Хакасские орнаменты шаблоны для вышивания на одежду. Презентация "хакасская вышивка"

Внеклассное мероприятие

Тема: « Хакасский национальный орнамент»

Выполнила: Шаболина Юлия Викторовна

Студентка гр.201Б ЗФО

Абакан 2014

Школа: МБОУ СОШ №11

Класс: 2 Г

Тема: « Хакасский национальный орнамент»

Задачи:

    Расширить представление о хакасском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;

    Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;

    Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, бережное отношение к объектам народного творчества, чувство толерантности к другому народу. Прививать интерес к хакасскому народному творчеству.

Оборудование: презентация,лист с изображениями орнамента, цветные карандаши, аудизаписи с мелодиями на хакасском языке А. Киштеева, хакасское национальное платье, рукавицы с орнаментом, хакасское нагрудное украшение «пого».

Оформление доски:

Тöрiткен чирiм, Хакасиям минiң! –

Хакасия, край мой!

План работы:

  1. Орг.момент – 1 мин

    Беседа – 15 мин

    Творческая работа 10 мин

    Итог – 5 мин

« Хакасский национальный орнамент»

Орг.момент

«…мы научились плавать в воде, как рыбы,

летать в небе, как птицы, осталось только

научиться жить на Земле, как люди! »

Бернар Шоу.

Изеннер! Здравствуйте!

Беседа

Прекрасная земля – Россия. Какой простор, какая красота!

Родина! Это небольшое слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной.

Ребята, что является для вас родиной? (Республика Хакасия)

На классной доске слова на двух языках

Стихотворение под музыку чатхана.

Хакасия – край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранятся моей!

Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к родному краю. Какие? (Высказывания детей)

Каждый край неповторим, каждый народ талантлив. Человек всегда стремится украсить свой быт. Сегодня на занятии мы познакомимся с хакасским национальным орнаментом. Узнаем, в чём его особенности. Поучимся этому искусству сами.

Ребята посмотрите, перед вами представлено женское национальное платье. (демонстрация платья).

Оно несёт в себе древние традиции, отражает художественные представления мастеров, его создающих.

– Какое оно? (Платье широкое, а сзади подол платья удлинен.)

Учитель рассказывает детям для чего так шили платья.

– Подол платья удлинен, а впереди укорочен для того, чтобы женщинам было удобно ходить по траве, а если нужно сесть, подол у платья подбирали и подстилали. Было очень удобно и тепло.

– Чем еще необычно хакасское платье? (Тем, что оно украшено).

Как оно украшено? (Орнаментом).

Понятие : орнамент – что это такое? (Украшение). Это узор, состоящий из ритмически расположенных, чередующихся различных изобразительных элементов.

-Где вы видите на женском платье орнамент? (На рукавах, воротнике, на плечах).

Давайте рассмотрим эти узоры.

Что напоминают узоры на одежде? (Они напоминают природу.)

Этот орнамент можно увидеть и на других изделиях (показ изделий).



Далее учитель показывает детям нагрудное украшение – пого. Рассказывает, что его носили только замужние женщины.



Какие особенности подметили (основные элементы – цветы, бутоны, листья на стеблях).

Как вы думаете, как называется такой орнамент? (Растительный)

Растительный орнамент (лиственный)- украшение в виде деревьев, веток, листьев, цветов, плодов и т.д.

Существует множество видов различных орнаментов:

    свободные растительные мотивы.

    Изображение птиц, зверей, человека.

    Чередование геометрических фигур.

    Всевозможные переплетения.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

    геометрические,

    растительные,

    образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений.

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Работа по элементам орнамента.

Цветы могут состоять из 3-х, 4-х и 5-ти лепестков и разных по форме: капелькой или листочком, красиво изогнуты). – показ на доске.

Что ещё подметили – стебли какие? (Тонкие и сплетаются в овал, круг или сердечком.

