Оноре де бальзак - биография, информация, личная жизнь.


Оноре де Бальзак (Honoré de Balzac) (20 мая 1799 – 18 августа 1850) – французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени.
Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 г. в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 г. продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 г. добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814 г. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 гг. Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.
В 1822 г. началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la vallée , 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.
Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 г. роман Последний Шуан (Le dernier Shouan ; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans ). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage , 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 г. появляются первые Сцены частной жизни (Scènes de la vie privée ), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote ), в 1831 г. выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques ). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 гг. были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comédie humaine ).
Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (Études de moeurs , 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии .
Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (Études philosophiques ), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837 гг. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin , 1831).
Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (Études analytiques ), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов : полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misères de la vie conjugale , 1845–1846).
Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 г. и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques , 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии . Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841 гг., и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842 г. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Théâtre ) и ряд писем.
В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employés ), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L"Interdiction , 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert , 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen , 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues , 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de César Birotteau , 1837). Среди Сцен частной жизни , посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonnée ), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans , 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d"Ève , 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Curé de Tours , 1832), Евгения Гранде (Eugénie Grandet , 1833), Пьеретта (Pierrette , 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirouët ) и Баламутка (La Rabouilleuse , 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни . Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Ténébreuse Affaire , 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scènes de la vie militaire ) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le désert , 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scènes de la vie de campagne ) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Médecin de campagne , 1833) и Сельский священник (Le Curé de village , 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.
Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck , 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d"oeuvre inconnu , 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде , химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l"absolu , 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Père Goriot , 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette , 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misères des courtisanes , 1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d"or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий.
Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833 гг., появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres à l"étrangère , тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance , опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841 г., но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 г. наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев.
Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850 г.

Язык: русский украинский Показывать: Названия Аннотации Обложки Сортировать по: алфавиту сериям дате поступления популярности оценкам году издания размеру

Выбрать всё Массовая выкачка в формате:

Количество книг по ролям: Автор - 189 . (33 на иностранном языке)Об авторе - 8 .
Всего книг: 197 . Объём всех книг: 100 Мб (105,233,479 байт)

