Лучшие мировые романы. Топ-экранизация. Самые лучшие фильмы по мотивам классических романов

Классические литературные произведения всегда были и остаются актуальными в нашей жизни, во многом благодаря их отличным экранизациям.

Перед вами список достойных картин, которые, если не заменят книгу, то во многом дополнят и украсят наше воображение.

Великий Гэтсби (The Great Gatsby)


Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его Нью-Йорк начала двадцатого века. История та же, о любви, но ее подача заслуживает отдельного упоминания. Авторы фильма, отодвинув слегка литературу, создали современное и смелое прочтение романа. Картина полна бешеной энергетики, сбивающей с ног. Хрусталь ослепляет, шампанское льется рекой, а дорогие тачки носятся с сумасшедшей скоростью! Все это - Великий Гэтсби, мир, где градус чувств и веселья просто зашкаливает!

Анна Каренина (Anna Karenina)


Фильм снят по мотивам одноименного романа Льва Толстого. Некоторые критики неоднозначно отнеслись к экранизации, назвав фильм всего лишь зарисовками отдельных сцен. Однако какими красивыми были эти зарисовки! Атмосфера, костюмы, эмоции героев - и все в эффектном визуальном сопровождении. Это необычное прочтение классики, которым, отбросив критику, можно просто наслаждаться.

Мастер и Маргарита


Киночтение любого произведения связано с огромным риском ошибиться в какой-то мелочи и разрушить его до самых основ. Именно поэтому великолепная экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» заслуживает особого внимания. Как же приятно видеть уважительное отношение к трактовке автора, его диалогам и атмосфере произведения, которую удалось воссоздать в этой картине.

Идиот


Максимально приближенная к первоисточнику экранизация одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Сам Достоевский вкладывал огромный смысл в образ главного героя, создавая прекрасного человека с большой и чистой душой. И мы это видим на экране. Да, он наивен и простоват, но также безмерно добр, честен и благороден. Разве это не лучшие человеческие качества?

Дориан Грей (Dorian Gray)


«Молодой навсегда. Проклятый навеки» - слоган фильма отражающий весь его смысл. Он снят по мотивам романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», который осудила вся английская критика. В нем мы видим яркую историю падения героя, морального и духовного, подкрепленную настоящей дьявольской загадкой. Кроме того, фильм рассказывает и о любви.

Палата № 6


Экранизация повести Антона Павловича Чехова «Палата № 6». Удивительно то, что сам автор писал в одном из писем о ней: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию». Мог ли Чехов знать, что спустя годы его повесть, иллюстрирующая страдание и безысходность, станет такой известной? В фильме, безусловно, живет то же настроение и состояние души, что и в печатном тексте.

Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice)


Драматический сериал, снятый по роману чувственной и романтичной Джейн Остин. В книгах писательницы всегда живут образы хрупкой и одновременно сильной женской натуры, умеющей мечтать, мудрой и видящей мир в целом, а не отдельные его составляющие. Экранизация такая же легкая, местами ироничная и эмоционально-наполненная, как само произведение.

Война и мир


Фильм основан на романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», но рассказывает совсем новую историю. Меняя грустные сюжетные линии и даже смысл романа, фильм все равно выдает зрителю настоящего Диккенса. Разменяв горькие слезы на счастье, режиссер подарил зрителям очень красивую сказку с невероятно отточенной и подробной иллюстрацией.

В поисках капитана Гранта


Хорошая приключенческая история Жюля Верна «Дети капитана Гранта» вновь появилась на экране. Только теперь в фильме отражаются две сюжетные линии: жизнь самого писателя и, конечно, повествование в романе. Картина получилась прекрасной: красивые пейзажи, эмоциональное музыкальное сопровождение и великолепная игра актеров. Тот, кто в детстве страстно зачитывался любимым романом, будет точно не разочарован увиденным.

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (Sherlock Holmes)


Повести Артура Конана Дойля о великом Шерлоке Холмсе покорили не одно сердце. Эта история переливалась из экранизации в экранизацию, пока не нашла свой настоящий дом в руках талантливого режиссера Игоря Масленникова. Больше не было нужды гадать, каким же должен быть известный сыщик на самом деле: блистательная игра Василия Ливанова все расставила по местам. Он появился на экранах в 1979 году, и остался навсегда признанным воплощением героя.

Отверженные (Les Misérables)


«Отверженные» Виктора Гюго - великий роман-эпопея, который считают апофеозом творчества писателя. Определенно, это тот случай, когда лучшей трактовкой источника становится мюзикл. Как же иначе показать кричащие эмоции героев, как не в музыке? Однако «Отверженные» Тома Хупера больше напоминают оперу, где практически все диалоги происходят в песне. Фильм понравится всем, кому по душе превосходные волнующие арии, часто переходящие в крики сквозь слезы, и, конечно, визуальная красота в костюмах и постановке.

Граф Монте-Кристо (Le Comte de Monte-Cristo)


Это один из известных романов Александра Дюма, который достойно экранизировали в 1998 году. Поначалу удивляет, как такого красивого и статного Эдмона Дантеса, по словам Дюма, играет Жерар Депардье. Правда, спустя несколько минут наблюдения за игрой актера понимаешь, что дело-то совсем не во внешности, а в таланте и яркой харизме. Да, может, это другой Дантес, но он настолько органичен в образе, что смотришь и веришь. Во многом, благодаря этой роли, экранизация так популярна.

Поющие в терновнике (The Thorn Birds)


Роман Колин МакКаллоу начинается с легенды о птице, которая поет лишь раз в жизни. Вылетая из гнезда, она находит острые прутья терновника и запевает в них песню, в конце которой бросается грудью на самый острый шип. Умирая, она продолжает ликующе петь сквозь муки, и так красиво, что даже Бог улыбается в небесах. Мысль о том, что все лучшее достигается путем страдания, проходит сквозь весь роман, который с такой же чувственной подачей экранизировали в 1983 году.

Джейн Эйр (Jane Eyre)


Одна из самых удачных экранизаций всеми любимого романа Шарлотты Бронте. Здесь живут именно те герои, которых представляешь во время чтения книги. Та же Джейн, смелая и рассудительная, с такими светлыми глазами, словно отражающими ее душу. Мистер Рочестер, с изумительной игрой Тимати Далтона, который то дразнит, то выказывает удивительную глубину чувств. Это отличный пример истории любви другой эпохи, которая вообще-то почти не изменилась.

