Самое раннее когда ребенок заговорил. В каком возрасте ребенок начинает говорить? Почему может возникнуть задержка речевого развития

Каждое новое действие малыша для родителей - целое событие. Его движения, смех и слова становятся предметом обсуждения и восхищения. Заботливые и внимательные родители понимают по поведению что детки чувствуют и чего хотят. И все-таки момента когда ребенок начинает говорить первые слова ждут всей семьей с нетерпением.

Во сколько лет кроха все понимает? Когда начинают говорить дети? Какие сочетания звуков или слова можно услышать даже от восьми месячных детей? И стоит ли беспокоиться, когда малыш еще не произносит полноценные слова в годовалом возрасте? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Когда новорожденный появляется на свет, у него закладываются основы будущей речи. Когда ребенок начинает понимать речь родителей? Во сколько дети начинают агу -кать? Во сколько месяцев появляются первые сочетания звуков? Эти процессы, как правило, происходят еще до года. Рассмотрим, как выглядит приблизительный набор звуков и слов, которые малыш произносит в разные периоды своей жизни - от рождения до 2-ух летнего возраста.

От рождения до года:

  • До 4 недель карапуз может быть напуган даже услышав едва повышенный тон одного из родителей. А уже с месяца реагирует на разговор взрослого;
    В 2-3 месяца, когда ребенок начинает агу -кать, он «отвечает» на разговоры и жесты мамы или папы. Кроха в этом возрасте осваивает также звуки «к», «н»;
  • К 5-му месяцу маленький человек поворачивает голову на звук;
    Уже в 7 месяцев для младенца характерно произношение двух букв одновременно, это происходит осознанно (например, «ма», «па», «ба»). Он распознает голоса близких;
  • После восьми месяцев дети озвучивают по несколько одинаковых слогов, например, – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др. Могут произносить «б», «э», «а», «к»;
    В 10, ближе к 11 месяцам, одинаковые слоги объединяются в короткие слова. Нередко именно в этом возрасте ребенок начинает говорить мама;
  • Годовалый ребенок знает несколько несложных слов (не больше 2-х слогов). Он также начинает понимать когда ему говорят слово «нет» (или «нельзя») и выполняет несложные просьбы.


От одного до двух лет :

  • Спустя 3 месяца, после того, как вашему малышу исполнился годик, он уже знает около шести-семи слов. Это тот период когда дети начинают показывать предметы и картинки, о которых вы говорите;
  • В 1,5 года словарный запас становится больше. Ребенок без трудностей произносит 7-17 слов и указывает на некоторые части тела;
  • Ближе к 2-му году жизни сынок или дочка знает почти все части тела, составляет словосочетания, например, – «мама идем», «папа дай», задает вопросы – «где?», указывает «там», «тут» и т. д. Сейчас для крохи норма – 20-25 осознанных слов.

В 2 года :

  • Двухлетний карапуз свободно пользуется несколькими десятками слов. Еще он выполняет просьбы членов семьи;
  • Малыш, который достиг возраста 2,5 лет помнит до 3 цифр, осмысливает произнесенные близкими предложения из нескольких слов;
  • К 3-м маленький человек способен говорить предложениями, сам может многое рассказать: свое имя, возраст, имена близких, задает очень много вопросов.

Почему дети не спешат начинать разговаривать

Вы уже знаете приблизительно в каком возрасте маленькие девочки и мальчики выговаривают первые звуки, слова, словосочетания и во сколько начинают говорить целыми речевыми конструкциями. И все же случается, что ребенок долго не хочет переходить к осмысленному вербальному общению, хотя уже пора бы.

Опытные педиатры, в том числе и всем известный Е. Комаровский, утверждают, что переживать стоит если ребенок не начинает говорить после того, как он достиг возраста 3 лет.

Причиной того, что кроха может поздно начинать осваивать слова может быть вовсе не проблема со здоровьем или психическим развитием.

Перечислим другие факторы, которые влияют на то, во сколько лет дети начинают осваивать речь :

