Названия дидактических игр в средней группе. Дидактические игры для средней группы

Математика, как известно, царица наук. Она будет сопровождать малыша везде и всюду. Поэтому в средней группе по математике крайне важны. Они помогут ребенку развить первые элементарные навыки в данной области. Для начала нужно помнить о том, что все познания начинаются с каких-то элементарных задач. Поэтому дидактические игры в по математике будут основываться на изучении фигур, форм, их свойств и понимания того, каким образом можно составить ту или иную фигуру.

«Один, два, три - найди!»

Весь материал будет преподнесен в игровой форме, что непременно поможет воспитателям и детям. Первым - развлечь малышей, вторым - усвоить материал и хорошо его запомнить. Помните, что для проведения дидактических игр по математике необходимо подготовить

Игра должна научить деток формировать образ заданных фигур и показать, как использовать их в процессе. Подготовьте одноцветные пирамидки с большим количеством колец (лучше больше восьми). Таких пирамидок должно быть несколько штук (по 3-4 каждого цвета).

Теперь о ходе игры. Всех детей усадите на стульчики полукругом возле себя. Далее на столах разложите пирамидки, смешав колечки. На стол перед детьми поставьте две пирамиды и разберите их. После дайте каждому малышу по кольцу одного размера и попросите найти пару к нему. Говорите детям: «Внимательно посмотрите на свои колечки. Попытайтесь запомнить их размер и цвет, чтобы не ошибиться». В случае затруднения с ответом предложите малышу подойти к готовой пирамидке и сравнить все кольца. Начинать поиски нужно только тогда, когда все детки скажут: «Один, два, три- найди!» Когда ребенок выбрал кольцо, он должен приложить его к тому, что осталось на его стульчике. Если он ошибся, разрешается исправиться - снова подойти и выбрать новое колечко.

«Найди меня»

В ходе игры у ребенка должна выработаться способность быстро находить определенную фигуру и называть ее, при этом различая цвет и размер. Подготовьте около 20 геометрических фигур разных размеров и цветов. Желательно, чтобы такой набор был у каждого ребенка отдельно. Далее говорите деткам, какую фигуру они должны вам показать. К примеру, маленький синий круг, большой зеленый треугольник и так далее. Игра довольно короткая, но вызовет бурю положительных эмоций у детей. К тому же она поможет им в развитии.

«Магический квадрат»

Игра развивает у детей цветоощущение, соотношение целого и части. Кроме того, она формирует и умение разбивать сложные задачки на простые компоненты. Подготовьте каждому малышу набор, состоящий из 36 цветных квадратиков размером 8 х 8 сантиметров. При этом смотрите, чтобы все оттенки заметно отличались друг от друга. После этого разрежьте квадраты. На каждой части напишите номер (сзади). После этого дайте малышам задания:

А) Разложить кусочки по цвету.

Б) По номерам.

В) Сложить из кусков единый квадратик.

Г) Придумать новые виды квадратов.

Очень важно при этом использовать всевозможные оттенки различных цветов.

«Чего не хватает?»

Игра направлена на у детей средней группы детского сада. Она поможет ребятам, которые уже более или менее умеют считать и различать цифры по написанию, закрепить полученные знания. Для этого подготовьте карточки с различными цифрами. Скажем, от 1 до 10. Несколько комплектов. Уберите из основного, который вы положите на стол, несколько цифр, перемешайте оставшиеся комплекты. Спросите детей о том, чего не хватает в ряду. После этого предложите малышам найти те цифры, которых нет, и положить их на соответствующие места.

Такие дидактические игры в средней группе по математике значительно облегчат жизнь детям в будущем. Кроме того, именно эти игровые процессы будут служить хорошим началом познания науки. Вот почему так важны дидактические игры. ФЭМП (средняя группа - самое время для этого) должно происходить наряду с развитием и других навыков у детей.

Улучшаем речь

Детские дидактические игры в средней группе по развитию речи важны не меньше, чем математические. Именно в этом возрасте ребенок начинает хорошо и внятно разговаривать, а значит, необходимо уделить должное внимание усвоению родного языка. Довольно обширное применение нашли дидактические игры в средней группе в картинках. Именно они помогают малышам усвоить основы речи. Такие наглядные пособия надолго отложатся в голове у ребенка.

«Друзья с грядки»

Игра помогает развить речь и получить познания, представления об окружающем мире. Формируется систематизация детских знаний об овощах и фруктах. Кроме того, детки учатся правильно выражаться и быть отзывчивыми, помогать, когда потребуется.

Для проведения данной игры подготовьте любую куклу, которая будет олицетворять героя, муляжи разных фруктов и овощей, корзинку, картину огорода. Еще найдите 2 кастрюли, весы, кассу, сумку покупателя. Желательно двух добровольцев нарядить в поварят.

Покажите деткам картину огорода и обсудите ее. Заострите внимание на овощах и фруктах. Далее покажите ребятишкам куклу и скажите: «Давайте поможем кукле разложить фрукты и овощи по кастрюлям для супа и варенья!» Детки должны будут подходить к столу, на котором будут лежать фрукты и овощи, класть их в корзинки и относить к кастрюлям. При этом помогать детям будут два повара-добровольца. После того как малыши закончат свое дело, попросите их при помощи картинок-помощников рассказать о фрукте/овоще, который они положили в ту или иную кастрюлю.

«Магазинчик игрушек»

Данная игра способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Кроме того, она служит продолжением формирования знаний о цветах и размерах предметов, помогает деткам различать и называть игрушки. Для этого вам потребуется подготовить картинки с изображениями игрушек: машинки с фургонами разных цветов, пирамидки разных размеров, но одинаковых по цвету, куклы в разных платьях, мячики и так далее.