Это самый правдивый и уникальный ТОП-100 самых лучших, известных и любимых произведений мировой литературы я составил на основе 13-ти различных мировых топов, заслуживающих внимания и отражающих вкусы разных народов, людей разного культурного уровня. Тут ТОПы и от известных писателей, и клуба читателей, и редакционных коллективов мировых издательств, и просто опрос 750 тысяч жителей сведены мной в единый ТОП ТОПОВ.

Пояснение: маленькие числа в конце каждой строчки - это упоминание произведения в количестве топов-100 и сумма набранных баллов.

УПД. Назовите в комментах свои любимые и важнейшие (на ваш вкус) произведения, достойные попадания в ТОП-100.

1. Джордж Оруэлл - "1984" , 1949 - 13-72.9
2. Габриэль Гарсиа Маркес - Сто лет одиночества , 1967 - 12-62.2
3. Джером Д. Сэлинджер - Над пропастью во ржи , 1951 - 11-59.1
4. Джеймс Джойс - Улисс , 1922 - 11-52.6
5. Фрэнсис Скотт Фицджеральд - Великий Гэтсби , 1925 - 10-59.7
6. Олдос Хаксли - О, дивный новый мир , 1932 - 10-52.1
7. Владимир Набоков - Лолита , 1955 - 9-55.1
8. Джон Толкиен - Властелин колец , 1954 - 9-54
9. Лев Толстой - Анна Каренина , 1877 - 8-73.3
10. Маргарет Митчелл - Унесенные ветром , 1936 - 8-65.75

11. Фёдор Достоевский - Преступление и наказание , 1866 - 8-63.6
12. Харпер Ли - Убить пересмешника , 1960 - 8-59.9
13.Уильям Голдинг - Повелитель мух , 1954 - 8-43.8
14. Джон Керуак - На дороге , 1957 - 8-40.3
15. Джейн Остен - Гордость и предубеждение , 1813 - 7-69.6
16. Михаил Булгаков - Мастер и Маргарита , 1929-1940 - 7-66.6
17. Оскар Уайльд - Портрет Дориана Грея , 1890 - 7-62.4
18. Рей Бредбери - 451° по Фаренгейту - 7-62.4
19. Кен Кизи - Над кукушкиным гнездом , - 7-52
20. Марк Твен - Приключения Гекльберри Финна , 1884 - 7-46.4

21. Герман Мелвилл - Моби Дик , 1851 - 7-43.3
22. Эрих Мария Ремарк - Три товарища - 6-78.2
23. Лев Толстой - Война и мир , 1869 - 6-71.7
24. Марсель Пруст - В поисках утраченного времени , 1913-1927 - 6-70.5
25. Фёдор Достоевский - Братья Карамазовы , 1880 - 6-68.7
26. Даниель Дефо - Робинзон Крузо , 1719 - 6-67.8
27. Виктор Гюго - Отверженные , - 6-64
28. Фёдор Достоевский - Идиот , 1869 - 6-63.8
29. Эрнест Хемингуэй - По ком звонит колокол , - 6-63.5
30. Франц Кафка - Процесс , 1925 - 6-62

31. Шарлотта Бронте - Джейн Эйр , 1847 - 6-62.1
32. Мигель де Сервантес - Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский , 1615 - 6-61.3
33. Эрих Мария Ремарк - На Западном фронте без перемен , - 6-59.7
34. Иоганн Вольфганг фон Гёте - Фауст , 1832 - 6-57
35. Джек Лондон - Мартин Иден , 1909 - 6-54
36. Уильям Фолкнер - Шум и ярость , 1929 - 6-53.7
37. Джонатан Свифт - Путешествия Гулливера , 1726 - 6-53.2
38. Эрнест Хемингуэй - Прощай, оружие! , 1929 - 6-49
39. Александр Дюма - Три мушкетера , - 6-46.8
40. Стендаль - Красное и чёрное , 1830 - 6-46.7

41. Джозеф Хеллер - Уловка-22 , 1961 - 6-46.7
42. Джордж Оруэлл - Скотный Двор , - 6-42.8
43. Умберто Эко - Имя розы , 1980 - 6-33.7
44. Антуан де Сент-Экзюпери - Маленький принц , - 5-81
45. Михаил Юрьевич Лермонтов - Герой нашего времени , - 5-73.6
46. Эмили Бронте - Грозовой перевал , 1847 - 5-70
47. Джон Стейнбек - Грозди гнева , 1939 - 5-69.6
48. Данте Алигьери - Божественная комедия , 1265-1321 - 5-69
49. Фёдор Достоевский - Бесы , 1872 - 5-60.6
50. Николай Васильевич Гоголь - Мёртвые души , 1842 - 5-59.4

51. Тони Моррисон - Возлюбленная , 1987 - 5-58
52. Гюстав Флобер - Госпожа Бовари , 1857 - 5-56.8
53. Эрнест Хемингуэй - Старик и море , 1952 - 5-55.6
54. Вирджиния Вулф - Миссис Дэллоуэй , 1925 - 5-55
55. Альбер Камю - Чума - 5-51
56. Альбер Камю - Посторонний (Чужой) , 1942 - 5-48.8
57. Льюис Кэрролл - Алиса в стране чудес , 1864 - 5-42
58. Милан Кундера - Невыносимая лёгкость бытия , - 5-41.8
59. Курт Воннегут - Бойня номер пять , 1969 - 5-39.8
60. Салман Рушди - Дети полуночи , 1981 - 5-28.6

61. Джордж Элиот - Миддлмарч , 1871 - 4-78
62. Илья Ильф и Евгений Петров - Двенадцать стульев , - 4-77.5
63. Эрих Мария Ремарк - Триумфальная арка - 4-71.5
64. Михаил Булгаков - Собачье сердце , - 4-71.5
65. Александр Дюма - Граф Монте-Кристо , - 4-69.3
66. Артур Конан Дойл - Приключения Шерлока Холмса , - 4-62.8
67. Уильям Шекспир - Гамлет , 1603 - 4-62.5
68. Чинуа Ачебе - И пришло разрушение , 1958 - 4-62.2
69. Луи-Фердинанд Селин - Путешествие на край ночи , 1932 - 4-61.3
70. Герберт Уэллс - Война миров , 1897 - 4-59.8