Вершини світового письменства
- 22. Шуани, або Бретань 1799 року. Батько Горіо (пер. Тамара Михайлівна Воронович , ...) [на украинском (uk) ] 2276K (читать) (скачать fb2)
- 38. Ежені Гранде. Селяни (пер. Елеонора Ржевуцька , ...) [на украинском (uk) ] 2026K (читать) (скачать fb2)
История тринадцати
- 1. Феррагус, предводитель деворантов 489K (читать) (скачать fb2)
- 2. Герцогиня де Ланже 552K (читать) (скачать fb2)
- 3. Златоокая девушка (пер. М. Казас) 320K (читать) (скачать fb2)
Класика світової літератури
- 21. Блеск и нищета куртизанок 2827K (читать) (скачать fb2)
- 22. Гобсек 1074K (читать) (скачать fb2)
- 24. Утраченные иллюзии 3255K (читать) (скачать fb2)
- 25. Шагреневая кожа 1800K (читать) (скачать fb2)
Сцени приватного життя
la comédie humaine
Людська комедія
Етюди про звичаї
Études de mœurs
scènes de la vie privée
- Тридцятирічна жінка (пер. Віктор Йосипович Шовкун) 697K (читать) (скачать fb2)
Озорные рассказы
- Архиепископ (пер. Е. С. Дружинина) 354K (читать) (скачать fb2)
- Ведьма (пер. Н. Соколова) 584K (читать) (скачать fb2)
- Жена коннетабля (пер. Н. Соколова) 451K (читать) (скачать fb2)
- Замужество красавицы Империи (пер. Н. Соколова) 373K (читать) (скачать fb2)
- Красавица Империа (пер. Н. Соколова) 290K (читать) (скачать fb2)
- Наивность (пер. Н. Соколова) 125K (читать) (скачать fb2)
- Наследник дьявола (пер. Н. Соколова) 156K (читать) (скачать fb2)
- Настойчивость любви (пер. Н. Соколова) 384K (читать) (скачать fb2)
- Невольный грех (пер. Н. Соколова) 578K (читать) (скачать fb2)
- Отчаяние влюбленного (пер. Н. Соколова) 135K (читать) (скачать fb2)
- Раскаяние Берты (пер. Н. Соколова) 459K (читать) (скачать fb2)
- Спасительный возглас (пер. Н. Соколова) 141K (читать) (скачать fb2)
Очерки
- Бакалейщик (пер. Б. А. Грифцов) 12K (читать) (скачать fb2)
- Бакалейщик (2-й вариант) (пер. Б. А. Грифцов) 28K (читать) (скачать fb2)
- Банкир (пер. Б. А. Грифцов) 5K (читать) (скачать fb2)
- Блестящее, но легкое рондо (пер. Раиса Исаевна Линцер) 13K (читать) (скачать fb2)
- Булонский лес и Люксембургский сад (пер. Раиса Исаевна Линцер) 12K (читать) (скачать fb2)
- Великие акробаты (пер. Раиса Исаевна Линцер) 13K (читать) (скачать fb2)
- Воскресный день (пер. Б. А. Грифцов) 5K (читать) (скачать fb2)
- Гризетка (пер. Б. А. Грифцов) 8K (читать) (скачать fb2)
- Две встречи в один год (пер. Раиса Исаевна Линцер) 5K (читать) (скачать fb2)
- Две человеческие судьбы, или Новый способ выйти в люди (пер. Раиса Исаевна Линцер) 9K (читать) (скачать fb2)
- Знакомство (пер. Раиса Исаевна Линцер) 8K (читать) (скачать fb2)
- История и физиология парижских бульваров (пер. Б. А. Грифцов) 27K (читать) (скачать fb2)
- Как случается, что шпоры полицейского комиссара мешают торговле (пер. Раиса Исаевна Линцер) 5K (читать) (скачать fb2)
- Китайский способ высмеивать сборщиков податей (пер. Раиса Исаевна Линцер) 7K (читать) (скачать fb2)
- Клакер (пер. Б. А. Грифцов) 9K (читать) (скачать fb2)
- Мадам Всеотбога (пер. Б. А. Грифцов) 6K (читать) (скачать fb2)
- Министр (пер. Б. А. Грифцов) 6K (читать) (скачать fb2)
- Монография о рантье (пер. Б. А. Грифцов) 60K (читать) (скачать fb2)
- Набросок (пер. Б. А. Грифцов) 7K (читать) (скачать fb2)
- Напутствие животным, стремящимся к почестям (пер. Б. А. Грифцов) 35K (читать) (скачать fb2)
- Несчастный (пер. Б. А. Грифцов) 7K (читать) (скачать fb2)
- Нотариус (пер. Б. А. Грифцов) 28K (читать) (скачать fb2)
- О литературных салонах и хвалебных словах (пер. Раиса Исаевна Линцер) 16K (читать) (скачать fb2)
- О помещичьей жизни 9K (читать) (скачать fb2)
- Общественный порядок (пер. Б. А. Грифцов) 7K (читать) (скачать fb2)
- Париж в 1831 году (пер. Б. А. Грифцов) 5K (читать) (скачать fb2)
