Как быть с демонстративным поведением. Демонстративный ребенок

Демонстративное поведение представляет собой набор различной степени выразительности поступков или действий, целью которых является привлечения внимания, независимо от того, как настроены к этому окружающие.

Возрастное демонстративное поведение может проявится как у взрослого, так и у ребенка, постепенно заняв место «излюбленного» способа решения проблем или достижения определенной цели.

Чаще всего такая модель поведения присуща лидерам, особям с выраженной харизмой, женщинам. Более того, многие специалисты предполагают, что демонстративное поведение в целом обусловлено женским характером, так как для большинства женщин потребность в повышенном внимании к своей персоне является одной из самых важных.

Детское демонстративное поведение

Особенности поведения ребенка всегда служили особым индикатором его развития. Любое нарушение в психике ребенка, различного рода расстройства самоконтроля или самооценки всегда отображаются на его поведении. Факто о том, что на развитие ребенка влияют особенности его воспитания, является общеизвестным.

Детское демонстративное поведение чаще всего свойственно для капризных малышей, которые стремятся все всегда делать так, как им хочется. Тем не менее, данная форма поведения может быть спровоцирована не только атмосферой потворства в семье.

К примеру, демонстративное поведение может быть ответом на отсутствие внимания к ребенку, являться единственным возможным методом для малыша добиться хоть какого-то внимания к своей персоне, которое для него просто необходимо.

Также причиной может быть желание малыша в самоутверждении, страхе потерять любовь и ласку, например, при появлении в семье еще одного ребенка. Такое поведение часто встречается в семьях, где преобладает авторитетный тип воспитания, когда взрослые обращают достаточно внимания на ребенка лишь в том случае, если он плохо себя ведет.

Дети, которые проявляют склонность к демонстративной модели поведения, зачастую также критикуют других. Для них становится характерной придирчивость и назойливость, они запоминают надолго все ошибки окружающих их людей и стараются как можно чаще напоминать о них.

Также они стараются не дать другим детям возможности проявить себя в чем-то, перебивают их, вмешиваются в их игры или занятия, пытаются начать раздавать советы и руководства, стремятся занять позицию «главного».

Характерной чертой является то, что поведение с другими детьми у такого малыша кардинально меняется в зависимости от присутствия важного для него взрослого. Говоря иными словами, ребенок думает лишь о внешнем проявлении себя, получении одобрения со стороны, но не о том. Как оказать настоящую помощь сверстникам.

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме. Причем самому подросту не особо важно. Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете.

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе. Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе.

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия. Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности.

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

В психиатрии термин «истеричная личность» фактически является синонимом термина «демонстративная личность», когда затрагивается демонстративное поведение взрослых.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

Каждый из нас сталкивался с человеком, который в разговоре из 100 слов 99 посвящает себе. Складывается впечатление, что такое поведение всего лишь шутка, которая скоро закончится. Но нет! Он заставляет сопереживать себе всеми возможными и невозможными способами. Вероятнее всего, вы столкнулись с человеком демонстративного типа личности.

В говорится, что для них характерна аномальная способность к вытеснению.

Что такое "вытеснение"?

Вытеснение - это механизм, который позволяет избежать внутреннего или внешнего конфликта. Подсознание не хочет принимать ситуации, которые провоцируют тревогу или несут угрозу. Это психологическое средство защиты имеет минимальный эффект, ведь человек все равно чувствует дискомфорт, даже если заменит травмирующие факторы на более приятные воспоминания.

Личность, владеющая таким "талантом", легко игнорирует и забывает причины, которые могут ее расстроить. Вместо решения проблемы она кладет ее на "полку" в своей голове и "закрывает занавеской". Причина становится невидимой, но все так же влияет на жизнь и сны человека, оставаясь в подсознании. В состоянии гипноза завуалированная ситуация может детально описываться.

Вытеснение характерно для личности незрелой и инфантильной.

Как проявляется вытеснение?

У людей с демонстративным типом личности вытеснение развито настолько, что они могут выдавать часто прибегая ко лжи, но сами этого не осознают. То есть если посадить их на детектор, он подтвердит правдивость слов.

Некоторые представители истероидного типа могут вытеснить даже физическую боль и подавить безусловный рефлекс.

Но в любом случае все забытые неприятные моменты обязательно прошли через процесс осознания.

Что такое акцентуации характера?

Акцентуация считается еще нормой, но уже граничит с отклонением, характеризуется усиленностью какой-то отдельной черты характера. Может быть настолько заостренной и сильно выраженной, что провоцирует личности.

Существует несколько классификаций акцентуаций характера. Например, Личко выделяет явную и скрытую акцентуации, последняя проявляется только в экстренных ситуациях.

Эти могут передаваться от родителей к ребенку или быть спровоцированы воспитанием.

Типы акцентуаций

К. Леонгард выделяет 10 типов: демонстративный (Личко называет его истероидным), эмотивный, гипертимный, дистимический, лабильный, тревожный, экзальтированный, педантичный, застревающий и возбудимый.

Основные характеристики демонстративного типа

Люди, обладающие истероидно-демонстративным типом личности, всячески стараются привлечь внимание к своей персоне. Если этого не удается достичь общепринятыми моральными методами, они будут использовать любые, даже негуманные способы.

Бытует мнение, что для этой акцентуации характерна маниакальная потребность в одобрении, на самом деле это не совсем верно. Главное стремление - быть в центре внимания.

Нельзя истероидно-демонстративный тип личности называть отрицательным. Он объединяет в себе и хорошие качества, и плохие.

Если человека ценят, уважают, он всеми силами добивается еще лучших результатов, все ресурсы направляя на самосовершенствование. Главное, чтобы время от времени получать одобрение, похвалу и быть уверенным в своем превосходстве над остальными.