  • Недостаточно развита моторика рук. Именно от этого процесса может зависеть то, во сколько дети начинают говорить. Отделение мозга, которое отвечает за координацию движений рук и пальцев, также отвечает за речевое развитие.
  • Поэтому поздно осваивают речевые навыки младенцы, чья мелкая моторика плохо развита. Начните делать массаж на ручках и пальчиках с первого месяца жизни, а далее занимайтесь с ребёнком специальными играми и упражнениями, которые советуют для развития моторики (лепка, рисование и т.д.);
  • Мама, папа и другие члены семьи, с которыми проживает кроха, разговаривают на разных языках. Это серьезная причина, почему ребенок отстает в речевом развитии. Он просто еще не умеет различать языки, и ему сложно определится с конкретным. В таких условиях не странно то, почему дети начинают формировать словарный запас и пользоваться ним порой не ранее, чем в 5 лет. Путая слова, малыш не сможет понять их смысл и составить предложений;
  • Отец и мать уделяют крохе недостаточно времени и внимания. Если при этом человечек еще и не посещает детское учреждение (детсад, школу раннего развития и т. д.), он вовсе лишен полноценного общения, которое должно способствовать развитию речи. Если приходиться оставлять ребенка на целые сутки с няней, или он постоянно находится дома с одним из членов семьи - он вряд ли будет знать слова в необходимом количестве;
  • Нездоровая опека близких людей (мамы, папы, бабушек, дедушек и др.). Этот, казалось бы, положительный момент неизбежно приведет к тому, что мальчика или девочку будут понимать по жестам, плачу и взгляду, кроха поймет это и не захочет учиться вербальному общению. Такие обстоятельства приводят позднему развитию словарного запаса. Первое слово может быть произнесено лишь в 5 лет, когда дети начинают общаться со сверстниками;
  • Еще одной причиной почему ребенок не спешит общаться может стать состояние стресса. Конфликты между взрослыми, при которых мальчику или девочке приходиться регулярно присутствовать, приводят к тому, что маленький человек замыкается в себе. Далее следует отсутствие желания говорить и учиться новому. С такими детьми сложно разговаривать, ведь часто даже в 4 года они не способны произносить внятные слова.
  1. Во время совместных прогулок с малышом, указывайте на предметы, которые вас окружают - здания, растения, скамейки и т. д. Объясните как объект называется и в чем его предназначение.
  2. Посещайте парки, зоопарки и места, в которых сын или дочка увидит много нового. Разговаривайте о том, как там красиво. Это будет лучшее начало познания нового - звуков течения реки, птиц и насекомых.
  3. Отвечайте на все вопросы и ни в коем случае не «отмахивайтесь». Называйте термины, предметы правильно. Пусть кроха всматривается в вещи и процессы тщательно и делает попытки охарактеризовать их. Так вам точно удастся разговорить малыша, вы научите его быть наблюдательным.

Во сколько ребенок начал говорить первые слова. В каком возрасте дети начинают произносить простые предложения? Когда беспокоиться о том, что малыш не разговаривает. Кто раньше начинает говорить мальчики или девочки? Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова

Самый ранний набор слов появляется у ребенка с семи до двенадцати месяцев. Скорость приобретения речевых навыков у всех детей происходит по-разному, как и другие процессы развития (ползать, сидеть, ходить). Поэтому вопрос: во сколько ребенок начал говорить — очень индивидуальный.

Мама с папой трепетно ждут первое слово своего ангелочка и очень радуются, когда его слышат. До этих пор малыш выражал свои чувства с помощью жестов, мимики или плача.

Развитие речи ребенка очень растянуто во времени. В два месяца кроха воспроизводит гортанные звуки – гулит. Следующий этап в развитии речи малыша, это лепет. Лепет представляет собой процесс подготовки голосовых связок, перед тем, как начать говорить.

Он состоит из таких слогов, как: да-да, ба-ба-ба, ма-мам и т.д. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить слоги, зависит от многих факторов. Например, девочки развиваются быстрее мальчишек.

Чаще всего они начинают говорить раньше мальчиков.

С 7 до 12 месяцев ребенок произносит простые слова: пока, мама, деда, баба, дай, да. Эти первые слова уже осознанные. К этому времени малыш условно может называть окружающие объекты. Курочку называть «коко», собачку «ав», мышку «пи» и т.д. К 12 месяцам обычно в лексиконе ребенка присутствует до 10 слов.

Во сколько дети начинают говорить первые слова, зависит во многом от семьи. Чем больше с малюткой общаются, поют песенки, показывают предметы, называя их, тем качественнее развитие речи. Разработка мелкой моторики так же напрямую влияет на мышление и речь.

Во сколько лет ребенок начинает говорить: дети от 1 до 3-х

На втором году жизни словарный запас детей значительно увеличивается. И хотя они уже понимают команды — это не значит, что будут их выполнять. С каждым месяцем в лексиконе крохи появляются новые слова. В это время малыш формирует фразы, состоящие из простых слов, активно использует знакомые термины, запоминает новые и начинает задавать вопросы. Если ребенок в 2 года говорит всего несколько слов, это не всегда означает какое-нибудь расстройство. Нужно помнить, что мальчики начинают говорить позже.

