Есть люди не хотят детей. Почему некоторые люди не хотят иметь детей

Дата создания: 15.11.2008
Дата обновления: 07.09.2012

Cейчас многие все чаще задают другой вопрос: "Почему люди НЕ хотят детей?" А есть такие люди, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать...

Один монах сказал старцу:
- Не всегда легко узнать, в чём состоит твой долг.
- Наоборот, очень легко, - ответил старец. - Это то, что тебе меньше всего хочется делать.

Христианская притча

В свое время я написал небольшую статью: "Почему люди хотят детей" . Казалось бы, неужели важны причины? Хотят – хорошо, хотят и могут – еще лучше; и в любом случае, как известно, дети – наше будущее.

Но с другой стороны – именно для психотерапевта, причем для психотерапевта консультативного , причины, побуждающие людей обзаводиться потомками, оказываются важны. Ибо проблемы, с которыми потом обращаются к психотерапевтам, в частности проблемы детско-родительских отношений, часто проистекают оттого, что бессознательные ожидания впоследствии не совпадают с реальностью.
Но сейчас многие все чаще задают другой вопрос: "Почему люди НЕ хотят детей?" А есть, мол, такие личности, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать: да как же, дети ведь это наше будущее и все такое. Потому хорошо бы, если бы была такая же парная статья – почему люди не хотят детей.

Разумеется, в данной статье я никоим образом не касаюсь тех, кто не может иметь детей и страдает от этого. Бесплодие – это другая история, причем часто весьма печальная, и сегодня мы говорим не о ней. А о людях, которые вроде бы физически здоровы, социально благополучны, а рожать – не хотят!

Как ни странно, но в этом явлении – когда кто-то может, но не хочет иметь детей – для психотерапевта предмета исследования нет. Не хотят люди – их право. Принуждать становиться родителями – это деструктивный ход, и как правило, ничего хорошего из этого не получается.

Но первые проблемы подчас начинаются тогда, когда окружающие всё активнее пытаются выяснить у знакомого или знакомой: "А почему у тебя до сих пор нет детей?" И сами начинают анализировать возможные причины этого, называя их более понятными для себя именами. Чаще всего упоминаются "инфантильность" (то есть человек считает себя пока недостаточно социально зрелым для родительства); "эгоизм" (человек просто думает, что вначале должен социально и финансово встать на ноги, а потом уже рожать); "перфекционизм" (человеку хочется, чтобы его дети жили в лучших условиях, нежели сейчас он сам, и он откладывает вопрос родительства на то время, пока добивается этих условий).
Думаю, понятно, почему эти "определения" я взял в кавычки.

Кроме того, далеко не всегда удается осознать и сформулировать причины нежелания обзаводиться потомством: да и не нужно этого, разве что сам человек будет этим озабочен и придет на прием с просьбой «помочь в этом разобраться». А если он сам не считает это проблемой для себя – то опять же, не обязательно копаться в причинах, скорее можно порадоваться, что не рождаются на свет нежеланные и нелюбимые дети.

Но мои клиенты (а чаще клиентки) часто задают немного иной вопрос: почему кому-то постороннему так важно, чтобы все становились родителями? Почему некоторые не могут спокойно произносить слово "чайлдфри" и говорят, что "эти люди попирают свое природное предназначение"? Иногда прессинг общественного мнения такой, что, кажется, еще немного – и в суд подадут на человека "за преступное бездействие".
Поэтому мы поговорим не о том, почему некоторые детей не хотят, а о том, почему другие хотят, чтобы они хотели. Даже точнее – не хотели, а обязаны были рожать!

Редкий психотерапевт, психолог или иной семьевед к сегодняшнему дню не озвучил сентенцию "дети должны быть желанными". Это бесспорно, если речь идет о будущем счастье детей и родителей. Но с нежеланием иметь детей сейчас почему-то идет борьба методом общественного насилия. Хотя вроде бы давно известно, что если какую-то потребность формировать методом принуждения, то у человека вместо потребности возникает, наоборот, реакция отторжения и протеста. Если хотите – на уровне инстинктов, в частности, инстинкта самосохранения. Человек будет отгораживаться не от навязываемой потребности, а от самого факта насилия. Точно так же любое стремление к репродуктивной деятельности, особенно у человека думающего и анализирующего ситуацию, можно убить давлением из серии "Каждая женщина непременно должна родить, а ты!.."

Убеждение, что "каждая непременно должна родить", было верно давным-давно, когда такое страшное явление, как детская смертность, имело очень высокие показатели. И из рожденных, условно говоря, десяти детей выживали один-два. А сейчас показатель выживаемости, к счастью, много выше. И нынешнее общество, если рассуждать логически, вполне может пережить, чтобы те женщины, которые пока не испытывают потребности становиться мамами, ими и не становились (то же самое и в отношении мужчин, не испытывающих потребности становиться отцами). Ибо материнство, да и вообще родительство – это все-таки не профессия и не обязанность. Это возможность, которую если реализовывать из-под палки – результат, как правило, будет достаточно грустный.

Жаль, что иные люди этого не понимают и продолжают упорно интересоваться, отчего это у человека до сих пор нет детей. Как говорила одна моя клиентка – "При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы".
К мужчинам с такими вопросами тоже пристают, кстати, - хоть и реже.