Такие люди достигают больших успехов, движут всемирным прогрессом. В своем деле демонстрируют перфекционизм.

Если же человеку демонстративного типа личности произвести хорошее впечатление на окружающих не удается, он будет эпатировать, пока не получит нужные эмоции. А добиться хоть какого-нибудь внимания не так уж и сложно, например, начать выделяться ярким неуместным образом, антисоциально себя вести, громко кричать, обнажаться в общественных местах, рассказывать в подробностях о своей личной жизни и т.д..

Как взаимодействуют истероиды с другими?

Демонстративного типа характеризуется своими крайностями: если ее хвалить и одобрять поступки, то можно попасть в число самых близких друзей, если же перейти дорогу, пытаться конкурировать или продемонстрировать свою неприязнь, то рискуете попасть в "черный список".

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от воспитания человека и его стремления подавлять в себе негативные качества.

Да, есть люди, сила воли которых сильнее болезней или акцентуаций, но это большая редкость.

Если вы заметили в собеседнике черты демонстративного типа, лучше предостеречь себя и будущие отношения.

Эгоцентризм - главная черта демонстранта

О чем чаще всего говорят истероиды? О себе, о своей жизни, о достижениях, предпочтениях. О других людях вспоминают вскользь или сравнивая с собой ("У нее голос такой медленный, как у меня", "Ее платье очень похоже на мое, только короткое, синее, с узорами..." и т. д. - по факту эта вещь может быть совершенно другой).

Они не упускают возможности себя прорекламировать или спровоцировать собеседника на похвалу. Человек может не нравиться совершенно, но в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что густо осыпаете его комплиментами. Если вы личность не конфликтная, то такая реакция абсолютно естественная.

Если же вы не привыкли скрывать свое недовольство, то собеседником демонстративного типа это воспримется как угроза, и тут же сработает механизм вытеснения.

Положительные качества

Люди, обладающие демонстративным типом характера, прекрасно проявляют себя в профессиях сферы "человек-человек". Это объясняется их способностью играть роль. Они умеют виртуозно подстраиваться под тех, от кого будет зависеть их будущая судьба: к начальникам, к важным клиентам, зрителям. Истероиды прекрасно осваивают актерские профессии, хорошо проявляют себя как обслуживающий персонал.

Представители данной акцентуации умеют приспособиться к любому клиенту: с холериком ведут себя сдержано, с флегматиком - активно. Они нуждаются в одобрении, но так же знают, что путь к нему будет нелегким.

Демонстративный тип личности прекрасно проявляет себя в семейных отношениях, ведь умеет подстраиваться под партнера, подавлять и решать конфликты.

Истероиды в детстве

Ярким примером демонстративного типа личности можно считать "примерных" учеников. В раннем возрасте истероиды часто являются любимцами учителей, ведь шалости делают втихаря, а если поступки вылазят наружу, то им особого значения преподаватели не придают - с кем не бывает. Они ответственно выполняют все указания взрослых, потому что от их одобрения или порицания зависит статус и дальнейшая судьба. Но "примерный" ученик не упускает возможность подставить своих сверстников. Об этических нормах вспоминает только на публике.

В подростковом возрасте истероиды стремятся к лидерству. Если по каким-либо причинам не могут оказывать влияние на детей, то примыкают к "звездам" класса или школы и быстро завоевывают чувство симпатии и доверия. Далее стремятся покорить учеников, чтобы иметь над ними власть и "подпитываться" похвалами.

Если обладателям данной акцентуации не хватает нужных они компенсируют это дипломатическим подходом: выбирают влиятельных личностей и индивидуально с каждым беседуют, часто наполняя разговор тонкой клеветой. После нехитрой процедуры нормальный психологический климат рушится, у участников юного коллектива появляется недоверие друг к другу, но остается доверие к демонстранту. Пока они переосмысливают недавно услышанную "правду" и косо смотрят друг на друга, истерик берет власть в свои руки и остается единственным связующим звеном. Данный метод используется им и во взрослой жизни.

Все негативные черты характера поддаются коррекции, но чем раньше это определить и заметить, тем легче их исправить.

Часто люди, узнав, что у них демонстративный тип личности, начинают гордится и объяснять этим многие проступки. Чаще подвержены данной акцентуации именно девушки. Их легко можно отличить: изящные манеры, которые демонстрируются только в присутствии зрителей, сильное интонирование, игра на публику.

Есть несколько полезных советов психолога демонстративному типу личности:

  • Стоит поиграть в скромность, поучиться более сдержанно вести себя на публике.
  • Попробовать совершить хороший поступок и никому об этом не рассказывать. Истероиды воспринимают данный трюк как очередную игру, но имеет она колоссальный эффект.
  • В компании демонстранты всегда стараются привлечь к себе внимание, пусть один раз попробуют посидеть тихо в стороне.
  • Если справятся со вторым заданием, то пусть попробуют свою умную идею выдать за чужую.
  • Истероиды тяжело воспринимают ситуацию, когда все внимание обращено не на них, а на кого-то другого. Пусть научатся радоваться за друзей или товарищей.

Как взаимодействовать с истероидом?

Если вы не входите в круг референтных личностей истероида, не являетесь его начальником, то можете сразу причислить себя к его врагам. Он повсюду видит недоброжелателей, соперников и конкурентов. Создавать конфликтные ситуации и накалять страсти доставляет особое удовольствие, как, впрочем, и сам процесс конфронтации.

Есть два ответа на вопрос о том, как взаимодействовать с демонстративным типом в момент конфликта:

  • игнорировать, максимально абстрагироваться, демонстрировать непоколебимость, полное спокойствие;
  • проявить более сильную агрессию.