71. Лоренс Стерн - Жизнь и мнения Тристрама Шенди , 1760 - 4-57.8
72. Александр Сергеевич Пушкин - Евгений Онегин , - 4-57.6
73. Франц Кафка - За́мок , 1926 - 4-56.8
74. Мэри Шелли - Франкенштейн , 1818 - 4-55
75. Энтони Берджесс - Заводной апельсин , 1962 - 4-54.6
76. Герман Гессе - Игра в бисер - 4-46.3
77. Борис Виан - Пена дней , 1947 - 4-46
78. Гюнтер Грасс - Жестяной барабан , 1959 - 4-44
79. Артур Конан Дойл - Собака Баскервилей , 1902 - 4-42
80. Джон Фаулз - Волхв , 1965 - 4-38.75

81. Борис Пастернак - Доктор Живаго , - 4-36
82. Алан Александр Милн - Винни-Пух , 1926 - 3-70.3
83. Клайв Льюис - Лев, колдунья и платяной шкаф , 1950 - 3-68.7
84. Чарльз Диккенс - Жизнь Дэвида Копперфилда , 1849 - 3-68.3
85. Джоан К. Роулинг - Гарри Поттер и философский камень , - 3-66.7
86. Франсуа Рабле - Гаргантюа и Пантагрюэль , 1532-1534 - 3-66.3
87. Ральф Эллисон - Человек-невидимка , 1952 - 3-65
88. Вирджиния Вулф - На маяк , 1927 - 3-64.7
89. Эдуард Форстер - Поездка в Индию , 1924 - 3-64
90. Оноре де Бальзак - Шагреневая кожа - 3-63.3

91. Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери , 1831 - 3-62.3
92. Роберт Льюис Стивенсон - Остров сокровищ , 1883 - 3-62
93. Патрик Зюскинд - Парфюмер. История одного убийцы , 1985 - 3-60
94. Джоан К. Роулинг - Гарри Поттер и узник Азкабана , - 3-59.7
95. Джон Рональд Руэл Толкиен - Хоббит, или Туда и обратно , - 3-58.3
96. Марк Твен - Приключения Тома Сойера , 1876 - 3-57.3
97. Айн Рэнд - Атлант расправил плечи , - 3-56.7
98. Филип Пулман - Трилогия: Тёмные начала , 1995 - 3-55.7
99. Томас Манн - Волшебная гора , 1924 - 3-54.3
100. Ярослав Гашек - Похождения бравого солдата Швейка , 1921-1923 - 3-51

Книги, которые стали для нас чем-то большим, чем просто книгами. Авторы-иконы своего времени, а их книги – гимн и духовным руководством. Книги, на которых выросло не одно поколение и после выхода которых, мир изменился. В лучшую или в худшую сторону? Это не нам решать. Но именно такие книги попали в список культовых книг всех времен!

15 век и ранее

Илиада, Одиссея

Гомер (9-8 вв. до н. э)

И по сегодня личность древнегреческого поэта Гомера остается загадкой. Именно он считается автором величайших памятников мировой литературы — «Илиады» и «Одиссеи», которые со славой выдержали испытание веками.
Именно поэмы Гомера оказали большое воздействие на мировую литературу. Гомер обогатил поэзию каноническим размером — гекзаметром, дал пищу историкам, рассказал о быте и нравах той эпохи.

Энеида

Вергилий (29-19 г до н.э.)


Жан-Жозеф Тейясон «Вергилий читает Энеиду Августу и Октавии». 1787 год

«Энеида» – это эпическая поэма Публия Вергилия Марона, по которой многие поколения европейских школьников изучали латынь. Книга Вергилия – римский аналог гомеровского эпоса, который насыщен размышлениями автора об античном мире, его настоящем и будущем.

В книге «Энеида» повествуется о драматической судьбе одного из героев Троянской войны – Энея. Автор рассказывает о его странствиях после бегства из Трои. Порой против скитальца восстает все вокруг – и насланные Нептуном ветры, и мифические чудовища. Корабли его гибнут, товарищи отказываются идти дальше, а он следует своему пути, уповая на судьбу.

Божественная комедия

Данте Алигьери (1307-1321)


«Божественная комедия» – стала вершиной творчества великого создателя и на все века прославила имя Данте Алигьери. Эта книга поистине является жемчужиной литературы мира.

Уже более шести столетий прошли со времени ее написания. Данте в книге подчеркивает пройденный путь от мрака и скорби к свету и радости, произведение дышит жгучей страстностью и подлинной человечностью. Это произведение и сегодня живет в умах и сердцах своих читателей живет как полноценное создание искусства, как памятник высокого гения.

Джованни Боккаччо (1349-1353)


Джованни Боккаччо – выдающийся филолог, гуманист, поэт, писатель, ученый и один из самых образованных людей своего времени. Книга «Декамерон» — жемчужина литературы Раннего Возрождения.

В 1348 году во время чумы молодые люди (трое юношей и семь девушек) решают скрыться от мора за городом на вилле возле Флоренции. Они там находятся 10 дней. Каждый из них рассказывает по одной истории в день.

В книге «Декамерон» собраны эти остроумные и задорные, глубокомысленно-философские, откровенно эротические, морализаторские новеллы, анекдоты и нравоучения.

Генрих Крамер, Якоб Шпренгер (1486)


Как распознать ведьму среди добропорядочных женщин? Как правильно пытать, вести допрос или казнить человека, который попал под подозрение в порочной связи с дьяволом? Ответы на эти вопросы вы можете найти лишь в одной книге в мире — «Молот ведьм». Более пятисот лет эта книга остается единственным руководством по «охоте на ведьм».

Авторитет немецких инквизиторов и авторов книги Якоба Шпренгера и Генриха Крамера в вопросах, касавшихся вопроса спасения души, был подтвержден папой Иннокентием VIII в особой булле. Эта книга насыщенна яркими деталями нравов и быта, она скрупулезно воспроизводит нормативы судопроизводства XV века. Прочитав книгу «Молот ведьм», вы погрузитесь в настоящее Средневековье.

16 век

Никколо Макиавелли (1532)


Книга «Государь» — самая неоднозначная, но точно значительная работа флорентийского государственного деятеля эпохи Возрождения Никколо Макиавелли.