- Праздный и труженик (пер. Б. А. Грифцов) 9K (читать) (скачать fb2)
- Провинциал (пер. Б. А. Грифцов) 6K (читать) (скачать fb2)
- Прославление министров (пер. Раиса Исаевна Линцер) 11K (читать) (скачать fb2)
- Путешествие в Париж африканского льва и что из этого последовало (пер. Б. А. Грифцов) 34K (читать) (скачать fb2)
- Романтические акафисты (пер. Б. А. Грифцов) 13K (читать) (скачать fb2)
- Сердечные муки английской кошечки (пер. Б. А. Грифцов) 35K (читать) (скачать fb2)
- Супрефект (пер. Б. А. Грифцов) 6K (читать) (скачать fb2)
- Уходящий Париж (пер. Б. А. Грифцов) 15K (читать) (скачать fb2)
- Филипотен (пер. Раиса Исаевна Линцер) 16K (читать) (скачать fb2)
- Шесть степеней преступления и шесть степеней добродетели (пер. Раиса Исаевна Линцер) 6K (читать) (скачать fb2)
Философские этюды
- Шагреневая кожа - английский и русский параллельные тексты 1647K (читать) (скачать fb2)
Человеческая комедия
- Предисловие к «Человеческой комедии» 40K (читать) (скачать fb2)
Этюды о нравах (Сцены военной жизни)
- Страсть в пустыне (пер. Борис Ветров) 49K (читать) (скачать fb2)
Этюды о нравах (Сцены парижской жизни)
- Блеск и нищета куртизанок - английский и русский параллельные тексты 3314K (читать) (скачать fb2)
Этюды о нравах (Сцены частной жизни)
- Отец Горио (пер. Н. И. Соболевский) (и.с. Школьная библиотека) 956K (читать) (скачать fb2)
- Отец Горио - английский и русский параллельные тексты 1687K (читать) (скачать fb2)
- Серафіта (пер. Григорій Філіпчук) [на украинском (uk) ] 549K (читать) (скачать fb2)
- Сочинения (пер. Евгений Федорович Корш , ...) 2595K (читать) (скачать fb2)
- Сочинения (пер. Дмитрий Васильевич Аверкиев) 4824K (читать) (скачать fb2)
- Невольный грех (сборник) (пер. Н. С. Соколова) 410K (читать) (скачать fb2)
- Физиология брака. Размышления (пер. Вера Аркадьевна Мильчина , ...) (и.с. Пространство отражений) 2070K (читать) (скачать fb2)
- Надежды Кинолы (пер. Михаил Леонидович Лозинский) (и.с. Библиотека драматургии Агентства ФТМ, Лтд.) 569K (читать) (скачать fb2)
- Альбер Саварюс (пер. В. Дмитриева) 278K (читать) (скачать fb2)
- Баламутка (пер. Юрій Якович Лісняк) [на украинском (uk) ] 288K (скачать epub 2)
- Банкирский дом Нусингена (пер. Р. А. Гурович) 152K (читать) (скачать fb2)
- Беатриса 711K (читать) (скачать fb2)
- Блеск и нищета куртизанок (пер. Нина Герасимовна Яковлева) 1106K (читать) (скачать fb2)
- Брачный контракт 328K (читать) (скачать fb2)
- Вендетта 147K (читать) (скачать fb2)
- Воспоминания двух юных жен (пер. О. Э. Гринберг) 472K (читать) (скачать fb2)
- Второй силуэт женщины (пер. Н. А. Коган) 148K (читать) (скачать fb2)
- Гамбара (пер. Н. Л. Аверьянова) 204K (читать) (скачать fb2)
- Гобсек (пер. Наталия Ивановна Немчинова) 155K (читать) (скачать fb2)
- Гобсек (пер. Віктор Йосипович Шовкун) [на украинском (uk) ] 247K (читать) (скачать fb2)
- Гобсек [на украинском (uk) ] 126K (читать) (скачать fb2)
- Госпожа Фирмиани 101K (читать) (скачать fb2)
- Гранатник (пер. В. А. Мильчина , ...) 54K (читать) (скачать fb2)
- Дело об опеке 200K (читать) (скачать fb2)
- Деловой человек 43K (читать) (скачать fb2)
- Депутат от Арси (пер. М. П. Богословская , ...) 285K (читать) (скачать fb2)
- Дім з котом, який грає в м"яча (пер. Віктор Йосипович Шовкун) [на украинском (uk) ] 69K (скачать epub 2)
- Дом кошки, играющей в мяч (пер. К. Локс) 123K (читать) (скачать fb2)
- Дочка Єви (пер. Віктор Йосипович Шовкун) [на украинском (uk) ] 153K (скачать epub 2)
- Дочь Евы 473K (читать) (скачать fb2)
- Драма на берегу моря (пер. А. Кулишер) 95K (читать) (скачать fb2)
- Другий силует жінки (пер. Віктор Йосипович Шовкун) [на украинском (uk) ] 75K (скачать epub 2)
- Евгения Гранде 408K (читать) (скачать fb2)
-