Чтобы предостеречь себя от будущих конфликтов, нужно знать маленький секрет того, как общаться с демонстративным типом личности: льстите! Если не получается хвалить от души, то найдите в представителе данной акцентуации несколько положительных качеств, которые бы вы хотели развить у себя, и подражайте им. В таком случае искренность не будет наигранной - это раз. Вы чему-нибудь новому научитесь - это два. Заставите вашего товарища истероида чувствовать себя значимым и важным, что предотвратит конфликт, - это три.

Общение с обладателем демонстративного типа личности требует от собеседника психической устойчивости и эмоциональной зрелости, умения абстрагироваться в стрессовых ситуациях.

Примеры

Множество деятелей современного шоу-бизнеса и актеров являются яркими представителями истероидного типа личности, особенно те, которые не гнушаются эпатировать зрителей. Можно сказать больше: демонстративный тип акцентуации должен присутствовать в характере публичных людей.

Среди персонажей детских советских мультфильмов можно назвать ("Возвращение блудного попугая") и Карлсона.

В комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя тоже описан классический представитель демонстративного типа - Хлестаков.

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди . Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.

Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое "Я", ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами . Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. "Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.". Самоутверждение и восхищенное внимание других являются для них главной целью и ценностью. При этом способом привлечения внимания могут быть как положительные формы поведение ("смотрите, какой я хороший"), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих , особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного "я". У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит, преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы показать, похвастаться.

Нередко самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого . Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: "Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок". Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими, и понятно, что это сравнение всегда "в свою пользу".

Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника : следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер. Так, Настя Д. (5 лет 9 мес.), как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: "А почему Никитке сказали делать, он ничего не умеет, и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. А я лучше сделаю, можно я, ну, пожалуйста". При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей . Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром и с большим удовольствием поддерживает ее. В ответ на похвалу сверстника, он, напротив, начинает возражать. Так, Аня Р. (6 лет 1 мес.), выслушав похвалу в адрес сверстницы, сказала: "Ну, может, и лучше, чем в прошлый раз, но все равно некрасиво и неровно".

Очень ярко демонстративность выявляется в характере и степени помощи другим детям. Так, на одном из занятий мы предлагали двум детям собрать свой узор из мозаики — солнышко на небе, при этом детали разного цвета были распределены не поровну: у одного ребенка были детали преимущественно желтого цвета, у другого — синего. Соответственно, чтобы выполнить задание, ребенок вынужден обращаться за помощью к сверстнику и просить нужные детали. Наблюдения показали, что большинство демонстративных детей в этой ситуации осуществляли формально-провокационную помощь, т.е. в ответ на просьбу сверстника давали всего один элемент, которого было явно недостаточно. Так, Митя С. (5 лет 11 мес.) заметил, что у партнера нет необходимых элементов желтого цвета, но тот молча сидит и ни о чем его не просит. Тогда Митя обратился к партнеру со словами: "Саша, если ты не попросишь разрешения, я тебе не дам". Саша продолжал молча сидеть, Митя повторил: "Попроси, а я дам". Саша очень тихо попросил: "Дай мне несколько желтеньких, а то мне не хватило". Митя улыбнулся, положил Саше в коробку один элемент со словами: "Вот, ты попросил, я дал". На дальнейшие просьбы Саши Митя раздраженно отвечал: "Я же тебе уже дал. Ты не видишь, я тоже делаю, подожди". Игорь Б. (5 лет 8 мес.) в ответ на просьбу сверстника начал давать ему элементы любых цветов, кроме того, который был на самом деле нужен, при этом он делал вид, будто вовсе не слышит возражений сверстника. Другие дети начинали делиться, только закончив свою мозаику, но делали это весьма неохотно. Такой вариант помощи, без ущерба для себя, можно назвать прагматической. Так, Рома С. (5 лет 2 мес.) никак не реагировал на просьбы партнера дать необходимые элементы, делал вид, что не слышит, громко пел песенку. Как только он доделал свою картинку, с интересом посмотрел на партнера: "Ой, а желтеньких у тебя нету. Придется чуть-чуть подсыпать... Не бойся, мы тебе дадим". Положив несколько элементов желтого цвета в коробку своему партнеру, Рома обернулся к взрослому: "Смотрите, сколько я ему дал".

Из этих примеров видно, что в основе отношения к другим у этих детей лежит стремление превзойти остальных, показать свои преимущества. Это проявляется в постоянном сравнении своих достижений с успехами других, в демонстрации своего превосходства во всем.

Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет — ценит или не ценит, помогает или нет. Например, Настя так рассказывает о своей подруге Кате: "Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что играет со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя, даже я еще лучше".

Что лежит в основе детской демонстративности

Итак, представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих .

Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждение себя в глазах других.

Собственная "доброта" или "справедливость" подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, "плохим" детям.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. "Я" такого ребенка находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни , закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Можно ли преодолеть конкурентную позицию дошкольника

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствует развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что "я лучше всех". В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративности.

Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Малыш и без постоянных похвал и оценок должен чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда он будет ощущать бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ.

Для преодоления демонстративности главное — показать ребенку, что оценка и отношение других — далеко не самое главное в его жизни , и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие.

Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. "Сдвинуть" ребенка с такой фиксированности на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение . Традиционные занятия дошкольников — рисование, лепка, конструирование и, конечно, игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры — не потому, что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому, что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии. Это прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Конкурс хвастунов"

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна"

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Елена Смирнова
зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО,
профессор, д.психол.н
Статья из августовского номера журнала

Обсуждение

У моей подруги дочь с явным демонстративным поведением. Я сама жду ребенка. И оч не хочется, чтобы он таким был. Поэтому было бы интересно узнать, как изначально не воспитать ребенка таким.

26.08.2005 08:45:48, Татьяна

Мой сын имеет демонстративный тип личности. Не знаю, чем ему помочь. Он не может нормально дружить с детьми. Кому ж понравится, если перед ним все время будут демонстрировать превосходство? С девочками еще ничего, с ними он хорошо общается, а вот с мальчишками все время противостояние: все борется за лидерство, за то, чтобы быть признанным лучше, умнее, смелее, быстрее... Надо к психологу. Может кто посоветует хорошего в Москве, на оранжевой ветке метро? Очень надо.

Комментировать статью "Демонстративные дети"

Такое поведение может быть нарочитым и сковывать женщину, а может быть естественным. Мне друзья родителей мужеского пола лет с 14 руку целовали. "показушное это поведение, фальшивое, демонстративное " ню, ню.

Что такое границы, поведения в том числе, дети начинают постигать раньше пяти лет. Открытая прилюдная мастурбация в пять уже не норма. А Воспитатель и мама мальчика работали с ним. Демонстративное поведение ушло через месяц.

Обсуждение

Я б никак....
Мои дети несадовские, но я прекрасно помню, как в мою садовскую бытность мальчик Коля показывал нам с подружкой свой пи*сюн в туалете, и уверял, что им он может не только пИсать, но и какать!!! Лет 5 нам было...
Я поделилась этим фактом с мамой, она уверяла, что таки не может)))))

ничего не делать, катя -то не ваша, какое вам дело до чужих кать

24.03.2017 09:30:27, орловфв

Какое поведение было у вас правильным, что показывает опыт? Я в полной растерянности. До этого не курил, по крайней мере не очевидно. Явно демонстративное поведение, дело не в курении. Копать, для чего он это сделал? Наказание я бы отложила на потом, оно сейчас может...

Демонстративное поведение. С определенной целью. Хорошая, больше напускного и демонстративного. Про вены тоже говорит друзьям больше, потому... верю (и надеюсь), что здесь больше показного... (и одновременно переживаю).

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Демонстративно хамит, игнорирует? В топике описан просто криминал: девочка (в предпубертатный период с соответствующими перепадами настроения, на который...

Обсуждение

Окружить любовью, кормить повкуснее, подарки дарить, по магазинам пройтись, проколоть уши, не высказывать своё мнение, пока не спросит. Помогать во всём, решать её проблемы. У неё ощущение, что она брошена Вами. Я своим говорю: тише-тише, сейчас посмотрим, что можно сделать! И делаю что-то для решения её проблем. Про собаку - вот это больно, да. Может, есть породы, на которые нет аллергии? Путешествия - это не повод отказывать ребёнку в друге, который действительно нужен при её истериках. Здоровье -да, это повод. Как вариант, можно сказать, что вырастешь, будешь жить отдельно, заведёшь, а я с ней гулять буду, пока ты на работе))

а как еще ей выпустить пар в замкнутом жизненном пространстве
да, она недовольна собой, в тупике эмоциональном
как ей выпустить этот пар?
чем вам сережки не угодили - ей 9 лет а не месяцев
только вот за ними надо ухаживать, а иногда воспаляются, а иногда не поучается сменить сережку и приходится перепрокалывать, короче та еще морока
если ее не пугает и она готова на это - ну проколите, иногда такая мелочь помогает
с собакой не помочь, но можно попробовать волонтерить в питомнике, если у нее такая любовь с собакам, а не блажь "хочу живую игрушку"
это неврология - через истерику нервная система разряжается и человеку легче
но это значит что напряжение критическое, лучше бы его сбрасывать заранее - хоть слезами, хоть громким пением, хоть еще чем
гимнастика видимо не то, там не свободный сброс энергии, а жесткий контроль за телом, еще сильнее пружина напряжения закручивается
надо что-то не профессиональное - батуты попробуйте, не проф в секции, а фитнесом, там - свобода полета

У меня есть ребенок с демонстративным поведением, ей в подобных случаях как воздух нужен диспут, переходящий в истерику. Не ведитесь, давайте жесткий отпор и уходите от разборок. Не стесняйтесь обращаться в опеку, если она адекватная, конечно.

Обсуждение

Извините, а послать ее работать и деньги зарабатывать нельзя? 15 лет уже, почти 16.

Про уголовные последствия воровства она знает?

Если сказать себе правду, то самое тяжелое это оказаться перед фактом, что в твою жизнь входит этот параллельный мир: пдн, милиция, алкоголь, наркотики, трассы, разбои и т.д.
Страшно, противно, обидно, трясет от злости на ребенка.
Надо успокоиться и принять это как факт. Продумать самый плохой вариант развития событий для себя лично - как Вы будете жить, что делать.
Если помнить, что жизнь это дар, ценить каждый день, проживать его осознанно, то станет легче. Не может никакой неразумный/наглый/хоть какой ребенок разрушить мою жизнь, говорю я себе. И тогда появляются силы жить дальше - обдуманно, спокойно.
Пресекайте хамство, не давайте денег в ущерб себе, при этом поменьше сами говорите. У меня есть ребенок с демонстративным поведением, ей в подобных случаях как воздух нужен диспут, переходящий в истерику. Не ведитесь, давайте жесткий отпор и уходите от разборок.
Не стесняйтесь обращаться в опеку, если она адекватная, конечно. Мы старшему годами пели про последствия, объясняли в красках, альтернативы рисовали, удерживали, защищали, покрывали даже. Не, идет своим путем. Сейчас его опека плотно сопровождает, спасибо ей; он внушаемый, Бог даст, хоть что-то поймет.
Вы должны быть (или хотя бы выглядеть) спокойно и уверенно. Дети нашу слабость видеть не должны. Вот подрастут, расслабимся, может (мечтаю).

Это демонстративное поведение с >. Это демонстративное поведение с привлечением внимания. У меня очень похожая имеется деушка:) На ситуацию с компом я бы сейчас реагировала так:"Дорогой, твое время закончилось, пора закругляться".

Обсуждение

Не читала всю тему, может повторюсь... Не известно ведь что в душе, может, страх жуткий от неизвестности впереди, а эмоции по-всякому выходят. Дети в этом плане счастливее, хочу - лежу ору - стресс снимаю, хочу - слоняюсь с ноем по дому ии ногами дрыгаю. у меня вот тоже недавно стресс был,ах,как же хотелось этой... даме проорать все в лицо,да еще бы подзатыльник отвесить, как баба базарная, а не могу, ведь я, блин, леди.
У нашей четырехлетки месяц ушел на понимание, что к чему, еще месяц на допонимание недопонятого, и месяц - на некоторые корректировочки. А так да, и под дверью валялись с воем и песком в глаза кидали, о, а как дивно мы дули губы, вскидывали руки и лебедью из балета валились на пол, с нелебединым, правда, завыванием.
Раза три, когда все сходилось в одной точке, реагировала жестко. Дочь четко прощупала нас вдоль и поперек, тоже, кстати, жестко. О, забыла еще коронное "а я хочу" до отупения. Вот в эти моменты она не слышала никаких доводов... Самое глупое, что могут сделать родители, узнав о страхах своего ребенка, это начать иронизировать. Восклицая:"Трусишка! Да это же чепуха!", вы ни в коей мере не сделаете ребенка более отважным, а лишь породите в нем новый страх – страх быть откровенным с вами.
Он поймет, что защиты ждать не от кого и окончательно замкнется. Как правило, детская трусость огорчает преимущественно отцов. И особенно если речь идет о мальчике. И это вполне понятно. Каждому отцу хочется, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной. И он полагает, что этого надо добиваться любой ценой. Чаще всего такой конфликт возникает в семьях, где сын "иноприроден" отцу. Отец – волевой, решительный, может быть, не слишком утонченный человек, а сын - полная ему противоположность. Чувствительный, ранимый, застенчивый, мечтательный, он может при правильном воспитании стать человеком творческой профессии. Или врачом, который, как никто другой, будет понимать страдания других людей. Из него может получиться прекрасный психотерапевт, психолог, педагог, социальный работник. Фантазия, которая, будучи направленной на себя, порождает страхи, если обратить ее вовне, на окружающих, станет основой сострадания.
Если же – конечно, из самых благих побуждений!– смеяться над ребенком, выставлять его трусость напоказ, ставить ему в пример других детей, заставляя им подражать, хорошего не ждите. Это как с советом учить плавать: дескать, бросишь в воду на середине реки, он и поплывет. Нет, неправда! Кто-то поплывет, а кто-то (ребенок фобического склада) может и утонуть.
Но, что все-таки делать? Ведь оставить как есть нельзя, с возрастом будет только хуже! Прежде всего, надо быть в высшей степени внимательными. Целенаправленное внимание поможет вам без лишних расспросов довольно быстро определить – что именно вызывает страхи у вашего сына или дочери: темнота, лифт, одиночество, животные, люди (см. главу "Чужой среди своих"), высокий балкон и т. п. Поняв, в чем дело, ни в коем случае не фиксируйтесь на этом. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: "Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится". Или: "Один ни в какую не остается. Я ни на минуту не могу отойти".
Но при этом постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта. Что это значит? Во-первых, вы должны по возможности облегчить страдания трусишки: оставлять в его комнате зажженный ночник, крепко держать за руку, проходя мимо собаки; если он боится лифта – идти пешком (ничего, это полезно для здоровья!). Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! Он будет защищен. Особенно это актуально сегодня, в условиях, когда государство не только не дает чувства защищенности, но, кажется, все делает для того, чтобы даже взрослые и вполне психически устойчивые люди тряслись от ужаса. Раньше многое из того, что видели и слышали наши дети, давало им чувство надежности и защиты. Вспомните: "Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути", "Широка страна моя родная..." Наконец, одна из первых детских книг – "Дядя Степа"! Добрый милиционер-великан, прежде всего кто?- Защитник детей. А вызывавшие раздражение у взрослых интеллектуалов, но столь необходимые детям мультфильмы про зайчиков, осликов, ежиков и верную дружбу?!
Конечно, семья не может полностью воссоздать ощущение полной защиты, если его практически лишено общество в целом. И все же старайтесь делать, что в ваших силах. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны. Даже если это и так (в чем мы лично не уверены), то от ваших причитаний ситуация в стране не улучшится, а вот психологическое состояние ребенка наверняка ухудшится.
Не следует, во что бы то ни стало приучать ребенка спать одного. Многие родители опасаются класть малыша к себе в постель, считая, что это может стать дурной привычкой. Но много ли вы видели подростков, которые засыпают только под боком у матери или отца?
Между прочим, отцу – как это ни парадоксально на первый взгляд, если он хочет воспитать "настоящего мужчину", очень полезно рассказывать о каких-то своих детских страхах, которые он со временем преодолел. Тогда у ребенка появится надежда, повзрослев, тоже стать храбрым и сильным. Он сможет сопоставить себя с отцом.
Кроме того, страхи очень эффективно изживаются в разнообразных играх. Советуем вам найти книгу М.И. Чистяковой "Психогимнастика" (Москва, "Просвещение", 1990), в которой приводится целый ряд специальных игр. Мы в своей работе с детскими страхами тоже пользуемся множеством игровых приемов (в основном, театральных). Один из основных наших принципов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком – над его страхами. И еще: желательно, чтобы все это было в карикатурной, гротескной форме. Самое важное, чтобы "страшилка превратилась в смешилку" (так мы говорим нашим детям), и карикатурность облегчает эту задачу.
Вот два примера театральных этюдов, которые можно с успехом разыграть в домашних условиях, разумеется, модифицируя их сообразно обстоятельствам и вашему частному случаю. Импровизированную ширму легко соорудить из двух стульев, куклы можно взять самые обыкновенные, т. е. не театральные, а просто игрушки

А может ему объяснить, что вы сейчас поговорите 5 минут и пойдете дальше гулять. А он так специально и делает чтоб ускорить время окончания разговора. Он же видит что вас это раздражает. А так он будет знать что вы проговорите всего 5 минут.Я так думаю:) а вам уж видней.

Демонстративный- наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем смысле, понятие объединяет весьма различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания зрителей. Следует заметить, что демонстративность в той или иной степени свойственна многим и не всегда зависит от возраста Умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен.

Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха. Это положительная сторона демонстративного поведения. Мы же остановимся на негативных проявлениях, которые создают дискомфорт и для самого подростка и для его окружения. Главными чертами демонстративного подростка являются беспредельный эгоцентризм и ненасытная жажда внимания к своей особе. Причем любые проявления интереса, как позитивные так и негативные. Это может быть восхищение, удивление, почитание, сочувствие, а также негодование или ненависть окружающих. Все, что угодно, только не безразличие Желания выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то кружке. Нужно также сказать, что успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и, наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости, там, где с преподавателем не удалось наладить желаемые отношения. Причем свои учебные неудачи подросток будет объяснять всегда внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Хочу сразу сказать, что подростка, использующего такой способ привлечения внимания, нельзя назвать симулянтом, потому что истерики, обмороки и болезни самые настоящие. Проиллюстрирую этот вариант примером их практики. Представим семью, где есть родители и двое детей - мальчик и девочка. Мальчик старше, плохо учится в школе, прогуливает, обманывает родителей. Девочка почти отличница, занимается танцами, пишет стихи. Между родителями не складываются отношения, они часто ссорятся на глазах у детей. Внимание матери сконцентрировано на сыне, поскольку он доставляет проблемы своим поведением, и на муже, с которым она не может найти общий язык. Легко понять, что девочке в такой ситуации почти ничего не остается, на нее не хватает ни времени, ни сил, к тому же с ней и так все в порядке. Но девочке внимание родителей, особенно матери, просто необходимо. В какой-то момент она тяжело заболевает, и, о чудо, во время болезни все внимание семьи достается ей. Потом девочка выздоравливает, и все возвращается в привычную колею: мать разрывается между сыном и мужем, а дочь снова остается одна. Но девочка помнит, как было хорошо во время болезни (все переживали за нее, ухаживали, делали, что она захочет), и заболевает снова. Все повторяется: пока болеет - она становится центром семьи, как только выздоравливает - перемещается на второй план. По прошествии времени у девочки вырабатывается система реакции: чтобы получить внимание, нужно заболеть. И болеть она начинает регулярно. В психологии такое явление называется психосоматикой, когда возникновение болезни обусловлено психологическими факторами, а не состоянием организма. Третье - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдаются бравада, паясничание, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. На мой взгляд, самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение. По некоторым данным, 20% всех побегов - демонстративные. Основная их отличительная черта - подросток уходит недалеко от дома или туда, где надеется быть увиденным, пойманным и возвращенным. Убегая, он ведет себя так, чтобы обратить внимание окружающих. Причина - все то же стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное в силу каких-то обстоятельств (например, появление в доме отчима, рождение еще одного ребенка и т.д.). Иногда причиной побегов может быть желание подростка получить преимущества или определенные блага, особенно те, которые возвысят его в глазах сверстников. Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Опять же есть данные, согласно которым, лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% случаев это крик о помощи, попытка «маякнуть» взрослым о своих проблемах. Неслучайно большинство таких попыток совершается дома, в дневное или вечерние время, нередко в присутствии кого-то из близких, с расчетом на то, что вовремя спасут. Все действия проводятся с целью привлечь или вернуть утраченное внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избежать грозящих неприятностей, или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих. Место демонстрации обычно свидетельствует, кому она адресована: дома -родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов и т.д. демонстративные по замыслу действия могут иметь роковые последствия из-за неосторожности, неправильного расчета или других случайностей. Кроме того, именно в подростковом возрасте трудно дифференцировать истинные покушения и демонстративные действия. на демонстративное поведение обычно начинают обращать внимание только тогда, когда оно приобретает негативные тенденции, становится деструктивным, антисоциальным или саморазрушающим (суицидальным). На самом же деле в основе такого поведения всегда лежат серьезные психологические проблемы, от которых не стоит легкомысленно отмахиваться

Еще по теме 25 Демонстративно-отклоняющееся поведение:

  1. Отклоняющееся поведение как предмет изучения гуманитарных и естественных наук. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Криминальное поведение.Девиация и нормативная структура общества. Концепции девиантного поведения Ч. Ломброзо и У. Шелдона.Социологическое объяснение девиации Э. Дюркгейма, теория аномии. Исследование девиации Р. Мертона.Социальный контроль в обществе и его методы.Девиантность и процессы социального развития.

Человек живет в социуме, поэтому многие его действия и поступки направлены на окружающих. Это является одним из способов взаимодействия, когда не используются слова, а люди контактируют на уровне жестов, мимики и конкретных поступков. Однако некоторые поступки являются эпатажными, необычными, не принятыми в обществе. Демонстративное поведение может проявляться как у детей, так и у взрослых. Однако зачастую неприличное поведение наблюдается у подростков.