Полюбуйтесь красками орнамента.

Что вы можете о них сказать? (Яркие, многоцветные)

Где эти краски могла увидеть мастерица? (В тайге, в лесу на поляне или в степи, когда она цветёт в первой половине лета)

Какую особенность вы заметили в подборе красок в орнаменте?

    в одном цветке 2-3 краски – это “цветик – семицветик”

    стебли могут быть как зелёные, так и красные, оранжевые или малиновые

    краски яркие, насыщенные, звучные, чистые

    стилизация в цвете – упрощение (мы не видим оттенков, света и тени)

Творческая работа : подберите цвета для своего орнамента так, чтобы он ожил, расцвёл той красотой, которой так богата наша природа и так красив национальный костюм.

(Раздаточный материал для детей на листах А4)

Порядок работы, правила:

    Выберите себе лист с изображением вещей украшенных хакасским орнаментом.

    Возьмите карандаши и подберите цвета для своего орнамента.

    Работайте аккуратно, пишите тонкой плавной линией по контуру лепестков и листьев.

    Обратите внимание на сочетание, на ритм в цвете, на соразмерность по количеству того или иного цвета– всё это гармония цвета, их звучания.

Помните, что каждый народ бережно сохраняет традиции своей культуры, любит свой край, живёт на одной земле в содружестве с другими народами. В процессе работы прислушайтесь к мелодии хакасской песни в исполнении А.Киштеева (звучит песня – 1-2 куплета).

Подведение итогов

Дети, заканчиваем работу.

Какой была мелодия? (Cветлая, добрая, красивая).

Помогала вам эта мелодия? Чем? (Настраивала на размеренность в работе, состояние покоя).

Так и мастерицы часто во время рукоделия поют.

2. Выставка детских работ.

Полюбуйтесь ими.

Как вы думаете, какое цветовое решение наиболее удачное и почему?

Чем интересен хакасский орнамент?

В чём его особенности?

«Лучшая из дев, Ичен-Арыг, Шесть раз пройдясь, дева Сукно дорогое схватила, Свой золотой нагрудник надела И из белого дома вышла…»

(Алтын-Арыг, 1988, с 256)

учитель технологии МБОУ Жемчужненская СОШ № 1

Ширинский район Республика Хакасия



Основные источники изучения народной вышивки:

  • Выбитые узоры на курганных плитах:

Узоры хакасской вышивки XVIII - нач. XX вв.1

Оглахтинская плита Плита у Аёва.


2. «Наскальные писаницы»:

на горе Сагыт Комарковская писаница.


3. Народные поэтические сказания:

Достала дорогое сукно,

Прекрасному юнцу

Спинку кипа стала кроить.

Ичен – Арыг была настоящая мастерица,

Все части быстро скроила.

Прекрасная Пичен – Арыг,

Напевая, спускается с горы,

Пятьдесят её косичек по надплечникам

рассыпались…


4. Документы исследователей, описывающих быт и материальную культуру в конце 18 – 19 вв.

(запись от 24 июля 1722 г на Уйбате из дневника путешественника Даниила Готлиба Мессершмидта, где он

«вдохновенно описывает красивые соболиные наряды, расшитые яркими нитками» )

5. Образцы вышивок, сохранившиеся в музее и в личных коллекциях:


  • Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл , каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл .
  • У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты.
  • Орнамент отражает представление хакасов об окружающей среде.
  • Современный хакасский орнамент (еюсэрткен) подразделяется на узоры:
  • геометрические,
  • растительные,
  • образные

Геометрические мотивы орнамента:

  • Зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др.

