Дидактическая кукла руками для детского сада. Дидактическая кукла по речевому развитию "ягуша-говоруша"

Никонорова Эльвира Аркадьевна,

воспитатель,

НРМДОБУ Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Нефтеюганский район, г.п.Пойковский

Дидактическое пособие «Оденем куклу» формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. С помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику. Используя данное пособие, осуществляется воспитание патриотических чувств.

Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми.

Пособие актуально в обучении детей, как младшего возраста, так и старшего.

В набор входят красочные разноцветные игровые элементы.

Описание дидактического пособия:

Материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения.

Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка.

  • Набор предметов одежды для мальчика (курточка зимняя, демисезонная, свитер, футболка, рубашка, колготки, брюки, комбинезон, бриджи, шорты, шапка зимняя, демисезонная, кепка летняя, варежки.Обувь – валенки, ботинки, кроссовки.)
  • Набор предметов одежды для девочки (пальто зимнее, курточка демисезонная, свитер, платье, маечка, туника, юбка, шорты, колготки, брюки, комбинезон, шапка зимняя, демисезонная, панамка, варежки.Обувь – валенки, сапожки, туфли)
  • Набор предметов одежды по цветам(платье, плащ, бантики, шапочка, сапожки красного, зеленого, синего, желтого цветов)
  • Набор предметов национальных костюмов (русский, башкирский, калмыцкий, хантыйский

Элементы игры крепятся с помощью липучек

Данное пособие можно использовать в разных вариантах игр, например:

1 вариант. Игра «Подберем куклам одежду»

2 вариант. Игра «Подбери по цвету»

3вариант. Игра «Оденем куклу по сезону»

4 вариант. Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»

5 вариант. Игра «Модное шоу»

1 вариант.

Игра «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Ход игры.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.


2 вариант

Игра «Подбери по цвету»

Цель.

Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета.

Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.

Ход занятия.

У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.

3 вариант.

Игра «Оденем куклу по сезону»

Цель.

Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)

Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).

Последовательное одевание куклы на прогулку.


4 вариант.

Игра «Нарядим куклу в национальный костюм»

Цель.

Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории России.

Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.

Учить детей находить сходство и отличие костюма с другой национальной одеждой.

Ход игры . Детям предлагается одеть кукол в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.


5 вариант.

Игра «Модное шоу»

Игра направлена на развитие чувство вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т.д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.

Дидактическое пособие «Кукла Дуняша»

МДОУ Некоузский детский сад №3

Воспитатель: © Зоринова Ирина Сергеевна

Почему я решила связать именно куклу? Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.

Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт себя с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни.

Основной принцип развивающих игр с куклой: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Данная кукла с набором дидактических ковриков предназначена для детей раннего возраста.

Исходя из этого, главной целью данного дидактического пособия является развитие сенсорных навыков и мелкой моторики рук.

Данная цель конкретизируется следующими задачами :

    Учить отвечать на вопросы;

    Учить различать понятия «много» и «один»;

    Формировать умение устанавливать сходство предметов по их признакам: форме, цвету, размеру;

    Закреплять основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

    Закреплять основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);

    Развивать внимание, зрительное восприятие;

    Развивать бытовые навыки: назначение одежды и последовательность одевания – раздевания).

Оборудование:

    Кукла

    Набор одежды (майка, трусики, юбка, кофта, ботиночки, повязка на голову)

    Дидактический коврик 4-цветный с разноцветными кругами (12 шт.)

    Дидактический коврик белый с набором геометрических фигур (4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника)

    Дидактический коврик 3-цветный с набором геометрических фигур разной величины (3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника).

Варианты игры:

1. Сделай кукле прическу:

Цель: развитие умения приводить волосы в порядок.

Описание:

Воспитатель говорит ребёнку:

Маша проснулась и посмотрела на себя в зеркало. Как растрепались у неё волосы во время сна! Что же ей делать?

Надо волосы привести в порядок.

Какую причёску можно сделать маленькой девочке, чтобы она выглядела красивой?

Сначала воспитатель и ребёнок действуют в паре. Воспитатель заплетает одну косичку, а ребёнок вторую, копируя действие взрослого. Затем, когда ребёнок научиться заплетать, в пару с ним можно ставить того, который не умеет плести косички. Взрослый в это время помогает и подсказывает.

2. Одень куклу.

Цель: развитие умения одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Описание:

    Дуняша собралась на прогулку. Нужно помочь ей одеться.

    Дуняша вернулась с прогулки, ей нужно переодеться.

3. Укрась кукле юбку.

Цель:

Описание:

1. Дуняша собирается в гости и хочет выглядеть красиво. Поможем ей украсить свою юбку цветочками.

2. Мама постирала юбочку и все цветочки с нее смылись. Дуняша очень расстроилась. Давайте поможем вернуть цветочки обратно.