Многие годы это произведение ассоциировалось с политикой кинжала и яда. После того, как книга вышла в свет, появился термин «макиавеллизм», который обозначает цинизм, двуличие и вседозволенность в политике. Сегодня многие из положений автора воспринимаются не однозначно, они нашли свое воплощение в истории ХХ века.

Франсуа Рабле (1532-1534)


Роман Франсуа Рабле занимает одно из почетных мест в мировой литературе. Этот роман читают на протяжении не­скольких веков, его мудрость, искрометный юмор и эрудиция остаются популярными и сегодня!

Рабле был географии, ботаником, врачом. Он боролся за «восстановление всех наук». Герои его произведения — карикатурное воплощение материального мира, который понятен нам всем, ведь все мы не без греха.

Опыты

Мишель Монтень (1595)


Мишель Монтень — французский писатель и философ-гуманист, который жил и творил в эпоху Возрождения. Он оказал весомое влияние на мировую литературу.

В своей книге «Опыты» Монтень описал тончайшие наблюдения над тайнами человеческой души. Это образные, с особенным французским юмором эссе на разнообразные темы: о войнах, об управлении государством, особенностях поведения людей и отношениями между ними. В этой книге собраны на все случаи жизни, которые являются отличным подом к размышлению.

17 век

Уильям Шекспир (1603)


На протяжении многих столетий Уильям Шекспир остается одним из самых любимых и читаемых писателей во всем мире. Шекспир в своих творениях создал целую галерею ярких, волевых характеров, которые способны к героическому противоборству с судьбой, готовы погибнуть во имя великой страсти или идеи.

«Гамлет» и сегодня пользуется популярностью и продолжает существенно влиять на европейскую литературу.

Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

Мигель де Сервантес (1605 (часть 1), 1615 (часть 2))


Что можно сказать о лучшем романе Мигеля Сервантеса, что уже не было бы сказано? ДОН КИХОТУ четыреста лет, и почти все это время он стоит в первой десятке величайших книг человечества. А Нобелевский институт объявил его лучшим художественным произведением за всю историю всемирной литературы.

Начатый как пародия на рыцарские романы — фэнтези того времени, — ДОН КИХОТ впитал в себя все пласты литературы Возрождения.

18 век

Омар Хайям (1859)


Это один из самых продаваемых сборников поэзии всех времен! Читая эту книгу, вы погружаетесь в экзотику и другую культуру. В эпоху сомнений, дарвинизма и эстетики эти загадочные персидские стихи из 11-го века становятся маленькими примерами того, как нужно праздновать жизнь, которая от нас ускользает.

19 век

Исповедь оправданного грешника
Джеймс Хогг (1824)

Основной персонаж — Роберт Рингим, который подозревается в серии странных и ужасных преступлений, в том числе и убийстве своего брата Джорджа.

Фридрих Ницше (1883-85)


В книге рассказывается о судьбе и учении бродячего философа, который взял себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра. Одна из центральных идей романа — мысль о том, что человек - это промежуточная ступень между превращением обезьяны в сверхчеловека. Та книга – отчасти поэтический и отчасти философский трактат, который раскрывает позицию автора относительно того, какое место отведено человеку в окружающем его обществе. Автор ищет ответы на вопросы — как человек понимает свою жизнь, как познает себя и окружающий мир, как путешествует? В книге большая часть внимания уделена общению человека с природой, с другими людьми и с самим собой..

Жорис-Карл Гюисманс (1884)


Именно эта книга околдовала Дориана Грея:


20 век

Двадцатые годы

Герман Гессе (1922)


Повесть обобщает ранние произведения Гессе, связанные с индийской тематикой. А сильные психосимволические мотивы роднят ее с поздним творчеством писателя. Это одно из лучших произведений Гессе, которое узаконило для культуры минувшего столетия принципы постмодернистской литературы. Эта глубокая жемчужина прозы с проникновением в восточную философию.

Халиль Джебран (1923)


Карманный набор афоризмов, которые звучат так, как они были написаны средневековым монахом, но на самом деле были продуктом Ливано-американский алкоголика, который в итоге умер от цирроза печени в 1931 году.

«Пророк» — это красиво сформулированы упражнение, которые указывают на очевидное, но хиппи шестидесятых очень понравились.

Это произведение, без всякого преувеличения, — великое сокровище литературы всех времен и народов.

Джебран сделал невозможное – он перевел на человеческий язык несколько фрагментов неведомого… Как никогда и никто другой он возвысил человеческое. Кажется, что все поэты, мистики, человеческие души благодаря Калилу Джебрану взялись за руки и стали едины…

Тридцатые годы

Луи-Фердинанд Селин (1932)


Роман «Путешествие на край ночи» — входит в список самых значимых произведений французской литературы XX в. Это произведение обладает огромным эмоциональным зарядом

Это горькая исповедь человека, который прошел через «всеобщее свинство» Первой мировой войны. Это исповедь интеллигента, который разуверился в жизни.

Вера Бриттен (1933)


История Веры Бриттейн, которая прошла Первую мировую войну. Война забрала жизнь ее брата, а самой Вере пришлось бросить учебу Оксфорде, чтобы пойти фронт медсестрой.

После войны она пыталась продолжить жизнь обычного человека, но поняла, что после всего, что с ней произошло, она коренным образом изменилась. Она стала частью потерянного поколения и в результате стала писательницей и активисткой движения феминисток.

Роберт Байрон (1937)


Современных писателей о путешествиях (например, Таброна и Брюса Чатвина) вдохновил именно Роберт Байрон.

Путешествуя по Азии и среднему востоку в 30-х годах, Байрон в деталях дает описание исламской архитектуры, используя резкие замечания.

Сороковые годы

Посторонний

Альберт Камю (1942)


«Посторонний» или «Чужой», также это произведение известно под названием «Незнакомец». Это первая повесть французского писателя, которая является классической иллюстрацией идей экзистенциализма. В этой повести проявляется творческий манифест Камю, его проповедь абсолютной свободы. Автор представляет человеческое существование как цепочку случайностей, которые почти не зависят от воли субъекта, который вынужден приспосабливаться к условиям.

Айн Рэнд (1943)


Несмотря на то, что критики плохо восприняли роман, через 2 года после выхода он стал бестселлером. Главная идея романа заключается в том, что основным двигателем прогресса являются творческие люди, которые имеют ярко выраженное эго. Айн Рэнд отметила, что основная тема этого романа — «противопоставление индивидуализма коллективизм в человеческой душе».