Они располагаются в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах (мушкам) , нижний бордюр наплечья (игбен) , по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Ромб – символ солнца

Ломанная линия – вода

Треугольник – горы

Круг, вписанный в квадрат – сущность двух начал (Неба и Солнца)

Прямая линия – поверхность Земли;


Растительный орнамент: представляют мотивы:

  • Спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др

Лотос – символ мира

(как у многих народов Востока)

Геометрический орнамент располагается по всей поверхности костюма


Хакасский национальный орнамент:

1. Симметричный – на обшлагах, манжетах, на спинке сигедека, сикпена, шубы, кисетах (нанджах), рукавиц (мелей) и тд.





Композиция это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание .

Форма и содержание зависят:

  • от того, какие швы будут использованы (тамбурный ( соз i рткен ), стебельчатый ( номаак ч i к ), козлик ( орбе ), и др);
  • от назначения изделия ( пого, обшлага, манжеты , и т.д.)
  • от расположения узора на изделии ( в центре, в углу изделия, по краю );
  • от выбора цвета для его выполнения ( чередование ярких и ослабленных тонов )

Раппорт – это повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов


Существует мнение, что цветы в хакасской вышивке привлекают души предков к помощи. Традиционные цвета в хакасской вышивке: Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье, тепле, добре. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле




Для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.


  • Красный – зелёный – жёлтый
  • Зелёный – красный – белый
  • Зелёный – жёлтый – лиловый
  • Зелёный – синий – кирпичный
  • Зелёный – фиолетовый – жёлтый и др.

По технике наложения нитки, шов-вышивка бывает трёх типов:

  • 1. Вышивка контурная цепочкой (тамбурный шов, в один или несколько рядов обводящий контуры орнамента)

(по-хакасски - еюсэрткен).


2. Вышивка, заполненная гладью (по-хакасски - толдырын хостон) Контурную гладь можно комбинировать со швами: козлик и усложненный козлик.


  • 3. Контур бывает заполнен не гладью, а полупрозрачной плетёнкой - орбе. Этим способом обычно обшиваются места строчек, поверх машинного шва (спины сегедеков, первый палец на рукавице).

Стебельчатый шов : выполняется мелкими стежками, поставленными наклонно. Он был распространен в шитье узоров на рукавицах, кисетах, головных уборах и др.


  • Данный шов широко применяется на изделиях из овчины, войлока, ровдуги. Кроме того, вышивались спинки нагольных шуб, декоративные прямоугольники или фигурные полоски, выполненные в технике аппликации, украшающие линии и ткани на спине верхней одежды хакасов.

  • бордюр воротника,
  • кайма на подоле,
  • манжеты,
  • линия талии,
  • на спинке верхней одежды,
  • на рукавицах,
  • на кисетах,
  • на линиях проймы в безрукавках,
  • на погонах.

  • - женское платье;
  • - безрукавка (сигедек);
  • - платок (арчал);
  • - мужская рубашка (когенек).

Нагрудное украшение ПОГО: Пого вырезался из дубленой кожи, обшивался материалом. Лицевая поверхность унизывалась перламутровыми пуговицами в виде симметричного узора. Пуговицы крупные и мелкие, небольшие кораллы, раковины, крупный бисер, бусы и камни составляли узор. По внешней стороне края пого украшались бахромой из бисера .