Биография Бальзака

Будущий отец натуралистического романа, Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года во Франции, в небольшом городке Тур. Отец Бальзака, Бернар Франсуа Бальсса (или Вальса), был обычным крестьянином, которому удалось разбогатеть во время революции путем скупки и продажи конфискованных у дворян земель, а после этого занять пост помощника мэра города.

Едва попав на службу в престижное ведомство военного снабжения, Бернар немедленно сменил свою фамилию с Бальсса на Бальзак, поскольку считал ее плебейской. Кроме того, в 1830-е годы уже сам Оноре несколько видоизменил фамилию, прибавив к ней дворянскую частичку "де". Он объяснял это выдуманной историей о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д"Антрег.

Мать Оноре Бальзака была на целых 30 лет моложе его отца, а потому частенько измеяла ему. Так, отцом младшего брата Оноре – Анри, являлся владелец одного из замков вблизи города.

1807-1813 годы Оноре де Бальзак провел в колледже, который находился в городе Вандом. В 1816-1819 годы учился в Парижской Школе права, в то же время, подрабатывая клерком в небольшой нотариальной конторе, поскольку отец очень хотел, чтобы его сын стал адвокатом. Однако несмотря ни на что Бальзак решил стать поэтом. Отец нехотя идет ему навстречу и дает Оноре два года для попытки осуществить свою мечту.

Окрыленный Бальзак пишет драму "Кромвель", однако на семейном совете это произведение раскритиковывают, и отказывают Оноре в дальнейшей материальной помощи. После этого у Бальзака наступила черная полоса – денег катастрофически не хватало, однако он не сдавался и продолжал писать.

Начало литературной карьеры Оноре де Бальзака датируется 1820 годом. С этого момента он, используя различные псевдонимы, издает остросюжетные романы и сочиняет различные нравоописательные "кодексы" по вопросам светского поведения. Несколько позже многие из его первых романов были опубликованы под псевдонимом Ораса де Сент-Обена.

Этот период анонимного творчества завершился к 1829 году, когда был издан роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году", хотя сам Бальзак начальной точкой творчества называл роман "Шагреневая кожа" (1830). С 1830 года под общим названием "Сцены частной жизни" начали опубликовываться его новеллы, посвященные современной французской жизни. В 1834 году Оноре де Бальзак принимает решение связать общими героями уже изданные с 1829 года, и только намечающиеся произведения. Таким образом он создает эпопею "Человеческая комедия" (La comedie humaine). Своими самыми главными учителями в литературе Бальзак всегда называл Мольера, Франсуа Рабле и Вальтера Скотта.

Кроме писательской деятельности Бальзак дважды пробовал сделать политическую карьеру, в 1832 и 1848 году пытаясь выдвинуть свою кандидатуру в палату депутатов, однако оба раза успеха так и не достиг. А в 1849 году он не смог выиграть выборы и во Французскую академию.

С 1832 года Бальзак вел переписку с польской аристократкой Э. Ганской, которая жила в России, в Петербурге, и даже в 1843 году ездил к ней, а в 1847 и 1848 годах, когда та перебралась на Украину, посещал Ганскую и там. Официальный брак с Э. Ганской Бальзак заключил всего за 5 месяцев до собственной смерти. Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года в Париже.