4. Один и много.

Цель: формирование умения различать понятия «один» и «много».

Описание:

На желтой и зеленой «дорожках» лежат круги. На какой «дорожке» лежит один круг, а на какой – много кругов?

5. Найди такой же.

Цель:

Описание:

Кукла просит ребят помочь ей найти сходные по цвету круги.

6. Покажи красный (синий, желтый, зеленый) круг.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету).

Описание:

Воспитатель просит детей найти круг такого же цвета, как трава (зеленый круг), как небо (синий круг), как солнышко (желтый круг), как мячик (красный круг). Затем можно спросить, что еще такого же цвета имеется в группе.

7. Назови все красные (синие, желтые, зеленые) фигуры.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, форме).

Описание:

Воспитатель просит показать кукле все красные фигуры (синие, желтые, зеленые).

8. Назови, какого цвета квадрат (круг, треугольник).

Цель:

Описание:

Воспитатель просит детей показать и назвать цвет у всех квадратов (кругов, треугольников).

9. Какой фигуры не стало.

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия.

Описание:

1. Дуняша хочет поиграть с ребятами. Она спрятала несколько фигур (по одной фигуре убирать), а ребята должны определить, какой фигуры не стало.

10. Найди место.

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам (по цвету, по форме).

Описание:

Кукла сидела за столом и играла со своим ковриком. Вдруг неожиданно открылось окно и подул сильный ветер. Он сдул несколько фигурок с коврика. Кукла просит ребят помочь ей вернуть все фигурки на свое место.

11. Покажи самый большой (самый маленький) круг (квадрат, треугольник).

Цель: формирование умения устанавливать сходство предметов по их признакам: форме, цвету, размеру.

Описание:

Воспитатель просит детей показать самую большую фигуру и самую маленькую.

Дозморова Елена Александровна

У нас в городе был объявлен муниципальный конкурс "Дидактическая кукла. Нам с коллегой показалось идея интересной и мы включились в работу. Цель: знакомить ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни зверей в разное время года; формировать элементарные навыки этикета, коммуникации, социализации.

Мы решили, что вся одежда должна быть многофункциональной и лёгкой в пользовании. Хочу вам представить первый комплект "Весна". Комплект состоит из вязанного серого жилета (потому что ещё нет травы, появились проталины, вязанных белых брюк (это ещё нерастаявший снег). Брюки на бретельках и с кнопками, жилет на крючках для шубы (для развития мелкой моторики рук).

Далее хочется процитировать известный фильм: "Лёгким движением руки. " наш костюм превращается в костюм волка или серого зайки. Все детали крепятся к шапочке крючками (опять же для развития мелкой моторики рук). Но и это ещё не всё. Этот же костюм можно превратить в костюм Весны, добавив весенних цветов и птиц.


Формы работы с куклой.

Составление описательного рассказа.

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о весне, по ходу рассказа, обращая внимание детей на куклу, её одежду, на смену декораций. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

Игра "Что изменилось?"

Проводится после беседы об особенностях какого-либо времени года.

Цель: активизация памяти и речи ребенка, обогащение словарного запаса.

Ход игры: Воспитатель меняет что-то в одежде куклы. Задача детей, угадать, что изменилось и доказать, почему эта картинка не подходит к заданному времени года или названому животному.

«Угадай по описанию»

Цель: развивать умение определять по названным признакам животных.

Материал: кукла, костюмы лесных зверей.

Ход игры: Воспитатель называет признаки животного, дети угадывают и составляют соответствующий костюм.

Следующее время года, которое я хочу вам представить - это Осень. Для костюма осени была связана двухсторонняя безрукавка на замке. Одна сторона тёмно коричневого цвета, для того, чтобы можно было сделать костюм медведя (элементы костюмов прилагаются отдельно). Другая сторона коричнево-оранжевая, для костюма лисы. В комплект входят вязанные брючки светло коричневого цвета, шапочка и плащ. На плащ пришиты пуговицы, на которые одеваются осенние листья (плащ шила моя коллега). К комплекту прилагается корзинка с грибами и фруктами. Так же как и на предыдущем костюме все элементы животных на крючках, чтобы их можно было менять.







Следующее время года - это зима.

Для этого комплекта мною были сделаны: шубка меховая на пуговицах, тёплые брюки на кнопках, шапка, шарф, варежки. Моя напарница изготовила меховые сапожки, связала колготки. К зимней шапочке я так же сделала элементы животных (заяц, которые крепились на крючках. В этой одежде наша кукла играла роль Зимы. Голубой шарфик трансформировался в голубое небо. Оказалось, что дети с большим удовольствием берут куклу на прогулку. Сами одевают её, затем кукла "наблюдает" в приёмной как одеваются дети. По окончании прогулки она наблюдала за тем, как аккуратно дети складывают свои вещи.




