурам Западной Европы. Восточная часть греческого алфавита была преобразована в коптский, а затем и в византийское письмо, на основе которого и были разработаны буквы русского алфавита. Таковы пути развития письменного языка.

Так что вопрос, что такое алфавит, включает в себя множество интереснейших моментов, часть которых была обрисована в этой статье. За более серьезными и научно обоснованными ответами следует обратиться к трудам историков древнего мира и языковедам различных стран.

История изобретения человечеством алфавита окутана мраком, вследствие недостатка данных и скудости палеографического и археологического материала. Тем не менее, автор берет на себя неблагодарную задачу попытаться найти изобретателя самого великого изобретения, если можно так выразиться, и, заодно, разобраться – не Божий ли это дар, алфавитные знаки.

Алфавит считается самым замечательным изобретением всех времен и народов, и это закономерно. Путем применения 22 значков человек научился записывать и передавать любую мысль, мало того – научился творить литературные произведения. Не то, чтобы до изобретения алфавита не было других систем письма. В Древнем Египте использовались иероглифы, подобным письмом на другом конце обитаемой земли пользовались китайцы. Из рисуночного письма, подобного иероглифическому, развилась шумерская и аккадская клинопись, своеобразное рисуночное письмо существовало в Эламе, в Индии и на острове Крит. Но у всех этих видов передачи информации был один большой недостаток – для их использования необходимо было обучение в школе, зачастую долгое, трудное и дорогое. Поэтому грамотность являлась прерогативой богатых слоев населения и жречества при храмах.

Невольно вспоминается мне намного более молодая, чем эламские надписи, талмудическая поговорка, которая гласит: “Рабби Меир нашел гранат, сердцевину съел, а шкурку отбросил”. В этом – суть еврейского мышления, задача вычленить главное и полезное, употребить его для пользы, и отбросить ненужную и невкусную шелуху. А теперь, читатель, откиньтесь на спинку кресла и представьте себе, что Вы на машине времени улетели в прошлое на 3800 лет. Перед Вами тогдашняя мировая сверхдержава, тогдашние США, только называются они Та-Кемет – Черная Земля (позже греки назовут эту страну Айгюптос – Египет). Восточная граница Египта проходит по восточной части Синайского полуострова. Этому богатому и древнему государству уже добрая тысяча лет (русскому читателю будет любопытно вспомнить, что тысячелетие крещения Руси праздновали совсем недавно, в 1988 году и сравнить временные шкалы), столица его Ит-Тауи – огромный по тем временам мегаполис, где проживает более 100000 населения, караваны товаров движутся по превосходным дорогам, а длинные просмоленные суда – по великой реке Нилу. 800 лет назад в стране у Нила начато сооружение гигантских рукотворных пирамидальных усыпальниц для царей Египта, каждого из которых с величайшим почтением называют по-египетски Пер-Аа (Высокий Дом, по-русски – фараон). В стране Египта процветают ремесла, медицина, астрономия, здесь пишутся книги, высекаются статуи, которые, кажется, вот-вот встанут с постаментов и заговорят как живые люди, здесь один из центров тогдашнего подлунного мира.

С Востока переходит границы Египта народ страны Ретену, в которой лепятся по склонам низких гор небольшие укрепленные города, где сельское хозяйство зависит от дождей, и в периоды засухи черноволосые и горбоносые люди в цветных рубахах переходят поближе к богатым житницам Страны на Ниле. Они ведут с собой стада скота, их дети покачиваются в бурдюках, переброшенных через бока ослов. Их встречают пограничные чиновники, представители высшей египетской расы, сортируют, словно скотину, посылают на работы, с великодушием пресыщенного благами цивилизации народа, дают право осесть в Египте. Хотя истинное отношение коренных египтян к любому не-египтянину прекрасно известно нам из Торы, где оно описано одной краткой фразой: “И не садятся есть вместе с “иврим”, ибо считают это мерзостью”.

Город, расположенный в местности, которую через тысячи лет арабы назовут Серабит Эль-Хадем. Южная часть Синайского полуострова. Бирюзовые копи. Здесь рабы из Ретену добывают дорогой камень бирюзу для украшений египетских модниц, врезаясь мотыгами и кайлами в не знающую дождя почву, среди желтых пустынных гор, кишащих скорпионами и змеями. Здесь высится над копями храм богини Хатор. И надсмотрщики, и солдаты и вся местная администрация – люди Ретену, народ, который называет себя ханаанцами. Они обучаются быстро, их разум склоннен к мистике, и есть в нем то, чего нет у высшей египетской расы, построившей великие пирамиды – чудовищная гибкость и глубина мышления. Они создают на основе иероглифов Египта свое письмо. В нем всего 30 букв. Потом это количество уменьшится до 22. Согласных. Гласные лишь угадываются. Перед нами предок алфавитов – протосинайское письмо. Им пишут “горемычные” хананеяне. На своем собственном – западносемитском языке. Позже этот язык (“кнаанский”, как называет его ТАНАХ) разовьется в несколько схожих наречий – еврейское, моавское, аммонитское, идумейское, финикийское. Это будут языки – братья. Но народы, говорящие на них, братьями уже не будут, особенно один из них – отдельно живущий и меж народами не числящийся, еврейский народ. У которого будет свой Бог. Но об этом позже…