Словарный запас ребенка к 2 годам, в среднем составляет около 200 слов. С двух лет дети обычно говорят уже более длинные предложения, могут напевать знакомые песенки. Малыш начинает делиться с окружающими о чем думает и что чувствует. При этом еще часто путает личные местоимения.

Третий год жизни ребенка изобилует гораздо более широким словарным запасом. Малыш в этом возрасте знает около 800 слов, а у некоторых детей в лексиконе имеется в два раза больше слов. Дети в этом возрасте уже умеют говорить полными предложениями и задавать вопросы.

На третьем году дети начинают осваивать личные местоимения. Такие, как «я» и «ты». Они использует существительные вместе с глаголами, чтобы сформировать предложение. Например, вот так: «я играю в мяч».

Ребенок становится более требовательным, способен вести длительный разговор, подстраиваясь под тон беседы. К примеру, с детьми он может общаться более простыми словами и фразами, но формулирует более сложные при разговоре со взрослыми. Кроме этого он уже называет свое имя и возраст.

Многие родители ведут дневник, где записывают первые шаги малютки, во сколько ребенок начал говорить, сроки первых зубов, как развивается малыш. Когда ребенок вырастет, ему интересно будет листать историю своего развития.

Поддерживая развитие речи ребенка, после года не используйте пустышку. Кормите ребенка с ложки.

Во сколько ребенок начал говорить и что способствует развитию речи

Разговаривайте со своим ребенком, это очень важно для его речевого и мыслительного развития. Исследования показывают, что дети, с которыми много говорят родители, имеют значительно выше IQ, чем у других ребятишек. Словарный запас взрослых намного разнообразней, чем у ребенка.

Начинать разговаривать с малышом можно уже во время беременности. Кроха с внутриутробного периода запоминает голос мамы. После рождения очень важен зрительный и духовный контакт с новорожденным. Полезно часто смотреть в глаза ребенку, улыбаться, разговаривать с ним и вы увидите, малыш начнет отвечать.

Детский язык интересен, но важно, чтобы он грамотно составлял предложения. Ребенок только учится говорить и задача родителей показывать на своем примере, как правильно звучат слова. Не надо сюсюкаться и общаться с чадом на его языке. С ребенком нужно говорить четко, медленно и грамотно. Так же не следует избегать сложных слов. Если разговаривать с малышом слишком просто, это конечно облегчит его понимание, но у него не будет развиваться словарный запас. Быстрее всего усваиваются те слова, которые он слышит от близких.

Отлично способствует развитию речи интонация. Детям нравится звук голоса матери. Наблюдайте, реагирует ли ребенок на звуки окружающей среды. Без правильного функционирования слуха, не может быть нормальным развитие речи.

От чего зависит речевое развитие, существуют ли определенные возрастные сроки, когда ребенок должен говорить?

Многим родителям конкретное определение возраста ребенка, в котором он начинает активно использовать свою речь, значительно бы облегчило жизнь. Однако, не так все просто. Сравнивать речевые навыки своего крохи с детьми друзей не имеет смысла. Одним детям дается это легче, другим сложнее.

Не имеет большого значения кто из детей произнес первое «мама». В большей степени речевое развитие ребенка зависит не от возраста, а от пола и вербальной коммуникации родителей и других членов семьи с детьми.

Мальчики и девочки начинают свое речевое развитие с отдельных слов, однако доказано, что девчонки произносят отдельные слова чаще, чем мальчишки. Они безусловно начинают раньше строить высказывания, напоминающие предложения.

Ребенок в два – три года не говорит. Как помочь?

Содействие родителей в развитии речи малыша имеет очень важное значение. Мама с папой должны набраться терпения. Нельзя кричать на ребенка — это может вызвать стресс, который способен привести к дисфункции в развитии психического здоровья на более поздних этапах жизни.

Поэтому родители должны усвоить несколько советов, благодаря которым их дети быстрее начнут говорить. С ребенком нужно разговаривать с момента его рождения. Многие мамы говорят с ним еще на этапе беременности. Это без сомнений приносит пользу преимущественно на эмоциональном уровне.

Очень важно много говорить с малюткой. Даже если ребенок не понимает смысл слов, он учит звуки, при этом полным ходом развиваются центры мозга, отвечающие за речь. Разговаривая с новорожденным, молодая мама должна соблюдать правильность речи, то есть не применять уменьшительных, коверкающих нормальную речь слов. Намеренное перекручивание слов родителями, в попытке добиться понимания малыша, является грубой ошибкой.

Исследования показывают, что дети, с которыми родители много говорили в младенчестве, гораздо раньше произносили первые слова.

Ребенок обучающийся такой речи скорее всего будет испытывать проблемы в общении со сверстниками. Это так же может привести к проблемам в учебе. Чтобы побудить малютку к речи необходимо разговаривать с ним в простой и понятной форме.