Вследствие такой, мягко говоря, нетактичности многие чайлдфри обоих полов вынуждены объединяться (к примеру, в сообщества в сети) и даже защищаться, иногда весьма агрессивно: так же, как объединяются любые угнетаемые меньшинства. Именно в целях защиты от общественного мнения, которое давит вот этой самой сентенцией "Если вы не хотите детей, вы…" Далее подставьте любой нелестный эпитет по своему вкусу и воспитанию.

Безусловно, эскалация противоборства с обеих сторон часто приводит к чрезмерным крайностям: с одной стороны "долой всех беременных", с другой - "долой всех бездетных". Это уже не осознанный выбор, а выплеск агрессии, которая ничего общего с сознанием и логикой не имеет. И мы сейчас не об этих эмоциональных выплесках, а о тех людях, кто взвешенно и спокойно сам для себя сказал "не хочу" (может быть – "пока не хочу"), а общественное мнение в сотни голосов сначала строго вопрошает - а почему не хочешь, а потом кое-где и припечатывает: ДОЛЖЕН/ДОЛЖНА!!!
И тогда возникает вопрос: а почему?

Почему каким-то чаще всего посторонним людям есть дело до чужой репродуктивности? И почему некоторым так важно, как было сказано в одном чайлдфри-сообществе в интернете, "поработать кукушкой в ваших биологических часах"?

Разумеется, мы не можем заочно и при общем подходе точно диагностировать причины каждого, но навскидку можно сделать несколько предположений.

Первая причина, побуждающая делать это – иерархическая . "Я наделен(-а) особой властью контролировать людей и тебя в частности, и делаю это в общественно одобряемой форме!" Разумеется, никто человека такой властью не наделял, но иногда от бессознательных убеждений избавиться очень сложно. Как правило, желание "учить жизни и говорить о долге" присваивают себе личности с так называемым иерархическим мышлением, которые таким образом банально ощущают себя социально выше за чужой счет.

Вторая предполагаемая причина – своего рода месть. Это тот самый случай, когда человек сам в свое время стал родителем, подчиняясь давлению общества и "долгу", в результате много чего натерпелся, а теперь стремится, чтобы то же самое делали и остальные: "Я нес это бремя, а ты? Я выполнял свой долг, а ты?"
И если сказать этому человеку, что никакого такого долга в реальности уже давно нет – он не воспримет . Потому что иначе получается, что все его родительские жертвы - зря!
Как говорится, "нет хуже угнетателя, чем бывший раб".

Третий возможный вариант – попытка контроля чужой интимной жизни. Более того, все чаще приходится слышать или встречать в сети высказывания вида "дети – это логическое продолжение секса". Сегодня, в эпоху развитой контрацепции, подобное звучит как минимум странно. К тому же, если логическим продолжением секса считать детей – то получается, что человеку нужно примерно столько же половых актов в жизни, сколько у него потомков; никак не больше.

Четвертая причина – гендерная дискриминация. Этим, увы, страдают и мужчины, и женщины: исповедуя принцип "Женщина должна быть прежде всего машиной по производству населения, и в этом главное предназначение всех существ женского рода!..."
Для некоторых это плюс к тому еще и означает, что конкретную женщину – свою дочь или жену – они бы таким образом с удовольствием привязали "к семье и дому" во избежание собственного беспокойства за ее "неподобающее" излишнее социально активное поведение.

И еще одна причина – та, по которой подобное любопытство появляется не у посторонних людей, а у родственников. Именно от них, к сожалению, труднее всего дистанционироваться , когда они спрашивают "А когда же у тебя детишки будут": потому что они вроде как в своем праве. "Мама (папа) хочет внуков"! А на самом деле это означает, что мама (папа) чаще всего бессознательно стремится реализовать свое чувство власти и стать "главой большого клана" . Это в нашем языке "бабушка" означает "старушка", а дедушка – "старик"; на том же английском, немецком, французском женщина, имеющая внуков, называется "большая мать". А мужчина – "большой отец".

И жаль, что иные родители, намеревающиеся со временем стать "большими родителями", полагают, будто потомки непременно обязаны реализовать их желание.

Безусловно, для многих дети – это счастье. Но вряд ли стоит любое счастье кому-то навязывать. Каждый сам приходит в свое время к своему пониманию счастливой жизни, иногда совершенно не похожему на ваше. А насильно, как известно, в рай не тянут.

В связи с этим можно проанализировать еще один довольно проблемный момент: нередко люди, имеющие детей, относятся к чайлдфри с выраженной и неприкрытой агрессией. Однако, если рассуждать логически - любой родитель, наоборот, должен быть чайлдфри благодарен: те, кто не имеет детей, не усугубляют конкурентную ситуацию для уже рожденных, не заставляют их более активно и напряженно бороться за кислород, продукты питания и место на планете. Чайлдфри не пополняют очередей в детских поликлиниках и не претендуют на места в детских садах, не рожденные ими дети не повышают конкурс при поступлении других детей в ВУЗы и при поиске работы. А самое главное - за что лично родителю ненавидеть чайлдфри, если каждый из них живет в соответствии со своим пониманием счастья? Одни в своё удовольствие рожают, а другие – нет. То есть нет пересекающихся интересов и как следствие - почвы для конфликта.

И опять выходит, что ненависть к чайлдфри испытывают те, кто относится к своему деторождению в глубине души как к вышеназванной повинности перед обществом (какие бы красивые слова о собственном удовольствии ни произносил вслух). В этом случае все куда понятнее: вот, мол, я наступил(а) на горло своему свободному полету - родил(а), долг выполнил(а), а этот/эта - не выполнил(а)! Да как он(а) смеет, давайте все покажем на него/нее пальцем и все скажем в лицо, какая он(а)… (здесь опять подставьте любой нелестный эпитет).

Соответственно, если некто обзавелся потомством по собственному желанию - ему не за что ненавидеть чайлдфри. А если банально подчинился шаблонам про "долг и обязанность" - тогда этот некто будет очень их не любить. Потому что они смеют жить по собственным принципам и в своё удовольствие, а он - нет.

Мне могут сказать, что, мол, "как же вам не стыдно, доктор, вы выступаете против рождения детей!" Однако я ни в коей мере не против этого. Я за то, чтобы общество было озабочено не только количественным, но и качественным ростом демографической кривой. Ибо детей мало родить: им необходимо еще и помочь вырасти адекватными, воспитанными и все-таки счастливыми людьми.

35 лет, юрист, основатель благотворительного фонда содействия образованию, культурному развитию и социальной поддержке населения «Планета добра»

О решении

Я всегда знал, что не хочу иметь детей. До тридцати лет не было необходимости как-то объяснять это. Было несколько факторов, которые повлияли на мой выбор. Я волнуюсь за экологию: количество людей напрямую влияет на ее ухудшение. Второй фактор - психологический. Моя мама была талантливым музыкантом, дирижировала хором, но ушла с работы и посвятила свою жизнь моему воспитанию. Ее ребенок вырос, но к этому моменту она растеряла все свои навыки, сейчас ей просто нечем заняться. Обидно, что она не смогла реализовать свой потенциал.

Об отношениях с близкими людьми

Мама относится к моему решению негативно. Раньше этот негатив выливался в советы и настойчивое желание что-то поменять, сейчас тема детей просто не поднимается. Друзей-чайлдфри у меня нет. Есть те, кто понимает мою позицию и готов выслушать ее, есть те, кто категорически ее не приемлет, но в целом это никак не влияет на мои отношения с друзьями.

Что касается личной жизни, чаще всего девушки тихо принимали мою позицию и ждали, что я изменюсь. Но ничего не менялось - и наши отношения прекращались. Моя нынешняя девушка относится к неопределившимся чайлдфри. Пока у нас все хорошо.

О реакции общества и стакане воды

Религия, дети, сексуальная ориентация - это те вопросы, в которых люди не просто выбирают себе окружение, но и хотят изменить мир под свои представления об этом. Я знаю, что многие женщины-чайлдфри сталкиваются со страшным общественным давлением. Им намного тяжелее отстаивать такую позицию. Бывают ситуации, когда женщина рожает ребенка вопреки своему желанию, потому что «так надо», и это приводит к грустным последствиям.

Чаще всего люди интересуются, почему я не хочу детей, а затем стараются меня переубедить. У меня есть собственный благотворительный фонд, мы помогаем детям, ездим по приютам, и у людей это не укладывается в голове. Они думают, что раз я чайлдфри, то у меня что-то не так с психикой и я ненавижу детей. Не понимают, как такой человек может помогать другим людям, особенно детям.

Меня не беспокоит «стакан воды» через 40 лет. Беспокоит состояние здоровья и что к этому времени я успею посетить мало стран и прочитать мало книг. Дети мне в этом никак не помогут. Наоборот, при их наличии здоровье убавится, а количество стран и книг точно уменьшится, как и капитал.

23 года, переводчик

О решении

Я окончательно поняла, что я чайлдфри, когда закончила университет. Чем больше людей я встречала, тем сильнее чувствовала разницу во взглядах на вопрос деторождения. У меня есть подруги, которые умиляются, глядя на маленьких детей. У меня даже котенок вызовет больше эмоций, чем ребенок. Мне не хочется детей, они мне не нравятся. Я не готова жертвовать своим временем ради ребенка.

Мое нежелание заводить семью во многом связано с детством. Те, у кого есть братья и сестры, более семейные люди. Я была единственным ребенком, все доставалось только мне. В то же время я была самостоятельной, потому что родители всегда были на работе: у нас не было семейного круга.

О реакции общества

Мои бабушки, вся жизнь которых концентрировалась вокруг детей, часто заводят разговор о внуках. Друзья меня понимают, а остальные люди не верят, что я не хочу детей. Я часто слышу фразы вроде: «Через десять лет все изменится» и «Вот появятся свои, и все будет». Спорить с такими людьми невозможно, их главный аргумент: «Подрастешь - поймешь».

Если два человека самодостаточны, счастливы вместе и им есть чем заняться, зачем им дети?

В университете у меня были длительные отношения. Родители молодого человека были старого уклада: папа зарабатывал, мама круглые сутки стояла у плиты. Они говорили, что совсем скоро мне нужно будет рожать и делать остальные «женские» дела. По поводу детей мы с молодым человеком часто ссорились. В конце концов мы расстались.

Даже очень сильное чувство к мужчине не заставит меня иметь детей. Если же он будет настаивать, значит, это не мой человек. Если два человека самодостаточны, счастливы вместе и им есть чем заняться, зачем им дети?