Сделайте из изображений целый магазин игрушек. После чего предложите ребятам в него пойти. Далее скажите ребенку выбрать одну картинку с изображением и описать ее: «Что ты купил? Какая у тебя машинка? Фургон большой или маленький?» Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему. Эту игру можно хорошо обыграть в домашних условиях.

«Кто-кто в теремочке живет?»

Дидактические игры в средней группе по развитию речи способствуют и развитию понятий об окружающем мире, помогают малышам понять различия между дикими и домашними животными, а также способствуют развитию понятий о том, где живет тот или иной зверь. Они формируют бережное отношение к животному миру.

Приготовьте карточки-картинки с изображениями животных (домашних и диких) и местами их обитания. После этого разложите все изображения на столе и предложите деткам найти каждому животному свой домик, чтобы спасти его от холода. Если малыш ошибся, помогите ему - назовите место, где живет данный зверек, а ребенок должен будет его найти.

Экология - основа жизни

Раньше экологии в детском развитии уделяли довольно мало времени. Но теперь люди поняли, что экологическое развитие играет важную роль. Именно оно помогает сложить впечатление об окружающем мире в детском сознании. Какие дидактические игры в средней группе по экологии можно использовать? Сейчас расскажем.


«Экологическая тропа»

Этот вид экологической игры поможет деткам средней группы детского сада познавать растения. В процессе будут формироваться понятия о лекарственных травах, деревьях, цветах, плодах. Кроме того, игра поможет детям увидеть красоту природы и научит «Экологическая тропа» также учит ребятишек передавать впечатления в рисунках об окружающем мире, используя элементы аппликаций. Еще она помогает развивать воображение, мелкую моторику рук, любовь к природе и всему окружающему.

Для того чтобы провести данную дидактическую игру, подготовьте иллюстрации лекарственных растений, плодов, цветов, игровые зоны «Лес», «Поляна», звукозаписи с голосами птиц, шумом листвы, восковые карандаши, клей, кисточки, краски, бумагу и заготовки-аппликации разных животных из цветной бумаги.

Посадите детей в круг. Включите запись с голосами птиц. Обсудите с малышами после прослушивания, где можно услышать такие голоса. После этого расспросите ребят, знают ли они о том, чем питаются пернатые. Не бойтесь подсказывать ребятам. Объясните, что для того, чтобы птички пели в саду, нужно охранять там все цветы. Спросите о том, знают ли малыши, как охранять цветы. Если нет, расскажите. В случае если кто-то начнет делать попытки объяснить вам правила, помогите ребенку. Без сомнения, таким занятием будет увлечена вся средняя группа. Музыкальные дидактические игры очень интересны деткам.

Позовите малышей на игровую зону «Полянка». Спросите, какие цветочки они видят там. Объясните, что растения могут лечить людей. Спросите о том, что же такое лекарственное растение. Если дети не могут ответить, постарайтесь помочь им. В завершении данной части игры расскажите ребятишкам о том, как правильно заботиться о деревьях.

Далее проведите ребят на территорию «Лес». Включите звукозапись с шумом листвы. Спросите у малышей о том, какие деревья они видят и как их различить. Далее узнайте у детей о том, известно ли им, на каком дереве всю зиму растут плоды. Если ответ отрицателен, помогите, расскажите, что это - рябина. Спросите, какое дерево наряжают раз в год. Загадайте загадку: «Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке и белом сарафане» (ответ - «береза»).

Покажите детям листочки бумаги, краски, мелки, карандаши и фигурки животных. Предложите малышам составить картинки о том, где сегодня они побывали и что видели, с использованием полученных знаний об окружающем мире.

Варианты занятий

Дидактические игры в средней группе по экологии являются занимательными и познавательными. Можно успешно использовать и «сезонные» развлечения. К ним относят, скажем, дидактические игры в средней группе на тему "Осень". Именно в это время года детям становится еще более интересно на улице, где все окружающее изменилось.

Помните, что дидактические игры в средней группе - это важный этап развития детей, в ходе которого малыши готовятся к новой ступени в жизни - младшей школе. Сейчас поговорим о том, какую осеннюю игру можно провести с детьми.

«Осенний коврик»

Эта дидактическая игра помогает детям познавать окружающий мир в осеннее время, сформировать все необходимые знания для развития воображения и логического мышления, сложить яркие впечатления о том, как выглядит окружающий мир осенью. Понадобятся бумага, клей, карандаши, кисточки, краски и хорошая погода. Предложите ребятам пойти на улицу, чтобы изучить окружающий мир осенью. Заострите внимание на деревьях и их листьях. Предложите малышам собрать опавшие цветные листочки, чтобы потом сделать из них красивую картинку.

После возвращения в группу положите перед детьми бумагу, краски, кисточки, мелки, клей - все, что только нужно для творчества. После этого просите их составить композицию осеннего двора или природы при помощи собранных листьев. Помогайте малышам, если у них что-то не получится.

В заключение

Дидактические игры в средней группе интересны, познавательны и полезны. Они обязательно помогут детям в будущем. Ведь именно в детском возрасте понятие «игра» ассоциируется с познанием.

К 4 — 5 годам у непоседы вырос словарный запас, мышление стало более развитым, малыш может проследить причинную связь предметов и явлений. Расширяется умение обобщения, когда создаются группы из предметов, учитывая материал изготовления, его внешний облик, а также, для чего и с какой целью изготовлен, то есть предназначение. Дидактические игры в средней группе подбираются, учитывая возрастные особенности.

Дошколята среднего возраста становятся более внимательными, начинают концентрироваться на одном предмете или действии. Более интенсивно развивается процесс запоминания, а также припоминания. Они восприимчивы к новым знаниям, информации. Виды восприятия, такие как осязательное, слуховое и зрительное еще более развиваются и совершенствуются. Ребенок уже понимает, что такое звукосочетание, различает его, а также распознает сложные формы вещей.