Произведения Оноре де Бальзака

"Шуаны, или Бретань в 1799 году" (Les derniers Chouans; 1829; роман)

"Шагреневая кожа" (La peau de chagrin; 1830-1831; роман)

"Гобсек" (1830; первоначальное название - "Опасности беспутства", название издания 1835 года - "Папаша Гобсек", под названием "Гобсек" книга впервые вышла в 1842; повесть; сюжетно связана с романом "Отец Горио")

"Брачный контракт" (1830, 1835; повесть)

"Эликсир долголетия" (октябрь 1830; новелла)

"Неведомый шедевр" (1831, новая редакция - 1837; философский этюд)

"Красная гостиница" (май 1831; новелла; первая публикация - в августе 1831 в журнале "Ревю де Пари"; в 1846 Бальзак включил новеллу в XV том "Человеческой комедии"; в новелле показано начало карьеры банкира-убийцы Тайфера - одного из героев романов "Шагреневая кожа" и "Отец Горио")

"Мэтр Корнелиус" (ноябрь - декабрь 1831; повесть; первая публикация - в декабре 1831 в журнале "Ревю де Пари"; в 1846 Бальзак включил повесть в XV том "Человеческой комедии")

"Озорные рассказы" (1832-1837)

"Поручение" (январь 1832; новелла)

"Неведомый шедевр" (1832)

"Полковник Шабер" (1832; повесть; первоначальное название - "Мировая сделка", второе название - "Граф Шабер", третье - "Графиня-двумужница", название "Полковник Шабер" впервые появилось в издании 1844)

"Покинутая женщина" (сентябрь 1832; повесть)

"Отец Горио" (Le pere Goriot; 1832; роман; первая публикация - в декабре 1834 - феврале 1835 в журнале "Парижское обозрение"; в 1843 Бальзак включил роман в первый том "Сцен парижской жизни"; около тридцати действующих лиц романа выступают и в других романах или повестях эпопеи Бальзака "Человеческая комедия")

"Евгения Гранде" (Eugenie Graudet; 1833; роман)

"Поиски Абсолюта" (июнь - сентябрь 1834; повесть; в 1845 Бальзак включил новеллу в XIV том "Человеческой комедии")

"Прощенный Мельмот" (6 мая 1835; новелла; в 1845 Бальзак включил новеллу в XIV том "Человеческой комедии")

"Драма на берегу моря" (ноябрь 1834; философская новелла; первая публикация - в 1835 в V томе "Философских этюдов"; в 1846 году Бальзак влючил новеллу в XV том "Человеческой комедии")

"Обедня безбожника" (январь 1836; новелла)

"Дело об опеке" (1836; повесть)

"Утраченные иллюзии" (1837-1843; роман)

"Банкирский дом Нусингена" (1838; роман)

"Дочь Евы" (1838; роман)

"Пьеретта" (1839; повесть)

"Альбер Саварюс" (1842; повесть)

"Мнимая любовница" (1842; повесть)

"Онорина" (1843; повесть)

"Провинциальная муза" (1843-1844)

"Крестьяне" (1844; роман)

"Кузен Понс" (1846-1847; роман)

"Мачеха" (1848; пьеса)

"Сельский врач"

"Сельский священник"

Оноре де Бальзак, знаменитый французский писатель. Родился 8(20) мая1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже. Не только особенностями своего творчества, но и самой своей личностью и литературной карьерой он представляет яркий тип писателя, развивавшегося под влиянием широких успехов естествознания и позитивной философии, среди суровой борьбы и жестокой конкуренции, вызванной ростом промышленности. Его жизнь - это история труженика, который с неутомимой энергией стремится пробиться вперед, во что бы то ни стало завоевать себе славу и богатство. Его творчество проникнуто стремлением перенести методы современного естествознания в художественную литературу, стереть грань, отделяющую литературу от науки. Его отец был вульгарным материалистом и оставил ряд сочинений по социальным вопросам; выше всего он ставил задачу физического улучшения человеческой породы и при помощи выводов естествознания мечтал разрешить социальные и моральные вопросы своего времени.

Бальзак унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. Как показывают его письма к сестре Лауре, это не мешало быть ему полным энергии и честолюбивых замыслов. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Он пишет под псевдонимом ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений.

В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает (1825 - 1826) со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам.

Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах “Карикатура” и “Силуэт”.

Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 году его романа “Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800”. С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет “величайшее собрание документов о человеческой природе”. Он типичный писатель-ремесленник. Подобно Золя и в противоположность романтикам, поэтам-пророкам, он не ждет вдохновения. Он работает по 15 - 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве.