Доктор Бенджамин Спок (1946)


Специалисты по уходу за ребенком входят и выходят из моды, но Доктор Бенджамин Спок остается папой для всех и всяк. В разных странах уже выросло не одно поколение детей, которые были воспитаны «по Споку». Эта книга поможет родителям, безошибочно, осознанно и быстро решать любую проблему в общении с детьми — от самого их рождения и до ухода в юность.

Доди Смит (1948)


Это пьянящая смесь романтики и реальности, которая открывается, когда юная Кассандра Мортмейн начинает вести дневник. О чем она пишет? О семье. Ее стиль ироничен, остроумен, трогателен и иногда наивен. Она пишет о своей семье — иронично, остроумно и трогательно. Запахи трав, свет звезд, романтика английских пейзажей. Приезд двух молодых американцев разрушает привычный уклад. Главное — приходит первая любовь.

Пятидесятые годы

Дианетика: современная наука душевного здоровья

Рон Хаббард (1950)


Часто ли вы чувствуете себя несчастным? У вас случается депрессия? Вы чувствуете неловкость при общении с другими людьми? Вы будете если вы читаете это. Жутко толику разума-механика равнодушной научно-фантастический писатель, который основал Саентологию.

Над пропастью во ржи

Джером Сэлинджер (1951)


В этом произведении 16-летний юноша Холден откровенно рассказывает об обострённом восприятии американской действительности. Он не принимает общие каноны и мораль современного общества.

Эта книга имела и имеет по сей день огромную популярность среди молодёжи и взрослого населения. Джером Сэлинджер со своей книгой оказал существенное влияние на мировую культуру второй половины XX века.

Двери восприятия

Олдос Хаксли (1954)


Это эссе, в котором автор описывает свой опыт употребления мескалина (галлюциногенный наркотик). Его работа послужила толчком к массовому изучению «расширения границ восприятия» по средством наркотиков. А это в свою очередь оказало существенное влияние на культурные и социальные процессы второй половины XX века.

Доминик Ори (1954)


Это эротический роман, который был издан с предисловием писателя, литературного критика и члена Французской академии Жана Полана. Автор долгое время выступал под псевдонимом Полин Реаж . И только за 4 года до своей смерти Доминик Ори призналась в авторстве. Этот роман получил французский литературный приз «Deux Magots ».

Аутсайдер

Колин Уилсон (1956)


В 24 года Уилсон впервые опубликовал книгу «Аутсайдер». Это было его первое произведение. Оно анализирует роль социальных аутсайдеров в работах известных и выдающихся культурных и литературных деятелей, таких как, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр, Эрнест Хемингуэй, Герман Гесс, Федор Достоевский, Винсент Ван Гог. Также автор в их работах исследует аспекты отчуждения.

Книга приобрела огромную популярность и внесла большой вклад в популяризацию экзистенциализма в Великобритании.

В дороге

Джек Керуак (1957)


Хоть этот роман и подвергался негативной реакции критиков, он стал бестселлером. Это принесло Керуаку признание в качестве автора, а книга в итогу получила статус классики американской прозы.

Это произведение наравне с романами «Голый завтрак»Уильяма Берроуза и «Вопль» Аллена Гинзберга, считается важнейшим образцом литературы бит-поколения.

Айн Рэнд (1957)


Когда в США к власти приходят социалисты и берут курс на «равные возможности». Они считают нормальным и справедливым сделать богатыми никчемных и бесталанных за счет талантливых и состоятельных. Гонения на бизнес приводят к спаду и разрушению экономики. А талантливые люди и лучшие предприниматели при загадочных обстоятельствах начинают исчезать.

Главные герои романа — стальной король Хэнк Риарден и вице-президент железнодорожной компании Дагни Таггерт. Они тщетно пытаются противостоять трагическим событиям. Вместо процветания общество постепенно погружается в хаос и апатию.

Джузеппе ди Лампедуза (1958)


Книга «Леопард» имела большой успех, как в Италии, так и в Англии, Франции и США. Этот роман был издан уже после смерти автора, который не был писателем. Князь Лампедуза — старый аристократ, который был представителем одного из самых старинных и знатных родов Сицилии.

Актуальность романа обусловлена в проблеме, которая заложена в книге. Это освобождение королевства Обеих Сицилий, которое осуществил Джузеппе Гарибальди и его армия добровольцев. После этого и было основано единое итальянское королевство.

Лоуренс Даррелл (1957-60)


Роман-тетралогия, действие которого происходит в египетском городе Александрия накануне Второй мировой войны. Это самое знаменитое произведение Даррелла, оно литературной вершиной его творчества.

В этом романе переплетается много сюжетных линий, повествование ведется то от третьего лица, то от нескольких персонажей сразу. А сложный язык написания изучали несколько поколений литературоведов.

По замыслу автора, три первые книги содержат три точки зрения на события одного и того же временного отрезка, а вот в четвертой книге события развиваются и объединяют все предшествующие эпизоды в одно целое.

Шестидесятые годы

Убить Пересмешника

Харпер ли (1960)


Это произведение написано в жанре воспитательного романа. В 1961 году роман получил Пулитцеровскую премию. Этот роман в ходит в курс литературы в 80% американских школ.

Сюжет и персонажи взяты из наблюдений автора за своей семьей и соседями, когда ей было 10 лет. Роман знаменит своим теплом и юмором, несмотря на обсуждение в нем таких серьезных вещей, как расизм и изнасилование.

Уловка-22

Джозеф Хеллер (1961)

В романе автор показал жизнь американских летчиков военных бомбардировщиков времен второй мировой войны. Все действия происходят на острове Пьяноса близ Италии.

Роман необычный по построению с яростно-злой тональностью. В Америке такой жанр называется «черный юмор».

Автор постоянно держит читателя в напряжении и ожидании развязки. В нем комические эпизоды переплетаются с трагическими и эротическими сценами. Хеллер отлично владеет искусством гротеска, а некоторые комические сцены романа написаны на уровне лучших образцов мировой юмористики. Это сатирическое произведение от талантливого писателя многие годы остается одним из самых читаемых романов во всем мире!

Пролетая над гнездом кукушки

Кен Кизи (1962)


Анти-герой Макмерфи всегда будет ассоциироваться с Джеком Николсоном, который получил Оскар за роль в одноименном фильме.