Игровая деятельность – это основной вид занятий для дошкольников. Таким образом малыши получают основные знания об окружающем мире, готовятся к самостоятельной жизни в социуме. Педагогическая наука соединила в одно целое игру, обучение и воспитание, создав дидактические игры.

Дидактические игры для детей в средней группе, как и для остальных детишек младших, старших групп, ставят основной задачей – обучение полезным навыкам, развитие разнообразных способностей через организованную, подчиняющуюся определенным правилам игровую деятельность. В игровой форме малыши постепенно приобщаются к трудовой, учебной деятельности.

На занятиях с использованием дидактических игр в средней группе ДДУ дети узнают много нового о природе, обществе, получают массу полезной информации об окружающем мире, знания о ПДД, о важности соблюдения безопасности, об экологии.

Занятия проводятся по разным предметам с целью гармоничного развития и воспитания ребёнка. Малыш узнает цифры, буквы, учится читать, знакомится с основами математики. Дошкольник приучается к порядку, дисциплине. У детей вырабатывается внимательность, усидчивость, формируется познавательная мотивация.

Можно выделить следующие виды занятий.


Существует несколько делений дидактических упражнений по видам, а одно из самых популярных, где представлены игры.


Дидактическая игра: структура

Как продукт педагогической мысли, дидактическая игра подчиняется определенным правилам и имеет собственную структуру, которая состоит из основной части и дополнительных элементов.

Основанная часть.


Виды дидактических игр для дошколят

В детских дошкольных учреждениях, согласно общепринятым нормам педагогической практики, широко практикуются различные виды дидактических занятий, с целью гармоничного развития дошкольника, подготовке его к школе. Одни из самых популярных – игры с предметами.

Малышу даются задачи на сравнение, выделение общего признака для группы разнородных вещей. Развивается память, когда требуется запомнить количество, расположение предметов, которые потом передвигаются или частично прячутся. Игры с куклами, мягкими игрушками – девочки устраивают чаепития с куклами, укладывают их спать, делают прически, – все это формирует нравственные, а также гигиенические начала, традиции. У детей воспитывается забота о близких, сопереживание.

Разноцветные кубики, пирамидки, мячи позволяют выполнять задания, где требуется собрать предметы одного цвета или формы. Малыши, переставляя игрушки, знакомятся с понятиями «близко» или « далеко», узнают названия геометрических фигур. Воспитатель знакомит малышей с разной фактурой игрушек, ведь тактильное познание также много значит для развития ребенка.

Чтобы малыш сконцентрировался на своих ощущениях, ему завязывают глаза и предлагают выбрать предметы на ощупь. Выбирая нужный предмет, дошкольник комментирует свои ощущения от других предметов. Например, поверхность мягкая, игрушка пушистая, с длинными ушками – это зайчик.

Прогулки на природе также помогают воспитывать сенсорные способности дошколят с помощью природных материалов. Собирание листьев, каштанов, плетение венков или составление букетов из цветов, – все это воспитывает эстетическое чувство прекрасного, позволяет ставить новые задачи для детей. Например, кто быстрее соберет букет из осенних листьев.

Настольно печатные игры достаточно разнообразны по предметам, которые необходимо использовать. Собирание картинок по парам в средней группе становится более сложным заданием. Теперь недостаточно просто найти две внешне похожие картинки, надо найти предметы с одинаковыми свойствами или объединенные общей задачей. Например, выделить несъедобные предметы среди съедобных или фрукты отделить от овощей.

Логическое мышление, память развиваются при сборке пазлов. Задание можно усложнить, например, показать целое изображение, а затем убрать его, чтобы дети по памяти собирали картинку. Развитию пространственного мышления, построения логических цепочек помогают такие игрушки, как кубик Рубика.

Словесные игры помогают развивать правильную речь, а также творческое начало. Перед ребенком можно поставить задачу: описать словами всем знакомый предмет или героя мультфильма. Также воспитатель может предложить поиграть в игру «угадай по звуку, что это».

Средний возраст у детей – это время задавать множество вопросов. Дидактические занятия помогают наращивать словарный запас ребенка, учат правильно формулировать вопросы, осмысливать полученную информацию. Дети осваивают способность планирования своих действий, учатся общению с другими детьми.

Знакомство с экологией

Дидактические игры для детей по экологии, в средней группе относятся к игровой деятельности, связанной с предметами. Дошколята узнают о взаимоотношениях человека с животным, растительным миром, знакомятся с окружающей средой, учатся беречь природу.

«Цветочный магазин». Можно выбрать для занятий несколько вариантов.

Вариант 1. Покупатель просит собрать букет по выбранным на столе лепесткам цветов. Продавец называет те цветы, которые надо сложить в букет.

Вариант 2. В подарок для мамы надо собрать разные букеты, в зависимости от времени года: весенний, летний и осенний. Дети знакомятся с временами года и обращают внимание на то, какие растения и в какое время растут.

«Что появилось раньше?» Малышам показывают картинки с котенком, кошкой, собакой, щенком, яйцом, цыпленком и курицей. Дети должны разложить картинки по порядку. Задача педагога – дать знания о росте, развитии животных.

«Кого, чем кормить?» Из закрытой емкости (коробочки или мешочка), достаются картинки с изображением капусты, моркови, орехов, зерна. Необходимо вспомнить, какое животное и чем питается. Например, белка ест орехи. Таким образом закрепляются знания о том, чем питаются животные, птицы, рыбки.

«Когда это происходит?» Каждому непоседе раздается несколько карточек, где изображены сезонные погодные явления. Например, расцветают деревья, растут сосульки, падают листья, идет дождь или метет метель. На картинке может быть представлен солнечный день или снегопад. Задача – определить, к какому времени года относится изображение, разложить картинки по порядку.