К нашей дидактической кукле мы изготовили постельные принадлежности: простынь, пододеяльник, наволочка, ночная рубашка. Все постельные принадлежности шила моя напарница. Моя работа была сделать плед. Сначала была идея связать очень красивый плед, но потом педагог победил любителя вязания и я сделала многофункциональный плед. На голубое полотно крепятся облака, тучи (на липкой ленте, солнце (на пуговице). К одним из тучек на нитке крепятся белые бусинки (бусинки изображают град, к другим голубые нитки (тучи с дождём). Таким образом можно знакомить детей с погодными явлениями. Для зимы пригодились новогодние снежинки.





В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы. Приведем в качестве образца описание такого занятия.
Воспитательница поставила на маленький столик кукольную кроватку, на которой лежит кукла, рядом стульчик с одеждой куклы. Когда дети уселись на свои места, воспитательница обратилась к ним.
- Дети, смотрите: кукла спит. Не шумите, а то разбудите ее. Окажем все вместе: «Тише, тише: кукла спит».
Дети (хором). Тише, тише: кукла спит.
Воспитательница. Наташа, скажи одна: «Тише, тише: кукла спит».
Наташа повторяет эти слова.
Воспитательница. Споем тихонько песенку про куклу. Эту песню мы с вами недавно пели. Как начинается песенка о кукле?
Дети. «Вот какая кукла».
Воспитательница начинает петь песню, дети подхватывают. По окончании песни воспитательница говорит:
- Наша кукла давно уже спит. Ей пора вставать. Разбудим куклу: «Кукла, вставай!» Не слышит. Она крепко спит. Скажем все вместе: «Кукла, пора вставать!»
Дети повторяют эти слова.
Воспитательница. Кукла повернулась на другой бок, а вставать не хочет. Как она любит спать! Вот соня! Галя, подойди к кукле и скажи громко: «Кукла, пора вставать!»
Галя. Кукла, пора вставать!
Воспитательница. Теперь, Витя, помоги разбудить куклу.
Витя. Пола вставать.
Воспитательница. Пора вставать!
Витя. Пора вставать!
Кукла встает и говорит: «Здравствуйте, дети!»
Дети. Здравствуй!
Воспитательница. Спросите, как куклу зовут.
Дети. Как тебя звать?
Воспитательница. Шурик, спроси куклу, как ее зовут.
Шурик. Как тебя звать?
Кукла. Меня зовут Таня. А тебя, девочка, как зовут?
Девочка. Галя.
Кукла. А как зовут этого мальчика?
Воспитательница. Сережа, скажи кукле, как тебя зовут.
Мальчик. Сережа.
Воспитательница. Ах, кукла голыми ножками встала на пол? Разве можно так делать?
Дети. Нет, нельзя!
Воспитательница. Мы сейчас куклу одевать будем, она не умеет сама одеваться. Что мы на куклу наденем?
Дети. Платье... Ботиночки... Чулочки...
Воспитательница. Света, дай мне чулочки.
Света подходит, берет со стульчика чулочки и подает воспитательнице.
Воспитательница. А ты скажи: «Кукла Таня, вот тебе чулочки».
Света (громко повторяет). Таня, вот тебе чулочки.
Воспитательница. Чтобы чулочки держались, что нужно пристегнуть?
Дети. Резинки, резинки!
Кукла. Надень мне, пожалуйста, платье, да поскорее, а то мне холодно. Девочка с помощью воспитательницы надевает кукле платье. Воспитательница. Теперь наденем тапочки.
Кукла. Спасибо, Света! Спасибо, дети, что вы помогли мне одеться.
Воспитательница. Кукла Таня, а теперь что надо сделать с кроваткой?
Кукла. Ой, надо постелить постель. А я не умею. Кто мне поможет?
Дети. Я помогу! Я! Я!
Воспитательница. Света, помоги кукле. Скажи ей: «Смотри, кукла, как надо стелить постель».
Света. Смотри, кукла, как надо стелить постель.
Воспитательница. Надо встряхнуть простынку, потом постелить ее. Потом что надо сделать?
Дети. Одеяло.
Воспитательница. Сверху накрыть одеялом.
Дети. Теперь подушку.
Воспитательница. Да, теперь положить подушку. Вот как аккуратно Света накрыла постель. Позовите куклу идти гулять.
Дети. Гулять... Иди гулять с нами...
Воспитательница. Лена, подойди и позови куклу.
Лена. Кукла, иди гулять.
Кукла. А вы будете меня катать на автомобиле?
Дети. Будем... Будем...
Вова. И на лошадке будем...
Воспитательница. Идите одеваться на прогулку, и кукла Таня с нами пойдет. Возьмите ее за ручки, ведь она маленькая.
На этом занятии малыши с большим интересом следили за тем, что делал и говорил воспитатель, внимание их ни на минуту не ослабевало. Воспитательница умело сочетала коллективные и одиночные ответы детей, все это давало удовлетворение всем детям; каждый чувствовал себя активным участником, а не только зрителем и слушателем. Кроме того, детям пришлось и говорить и действовать (одевать куклу, подавать одежду). Это тоже соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, которым свойственна двигательная активность. Во время занятия воспитательница, не подавляя инициативы детей, подсказывала им, как нужно говорить.
Проведение подобных занятий требует от воспитательницы предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.
Надо помнить, что такой кукольный сценарий предназначается для активизации речи детей, поэтому следует обязательно предусмотреть активное участие детей в разговоре с действующими лицами. Количество действующих лиц сценария дидактической игры должно быть невелико (1-3).
Сюжеты для разработки сценария можно брать из детской жизни, из жизни животных, известных детям. Действующими лицами могут быть и герои любимых сказок. Это будет не инсценировка сказки, которую дети только смотрят, а разговор с одним героем, например разговор с Красной Шапочкой или зайчиком, которого лиса выгнала из избушки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Привет! Я Акварелька! Со мной любят играть дети самого разного возраста, от 2 лет и до 7. Самым маленьким нравится рассматривать мой яркий разноцветный кокошник, перебирать пальчиками бусы, ленточки, косички, двигать мои ручки и ножки, представляя, что я танцую; Ну а детям постарше интересно играть со мной в развивающие игры, узнавать что-то новое, развивать свои художественные способности и воображение