Например, о предпринимаемых действиях – нужно рассказать ребенку почему родители их предпринимают, назвать данные действия и описывать их. Полезно рассказывать малышу сказки, петь песни и задавать вопросы. Вначале ребенок может реагировать только выражением лица и движениями тела, позже он будет пытаться ответить на словах.

Если во время освоения речи у ребенка будут возникать проблемы с произношением некоторых слов, не стоит проявлять настойчивость и принуждать правильно выговорить, повторить их. Ребенок начинает говорить? Это здорово! Не выговаривает правильно некоторые слова? Со временем, в результате ежедневных упражнений, эта способность у него разовьется.

Проблемы с артикуляцией не всегда вызваны нежеланием говорить или недостаточным интеллектуальным развитием. Если ребенок совсем не хочет разговаривать, возможно у него проблемы с органами слуха. Поэтому следует наблюдать, как реагирует малыш на звуки. Если появились подозрения, что кроха не слышит, необходимо как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Первые слова ребенка

Первые, действительно осознанно произнесенные слова появляются после первого года жизни. Малыш ассоциирует значение слова с конкретным человеком или предметом. В этом возрасте ребенок умеет повторять звуки, издаваемые животными.

Этот период прекрасно подходит для демонстрации простых картинок и объяснений что на них изображено. Учите малыша значениям слов, которых он еще не умеет повторять. Лучшим методом является изучение различных частей тела. Таких, как глаза, нос, уши, рот, животик, ручки, ножки.

Постоянно развивайте воображение и память ребенка. В этом помогут частое напевание песенок, повторение простых стишков, игры в рифмы, где кроха договаривает последнее слова рифмы, которое произносит мама. Например, «Шел по лесу бурый мишка, на него упала …», ребенок должен продолжить: «шишка».

Подведем итоги: что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить

    Самое первое – разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать с малышом! Объясняйте ему, что вы делаете. Озвучивайте действия, которые ребенок выполняет в данный момент.

    Общайтесь с ребенком, как с человеком, на равных. Некоторые взрослые имеют тенденцию общаться с детьми, как с существами неразумными. Уменьшают, сокращают слова, коверкают интонацию. Как малыш может научиться говорить правильно если мы преподносим ему такую деформированную модель речи?

    Не критикуйте, не исправляйте. Если ребенок неправильно произносит слово, не нужно заострять внимание. Покажите, что вы поняли его, но при этом произнесите правильную форму этого слова. Со временем он научится, слыша правильное произношение. Простой пример: малыш назвал собаку «авав». Неправильно будет если взрослый скажет: не авав, а собака. Правильно будет сказать: да, дорогой, это собака.

    Отвечайте на вопросы. Как ребенок должен научиться разговаривать с нами, если мы будем его игнорировать? Отвечая детям, стройте правильно предложения и слова.

    Читайте книги. Ничто так не обогащает словарный запас маленького человека, как чтение ему книг. Читайте ребенку детские книжки, стишки.

    Пойте. Пойте ребенку, пойте вместе с ним. Это не только приятный способ расширения словарного запаса малыша, но и хорошая форма времяпровождения вместе с ребенком. И мама таким образом может снять стресс.

    Развивайте речевой аппарат. В сети можно найти множество упражнений, направленных на улучшение артикуляции речи. Это работа с речевыми органами (рот, губы. Язык, челюсти, небо). Мы тоже планируем подготовить для вас такой пост, поэтому подписывайтесь на наши статьи, чтобы не пропустить. Упражнения для артикуляции речи очень важны для правильного произношения звуков. Советуем, как можно раньше отказаться от соски.

    Развивайте тело. Может быть вас удивит, но развитие ловкости всего тела оказывает влияние на развитие речи.

    Откажитесь от телевизора. Ребенок в первые 18 месяцев жизни не должен смотреть телевизор. Многие люди имеют другое мнение на этот счет и не согласятся с этим. Если вы из их числа и не хотите отказывать малышу в просмотре, то пусть это будут передачи для самых маленьких (яркие цвета, быстроменяющиеся изображения). Важно находиться в это время с ребенком. Озвучивать ему что вы видите по телевизору, имитировать животных, которые появляются на экране.

Напишите во сколько начал говорить ваш ребенок. Вступайте в нашу группу «вконтакте», там вы обретете единомышленников в лице других родителей.

Смотрите видео: упражнения для развития речи

Речь одна из способностей, которая выделяет человека из мира животных. По степени развития речи судят о развитии мозга в целом.