«Отгадай, кто это?» Педагог рассказывает о признаках загаданного животного или птицы. По характерным признакам надо угадать, о ком идет речь. Таким же образом можно играть с фруктами, овощами. Например, на поднос положить несколько фруктов. Воспитатель рассказывает о внешнем виде, где растет, какой вкус, какого цвета кожура у фрукта. Дошкольники должны найти описанный фрукт на подносе.

«Кто, где живет?» Игра с мячом. Вместо мячика можно использовать небольшую мягкую игрушку. Задача – изучение объектов природы, закрепление знаний. У непосед развивается внимательность, ловкость, координация движения и память. Воспитатель кидает мячик малышу и говорит: «воздух, вода или земля». Ребенок должен назвать животное, которое обитает в данной природной среде. Например, рыба в воде, лиса – земля, воробей – воздух. Правила можно немного изменить, например, педагог называет животное или птицу, а дошкольник – природную среду обитания.

Экологические дидактические игры могут быть настольными или подвижными. Занятия можно проводить в помещении, на улице, большими, а также маленькими группами. Выбор остается за воспитателем, который учитывает возраст, степень подготовленности дошколят.

Изучаем математику

Дидактические игры для детей по математике, в средней группе также становятся более сложными и интересными для дошколят. Чтобы было интересно, некоторые задания по фэмпа проводятся вместе с уроками рисования. Так, дается задание нарисовать одинаковое количество предметов, например, 3 елки или 4 яблока. Задание можно усложнить, предложив нарисовать геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник и раскрасить ее.

Для изучения цифр используются кубики или карточки с рисунком. Очень увлекательна игра в лото с геометрическими фигурами. Каждому дошкольнику дается карточка, где в поле нарисованы геометрические фигуры. Воспитатель достает из мешка изображение фигуры, если у малыша на карточке есть она, то ее закрывают. Выигрывает непоседа, первый закрывший все картинки.

В игровом процессе изучают правила сложения и вычитания. Например, мама купила 2 яблока и 3 груши. Сколько всего? После получения результата малыш делит фрукты между друзьями, обговаривая вслух все свои действия.

«Учимся считать». Чтобы сделать процесс интереснее, используется мяч. Заранее обговаривается, как правильно считать, например, от 1 до 10 или в обратном порядке. Мяч кидается по кругу и малыш, поймавший его, называет число и кидает дальше.

«Кто и где?» В разных местах расставляются игровые предметы: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки. Задача – научить ориентироваться в пространстве. Воспитатель просит рассказать дошкольника, какая игрушка стоит рядом, какая сзади или сбоку. Необходимо усвоить такие понятия, как «справа, слева, вверху, снизу, посередине», то есть определять точно место в пространстве.

«Мало или много». Задача – изучить и усвоить понятия «больше или меньше, много или мало, один или несколько». Например, дать непоседе 3 карточки красного цвета и 2 зеленого. Попросить показать, каких карточек больше.

«Отгадай число». Загадать число в пределах 5 или 10. Предложить угадать, какое число больше 4, но меньше 6.

Заботимся о безопасности

Уже с раннего детства дошкольники должны уметь узнавать опасные ситуации, стараться избегать их и уметь звать на помощь. Дидактические игры по ОБЖ для малышей в средней группе учат правильно реагировать на опасность.

«Небольшая травма, порез». Достаточно часто случается ситуация, когда малыш падает и расшибает коленку до крови или ранит себя ножницами. В такой ситуации дошкольник должен помнить правила первой помощи и помочь своему товарищу. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию с травмой. Раздает дошколятам картинки с изображением йода, бинта, телефона. Необходимо составить правильный алгоритм действий. Например, промыть ранку, перебинтовать, вызвать помощь по телефону.

«Опасные предметы». Задача – дать представление дошколятам о том, что некоторые предметы несут опасность для здоровья. Воспитатель предлагает выбрать картинки с опасными вещами и безопасными, разложить их в разные обручи. Объяснить свой выбор. Например, спичками нельзя играть, так как может начаться пожар. Один из вариантов – обсуждение опасных предметов дома, какие травмы можно получить. Например, ожог от включенного утюга.

«Поведение на прогулке». Вместо опасных предметов обсуждается неправильное поведение при встрече с животными. Надо разделить на две части картинки, где изображается правильное поведение и неправильное. Например, нельзя дергать собаку за хвост, бить ее палкой, дразнить кошку: животные могут ответить – собака укусить, а кошка больно поцарапать.

«Наведи порядок». Создание безопасного жилого пространства зависит от чистоплотности, порядка в месте обитания. Дошкольники должны приучиться к мысли, что все вещи должны стоять на своем месте. Нельзя толкаться, чтобы отобрать игрушку или драться: упавший малыш может получить серьезную травму. Дидактическая игра состоит в имитации неправильной ситуации и исправлении ошибок. Воспитатель предлагает дошколятам выбрать картинки с предметами домашнего быта, расставить их правильно. Например, чайник должен стоять на кухне, нож лежать в ящике кухонного стола, стеклянная ваза не должна стоять на краю.

Важное место в ОБЖ занимают дидактические игры по изучению ПДД в средней группе. Каждый день малыш по несколько раз переходит дорогу, встречает на пути машины, автобусы. Знание правил дорожного движения и соблюдение их, убережет дошколят от трагической ошибки.

«Здравствуй, светофор». Первым делом учат, что обозначают цвета светофора, какой разрешает идти, а какой цвет предупреждает об опасности, запрещает движение. В игровой форме дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения.

Педагог берет кружки с цветами светофора и объясняет их значение. С помощью мела на улице или цветных лент в помещении, изображается пешеходный переход. Дошколята, которые держат карточки светофора, контролируют прохождение улицы: поднимают по очереди зеленый, желтый и красный цвет.

Развиваем творческое начало

Музыкально-дидактические игры для детей в средней группе помогают развивать слух, чувство ритма, определять характер музыки, громкость звуков, тональность, развивают чувство прекрасного. В средней группе дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, учатся определять характер музыки. Развивается воображение.