А пока – согласно летописям из Ит-Тауи и Мемпи – западные семиты овладевают Египтом, и основывают династию гиксосов.

Египет еще воспрянет из-под власти гиксосов, царь Яхмес выгонит их из священной Нильской долины, но мы не будем рассказывать об этом. Поговорим же о том, что в Ретену, она же Ханаан, появляются веке в XIV до н.э надписи алфавитом, схожим с синайскими надписями. Кто был автором этих коротких и не расшифрованных до конца строк – сложно судить. Их мало. Настолько мало, что некоторые историки не причисляют их к настоящим надписям. Все они относятся к так называемым протоханаанским алфавитным надписям.

Первая надпись настоящим алфавитным письмом – по мнению историков – относится к финикийскому царю Ахираму. XI век до н.э. На саркофаге покойного царя – надпись, язык ее очень напоминает иврит. Ученые называют этот следующий этап развития алфавита – финикийским, и считают буквы надписи на саркофаге отцом всех мировых алфавитов. Так оно, действительно, и есть – ушлые и смелые торговые люди финикийцы распространили свое знание в Грецию, где появился и оформился местный греческий алфавит, от которого пошли потом алфавиты Европы, а потомок финийского письма – арамейское квадратное письмо – стало родоночальником алфавитных систем Азии. Приведем надпись саргофага Ахирама целиком:

«Гробница, которую Иттобал, сын Ахирама, царя Библа, сделал для Ахирама, его отца, когда он поместил его в ‘дом вечности’. И если какой-нибудь царь среди царей или какой-нибудь правитель среди правителей или какой-нибудь военачальник среди военачальников нападёт на Библ и откроет гробницу, пусть его властный скипетр сломается, пусть трон его царства опрокинется, пусть мир покинет Библ! Что же до него самого, если он разрушит эту надпись, то … »

И все было бы замечательно, но есть одно – очень большое – “но”.

В XIII веке до н.э в Ханаан с востока вторгаются народы, которых так боялись и так проклинали оседлые хананеяне. Их называют “хапиру”. Сами “хапиру” зовут себя “иврим”. От слова “лаавор” – “перейти”. Этот народ несет в себе разрушение цивилизации Ханаана, но он несет в себе и то зерно, которое даст в будущем огромное дерево авраамических религий и послужит основой для мировоззрения большей части народов земного шара. Этот народ имеет свою религию, свое учение. Оно записано на каменных скрижалях и на свитках вывезенного из Египта дорогого желтого папируса. Этот народ ведет бывший египетский принц, которого зовут Моше, и который по крови сам вышел из этого народа. Да, читатель, речь идет о евреях, вышедших из Египта. У них тоже есть письменность. Более древняя, чем финикийская, и, по-видимому, современная местным ханаанским алфавитам, и изобретенная тогда же – для записи сакральных текстов.

До недавнего времени самым древним памятником так называемого палеоеврейского письма был календарь X века до н.э из Гезера. Саркофаг Ахирама древнее его примерно на столетие. Да только ТАНАХ упоминает Ахирама, как союзника и друга Израильско-Иудейского царя Соломона. Да только последние археологические находки удревляют “палеоеврейское письмо” еще более чем на сто лет.

Черепок из Хирбет -Каиафы, холма, который отождествляется с упоминаемым в ТАНАХе городом Шеараимом. Тоже XI-X века до н.э, время царя Давида. Текст едва видим, но он написан палеоеврейским письмом, на иврите. Текст юридического характера, о том, что надо защищать права вдов и сирот. Подобные фразы есть в Торе.

И целая большая пригоршня надписей палеоеврейским шрифтом от IX до VI веков до н.э, от черепков-остраконов с письмами до серебряных полосок с “Благословлениями Коэнов”, найденных в Иерусалиме, в некрополе долины Гэй-Бен-Инном.

Не удержусь, читатель, чтобы не рассказать тебе еще об одном западносемитском алфавите, возникшем в северной Финикии, в городе, который назывался Угарит. Он был построен на почти том же количестве знаков – 30 знаков всего – но на основе аккадской клинописи, и создал его такой же неизвестный западносемитский гений в XV веке до н.э. К сожалению, этот алфавит остался локальным, чисто угаритским явлением. Но на нем дошло до нас большое количество надписей, позволяющих нам составить впечатление о финикийской литературе.

