Пиджак с длинными фалдами. Смотреть что такое "Фрак" в других словарях

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

Фрак - это парадный сюртук с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Также под фраком принято понимать короткую особую или куртку с полами. Более подробно об истории возникновения костюма, его применении и о современных моделях особой одежды мы расскажем в нашей статье.

История костюма

Существуют две основные теории возникновения фрака, и обе отправляют нас в 18-й век. По одной из версий изначально считали, что фрак - это своеобразная модель офицерского костюма. Так чтобы длинные мундиры не мешали офицерам во время поездки на лошади, умные кавалеристы придумали подворачивать край одежды. После чего новомодное введение переняли и пехотинцы, затем чиновники, а спустя определённое время фрак стал считаться повседневной одеждой граждан. Подобные костюмы начали кроить с длинными фалдами, и фрак приобрёл внешний вид, который привычен для нас сейчас.

По другой теории считали, что фрак - это не что иное, как слегка видоизменённый жюстокор. Между привычным для нас фраком и жюстокором на протяжении некоторого времени находился костюм «аби», который представлял собой нечто похожее на смокинг.

По мере того, как фрак входил в моду, начала выделяться особая группа портных, которые специализировались на пошиве такого вида костюмов. Специалистов так и называли - фрачники. Имелось такое убеждение, что самые лучшие фраки может пошить только французская компания «Сиже». Товары её производства можно было приобрести в Москве, в Малом Заказ костюма у «Сиже» считали верхом элегантности.

В настоящее время фрак (фото одежды размещены в статье) представляет собой короткий вечерний костюм особого покроя с вырезанными полами спереди и длинными фалдами сзади. Его можно увидеть на дирижёре или оперном певце в театре.

При каких случаях костюм уместен?

Короткий вечерний костюм надевают исключительно в редких случаях. Он уместен, если в официальном приглашении на торжественное мероприятие указаны слова white tie или evening dress. Так как такого рода приписка обозначает, что на официальный приём или парадный обед, начинающийся после 19:00, необходимо явиться с белым галстуком-бабочкой, который надевают исключительно с фраком. Обязательным дополнением к особому мужскому костюму являются чёрные брюки без обшлагов (фрачные брюки оснащены атласными лампасами), белый пикейный жилет, белоснежная рубашка, чёрные носки и лакированные туфли такого же цвета.

Применение фрака

Помимо официальных мероприятий, костюм является обязательной формой одежды в Европейской программе по бальным танцам. Для участия в соревнованиях по верховой езде также используют фрак. Для бальных танцев покрой особого мужского костюма немного разнится с покроем фрака для соревнований. Это объясняется тем, что всаднику необходима свобода движений для удобства управления лошадью.

Как носить фрак мужчинам?

Чтобы мужчина, надевая фрак, выглядел элегантно и изысканно, необходимо учесть некоторые рекомендации.

Шить или заказывать фрак стоит у проверенного портного или в специально отведённых бутиках, которые занимаются пошивом подобной одежды. Так как у брюк имеется высокий надевать не следует, однако при необходимости можно надеть подтяжки. В нагрудный карман фрака следует положить белый шёлковый платок.

Особое внимание нужно уделить жилету. Он обязательно должен быть белого цвета. Так как жилет чёрного цвета с чёрной бабочкой - это униформа официантов и метрдотелей. Перед тем как надевать жилет, его нужно накрахмалить. Пуговиц на жилете, как правило, три - они все должны быть обязательно застёгнуты.

На белоснежной рубашке имеется воротничок особой формы, который имеет вид стойки с загнутыми уголками. Пуговицы должны быть такие же, как и на жилете. Запонки по сравнению с пуговицами следует приобретать дорогие, но не выделяющиеся из общего образа.

Галстук должен быть белого цвета, обязательно самостоятельно завязанный. Идеальный вариант - галстук-бабочка, однако современный этикет разрешает и популярный ныне галстук-пластрон.

Наручные часы надевать строго запрещается. Такой аксессуар считается явным признаком дурного тона. При необходимости с фраком носят карманные часы на цепочке.

Холодной осенью и зимой мужской фрак надевают с кашемировым пальто, закрывая шею белым шарфом, изготовленным из шелка. На руки разрешается надевать белые кожаные или лайковые перчатки.

Детские фраки

К фракам для малышей, естественно, нет таких строгих запретов и требований, как к взрослым. В пошиве разрешаются различные расцветки и фасоны пиджаков и брюк. Фрак для мальчика может быть чёрного, серого или белого цвета. Встречаются также комбинированные модели, в которых сочетается несколько оттенков.

Для девочек можно подобрать платье-фрак или жилет с длинными лацканами. Чтобы создать эффектный образ юной даме, подойдёт наряд из фрака и пышной юбки. В этой модели сзади вместо привычных лацканов располагают присобранную ткань, которая выполняет роль юбки.