О праве выбора и традиционных ценностях

Я не думаю, что церковь и государство продвигают традиционные ценности, потому что пекутся о здоровье нации и ее благополучии. Чтобы позаботиться о следующих поколениях, нужно обеспечить достойный уровень жизни уже живущим людям. А после рождения детей возникают только проблемы: детских садов очень мало, пособия для матерей - это смешные деньги.

Я не общаюсь с другими чайлдфри и не состою в группах, но понимаю, что сообщество чайлдфри образовалось для поиска единомышленников. Многим это помогает понять, что быть чайлдфри не значит быть кем-то плохим. В мире много людей, которые не хотят быть родителями, но на них давит общество. В конце концов они рожают детей, даже не думая, что у них есть альтернатива. Я надеюсь, что через 40–50 лет я буду жива и успешна. Рядом будет стильный дед с отличным чувством юмора и компания наших друзей для веселой старости.

41 год, преподаватель

О решении и реакции окружающих

Я понял, что я чайлдфри, еще в детстве. Мне не нравились дети, даже когда я сам был ребенком. По мере взросления я осознал, что идея обязательного рождения потомства, для того чтобы человеческий род не угас, мне совершенно не близка.

Мои родственники отрицательно относятся к моему решению, но меня это не беспокоит. В моем окружении нет давления или негатива из-за того, что я чайлдфри. Есть друзья, которые разделяют мои взгляды, но не называют себя чайлдфри. С друзьями-чайлдфри я общаюсь в интернете. Когда я начинаю отношения с женщиной, то сразу предупреждаю, что я не хочу детей и это мое окончательное решение. Никаких конфликтов в отношениях у меня пока не возникало. Я не чувствую давления, а если возникают споры с малознакомыми людьми, я всегда стараюсь доходчиво объяснить свою позицию.

О стереотипах и традиционных ценностях

Среднестатистического человека пугает все, что выходит за рамки его привычного мира. Ему хочется, чтобы все было четко: вот это хорошо, а это плохо. Еще с детского сада ему говорят, что рожать детей - это правильно. Сознание формируется, и когда человек сталкивается с противоположными взглядами, он может невольно увидеть в этом угрозу своему миру. Поэтому агрессия и неприятие позиции чайлдфри - это психологическая защита.

В нашей культуре женщине намного тяжелее противостоять давлению общества по поводу детей. Девочке с раннего детства вбивают в голову, что ее основная, фактически священная задача - это материнство.

О роли государства

Навязывание традиционных ценностей со стороны государства вызывает раздражение и только укрепляет мою позицию чайлдфри. Например, я негативно отношусь к недавней инициативе Министерства образования о переводе студентки на бюджетную форму обучения, если она родила во время учебы. Рождение ребенка - физиологический процесс, почему за него нужно давать такие привилегии? Это несправедливо по отношению к остальным.

Мне бы хотелось, чтобы в первую очередь размножались люди с хорошими генами, уровнем интеллекта и задатками, нормальным материальным положением. К сожалению, обычно все происходит наоборот.

Я нормально отношусь к детям, даже очень капризным. Пусть бегают где хотят, только меня не трогают.

39 лет, гипнолог

О решении

Впервые я осознала, что не хочу иметь детей, еще в детстве. Однажды услышала, как тетя говорила маме, что я очень хилая и болезненная девочка, а ведь мне еще рожать в будущем. После я подошла к маме и спросила, обязательно ли мне рожать, если я не хочу. Мама ответила, что у всех женщин есть выбор.

В школе девочки уже в начальных классах обсуждали имена будущих детей и их количество. В советское время не было никакого сексуального просвещения - и мамы говорили им, что внутри есть точка, которая со временем будет разрастаться и в конце концов каждая девочка родит ребенка. Помню, как в восемь лет прибежала к маме в слезах, потому что очень испугалась такого развития событий. У меня была абсолютно вменяемая мама, которая никогда не давила на меня. Она говорила: «Не хочешь - не надо, а то намучаешься, как я с тобой». Я была любимым ребенком, но понимала, что она имеет в виду.

Любой человек, позиционирующий себя как чайлдфри, приобретает в глазах общества статус неполноценного

О реакции общества

Я отношусь к детям с большой теплотой. Долгое время я работала с детьми школьного возраста и даже была няней семилетнего мальчика - будучи чайлдфри.

Мое окружение относится с пониманием к моему решению. Многие говорят, что я могла бы быть хорошей и заботливой мамой. У меня были проблемы в отношениях из-за того, что я чайлдфри. Для меня это значило, что это просто не мой человек.

Женщине тяжелее противостоять давлению общества, ведь она изначально рассматривается как будущая мать, которая должна выполнить свое «предназначение». Но и на мужчин-чайлдфри смотрят с осуждением. Любой человек, позиционирующий себя как чайлдфри, приобретает в глазах общества статус неполноценного.

О мире будущего

Я могу представить себе фантастический мир, в котором я бы решилась на рождение ребенка. Я щепетильно отношусь к своему телу, здоровью и времени, но согласилась бы, если бы была возможность не вынашивать ребенка, не возиться с пеленками и распашонками, зубами и коликами, а просто взять биологический материал и поместить в искусственную матку для созревания плода. А после появления ребенка на свет, им бы занимались специальные службы с добросердечными, квалифицированными работниками. Родители могли бы посещать ребенка в любое время, привыкать к нему, формировать привязанность, принимать участие в воспитании, а когда были бы готовы, то забирали бы домой. Ведь есть же детские сады и школы, почему не создать службы помощи такого рода? Наука идет вперед, разработки искусственной матки уже ведутся, возможно однажды все это станет реальностью.