«Колобок». Известная народная сказка через музыку приобретает особенное звучание. Цель – дать понятие о регистрах: высокий, низкий или средний. Непоседы должны соотносить в памяти известных животных с музыкальным образом. Воспринимать по музыкальному отрывку характер и поведение героя сказки.

Перед началом занятия, педагог показывает, как звучит мелодия в разных регистрах. Медведь – в низком, так как он басит. У зайчика высокий регистр: он легко и быстро прыгает, не стоит на месте. По правилам игры каждому непоседе раздаются карточки с изображением лисы, волка, зайчика, медведя. Педагог играет отрывок мелодии: надо угадать, кто это и показать правильное изображение на картинке. Выигрывает тот, кто показал больше правильных ответов.

«Кто в гости пришел?» Дошкольники подбирают самостоятельно ритмы для игрушек, которые пришли в гости. Хозяин угадывает по звукам, кто его навестил, а остальные по очереди изображают гостей с помощью звучания, ритма, например, зайчика или мишку.

«Ритмический кубик». Многие дидактические упражнения сочетают в себе несколько изучаемых предметов. Например, в данном упражнении дошколята укрепляют математические знания, чувство ритма, внимательность. По правилам малыши становятся в круг и передают из рук в руки большой яркий кубик, на каждой стороне которого нарисовано разное количество предметов. Например, 2 яблока, 4 куклы и т.д. Кубик передается из рук в руки под считалку и под медленную или быструю музыку. Когда музыка прекращается, малыш, у кого в руках остался кубик, показывает картинку и говорит, сколько и что именно изображено.

Большое внимание в творческом развитии отводится дидактическим играм по изо для малышей в средней группе. Гармоничное развитие обязательно предусматривает и творческую составляющую в воспитании подрастающего поколения.

Дошколята средней группы учатся определять теплые и холодные цвета, различать оттенки, составлять целые композиции на заданные темы. В процессе рисования становится понятнее, что такое пространственная перспектива, изучаются на примере геометрические фигуры.

Дошколята не всегда могут запомнить полученную информацию на слух. Чтобы расширить возможности памяти, нередко прибегают к изобразительным методам. Рисунки, изображения предметов, вещей, животных и людей помогают запомнить новые понятия и укрепить знания. Очень интересно составление натюрмортов, где необходимо из нескольких картинок составить тематическую композицию. Например, тема – чаепитие или фруктовый сад.

Необходимо поощрять желание дошкольников к новым знаниям, проводить дома дополнительные занятия или водить в специальные секции и кружки по интересам.

Дети растут и развиваются играя. В дошкольных учреждениях игровая деятельность имеет особое значение. Игра помогает всестороннему развитию малышей, способствует обучению и закреплению новых знаний.

Поэтому в детских садах большой популярностью пользуются . Но для каждого возраста нужно подбирать игры, соответствующие умственному и физическому развитию малышей. Так, дидактические игры в средней группе будут иметь ряд особенностей.

Дошколята уже имеют некоторый опыт совместных игр, но продолжает сохраняться участие воспитателя, который помогает детям в игре. Важно, чтобы малыши постепенно учились самостоятельно наблюдать за другими участниками, а также самим ходом игры.

Очень часто дидактические игры по их содержанию, делят на музыкальные, дидактические и познавательные. Для удобства можно сформировать свою картотеку дидактических игр для средней группы. Рассмотрим некоторые из них.

Развивающие дидактические игры

Данный вид игровой деятельности поможет расширить общие знания малышей о окружающем мире. Познание – это главная задача дидактических игр для средней группы.

«Фрукты»

Поможет закрепить знания о размерах предметов. Малышей распределяют на две команды. Дети получают абрикосы или другие фрукты трех величин – маленькие, средние и крупные. И три корзинки трех величин. Воспитатель предлагает малышам собрать абрикосы в соответствующие корзинки. Побеждает та команда, которая справилась раньше.

«Узнай вкус»

Развивает обоняние и вкус. Малышам завязывают глазки и поочередно предлагают попробовать и отгадать кусочки различных фруктов.

Музыкально-дидактические игры для средней группы

Для средней группы особенно нравятся малышам. Ведь детвора обожает слушать музыку и исполнять различные песенки.

«Кто у нас в гостях?»

Научит детей умению подбирать соответствующую музыку для разных сказочных персонажей. К детям поочередно приходят разные герои под определенную музыку. Сначала может прийти лошадка, которая будет скакать под ритмичную музыку (удары ложек). Затем зайчик – под частые и звонкие удары на металлофоне и т.д. После этого для детей исполняются различные музыкальные загадки. Их задача – отгадать кому они соответствуют.

«Картинки–песенки»

Развивает музыкальную память. Малыши садятся в круг и поочередно бросают кубик, который обклеен картинками по сюжетам знакомых песенок. Задача детей – отгадать, а затем спеть ту или иную песенку.

Математические дидактические игры

Дидактические игры в средней группе, направленные на ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), помогут малышам в интересной и доступной форме освоить математические азы.

«Мозаика–считалочка»

Познакомит ребятишек с написанием цифр. При помощи счетных палочек вместе с детьми составляются цифры, а рядом с ними выкладывается соответствующее количество палочек.

«Счет»

Поможет детям запомнить порядок следования чисел. Малыши становятся в круг. Затем воспитатель называет порядок счета – прямой или обратный. Затем дети по очереди передают друг другу мяч и называют число. При этом, поймавший мяч называет следующее число.

«Число»

Способствует закреплению навыков определения очередности чисел в ряду. Воспитатель загадывает число до десяти и поочередно спрашивает каждого малыша. Например, загаданное число больше пяти, но меньше семи и т.д.

Дидактические игры – это веселые занятия, которые помогут детям научится работать в коллективе, разовьют логику и мышление. В игре дети будут познавать окружающий мир.

Кто летает

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

Воробей. - Ворона.

Пчела. - Стрекоза.

Божья коровка. - Собака.

Слон. - Кошка.

Ракета. - Стол.

Змея. - Облака.

Орел. И т. д.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры : я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Дай действия словам

Цель : активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры : я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры : я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Наглядный материал : кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Тарелка, стакан, корова, чашка

Чашка, стакан, тарелка, кружка

С мишкой

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

В: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГ

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

Дай нам работу

А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

Дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

Голова, туловище, лапы, крылья (птица)

Кто у кого?

Цель : практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Назови одним словом

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры : сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1.В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.

2.В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  • дети объясняют свой выбор
  • роль водящего выполняет ребенок
  • Угадай звук

    1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

    слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

    2. хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

    Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

    Цапля важная носатая,

    Целый день стоит, как статуя

    Пес тоскует на цепи

    А попробуй отцепи;

    В небе коршун кружится

    Третий час подряд

    Но ему, разбойнику

    Не украсть цыплят.

    Отгадай-ка

    Цель :

  • упражнять детей в составлении описательных рассказов
  • развивать умение внимательно слушать товарища
  • Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

    В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

    Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

    Используй каждое мгновение

    Дети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка раза два не надолго прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.

    Вкус и запах

    1. представь ЛИМОН

    Каков он на вкус?

    Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи

    Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    2. нарисуй лимон

    3. представь АПЕЛЬСИН

    Каков на вкус?

    Как пахнет?

    Какого цвета?

    Что чувствуешь?

    4. нарисуй апельсин

    5. расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

    Что изменилось?

    Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

    Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

    В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

    Усложнение:

  • Описать предмет, которого не стало
  • рассказать о месте, где он стоял
  • на какой звук начиналось название этого предмет
  • в названии каких еще предметов есть этот звук?
  • Подбери овощи и фрукты по цвету

    Цель: развитие сенсорики

    Ход: детям предлагается ряд картинок с изображением овощей и фруктов. После рассмотрения: разложить их по цвету

    Измени предложение

    Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

    Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе

    Лена поливает цветы, Лена и Коля …

    Что у вас?

    Материал : на каждом столе 1 картинка

    Ход игры : воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»

    Дети отвечают:

    У нас флаг

    У нас флаги

    У нас дом

    У нас дома

    Один и много

    Материал:

    Картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

    Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

    У меня окно

    У меня окна

    Затем составляют пары картинок по принципу: один – много.

    Ласковые слова

    Цель: активизация ласкательных существительных

    Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

    Санки – саночки

    Гора – горочка

    Зима – зимушка

    Шуба – шубка

    Шапка – шапочка

    Снег – снежок

    Что из чего сделано?

    Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

    Ход игры:

    Стакан из стекла – стеклянный

    Нож из железа – железный

    Чашка из фарфора – фарфоровая

    Ваза из хрусталя – хрустальная

    Ложка из дерева - …

    Сковорода из чугуна - …

    Магазин

    Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом А

    Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

    У меня мяч, а в магазине мячи

    Я начну, а ты закончи

    Цель : активизировать в речи предлога У

    Ход игры:

    Красивое платье у кого?

    Синий флажок у кого?

    Кто как кричит

    Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

    Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

    Ход игры:

    Хрю – хрю

    Что он делает?

    Мяукает?

    Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

    Угадай дерево по листу

    Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

    Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

    Этот лист березы

    Этот лист клена

    Кто с кем?

    Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

    Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

    Где мишка искала свой мяч?

    Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

    Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают

    Что делает мишка? (спит)

    Где спит мишка? (на кровати)

    Что сейчас делает мишка? (встал)

    Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)

    Где он сидит? (на кровати)

    Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

    На чем дети катаются

    Цель активизировать в речи предлога НА

    Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

    Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на

    Мальчик катается на самокате

    Вера едет на машине. И т.д.

    Угадай, кто сказал

    Каждый ребенок получает по несколько картинок с изображением разных зверей. Ведущий произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть у детей на картинках. Например: Медведь. Ры-ры, где тут мед? Целый день хожу по лесу, ищу мед. Очень хочется есть

    Или: Белка. Прыг да скок, с ветки на ветку - и так целый день. Главное - набрать шишек в корзинку, орешков, а еще мне надо насушить грибов на зиму.

    Дети поднимают соответствующие картинки. Ведущий объявляет тех, кто угадал, а кто нет.

    У зайки день рождения

    Ход игры:

    В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

    Д: орехи – белке

    Рыбку – лисе

    Мед - мишке

    Доскажи словечко

    Ведущий предлагает детям поиграть в загадки, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.

    Всех он любит неизменно, Кто б к нему ни приходил. Догадались. Это Гена, Это Гена... (Крокодил)

    Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит - Это доктор... (Айболит)

    Доскажи словечко

    У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина Называла... (Буратино)

    Он и весел, и незлобен,

    Этот милый чудачок.

    С ним хозяин - мальчик Робин,

    И приятель - Пятачок.

    Для него прогулка - праздник, И на мед - особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух)

    Доскажи словечко

    Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)

    И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)

    Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)

    Доскажи словечко

    Вместо носа - пятачок, Вместо хвостика - крючок. Голос мой визглив и звонок, Я веселый... (Поросенок)

    Птица черная кружится,

    "Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится

    Всем известная персона.

    А зовут ее... (Ворона)

    Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной... (Медведь)

    Что за предмет?

    Цель : учить называть предмет и его описывать.

    Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    Угадай игрушку

    Цель : формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    Примечание : сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    Кто больше увидит и назовёт

    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

    Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    Назови как можно больше предметов

    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

    Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    Сорока

    Цель : соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

    Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

    (Воспитатель раскладывает предметы)

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам мыльце

    Сорока: Не дам, не отдам,возьму ваше мыльце

    Отдам моему сорочонку умыться.