Итак, подытоживая факты, мы можем сказать с большой долей вероятности, что алфавиты возникли в результате приспособления египетских иероглифов (и месопотамской клинописи) к западносемитским языкам. Первый из них появился еще в XVIII веке до н.э на Синае, затем в XVI-XIV веках до н.э в Ханаане (нынешнем Израиле), следующий этап – это развитие алфавита в Израильском царстве XI-VI веков до н.э и финикийских городах примерно того же времени. Оттуда величайшее изобретение человечества начало свой победный путь по земному шару.

Еврейская традиция приписывает изобретение алфавита величайшему пророку и законоучителю Моисею (Моше), вывевшему евреев из Египта. Судя по всему, эта версия имеет право на существование – так как Моисей мог упростить египетскую иероглифику и довести ее до состояния удобного алфавита, подобное западные семиты уже делали. На вопрос, мог ли один человек создать алфавит, приведу индейца-чероки Секвойю, который придумал алфавит для своего народа, стремясь уравнять его в правах с белыми американцами в начале 19 века. Чероки все равно истребили почти поголовно, а именем гениального изобретателя назвали самую рослую породу деревьев в мире. Вполне возможно, что через три тысячи лет наши далекие потомки будут воспринимать рассказ о Секвойе как красивую легенду. Точно так же, как противится нынешняя историческая наука теории о том, что алфавитное письмо изобрел пророк, с которым говорил Бог лицом к лицу. Или – что еще смелее предположить – получил от Бога. Кто знает…

Появление алфавитов было истинным прорывом по сравнению с иными видами письменности. Пиктографическое письмо, построенное на изображениях конкретных объектов, слишком сложно, не всегда понятно и не может передавать ни грамматических правил, ни структуры текста. Не меньшей сложностью отличается и идеографическое письмо, где знаки обозначают понятия. Например, у древних египтян количество иероглифов исчислялось тысячами! Неудивительно, что писец был уважаемым человеком в Древнем Египте.

Звуков в любом языке намного меньше, чем слов, понятий и даже слогов. Придумав знаки, обозначающие отдельные звуки, можно было создать систему письма, которая точно фиксировала бы речь и в то же время была бы довольно проста для освоения. Письменность до известной степени переставала быть «привилегией избранных» и превращалась в удобный «рабочий инструмент».

Возникновение алфавитов

Первый прообраз алфавита появился в Древнем Египте. Система иероглифов не позволяла обозначать изменения слов, а также иностранные слова. Для этого около 2700 г. до н.э. выработали набор иероглифов, обозначающих согласные звуки, их было 22. Впрочем, полноценным алфавитом это нельзя было назвать, он занимал подчиненное положение.

Первым настоящим алфавитом стал семитский. Его выработали на основе древнеегипетской письменности семиты, живущие в этой стране, и принесли в Ханаан – на запад Плодородного полумесяца. Здесь семитский алфавит был перенят финикийцами.

Финикия располагалась на пересечении торговых путей, что и поспособствовало распространению финикийского алфавита в Средиземноморье. Его «потомками» стали арамейский и греческий алфавиты.

Арамейский алфавит породил современный еврейский, арабский и индийские алфавиты. Потомками греческого алфавита являются латинский, славянский, армянский и некоторые другие алфавиты, не употребляющиеся ныне.

Виды алфавитов

Алфавиты подразделяются на консонантные, консонантно-вокалические и слоговые. Последние, в которых знаки обозначают не звуки, а слоги, относят к алфавитам с большой долей условности, они занимают промежуточное положение между идеографическим письмом и собственно алфавитами. Такой была шумерская клинопись, письменность майя. В настоящее время черты слогового письма имеет логографическое китайское письмо.

В консонантных алфавитах существуют знаки только для обозначения согласных звуков, а гласные приходится «додумывать» читателю. Современники справлялись с этим без особых проблем, а вот современным ученым, расшифровывающим древние письмена, бывает нелегко. Таким был, например, финикийский алфавит и многие другие системы Древнего мира.

В консонантно-вокалических алфавитах имеются знаки для обозначения и согласных, и гласных звуков. Первым алфавитом такого рода стал греческий, являются таковыми и его потомки – латинский и славянский.

Количество знаков различается от алфавита к алфавиту. На сегодняшний день «рекордсменами» являются алфавит кхмерского языка (основного языка Камбоджи) и алфавит языка ротокас, на котором говорят на одном из островов в Папуа Новой Гвинее. Кхмерский алфавит содержит 72 знака, а алфавит ротокас – всего 12.