Женский фрак

Для современной моды уже стало некой закономерностью проникновение атрибутов мужской одежды в женский гардероб. Примеров этому огромное множество: начиная от привычной рубашки, которую все давно считают практичной одеждой для представительниц женского пола, заканчивая стильными и оригинальными пиджаками. Ещё одной первоначально мужской моделью является фрак (фото костюма представлено в статье).

В женский гардероб данный вид одежды перекочевал примерно в 20-х годах прошлого века. Такую заслугу, как не удивительно, можно отнести легендарной Коко Шанель. Культовой и женской вещью сделала фрак известная немецкая и американская актриса, а также секс-символ которая включила в созданный ею стильный образ брюки, мужской фрак, цилиндр, монокль и сигарету.

Популярность женских моделей

На данный моментфрак пользуется большой популярностью. Простота и безупречность привычного покроя позволяют подчеркнуть женскую элегантность и изящность. Мужской стиль в одежде придаёт образу изысканность и очарование. А удлинённый силуэт акцентирует внимание на изгибах женской фигуры.

По сравнению с который разрешается надевать только при торжественных случаях, женский фрак является только лишь оригинальным, а также неординарным предметом гардероба, используемый при любом удобном случае. Созданные неформальные луки смотрятся даже интереснее.

С чем носить фрак женщине?

Для женщин, носящих фрак, в этикете не имеется каких-либо строгих ограничений. Цвет костюма может быть любой: от традиционного чёрного и серого до ярко-розового и лимонного. К последней модной тенденции можно отнести сочетание женского фрака с повседневной одеждой. Единственное правило, которого следует придерживаться, звучит следующим образом: под костюм обязательно нужно что-нибудь надеть, так как его принято носить расстёгнутым. Для этого подойдёт любая майка, блузка, рубашка, жилет или красивое нижнее белье.

Чтобы создать незабываемый образ, используя такую вещь из мужского гардероба, как фрак, нужно воспользоваться нижеперечисленными советами модных стилистов:

При создании стильного образа следует руководствоваться женской логикой: чем менее прогнозируемо и необычно, тем более стильно. Однако необходимо учитывать, что другие надетые вещи ни в коем случае не должны относиться к мужскому гардеробу.

Разновидности моделей для прекрасных дам

На последних показах мод и на страницах глянцевых изданий к общему обозрению представлены различные вариации современных моделей костюмов. Особого внимания заслуживают такие наряды:

  • платье-фрак - это своеобразная модель, имеющая длинные фалды сзади и глубокий вырез спереди (под платье следует надевать блузу или рубашку);
  • фрак-туника - в этом варианте лацканы могут быть расположены как спереди, так и сзади;
  • кардиганы в виде фрака, надеваются на джинсы или длинную майку.

Строгие линии представленных моделей идеально подчёркивают изящество женской фигуры, а явно заметный мужской стиль в одежде добавляет в созданный стильный лук сексапильную нотку.

С атласными лампасами .

История

Такими особенностями своего вида фрак обязан тому, что он был первоначально элементом кавалерийской формы одежды офицеров , а его форма позволяла им с удобством сидеть в седле, верхом на коне, и при этом эффектно выглядеть.

Появился фрак во Франции в середине XVIII века и был исключительной военной одеждой и первоначально ни в коем случае не относился к парадной одежде. Но тот факт, что в те времена офицеры были из высшего сословия и, конечно же, часто появлялись на званых вечерах и балах, постепенно привёл к тому, что фрак стал модной в те времена одеждой для торжественных случаев.

Чтобы отличить участников мероприятия от обслуживающего персонала, также одетого во фраки, персонал надевает не белые, а чёрные жилеты и галстуки-бабочки.

Фрак подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т. п. можно посоветовать вместо фрака надеть смокинг; следует, однако, иметь в виду, что фрак - одежда для официальных мероприятий, а смокинг - для неофициальных, хотя и торжественных.

Фрак в бальных танцах

Фрак является обязательной формой одежды в Европейской программе по бальным танцам. У танцевальных фраков другой крой пошива.

Одежда бывает повседневной и праздничной. Ко второму виду относят фрак. Что такое это за одежда? Это роскошное изделие, которое сделает образ человека оригинальным. Подробности о нем представлены в статье.

Общая информация

Что такое фрак? Им называют вечерний туалет для мужчины. Нередко он является обязательной формой одежды, к примеру, в период выступления по бальным танцам. Носят такие наряды не в любое время, а только после 7 часов вечера.

Для современного человека что такое фрак? Это роскошный наряд, который пригодится в торжественных случаях. В него входит пиджак особого покроя: короткий спереди и длинный сзади. Брюки тоже оригинальные. Их украшают атласные лампасы.