Демонстративное поведение изначально направлено на других людей. Человек желает обратить на себя внимание своими действиями. Можно окликнуть человека, назвав его имя. А можно привлечь внимание человека громким шумом, издаваемым битьем ложкой по пустой кастрюле. В любом случае результат достигается одинаковый. Только каким образом человек это делает?

Демонстративное поведение вызывает эмоции. Причем они являются яркими. Эти эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Если поведение другого человека не нравится, тогда весь его эпатаж вызывает негатив и критику. Если поведение человека увлекает и заинтересовывает, тогда его демонстрация провоцирует восхищение, желание подражать.

Что такое демонстративное поведение?

Часто подростки и дети сталкиваются с возмущениями окружающих, которые почему-то недовольны их поведением. Что такого плохого делают люди? На самом деле речь идет о демонстративном поведении, которое порой может не осознаваться, но вызывать негативную реакцию у окружающих. Что такое демонстративное поведение? Это совершение выразительных поступков, чтобы привлечь к себе внимание, однако без учета потребностей и желаний окружающих.

Можно сказать, что негативное отношение у окружающих людей проявляется в результате неучета их интересов, потребностей и эмоционального настроя. Человек просто желает привлечь к себе внимание, продемонстрировать себя, при этом он не замечает, в каком настроении пребывают и чего хотят другие люди.

Не любое демонстративное поведение вызывает негатив. Если поступки человека не выходят за рамки общепринятого, тогда на них не обращают внимания, над ними смеются, их поощряют либо даже восхищаются. Главное при этом – чтобы человек, который демонстративно проявляет себя, нравился окружающим, что возможно лишь при учете их потребностей и желаний.

Демонстративное поведение часто приписывают лицам лидерского склада ума с харизматическими наклонностями, а также женщинам, поскольку им хочется привлекать к себе внимание, особенно противоположного пола. Однако не следует быть однозначными. Нередко демонстративное поведение проявляется у детей, в частности у подростков, которые желают выразить себя и получить оценку своим действиям. Вот почему нередко можно услышать громкий смех по вечерам, который кажется выдавленным, или песнопения по ночам у окон спящих людей.

Какова цель демонстративного поведения? Сайт психологической помощи сайт может выделить такой список причин, хотя он не является полным:

  • Желание продемонстрировать свои возможности.
  • Желание привлечь внимание.
  • Желание получить одобрение или порицание, что также является одним из способов получения внимания.
  • Желание попробовать свои силы.

Не следует исключать тот факт, что человек просто совершает поступки неосознанно. Он руководствуется какими-то своими внутренними желаниями, а на внешнем плане это выражается как демонстративное поведение.

Почему людям разных возрастов присуще демонстративное поведение?

  1. Дети часто руководствуются стремлением попробовать собственные силы и посмотреть на реакцию окружающих. Нередко это является способом получить свое, когда простыми просьбами не удается уговорить родителей, к примеру, купить интересную игрушку.
  2. Подростки зачастую руководствуются коллективным мышлением, когда в кругу друзей они не могут поступать иначе. Если друзья на публике громко смеются, то и они должны громко смеяться. Это способ расположения к себе сверстников, получения одобрения и порой желание пойти наперекор установленным обществом рамкам и просьбам родителей.
  3. Взрослые часто просто совершают демонстративные поступки, поскольку еще не решили . Нередко такое поведение является привычкой. Если человек закомплексован или чем-то раздражен, то он может демонстративным поведением решать свои проблемы.

Демонстративное поведение у детей

Дети являются самыми искренними в своих проявлениях. Они пока не умеют предугадывать последствия своих поступков, реакции окружающих. Их демонстративное поведение объясняется психологами тем воспитанием и развитыми качествами, которые сформировались под влиянием родителей.

Атмосфера в семье, в которой растет малыш, влияет на его эмоциональный настрой и качества характера. А это уже влияет на то, какое поведение проявляет ребенок. Часто демонстративно себя ведут капризные дети, которые все хотят делать по-своему.

Причины демонстративного поведения у детей:

  • Стремление в самоутверждении.
  • Протест против чего-либо.
  • Единственный способ привлечения к себе внимания.
  • Реакция на конкретную эмоциональную травму.

Чаще такое поведение проявляется у детей из авторитарных семей, где родители не обращают внимания и не занимаются воспитанием, однако постоянно наказывают их за плохое поведение.

Ребенок уже в 5 годам нуждается в самоутверждении, уважении и положительной оценке. Здесь начинаются пробы того, как желаемого достичь. Если ребенок оценивает себя неадекватно, не так, как другие дети, тогда возникает демонстративное поведение, которое больше отталкивает и нервирует. Это еще больше заставляет ребенка совершать действия, которые хоть и раздражают, однако привлекают внимание окружающих.

Ребенок нуждается не просто во внимании, а в восхищении. Нередко этого пытаются достичь путем многословного общения. Ребенок становится общительным, при этом его не интересует собеседник. Он скорее заострен на собственных умениях, которые демонстрирует, нежели на желании обменяться информацией с человеком.

Если ребенок не получает своего, он впадает в агрессивное состояние. Это станет негативным способом проявления демонстративного поведения. Ребенок может начать кричать. Часто в его речи присутствуют сравнительные фразы: красивее, умнее и т. д. Причем превозносить он будет себя, а опускать – окружающих.

Такие дети нередко думают только о себе. При этом они запоминают все ошибки окружающих, чтобы при любом случае напомнить о них. Если же в окружении такого ребенка окажется значимый для него человек, тогда он начнет совершать хорошие поступки. Но они будут направлены на получение одобрения, а не на совершение добра.