Выполнение образцов швов «орбе», сетчатый, тамбурный. получить представление о источниках, символике, орнаменте, цвете, видах хакасской вышивки; научиться выполнять швы «орбе», тамбурный и сетчатый; развивать эстетический вкус, внимание и аккуратность. воспитывать настойчивость и терпеливость. И... Т.... Н.... П..... Р...... Вышивка – самый развитый и распространённый вид хакасского национального творчества. Ею занимались многие женщины и даже мужчины. Она украшает одежду, головные уборы, обувь и предметы быта. Вышивка у хакасов называется ХООС. Хакасские мастерицы вышивали на выделанной овчине, войлоке, на сукне, ровдуге, шёлке. Основными составляющими любой вышивки являются: Источники Символика Орнамент Цвет Техника выполнения Хакасская вышивка – народный вид творчества. Корни её уходят в седую древность. Источником этого рукоделия являются каменные изваяния, наскальные писаницы, выбитые узоры на курганных плитах, народные поэтические сказания, образцы вышивки сохранившиеся в музеях и коллекциях. Наскальные рисунки Народный костюм со всем декором составляет единое целое и имеет смысл. Историки утверждают, что каждый узор несёт тайную символику: круг, вписанный в квадрат, воплощает сущность двух начал - неба и Земли изображение ромба - символ солнца; ломаная линия - вода; прямая линия - поверхность Земли; треугольник - горы; лотос - символ мира. В хакасской национальной вышивке применяют различные орнаменты: Геометрический Растительный Зооморфный (образный) Бордюр воротника Кайма на подоле Манжеты На погонах На спинке На линиях проймы (в безрукавках) Головных уборах В хакасской вышивке мастерицы через цвет передают настроение и переживания. Основными являются три цвета: Красный – цвет веселья, счастья, ассоциируется с солнцем, источником всего живого на земле. Голубой – цвет воды, неба. Зелёный – цвет травы, растений. Чаще всего фоном служит чёрный цвет. В современной хакасской вышивке наряду с основными цветами, применяется разнообразная цветовая гамма. Упражнение «Буратино» – для снятия усталости с глаз. Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветы распускают лепестки. Ветерок чуть дышит – лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. В настоящее время многие хакасские мастерицы продолжают развивать старинные народные традиции шитья и украшения хакасского платья вышивкой. Хакасские мастерицы используют для вышивки следующие швы: Тамбурный шов – шов «цепочка», Созирткен сетчатый. 1. Сетчатый 2. Шов орбе – «козлик» 3.Тамбурный – «цепочка» Тамбурный Древний восточный шов (шов «цепочка»). Вышивают по предварительно намеченному рисунку. Представляет непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется в основном для вышивания контура. Тамбурный Последовательность выполнения: 1. Вдень в иглу нить в два или три сложения. 2. Закрепи нить с изнаночной стороны. 3. Выведи иглу с ниткой на лицевую сторону в начале стебелька. 4. Уложи рабочую нить петлёй. 5. Прижми нить пальцем левой руки. 6. Введи иглу рядом с предыдущим проколом 7. Выведи иглу на лицевую сторону внутри петельки на расстоянии равном её длине. 8. Другие стежки выполняются аналогично. Сетчатый - напоминает тамбурный шов «петля». Представляет собой ряд петель, которые зацепляются друг за друга и располагаются поочерёдно то справа, то слева. Шов орбе – «козлик» применяется при шитье и для декоративного украшения изделий. Представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и 2 ряда мелких стежков на изнанке. Подготовьте для практической работы: Пяльцы Ткань с рисунком Иголку Нитки в 2 -3 сложения Самоконтроль: При работе соблюдаем правила Т.Б. Пользуемся инструкционными картами Работу выполняем аккуратно, не выходя за контуры рисунка При выполнении тамбурного(«цепочка») и сетчатого шва следим за одинаковым размером петель Желаю удачи! Домашнее задание (тема «Причёски»): Рабочая тетрадь Расчёска Резинки, заколки Сообщение о причёсках Урок закончен, всем спасибо.

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Б. Энгросс пишет: "Орнамент возник из объемного рисунка. Из образа, отображавшего реальные вещи, постепенно отбрасывались незначительные штрихи, черты, несущественные подробности. Оставалось только самое характерное, но и оно претерпело изменения: было преувеличено. Так образовался орнаментальный рисунок." (Исенко С.А. О колористике и орнаменте русского народного костюма. // Народное творчество, 1995 №5, с.18).

Орнаментальное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, в ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, народ верил, что они принесут в дом благополучие. Таким образом, традиционные узоры тесно связаны с укладом социальной среды его создателей, отражают представления об окружающем мире.

«ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ богат в типологическом отношении. Многообразие типов и вариантов хакасских узоров свидетельствуют о богатстве традиций и своеобразии предметного мира народного искусства. Обилие типов орнамента хакасского на металлических украшениях, деревянных предметах, в хакасском костюме указывает на то, что хакасы издревле знакомы с узоротворчеством и в этом достигли большого мастерства. Хакасские узоры отличаются архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. Характерной особенностью орнамента хакасского является его включенность в ансамбль костюма. Художественная орнаментация достигла у хакасов значительного развития. Мастера и мастерицы обладали высокими по тому времени и условиям техническими и технологическими знаниями. При сравнительном изучении традиций узоротворчества в орнаменте хакасском обнаруживаются следы всех прошедших эпох на территории Саяно-Алтайского нагорья. Исторические пласты орнамента хакасского свидетельствуют о том, как геометрические, зооморфные, растительные, космогонические мотивы, накапливаясь, оставались в репертуаре орнаментального искусства, все более изменяясь во времени. Это объясняется тем, что орнаментация изделий была тесно связана с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Можно сказать, что хакасский орнамент, вобрав в себя, особенно в вышивке, древние художественные традиции, является феноменом народного творчества, наравне с героическим эпосом, горловым пением. Орнамент хакасский - одна из высот художественной культуры хакасов». (Источник: Кидиекова И.К. ОРНАМЕНТ ХАКАССКИЙ./ И.K. Кидиекова.// Энциклопедия Республики Хакасия: в 2-х т./ Гл. ред. В.А. Кузьмин. - Красноярск: ООО «Поликор», 2008. - Т. 2: О - Я. - 320 с. - с. 21-22)

Орнаментация народной одежды занимает значительное место среди других видов декоративно-прикладного творчества. В ней своеобразно и самобытно проявляется художественный талант народа.

Общим для хакасского орнамента является его растительный характер. Большая или меньшая геометризация, крупность или дробленость элементов, но в обоих случаях это - вьющиеся, крутящиеся стебли и цветы. Приспособляемость орнамента к форме заполняемой им площади - показатель его жизненности, глубокой традиционности, вкуса. Композиционная переработка одного и того же орнаментального мотива при заполнении различных по форме площадей - овал, квадрат, треугольник (рукавица, плечо, передок сапога), дают возможность проследить его гибкость и приспособляемость - свойство всякого здорового народного искусства, не потерявшего чувства материала и связи с жизнью.


Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать - в какой местности изготовлено изделие.

Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.


На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца - главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.

Мотивы хакасских народных орнаментов, используемых на одежде и предметах быта


Вышивка для манжеты



Чашка



Жилет



Кружка



Туесок



Рукавица



Пояс



Наплечная вышивка



Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме". 8 класс

Цели:

    Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.

    Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.

    Воспитывать уважение и чувство любви к своей Родине, ее традициям и культуре.

Оборудование:

    хакасские национальные костюмы,

    эскизы орнаментов, пословицы о труде,

    табличка «сегодня на уроке»,

    тетрадь, ручка, карандаш, резинка,

    технологические карты по выполнению практической работы.

План.

    Организационный момент.

    Орнамент и его история.

    Применение орнамента

    Практическая работа «Изготовление лекал орнамента».

1. «Умение трудиться в жизни всегда пригодится». Как Вы понимаете слова этой пословицы? Если Вы чему-то научились, то в будущем это может всегда пригодиться. Обратите внимание на костюмы. Что в них является самым ярким? На что Вы в первую очередь обращаете внимание? (Отделка, вышивка, цвет).

Где располагается отделка? В платье – на наплечниках и манжетах, в сигидеке (жилет) – по полочке, спинке или по бортам, низу и горловине. На хакасском языке эти слова звучат так: «моркам» - обшлага, «инмен» - наплечники. Запишите эти слова в тетрадь.

2. А теперь рассмотрим повнимательней узоры в отделке. Художественное оформление одежды вышивкой пришло к нам из древности. Национальная одежда, являясь изделиями не только бытового назначения, но и декоративно-прикладного искусства, раскрывает перед нами богатство культуры народа, помогает нам усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учит понимать и любить прекрасное. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изначально в хакасской вышивке каждый узор имел свой особый смысл, каждый изгиб линии содержал в себе тайный смысл. У некоторых фигур из орнаментального богатства вышивки были когда-то магические значения, которые «читались» как тексты. Со временем эти изображения-символы утратили свое первоначальное предназначение и стали просто декоративными элементами.

Основным источником вдохновения мастериц служила красота родной земли. Они созерцали красоту и гармонию мира, смотрели на восход и заход солнца, на золотой круг луны, на мириады сверкающих звезд, на цветущие в степи ирисы (в народе их называют пикулькой), на бутоны таежных цветов-жарков, и они вызывали у них восторженное изумление. И именно образное, поэтическое восприятие природы ожило в узорах и элементах народной художественной вышивки.

Современный хакасский орнамент подразделяется на узоры:

    геометрические,

    растительные,

    образные.

К геометрическим мотивам орнамента относятся: зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, волны, кресты и др. Геометрический орнамент располагают в определенных местах хакасской одежды: бордюр воротника, кайма на подоле, манжетах, нижний бордюр наплечья, по пройме и для резьбы в кухонной утвари.

Растительный орнамент в хакасской вышивке представляют мотивы: спирали, волнообразный побег, цветочные узоры, мотивы лотоса, розеты, трехлепестковый узор и др. Примеры растительных узоров Вы видите на костюмах. Рассмотреть образцы (примеры).

Вот перед Вами альбом с элементами хакасской вышивки, благодаря которому можно самостоятельно придумать собственный неповторимый узор. Существенным в орнаменте является цвет. У вас на столах таблицы с орнаментами, ими Вы можете пользоваться, чтобы красиво подобрать цветовое сочетание.

3. Народные мастерицы через цвет передают конкретные настроения и переживания. В хакасской вышивке традиционно применяют три главных цвета:

1. Красный. С красным цветом связываются представление о веселье, счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

2. Голубой – цвет воды, неба.

3. Зеленый – цвет растений

Вы, наверное, заметили, что для вышивки наплечников и обшлагов обычно берется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.

Приступая к выполнению изделия, с начало надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, то есть все то, что входит в понятие композиция.

Характер композиции определяется в большей степени ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, четкости ее восприятия. Наглядно это можно проследить на примере орнамента в бордюрном исполнении, который образует ритмичный ряд.

Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называют раппортом.

Рассмотреть образцы (примеры).

В хакасском узоре выделяют основные варианты композиции.

    Орнамент в полосе с ритмичным повторением одинаковых элементов.

    Орнамент в квадрате с ритмичным повторением? части фигуры.

    Симметричный орнамент

    Асимметричный орнамент.

Для того чтобы выполнить орнамент на одежде нам необходимо сделать лекало элемента в орнаменте.

Практическая работа.

«Изготовление лекал хакасского национального орнамента».

Последовательность выполнения.

1. Сложить лист пополам.

2.Сделать эскиз орнамента, начиная от сгиба листа.

3. Вырезать по контуру рисунка (как снежинку).

4. Развернуть получившийся орнамент и приклеить на лист цветной бумаги.

5. Обменяться работами с товарищами и дать характеристику, оценку выполненной работы:

    назначение орнамента (где будет применен),

    назвать тип орнамента,

    общий вид орнамента (симметричен).

Самоконтроль: Узор должен быть симметричен, работа выполнена аккуратно. Соблюдение ПТБ при работе. По окончании практической работы привести рабочее место в порядок. Наглядное пособие и инструменты сдать преподавателю.

Защита работ.

Выступление учениц (обоснование выбора).

Подведение итогов.

1.Хакасские национальные костюмы.