Этот роман Кизи написал под влиянием психоделических опытов. Автор был признан талантливейшим писателем, а роман занял первое место в списке произведений для хиппи и битников.

Это произведение – опустошающее, грубое и честное изображение границ между здравым мышлением и безумием. И сегодня эта книга продолжает жить, она не теряет своей популярности.

Лабиринты

Хорхе Луис Борхес (1962)


Хорхе Луис Борхес – один из величайших писателей ХХ века. Он является «отцом-основателем» латиноамериканского магического реализма. Хорхе был удостоен множества престижных литературных премий. Тяжело переоценить влияние, которое он и его произведения оказали на мировую литературу. Борхес — кумир интеллектуалов, гений рассказов и создатель уникального стиля.

В эту книгу входят рассказы из его сборников «Всеобщая история бесчестья», «История вечности» и «Алеф». Из них достаточно известные рассказы «Два царя и два их лабиринта», «Бескорыстный убийца Билл Харриган», «Вдова Чинга, пиратка» – настоящие жемчужины литературного наследия великого аргентинца.

Сильвия Плат (1963)


Сильвию Плат считают одной из основательниц жанра «исповедальной поэзии» в англоязычной литературе. Она писала о своих переживаниях, страхах и ощущениях. Она писала на такие темы – женская судьба, семья, природа, смерть.

Спустя несколько месяцев после выхода этого произведение, которое рассказывает о событиях лета 1953 года, Плат покончила с собой в Лондоне.

Фрэнк Герберт (1965)


Это первый роман, который входит в сагу «Хроники Дюны». В этой саге рассказывается о песчаной планете Арракис. Именно книга «Дюна» сделала Герберта известным. Эта книга признана одним из самых известных научно-фантастических романов XX века.

В этом романе автор поднимает экологические, политические и другие важные проблемы. Фрэнку Герберту удалось создать полноценно работающий фантастический мир и скрестить его с философским романом.

Джон Фаулз (1966)


Философской основой романа, по словам самого автора, «своеобразное рагу о сути человеческого существования», в котором главные ингредиенты — философия экзистенциализма и аналитическая психология К. Г. Юнга. Этот роман вызвал у критиков самые противоречивые отзывы, а также получил и горячие отклики читателей. Литературоведы называют это произведение усложнённым, спорным, символическим, мистическим, самым изобретательным и неясным, причудливым и парадоксальным, открытым для разных интерпретаций. Хотя сам Фаулз настаивал на том, что в его произведении не больше смысла, чем в пятнах Роршаха, а единственная цель — вызвать отклик у читателя.

Михаил Булгакова (1967)



Наверное мало, кто не читал этого великого произведения. Тяжело определить единый жанр этого романа. Автор искусно переплел мистику, историю и романтику.

Эта книга написана на века. Она и сегодня не теряет своей актуальности и привлекательности. Прочитав первую строчку, вы добровольно, неминуемо и безвозвратно погрузитесь в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.

Эрих фон Дэникен (1968)


Это книга швейцарского журналиста, которая содержит самое известное изложение гипотезы палеоконтакта (гипотетического посещения Земли в прошлом разумными существами внеземного происхождения).

Автор в книге утверждает, что все древние цивилизации Земли получили религию и технологии от существ с других планет, которые принимались как боги. Именно «причастностью со стороны» можно объяснить появление на Земле египетских пирамид, идолов с острова Пасха, железную колонну и Стоинхендж.

Также на страницах «Колесницы богов» автор палеоконтактом объясняет и многие страницы из Ветхого Завета, например, получение Моисеем скрижалей завета, гибель жены Лота и т. п.

Учение фон Дэникена считается типичным примером псевдонауки. Идеи, которые сформулированы в книге, были признаны неоригинальными, автора неоднократно обвиняли в плагиате других уфологов.

Том Вульф (1968)


Эта книга описывает период жизни Кена Кизи (автор книги «Пролетая над гнездом кукушки») с 1958 по 1966 год. Том Вульф описывает сформировавшуюся вокруг него неформальную субкультурную коммуну Весёлых проказников.

Именно эта субкультура оказала существенное влияние на популяризацию ЛСД и спровоцировала психоделическую (кислотную ) революцию. Коммуна весёлых проказников стала связующим звеном между битниками и хиппи.

Семидесятые годы

Чайка по имени Джонатан Ливингстон

Ричард Бах (1970)


Эта повесть-притча, которая рассказывает о том, как чайка училась жизни и искусству полёта. Также эта книга считается проповедью о самопожертвовании, самосовершенствовании, манифестом духовной свободы.

Это произведение многослойно – каждый из читателей понимает только ту часть повести, к восприятию которой он готов. За поверхностным сюжетом скрыт манифест некоторых тенденций мировоззрения современности:

  • философия сверхчеловека, которая восходит к Ницше;
  • позитивное мышление, которое свойственно американской культуре;
  • элементы буддизма, которые говорят о концепции перевоплощения и отсутствии трансцендентного Бога.
  • скрытые практические знания о системе духовного совершенствования человека.

Жермен Грир (1970)


Главная мысль автора заключается в том, что целью движения за права женщин должна быть о борьба за право женщин самим определять свои ценности, устанавливать свои приоритеты и решать свою судьбу, а не стремление к равенству с мужчинами.

Равенство она считает простой ассимиляцией.

Кости человека

Люк Райнхарт (1971)


Культовая классика, которая еще может изменить вашу жизнь…пусть игральные кости решают! Это философия, которая изменила скучную жизнь нарколога Люка Райнхарта и чем-то меняет мир. Как только вы передадите вашу жизнь костям, может произойти все что угодно.

Развлекательная, юмористическая, страшная, шокирующая, подрывная книга одним из культовых бестселлеров нашего времени!

Хантер Томпсон (1971)


Эта книга не нуждается в представлении. Она была признана самой скандальной книгой второй XX века.

Эту книгу запрещали и осуждали, но при этом исступленно восхищались. Книга Томпсона стала своеобразной границей, которая отделила подлинный нонконформизм от «пластикового».
Итак, сюжет таков — два парня, которые находятся в перманентно расширенном состоянии сознания, удерживают это вожделенное состояние всеми доступными (и не очень) средствами. Они отправляются в Лас-Вегас. Дальнейшее нельзя описать словами…

Томас Пинчон (1973)


Книга «Радуга земного тяготения» написана в жанре трансгрессивной литературы. Автор подвергает сомнениям и инвертирует социальные стандарты девиантности (устойчивого поведение личности, отклоняющегося от общепринятых и устоявшихся общественных норм) и отвращения, преступая границы западной культуры и мышления. Роман получил хорошие отзывы за инновации и сложность, но также было получено немало критики. В 1974 году эта книга была выдвинута на Пулитцеровскую премию, но и3 14 членов жюри «за» проголосовали только трое.