О помощи государства и стакане воды

В нашем государстве не предусмотрены достойные условия для рождения детей. Все только говорят: «Рожай!» А дальше что? Все рожающие у нас в кредитах, ипотеках и неврозах. Люди вкалывают круглые сутки, только чтобы прокормить себя и детей. Государство обязано помогать своим гражданам, другой вопрос, что оно ставит условия: «Вот если родишь, то получишь льготы».

«Стакан воды и сорок кошек» меня не пугают. Если со здоровьем будет что-то не так, то я могу завещать квартиру какой-нибудь девушке или социальной службе в обмен на заботу обо мне. И это будет логичнее, чем надеяться на помощь своих детей. Потому что ты не знаешь, как поведут себя эти дети в будущем. Вокруг масса примеров, когда дети бросают своих родителей, а порой и вовсе выгоняют их на улицу ради квартиры.

С самого раннего детства девочкам внушают мысль, что главное в жизни женщины - это выйти замуж и родить ребенка. Вырастая, большинство из них действительно находят счастье в материнстве (а те, кто не вышел замуж - еще и утешение), и воспитание ребенка становится главным смыслом их жизни.

Подарить миру нового человека, наблюдать за тем, как он растет, быть неотъемлемой частью этого процесса - это действительно одна из самых захватывающих вещей в жизни.

Но есть те, кто считает, что ребенок - совершенно необязательный пункт жизненной программы, и что счастье вполне возможно и без детей. сайт попытался выяснить, почему некоторые женщины сознательно отказываются от материнства.

Кто такие чайлдфри?

Кто такие чайлдфри?

Чайлдфри

Раньше людей, не имеющих детей, называли просто бездетными, и им было принято сочувствовать. Более того, вплоть до развала СССР те, кто сознательно не спешили обзаводиться потомством, даже вынуждены были платить специальный налог на бездетность в размере 6% от зарплаты.

Причем этот закон распространялся не только на семейные пары, но и на холостых мужчин в возрасте от 20 до 50. Оправданием для бездетности могло быть только бесплодие или невозможность родить по медицинским показаниям. В то время сама идея существования чайлдфри была совершенно абсурдной.

Советские фильмы активно пропагандировали идею, что родить нужно любой ценой, пусть даже обстоятельства против вас: «Впервые замужем», «Человек родился» и почти сказочный «Москва слезам не верит», например.

И для нее родить ребенка будет значить обречь себя на такую же серую беспросветную, полную лишений жизнь, какая была у матери.

Впрочем, даже при благополучных финансовых условиях конфликты с матерью могут вылиться в отказ от материнства. Девочка обычно ассоциирует себя с матерью - примеряет на себя ее образ: одежда, интонации, поведение.

Если же мать была источником боли - душевной или физической - это может привести к тому, что в будущем дочь, возможно, будет отвергать все, что связано с матерью, и стараться ни в чем на нее не походить.

Вплоть до того, что не захочет рожать, чтобы не походить на свою мать. К сожалению, все это часто происходит неосознанно, а на поверхности проявляется лишь как активное нежелание быть матерью и объясняется кучей якобы очень веских причин.

Кроме того, существует точка зрения, что чайлдфри - это просто инфантильные люди, которые привыкли быть центром своей собственной вселенной и не готовы поставить в этот самый центр младенца.

Хотя справедливости ради надо сказать, что мотивация «детных» тоже нередко носит исключительно эгоистический характер (продолжение рода, стакан воды в старости и т.п.).

Есть и вполне объективные социальные причины выбора чайлдфри. Сейчас много говорится о том, что институт брака разрушается, и в этом действительно есть доля правды.

Обменяться кольцами - не значит связать себя на всю жизнь. Развестись легко - это законно и, что немаловажно, социально приемлемо. Многие женщины банально не чувствуют стабильности и защищенности, и в таких условиях потребность родить ребенка просто отходит на второй план.

Ну, и конечно, нестабильная экономическая ситуация тоже оказывает свое влияние и создает общий депрессивный фон, не очень располагающий к тому, чтобы решиться на такую авантюру, как рождение ребенка. А иначе как авантюрой это не назовешь.

В подавляющем большинстве семей сейчас работают двое, потому что одному человеку прокормить семью не под силу, и рождение ребенка – это не только увеличение расходов, но и одновременный «выход из строя» одного из кормильцев.

Можно говорить, что вот, мол, во время войны и после войны условия были хуже, но люди все равно рожали. Все это так, но с одним небольшим уточнением: тогда у людей все же была сильная вера в то, что плохое закончилось или закончится, а дальше будет только лучше.

Сейчас у большинства людей такой веры нет. Люди не видят будущего для себя, поэтому и не видят в нем детей. Может быть, в том числе и этим объясняется эгоизм чайлдфри?

ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЧАЙЛДФРИ

вторая статья от доктора Нарицына

год назад я написал небольшую статью: Казалось бы, неужели важны причины? Хотят - хорошо, хотят и могут - еще лучше; и в любом случае, как известно, дети - наше будущее.