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам иголку!

    Сорока: Не дам, не отдам, возьму я иголку

    Сорочку сошью своему сорочонку. 1

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам очки

    Сорока: Не дам, не отдам, я сама без очков,

    Прочесть не могу сорочонку стихов.

    Дети: Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

    Сорока: Не дам, не отдам, возьму я звоночек.

    Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

    Воспитатель: Ты, сорока, не спеши

    Ты у деток попроси и все тебя они поймут.

    Всё что надо подадут.

    Воспитатель:

    Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

    Воспитатель:

    Дети, что для этого нужно сороке?

    (Дети называют и приносят все предметы)

    Сорока благодарит и улетает.

    Разноцветный сундучок

    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

    Воспитатель:

    Я картинки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Ира, загляни-ка,

    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    Олины помощники

    Цель : образовывать форму мн. Числа глаголов.

    Материал: кукла Оля.

    К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

    Что это? (Это ноги)

    Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

    Скажи, какой?

    Цель : Учить детей выделять признаки предмета.

    Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»

    Игровой материал : кубики с картинками на каждой грани.

    Правила игры . Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

    Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

    Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»

    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

    Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»

    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

    Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»

    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

    5-6 играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. 1

    «Садовник и фруктовые деревья»,

    «Лесовик и лесные ягоды»,

    «Дрессировщик и его звери»

    «Козлята и волк»

    Цель. Заканчивать сказку по её началу.

    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

    Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

    Воспитатель: зайчик говорит….

    Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Воспитатель: Козлята угостили его….

    Дети: морковкой, капустой…

    Воспитатель: потом они стали… И т.д.

    «Разбуди кота»

    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

    Материал. Элементы костюма животных

    Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Материал . Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

    Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

    Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

    Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

    «Ветерок»

    Цель . Развитие фонематического слуха.

    Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Буратино-путешественник»

    Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

    Материал. Кукла Буратино.

    Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    Зевают, отдыхают, спят…

    Пляшут, поют, кружатся…

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

    Обедают, благодарят…

    Одеваются, прощаются…

    Лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Прятки»

    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

    Материал . Мелкие игрушки.

    Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

    (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»

    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

    Игра проводится с небольшой подгруппой.

    В дверь кто-то стучит.

    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

    Буквы вокруг меня

    Цель : закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.

    Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.

    Например: А – арбуз, Б – банка, В – вешалка, Г – гардины и т.д.

    Картины

    Цель: закрепление знаний о буквах, расширение словарного запаса; развитие зрительной памяти; ознакомление с художниками и картинами

    Возьмите картину художника, который Вам нравится. Прочтите название картины и имя автора ребёнку. Попросите найти на картине все предметы на определённую букву. Допустим это картина И.Е.Репина «Не ждали». Пусть ребёнок найдёт все предметы на определённую букву П (пол, портрет, пальто, передник и т.д.)

    Попросите его запомнить все слова на эту букву. Закройте картину и предложите ребёнку вспомнить все эти предметы.

    Всё из «О»

    Цель : закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.

    По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению.

    Цель : развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств

    Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

    Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

    Что ты делаешь? (Народная игра)

    Цель. Активизир-ть употребление глаголов и глагольных форм, обознач-х проф. действия. Ход. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу: обед варить, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, и т. д. Каждый выкапывает себе ямку, садится около нее, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке, задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит: «Пеките хлеб» или «Пойте песню», - и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д.

    В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу, например: «Овес жну». Если же ошибется и назовет общую работу (Хлеб пеку) или замнется, то меняется местами с ведущим.

    Король (Народная игра)

    Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

    Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

    Здравствуй, Король!

    Здравствуйте! - отвечает он.

    Нужны вам работники?

    Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, п
    Заусалина Евгения Юрьевна

    Ирина Радчук
    Картотека дидактических игр в ДОУ (средняя группа)

    Пояснительная записка

    Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление : наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причины связи в знакомых явлениях.

    Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры , способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. В игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки , лоскутики различных тканей, наконец слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару» , «Найди свой домик» , дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или ребенка, у которого ленточка такого же цвета привязана на руке.

    Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой . В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а этот повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

    Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется , хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально. Например, организуя игру «Найди предмет из такого же материала» , воспитатель до начала рассматривает с детьми разные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, затем объясняет правила : предметы, сделанные из резины, следует положить в резиновую шапочку, а из пластмассы – на пластмассовый поднос, деревянные – в ящик, а металлические – на металлический поднос. Предметы надо искать по всей комнате; кто нашел, должен положить их на соответствующее место.

    При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задать вопросы : «Из какого материала мы будем находить и приносить на этот поднос предметы?» (Показывает пластмассовый поднос.) Дети отвечают : «Из пластмассы!» - «А сюда?» (показывает деревянный ящик.) Дети отвечают правильно. Убедившись в том, что детям правила игры понятны, воспитатель предлагает поиграть; по сигналу все идут искать.

    В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

    При проведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого – старательность, настойчивость, у третьего – желание играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.

    Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей, а также правил игры : объединять играющих детей в звенья (чье звено больше найдет предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).

    В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе определений : «Что подарили Наташе?» , «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое?», «А что потом?» и др.

    С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает – не бывает» : правильный ответ – хлопают в ладоши, неправильный – грозят пальцами.

    Таким образом, руководя играми детей, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры .

    Игры с предметами

    «Из чего сделано?»

    Дидактическая задача . Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса) ; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

    Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

    Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству ; использование «чудесного мешочка» .

    Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала : деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

    Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

    Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила : нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

    Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так : металлические – положить на поднос, сделанный из металла, деревянные - на деревянную дощечку, пластмассовые – на такой же поднос и т. д.

    В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли другим найти нужный предмет :

    Молодцы наши разведчики! Были внимательными, ловкими, никто не ошибся в выполнении задания!

    Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

    «Найди такую же»

    Дидактическая задача . Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

    Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

    Игровое действие. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

    Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

    Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я считаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем

    Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди! – заканчивает воспитатель.

    Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках) . Затем дает сигнал :

    Раз, два, три! Одинаковых найди!

    Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но воспитатель напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

    Раз, два, три! Одинаковых найди! – говорит педагог. Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. Воспитатель привлекает чаще всего к этой игре детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить не подумав.

    «Новоселье куклы»

    Дидактическая задача . Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов : мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

    Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

    Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

    Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранства и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

    У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! – начинает игру воспитатель.

    Дети рассматривают куклу, называют сои имена, знакомятся.

    Педагог говорит :

    Вот теперь мы и поиграем в игру – новоселье, Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое : я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Алиса, Софья и Маша и найдут все. Что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

    Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить :

    Теперь пойдут Сережа, Ксения и Иришка и принесут посуду – обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей . Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

    Игрушки! Много игрушек! – говорят дети.

    Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

    В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное – воспитатель побуждает ребят к творческой игре : надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ее комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе .

    В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

    «Магазин»

    Дидактическая задача . Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине : вежливо попросить, поблагодарить.

    Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предмета, игрушками дети потом играют.

    Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

    Ход игры. Воспитатель обобщает :

    Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить : «Покажи, что ты купил» . А нам будут отвечать : «Покажу, если отгадаете!»

    Один из детей выбирает игрушку и рассказывает :

    Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.

    Фонарик, - догадываются дети.

    Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в пакет игрушку и вежливо говорит : «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

    Рома, покажи, что ты купил, - просят дети.

    А вы отгадайте, тогда покажу, - говорит Рома. – Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.

    Свисток! Покажи!

    Рома показывает свисток, а тот, кто первым отгадал – назвал свисток, идет покупать себе игрушку.

    И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением : «Магазин закрывается на обед» . Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать :

    Рома, когда на участке будете играть в футбол, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.

    Дети уже в группе договариваются , кто будет играть в хоккей.

    Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

    «Что кому?»

    Дидактическая задача . Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

    Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

    Игровое действие. Поиск нужных предметов.

    Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий – игрушки : набор медицинских инструментов «Доктор Айболит» , набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка, набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и др.

    Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой – либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например. Ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают : «Он нужен столяру, плотнику» .

    Если есть несколько орудий труда для одной какой – либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу дети находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для разных профессий. Закончить игру можно так : дети делятся на две группы ; одна группа называет орудия труда, а другая – профессии. Выигрывает та группа . Участники которой ни разу не ошиблись.

    «Кто что слышит?»

    Дидактическая задача . Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.) ; развивать сообразительность, выдержку.

    Игровое правило. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

    Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

    Ход игры. На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которых издается звук : звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино (игрушечное, гусли и др., т. е. все, что есть звучащее в группе , можно использовать в игре.

    За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» , - догадываются дети. Из – за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

    «Кто скорее соберет?»

    Дидактическая задача . Учить детей группировать овощи и фрукты , воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

    Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко» , на другой – «огурец» ). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

    Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

    Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

    А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» ) надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или в огороде.

    Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) . Выбирают две бригады : овощеводов и садоводов (по 2-3 человека) . По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт). Называют команду – победительницу. Затем выбирают другую команду и игра продолжается.

    «Горячо – холодно»

    Дидактическая задача . Закреплять знания детей о растениях, находящихся в групповой комнате ; воспитывать любознательность, находчивость; развивать связную речь.

    Игровое правило. Матрешку можно взять только после того, как будет правильно названо растение, под которым она спряталась.

    Игровые действия. Поиск матрешки, название растения; при приближении к матрешке говорить слова «тепло, тепло!» , при удалении от нее – «холодно, холодно!» , совсем приблизились «горячо!» .

    Ход игры. Растения, находящиеся в групповой комнате , воспитатель ставит так. Чтобы они хорошо были видны, некоторые переставляет на новые места, но так, чтобы к ним можно было легко подойти. Затем говорит :

    Дети, сегодня мы поиграем в новую игру. Она называется «Горячо – холодно» Чтобы не ошибиться, надо знать правила. Кто – нибудь из вас – водящий (мы выберем его считалочкой) . Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку под какое - нибудь растение. Когда скажем : «Заходи!» , водящий будет искать матрешку. Если он ее увидит, то должен сказать, под каким растением она спряталась; только после этого ее можно взять. Мы будем помогать водящему искать матрешку : если он ушел от игрушки в другую сторону, далеко от нее, все вместе скажем : «Холодно, холодно!» , если же он будет подходить ближе, скажем : «Теплее, теплее!» . А если он близко подойдет к растению, где спряталась матрешка, скажем : «Горячо, горячо!» . Значит здесь надо искать игрушку. Давайте повторим это правило. (Вместе с детьми повторяет правило) .

    Обращаясь к водящим, воспитатель напоминает о том, чтобы они прислушивались к словам, которые будут произносить дети.

    Игра начинается.

    Выбирают считалочкой водящего, он выходит за дверь или отворачивается, чтобы не видеть, куда будут прятать матрешку. Прячут матрешку дети, это усиливает интерес к игре.

    Для игры следует сначала взять 4-5, а затем 8 растений, названия которых в средней группе должны хорошо знать , это герань обыкновенная, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек» , азалия, китайский розан, колеус. Алоэ, аспарагус. Душистая герань, бегония рекс.

    Нашедший матрешку должен сказать : «Я нашел матрешку под душистой геранью» или : «Матрешка спряталась за аспарагусом» . После этого он отдает матрешку воспитателю. Дети аплодируют тому, кто без ошибки выполнил задание. Воспитатель следит за речью ребят, правильным окончанием слов : сбоку аспарагуса, сзади бальзамина, под бегонией.

    Эта игра проводится после того, как у детей накоплены знания о комнатных растениях.