Давайте выясним: т. е. когда звуки и их сочетания, произносимые ребенком, можно обозначить, как начало речи. Новорожденный ребенок кричит - он информирует нас, что голоден, болен, ему не комфортно. Но точно так, поступает собака, когда ее не накормишь или закроешь в незнакомом помещении.

Так со скольки дети начинают говорить?

Средние нормы, принятые у детских специалистов для оценки развития речи ребенка таковы:

В возрасте семи месяцев появляется артикуляция слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Около двенадцати - ребенок начинает выговаривать первые короткие слова (чаще состоящие из одного слога).

Примерно через полгода, год вы сможете услышать из уст сына или дочери предложения, состоящие из двух, трех простых слов.

В течение второго года жизни речь будет совершенствоваться. И к трем годам малыш уже сможет разговаривать простыми фразами.

К четырем - сложными предложениями.

Но не секрет, что бывают «молчуны», которые упорно не хотят говорить и в три года, хотя со слухом, голосовым аппаратом и интеллектом у них все в порядке.

Почему так происходит? Что мешает малышу начать произносить слова, неужели только любящие родители понимающие свое дитятко с полуслова?

Давайте попробуем разобраться, когда ребенок начинает говорить

Человек существо общественное, он учится, подражая другим, поэтому первым делом, конечно, ребенок должен слышать речь и вовлекаться в этот процесс. Это широко известный факт. Но бывает и так, что с крохой постоянно говорят, а он молчит и даже не делает попыток что-либо сказать. Многие сейчас удивятся (самим-то нам произношение слов дается легко, мы выполняем это действие уже на автомате), а ваш ребенок просто не знает, как это сделать, его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Когда ребенок начинает говорить, да только тогда, когда начнет формироваться в его голове двигательная речевая область.

Следовательно, надо сформировать и развить этот центр. Как это сделать?

Если внимательно изучить карту головного мозга, то можно заметить, что интересующая нас область находится совсем рядом с областью, отвечающей за движения, являясь, по сути дела, ее частью. Значит от того насколько хорошо развиты двигательные навыки ребенка зависит скорость овладения речью.

Учеными были проведены исследования в этой области, и выявлена явная зависимость скорости овладения речью от детей, конкретно от развитости их рук и пальцев (возможности выполнять тонкие движения).

В пять месяцев маленький человечек начинает противопоставлять другим пальцам руки большой. Захват предмета теперь осуществляется не ладонью, а только пальцами. Через два месяца малыш произносит первые слоги.

В восемь, девять месяцев он берет маленькие предметы двумя пальчиками, а к году появляются первые слова.

В течение всех первых лет жизни сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним прогресс в речи. Никогда не бывает на оборот.

Что делать, если ребенок поздно начал говорить или не говорит вовсе

Вместо того чтобы выяснять у всех подряд А услышав информацию, в панике ругать малыша за его тупоумие или скверный, вредный характер, займитесь Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы. Учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет. Знайте, что существует тест, проводимый у маленьких детей, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Тестирующий педагог просит малыша по очереди (подражая ему) показать один, два и три пальца. Если движения получились четкими, значит, ребенок говорящий.

Любите и развивайте своих детей.

На вопрос о том, в каком возрасте дети начинают произносить слова, до сих пор нет единственно верного ответа. Да, существуют некие «подогнанные» под единые рамки стандарты, по которым так или иначе развиваются все физически и психически здоровые дети. Но при этом имеющиеся усреднённые данные в действительности не отображают реальной картины полностью, поскольку развитие детей вообще и развитие детской речи слишком отличаются от статистической информации.

Так, есть дети, которые в 10-12 месяцев уже вполне сносно владеют активным словарем из 10-15 слов. Но также часты случаи, когда малыши в возрасте 2,5-3 лет продолжают хранить молчание, хотя всё прекрасно понимают и имеют нормальное психическое развитие.

Уже неоднократно публиковались отчёты психологов и логопедов, в которых они делали безуспешные попытки подсчитать, сколько конкретно и какие слова должны знать малыши в том или ином возрасте. Однако воз и ныне там – речь каждого ребёнка развивается по собственному сценарию, независимо от желаний и усилий мамы и папы, ближайшего окружения, психологов, медиков и логопедов.

Хотя справедливости ради следует отметить, что на развитие речи малышей (а также на то, со скольки лет или даже месяцев они начинают осознанно произносить слова) существенное влияние оказывают окружающая обстановка и условия, в которых дети проживают. Но об этом ниже.

Приблизительные этапы становления речи

  • В промежутке от 1 месяца до пяти здоровые младенцы учатся реагировать на обращенные к ним реплики взрослых, перестают плакать и пытаются сосредоточиться на образе взрослых. К 3 месяцам среди звуков, издаваемых грудничками, отчетливо проявляются согласные звуки. Кроме этого обычно к 3 месяцам малыши уже умеют «агугать» и «гулить». В 5 месяцев многие младенцы «поют» – произносят продолжительные «реплики» на своем «малышовом языке» со сменой интонации, громкости и даже некоторой эмоциональностью.
  • В возрасте 6 месяцев многие дети уже умеют произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Конечно же, это ещё не слова, но уже явные предпосылки для них. В этот же период формируется правильная реакция на интонации, они учатся распознавать знакомые голоса.
  • Примерно в 8 месяцев формируется устойчивая речевая функция – малыши все чаще и охотнее лопочут, т. е. повторяют одинаковые слоги с четким пониманием того, о чем они говорят. Например, повторяя «ма-ма» или «па-па», малыш полостью осознает, что обращается к родителям. В личном словаре ребёнка увеличивается объём активно используемых звуков, букв и слогов. На этом этапе мальчики и девочки развиваются более-менее одинаково.
  • В промежутке между 9 и 12 месяцами происходит активное развитие словаря, появляются первые осознанно произносимые слова, причём не в качестве случайного набора звуков, а в качестве конкретного обращения. Например, мама, папа, баба, ляля и т. д. Кстати, «мама» – далеко не всегда первое слово малыша. В возрасте 9-12 месяцев дети уже достаточно хорошо понимают взрослых, сносно выполняют несложные указания и просьбы (поцеловать маму, погладить кису, выбросить бумажку в мусор).
  • Некоторым детям в возрасте 1 года, произнося простые слова и демонтируя простые жесты, удается объяснить взрослым свои желания, намерения или планы. Хотя, согласно среднестатистическим данным, более-менее сносно малыши начинают разговаривать примерно в 15-18 месяцев, когда их словарный запас, в некоторых случаях, увеличивается до 20-30 слов. Это совсем не означает, что в этот период наступает момент, когда ребёнок должен начать говорить в традиционном нашем понимании, но зачастую это случается именно в этот момент времени.

Конечно, в возрасте 1,5 лет речь ещё слишком невнятная, так что часто произносимые слова и фразы может разобрать только мама.

  • На 21 месяце жизни малыши начинают употреблять двухсложные предложения: «Мама, дай!», «Баба, иди!», «Тёма бай», «Мама, кушать» и т. д.
  • К 24 месяцам или 2 годам словарный запас «малышни» может состоять примерно из 50 слов. В возрасте 2 лет дети уже, как правило, умеют выполнять более сложные инструкции и просьбы («Отойди от телевизора и сядь в кресло!», «Убирай свои игрушки, пора идти спать» и др.). В этом периоде дети уже умеют идентифицировать себя в обществе, правильно употребляют местоимения и начинают проговаривать более сложные предложения, состоящие из 3-4 слов, начинают более охотно общаться со сверстниками, и при наличии такой возможности их речевое становление развивается семимильными шагами.
  • В 36 месяцев или к трем годам словарный запас полностью здоровых детей может состоять из 250-700 слов. Они знают числительные, предлоги и глаголы. В возрасте 3 лет дети хорошо понимают прочитанные им стихи и сказки, могут их пересказывать в той или иной степени близко к тексту, начинают задавать массу вопросов и даже пытаются самостоятельно на них отвечать.

Приведенная выше статистика – весьма условная и неоднозначная. В действительности же, на тот момент, когда ребёнок начинает говорить, имеет влияние масса других не менее важных факторов. Но, даже несмотря на это, примерно к 3-3,5 годам все здоровые дети уже должны уметь более-менее сносно изъясняться на родном языке таким образом, чтобы не только мама понимала, о чем говорит малыш, но и другие люди, в том числе сверстники.

Факторы, влияющие на развитие речи

  1. Психическое и физическое здоровье имеет если не определяющее значение в развитии детской речи, то одно из первых.
  2. Ближайшее окружение малыша также один из важнейших факторов, способствующих развитию речи. Так, например, не стоит ждать развития речи в рамках установленной нормы у малыша, рожденного в семье глухонемых родителей. В семьях, где малышу уделяется недостаточно внимания, там, где с ним не стремятся разговаривать или вербальные коммуникации сведены к минимуму, также наблюдается некоторое отставание от установленных норм.
  3. Психологическая обстановка в семье, где проживает ребёнок, имеет огромное значение. В домах, где постоянно наблюдается нестабильный эмоциональный фон, происходят частые конфликты, ребёнок переживает стрессовые ситуации (испуг, переезд, расставание с близким человеком и т. д.) возможны нарушения в речевом развитии и отставания от норм и стандартов.
  4. Личная заинтересованность и мотивация ребёнка – ещё один важный элемент, способствующий становлению речи или тормозящий её развитие. В семьях, где попытки произносить новые слова и фразы пресекаются излишней опекой, «угадыванием» желаний малыша, дети, как правило, не заинтересованы в скорейшем пополнении словарного запаса.