Появившиеся в начале тридцатых годов романы “Шагреневая кожа”, “Тридцатилетняя женщина” и особенно “Евгения Гранде” (1833) доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год.

Из его многочисленных романов наиболее известны: “Сельский врач”, “В поисках абсолюта”, “Отец Горио”, “Утраченные иллюзии”, “Сельский священник”, “Хозяйство холостяка”, “Крестьяне”, “Кузен Понс”, “Кузина Бетта”.

Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал “Человеческая комедия”, и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества.

В предисловии к “Человеческой комедии” он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т. д. - такие же видоизменения человека, как осел, корова и т. д. - виды общего животного типа.

В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене.

В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка (издана к столетию со дня рождения Бальзака). Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую, между прочим, в Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его, и Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием.

Бальзак является общепризнанным отцом реализма и натурализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи; Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.

Изображая “общественные разновидности” Бальзак стремиться к точной научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику или зоологу. Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные той или иной “разновидности”. Он знает привычки, обороты речи, приемы, движение, походку, жесты, даже мелочи обстановки, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Как Кювье по найденному зубу или кости догадывается о строении целого животного организма, так Бальзак по одному жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. То соответствие, которое Кювье открыл между частями организма, Бальзак стремится установить между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно до сантима количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение к факту.

Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно большее количество документов. Для него, как и для естествоиспытателя фактов играет первостепенную роль наряду с классификацией. Бальзак поражает обилием собранного им материала. Министры, банкиры и коммерсанты, журналисты, критики и поэты, артисты и ученые, куртизанку, ростовщики, представители старой аристократии и буржуазии, столица и провинция, политическая борьба и частная жизнь - все собирает Бальзак в свою “комедию”. Этим же научным направлением бальзаковского творчества объясняется смешение художественных, научных и публицистических элементов в его романах. Рядом с изображением чувств и страстей мы встретим в них подробные сведения делового характера о банкирских операциях, о возвратном счете, о выделке дешевой бумаги, рассуждения публицистического характера о браке, нравственности, о политических и общественных вопросах и т. д.

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически ясно переживает вместе с ними их горести и радости, он томится и страдает, когда его герой попадает в затруднительное положение, из которого он не может указать ему выхода; он приходит в отчаяние, когда не может найти среди своих героев подходящего жениха для какой-нибудь героини, употребляет все усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося человека или удержать от нравственного падения неопытного юношу, и искренне скорбит, когда его усилия терпят неудачу. Ему кажется, что он стоит перед живыми людьми и действительными конфликтами, которые развиваются по определенным законам, вне его власти.

Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача - собирать документы о человеке и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что в общем его “Комедия” - тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Быть может, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешеной погоней за благами жизни, за наслаждениями и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.

Излюбленная тема Бальзака - яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, - излюбленный образ Бальзака. Таков Растиньяк (“Отец Горио”), таков Люсьен Шардон (“Утраченные иллюзии”). Его женщины в большинстве случаев такие холодные эгоистки, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины - в большинстве похотливые животные. Если он выводит чистую девушку, как Евгения Гранде, то, кажется, только для того, чтобы показать, как в ужасной атмосфере современной общественной жизни черствеет самое чуткое и нежное сердце, вытравляются искреннее чувство и трогательная любовь.

Бальзаку принадлежит один из самых лучших типов скупца, известных в литературе. В лице старика Гранде он вывел современного гения наживы, миллионера, превратившего спекуляцию в искусство. Гранде отрекся от всех радостей жизни, иссушил душу своей дочери, лишил счастья всех близких, но нажил миллионы. Его удовлетворение - в удачных спекуляциях, в финансовых завоеваниях, в торговых победах. Он своего рода бескорыстный служитель “искусства для искусства”, так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами.

Бальзак постиг власть денег. Деньги у него - главная причина событий. Он сумел показать, как его век разменял на звонкую монету все, начиная от предметов первой необходимости и кончая талантом, вдохновением и самыми нежными и святыми чувствами.