Но с другой стороны - причины, побуждающие людей обзаводиться потомками, оказываются очень важны. Ибо проблемы, проблемы детско-родительских отношений часто проистекают оттого, что бессознательные ожидания впоследствии не совпадают с реальностью.

Но сейчас многие все чаще задают другой вопрос: "Почему люди НЕ хотят детей?" А есть такие люди, которые называют себя чайлдфри и говорят в открытую, что вообще не собираются рожать: да как же, дети ведь это наше будущее и все такое. Потому, мол, хорошо бы, если бы была такая же парная статья - почему люди не хотят детей.

Разумеется, я никоим образом не касаюсь, тех, кто физически не может иметь детей - по тем или иным причинам. Бесплодие - это другая история, причем часто весьма печальная, и сегодня мы говорим не о ней. А о людях, которые вроде бы физически здоровы, социально благополучны, а рожать - не хотят!

Как ни странно, но в этом явлении - когда кто-то может, но не хочет иметь детей - для психотерапевта предмета исследования нет. Не хотят люди - их право. Принуждать становиться родителями - это деструктивный ход, и как правило, ничего хорошего из этого не получается.

И первые проблемы подчас начинаются тогда, когда окружающие пытаются выяснить у знакомого или знакомой: "А почему у тебя до сих пор нет детей?" И сами начинают анализировать возможные причины этого, называя их более понятными для себя именами. Чаще всего упоминаются "инфантильность" (то есть человек считает себя ПОКА недостаточно социально зрелым для родительства); "эгоизм" (человек просто думает, что вначале должен социально и финансово встать на ноги, а потом уже рожать); "перфекционизм" (человеку хочется, чтобы его дети жили в лучших условиях, нежели сейчас он сам, и как правило, он иногда активно стремится улучшить эти условия, а иногда на какое-то время отказывается становиться родителем)…
Думаю, понятно, почему сами "определения" я взял в кавычки.

И мои клиенты (а чаще клиентки) часто задают немного иной вопрос: почему кому-то постороннему так важно, чтобы все родили детей? Почему некоторые не могут спокойно произносить слово "чайлдфри" и говорят, что "эти люди попирают свое природное предназначение"? В конце концов, почему ваша соседка, попадая с вами вместе в лифт, интересуется "Ну, ты еще не родила? Да когда же ты, время-то идет, а ты ведь женщина!..." Иногда прессинг общественного мнения такой, что, кажется, еще немного - и в суд подадут на несчастную "за преступное бездействие".

Поэтому мы поговорим не о том, почему некоторые детей не хотят, а о том, почему другие хотят, чтобы они хотели . Даже точнее - не хотели, а обязаны были рожать!

Редкий психотерапевт, психолог или иной семьевед к сегодняшнему дню, не озвучил сентенцию "дети должны быть желанными". Это бесспорно, если речь идет о будущем счастье детей и родителей. Но с нежеланием иметь детей сейчас почему-то идет борьба… методом общественного насилия. Хотя вроде бы давно известно, что если какую-то потребность формировать методом принуждения, то у человека вместо потребности возникает, наоборот, реакция отторжения и протеста. Если хотите - на уровне инстинктов. В частности, инстинкта самосохранения. Он будет отгораживаться не от навязываемой потребности, а от самого насилия. Точно так же любое стремление к репродуктивной деятельности, особенно у человека думающего и анализирующего ситуацию, можно убить давлением из серии "каждая женщина непременно должна родить, а ты!..."

Убеждение, что "каждая непременно должна родить", было верно давным-давно, когда такое страшное явление, как детская смертность, имело очень высокие показатели. И из рожденных, условно говоря, десяти детей выживали один-два. В таких условиях, как говорят биологи, "рожает каждая фертильная самка". А сейчас показатель выживаемости, к счастью, много выше. И нынешнее общество, если рассуждать логически, в общем может позволить себе то, чтобы те женщины, которые пока не испытывают потребности становиться мамами, ими и не остановились. Ибо материнство - это все-таки не профессия и не обязанность. Это возможность, которую если реализовывать из-под палки - результат, как правило, будет достаточно грустный.

Жаль, что иные люди этого не понимают и продолжают упорно интересоваться, отчего это у коллеги, соседки, просто собеседницы до сих пор нет детей. Как говорила одна моя клиентка - "При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы!"
Мужчинам такие вопросы тоже задают, кстати, хоть и реже.

Вследствие данной, мягко говоря, нетактичности "чайлдфри" обоих полов вынуждены объединяться (к примеру, в сообщества в той же сети) и даже защищаться, иногда весьма агрессивно: так же, как объединяются любые угнетаемые меньшинства. Именно в целях защиты от общественного мнения, которое давит вот этой самой сентенцией " если вы не хотите детей, вы…" Далее подставьте нелестный эпитет по своему вкусу и воспитанию.

Безусловно, эскалация противоборства с обеих сторон часто приводит чрезмерным крайностям: с одной стороны "долой всех беременных", с другой - "долой всех бездетных". Это уже не осознанный выбор, а выплеск агрессии, которая ничего общего с сознанием и логикой не имеет. И мы сейчас не об этих агрессирующих личностях, а о тех людях, кто взвешенно и спокойно сам для себя сказал "не хочу" (может быть - "пока не хочу"), а общественное мнение в сотни голосов сначала строго вопрошает - а почему не хочешь, а потом кое-где и припечатывает: ДОЛЖНА!!!