Важно понимать и учитывать, что момент, когда ребёнок начинает говорить – у каждого свой, со скольки лет малыш начинает произносить свои первые слова – личная особенность ребёнка, однако – это болезнь, диагностировать которую могут только специалисты: врачи, психологи и логопеды. Никак не мама или другие родственники, не имеющие необходимой квалификации.

Что ещё нужно знать родителям

Кроме условных стандартов развития деткой речи есть и иные обстоятельства, влияющие на то, во сколько лет заговорят малыши.

  1. Существует мнение, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. Это объясняют особенностями развития нервной системы. Однако и эта норма имеет свои исключения, при которых мальчики начинают произносить слова и предложения в более раннем возрасте.
  2. В паре близнецов обычно один из малышей начинает разговаривать раньше, делает это более активно и охотно по сравнению со вторым. Такая ситуация – норма, она особенно характерна для семей, где близнецы – мальчики. У разнополых двойняшек или у близнецов-девочек такой особенности не отмечают.
  3. Заметить какие-либо нарушения в речевом развитии малыша от рождения до 8-9 месяцев практически невозможно. Точно также неравнодушным родителям очень сложно не заметить их в возрасте 3-3,5 лет.
  4. Нередки случаи, когда полностью здоровые дети в возрасте 4-5 лет по тем или иным причинам не желают осваивать родную речь. В подобных ситуациях все же не помешает своевременная консультация со специалистами, иначе слишком вероятны сложности в процессе социализации и обучения таких молчунов.
  5. Если специалисты диагностируют нарушения в речевом развитии ребёнка, занятия по их исправлению могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Вовремя принятые меры позволят не столько повысить их эффективность, сколько исключить возможные осложнения.

Таким образом, очень важно знать, в каком возрасте дети произносят первые слова, но не менее важно понимать, что строгих рамок и четких границ не существует. Речевое развитие малыша будет проходить в рамках установленных норм, если он заговорит и в 10 месяцев, и в возрасте 3 лет.

Здравствуйте, дорогие читатели!

А Вы знаете, когда ребенок должен начать говорить? Как развивается его речь? Как мама может помочь крохе быстрее заговорить, и каких случаях малышу необходима помощь специалиста? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Становление и развитие речи – неотъемлемые этапы развития крохи. Нам так хочется, чтобы малыш побыстрее заговорил! И это понятно – так с ним проще общаться, становится понятнее, чего он хочет и что его беспокоит. Он становится спокойнее, и обладает достаточным количеством инструментов, чтобы объяснить свои потребности и желания.

Но речь не включается просто нажатием кнопки, и не «запускается» сама собой в каком-то определенном возрасте. То есть, вот исполнится крохе год и два месяца – и он начнет декламировать стихи. Резко и без подготовки. Но так если и бывает, то очень нечасто. Ведь речь ребенка тоже формируется постепенно. Вначале накапливается пассивный словарный запас, а затем уже включается активный. И у детей этот момент может наступать в разное время.

Конечно, существуют сроки появления в лексиконе малыша определенных звуков и слов. Но они все же являются примерными, и необходимы для ознакомления, а не точного сопоставления и нарастающей паники из-за несоответствия. Давайте и мы рассмотрим периодизацию речи.

Формирование речи: что за чем идет?

Предлагаю сейчас познакомиться с речевыми этапами, которые проходит ребенок в своем развитии. Для удобства они сгруппированы по возрастам.

Малыш до года

Все родители с нетерпением ждут от крохи первого «агу». Ведь оно обозначает начало важного этапа развития речи малыша – гуления. Карапуз начинает агукать, выдавать веселые рулады преимущественно из гласных звуков. К ним добавляются согласные к, г, н. Все это начинается примерно в возрасте двух-четырех месяцев. Где-то в полгода может появиться первый слог – «ма» или «ба». Малыш уже начинает потихоньку понимать речь: он прислушивается к голосу мамы, узнает знакомый голос.

На смену гулению приходит лепет. На этом этапе кроха повторяет одинаковые слоги: «па-па», «да-да», «ба-ба» и т.п. он использует в речи звуки: м, б, п, к, г, а, э. Такая «речь» появляется в возрасте около семи-восьми месяцев. А уже к десяти месяцам карапуз практикует минимум 1-2 «слова» – «баба», «ляля».