Из истории

Что такое фрак в былые времена? В прошлые века это была нарядная одежда, которую мужчина носили по особым случаям. Изделия появились благодаря офицерам, которые даже в седле хотели быть нарядными, и чтобы при этом не было стеснения в движениях. Вещь была деталью униформы. Благодаря короткому переду она не стесняла движения, а длинные задние лацканы делали костюм элегантным.

Данная униформа стала популярной в середине XVIII века. Она использовалась лишь военными, и ее не применяли как парадный костюм. А так как ими были только мужчины высшего сословия, то благодаря им и стала популярной эта одежда. Они посещали в костюмах торжественные приемы, балы.

Через некоторое время вещь украсили большим воротником и лацканами. Галстук стал закрывать подбородок, а воротник доходить до щек. Но мода на такие нововведения прошла, и поэтому костюмы стали опять востребованными в первоначальном виде.

На протяжении XIX века некоторые элементы фрака изменились. Был создан вариант для верховой езды, у которого были широкие фалды. В некоторых костюмах он закрывал живот и обладал скошенной формой. Ворот стал высоким, а отвороты большими. Портные экспериментировали, изменяя некоторые элементы костюма. Сейчас представлены разнообразные варианты изделий. Есть фраки для мальчиков, которые обладают такими же оригинальными чертами, как и взрослые модели.

Особенности

Обслуживающий персонал на разных мероприятиях тоже может надевать фрак. Для него предназначены черные жилеты вместо белых, а также галстуки-бабочки.

Изделия, предназначенные для различных событий, имеют отличия. Например, костюм для бальных танцев обладает другим кроем. А тот, который применяется для верховой езды, заметной отличается формой и торжественностью. Сейчас есть и варианты женских фраков, имеющие оригинальный вид.

Как и с чем сочетать?

Не всем известно, с чем можно носить эту одежду. Нужно придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо сочетать наряд только с белой сорочкой, прекрасно накрахмаленной, с жестким воротником, загнутыми углами.
  2. Воротник следует украсить белым галстуком-бабочкой.
  3. Дополнением служит белый жилет и манишка, которые тоже должны быть накрахмаленными.
  4. Сделать образ оригинальнее помогут роскошные и качественные пуговицы на жилете и рубашке. Желательно, чтобы они были из натурального жемчуга или перламутра.
  5. Брюки данного костюма отличить не сложно: они зауженные, имеют высокий пояс, сбоку пришиты 2 шелковые полоски-лампасы.
  6. Наряд должен сочетаться с лаковой черной обувью и носками такого же цвета.
  7. Можно взять белый карманный платочек, что будет служить дополнением к костюму.
  8. Для праздничных случаев желательно выбирать фрак с отверстием для бутоньерки на левом лацкане.
  9. В прохладное время наверх надевают удлиненное пальто и дополняют наряд белыми перчатками.

На сегодняшний день такую одежду надевают на свадьбы, официальные вечерние приемы, церемонии награждения. Изделия будут актуальны и в операх, театрах. Белый костюм можно надевать только в теплое время на мероприятия, которые проходят на улице. Одежда является обязательной в бальных танцах. Она является формой у спортсменов в соревнованиях по конному спорту.

Фраки являются особой одеждой, которая подходит только для торжественных случаев. Сейчас выпускается много ее различных вариантов, отличающихся отделкой, кроем и прочими характеристиками. Поэтому при выборе этого костюма нужно учитывать то, куда он будет надеваться.

Фрачной пары, как правило, украшены атласными лампасами.

История

Самая распространенная версия появления фрака как предмета вечернего мужского туалета отсылает к истории военного костюма. В XVIII веке военные все еще носили длинные мундиры. Для большинства родов войск такой вид одежды, возможно, и был удобным, но офицеры-кавалеристы испытывали определенный дискомфорт, забираясь в седло в одежде с длинными полами.
Доподлинно неизвестно, кому впервые пришла в голову идея подвернуть полы военного мундира. Как бы то ни было, ее сочли удачной, и достаточно быстро полы одежды кавалеристы стали подворачивать повсеместно. За ними последовали пехотинцы, а чуть позже мода достигла и гражданское население: сначала чиновников, а затем уже и обыкновенных городских жителей. Столь быстрый путь от военной одежды к гражданской легко объясним: в те времена на званых балах присутствовало всегда достаточно много военных в мундирах, и в определенном смысле они задавали тон моде гражданского населения.
Фрак носили с с полотняной спинкой, который был сильно переделанным «наследником» камзола.
Есть и другая, менее популярная версия появления «гражданского» фрака. Согласно ей, этот мужской костюм являет собой преображенный жюстокор (особый тип придворного кафтана). Жилет же в этой версии имеет точно такое же происхождение, как и в первой, т.е. берет свое начало от камзола.