Эрика Джонг (1973)


Книги Эрики огромными тиражами расходились на ее родине в Америке, а также переводились на языки других стран. И сегодня, книги Джонг, которые пришли на гребне сексуальной революции, вызывают неоднозначную оценку у читателей и критиков. Героиня ее романов - независимая, ищущая женщина, которая часто ведет себя расковано и доже вызывающе. Героиня свободна в самовыражении также, как и автор, для которой нет запретных тем в литературе!

Роберт Пирсиг (1974)


Это рассказ от первого лица о 17-дневном путешествии на мотоцикле, в которое отправился автор со своим сыном. Они ехали из Миннеаполиса в Сан-Франциско.

Это не просто книга, автор написал биографию ума и тела, задаваясь вопросами человеческого существования. Он пытался установить новую систему жизненных ценностей. «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» — захватывающий роман, который примиряет технологию и религию, лотос и гаечный ключ.

Этот роман отклонялся издательствами 121 раз, и только с 122 попытки автору удалось договориться с Издательством Уильяма Морроу.

Итало Кальвино (1979)


Этот роман один из наиболее знаменитых романов итальянского писателя Кальвино. Главная тема произведения — роль литературы в жизни человечества и её разнообразное восприятие людьми.

Действие романа начинается с того, что некий Читатель покупает в книжном магазине роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник». Но книга оказывается с браком и Читатель намерен ее заменить. Он возвращается в книжный, но там ему говорят, что книгу, которую он начал читать польский роман «Неподалёку от хутора Мальборк» от автора Тазио Базакбала. При обмене книги он знакомится с Читательницей. Книга «Неподалёку от хутора Мальборк» тоже оказывается бракованной…

Дальнейший развитие событий состоит из попыток Читателя и Читательницы разыскать полный вариант этих книг, однако им всё время попадаются отрывки новых романов.

Дуглас Адамс (1979)


Дуглас Адамс — человек, который ухитрился проделать с английской фантастикой нечто невероятное. Автор — суперзвезда англоязычной нонконформистской фантастики.

С книгой «Автостопом по Галактике» – вы промчитесь мимо, закисших в «буржуазной унылости», побываете на планета, где не знают, что делать со своей свободой! Вы окунетесь в приключения с неправдоподобными и невероятными ситуациями, а юмор и сарказм не будут покидать вас всю дорогу! Путешествуйте — автостопом. Точнее — «звездолетостопом». Желаем удачи на трассе!

Гедель, Эшер, Бах: Эта бесконечная гирлянда

Даглас Хофштадтер (1979)


Эта одна из немногих книг, которая открывает читателю новые миры. В этой книге сочетаются непревзойденная языковая игра и глубина мысли, автору удалось под одной обложкой совместить практически несовместимые сложные области знания.

Выдающийся американский ученый изобретая остроумные диалоги, обращается к знаменитым парадоксам времени и пространства и времени. Невероятно, но он ищет и находит связь между картинами Эшера, музыкой Баха и другими дисциплинами — как физикой, математикой, логикой, биологией, нейрофизиологией, психологией и дзен-буддизмом. Автор размышляет над великой тайной современной науки и пытается найти ответ на вопрос — как человеческое мышление пытается постичь само себя?

Хофштадтер приглашает каждого читателя в путешествие, которое покажет, как тесно связаны классические парадоксы, с революционные открытия математики Курта Геделя с возможностями языка, компьютерных программ, математических систем.

Восьмидесятые годы

Джон Кеннеди Тул (1980)


Главный герой книги Игнациус Ж. Райлли – идеолог и интеллектуал, лодырь и посмешище. Это образ Гаргантюа, который презирает современность за недостаток должной геометрии и теологии. Это такой себе опустившийся Фома Аквинский, который ведет безнадежную войну против всех: гомоусексуалистов, гетеросексуалов, Фрейда, протестантов и других излишеств века. Джон Кеннеди Тул создал такого литературного героя, который не имеет себе равных в мировой сатирической литературе.

Майкл Бэйджент, Ричард Ли и Генри Линкольн (1982)


Эта книга написана в жанре альтернативной истории и эзотерики. Автор пишет о взаимоотношениях Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Авторы в книге хотели подтвердить идею о том, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине. Они имели одного и более детей, которые в дальнейшем переселились на юг современной Франции. Там они породнились со знатными семьями, которые стали править Францией в составе династии Меровингов. Сегодня права на их престол отстаивает тайное общество Приорат Сиона. В книге авторы делают вывод, что всем известный Святой Грааль - это образ, которые символизирует утробу Марии Магдалины и род монархов, который она произвела на свет.

В 1982 году Энтони Бёрджесс в рецензии на книгу отметил, что видит в этой книге хорошую тему для романа. И действительно эта тема была использована Дэном Брауном в романе Код да Винчи.

Девяностые годы

Роберт Блай (1990)

В этом классическом произведении Роберт Блай пишет о том, что образы зрелой мужественности, которые предлагаются современной культурой, уже изношены и мужчины больше не должны зависеть от них. Опираясь антропологию, психологию, мифологию, легенды, автор пытается найти новое видение того, какие должен быть мужчина. Результатом его поиска стал этот бестселлер, который облетел весь мир. Эта важная работа, которая и сегодня способна оказать на нас огромное влияние.

Миф о красоте

Наоми Вульф (1991)


«Миф о красоте» – культовая книга, которая рассказывает, как создаются стереотипные представления о женской красоте, почему они ограничивают свободу женщин не меньше, как домашнее рабство.

Автор уверена, что в современном мире женщина способна сама решить, как она будет жить, в чем ходить, сколько есть. Книга будет интересна и мужчинам, ведь в процессе своей трансформации миф о красоте мужчины все больше попадают под его влияние.

Джеймс Редфилд (1993)


«Селестинские пророчества» – уникальная книга, ставшая сенсацией. Автор делится с читателями результатом многолетних исканий, которые дали ключ к духовному самопознанию человека. По сути, эта книга – необычный учебник просветления сознания, которые позволит выйти на новый уровень в освоении действительности. В этом произведении автор сумел сформулировать суть особого восприятия чувств и явлений, которые все в большей степени определяют нашу жизнь. Он создал новую мифологию третьего тысячелетия.

21 век

Грегори Дэвид Робертс (2003)


Роман «Шантарам» — возможно, не самый выверенный и правдивый экскурс в историю Индии, но он точно способен молниеносно погрузить читателя в Индию в головой. Автор рассказывает историю австралийца, который бежал из тюрьмы и со страны. Он начинает в Бомбее жизнь с чистого лица. Спускаясь по трапу самолета, единственное о чем он мечтает пройти паспортный контроль. Главный герой попадает в немыслимый круговорот событий. Он успевает поработать врачом в деревне, побыть миссионером в бомбейских трущобах, стать бандитом и попасть под крыло главы местной мафии Кадер Хана, и даже на войну с Советским Союзом в Афганистане.

Кормак Маккарти (2006)


Постапокалиптический роман, который рассказывает о путешествии двух безымянных персонажей — отца и сына, по разрушенным США.

Этот роман производит сильное впечатление и даже может вызвать эмоциональный шок.После катастрофы Отец и Сын идут по выжженным землям, пересекая континент. Вся книга пронизана глубокими и ранящими в самое сердце вопросами. Есть ли смысл жить, если нет будущего? Совсем нет. Стоит ли жить ради детей?

Читая роман, становится понятно, что все в этой жизни относительно, что такие понятия как добро и зло не работают и теряют смысл в определенных условиях. Автор пытался донести до читателя свои мысли и рассказать, что действительно важно в жизни, и, как это ценить.

Джоджо Мойес (2012)


Главная героиня Лу Кларк знает, сколько шагов от ее дома до автобусной остановки. Также она знает, что ей по душе работа в кафе и что, возможно, она не любит своего парня. Но Лу совсем не подозревает, что она вот-вот потеряет свою работу и, что в будущем ей понадобится много сил, чтобы справиться с навалившимися проблемами.

А Уилл Трейнор знает, мотоциклист, которые его сбил, отнял у него желание жить. И он знает, что именно нужно сделать, чтобы со всем этим покончить.

Но он не знает одного — Лу совсем скоро ворвется в его мир со своим буйством красок. Они оба не знают, что это навсегда изменит их жизни!

Донна Тартт (2013)


Тео Декер, очнувшись после взрыва в музее, получает от умирающего старика редкую картину и кольцо. Он просит об одном – вынести их из музея. На этом приключения Тео только начинаются – его будет швырять по разным домам, а украденная картина станет проклятием, которое будет тянуть его на дно, и одновременно станет той соломинкой, которая поможет ему спастись!

Стивен Кинг отметил, что таких книг как «Щегол» за 10 лет появляется штук 5, не больше. Книга написана с умом и душой. Это блистательный роман.




100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру.

1. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль (1532–1553).

Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский (1605–1615).

Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим (1719).

Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей (1726).

Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. История кавалера де Грие и Манон Леско (1731).

На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. Страдания молодого Вертера (1774).

Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. Жизнь и убеждения Тристрама Шенди (1759-1767).

Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. Опасные связи (1782).

Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. 120 дней Содома (1785).

Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. Рукопись, найденная в Сарагосе (1804).

Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей (1818).

Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. Мельмот-скиталец (1820).

Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа (1831).

Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери (1831).

Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. Красное и черное (1830–1831).

Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. Евгений Онегин (1823–1833).

Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. Исповедь сына века (1836).

«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба (1837).

На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. Герой нашего времени (1840).

История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. Мертвые души (1842).

Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. Три мушкетера (1844).

Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия (1846).

Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. Моби Дик (1851).

Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. Мадам Бовари (1856).

Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. Обломов (1859).

Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. Отцы и дети (1862).

Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. Всадник без головы (1865).

Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. Преступление и наказание (1866).

Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться.

29. Лев Толстой. Война и мир (1867–1869).

Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. Идиот (1868–1869).

Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. Венера в мехах (1870).

Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. Бесы (1871–1872).

О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. Приключения Тома Сойера (1876) / Приключения Гекльберри Финна (1884).

Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. Анна Каренина (1878).

Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. Братья Карамазовы (1879–1880).

Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы (1880–1883).

Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея (1891).

Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. Машина времени (1895).

Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. Дракула (1897).

Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. Морской волк (1904).

Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. Мелкий бес (1905).

Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. Петербург (1913–1914).

Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. Голем (1914).

Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. Мы (1921).

Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. Улисс (1922).

Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито (1922).

Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны (1921–1923).

Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. Белая гвардия (1924).

Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. Волшебная гора (1924).

Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. Процесс (1925).

Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби (1925).

Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. Бегущая по волнам (1928).

Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев (1928).

Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. Чевенгур (1927–1929).

История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. Шум и ярость (1929).

Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! (1929).

Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. Путешествие на край ночи (1932).

Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир (1932).

Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. Записки о Кошачьем городе (1933).

Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. Тропик Рака (1934).

Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. Жизнь Клима Самгина (1925–1936).

Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. Унесенные ветром (1936).

Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. Три товарища (1936–1937).

Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. Дар (1938–1939).

Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1929–1940).

Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. Тихий Дон (1927–1940).

Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. Человек без свойств (1930–1943).

Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. Игра в бисер (1943).

Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. Два капитана (1938–1944).

Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. Пена дней (1946).

Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. Доктор Фаустус (1947).

Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. Чума (1947).

Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. 1984 (1949).

Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи (1951).

Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. 451 по Фаренгейту (1953).

Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. Властелин колец (1954–1955).

Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. Лолита (1955; 1967, русская версия).

Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. Доктор Живаго (1945–1955).

Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. На дороге (1957).

Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. Голый завтрак (1959).

Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. Порнография (1960).

Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. Женщина в песках (1962).

Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. Игра в классики (1963).

Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. Незнайка на Луне (1964–1965).

Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. Волхв (1965).

Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества (1967).

Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. Снятся ли роботам электроовцы (1968).

Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. Шатуны (1968).

Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. В круге первом (1968).

Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969).

Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. Москва–Петушки (1970).

Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. Школа для дураков (1976).

Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. Пушкинский дом (1971).

Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. Это я – Эдичка (1979).

Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. Остров Крым (1979).

Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия (1984).

Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. Москва 2042 (1987).

Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. Роман (1994).

Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота (1996).

Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. Голубое сало (1999) .

Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.