В возрасте 1 года лепетных слов в запасе крохи уже около 3-4. Он понимает значение отдельных слов и умеет их соотносить с предметами. Он даже может понимать самые простые инструкции, сопровождаемые жестами, типа «дай ручку», «поцелуй маму», и всеми любимое «нельзя».

Где-то к первому юбилею кроху ждут первые осмысленные слова. Это долгожданные «мама», «баба», «папа», а также «дай». Появляются и звукоподражания типа «ко-ко», «ту-ту», «мяу».

Малыш от года до двух

В этот период ребенок обычно начинает стремительно увеличивать свой словарный запас. Так, он выдает слова в большом количестве, преимущественно глаголы и существительные.

Где-то к полуторагодовалому возрасту кроха имеет словарный запас около 6-20 слов, он может показать на картинке знакомые слова. А к двум годам может использовать простые предложения типа «Ляля, дай!» или «Мама, ди!». Словарный запас в районе 50 слов. Карапуз умеет показывать пять частей тела, он понимает и выполняет верно двойную инструкцию типа «иди в кухню и принеси ложку», умеет правильно использовать местоимения я, мне, ты. Также он усваивает новые звуки: ф, т, в, н, х. Свистящие и шипящие звуки кроха обычно пропускает, или заменяет их уже освоенными.

Малыш от двух до трех лет

В это время кроха начинает использовать в речи предложения из трех-четырех слов. У него уже появляются прилагательные и наречия, а также вопросительные слова.

В два с половиной года малыш уже может понимать действия в различных ситуациях – «кто сидит, а кто лежит, покажи», и значение предлогов в стандартной ситуации – «на чем ты сидишь?». Ребенок уже умеет правильно произносить звуки: з, с, л, знает понятие «один». Также он может наизусть заучивать простые стишки и рассказывать легкие истории.

Малыш от трех до четырех лет

В данном возрасте словарный запас малыша составляет около 250-700 слов. Он умеет говорить предложениями из нескольких слов, приблизительно пяти-восьми. Он пользуется множественным числом слов, выполняет инструкции с простыми предлогами типа «положи ложку на тарелку». Кроха может назвать свое имя, возраст и пол. Он также использует в речи союзы если, потому что, когда. Сейчас ребенок уже понимает значение коротких сказок и рассказов.

Малыш от четырех до пяти лет

Словарный запас карапуза составляет в этом возрасте около 1500-2000 слов. Ребенок уже может использовать в речи сложные предложения, а также слова до, по, после, вместо, куда, что, сколько. Чадо умеет правильно произносить шипящие: ж, ш, ч, щ, и звук ц. Пропадает смягченное произношение согласных звуков.

Малыш от пяти до шести лет

Словарный запас ребенка – около 2500-3000 слов. Он уже не переставляет слоги и звуки, не пропускает их в словах. При построении предложений использует все части речи.

Кроха знает все звуки родного языка и может их правильно использовать в речи. Также он использует обобщающие слова.

Малыш от шести до семи лет

Словарный запас ребенка – около 3500 слов. Дитя активно собирает образные слова и выражения, может использовать устойчивые словосочетания. Развивается речевое и языковое внимание, логическое мышление, память, а все это очень важно для успешного обучения в школе.

Ребенок способен усваивать правила грамматики, пытается активно объяснять значение слов.

Когда ребенок должен заговорить?

Думаю, теперь, когда Вы уже знаете основные этапы развития речи ребенка, что во сколько должно появиться, Вам уже будет проще понимать, что и где необходимо «подтянуть». К тому же, можно спокойно наблюдать прогресс в развитии крохи, поочередное приобретение новых навыков и умений. Ведь малыш не перепрыгнет на следующую ступеньку развития, пропустив предыдущую. А, значит, если в чем-то и вышла небольшая заминка, но прогресс есть, то Вы с карапузом идете в правильном направлении.

Конечно же, развитию речи ребенка уделять внимание просто необходимо. Но не стоит делать трагедию, если он говорит не три положенных в этом возрасте слова, а два. Говорите с ним, занимайтесь пальчиковой гимнастикой, развивайте мелкую моторику, используйте специальные упражнения для развития речи.

Другое дело, если малыш вообще молчит, не реагирует на речь взрослых, отказывается понимать и принимать инструкции, его речь не развивается. В таких случаях необходимо обратиться к специалисту. И, бесспорно, Вы можете просто сходить с ребенком на консультацию к логопеду в любом возрасте, чтобы просто убедиться, что все у вас идет своим чередом.

Существует мнение, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчишки. Последние считаются более «ленивыми» в плане развития речи. Действительно, такую тенденцию мы наблюдаем достаточно часто. Но в большинстве своем к школе дети уже говорят одинаково хорошо.

Желаю Вам чудесного материнства и ярких бесед с любимым крохой!