Представители самых благородных профессий - врачи, священники, публицисты, артисты, поэты - стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом.

Этот пессимизм соответствует общему материалистическому направлению бальзаковского творчества. Идеальные образы менее удаются ему, чем те фигуры, в которых отразилось материальное направление XIX столетия.

Взгляд Бальзака на смысл современной жизни, на факторы, управляющие современным человеком, всего лучше можно сформулировать словами, которые он влагает в уста каторжника Вотрена, поучающего молодого студента: “Выскочить в люди - вот задача, которую стремятся разрешить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы - единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, какая ожесточенная предстоит борьба! Вы будете пожирать друг друга как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть только обстоятельства, к которым подлаживается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность никуда не годится. Надо врезаться в эту толпу, как бомба, или прокрасться в нее, как язва”.

Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. В противоположность большинству поэтов и романтиков, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над и историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни, Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни; она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.

Таковы основные особенности творчества Бальзака и главной черты его миросозерцания. Его романы навсегда останутся величайшим собранием документов о XIX столетии - собранием, в котором ярко освещены все уголки жизни этого промышленного и материалистического века.

Список используемой литературы:

1. “Оноре де Бальзак”. Под. ред. П.Ф. Алешкина. Изд. “Голос”. 1992г.

2. “Бальзак”. Стефан Цвейг. Изд. “Саранск”. 1981г.

Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур. Поступив на службу в ведомство военного снабжения и оказавшись среди чиновников, он изменил "родную" фамилию, считая ее плебейской. На рубеже 1830-х гг. Оноре, в свою очередь, так же видоизменил фамилию, самовольно прибавив к ней дворянскую частичку "де", оправдывая это выдумкой о своем происхождении из дворянского рода Бальзак д"Антрег. Мать Оноре Бальзака была моложе его отца на 30 лет, что, отчасти, являлось причиной ее измен: отцом младшего брата Оноре - Анри - был владелец замка.

В 1807-1813 годах Оноре учился в колледже города Вандом; в 1816-1819 - в Парижской Школе права, служа одновременно клерком в нотариальной конторе. Отец стремился подготовить сына к адвокатской деятельности, но Оноре решил стать поэтом. На семейном совете было решено дать ему два года для осуществления мечты. Оноре де Бальзак пишет драму "Кромвель", но вновь созванный семейный совет признает произведение никудышным и юноше отказывают в материальной помощи. За этим последовала полоса материальных невзгод. Литературная карьера Бальзака началась приблизительно с 1820 года, когда он под разными псевдонимами стал печатать остросюжетные романы и сочинял нравоописательные "кодексы" светского поведения. Позднее некоторые из первых романов вышли под псевдонимом Ораса де Сент-Обена. Период анонимного творчества закончился в 1829 году после публикации романа "Шуаны, или Бретань в 1799 году". "Отправным началом" своего творчества Оноре де Бальзак называл роман "Шагреневая кожа" (1830). С 1830 под общим названием "Сцены частной жизни" стали издаваться новеллы из современной французской жизни. В 1834 писатель решает связать общими героями уже написанные с 1829 года и будущие произведения, объединив их в эпопею, названную позднее "Человеческой комедией" (La comedie humaine). Своими главными литературными учителями Оноре де Бальзак считал Мольера , Франсуа Рабле и Вальтера Скотта . Дважды писатель-романист пытался сделать политическую карьеру, выдвигая в 1832 и 1848 году свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза не прошел. В январе 1849 года он потерпел неудачу и на выборах во Французскую академию.

С 1832 года началась переписка Бальзака с польской аристократкой Э. Ганской, жившей в России. В 1843 году писатель ездил к ней в Петербург, а в 1847 и 1848 - на Украину. Официальный брак с Э. Ганской был заключен за 5 месяцев до смерти Оноре де Бальзака, умершего 18 августа 1850 года в Париже. В 1858 году сестра писателя, г-жа Сюрвилль, написала его биографию - "Balzac, sa vie et ses oеuvres d"apres sa correspondance". Авторами биографических книг о Бальзаке были Стефан Цвейг ("Бальзак"), Андре Моруа ("Прометей, или Жизнь Бальзака"), Вюрмсер ("Бесчеловечная комедия").