И тогда возникает вопрос: а почему?

Почему каким-то чаще всего посторонним людям есть дело до вашей репродуктивности? И почему некоторым так важно, как было сказано в одном чайлдфри-сообществе в интернете, "поработать кукушкой в ваших биологических часах"?

Разумеется, мы не можем заочно и при общем подходе точно диагностировать причины каждого, но навскидку можно сделать несколько предположений.

Первая причина, побуждающая делать это - иерархическая . "Я наделен(-а) особой властью контролировать людей и тебя в частности, и делаю это в общественно одобряемой форме!" Разумеется, никто человека такой властью не наделял, но иногда от бессознательных убеждений избавиться очень сложно.

Вторая предполагаемая причина - своего рода месть. Это тот самый случай, когда женщина сама в свое время стала матерью, подчиняясь именно давлению общества и "долгу", в результате много чего натерпелась, а теперь стремится, чтобы то же самое делали и остальные: "Я несла это бремя, а ты? Я выполняла свой долг, а ты?"
И если сказать ей, что никакого такого долга в реальности нет - она не воспримет. Потому что иначе получается, что все ее материнские жертвы - зря! Кстати, если мужчина когда-то взвалил на себя время отцовства только из того же "чувства долга" - он тоже может донимать молодежь, "а когда же и они".
Как говорится, "нет хуже угнетателя, чем бывший раб".

Третий возможный вариант - как ни странно, удовлетворение любопытства относительно чужой интимной жизни. Ибо вопрос к незамужней женщине "А когда же ты родишь" на самом деле звучит как "А-а, я зна-аю, ты хоть и не замужем, а все равно занимаешься сексом!"
Да, сейчас это звучит смешно: но кое-кому до сих пор актуально.

Четвертая причина - сексуальная дискриминация. Этим, увы, страдают и мужчины, и женщины: исповедуя принцип "Женщина должна быть прежде всего машиной по производству населения, и в этом главное предназначение всех существ женского рода!..."
Для некоторых это плюс к тому еще и означает, что конкретную женщину - свою дочь или жену - они бы таким образом с удовольствием привязали "к семье и дому" вот избежание собственного беспокойства за ее "неподобающее" излишнее социально активное поведение".

И еще одна причина - та, по которой подобное любопытство появляется не у посторонних людей, а у родственников. Именно от них, к сожалению, труднее всего дистанционироваться, когда они спрашивают "А когда же у тебя детишки будут": потому что они как вроде как в своем праве. "Мама хочет внуков"! А на самом деле это означает, что мама бессознательно стремится опять-таки реализовать свое чувство власти и стать "главой большого клана": это в нашем языке "бабушка" означает "старушка", а на том же английском, немецком, французском женщина, имеющая внуков, называется "большая мать". А мужчина - "большой отец".
И жаль, что иные мамы, намеревающиеся со временем стать "большими мамами", полагают, будто потомки непременно обязаны реализовать их желание.

Безусловно, для очень многих дети - это большое счастье. Но вряд ли стоит любое счастье кому-то навязывать. Каждый сам приходит в свое время к своему пониманию счастливой жизни, иногда совершенно не похожему на ваше. А насильно, как известно, в рай не тянут!

Мне могут сказать, что, мол, "как же вам не стыдно, доктор, вы выступаете против рождения детей!" И будут, мягко говоря, неправы. Ибо я ни в коей мере не против этого. Я за то, чтобы общество было озабочено не только количественным, но и качественным ростом демографической кривой. Ибо детей мало родить: им необходимо еще и помочь вырасти адекватными, воспитанными и все-таки счастливыми людьми.
Единственное, против чего я как психотерапевт выступил бы в открытую в плане "чайлдфри": против необратимости решений. Против того, когда молодая женщина (девушка), подчас доведенная до отчаяния вопросами "когда же ты родишь, пора уже", идет и делает себе оперативную стерилизацию. Только чтобы отстали. "Вот, посмотрите, я настолько не хочу детей, что даже на это готова пойти, поверьте мне наконец, не лезьте в мою жизнь!"
А может быть, сейчас она не хочет детей, а лет через десять - захочет. А возможности уже не будет.

Так принято, что в счастливой семье должны быть дети. Считается, что любой нормальный и здоровый человек хочет иметь детей. Но так ли это на самом деле? Кто устанавливает стандарты? Этими вопросами задались пользователи Quora , они устроили оживлённую дискуссию, самыми важными мнениями из которой мы сегодня поделимся с вами.

Некоторые люди просто не представляют, какое это счастье - быть родителем.

Думаю, сначала надо ответить на другой вопрос: почему люди хотят иметь детей?

  1. Отцовская традиция — у мужчины обязательно должен быть , чтобы продолжить его род.
  2. Вы хотите оставить кого-то после себя, чтобы все помнили о вас после того, как вы умрёте.
  3. Чувство собственности. Это же так важно, чтобы рядом был кто-то, кого можно назвать своим.
  4. Пережитки прошлого: раньше считалось, что чем больше у вас детей, тем большую работу по хозяйству они смогут выполнить, а значит, тем богаче будет ваша семья.
  5. У вас должен быть кто-то, кто будет заботиться о вас в старости.
  6. Люди просто ищут . И семья — один из таких смыслов.