Демонстративное поведение подростков

В подростковом возрасте возникают многие проблемы как у детей, так и у взрослых, которые их окружают. Человек продолжает в этом возрасте решать свои внутренние проблемы, однако теперь демонстративное поведение имеет ярко подчеркнутый, наглядный, указательный характер. Главными потребностями подростка являются:

  1. Привлечение внимания окружающих.
  2. Безграничный эгоцентризм.

Причем внимание со стороны окружающих должно быть огромное. Неважно, каким оно будет – положительным или отрицательным. В любом случае это внимание. Поэтому любовь, признание, восхищение являются равнозначными ненависти, критике, неодобрению.

Причинами демонстративного поведения у подростков являются:

  • Неполная или неблагополучная семья.
  • Желание выделиться.
  • Привлечение внимания сверстников и родителей.
  • Потребность в любви и уважении.
  • Ошибки воспитания.
  • Индивидуальные психологические особенности.
  • Протест против чего-либо.

Подросток выбирает лишь то демонстративное поведение, где он достигает цели. Если уважение и одобрение он получает от учителей, которые используют индивидуальный подход в обучении, тогда он будет стараться по данным предметам. Однако если внимание и уважение получается после употребления алкоголя или наркотиков, тогда подросток будет идти в данном направлении.

Закрепляется лишь то демонстративное поведение, которое помогает достичь максимальной цели. Здесь немаловажными становятся реакции тех людей, от которых подросток желает получить удовлетворяющие его цели.

Подростки не признают своих ошибок и не видят своей вины, поэтому они будут прибегать к таким моделям поведения, которые их защищают и делают хорошими:

  1. Обвинение внешних обстоятельств в собственных бедах.
  2. Обмороки, истерики.
  3. Обвинение родителей при пояснении учителям причин своей неуспеваемости, и наоборот.
  4. Хамство, грубость, поясничество, нарушение дисциплины и пр.

Демонстративное поведение у взрослых

Взрослые также могут проявлять демонстративное поведение, несмотря на то, что являются образованными и разумными. Это обусловлено психологическими проблемами, которые взрослый не решил до наступления своего возраста. Его демонстративное поведение на совершение поступков, которые привлекают внимание, не учитывает желания окружающих. При этом нередко психологи ставят знак равенства между демонстративной личностью и истерической личностью.

Причины демонстративного поведения у взрослых:

  • Получение одобрения.
  • Демонстрация своего статуса.
  • Превозношение себя выше других.

Человек словно становится актером, который проигрывает роль. При этом он не может себя адекватно и критично оценивать.

Демонстративная личность не выносит равнодушия и игнорирования окружающих. Соответственно, можно выделить основные черты такого человека:

  1. Бесконечный эгоцентризм.
  2. Желание получить отношение к себе (отрицательное или положительное).
  3. Тяга к признанию и повышенному вниманию.

Демонстративное поведение нередко сравнивается с нарушением норм и правил, которые приняты в обществе, что также помогает в получении внимания к себе. Это можно рассмотреть на примере публичных проявлений любовных отношений.

Почему некоторые люди не стесняются целоваться на улице, где проходит много других людей? Почему некоторые мужчины и женщины поздравляют друг друга с днем рождения по радио, когда их любимые находятся рядом с ними? Почему влюбленные держатся за ручку или парень дарит своей любимой девушке цветы, чтобы она потом по всему городу гуляла с этим букетом?

Все это и многое другое можно назвать публичной демонстрацией отношений. Два человека хотят, чтобы другие люди видели, что они влюблены друг в друга, они вместе, у них есть отношения. Ведь невозможно понять, любят мужчина и женщина друг друга или нет, когда они просто идут по улице вместе. А вот если они держатся за ручку или у женщины в руках есть букет цветов, то уже можно смело предположить, что партнеры испытывают чувства друг к другу.

Публичная демонстрация отношений – желание показать людям свое счастье и получить от них одобрение. Порой люди с самого детства привыкают к тому, чтобы их образ жизни оценивали другие люди. Если окружающие одобряют их отношения, улыбаются, хвалят, значит, они все делают правильно. А отсутствие похвалы и слов одобрения порой смущает тех людей, которые все-таки привыкли ориентироваться на мнение окружающих.

Публичная демонстрация отношений – это своего рода хвастовство. Назовем такое хвастовство здоровым, если только партнеры действительно ведут себя спокойно и мирно в общественных местах. Если же они начинают вести себя непристойно, тогда такая форма демонстрации отношений похожа на «показуху»: «Вот, посмотрите, какие у меня есть отношения. Я счастлив! Я лучше вас, потому что мне хорошо, а вам нет».

Если партнеры ведут себя спокойно и культурно в общественных местах, демонстрируя принятые признаки своей любви, это вызывает уважение у окружающих. Если же партнеры словно насмехаются над окружающими, то это вызывает лишь отвращение. Но в любом случае публичная демонстрация отношений направлена на то, чтобы окружающие люди это увидели и оценили.

Итог

К демонстративному поведению не следует относиться исключительно положительно или отрицательно. Оно подразумевает под собой совершение поступков, которые могут как восхищать, радовать, так и негодовать, возмущать. Итог будет зависеть не только от того, кто совершает поступки, но и того, кто их наблюдает и оценивает.

В редких случаях демонстративное поведение сказывается на продолжительности жизни индивида. Сюда можно отнести попытки совершить самоубийство или экстремальный поступок, который может завершиться смертью. В данном случае рекомендуется психологическая помощь специалистов, которые смогут выявить причины такого «смертельного» поведения.