Библиография
Произведения Оноре де Бальзака

Среди произведений Оноре де Бальзака - рассказы, новеллы, философские этюды, повести, романы, пьесы (было опубликовано 5 пьес); около 90 произведений составили эпопею "Человеческая комедия" (La comedie humaine). Число действующих лиц в произведениях писателя-романиста достигло четырех тысяч.

  • "Шуаны, или Бретань в 1799 году" (Les derniers Chouans; 1829; роман)
  • "Шагреневая кожа" (La peau de chagrin; 1830-1831; роман)
  • "Гобсек" (1830; первоначальное название - "Опасности беспутства", название издания 1835 года - "Папаша Гобсек", под названием "Гобсек" книга впервые вышла в 1842; повесть; сюжетно связана с романом "Отец Горио")
  • "Брачный контракт" (1830, 1835; повесть)
  • "Эликсир долголетия" (октябрь 1830; новелла)
  • "Неведомый шедевр" (1831, новая редакция - 1837; философский этюд)
  • "Красная гостиница" (май 1831; новелла; первая публикация - в августе 1831 в журнале "Ревю де Пари"; в 1846 Бальзак включил новеллу в XV том "Человеческой комедии"; в новелле показано начало карьеры банкира-убийцы Тайфера - одного из героев романов "Шагреневая кожа" и "Отец Горио")
  • "Мэтр Корнелиус" (ноябрь - декабрь 1831; повесть; первая публикация - в декабре 1831 в журнале "Ревю де Пари"; в 1846 Бальзак включил повесть в XV том "Человеческой комедии")
  • "Озорные рассказы" (1832-1837)
  • "Поручение" (январь 1832; новелла)
  • "Неведомый шедевр" (1832)
  • "Полковник Шабер" (1832; повесть; первоначальное название - "Мировая сделка", второе название - "Граф Шабер", третье - "Графиня-двумужница", название "Полковник Шабер" впервые появилось в издании 1844)
  • "Покинутая женщина" (сентябрь 1832; повесть)
  • "Отец Горио" (Le pere Goriot; 1832; роман; первая публикация - в декабре 1834 - феврале 1835 в журнале "Парижское обозрение"; в 1843 Бальзак включил роман в первый том "Сцен парижской жизни"; около тридцати действующих лиц романа выступают и в других романах или повестях эпопеи Бальзака "Человеческая комедия")
  • "Евгения Гранде" (Eugenie Graudet; 1833; роман)
  • "Поиски Абсолюта" (июнь - сентябрь 1834; повесть; в 1845 Бальзак включил новеллу в XIV том "Человеческой комедии")
  • "Прощенный Мельмот" (6 мая 1835; новелла; в 1845 Бальзак включил новеллу в XIV том "Человеческой комедии")
  • "Драма на берегу моря" (ноябрь 1834; философская новелла; первая публикация - в 1835 в V томе "Философских этюдов"; в 1846 году Бальзак влючил новеллу в XV том "Человеческой комедии")
  • "Обедня безбожника" (январь 1836; новелла)
  • "Дело об опеке" (1836; повесть)
  • "Утраченные иллюзии" (1837-1843; роман)
  • "Банкирский дом Нусингена" (1838; роман)
  • "Дочь Евы" (1838; роман)
  • "Пьеретта" (1839; повесть)
  • "Альбер Саварюс" (1842; повесть)
  • "Мнимая любовница" (1842; повесть)
  • "Онорина" (1843; повесть)
  • "Провинциальная муза" (1843-1844)
  • "Крестьяне" (1844; роман)
  • "Кузен Понс" (1846-1847; роман)
  • "Мачеха" (1848; пьеса)
  • "Сельский врач"
  • "Сельский священник"

Источники информации:

  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
  • Проект "Россия поздравляет!"