Почему люди не хотят иметь детей

  1. Перенаселение. Многие считают, что на Земле уже и так слишком тесно.
  2. Это сумасшедший мир. Как я могу растить своего ребёнка в мире, который давно сошёл с рельс?
  3. Дети — это дорогое удовольствие. Каждый родитель знает, сколько денег придётся потратить на то, чтобы вырастить ребёнка. А некоторые индивидуумы не слезают с родительской шеи и в 30, и в 40 лет.
  4. Они уже нашли смысл в чём-то другом. Они счастливы и наслаждаются жизнью, а рождение и воспитание детей не входит в их планы.
  5. Боятся стать паршивыми родителями.
  6. Боятся ответственности.

Я не хотел иметь детей. Но я женился на женщине, у которой уже был ребёнок. Я полюбил этого ребёнка, как своего собственного. Позже у нас появился совместный ребёнок. Я люблю обоих детей, я готов умереть за них. Так что, возможно, люди, которые не хотят иметь детей, просто не представляют, какое это счастье — быть родителем.

У меня нет детей, и я не собираюсь их рожать. И нет, это не потому, что у меня финансовые или личные проблемы. Просто я никогда не хотела иметь детей. Я думала, что изменю своё мнение тогда, когда мне исполнится 30, но этого не случилось.

Некоторые люди заводят детей только потому, что все так делают, а значит, так надо. Я не из их числа.

4 основные причины

  1. Они были старшими детьми в семье, нянчились со своими младшими братьями и сёстрами, пока их родители строили карьеру. Они, образно говоря, уже пресытились игрой в дочки-матери.
  2. У них есть болезнь, которая передаётся по наследству. Они не хотят обрекать ребёнка на жизнь, которую он проведёт в мучениях.
  3. Не хотят менять свой образ жизни. Все члены семьи, как правило, подстраивают все свои дела под нужды ребёнка. Не все готовы на такие жертвы.
  4. У них другие приоритеты. Например, они недавно устроились на хорошую работу, стремятся построить карьеру. А ребёнок, по их мнению, будет тормозить их в этом начинании.

Не хочу тратить своё время на детей

Я не хочу иметь детей, потому что они будут отнимать львиную долю моего времени. Мне придётся либо красть для них время у работы и любимого хобби, либо нанять для них няню.

Для последнего у меня пока нет финансовой возможности. К тому же, я не хочу заводить детей, если не смогу проводить с ними достаточно времени.

Может быть, если бы у меня была возможность отказаться от работы, то я бы и подумала о том, чтобы родить ребёнка. Но такой возможности у меня нет и не предвидится.

Дети — это ответственность, которая не каждому по плечу

Это большая , которая не каждому по плечу. Вам придётся постоянно следить за тем, чтобы ваш ребёнок был сыт, одет и обут, здоров. К тому же, вас постоянно будут мучить мысли о том, как сделать его счастливым.

Не чувствую в себе силы быть хорошим родителем

А почему некоторые люди не любят шоколад, а другие — рыбалку? Почему кто-то просто обожает читать, а другие считают это занятие нудным? Кто устанавливает стандарты?

Возможно, кому-то это сравнение покажется диким, но я считаю его уместным. Каждому человеку что-то нравится, а что-то нет. Кто-то чувствует в себе силы быть хорошим родителем, а кто-то — нет.

Сладкая свобода

Мне 36 лет, детей у меня нет. Недавно мы вместе с друзьями ездили отдыхать, у всех друзей есть семьи, почти у всех есть дети.

Наблюдая за своими друзьями, я заметил, что они очень любят своих детей, даже несмотря на то, что они отнимают львиную долю их времени.

Я ничего не имею против детей, но своих заводить не хочу. Возможно, я боюсь ответственности, которую непременно повлечёт за собой рождение ребёнка.

Мир катится к чертям

У меня есть ребёнок, которого я безмерно люблю. Но я отлично понимаю людей, которые не хотят иметь детей, ни в коем случае не осуждаю их. Уж лучше честно признаться в том, что не хочешь иметь детей, чем родить ребёнка и наплевать на него.

Оглянитесь вокруг. Многие люди рожают детей просто потому, что так принято. Другие хотят таким образом спасти брак, который дал трещину. У других людей ребёнок — это лишь следствие незащищённого полового акта. Мир катится к чертям.

Не хочу растить детей в нищете

Я рос в нищете, испытывая нехватку во всём. И тогда я пообещал себе, что если не выберусь из этой ямы, то никогда не стану заводить детей. Из ямы я всё ещё не выбрался.

Пусть у меня нет своих детей, но я счастлив (-а)

У моей матери было два выкидыша, насмотревшись на её мучения, я никогда не хотела испытывать ничего подобного. У меня слабое здоровье, поэтому, когда в 14 лет я узнала, что у меня тоже есть риск выкидыша, я навсегда отказалась от идеи быть матерью.

Сейчас мне 30 лет, у меня есть племянники и племянницы, которых я просто обожаю. Пусть у меня нет своих детей, но я могу назвать себя счастливым человеком.

Не кажется ли вам всё это печальным? Что вы думаете по этому поводу?