Приблизительная дата появления фрака как одежды для городской аристократии – 1760 год . Фраки были одноцветными, без карманов, с небольшим воротником и узкими рукавами. С ними полагалось носить светлые кюлоты до колен. Самыми популярными цветами были синий и темно-коричневый, наиболее модным покроем – английский. Ближе к концу XVIII века самым актуальным цветовым вариантом фрака был красный с черными пуговицами.
Когда грянула Великая французская революция, фрак превратился из достаточно утонченного предмета в нечто совершенно невероятное. Этот новый стиль так и назывался, «инкруаябль» (фр. incroyable — «невероятный»). Его воротник и лацканы были просто огромными, равно как и галстук, надевавшийся с ним вместе. Доходящий до середины щек воротник был сильно накрахмален.
Опасаясь революционных настроений в обществе, российский император Павел I запретил мужчинам носить фраки, ибо слишком тесно они ассоциировались с духом французского бунтарства. Фрак был в опале вплоть до смерти государя; Александр I, преемник престола, реабилитировал наряд.

В начале XIX века фрак «поднимает» фалды значительно выше колена. Модными цветами продолжают оставаться синий, коричневый и зеленый. Черный цвет ассоциируется с трауром, а потому, как правило, черные фраки не надеваются на светские мероприятия. Шьют их из тонкого сукна или бархата.
Чуть позже моду на фраки начинает задавать известный франт и щеголь Джордж Браммел. Благодаря ему эксцентрика материала и аксессуаров уступила место безупречному крою, значение которого вышло на первый план. Появилось цветовое разделение фраков по времени суток: так, светлый серый фрак предназначался для дневных выходов, а темный – для вечерних. Воротник декорировался бархатом, который обычно контрастировал с основным цветом наряда. Особого внимания заслуживали пуговицы: они могли быть сделаны из настоящего серебра или фарфора, из драгоценных камней. Если пуговицы были обычными, то их обтягивали тканью одного с фраком цвета. Панталоны, которые мужчина надевал вместе с фраком, обязательно должны были быть светлее него по цвету.

Вот какое описание приводит Модный журнал для дам выпуска 1801 года:

«Вся наша молодежь носят короткие фраки из темно-синего, темно-зеленого или темно-коричневого сукна с металлическими пуговицами круглой и выпуклой формы; круглые шляпы с широкими полями, короткие панталоны с белыми чулками или широкие брюки и сапоги а la russe, и высокими голенищами».

В 30-х годах XIX века в моде был фрак, расширяющийся на бедрах и имеющий пышный у плеча рукав, намекающий на широкие плечи. Бальные фраки того времени изготавливаются из бархата, а жилеты из парчи разных цветов. В 1832 году появляется фрак для верховой езды , отличительной особенностью которого были широкие слегка скошенные фалды, благодаря чему такая одежда более походила на сюртук с загнутыми внутрь полами.
В 40-е годы XIX века полы фрака удлинились и опустились ниже колен. В моде также заниженная талия и узкий рукав. Отличительным знаком высокого положения в обществе служил черный фрак в сочетании с белым жилетом. Благодаря премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли, популярными стали фраки с шелковыми лацканами и лампасами из шелковой ленты. Существует легенда, что его фраки специально отделывались шелком, что способствовало легкому соскальзыванию с костюма пепла от сигар.

К последней трети XIX века фрак превратился в вечерний туалет, уступив место в повседневной жизни пиджакам и смокингам.

Как правильно носить фрак

Сегодня фрак считается одеждой для особо торжественных случаев, а потому существуют определенные правила того, как и с чем его носить.
Под фрак в обязательном порядке надевается белая сорочка со стоячим воротником с загнутыми углами и накрахмаленной манишкой. На шею повязывается галстук-бабочка белого цвета, шелковый или пикейный. Сверху сорочки принято носить пикейный жилет, застегнутый на все три пуговицы. Рукава сорочки украшаются неброскими запонками.
В нагрудном кармане фрака непременно должен находиться аккуратно сложенный белый носовой . Единственное исключение из правил, когда платок не вкладывается в карман – это ношение орденов.


Из к фраку принято надевать белые и карманные на цепочке. Наручные часы с фраком носить не следует – это считается дурным тоном .
С фраком носят исключительно черные лаковые ботинки и черные ; в холодное время года поверх него надевают черное , белые перчатки и белый шарф. В качестве головного убора в этом случае выступает черный .
Нередко на торжественных мероприятиях во фраки одеты не только гости, но и персонал. Чтобы не случилось конфуза и гостей нельзя было перепутать с обслугой, персонал надевает жилеты и бабочки черного цвета.