Кукла «Акварелька» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет(со 2 младшей до подготовительной группы), в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ознакомление с русскими народными промыслами, ориентировка в пространстве. Кукла изготовлена из тонкой фанеры, руки и ноги на шарнирах, двигаются (например, подними правую руку вверх, а левую поставь на пояс и т. д.); на ладошках куклы приклеен фетр. Кукла одета в юбку, рубашку и фартучек, на которые пришиты карманчики из прозрачного пластика, в них можно вставить различные картинки. Всё необходимое для этой куклы хранится в больших карманах, так что дети сами могут выбрать по своему желанию, чем поиграть. В дополнение к настенному дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением элементов росписи, таблица смешения цветов, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики(бусины, разноцветные ленточки и т.д.).


Цели: Поддерживать интерес дошкольников к русским народным промыслам. Обогащать речь детей исконно-русскими словами. Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредством фольклора. Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление). Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению фольклорного наследия. Изучение и закрепление практических и теоретических знаний о названиях цветов, смешении цвета, цветах радуги Изучение холодных и теплых тонов цвета Изучение геометрических фигур т. д. Изучение частей тела куклы и человека. Развивать мелкую моторику пальцев рук.


Направление "Акварельки" может быть различным: использование накладных кармашков в качестве наборного полотна, закрепление теплых и холодных тонов цвета знакомство с цветами радуги, заучивание потешки про цвета «Каждый охотник желает знать…». знакомство с росписями (дымковская, городецкая, хохломская, гжель), самостоятельное составление узоров развитие мелкой моторики (бусинки, пуговицы, косички, ленточки). ориентировка в пространстве (ладошки куклы используются как фланелеграф. Например, детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета и т. д.) сравнение предметов (больше-меньше, уже-шире, например, завязать ленточку широкую зеленого цвета на правую сторону, а узкую на левую и т.д.) развитие речи дошкольников (чтение и заучивание загадок, потешек, поговорок о народных промыслах).


Использование пособия в работе с детьми: Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Его можно задействовать как на индивидуальных и групповых занятиях по развитию художественных способностей и воображения у дошкольников, так и в свободной самостоятельной деятельности. Использование «Акварельки» позволяет расширить речевую среду в группе, создать желание развивать речевую активность при общении со взрослыми и сверстниками легко, в процессе игры, а также совершенствовать свои речевые навыки и эмоциональную отзывчивость. Работа с пособием направлена прежде всего на использование на занятиях по рисованию (изучение холодных и теплых тонов цвета, названия цветов, смешении цвета, цвета радуги и т. д.), но также может использоваться и в других областях, например: развитие сенсорных способностей детей; развитие мелкой моторики; развитие всех психических процессов.




Изучение гжельской росписи прочитать потешку и спросить о каких синих просторах в ней говориться. Если в Гжели вы бывали, То посуду там видали. Что за синие просторы! И картины, и узоры. загадать детям загадку Их под чашки подставляют, Чай на стол не проливают. Осторожно! Очень бьются! Угадали? Это … (блюдца) выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл Разбитую чашку не склеишь. В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров гжельской росписи. Воспитатель рассказывает детям о гжельской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа.