История окрашивания волос. Окрашивание волос в античности

Окрашивать волосы женщины начали более трёх тысяч лет назад.

Рецепты ассирийских травников, датированные 2177 годом до н. э., содержат описания некоторых косметических средств, использовавшихся для этих целей. Изначально, окрашивание волос применялось с целью обозначения особого статуса, положения человека в обществе, либо в сакральных целях.

Сколько лет женщины окрашивают волосы? Тысячи! Причем цель этого действа остается неизменной – скрыть седину и придать волосам приятный оттенок. А вот способы и средства окрашивания неоднократно менялись, так что в «истории красок» сегодня можно найти место всему – и научным курьёзам, и гениальным открытиям. Это сегодня в основе красителей для волос лежат химические формулы. А в древние времена женщинам приходилось использовать лишь те красящие вещества, которые можно было найти в природе. К счастью, их всегда хватало: ромашка, индигофера, сандаловое дерево, хна, ореховая скорлупа и т.д. В Древнем Египте и на Ближнем Востоке женщины в основном красили волосы хной – красителем, который получают из сухих листьев и стеблей кустарника лавсонии.

Смесь хны с горячей водой придаёт волосам разнообразные рыжие оттенки. А чтобы усилить эффект в хну добавляли чай. Кроме того, для закрашивания седины египтяне использовали совсем уж «дикие» рецепты – например, смесь растительного масла с кровью чёрных кошек. Зачастую древние модницы (и модники!) использовали такие рецепты для окрашивания волос, которые сегодня нам кажутся по крайне мере странными.

Так, древние кельты и галлы (1000 – 50гг. до н. э.) обесцвечивали волосы с помощью известковой воды (разновидность щёлочи). Волосы приобретали ослепительно белый цвет. Вдобавок кельты красили лица синей краской для запугивания врагов на поле боя. Надо думать, что в сочетании с выбеленными известью волосами, такой make up производил надлежащий эффект. Вообще складывается впечатление, что «джентльмены предпочитали блондинок» уже в те времена. Так в Древней Греции царил настоящий культ светлых волос, ведь считалось, что богиня любви и красоты Афродита была золотоволосой. Один из существовавших в то время рецепт осветления волос предусматривал смешивание углекислого калия (поташа) с жёлтыми цветами. В IV веке до н. э. гречанки красили волосы этим составом или посыпали их светлой пудрой. В Древнем Риме краски для волос тоже пользовались большой популярностью – историки обнаружили более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос. Кстати на заре истории римляне гордились своими тёмными волосами, а светлые волосы даже считались отличительным признаком проституток.

Но времена менялись, и светлые волосы вошли в моду вместе с проникновением в Рим греческой культуры. Римские женщины наносили на волосы обесцвечивающие вещества, а затем подставляли головы солнцу – так можно было получить золотой оттенок. Если волосы после такого воздействия выпадали, римлянки прибегали к помощи париков, сделанных из волос белокурых рабынь. Богатые люди могли позволить себе посыпать волосы порошком из настоя золота, чтобы те казались светлее (кстати, так поступали ещё древние финикийцы). Не хватает золота? Тогда в ход шла цветочная пыльца и измельчённые лепестки жёлтых цветов. Но не блондом единым жил римлянин! Популярностью пользовались и тёмные красители для закрашивания седины.

Они изготавливались из пепла, скорлупы грецкого ореха, лука-порея и ….. пиявок. Римляне использовали и совсем уж агрессивные способы окрашивания волос. Так, было замечено, что если смочить уксусом свинцовый гребень, он оставляет на волосах тёмные следы (соли свинца). А если использовать гребень повторно, то волосы станут еще темнее. Между прочим, в древности мужчины не считали зазорным красить волосы. По крайне мере, окрашивание бород практиковалось во многих культурах. В Вавилоне и Абиссинии мужчины красили усы и бороды в чёрный цвет, а в Древней Персии использовали хну для придания им рыжего оттенка. Кельты и викинги отбеливали бороды и усы. Богатые ассирийцы не жалели золотого порошка для придания волосам и бороде золотистого оттенка. А кое-где окрашивание волос считалось обязательным элементом подготовки к торжеству, например к свадьбе.

Так, тунисские невесты для окрашивания волос «под венец» готовили специальную краску «мардума» – они смешивали чернильные орешки (естественный источник танина), гвоздику и медный купорос.

В средние века католическая церковь наложила запрет на окрашивание волос. Более того, священнослужители косо смотрели и на натуральных блондинок, подозревая, что распущенные светлые волосы могут ввести в соблазн даже самых стойких мужчин. Однако женщины продолжали красить волосы, используя для этих целей хну, цветы дрока, яйца, шафран и даже почки телёнка. По мере усиления монаршей власти в Европу моду на тот или иной цвет волос стал задавать королевский двор. Так, во времена правления Елизаветы (1533-1603гг.) в Англии самым популярным оттенком волос стал рыжий, ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение!

Популяризации золото – рыжего цвета способствовал итальянский художник Тициан (1477 – 1576 гг.), изображавший на своих полотнах рыжеволосых женщин. Итальянки, мечтавшие сделать свои волосы рыжими, наносили на них обесцвечивающие смеси, готовя их из квасцов, серы, соды и ревеня. Потом дамы располагались на солнцепёке и ждали, пока под действием солнца волосы не посветлеют. В Эпоху Возрождения лидером в деле разработки новых рецептов окрашивания стала Франция. Считается, что Маргарита Валуа, которую Дюма прославил своим романом «Королева Марго», ввела в употребление химический способ осветления волос, который был для того времени просто революционным. Однако большинство женщин продолжали использовать растительные вещества – они наносили на волосы порошок жёлтых цветов, а потом закрепляли его особым клейким составом. В XVII веке люди окрашивали волосы в тёмный цвет с помощью свинцовых гребней, как это делали древние римляне. Для окрашивания в светлый цвет применяли лимонный сок и отвар ромашки. Кроме того, всё большее распространение получает ароматизированная пудра белых и пастельных оттенков, которую наносят как на парики, так и непосредственно на волосы. Век XVIII и вовсе можно назвать «веком напудренных париков». В то время вместо пудры часто используется обычная пшеничная мука. По оценкам учёных, количество муки, которую для посыпки париков ежегодно изводили солдаты британской армии, хватило бы для того, чтобы испечь хлеб для пятидесяти тысяч человек!

Начало XIX века не способствовало экспериментам с цветом волос, консервативное общество не принимало ярких красок и осуждало использование косметики. Так, со времён первых колонистов и на протяжении всего XIX века в Соединённых Штатах обесцвеченные волосы ассоциировались с чрезмерным тщеславием или безнравственностью. Женщина по-прежнему воспринималась как мать и жена, а не как объект восхищения. Красота была вторичной: считалось, что женщина сначала должна быть добродетельна, а уж потом – красива. Конечно, это не значит, что красители были забыты окончательно. В 1839 году предприимчивый парфюмер Жюль Оэль, начал продавать в своём магазине в Филадельфии красители на растительной основе, а также мыло, духи и медвежий жир (тогдашний аналог кондиционера для волос). И бизнес процветал! Подобные товары можно было купить у коммивояжёров. Кроме того, многие дамы продолжали готовить красители у себя на кухне. Домашние рецепты обычно предполагали использование различных трав, корней и листьев. Некоторые красители включали более необычные ингредиенты, в том числе ржавчину. Правда, строгая Викторианская эпоха сильно повлияла на моду: женщины использовали не слишком заметные красители для волос. В XIX веке окрепли связи между Европой и Азией (как раз на это время приходится расцвет Британской империи с её многочисленными колониями). Знакомство с восточной культурой привело к тому, что европейские женщины оценили красящие способности хны. Оперная дива того времени Аделина Патти еще больше подогревала популярность рыжих оттенков: женщины стремились быть похожими на неё, и хна шла нарасхват. Кстати, в то время хной называли практически все красители для волос, даже если они изготавливались на основе других ингредиентов.

Покупатели могли выбирать коробочки с ярлычками «чёрный», «красный», «блонд» или «белый». В их составе, как правило, можно было найти хну, индиго или кассию наряду с другими ингредиентами. В XIX веке для осветления волос впервые в истории начали использовать перекись (хотя некоторые историки полагают, что люди, возможно, начали пользоваться перекисью столетиями раньше, еще в древние времена!). Но, как бы там ни было, в 1867 году лондонский химик Э.Х. Тиллей и парижский парикмахер Леон Юго продемонстрировали действие перекиси на волосы. Эта бесцветная жидкость разрушает натуральный меланин, содержащийся в стержне волоса, и пряди приобретают жёлтый или оранжево-жёлтый оттенок. Правда за счёт своего агрессивного воздействия перекись очень сушит волосы. Но, тем не менее, это был настоящий прорыв – и с этого времени можно вести отсчёт истории современного окрашивания.

История окрашивания – часть общей историй человечества. И с самого ее начала научные открытия постоянно подталкивают косметическую отрасль вперед – ведь спрос на краски для волос все время растет! К счастью, сегодня мы можем красить волосы без риска для жизни, ведь с современными красителями красота больше не требует жертв.

Современные методы орашивания волос

Никогда еще окраска волос не достигала такого технического уровня: сегодня нет ничего проще, чем временно тонировать волосы или сделать их новый цвет более постоянным. Существует большое разнообразие красящих средств для домашнего употребления.

Временные красители легко растворяются в воде и наносятся перед мытьем на мокрые волосы. Они покрывают наружный слой волос. Краска смывается во время последующего мытья. Временные красители хороши тем. что быстро действуют, хотя и не надолго изменяют цвет или помогают скрыть обесцвеченные светлые или седые волосы.

Красящие лосьоны содержат краситель, который можно смыть сильнодействующим неокрашенным лосьоном; они подобны временным красителям и подходят для тонирования седых, светлых или обесцвеченных волос.

Тонирующие красители дают более заметный эффект, который сохраняется до шестого или восьмого мытья. Однако они лишь дополняют, обогащают, делают более насыщенным цвет волос, но не могут сделать его светлее. Тонирующие красители проникают сквозь кутикулу и покрывают наружную поверхность кортекса (внутренний слой волоса).

Цвет блекнет постепенно, что идеально подходит тем, кто хочет поэкспериментировать, но не хочет закрепить изменение надолго.

Долгодействующие тонирующие красители остаются на волосах до 12-20-го мытья и подходят для светлых и седых волос. Краситель проникает глубже в кортекс, чем предыдущий.

Постоянные красители эффективно красят светлые и седые волосы. Краска проникает в кортекс в течение 30 минут, после чего кислород окисляет пигменты в красителе и закрепляет их изнутри.

Корни нуждаются в подкрашивании каждые шесть недель. При этом важно окрасить только вновь выросшую часть волос. Если новая краска частично покроет окрашенные ранее волосы, то она будет закреплена, что сделает волосы более пористыми.

НАТУРАЛЬНЫЙ КРАСИТЕЛЬ — ХНА

Растительные красители, такие, как хна и ромашка, служили с незапамятных времен для окраски волос. Хна была особенно популярна в Древнем Египте. Хотя хна - наиболее распространенный краситель, красящее вещество можно получить и из других растений, включая лепестки календулы, лука, стебли ревеня и даже листья чая. Натуральные красители в большинстве случаев действуют так же, как и тонирующие, оставаясь на внешней поверхности волос. Окраска получается неустойчивой, и поэтому лучше в дальнейшем прибегнуть к устойчивому красителю или обесцветить волосы.

Хна усиливает цветовой эффект, делая цвет богаче. Хна выпускается в виде порошка, который смешивается с водой до состояния пасты. Цвет окрашенных хной волос постепенно блекнет, но при неоднократном нанесении дает сильный устойчивый эффект. Результат окраски зависит от естественного цвета волос. Темным волосам она придает замечательный огненно-рыжий оттенок, в то время как более светлые волосы становятся золотисто-каштановыми. Хна не осветляет, она не годится для получения белокурых волос. Волосы, которые более чем на 20% пепельные, седые, осветленные или обесцвеченные, окрасятся в оранжевый цвет.

Чем дольше хна остается на волосах, тем интенсивнее делается цвет. Держите хну от 1 до 2 часов. Некоторые индийские женщины оставляют краску на волосах на 24 часа, смазав голову маслом, чтобы воздействие было мягким.

Состояние волос после различных воздействий - еще один фактор, влияющий на интенсивность цвета. Концы длинных волос всегда несколько светлее корней, так как легче выцветают. Хна подчеркнет этот эффект. В результате цвет от середины длины к корням будет темнее и более неровным - от середины к концам.

Разумно попробовать хну, предназначенную для использования, на нескольких выпавших волосах, если они будут на вашей щетке, заметив время, которое потребуется для получения желаемого результата.

Натуральную хну можно использовать для того, чтобы усилить блеск волос без добавления цвета. Смешайте хну с водой до состояния пасты. Вмешайте туда яичный желток, немного молока, которое сделает пасту мягкой. Нанесите на волосы и оставьте на час, перед тем как тщательно смыть. Повторяйте это каждые два-три месяца.

ВЫБОР НОВОГО ЦВЕТА

Главное при выборе цвета - это изменение на 1-2 тона от вашего естественного цвета волос. Возможно, имеет смысл сначала попробовать временную окраску; если результат устроит, то для следующего раза вы можете выбрать тонирующий или устойчивый краситель. Если вы хотите быть очень светлой блондинкой, в то время как вы натуральная брюнетка, вам надо обратиться за советом к профессиональному парикмахеру. Есть два момента, о которых надо помнить, когда вы предполагаете изменить цвет волос. Первый: изменяйте цвет, только если ваши волосы в хорошем состоянии. Сухие, пористые волосы поглощают краску слишком быстро, в результате - окраска пятнами. Второй: возможно, потребуются изменения вашей косметики для соответствия новому цвету волос.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Парикмахеры придумали множество методов окраски, чтобы получить различные эффекты. Главные из них:

Быстрая окраска , при которой смесь красителей наносится расческой или щеткой от середины до концов волос.

Окраска бликами , при которой тонкие пряди волос тонируются или обесцвечиваются то сильнее, то слабее или цвет добавляется так, что волосы приобретают все варианты какого-либо оттенка. Этот прием иногда называют тонированием, особенно когда обесцвечивание используют для получения полного осветляющего эффекта.

Окраска слоями — прием, при котором подобранные цвета наносят так, чтобы подчеркнуть стрижку и подвижность волос.

ОКРАСКА СЕДЫХ ВОЛОС

Если вы хотите скрыть появление седых волос, используйте временную или тонирующую краску, которая остается на 6-8 недель. Выберите ту, что наиболее подходит вашему естественному цвету. Если волосы коричневые, использование теплой коричневой краски скроет седую часть и даст светлый каштановый блик. Хна даст глянец и в то же время изумительные рыжие блики. Для волос, в которых седые перемежаются с натуральными, попробуйте долгодействующий тонирующий краситель. Он держится до 20-го мытья головы и добавляет блеск.

Когда волосы совершенно седые, их можно покрасить постоянной краской, но этот тип окрашивания необходимо обновлять каждые 4-6 недель. Следует все взвесить, прежде чем выбрать этот вариант. Те, кто захочет оставить свою естественную белую прядь, могут использовать тонирующие шампуни, ополаскиватели и средства для укладки, которые уберут любой медный и добавят прекрасный серебристый тон.

УХОД ЗА КРАШЕНЫМИ ВОЛОСАМИ

Хлорированная и соленая вода, потливость и погода - все грозит выцветанием крашеным волосам, особенно рыжим. Однако существуют специальные способы, которые помогут предотвратить выцветание. Это составы, содержащие ультрафиолетовые фильтры, которые защищают окрашенные волосы от действия солнца. Это другие защитные средства, включая специально разработанные ополаскиватели после мытья крашеных волос, шампуни для крашеных волос, отдельные кондиционеры. Мягко промокните волосы после мытья - никогда их сильно не трите, так как это взъерошивает кутикулу и может привести к вымыванию краски. Наконец, используйте интенсивные ополаскиватели по крайней мере раз в месяц.

тонирование волос

Как это делается

1.Если вы решили тонировать волосы сами, то полезно знать следующее: Чтобы защитить руки от краски, рекомендуется надеть тонкие целлофанновые перчатки-к некоторым упаковкам такие уже прилагаются, или их можно купить в аптеке.

2.Жирный крем наносится на участки кожи, которые могут быть случайно закрашены при нанесении краски на волосы благодаря крему краска с кожи легко смывается. Если краска попала на кожу, смойте ее смоченной в спирте ваткой.

3.Для нанесения крема-краски очень подойдет небольшая пластмассовая бутылочка с маленьким отверстием, через которуе покапельно можно наносить краску. Перед тонированием вымойте волосы, чтобы эффект после украдки был наиболее сильным.

4.После нанесения крема краски на волосы распределите ее равномерно руками, а затем причешите редкой расческой. Подождите 15-20 минут, а затем как следует вымойте под сильной струей теплой воды. Расчешите волосы и укладывайте желаемую прическу.

Светлые оттенки

Тонирование волос заставляет волосы «играть» они становятся более пышными, отливают красивым блеском. Не случайно 67% всех женщин Европы тонируют волосы. Каждая вторая делает это самостоятельно, что не особенно сложно при современной технологии производства красок для волос. При тонировании светлых волос (тон GoldBlond) получается прекрасный эффект выгоревших волос.

Модный «баклажан»

Выбранный темной блондинкой медный цвет позволит ей стать обладатильнеций прекрасного модного «баклажанового» оттенка, придаст еевнешности загадочность и неповторимое обаяние. К некоторым краскам предлагается одновременно бальзам для ухода за окрашенными волосами.

КОРРЕКЦИЯ ЦВЕТА

Если вы покрасили волосы, но хотите вернуть ваш естественный цвет и тон, проконсультируйтесь с профессиональным парикмахером. Волосы, покрашенные в более темный, чем их естественный, цвет, необходимо обесцвечивать до тех пор, пока не появится желаемый цвет. Чтобы вернуть оригинальный цвет ранее обесцвеченным волосам, нужно восстановить их пигмент, тонировать их. Добиться желаемого результата можно только в салоне, где профессионал-парикмахер располагает всем разнообразием специальных средств.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОКРАШИВАНИИ ВОЛОС ДОМА

Перед началом работы прочтите указания, приложенные к красителю, и точно следуйте им. Чтобы быть уверенным, сделайте пробу на пряди волос; проверьте и чувствительность кожи.

Если вы красите корни крашеных или обесцвеченных волос, наносите новую краску только на вновь отросшие участки. Любое перекрывание принесет в результате неровную окраску и пористость, которая ухудшит состояние ваших волос.

Не красьте волосы дома, если они секутся, заметно повреждены, если вы обесцветили их или покрасили хной; вы должны позволить травмированным ранее волосам отрасти перед новым окрашиванием. Избегайте окрашивания волос, если вы принимали лекарства, так как химическое равновесие ваших волос может быть нарушено. Посоветуйтесь сначала с вашим врачом.

Если у вас был перманент, проконсультируйтесь с парикмахером перед окрашиванием волос. А если вы сомневаетесь по поводу использования красителя, обязательно посоветуйтесь с продавцом или профессиональным парикмахером.

Правила окрашивания волос

Перед окрашиванием волосы мыть не надо (если волосы очень грязные, то следует слегка вымыть их, избегая мытья кожи головы).

Краска при окрашивании наносится на сухие волосы , разделенные крест-накрест (т. е. на четыре равные доли). Если длина и концы волос очень сухие, посеченные, а также, если на волосах сохранились остатки химической завивки, нужно сделать предварительную пигментацию. Смесь наносится непосредственно перед окрашиванием. Максимальное время нанесения краски 15 минут. Предварительную пигментацию не рекомендуется делать пепельными и матовыми оттенками.

При окрашивании ранее обесцвеченных волос в натуральные цвета надо помнить, что в обесцвеченных волосах отсутствуют природные красные и оранжевые пигменты, их надо внести искусственно. При окрашивании красными оттенками вначале краска наносится на всю длину и концы волос, отступая 2 см от корней, и по истечении времени выдержки краска равномерно наносится на корни волос. При составлении сложной красочной смеси из нескольких красок необходимо тщательно перемешать все компоненты до однородной массы, и только после этого добавлять окислитель.

При окрашивании седых волос краску надо наносить на те участки головы, где больше всего седых волос. При сильном осветлении (больше 4 тонов) осветляющая краска наносится начиная с затылочной части головы. Обильное количество смеси наносится равномерно на длину и концы волос.

Тонирование (пастельным оттенком) — это придание оттенка ранее обесцвеченным волосам. Для такого окрашивания волос, краску наносят равномерно от корней до самых концов волос. При тонировании используют 3%-ный окислитель. При окрашивании корней отросших волос краска вначале наносится на отросшие корни и по истечении времени выдержки наносится на длину и концы волос.

Дополнительное тепло используется со всеми вышеупомянутыми обработками, кроме тонирования (пастельными оттенками). За счет использования дополнительного тепла время выдержки уменьшается на 30-50%, что, конечно, зависит и от техники окрашивания. Смывание краски начинается с эмульгирования, то есть небольшим количеством воды производится легкое массажи-рование кромки волос (у лба, висков, затылка), после чего можно смывать краску сильной струей воды. После эмульгации производится обработка шампунем, а затем бальзамом.

/Окрашивать волосы женщины начали более трёх тысяч лет назад. Рецепты ассирийских травников, датированные 2177 годом до н. э., содержат описания некоторых косметических средств, использовавшихся для этих целей. Изначально, окрашивание волос применялось с целью обозначения особого статуса, положения человека в обществе, либо в сакральных целях.

Так в Древнем Египте наиболее популярным считался тёмно-коричневый и чёрный цвет волос, ассоциировавшийся с властью. Окраска волос и создание причёсок были привилегией аристократии. Некоторые из египтян, включая Клеопатру, чтобы сделать волосы темнее даже использовали парики.


В Древней Греции утончённый изыск образа подчёркивался пепельными и золотистыми оттенками волос. Для окрашивания использовались ароматизированные порошки с оттеночным эффектом. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики. За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался. Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком.

В Древнем Риме особо ценились светлые волосы. После обработки волос осветляющим составом, дополнительно, было необходимо подвергнуть волосы воздействию солнечных лучей. Иными словами, для получения эффекта нужно было просидеть под палящими лучами солнца не один час. Для защиты лица носили так называемые «Солана - шляпы» с большими полями, но без донышка. «Технологии» осветления волос получили ещё большую популярность после появления в Древнем Риме белокурых германских рабынь, чьи светлые волосы вызывали особую зависть у римлянок. Римским матронам казалось,что чёрный цвет волос грубит и они стали применять осветлители.Распространился обычай носить светлые парики. Для осветления волос стали использоваться составы на основе извести, киновари, талька и буковой золы. А наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики.

1500 год, Англия - Королева Елизавета I с её ярко рыжими волосам и белой кожей переворачивает стандарты красоты в западном мире. Женщины всей Европы стремятся обрести рыжие волосы и парики, чтобы подражать королеве.

Позже, когда в моду вошел рыжий цвет, пальму первенства по окрашиванию волос переняли женщины легкого поведения. Очень популярна была хна — высушенные листья и кора кустарника лавсонии. С помощью хны можно получить оттенки от морковного до медного. Добавляя в хну индиго, грецкий орех или ромашку, получали различные оттенки. Из листьев кустарника индигоферы получали басму.

Бесспорно, в те времена порядочные женщины уже не могли так ярко окрашивать собственные волосы, и мода постепенно изменялась.

Во Франции в 1860-х годах вошло в моду осветление волос.

1867 лондонский химик E. H. Thiellay и парижский парикмахер Leon Hugot продемонстрировали использование перекиси водорода в качестве наилучшего способа осветления волос.

Девятнадцатый век можно по праву назвать революционным, в том числе и в производстве косметики. Именно тогда были заложены основы современного производства краски для волос.

В 1907 году французский химик Эжен Шуэллер изобрел краситель с содержанием солей меди, железа и сульфата натрия. Новое патентованное средство гарантировало покупать желаемый цвет. Чтобы выпускать свою краску, Шуэллер создал «Французское общество безопасных красителей для волос». А через несколько лет оно превратилось в фирму «Л’ Ореаль», косметические товары которой хорошо известны.

В настоящее время такие краски применяются редко, хотя современные исследования показали, что через волосы и кожу головы тяжелые металлы практически не впитываются. Эти краски состоят из двух растворов: раствора солей металлов (серебра, меди, кобальта, железа) и раствора восстановителя. При окрашивании красками на основе солей можно получить, устойчивый цвет, но тон получается очень резким, неестественным. И еще — с их помощью можно получить только темные тона.

Современные методы окрашивания волос достигли совершенства, что позволяет покрасить волосы абсолютно в любой цвет. Это, в свою очередь, не просто дает волосам новую жизнь, но позволяет заметно изменить стиль, стать более красивой и привлекательной.

Точную дату первого окрашивания волос сейчас сказать достаточно трудно. Историки до сих пор ведут дискуссии по этому поводу. Однако все сходятся во мнении, что окрашивание волос уже существовало до нашей эры. Первые записи о смене цвета волос принадлежат ассирийским травникам и датируются 2177 годом. Доподлинно известно, что в Ассирии и Персии только знатные люди могли окрашивать волосы и бороду. Иногда окрашивание волос применялось и для сакральных целей, но тоже только для членов благородных семейств.

Окрашивание волос в разные времена

Окрашивание волос в Древнем Риме

Окрашивание волос в светлые тона: белокурые волосы были идеалом в Древнем Риме и Греции

Считается, что Древний Рим был новатором не только в вопросах медицины, но и в парикмахерском искусстве. Чего только не предпринимали римлянки, чтобы изменить свой темный цвет волос. В то время в моде были рыжие и светлые оттенки. Жительницы Рима даже выливали себе на голову кислое молоко, чтобы осветлить цвет волос. Говорят, что такой рецепт окрашивания волос был очень эффективным и превращал брюнетку в светловолосую барышню. Такой цвет волос в Риме ассоциировался с чистотой и наивностью. Римлянки, часто не отвечающие этим идеалам, изо всех сил стремились хотя бы внешне отражать эти качества. На голову лилось не только молоко, но и лимонный сок. Процедура окрашивания волос длилась несколько часов и заключалась в следующем: на голову женщины одевалась широкополая шляпа, из которой предварительно вырезалась верхняя часть. Через это отверстие вынимались волосы и поливались лимонным соком. После чего красавице необходимо было сидеть под палящим солнцем несколько часов. После процедуры девушка смело шла к своим подругам и хвасталась новым модным цветом волос, напоминающим лучи солнца.

Особый пик окрашивание волос в светлые тона пришелся на тот момент, когда в Рим стали массово привозить белокурых германских рабынь. Римлянки стали считать, что природный темный цвет волос их старит и делает менее женственными. В ход пошли средства на основе извести, талька и буковой золы. Позднее в моду вошли цветные парики.

Окрашивание волос в Древней Греции

Жительницы Древней Греции ни капли не уступали римлянкам в вопросах окрашивания волос. От природы гречанки имели темный цвет волос, близкий к черному. Однако в поэмах и других литературных произведениях мы часто встречаем образы светловолосых красавиц. Сама Афродита обладала белокурыми локонами. Этот факт наталкивает на заключение, что гречанки очень часто окрашивали волосы в светлый цвет, который считался верхом изысканности. Для осветления цвета волос греческие красавицы пользовались ассирийской смесью, главными компонентами которой были лук-порей и корица. Часто в ход шли и другие щелочные составы.

Окрашивание волос в Древней Египте

Окрашивание волос: черный цвет волос был признаком привилегированности в Древнем Египте

А вот в Египте в почете были темные волосы. Темно-коричневый и черныйцвет волос у египтян ассоциировался с властью, а также с порядочностью и строгостью женщины. Для окрашивания волос египтянки использовали басму, скорлупу грецкого ореха или просто золу, которую посыпали на волосы перед началом церемонии. Эта же тенденция прослеживалась в Индии и на Крите, где вдобавок к вышеперечисленным средствам добавлялась хна.

Окрашивание волос в Средневековой Англии

Окрашивание волос: рыжий цвет волос носили даже королевы Англии

А вот в Англии в 15 веке были в моде рыжеволосые барышни. Все женщины Европы стремились приобрести этот цвет волос. Позднее, когда мода на рыжие волосы, захватила всю элиту, куртизанки тоже решились на подобный эксперимент. Окрашивание волос происходило с помощью хны, которую делали из высушенных листьев и коры кустарника лавсонии. Используя эти компоненты в разных пропорциях можно было достигнуть различных по насыщенности результатов: от светло-рыжего до медного цвета.

Окрашивание волос в 19 веке

А уже в 19 веке знаменитый английских химик Е.Теллей открыл миру перекись водорода и доказал, что ее можно использовать в парикмахерском деле. Именно перекись водорода, по словам ученого, была лучшим способом окрашивания волос в светлый цвет, точнее для обесцвечивания.

Позднее работа по созданию красок для волос пошла полным ходом. Уже в 19 веке были заложены основы современного окрашивания. Французский химик Э. Шуэллен впервые создал краску с содержанием меди, железа и сульфата натрия. Она гарантировала покупательницам тот цвет, который они хотели получить. Вскоре создается общество безопасных красителей для волос, позднее переименованное в "Л’ Ореаль".

Окрашивание волос в наши дни

В 21 веке окрашивание волос достигло своего совершенства. Какие только средства для волос не предлагают многочисленные компании. В современном мире можно получить практически любой цвет волос. К тому же, краски стали и значительно безопаснее своих предшественников. Современные средства окрашивания волос позволяют любой женщине выглядеть красиво и естественно, причиняя минимальный вред здоровью волос.

История возникновения окрашивания волос достаточно обширна и насыщенна. От применения натуральных красителей, до популярного сегодня 3d окрашивания волос . Рассмотрим подробнее как развивалось это направление в индустрии красоты.

История краски для волос насчитывает тысячелетия. С древних времен люди для изменения цветового пигмента волос, желая быть красивее и следуя моде, использовали всевозможные травы и настои. Например, Клеопатра в древнем Египте наносила хну перед принятием водных процедур в Ниле.

Женщины в древнем Риме для осветления локонов использовали настой из угля, извести и соды. А для придания волосам более темного оттенка, готовили смесь, в которую входили медные опилки и наросты листьев дуба. Также использовали настой из пиявки. Для закрашивания седины использовали отвар грецкого ореха.

Так как в древней Греции и Риме в моде был блонд, для осветления нередко применяли сок лимона, пудру из желтых цветов, а богатые вавилоняне даже втирали в голову порошок из настоящего золота. У южан в фаворе был черный и рыжий цвет волос. Северяне старались отбеливать усы и бороду. У древнегерманского племени тевтонцев было свое средство придания волосам рыжего оттенка - «Сапо» - это смесь свинца, охры и мыла.

Католической церковью было запрещено изменение цвета волос. В этот период доставалось даже натуральным блондинкам и рыжеволосым. Но на какие нарушения и запреты может пойти человек ради коасоты? Натуральные красители (шафран, ромашка, яйца, грецкий орех) - использовать продолжали. Эпоха Возрождения возвращает моду на красители и блонд. Яркий медно-рыжий цвет становится популярным из-за генетической ошибки.

Красивые тициановые локоны имела королева Елизавета I. Внедряются новые рецептуры по осветлению натурального пигмента волос, в состав которых входит бура, цветы лютика с селитрой, также используют настой шафрана, люпина, желатина, коровяка и мирры. Для придания волосам красивого медного оттенка, модницы обрабатывали волосы смесью сушеного сафлора с илом, известью и солями серебра, затем подставляли голову под солнечные лучи, используя поля шляпы. Применяют и хну, смешивая ее с отваром грецкого ореха, ромашки и другими растительными компонентами.

В период барокко модными становятся парики и припудривание черных волос для придания эффекта седых. Не все рецепты того времени были безопасны для волос, что впоследствии вело к повреждению у корней и далее к выпадению. В начале XIX века изобретен долгожданный пероксид водорода. Основу перманентных красителей открыл в 1859 году немецкий профессор Вильгельм Гофман, что приводит к широкому развитию производства синтетических красок для волос и тканей.

Началом эры химических красителей считается изобретение французского химика немецкого происхождения Эжена Шуллера. На этот эксперимент изобретателя с подвигла его собственная жена, у которой случился неудачный опыт с окрашиванием волос. Шуллер, используя последние научные химические открытия, вывел состав нового синтетического красителя, используя медь, соли железа и сульфат натрия. Не останавливаясь на достигнутом, молодой гений Эжен предлагает свое изобретение одной из тогдашних парикмахерских.

Позднее появляется запатентованная краска под названием L’Aureale, всем известная сегодня как L’Oreal. Лоуренсу Гелбу в 1932 году доводит формулу до совершенства таким образом, что пигмент краски проникает прямо во внутрь волоса, а не только покрывает его снаружи. В 1929 году появляется краска, для частого применения, позволяющая закрашивать корни отросших волос. В 1950 году была выпущена на рынок краска для самостоятельного окрашивания, которая в один этап позволяет провести процедуру дома самостоятельно. Краска для бытового использования общедоступна, проста в применении и продается в магазинах.

Женщина хочет быть красивой. А еще женщина хочет быть разной. В наши дни на прилавках магазинов можно найти невероятное количество самой разнообразной продукции, которая изменит наш внешний вид, сохранив и подчеркнув при этом индивидуальность. Благодаря ей мы можем экспериментировать со своей внешностью без вреда для здоровья. Чаще всего таким экспериментом становится изменение цвета волос. Действительно, женщины так изменчивы: они хотят стать то утонченной блондинкой, то черноволосой амазонкой, или темпераментной рыжей. И еще задолго до технической прогресса люди успешно украшали и изменяли свою внешность. Интересно, как же древние брюнетки становились белокурыми, не прибегая к перекиси водорода?

Мода на определенный цвет волос не была спонтанной, она определялась многими историческими событиями, культурными особенностями той или иной местности, ну и, конечно, вечной тягой к переменам или подражанию.

Светлые волосы во все времена приковывали к себе внимание. Они ассоциировались с чистотой, первозданностью. В Древней Греции, где парикмахерское искусство было в те времена наиболее развитым, белокурые волосы считались самыми модными.

После серии победных завоеваний в Европе древние римляне начинают подражать жителям покоренной ими Германии, которые имели в большинстве своем светлые волосы и светлую кожу. Они считали, что темные волосы придают лицу излишнюю суровость. Для обесцвечивания волос римлянки протирали их раствором мыла из козьего молока и золы букового дерева, а затем часами «жарились» на солнце. Более щадящими средствами для постепенного «блондирования» были оливковое масло и белое вино. Позднее стали использовать парики, сделанные из светлых волос рабов. В эпоху Средневековья светлые волосы считались атрибутом «высшего света». В XIV веке во Франции появился указ, запрещающий носить парики из светлых волос кому бы то ни было – они стали привилегией особ королевской крови.

Темные же волосы считались показателем порядочности, домовитости. Модным черный цвет волос был в Египте, Индии, на острове Крит. Для того чтобы добиться красивого оттенка, использовали смесь растительных красителей – хны и басмы. Скорлупа грецкого ореха окрашивала волосы в темно-коричневый цвет.

Стоит отметить, что хна, пришедшая к нам из древней Персии, вероятно одно из старейших косметических средств, которым с успехом пользовались в античности (для окраски волос, ногтей) и которое не забыто и по сей день. Чаще всего именно хну использовали для получения насыщенного рыжего оттенка волос. Кроме хны применялись всевозможные природные средства – шалфей, корица, шафран, календула. В Древнем Риме для придания волосам рыжего оттенка использовали специальное мыло.

В отличие от светлых и темных локонов, рыжие волосы всегда производили неоднозначное впечатление на окружающих. С одной стороны, такой «кричащий» цвет привлекал к себе внимание, ассоциировался с весельем, праздником. Женщины острова Пасхи и в наше время в дни торжеств красят волосы в ярко- рыжий цвет. С другой стороны, в Средневековой Европе рыжий считался «сатанинским» цветом, а рыжеволосых женщин называли ведьмами. Жительницы Венеции красили волосы во все оттенки рыжего. Этот цвет по сей день называют «тициановым», по имени итальянского художника Тициана Вечеллио, который увековечил в своих творениях рыжеволосых красавиц.

В Древнем Египте было изобретено универсальное средство для борьбы с седыми волосами: седину красили жиром черных быков и яйцами воронов.

Как видим, для окрашивания волос применялись исключительно натуральные вещества. Они были довольно эффективны, но для получения желаемого результата приходилось ждать весьма долгое время. В более поздние времена к природным красителям стали добавлять металлосоли, которые значительно ускоряют процесс окрашивания. Затем следует использование чисто металлических красителей. Они подразделялись на односоставные и двусоставные. Первая группа действовала на основе серебра. Компонентами второй были химические соединения серы, меди, серебра, висмута, кобальта. Другим составляющим был проявитель. Несмотря на кажущийся прорыв в области химии, эти краски далеки от совершенства. Во-первых, они были небезопасны для здоровья, во-вторых, каждый металл в процессе окрашивания волос мог дать неожиданный оттенок.

В конце XIX века немецкий химик Август Гофман открывает парафенилдиамин, с помощью которого было создано новейшее средство для окрашивания волос. При его соединении с перекисью водорода получали естественный оттенок. Но краска вызывала аллергические реакции, появлялись симптомы отравления.

В 1906 году химики Кольман и Вольфенштейн выделили из красящей смеси вредный компонент – хинондиимин, который и вызывал подобную реакцию. Отрицательное действие компонента было нейтрализовано, и полученное в итоге красящее средство стало безвредным для здоровья.

За прошедшее столетие косметическая индустрия значительно преуспела, множество производителей предлагали свои революционные изобретения. Современный парикмахер имеет в арсенале весь набор средств, который позволяет превратить темную копну волос в белокурые локоны с минимальным ущербом для волос клиента.

Но опыт древних вовсе не забыт, и сегодня многие фирмы-производители краски для волос используют натуральные компоненты, которые, изменяя цвет волос, заботятся о них самым лучшим образом.